Я человек и имею право…
классный час (9 класс) по теме

Кузнецова Валентина Викторовна

Внеклассное мероприятие

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imeyu_pravo.docx39.25 КБ
Файл 1.docx38.17 КБ
Файл 2.docx83.28 КБ

Предварительный просмотр:

Я человек и имею право…

Цели:  воспитание гражданской ответственности; формирование правового     самосознания; развитие представлений о своих правах, их взаимосвязи с правами других людей и о своих обязанностях; дальнейшее развитие навыка уважать чужие права и стремления, отстаивать свои; показать единство прав и обязанностей для детей-подростков.

Плакаты- эпиграфы:

  • Храни порядок и порядок сохранит тебя (латинское изречение).
  • Знание прав определяет добросовестное выполнение обязанности (Б. Франклин).
  • Живи по закону, поступай по совести (латинское изречение).
  • Изучая свои права, мы получаем возможность жить и поступать по справедливости   (Г. Лихтенберг).
  • Учись думать о себе и о других (китайская мудрость).

Ход мероприятия

(Слайд 1) Ф. М. Достоевский писал: «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка». Эти слова сейчас очень часто повторяются, но при этом мало кто руководствуется этой абсолютно нравственной мыслью.

Попытаемся ответить на вопрос, что такое права человека. Послушайте легенду. (Слайд 2)

Сообщение учащегося. «Давным-давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.

В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя не платить налоги, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государства Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, безнаказанно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств, и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали счастливы и довольны.

Страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности, так как в стране появились законы.»

Что такое «закон»? Давайте обратимся к словарю. (Работа по словарю Ожегова)

Закон – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый высшим законодательным органом государства.

В каждом государстве свои законы, но все они служат для того, чтобы человеку жилось лучше. В них говорится о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги-сборники документов.

Давайте снова обратимся к словарю и узнаем, что такое «право». (Работа со словарём) (Слайд 3)

Право – это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь. Право – это условия для учёбы, работы, жизни, которые государство даёт человеку. Их не нужно покупать, зарабатывать. Они одинаково принадлежат всем людям.

 Мы все рождаемся свободными и равными по достоинству и в правах – права человека считаются всеобщими. Давайте вспомним их. (Слайд 4)

         Какие вы знаете права? А для чего человек должен знать свои права? (ответы детей)

Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни. Современное государство стремится обеспечить выполнение прав и свобод человека для тех, кто живет на его территории. Многое в этом деле зависит так же и от общества, от самих людей.

Какие это права? (Слайд 5) Например, право на жизнь, на гражданство, на личную неприкосновенность, на свободу совести и религии, на управление страной и т.д. Это – права взрослых людей. Они записаны во Всеобщей декларации прав человека и в Конституциях стран.

Дети такие же граждане страны, как и взрослые. Разница заключается лишь в том, что до определённого возраста закон не разрешает им заниматься тем, что не соответствует их возрасту. Например, до 18 лет детям запрещено совершать дорогостоящие сделки, принимать участие в выборах, организовывать политические партии. А что же можно детям до 18 лет? Многое.

В большинстве стран мира решили, что у детей должны быть свои права. Эти «детские» права находятся в точном соответствии с правами взрослого человека, но они учитывают возможности детского возраста и чисто детские проблемы и заботы.

Зачем детям нужно знать свои права? Чтобы быть максимально защищёнными от посягательств на свои интересы. Чтобы быть разумно свободными в своих действиях. Чтобы знать пределы своей свободы. Те пределы, за которыми начинается свобода другого человека.

Права ребёнка закреплены в довольно большом количестве международных документов. Мы с вами рассмотрим два из них: Декларацию прав ребёнка 1959 года и Конвенцию о правах ребёнка 1989 года. В них – основное содержание прав тех, кому ещё не исполнилось 18 лет.

Сообщение учащегося. В Декларации прав ребёнка 1959 года всего десять статей. Этот документ является рекомендацией для государств и всех взрослых людей. Суть этого документа выражена в начале текста статьи 6: «Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной  и материальной обеспеченности…»

Однако время и положение детей потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребёнка. (Слайд 6) Она ныне является главным международным документом, в котором изложены детские права.

Сообщение учащегося. По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 принципов, Конвенция имеет 54 статьи и является наиболее полным документом, в котором права ребёнка приобретают силу норм международного права. (Слайды 7, 8) Конвенция включает в себя группы:

1) основные права – на жизнь, на имя; (Слайд 9)

2) обеспеченное семейное благополучие ребёнка (обязывает родителей заботиться о детях); (Слайд 10)

3) свободное развитие личности ребёнка (свобода мысли, совести, религии); (Слайд 11)

4) здоровье детей (право на медицинское обслуживание); (Слайд 12)

5) образование детей и их культурное развитие; (Слайды 13, 14)

6) защита ребёнка от экономической и др. эксплуатации. (Слайды 15, 16)

В декларации прав человека записано, что главное право каждого человека — право на жизнь (Конвенция о правах ребёнка ст.6). Оно означает, что любой ребёнок, независимо от состояния здоровья, имеет право родиться на свет и получить от своего государства всё необходимое для полноценной и достойной жизни. 

Но так было и так думали  не всегда.

   Вспомним историю, как раньше обстояли дела с правами ребёнка?          

Во Франции в старину детей, которые были в тягость, родители продавали нищим. Об этом писал В. Гюго в романе “Человек, который смеётся”. (Продажа детей с целью заработка.)

Как вы считаете, могут ли дети быть предметом торговли?

Право на личную свободу и уважение личности ребёнка говорит о том, что нигде в мире дети не должны быть предметом торговли. Это означает, что древние обычаи и порядки должны быть забыты и детей никто в мире не имеет право похищать, покупать и продавать.

Древняя  Спарта  славилась своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. Каждого новорождённого мальчика осматривали и решали: если крепкий и здоровый - пусть живёт. А если родился слабым, больным — бросали   его вниз со скалы.

Как вы думаете, правильно, справедливо поступали так по отношению к детям? Объясните свою точку зрения.

Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым — помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым, больным ребёнком, но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил все свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах Суворов переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством А.В.Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.

Ребята, 29-ая статья Конвенции гласит, что у человека есть не только права, но и обязанности. Давайте обратимся к словарю и узнаем, что такое обязанности(Работа со словарем). (Слайд 17, 18)

 Обязанности - это объективно необходимое, должное поведение человека. Обязанность – это требование к поведению и отношению (к учёбе, к работе, к людям), которые человек должен выполнять. «Нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав».    

А какие  обязанности есть у детей? (Слайд 19, 20)

 Итак, ученик обязан… (соблюдать устав общеобразовательного учреждения, добросовестно учиться, беречь школьное имущество, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учреждения, выполнять требования работников учреждения)

Не бывает прав без обязанностей. Если ребёнок хочет, чтобы его права признавались, он должен соблюдать и считаться с правилами, которые действуют в государстве и обществе, слушать родителей и быть к ним внимательным, жить в мире и дружбе с окружающими, беречь природу.

Страница 1. «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»

(распределить права и обязанности школьников)

  1. Бесплатное образование    (право)
  2. Активность в приобретении знаний   (право)
  3. Уважать мнение всех учащихся и учителей   (обязанность)
  4. Удобное рабочее место   (право)
  5. Посещать школу в предназначенное для этого время   (обязанность)
  6. Защита личной собственности   (право)
  7. Посещение школьных мероприятий   (право)
  8. Не пропускать учебные занятия без уважительной причины   (обязанность)
  9. Вести себя корректно на переменах и на уроках   (обязанность)
  10. Деловое сотрудничество с учителем   (право)
  11. Соблюдать ПДД, ППБ, а также технику безопасности   (обязанность)
  12. Беречь школьное имущество   (обязанность)

Я предлагаю вам проанализировать ситуации, ответить на вопросы: нарушаются ли права ребёнка? Учимся отличать дозволенное от запрещённого (что можно, а что нельзя). Вспомните, что иногда случается на уроках.

1. Во время урока ты свободно ходишь по классу, т.к. считаешь, что имеешь право на свободу передвижения.

        А теперь давайте разбираться. Что же происходит? У тебя есть право на свободу передвижения, а учитель недоволен, сажает на место. Значит ли это, что учитель нарушает твоё право? Право, которое защищают все законы и документы! Дело в том, что человек не может быть полностью свободен. (Слайд 21) Твоё право кончается там, где начинаются права других людей. Закон, обязанность примерно себя вести на уроке не разрешает тебе ходить по классу. И ещё, по закону, ты не имеешь права мешать другим учиться, ты нарушаешь права других ребят.

2. Вы разговариваете с товарищем на уроке, т.к. считаете, что имеете право на свободу слова. (Право – на свободу слова. Обязанность – уважать учителя, не мешать проведению урока)

3. На уроке ты слушаешь песенку по телефону, т.к. считаешь, что у тебя есть право на пользование культурными достижениями. (Право - на пользование культурными достижениями. Обязанность  -  выполнять распоряжения учителя на уроке)

4. На перемене  в нашей школе часто слышатся нецензурные выражения. Учителя постоянно делают замечания, вызывают на Совет профилактики. Вы спокойно отвечаете: «Мы не вам это говорим, а просто вылетело». Какие обязанности ученики не соблюдают?

Мы все с рождения, знаем о своих правах, но часто забываем  том, что  такие, же права есть и у других людей, а вместе с правами, у нас есть ещё и обязанности.

Давайте посмотрим сценки, приготовленные ребятами.

Сценки из школьной жизни

Староста: Вася, ты сегодня дежурный. Останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Вася:  Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.

Ваня: Вика, я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!

Вика: Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!

Мария Степановна: Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!

Ваня: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Первоклассник (обращаясь к учителю): Меня обидел ваш ученик, вот этот.

Учитель: Успокойся, не плачь. Расскажи, в чём дело.

Первоклассник: Он подставил мне подножку.

Серёжа: А он не имеет право унижать моё достоинство, показывая мне рожицы.

Правильно ли ребята поняли свои права и обязанности? (объяснение детей)

СЦЕНКА

Серёжа. В школе пробыл я полдня

                 И теперь вот у меня

                 Просто буря в животе-

                 Мысли только о еде.

Мама.    Кто с порога – и за ложку?

                Руки вымыл бы, Серёжка!

Серёжа.  Нет, ты, мама не права,

                 Я свои узнал права.

                 Меня мыться заставляешь?

                 Мою личность притесняешь!

Бабушка.  Ой, с давлением беда.

                    Ты, покушаешь когда,

                     То в аптеку, внук, сходи,

                     Мне таблеточек купи.

Серёжа.    Что ты, бабушка, детей

                    Эксплуатировать нельзя.

                     Одевайся потеплей

                     И иди скорей сама.

Мама.       Ну, тогда помой посуду,

                   Можешь это или нет?

Серёжа.     Что ты, мама, нет, не буду:

                     Ведь на детский труд запрет.

                     Право есть на отдых, кстати,

                     Поваляюсь на кровати.

Мама.     Прав у мам, как будто, нет!

                 Завтра сам готовь обед!

                 И задачу номер пять

                 Будешь, сын, ты сам решать.

Бабушка.   Да и брюки завтра к школе

                    Сам, внучок, погладишь, что ли.

Мама.       Твои права мы уважать,

                   Конечно же, должны.

Бабушка.    Но только должен ты узнать-

                     Права у всех равны.                                      (Стихотворение Резник Ф.Э.)

Помните: сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам да девицам урок? О каких правах идёт речь? Какие права нарушаются? Какие осуществляются? Попробуйте рассудить героев сказок и указать, какие их права были нарушены.

Страница 2. «ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ»

1. Здравствуйте, дорогие ребята. Пишет вам Гарри Поттер. Мой дядя Джон и тётя Эльза не пускают меня в школу в Хадвардс. Я очень хочу учиться и стать настоящим волшебником. Скажите, какие мои права нарушаются?

2. Здравствуйте, ребята. Пишет вам Маугли. Я рос в лесу и совсем не общался с людьми. Меня поймали злые люди и посадили в клетку. Кормят объедками и совсем не дают воды. Если вы срочно назовёте все мои нарушенные права, то меня освободят.

Страница 3. «ПРАВОВАЯ»

(назвать какое право нарушено в каждой сказке)

  1. Какое право нарушила ведьма в отношении Алёнушки в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (Право на жизнь)
  2. Какое право зайца защитил петух в сказке «Заюшкина избушка» (Право на жилье)
  3. Каким своим правом воспользовалась лягушка в сказке «Лягушка-путешественница» (Право на свободу передвижений)
  4. При помощи Папы Карло, каким правом воспользовался Буратино в сказке «Золотой ключик» (Право на образование)
  5. Какое право Золушки нарушала мачеха, заставляя ее работать день и ночь, и не разрешая играть и развлекаться (Право на отдых и досуг)   (Слайд 22)
  6. Каким правом может воспользоваться Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями? (Право быть ребенком до 18 лет и иметь права как все дети)  (Слайд 23)
  7. Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какое право мальчика он нарушает? (Право на личную жизнь, тайну корреспонденции)  (Слайд 24)
  8. Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Право на защиту от незаконного перемещения)
  9. Какое право нарушил медведь в сказке, собравшись жить на крыше (Право на неприкосновенность жилища)
  10. Какое право нарушил Синьор Помидор, упрятав Чипполино за решётку? (Право на свободу и презумпцию невиновности)

Страница 4. «ДЕТЕКТИВ»

(по описанию назвать героя сказки)

  1. Он имел право на свободное передвижение в пределах страны, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок)
  2. Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых её жизнь была в опасности. (Лиса)
  3. Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино)
  4. Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение, пока самозванка не была выставлена из дома. (Заяц)
  5. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на её жизнь было совершенно покушение, а её бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная Шапочка)

(по описанию правонарушения назвать сказку)

  1. В какой из сказок личность, во всех отношениях серая, осуществляет коварный план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё заканчивается благополучно? («Красная Шапочка»)
  2. В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано? («Волк и семеро козлят»)
  3. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сын царя и сжигают его. («Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная»)
  4. В какой сказке одна дама, воспользовавшись добрым поступком своего мужа, использует его для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет всё из-за непомерной тяги к стяжательству? («Сказка о рыбаке и рыбке»)
  5. В этой сказке добрая рябая птица уступила свою собственность (золотое изделие) пожелавшим разделить его на части, но не сумевшим это сделать. В итоге - богатство было уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба»)

Страница 5. «ПЕСЕННАЯ»

(прослушайте несколько песен; необходимо определить, о каком праве поётся в песне).

  1. «Песня бременских музыкантов»  (Право на свободу передвижения. Право на свободу мирных собраний.)
  2. «Чему учат в школе»  (Право на образование.)
  3. «Песенка мамонтенка»  (Право на то, чтобы ребёнок не разлучался со своими родителями вопреки желанию. Право жить и воспитываться родителями.)
  4. «Чунга-Чанга»  (Право на отдых. Право пользоваться благами.)
  5. «В каждом маленьком ребёнке»  (Право на всестороннее развитие.)

Вывод:

У всех людей есть те или иные права и обязанности. Чем больше у человека прав, тем больше у него и обязанностей.

Если права нарушаются, какие чувства испытывает человек (обида, растерянность, возмущение и т.п.)?

Часто, сами того не замечая, мы нарушаем права других людей. Например, берём без разрешения чужую вещь, мешаем учителю вести урок, обижаем младших, грубим родителям. Также могут нарушаться и наши права.

Как сделать, чтобы ничьи права не нарушались?

Правила, обеспечивающие соблюдение личных прав:

  • Для того, чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других людей.
  • Заявляя о своих личных правах, надо помнить, что они есть и у всех остальных.
  • Уважай личные права других людей так же, как ты хочешь, чтобы уважали твои.

Помните и всегда соблюдайте золотое правило этики: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой.»



Предварительный просмотр:

Я человек и                      имею право…D:\Мама\Корзина\img1.jpg



Предварительный просмотр:

http://i.kemdou206.ru/u/ce/12d718912811e28f84bd07826c674f/-/488688947.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я человек, и я имею право.

Игра - конкурс по правам человека. Знать свои права необходимо, чтобы сохранить человеческое достоинство, быть в ладу с собой и окружающим миром...

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"....

Внеклассное мероприятие по праву. "Имею право, но обязан"

В каждом обществе есть свои права и обязанности,  которые все должны знать и помнить. Мероприятие "Имею право, но обязан" поможет ребенку запомнить основные права и не забывать про обязанно...

Классный час "Имею право на права"

Классный час для учащихся 5-6 классов, посвященный Дню Конституции....

Разработка открытого классного часа "Мои права. Имею право"...

Классный час "Мои права. Имею право"... проведён в рамках районного конкурса "Самый классный классный - 2011". Отмечен, как лучшее воспитательное мероприятие....

Я-ребенок, я-человек, я тоже имею права!

Классный час, посвященный правам детей...

Конспект занятия «Я - ребенок. Я - человек. Я - имею свои права»

Тема: «Я имею право»Форма проведения: игра-викторина.Цели.Образовательные: Продолжать знакомить детей с их правами. Учить выражать свои права в системе символов. Формировать в форме игры у...