«…Собирал человек слова»
материал (5 класс) на тему

Лапкаева Людмила Альбертовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_dale.docx36.47 КБ
Office presentation icon dal.ppt2.39 МБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие в 5 классе

 «…Собирал человек слова»

Цели занятия:

- познакомить учащихся с биографией В. И. Даля, с «Толковым словарем живого великорусского  языка»

- привить интерес  к русскому языку, к устному народному творчеству.

- развивать мышление, память, внимание.

Оборудование:

- выставка книг о В.И. Дале, различные издания «Толкового словаря»

- карточки с названиями станций,  со скороговорками,  подборки пословиц,

Ход  занятия- путешествия.

Эпиграф на доске:

Всему название дано – и зверю, и предмету,

Вещей вокруг полным – полно, а безымянных нету.

И все, что может видеть глаз- над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас, - означено словами.

А. Шибаев

Ведущий:- Караваем и солью, хлебом-солью принято у нас, на Руси, встречать гостей - караваем, лежащим на подносе с вышитым рушником.

Чтец:

Если мы хотим кого-то

 Встретить с честью и почетом,

 Встретить щедро, от души,

 С уважением большим,

 То гостей таких встречаем

 Пышным круглым караваем.

 Он на блюде расписном

 С белоснежным рушником!

 С караваем соль подносим,

 Поклоняясь, отведать просим,-

 Дорогой наш гость и друг,

 Принимай хлеб-соль из рук!

Ведущий: - Без каравая не обходится и ни один день рождения. На именинах водят хоровод и поют песенку "Каравай", которую вы все прекрасно знаете.

Ученик:- Каравай - самый древний хлеб у славян. Старое его название - коровай - подсказывает, что оно сродни слову "корова". Так оно и есть. Ещё предки славян пекли его на коровьем молоке в дни языческих праздников, на которых в жертву бога Солнца приносили этих животных. Этимологический словарь дает и другое объяснение названия: по внешнему сходству с коровяком - коровьей лепешкой.

Ученик:- В "Толковом словаре" Владимира Ивановича Даля и в "Словаре русских народных говоров" семейство слов вокруг слова "каравай" большое. Каравайник - это и посудина, в которой печется хлеб; и человек, который перед свадьбой носит каравай по селу, преподнося его потом молодым; и девичник, на котором каравай подается.

Ученик:- А каравайница - это и стряпуха, что печет хлеб для молодых, и ветка, украшающая этот хлеб.

Ученик:- Каравайцы - это и крутая каша, запеченная в миске (Тульская область), и пшеничные блины (Рязанская и Тамбовская области), и толстая лепешка (Новгородская область). Караваечник, каравайщик - и пекарь, и хлеботорговец. В разных областях караваем называли не только круглый белых хлеб, но и различные пироги и печево.

Ученик:- У новгородцев каравай- это не обязательно круглая, а вообще любая буханка хлеба. У уральцев каравай только ржаной, а пшеничный уже - калач. У архангельцев - из смеси ячменной муки и ржаной. У туляков и орловцев караваем называли и запеканку с яйцом, маслом и молоком. У новгородцев - круглый пирог с курицей, свининой; а у пермяков- сладкий пирог, состоящий из маленьких пирожков или сдобных колобков.

Ученик:- Но одна роль каравая общая для всех уголков страны - свадебная. В Смоленской области даже саму свадьбу называют - караваем! Везде есть обычай "молить каравай". Это когда молодые берут с собой на венчание большой ржаной ситник, а на другой день свадьбы дружка разрезает его пополам над склоненными головами молодых, трижды складывает и раскладывает. "Помолили" каравай - будут жить дружно, как две половинки целого, до брильянтовой свадьбы.

Ученик:- Еще есть обычай "Давать на каравай", то есть подносить молодым подарки. А также "приглашать караваем"- развозить его приглашенным на свадьбу.

Караваем же называли один из трех пиров у молодых после свадьбы, "кряжий пир" на свадьбе, где подавался обрядовый каравай, и обед у жениха для родственников невесты.

Ученик:- Человек, который охранял обрядовый каравай, прикрыв его шапкой, чтобы не украли, назывался каравайный.

Каравайными звали и обрядовые свадебные песни: они исполнялись во время печенья этого хлеба.

Ведущий:- В народе до сих пор осталось много присказок и пословиц о каравае, а также родились новые.

Дети (по очереди):

- Сесть бы мне на колодинку, на клочок, съесть бы мне каравашечек (из сказки).

- Каравай твой еще не упекся (то есть рановато еще жениться).

- На чужой каравай живота не порывай.

- С врагами не караважься.

Ведущий:- Одно слово "каравай", а сколько значений, историй, поучений, мыслей. И это мы узнали из одной книги "Толковый словарь живого великорусского языка В. И Даля".

А  вот что это за человек, что он сделал для всего нашего народа, для русской культуры и словесности, мы поговорим сегодня.

Слово учителя:  Ребята!   Сегодняшнее внеклассное мероприятие об удивительном  человеке, который  всю свою жизнь посвятил  великому русскому языку - Владимире Ивановиче Дале. Владимир Иванович обладал талантами в разных сферах - он был моряком, хирургом, чиновником, проявил себя и как инженер, и как ученый. А ещё он всю жизнь собирал слова.  В составленном им « Толковом словаре живого великорусского языка»  более 2оо тысяч слов.  Этот труд до сих пор остается непревзойденным. За этот словарь Даль был удостоен Ломоносовской премии Академии наук и звания почетного академика. Сегодня мы все вместе отправимся в путь по страницам жизни и книг Владимира Ивановича  Даля.

Итак, объявляю 1 станцию  « Библиографическая»

Слова учащихся о биографии В.И.Даля

1Даль родился 22 ноября 1801 года в Луганске. Отец его происходил из датчан, был хорошо образованным человеком, знал медицину и много языков. Еще до рождения Володи принял русское подданство, был патриотом России и этому учил детей, преподавая им уроки истории и литературы. Мать – наполовину немка, наполовину француженка, знала пять языков. Благодаря матери и бабушке детство Даля было радостным.

2 В.И.Даль учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге. Именно здесь проявился у него интерес к русскому языку, он составил первый словарь, в который входило 34 слова кадетского жаргона. В 1819 году Даль поступил на службу морским офицером, сначала на Черноморский, а затем на Балтийский флот.

1В 1826 году Даль меняет профессию и поступает на медицинский факультет Дерптского университета (ныне г.Тарту.) Именно здесь началась его дружба с выдающимся русским хирургом Н.И.Пироговым. Досрочно завершив образование, двадцатилетний хирург отправляется на русско-турецкую войну. Он не только оперирует солдат и офицеров, но и спасает гражданское население от эпидемии чумы.

2К этому времени у Владимира Ивановича накопилось столько записей, что чемодан стал тесен, и командование выделило Далю вьючного верблюда для перевозки груза. Однажды верблюд пропал, попал в плен к неприятелю. Даль был грустен: “Я осиротел без своих записей”. Но, к счастью, через неделю казаки отбили верблюда и привели его в лагерь. С тех пор он не расставался с записями, постоянно пополняя их новыми словами.

1В 1831 году В.И. Даль в качестве полкового лекаря участвовал в военных действиях на территории Польши. И тут он поступил как опытный инженер. Даль построил мост-переправу через реку Вислу - из пустых бочек, лодок. Сооружение было с секретом. Как только русские войска переправились, мост был разрушен, неприятель остался на другом берегу. За этот подвиг Далю вначале объявили выговор, но позже царь Николай 1 наградил его орденом, Владимирским крестом с бантом.

2С 1833 года по 1859 год Даль на правительственной службе Он чиновник в Оренбурге, затем в Петербурге, затем в Нижнем Новгороде. В эти годы приходит к Далю литературная известность. Он знакомится с В. Жуковским, И. Крыловым, Н. Гоголем, В. Одоевским, А. Пушкиным. Известно, что Даль подарил Пушкину сюжет сказки о рыбаке и рыбке. Позже Пушкин подарил Далю свою знаменитую “Сказку о рыбаке и рыбке” с подписью: “ Твоя от твоих. Сказочнику Казаку Луганскому (таков был псевдоним Даля) сказочник Александр Пушкин”. В.И. Даль находился у постели смертельно раненого Пушкина, стараясь облегчить его мучительные страдания. Перед смертью Пушкин подарил Далю свой старинный перстень – талисман с изумрудом.

1Заботясь о полезном чтении народа, Даль писал повести и рассказы, очерки, сказки для детей. Он сознательно использует строй простонародной речи, тон доверительной беседы. Он хотел дать народу полезные для него знания. Вот, например, как выглядит “Таблица умножения” в изложении Даля:

Придет маслёна - будет блин,
Одиножды – один.
Волга Дону пошире
Дважды два – четыре.

Хлеб жнем, а сено косим,
Дважды четыре-восемь.
Без закваски хлеб не месят,
Дважды пять – десять.

2И все же смыслом жизни, самым главным для Даля стало составление “Толкового словаря живого великорусского языка”. Долгие годы он мечтал поселиться в Москве, и в 1859 году его мечта сбылась. Владимир Иванович собрал за свою жизнь 200000 слов. Если их просто записать столбиком в тетрадь (без пояснений), то понадобится 450 ученических тетрадей в линейку..

1Работа над словарем потребовала от составителя словаря энциклопедических знаний. Даль был любознательным и трудолюбивым человеком. Он понимал толк в земледелии и торговле, коневодстве и рыболовстве, судостроении, знал многие ремёсла. Он умел сколотить табурет, выточить на станке шахматы. Построить модель корабля и изготовить тончайшее украшение из стекла, Даль знал 12 языков. Кроме русского, он знал немецкий, французский, английский, а также украинский, белорусский и сербский, владел татарским, башкирским и казахским.

2После выхода в свет словаря Даль катастрофически стал стареть, бездействие его тяготило, ему все время чего-то не доставало.22 сентября В.И.Даль умер. Говорят, что перед смертью он позвал дочь и попросил: “Запиши словечко”.

Учитель: А мы покидаем эту станцию и отправляемся дальше.

Сказки выстроились в ряд.

Встрече с Далем каждый рад.

Эй, ребята, кто за мной?

Сказок мир такой большой!

И , конечно, вам известно:

Сказки Даля интересны.

2 станция « Сказочная страна Даля»

Учитель: Сегодня нас ждёт мир сказок Даля. Ребята, какие сказки  В.И, Даля вы знаете? (« Привередница», « Девочка Снегурочка», « Война грибов с ягодами», « Лиса и заяц», « Медведь-половинщик», « Лиса и медведь»,» Лиса-лапотница», « Старик- годовик»)

Инсценировка по сказке В.И. Даля

 «Коломенская желтая репка»

 Действующие лица:

 Сказочница, Старик, Старуха, Внучка, собачка Жучка, Сосед.

 Картина первая

 Комната в деревенской избе. В центре комнаты за столом сидят Старик, Старуха и Внучка.

 Сказочница: Жили –были старик со старухой, да третья – внучка.

 Старик: Вот уже и снег стаял. Весна пришла.

 Старуха: Пора огород копать.

 Старик: Вестимо , пора. Наточу-ка я заступ (лопату) и пойду в огород.

 Картина вторая

 Огород.

 Старик: Уж как я хорошо огород вскопал! Копал, копал, всю землю по комочку перебрал. Вспушил гряды на диво.

 Старуха: И то верно – хороши гряды! Посею-ка я репу. (Сеет репу)

 Картина третья

 Огород. На грядке появилась репа.

 Старик: Вот так репа у нас взошла-выросла! Зелена, кудрява, ботва стелется по земле, а под землею дуется-наливается желтая репа. Вверх прет, из земли лезет.

 Сосед: Экая репа! Хорош урожай!

 Старуха: Будет нам что постом печь да парить!

 Внучка: (хлопает в ладошки) Вкусная будет репка!

 Картина четвертая

 Огород, спустя некоторое время.

 Сказочница: Вот пришел Успенский пост, что Госпоженками зовут, захотелось дедушке поесть репки –паренки. Пошел в огород, захватил репу за ботву и ну тянуть; тянет, потянет, вытянуть не может.

 Старик: (тянет репу, вздыхает) Видно, одному мне не вытянуть. Эй, старуха, помоги-ка мне!

 Сказочница: Пришла старуха. Схватилась за дедушку и ну тянуть; тянут, потянут вдвоем, вытянуть репки не могут. (Старик и Старуха тянут репку. Сосед поглядывает через плетень)

 Старуха: Внученька, помоги нам!

 Сказочница: Прибежала внучка, схватилась за бабушку и ну втроем тянуть; они репку тянут, потянут, а вытянуть не могут.(Старик , Старуха  и Внучка тянут репку. Сосед поглядывает через плетень)

 Внучка: Жучка, Жучка, помоги нам!

 Сказочница: Прибежала дворняжка Жучка, уцепилась за внучку, и все сам – четверт тянут, а репки вытянуть не могут!

 Сказочница: Прибежал сосед, схватил Жучку за хвост. (Старик , Старуха ,   Внучка и Жучка тянут репку. Сосед поглядывает через плетень)

 Старик: тяжело дышит, утирает пот со лба.

 Старуха: кашляет, обмахивается платком.

 Внучка: плачет.

 Жучка: лает.

 Сказочница: Прибежал сосед, схватил Жучку за хвост, Жучка за внучку, внучка за бабушку, бабушка за дедушку, дедушка за репку; тянут, потянут, а вытянуть не могут!(Все тянут репку, ботва обрывается, все падают).

 Старуха: Ах!

 Старик: Ох!

 Внучка: плачет.

 Жучка: лает.

 Сосед: потирает затылок.

 Сказочница: А репка, как ни в чем не бывало, сидит в земле!

 Сосед: Эх, дедушка, борода выросла, а ума не вынесла; давай заступ, выковырнем ее из земли!

 Сказочница: Тут и Старик со Старухой догадались, схватились за заступ; обрыли репу, вынули, отрясли.

 Старик: копает заступом вокруг репки.

 Старуха и Внучка вынимают репку из земли.

 Старуха: Вот так репа! Ни в один горшок не влезет! Как быть?

 Внучка: А посадим ее на сковороду, да испечем в печи.

 Картина пятая

 Комната в избе. В центре комнаты за столом сидят Старик, Старуха, Внучка, Сосед. На столе репа. Жучка сидит под лавкой.

 Старик: (ест репу) Ох, и вкусна репка!

 Старуха: Кушай, соседушка, кушай на здоровье!

 Сосед: Спасибо, хозяюшка!

 Внучка: А кожурки Жучке дадим! (Бросает Жучке кожурки от репки).

 Сказочница: Вот и сказка вся, больше сказывать нельзя!

 Все герои сказки выходят и кланяются зрителям.

Викторина по сказкам

  1. « Ударили по рукам. На другой день пашню заборонили, посеяли пшеницу, прошли по ниве бороной и ещё раз тут же помянули , что теперь медведю корешки, а мужичку вершки». Что за сказка?

 ( « Медведь-половинщик»)

  1. Что досталось медведю- половинщику от урожая, который они собрали с мужиком? ( Вершки от репы и корешки от пшеницы)
  2.  Кто  спас Снегурочку и привёл домой ? ( жучка)
  3. Кто пел песенку:

« Спи, наша Снегурочка,

Сдобная кокурочка,

Из вешнего снегу скатана,

Вешним солнышком пригретая!

Мы тебя станем поить,

Мы тебя станем кормить,

В цветно платье рядить!

Уму-разуму учить! ( Старик)

  1. Какие грибы приглашал гриб-боровик на войну с ягодами? ( Волнушки, опёнки, сморчки, грузди)
  2. Кого просила о помощи  Малашечка, когда искала братца в сказеке « Привередница»? ( Печь, яблоню, речку, ежа).
  3. Кто пытался выгнать лису из избушки зайца в сказке « Лиса и заяц»? ( Волк, бык, медведь, петух)
  4. Кому удалось её выгнать? ( Петуху)

3 станция « Загадочная»

Отгадайте  загадки:

1.Утка в море, хвост на заборе. (Ковш)

2.Вся дорожка обсыпана горошком. (Звезды на небе)

3.Что растёт без кореньев? ( Камень)

4.У семерых братьев по сестрице. Много ли сестриц? (Одна)

5. Белая кошка лезет в окошко. ( Свет)

6. Шёл долговяз , в сыру землю увяз.( Дождь)

7. Сестра к брату идёт , а он от неё пятится. ( День и ночь)

8. В воде родилась, а воды боится? (Соль)

9. Летит – воет, а сядет землю роет. ( Жук)

10. По сеням и так и сяк , а в избу никак. ( Дверь)

Следующая  4 станция  « Игровая»

«Игра- забава, установленная по правилам»,-пишет Даль в своём словаре.

Как не удивительно, Владимир Иванович был также собирателем русских народных игр. Я предлагаю вам сыграть в игру «Воробышек». Выберем воробья, ставим его в центр круга, он приплясывает по-воробьиному, а по мере песни обязан изображать то, о чем слышит и при этом напевать.

 Хоровод. Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как девицы ходят?

 Воробей Оне так, оне сяк, оне этак и вот так.

     Туда глядь, сюда глядь, где молодцы сидят.

 Хоровод. Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как молодцы ходят?

 Воробей. Оне так, оне сяк, оне этак и вот так.

     Туда глядь, сюда глядь, где голубушки сидят.

 Хоровод. Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как старушки ходят?

 Воробей . Оне так, оне сяк, оне этак и вот так.

     Туда глядь, сюда глядь, молодушки сидят.

 Хоровод. Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как богатые ходят?

 Воробей . Оне так, оне сяк, оне этак и вот так.

     Туда глядь, сюда глядь, молодушки сидят.

 Ребята играют, меняют воробья.

Поиграем в игру « Полетушки». Я называю слова. Если это летающее , то вы машете руками, если не летающее, то хлопаете в ладоши.

Муха, больница,

Голубь, синица,

Груша, вороны,

Комар, макароны,

Галка, треска,

Чибис, сова,

Слон, кукушка,

Аист, погремушка.

А теперь поиграем в игру « Кузовок». Передаём маленькую корзинку и называем слова, оканчивающееся  на ок . Например, замок и т.д. Вот тебе кузовок, клади  в  него , что есть на ок. Не заешь  слово - отдашь залог.

Потом залоги разыгрываются. Чей залог вынется, что тому делать?

5 станция «Скороговорки»

 В.И.Даль считал  скороговорки не просто забавой. “Их заучивают, чтобы натореть в чистом и скором говоре”. В старину скороговорку  называли ещё « трещотка», « лепетун». Объявляем конкурс на лучшее произношение скороговорок.

От топота копыт пыль по полю летит.
Говори, говори, да не заговаривай.
Ткёт ткач ткани на платок Тане.
Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Библиотекарь: Н. П. Фомичова познакомила детей с о словарями В. И. Даля и провела «Игру пословиц»

6 станция « Игра пословиц»

Даль собирал не только слова, загадки, но и пословицы. Многими из них мы пользуемся по сей день , Давайте вспомним пословицы.

Доскажи пословицу:

Кто пахать не ленится/ у того и хлеб родится.
Не спеши языком /торопись делом.
Не пеняй на соседа/когда спишь до обеда.
У ленивого, что на дворе / то и на столе.
На печи лежать /так и хлеба не видать.
Кто рано встает /тому бог подает
Труд человека кормит /а лень портит
У ленивой пряхи / и для себя нет рубахи
Тише едешь/ дальше будешь.

Правда в огне не горит / в воде не тонет.

Собери “рассыпавшуюся” пословицу (для зрителей):

Насмешишь, людей, поспешишь. (“Поспешишь – людей насмешишь”)
Не, рубить, чай, дрова, пить (“Чай пить – не дрова рубить”)
Потеряешь, за, погонишься, своё, чужим. (“За чужим погонишься, своё потеряешь.”)
День, коли, до, нечего, скучен, вечера, делать (“Скучен день до вечера, коли делать нечего”)

 Разберите “ремешки”- пословицы по темам:

Мороз невелик, да стоять не велит.
Красна весна, да голодна.
Лето со снопами, осень с пирогами.
Ученье - свет, а неученье –тьма.
Век живи – век учись.
Слезами горю не поможешь.
Будет и на нашей улице праздник.
Несчастья бояться - счастья не видать.
Завьём горе веревочкой.
Лодырю всегда не здоровится.
Кто не сеет, тот и не жнёт.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Всякое дело мастера боится.
Труд человека кормит, а лень портит.

Темы-“Времена года”, “Наука, ученье”, “Трудолюбие-лень”, “Радость-горе”

7 станция « Словарная»

« Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля -это сокровище русской народной мудрости.

 Что означают данные слова? (Кто точнее угадает, тот побеждает)

Вёдро (ясная погода)
Длань (рука)
Желя (печаль, грусть)
Левретка (борзая собака)
Клёвый (хороший, пригожий)
Суседко (дедушка, домовой)
Фаля (простак, разиня)

Табун(конское стадо)

Кулебяка( длинный пирог из  кислого теста с кашей, капустой или с рыбой)

Околица (граница, окраина деревни , села, посёлка)

8 станция « Знатоки»

Викторина

  1. Назовите город, где родился В.И.Даль. (Луганск)
  2. Какими профессиями владел Даль? (моряк, военный врач, писатель, знаток языка и собиратель слов/лексикограф/)
  3. Каким именем подписывал В.И.Даль свои книжки? (Казак Луганский)
  4. Сюжет какой сказки подсказал Даль Пушкину? (“Сказка о рыбаке и рыбке”)
  5. Как называется главный труд всей жизни В.И.Даля? (“Толковый словарь живого великорусского языка”).
  6. Что означает слово “вёдро”?(Ясная погода)

Подведение итогов, награждение лучших.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Сколько нового вы узнали сегодня о великом сыне земли Русской. Память о таких людях не должна умереть. Даль незаменим и сегодня. Его труды не пропали даром. Даль передает сегодняшнему поколению всю свою любовь к русскому народу и его языку. Сохранить наш язык в его величии - одна из главных задач сегодняшнего времени

Ученик
Слова и фразы нижутся как звенья,
И так растет строка.
И можно различать сердцебиенье родного языка.
...Сидят теперь четыре института
Над словарем одним,
А Даль все так же нужен почему-то,
А Даль незаменим. / М Матусовский

Ученик :

Оставил  большое наследство

И этим нам многое дал

Истинно русский писатель

С короткой фамилией Даль.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий лингвистического вечера, посвященного В. И. Далю – автору «Толкового словаря живого великорусского языка» Собирал человек слова…

Школьный лингвистический вечер, посвященный В.  И. Далю – автору «Толкового словаря живого великорусского языка», «Собирал человек слова…»...

Лингвистический праздник, посвящённый В.И.Далю "Собирал человек слова..." для 4-9 классов

Методическая разработка лингвистического праздника, посвящённого В.И.Далю "Собирал человек слова..." Данная разработка ориентирована на использование во внеклассной работе по русскому языку и литерату...

"Собирал человек слова...", посвящённый В.Далю

«Лингвистический утренник», посвящённый автору «Толкового словаря» В.И. Далю для учащихся 5х - 6х классов...

Собирал человек слова.

Открытое мероприятие к юбилею В.И. Даля...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященное 215-летию со дня рождения В.И. Даля "Собирал человек слова"

В сценарии отражена биография В. И. Даля, история создания Толкового словаря. В заключительной части - викторина на знание пословиц и поговорок, фразеологическиих оборотов...

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку "Собирал человек слова"

Разработка содержит сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку «Собирал человек слова…». Данное мероприятие посвящено жизни и творчеству В. И. Даля и  направлено на ра...

Презентация к внеклассному мероприятию "Собирал человек слова"

Призентация к внеклассному мероприятию по русскому языку "Собирал человек слова" предназначенна для обучающихся 7-8 классов общеобразовательной школы....