Собирал человек слова.
классный час по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Собирал человек слова…
Лингвистический праздник, посвященный 210 – летию со дня рождения В.И.Даля.
Слово учителя. Даль… Слово-то какое удивительное. Что-то необычно светлое, просторное, широкое и несбыточное означает оно. Но ведь это и имя необыкновенного человека, знатока и любителя русского слова. Моряк и врач, писатель и чиновник, путешественник и филолог, а еще…собиратель слов.
Есть в знаменитом Далевом словаре слово, сродни слову «подвиг» -
«подвижник»,а означает оно- «доблестный деятель». О доблестном деятеле, о его жизни и деле пойдет сегодня рассказ. Итак, вдаль… по безбрежным словесным просторам. Пусть идет с нами и этот глазастый, все подмечающий человек, схватывающий налету каждую черточку в чужом облике; умелец, сходу вникающий во всякое ремесло ; рукодел, который видит вокруг множество предметов, созданных человеком; тонкий музыкант, для которого лучшая музыка- богатые звуки человеческой речи. Пусть идет по дороге Даль! Он не знает, что идет навстречу словам.
1. Выходит В.И.Даль.(учащийся).Рассказ о себе.
Не мудрено, что жизнь свою долгую посвятил я русскому слову. Батюшка мой, датчанин по происхождению, был книгочеем, по - своевременному- книголюбом. Екатерина II , прослышав об его учености и «многоязычии», выписала его к себе и определила придворным библиотекарем. Получив в Германии образования доктора, он вернулся в Россию и был лицом значительным - главным доктором Черноморского флота. Матушка моя тоже была хорошо образованна: свободно владела пятью языками, играла на фортепиано, была рукодельницей. Я же в профессиях не столь богат: служил мичманом на Черном море, а затем, окончив университет, был возведен в звание лекаря и отправлен в действующую армию на русско - турецкую войну. Тогда-то, в военных походах, братцы мои, и понял я, что призванье-то мое - в другом ремесле.
2. Учитель: Дорогие мои, представьте себе пылающим с веселым треском костер, котелок с кашей и толпу солдат вокруг. Ведут между собой солдаты незатейливый разговор. А мы попробуем проследить, как приходят слова в заветную книжку Даля, как начинают в ней жить по- новому.
Сценка «У костра»
- Вот оступился! Чертова лужа!
- Калуга! Я костромич. У нас лужу калугой называют.
-А я, артиллерист из тверских, не согласен: у нас калуга- топь, болото.
- А мне, сибиряку , смешно: кто же не знает, что калуга- рыба красная ,вроде белуги или осетра.
- А у нас на севере лужа- лыва.
-Лыва? – спрашивает Даль.
-А как же: налило воды- вот и лыва.
-Ну, брат, ты сказанул, у нас в вятских лесах лывой называют лес, что растет по болоту.
- Лыва, брат, и не лес вовсе, а трава морская, та , что после отлива на берегу остается.
- Ну, братцы мои, любой тамбовец вам скажет: не лужа, а мочажина.
-Даль: Вон ведь как « калуга»выросла в большое отдельное слово:
по- тверски и по- костромски-топь, болото,
по- тульски – полуостров,
по -архангельски -садок для рыбы,
по- сибирски- вид осетра или белуги.
- Учитель: Разговор о Дале – это непременно разговор о знаменитом словаре. Да и как же иначе? 200 тыс. слов, 30 тыс. пословиц и поговорок - таково население этой удивительной книги. Слова не силком втиснуты в 4 тома, а живут в них привольно. Меняют смысл, играют оттенками. Веселыми рыбками плещутся в удивительных оборотах речи.
Как же построен словарь? Слово нашим филологам.
Выступление учащихся.
1.Словарный материал автор расположил по алфавитно- гнездовому принципу.
2. В гнездо объединены слова, имеющие общий корень и начальную букву.
3. Объяснение слов дается не только описательно, но и с помощью синонимов, которые Даль назвал «тождествами»
4. О диалектных словах Даль делает пометки: где, в каких местах России они распространены :новгородское, псковское, рязанское.
1. Далев словарь часто называют энциклопедией народной жизни.
2. И это справедливо. Ведь в его статьях содержатся разнообразные сведения о жизни народа: о жилище, о способах ведения хозяйства, об орудиях труда, приметах , обычаях, нравах.
3. Да, при описании многих предметов Даль выступает как тонкий знаток народного быта.
4. Талантливый писатель, Даль и к словарной статье подошел как художник.
5. Статьи написаны так живо и интересно, что многие из них воспринимаются как художественные миниатюры.
4. Учитель: Но прежде чем мы раскроем словарь, я приглашаю вас на нижегородскую ярмарку. Кто же не знает, что открывалась она каждый год 25 июля. За 10 лет , прожитых в Н.Новгороде, Даль не пропустил ни одной ярмарки. В обязанности его входило ведение дел удельной конторы, т.е. занимался он крестьянами, принадлежавшими царской фамилии.
Гудит, переливается красками ярмарка. Идет по ярмарке худой, носатый человек, нижегородский чиновник Даль. Слушает ярмарочный гул, выдергивает из него прибаутки, пословицы, поговорки, точно золотых рыбок из омута. Нужно расчленить шум толпы, разъединить слова на сибирские ,казанские, костромские, ухватить новые имена давно знакомых предметов и оттого сам предмет вдруг увидеть по – новому.
Кричит , поет, торгуется ярмарка. И каждый вечер приносит домой Даль несметные сокровища, единственные , за которые не берут на ярмарке денег- только подбирай.
Музыкально – фольклорное выступление учащихся.
«На ярмарке».
5. Учитель:
Заглянем в словарь Даля. А каково его полное его название?
Работа со словарной статьей. Прочитав и проанализировав словарную статью, расскажите, что вы узнали нового о давно знакомых словах.
I т.- добро с.443
II т.- изба с.10
III т.- пир с.112
IV т.- хлеб с.552
6. Учитель: Путь наш по безбрежным словесным далям продолжается. Осталось только предоставить слово самому создателю, слово «напутное»- по объяснению самого Даля- наставленье, пожелание, благословенье. Не любил Даль заморские слова, предпочитал им русские, народные. Оттого и словарь свой снабдил не введением, прологом или предисловием, а напутным словом. Пусть оно и для вас станет наставлением, пожеланием, благословением.
«Напутное» слово Даля.
Даль: .Государи мои, люди русские! Пришла пора подорожись народным языком, который был у нас в небрежении. С давних пор тревожит меня судьба родного языка. Жадно хватал налету я родные речи, когда срывались они с языка в простой беседе, записывал их без всякой цели. Прошло много лет, и записки эти выросли до такого объема, что при бродячей жизни моей стали угрожать требованием особой для себя подводы.
Пришлось тогда призадуматься и решить, хлам ли это, с которым надо развязаться, свалив в первую сорную яму, или хлам этот с добрым притвором пойдет в квашню да даст хлебы, да насытит. Просмотрев, собиратель убедился, что в громаде сору накопилось много хлебных крупиц, которые , по русскому поверью, бросать грешно. А посему открывайте мой словарь как величайшую сокровищницу нашего языка, читайте, как повесть, изучайте, как энциклопедию жизни народа русского.
7. Учитель: Осталось только сказать, что мы, нижегородцы, можем считать себя земляками Даля . 10 лет (1849-1859) прожил Д. в Н.Новгороде, больше того,- побывал он и в Городце, тогдашнем торговом селе. Привела его сюда жалоба крестьян дер. Нечаиха, Старожилы рассказывали, как в Нечаиху приезжал Даль, заступился за крестьян, а удельная контора его вынесла решение, что « луга оные принадлежат ,бесспорно, крестьянам». Воспоминания об этих событиях до сих пор хранятся в краеведческом музее в книге Н.М. Галочкина « Городец на литературно - художественной карте России»( Записки краеведа.1992г.)
А нам осталось только взглянуть, как увековечил имя нашего славного древнего города создатель знаменитого словаря: т.1, в словарной статье « Городить» - читаем( т.1, стр.381)
8. Учитель. Многое пришлось услышать Далю во время войны. Каждый день пополнялись новыми записями. А однажды попробовал он сочинить сказки. Страшно было их отдавать на суд читателей. Но все-таки решился напечатать несколько. Только фамилию свою не поставил. Придумал псевдоним - Казак Луганский. Первая книжка, в которую вошли 5 сказок, увидела свет под названием « Первый пяток». Немаловажную роль сыграл здесь и А.С. Пушкин, который подарил Владимиру Ивановичу рукопись « Сказки о рыбаке и рыбке» с надписью:
«Твоя от твоих! Сказочнику казаку Луганскому сказочник А.С. Пушкин!»
Выступление учащейся, рассказывающей сказку .
9. Учитель: Особые отношения у Даля сложились с иностранными словами. Даль старается перевести их на русский язык, объяснить подходящими народными словами. « К чему вставлять в каждую строчку « моральный», «оригинальный», «натура», когда без малейшей натяжки то же самое можно сказать по – русски . !Разве «нравственный», «подлинный», «природа» хуже?»
« Высказать ясно, отчетисто и звучно все то, что другие могут вымолвить на своем языке, но высказать так, как оно должно отозваться в русском уме и сердце, сорваться с языка».
Даль убежден: всегда найдется русское слово, равносильное по смыслу и точности иностранному.
Попробуйте угадать заморские, давно ставшие привычным слова иностранного происхождения:
Погодье- климат
Насыл- адрес
Ловкосил- гимнаст
Самодвига- автомат
Да, трудно угадать в этих словах привычные и кажущиеся родными иностранные слова. Вот парадокс. Даль сохранил для нас множество метких и красочных народных слов, но не все они прижились в языке, видно, не нужны были, видно, чужды были нар, духу и оттого вслух выговорились – народ во всем , и в языке тоже, не любит нарочитого, навязанного.
Заключительное слово ведущего.
Проблемы с русским языком у нас нынче такие же, как и во времена Даля. И чужеземных слов в нашем языке хватает, и блатная лексика вытесняет в нем живое слово, и правильные ударения мы ставить не можем, а зачастую и не понимаем друг друга, уроженцы разных российских краев.
Трудно в связи с этим переоценить роль Даля, его трудов для нашего родного языка, нашей страны. Но к чувству гордости за то, что был у нас великий Даль , что его дело служит нам и сегодня, примешивается острое чувство сожаления, что не всем великим людям мы воздаем должное , отмечая их вклад в рус. культуру, в историю государства Российского, как они этого заслуживают.
К слову сказать, нет у нас , оказывается , и настоящего , большого музея Даля. А тот, что есть ,располагается в скромном домике во дворе Министерства геологии РФ на правах бедного родственника.
Так пусть же наш урок будет поклоном этому замечательному человеку, его жизни и делу. Говорят, перед смертью Даль подозвал дочь и попросил: : «Запиши словечко».
Последнее слово Даля было о словах. Между неслыханным дотоле «замолаживает» и четырьмя огромными томами, населенными тысячами обитателей, уместилась жизнь неугомонного собирателя, чудака и подвижника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий лингвистического вечера, посвященного В. И. Далю – автору «Толкового словаря живого великорусского языка» Собирал человек слова…
Школьный лингвистический вечер, посвященный В. И. Далю – автору «Толкового словаря живого великорусского языка», «Собирал человек слова…»...
Лингвистический праздник, посвящённый В.И.Далю "Собирал человек слова..." для 4-9 классов
Методическая разработка лингвистического праздника, посвящённого В.И.Далю "Собирал человек слова..." Данная разработка ориентирована на использование во внеклассной работе по русскому языку и литерату...
"Собирал человек слова...", посвящённый В.Далю
«Лингвистический утренник», посвящённый автору «Толкового словаря» В.И. Далю для учащихся 5х - 6х классов...
Сценарий внеклассного мероприятия, посвященное 215-летию со дня рождения В.И. Даля "Собирал человек слова"
В сценарии отражена биография В. И. Даля, история создания Толкового словаря. В заключительной части - викторина на знание пословиц и поговорок, фразеологическиих оборотов...
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку "Собирал человек слова"
Разработка содержит сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку «Собирал человек слова…». Данное мероприятие посвящено жизни и творчеству В. И. Даля и направлено на ра...
Презентация к внеклассному мероприятию "Собирал человек слова"
Призентация к внеклассному мероприятию по русскому языку "Собирал человек слова" предназначенна для обучающихся 7-8 классов общеобразовательной школы....