Сценарий внеклассного мероприятия, посвященное 215-летию со дня рождения В.И. Даля "Собирал человек слова"
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему
В сценарии отражена биография В. И. Даля, история создания Толкового словаря. В заключительной части - викторина на знание пословиц и поговорок, фразеологическиих оборотов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobiral_chelovek_slova_215_let_so_dnya_rozhdeniya_v.i._dalya.docx | 225.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования и науки Липецкой области
ГОБ ПОУ «Усманский многопрофильный колледж»
Сценарий внеклассного мероприятия,
посвященного 215-летию со дня рождения В.И. Даля
«Собирал человек слова»
Ведущий 1. Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусcтво,
Держа в руках свой потайной фонарь.
На всех словах - события печать,
Они дались не даром человеку
Читаю: «Век. От века Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать. Век заживать чужой...»
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
Эго стихотворение написал Самуил Яковлевич Маршак. О каком чудесном словаре он говорит? Кто его составил? И можем ли мы заглянуть в его тайны? Вот он перед вами (указывает на книжную выставку, где помещены 4 тома словаря В. И. Даля). 4 объемистых тома, более 200 тысяч слов! Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля.
Потому «живого», что В.И. Даль поселяет в своем словаре не только книжные, но и житейские речения всех шестидесяти губерний тогдашней России, речений, связанных с трудом, бытом, горем и праздниками тысяч русских людей.
Ведущий 2
В.И. Даль прожил 71 год. Из них более 50 отдано русскому языку. Жизнь его была неспокойной: он был и моряком, и врачом, и чиновником. Участвовал в двух войнах. Был писателем, естествоиспытателем, этнографом.
Он исколесил русскую землю вдоль и поперек. Как Пушкин, «то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в телеге, то пешком». Но где бы он ни был, чем бы ни занимался, дело его жизни - собирание слов - всегда было с ним. Столица и маленькие города, села, деревни и посады, постоялые дворы и трактиры... И встречи, встречи, встречи: с возницами, солдатами, купцами, барышниками. Встречи с ядреным русским словом, поговорками, пословицами, прибаутками.
Ведущий 1. «Отец мой - выходец, а мое отечество - Русь», - говорил о себе Даль. «Дух, душа человека - вот где надо искать его принадлежность к тому или иному народу. Чем можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа - мыслью... Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».
Ведущий 2. Летом 1814 года старших сыновей, Владимира и Карла, родители повезли в Петербург, в морской кадетский корпус. Среди однокурсников Владимира оказались Павел Нахимов, будущий знаменитый флотоводец, и будущий декабрист Дмитрий Завалишин. Дружбу с ним он пронес через всю жизнь. (ВИДЕО 1)
В январе 1826 года уже числился студентом-медиком Дерптского университета.
Ведущий 1. Даль, изучавший прежде астрономию, математику, кораблевождение, теперь штудирует толстенные медицинские книги, педантично зубрит латынь (100 слов в день), возится с препаратами. Профессора пророчат ему надежное будущее. Но продолжали жить в далее и русские слова, а вокруг по-русски говорили мало и понимали плохо. Он тосковал по русскому слову, и по русской песне, и еще по чему-то очень русскому.
Ведущий 2. Судьба не раз забрасывала Даля в крестьянскую избу. И здесь, отогреваясь и отдыхая от дальнего пути, он слушал и записывал рассказы и бывальщины, меткие, точные речения простых русских людей.
Сценка в крестьянской избе.
печь. Ухват. Чугун. Стоя... У стола за самоваром на лавке сидит
Даль . Хозяйка ворочает ухватом чугуны в печи.
Вдруг слышится стук в дверь.
Хозяйка: Кого Бог послал? Милости просим! (Входит женщина, плотно закутанная в одежду) Батюшки! Никак кума Федосья?
Федосья: Не много ли вас, не надо ли нас! - весело отвечает гостья. - Здорово, Настасьюшка.
Хозяйка: Здравствуйте, здравствуйте. Проходите да хвастайте. (Гости раздеваются). Чем богаты, тем и рады. Кушай, Федосьюшка! Едовому товару недолог век. Чего беречь-то.
Федосья: Спасибо, матушка, не потчуй. Не трудись. Сказала и ладно. Один раз долог, не надо и сорок.
Хозяйка: Как живете-можете, матушка?
Федосья: Намедни всей деревней за рыбой ездили. Так это ладно вышло, дружно. Семги много привезли. Уж известно: где лад, там и клад.
Хозяйка: (сочувственно). Что за клад, коли все вразлад.
Даль: (не выдержав). Как это вы складно разговариваете, тетушки? Что, у вас все в деревне так говорят? (Тетушки смеются, они удивлены)
Хозяйка:
(ласково). Ишь, чего ему в диковинку. Да ведь мы, кажись, по-русски говорим. Что ж ты дивишься?
Даль: Я не дивлюсь, а уж очень вас приятно слушать. Так это у
вас складно получается.
Федосья: (поддакивает). Да уж верно, народ-то у нас разговорчивый. Походи-ка да послушай по нашему краю, у тебя бумаги не хватит списывать все наши присловья и прибаутки. Без углов дом не строится, без пословиц и речь не
молвится. (В это время в избу вбегают внучата - мальчик
и девочка. Скинув шубенки и валенки, усаживаются во-
круг стола, поближе к тетушке).
Внук: Бабушка, расскажи сказку! (Хозяйка убирает со стола),
(ворчливо). Нету у меня сказок. Приходил дед Овес, он
все сказки унес.
Внучка: Ну, бабушка, расскажи...
Хозяйка: Жили-были два гуся, вот и сказка вся.
Внуки: Нет, ты другую расскажи!
Хозяйка: (улыбаясь). Другую? Дед Ермил в речке рыбу ловил. Уловил карася вот и сказка вся.
Внуки: Да нет, бабушка, ты хорошую расскажи, не такую, другую.
(удивляется). Еще другую? Ну, вот вам. Чего лучше. Как под мельницей, под вертельпицей подрались два карася вот и сказка вся.
Внучка: Ой, бабушка, как ты не понимаешь! Расскажи длинную-предлинную сказку.
Хозяйка: (заканчивает возню с посудой). Длинных сказок много, каждую хоть до утра сказывать можно. Вот вам.
Жили-были баран да овца.
Накосили они стог сенца.
Не начать ли сказку с конца?
Чем не сказка? Начинаешь с краю, да так и повторяй, пока нравится.
нравится. (Внуки смеются).
А ты вчера еще вот такую сказывала. Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало. Не сказать ли сказку сначала?
(напоминая брату). А про тетушку Ненилу помнишь? Тетушка Ненила кашу варила. Денис да Борис из-за каши подрались. Мочало, мочало, начинай сказку сначала. (смеется). Вот сколько выучили. А про воеводу выучили? (головой мотают). Слыхом не слыхали!
Сел воевода на колоду, да и бултых в воду. Уж он мок, мок, мок. Уж он кис, кис, кис. Вымок, выкис, вылез, вы-
Внук: А ты вчера еще вот такую сказывала. Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало. Не сказать ли сказку сначала?
Внучка: (напоминая брату). А про тетушку Ненилу помнишь? Тетушка Ненила кашу варила. Денис да Борис из-за каши подрались. Мочало, мочало, начинай сказку сначала. Хозяйка: (смеется). Вот сколько выучили. А про воеводу выучили?
Внуки: (головой мотают). Слыхом не слыхали!
Хозяйка: Сел воевода на колоду, да и бултых в воду. Уж он мок, мок, мок. Уж он кис, кис, кис. Вымок, выкис, вылез, вы сох. Сел па колоду - да и бултых в воду. Да так все и мокнул, и сох, хоть 3 раза повторяйте. (Весело). Небось, и про лягушку не слыхали? А сказка хорошая. (Бабушка усаживается на лавку, берет в руки недовязанный чулок и. шевеля спицами, мерным голосом начинает):
На море, на окияне,
На острове Буяне,
На местах дальних,
На лугах привольных Стоит дуб зеленый,
Под ним бык кормленый,
В боку нож точеный.
Приходи, покушай,
Наши сказки послушай...
ВИДЕО 2
Ведущий 1.
Привал. В толпе солдат отыщем Даля. Подойдем - чтобы не помешать - незаметно, сзади. Через Далево плечо заглянем в заветную тетрадку, посмотрим, как приходят в нее слова, как начинают жить по-новому.
Солдат оступился, выругался в сердцах:
- Чертова лужа!
- Калуга! - подтвердил другой, оказался костромич.
Даль и прежде слыхивал, что в иных местах лужу называют калугой. Заносит в тетрадь: лужа, калуга.
Но артиллерист из тверских не согласен: для него калуга - топь, болото. А сибиряк смеется: кто же не знает, что калуга - рыба красная, вроде белуги или осетра.
Пока спорят из-за калуги, вестовой, северянин, вдруг именует лужу - лывой.
- Лыва? - переспрашивает Даль.
- А как же? Налило воды - вот и лыва.
Даль пишет: лужа, калуга, лыва.
Но удивляется вятич - у них лывой называют лес по болоту. Лениво спорит с ним архангельский мужик.
- Лыва, брат, и не лес вовсе, а трава морская, та, что после отлива на берегу остается,
Между тем какой-то тамбовец дает злополучной луже новое имя - мочажина.
Астрахакец поправляет;
- Не мочажина - мочаг, озерцо на солончаках.
- Болотце, - расплывается в улыбке добродушный пензенец. - Когда на болоте косят, сено мочажинником называют.
В тетрадке выстраиваются рядком: лужа, калуга, лыва, мочажина.
Однако точку поставить нельзя. Вон ведь калуга выросла в отдельное большое слово.
Калуга: по-тверски и по-костромски - топь, болото; по-тульски - полуостров; по-архангельски - садок для рыбы; по-сибирски - вид осетра или белуги.
Ведущий 2. Каждый вечер приносил Даль домой несметные сокровища, единственные, за которые не берут денег - только подбирай, - слова, пословицы, песни, прибаутки. Дома он раскладывает слова по полочкам в своих хранилищах. ВИДЕО 3
Более 30 тысяч пословиц скопилось в тетрадках Даля. А точнее - 30130. Если склеить ремешки с пословицами, записанными Далем, получится лента километров в 7 длиною. В сборнике Даля пословицы расположены по темам. 180 тетрадей - это 180 тем. Даль объяснял: свод пословиц - это свод народной мудрости, народного опыта. Это житейская правда народа, выстраданная поколениями.
Из царского дворца скомандовали: «Сборник Даля в народ не пускать». Сам царь объявил сборник Даля вредным.
Ведущий 1. Но многие общественные деятели признавали талант Даля, так Пушкин приметил обилие пословиц и поговорок в сказках Даля. «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!». ВИДЕО 4,5
Ведущий 2. Удивительно неугомонный человек - В.И. Даль!
Важный чиновник.
Известный писатель.
Собиратель слов, песен, сказок.
Этнограф, изучающий быт и нравы народов.
Врач: лучше его в Оренбурге хирурга не было.
Ведущий 1. Когда первая половина словаря была готова, Даль решил ее издать. Но появилось новое затруднение: нужно было самому оплатить типографские расходы. Денег у Даля не оказалось.
Ведущий 2. Издатели не верили, что выпуск в свет словаря окупится, хотели иметь в кармане наличные, на всякий случай. Ни одно российское заведение не нашло средств на издание словаря. И все-таки словарь, подобно которому нигде и никогда в мире не было, получил право на жизнь, благодаря милостям богатого покровителя. ВИДЕО 6
Ведущий 1. Даль собрал за свою жизнь больше двухсот тысяч слов. Если их просто выписать столбиком, понадобится 450 обыкновенных ученических тетрадей. Но Даль еще и объяснял каждое слово, подыскивал близкие ему по смыслу, приводил примеры.
Ни у кого не было столько слов, сколько у Даля. Даль один собрал вдвое больше слов, чем целое отделение академиков.
Двести тысяч слов - величайшее сокровище. Однако это не гора полота. Как расставить эти двести тысяч, чтобы каждое слово чувствовало себя вольно и на своем месте? Даля не устраивал обычный алфавитный порядок. Слова он расставил по алфавиту гнездами. В каждом гнезде - слова, образованные от одного корня. Даль считает, что при таком расположении одно слово как бы тянет за собой другое, они выстраиваются звеньями, цепью, гроздьями, понятными становятся смысл и закон образования слов.
Пониманию слов помогают примеры. Среди них главные - пословицы, поговорки. Тридцать с лишним тысяч пословиц вошли в словарь и расселились по гнездам в зависимости от слова, которое должны объяснить.
Словарь - богатейшее собрание пословиц, хранилище народной мудрости. Его читают, как повесть. Его изучают, как своеобразную энциклопедию жизни русского народа.
ВИДЕО 7.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Викторина.
Команда 1
Вставьте числа в пословицы:
.… раз отмерь, … отрежь. … … не ждут. ….голова хорошо, а … лучше. У … нянек дитя без глазу. Не имей … рублей, а имей … друзей.
Команда 2
Вставьте числа в пословицы:
За … зайцами погонишься - ни … не поймаешь. Обещанного … года ждут. … в поле не воин. … вода на киселе.
Команда 1
Закончите пословицы: Без труда не выловишь и … Делу – время, а потехе - … Маленькое дело лучше большого… Глаза боятся, а руки… Уменье и труд все … Какие труды, такие и … Ученье – свет, а не ученье -… Красна птица перьем, а человек -… Без наук, как без…
Команда 2
Корень ученья горек, да плод его… Тяжело в ученье - легко… Человек неученый - что топор … Дерево держится корнями, а человек -… Нет друга - ищи, а нашел - … Не мил и свет, когда … В тесноте да не в … Друг познается в … На вкус на цвет ….
Команда 1
Соберите из слов поговорки: А На лёгок помине Б покупать кота мешке В Не их водой разольёшь Г И мечет рвёт
Команда 2
Соберите из слов поговорки: А ни городу к ни селу Б Голову на снег как В Руками жар загребать чужими Г Ухо наступил на медведь
Команда 1
Ответьте пословицей или поговоркой. Поломались на детской площадке качели. Решили ребята их починить. Позвали помочь и Валерия, который больше всех качался на них: «Вот еще, сказал Валерий, буду я возиться!» Какой пословицей упрекнули его ребята? Ответ: Любишь кататься – люби и саночки возить.
Команда 2
Сказала Нина что-то подружке по секрету. Та не утерпела, рассказала другой, другая третьей, и вскоре об этом знали все. Какая поговорка есть на этот счет? Ответ: По секрету всему свету.
Команда 1
В одном из слов в пословице перепутана буква, исправьте.
Трус кормит, а лень портит. Первый клин комом. Сашу маслом не испортишь. Не делай из муки слона. Нашла коза на камень. Правда глаза полет. Не зная броду, не суйся в моду. Купить кита в мешке. Мы сами с ушами. Не ноги горшки обжигают. От бобра бобра не ищут. В здоровом теле здоровый пух.
Команда 2
Крутиться как булка в колесе. На безрыбье и бак рыба. Яйца куницу не учат.
Два сапога тара. Ус хорошо, а два лучше. Голод не щетка. Один в золе не воин. Трус своей лени боится. Жди у горя погоды. Толочь в ступе соду. Полк в овечьей шкуре.
1.В каком предложении фразеологизм употреблен верно?
1. Петя бежал разинув рот, боясь опоздать в школу.
2. Мы дружно, не покладая рук, работали.
3. Мальчик, получивший двойку, шёл домой задрав нос.
2.Назовите писателей, чьи портреты изображены на коллаже «Занимательный русский язык».
3. Установите соответствие: соедините фразеологизм и его правильное толкование
1. Приложить руку
2. Развязать руки
3. Умывать руки
4. Опускать руки
5. Греть руки
А. Снять с себя ответственность за какие-либо действия
Б. Терять способность или желание действовать
В. Быть причастным, иметь отношение к чему-либо
Г. Наживаться на каком-нибудь деле
Д. Дать кому-то возможность действовать
4. Замените фразеологизмы одним словом.
1. Не верить своим ушам
2. Снимать стружку
3. Кривить душой
4. Перемывать косточки
5. Ходить на голове
6. Плакаться в жилетку
5. Установите соответствие.
1. Львиная… А….курица
2. Медвежья… Б…доля
3. Мокрая… В….услуга
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие, посвященное 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова
Внеклассное мероприятие, посвященное 300 летию со дня рождения М.В.Ломоносова.Предварительно провести мероприятие по изучению биографии Ломоносова....
Внеклассное мероприятие, посвященное 175-летию со дня рождения Д. И. Менделеева
Внеклассное мероприятие,посвященное 175 – летия со дня рождения Д. И. Менделеева.2008-2009 учебный годЦель мероприятия: Изучение жизни и деятельности великого русского химика Д.И.Мен...
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского, "Заседание музыкального клуба". Автор: Головина М.В., учитель музыки МБОУ "Гимназия №24" г. Калуги.
Представленный в методической разработке сценарий написан для проведения внеклассного мероприятия, которое предназначено для 9-10 классов. Его целью стало знакомство учащихся с малоизвестными ст...
Внеклассное мероприятие, посвященное 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова
Данное внеклассное мероприятие разработано для специальностей «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования», «Технология молока и молочных продуктов». Может та...
Внеклассное мероприятие, посвященное 120-летию со дня рождения С.А.Есенина
Данная методическая разработка (литературно-музыкальная композиция) предназначена для проведения общетехникумовского внеклассного мероприятия, посвященного 120-летию со дня рождения С.А.Есенина. Литер...
Сценарий литературного мероприятия, посвященного 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева «Великий мастер слова»
Мероприятие посвящено русскому писателю-классику, великолепному мастеру слова, в совершенстве владеющего богатствами русского языка, Ивану Сергеевичу Тургеневу....
Сценарий внеклассного мероприятия, посвященное 210-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова "И тот бессмертен, кто Отечество воспел"
Материал, представленный в разработке может быть использован на уроках родной литературы...