Литературно-музыкальная композиция "О русском романсе"
материал по теме
В композиции рассказано об истории возникновения русского романса, лучших исполнителях. В композиции звучат стихи о романсах и сами романсы в исполнении современных певцов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_romansa_moy.doc | 69.5 КБ |
literaturno-muzykalnaya_kompozitsiya_o_russkom_romanse.doc | 69.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Вечер русского романса
(Звучит романс «Калитка»)
Ведущий
Когда звучит напев старинный,
Он будто призывает нас
Уйти за ним дорогой длинной
Туда, где встретит нас романс.
Он истомит и очарует,
Заставит верить и любить,
Где сердце заново тоскует,
И вечер дивный не забыть.
Ушли элегии и стансы,
Но их настанут времена
Напевом русского романса
Моя душа покорена…
(звучит романс)
(на чуть приглушённом фоне) Итак, мы приглашаем вас в чудесное путешествие, в мир русского романса.
(после прослушивания)
Ведущий
Красивые и плавные мелодии, проникновенные слова романсов трогает душу каждого человека.
Они уносят дух – властительные звуки!
В них упоение мучительных страстей,
В них голос плачущей разлуки,
В них радость юности моей!
Взволнованное сердце замирает,
Но я тоски не властен утомить:
Душа, безумная, томиться и желает –
И петь, и плакать, и любить.
Ведущий
Но…
Не довольно ли нам пререкаться,
Не пора ли предаться любви?
Чем старинней наивность романса,
Тем живее её соловьи.
То ль в расцвете судьбы,
То ль на склоне,
Что я знаю про век и про дни?
Отвори мне калитку в былое,
И былым моё время продли.
Звучит романс «Белой акации гроздья душистые» ( слова М.Матусовского, музыка В.Баснера)
Ведущий
Удивительное это явление – романс. Услышишь его, и всё в тебе перевернётся, охватывая невыразимой нежностью, печалью, любовью. Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда желанна и приятна.
Многие из вас с удовольствием слушают романсы или сами их поют. А где же впервые появился романс?
Ведущий:
Родиной романса считается Испания. Именно здесь в 13-14 веках странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр. Слово «романс» происходит от испанского «романсе», что означает исполняемый на романском языке, т.е. на испанском, а не на латинском – официальном языке католической Испании. Как это понимать? Очень просто. В то время в Испании все церковные песнопения исполнялись на латыни, а так называемые светские песни пели на национальном языке. Поэтому произведение, написанное на романском (испанском) языке, называли романом, а стихотворения, положенные на музыку, романсами. Романс исполнялся одним солистом и обязательно с инструментальным сопровождением, чаще всего это была гитара или фортепиано. В Испании выходили сборники романсов, которые назывались «Романсеро»
Ведущий:
Романсы- пьесы для голоса с инструментальным сопровождением, распространились из Испании по всей Европе. В XVIII веке жанр романса появился и в русской музыке, став одной из замечательных страниц отечественного музыкального искусства. В настоящее время под термином «романс» подразумеваются многообразные формы камерно вокальной музыки, включающие такие разновидности, как баллада, элегия, баркарола, серенада, песня-романс, романсы в танцевальных ритмах, монологические романсы, вокальные фантазии.
Бывают и романсы без слов. Их поет инструмент-скрипка, рояль, или виолончель,- как бы подражающий человеческому голосу. Такие инструментальные романсы есть у Чайковского, Глазунова, Рахманинова, Глиэра и других композиторов.
Ведущий:
Своим происхождением романс обязан русской песне и вначале мало чем от нее отличался. Но особенно популярным романс стал с появлением семиструнной гитары, которая наиболее тонко передавала все переживания автора. Романс и семиструнная гитара стали единым целым.
Романс исполняли и под фортепьяно, в домашнем кругу в помещичьих и дворянских домах. Он стал усложненным видом «комнатной», «домашней», салонной песни, ставшей более интимной, отзывчивой в отношении передачи душевных настроений,зачастую за праздничным столом. Отсюда традиция – не столько петь романс, сколько напевать его. Красивые и плавные мелодии, проникновенные слова романсов легко запоминались, т.к. были близки к знакомым народным мелодиям и насыщены их интонациями и оборотами.
Ведущий: Музыкальное образование в России в начале 19 века считалось необходимым условием хорошего воспитания. Барышни, порой под собственный аккомпанемент, в больших и маленьких гостиных пели романсы. Пели их и на студенческих пирушках, пели юные гусары, словом, романс увлёк всех своей искренностью, очарованием, простотой и мелодической прелестью. Стихи любимых романсов вписывали в альбом – так называемые лирико-поэтические дневники, которые вели барышни и дамы в каждой семье.
Ведущий: Авторство многих романсов не установлено до сих пор. Так текст романса «Ночь светла» впервые появился в приложении к журналу «Радуга». Но поэт подписался инициалами «Л.Г.», позднее авторство приписывалось Николаю Языкову. Композитор тоже достоверно неизвестен. Это может быть и пианист московского ресторана «Яр» Яков Пригожий, и гитарист Соколовского цыганского хора Николай Шишкин, и аккомпаниатор Варвары Паниной Михаил Шишкин. Сейчас трудно сказать, кто же был первоначальным автором, а кто аранжировщиком. Но романс стал популярен.
(Звучит романс «Ночь светла» ( слова Н.Языкова? музыка М.Шишкина?)
Ведущий:
С момента появления в России, романс стал развиваться в двух направлениях – классическом и бытовом. Классическое направление основывалось на художественной литературе, а бытовое – на русской народной и городской песне. Примером бытового (городского) романса является романс «Степь да степь кругом». Слова написаны крепостным графа Шереметева Иваном Захаровичом Суриковым. В 1850 году восьмилетним мальчиком его привезли в Москву, где он помогал отцу в торговле и урывками учился грамоте у соседей. Многие его горестные стихи о народной нужде, о жизни крестьянской бедноты положены на музыку и стали песнями и романсами.
Звучит романс «Степь да степь кругом» (слова И.З.Сурикова, музыка неизв.)
Ведущий: Примером классического романса считается романс «Утро туманное» на стихи замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Содержание его воспринимали как отражение любви Тургенева к Полине Виардо, одной из замечательных женщин 19 века, великой певице. Она пела почти во всех европейских столицах, но своей славой была обязана Петербургским сезонам. В 1843 году состоялось их знакомство. Вспоминая об этом, Полина говорила: «Мне его представили, что это молодой русский помещик, славный охотник и плохой поэт». Их роман длился 40 лет, он покрыт каким-то «печальным туманом». В постоянных странствиях за певицей по Европе, Тургенев мечтал об отношениях тихих и прочных, об осёдлой семейной жизни. Но этому не суждено было сбыться. Тоской и горечью наполнен этот романс.
Звучит романс «Утро туманное» (слова И.С.Тургенева, музыка Абаза)
ведущий: Тема романсов одна – любовь; всё остальное: жизнь и смерть, вечность и время, судьба и её удары, вера и неверие, одиночество и разочарование – только в той мере, в какой связано с этой темой. Любовь – одно из самых возвышенных, благородных и прекрасных человеческих чувств. Она неповторима и вечна, как жизнь. Поэтами всех времён и народов написаны десятки сотен стихотворных строк, продиктованных чувством любви. Большинство из них переложены на музыку и стали известными романсами. Настоящей жемчужиной, соединившей гении поэта и композитора, является романс «Я помню чудное мгновенье». У этого романса удивительная история.
ведущий: Представьте себе Петербург, 1819 год. Один из шумных светских вечеров. Пушкин следил взглядом за очаровательной женщиной. Как будто тяжёлый груз давил её, а в огромных глазах затаённая грусть. Такой запомнилась поэту Анна Керн. Прошло 6 лет. Пушкин находился в ссылке в селе Михайловское. Как же велика была радость поэта, когда у Осиповых, друзей соседей по имению, он неожиданно встретил Анну Керн. Она остановилась проездом у своей родственницы, хозяйки усадьбы. Каждый вечер Александр Сергеевич слушал пение Керн, и с каждым разом росло увлечение поэта. Наступил последний день. Анна Петровна уезжала в Псков к мужу. Пушкин приехал проводить её и подарил недавно напечатанную вторую главу романа «Евгений Онегин». Когда Анна раскрыла ещё не разрезанные страницы подаренной книги, оттуда выпал небольшой листок со стихами «Я помню чудное мгновение», посвящёнными ей.
ведущий: Спустя почти 20 лет на одной из семейных вечеринок у своей сестры великий русский композитор Михаил Иванович Глинка познакомился с Екатериной, дочерью Анны Петровны Керн. Она пела. Он слушал её голос, следил за движениями рук, и что-то необычно светлое, ещё не осознанное, рождалось в душе. А вскоре у Екатерины Керн появились ноты романса Глинки на слова Пушкина. И опять они зазвучали признанием в любви.
Звучит романс в записи «Я помню чудное мгновенье» (стихи А.С.Пушкина, музыка М.И. Глинки)
ведущий: Романс – драматический монолог, который исполняется от первого лица, и позволяет автору выразить все чувства и размышления, переполняющие его. Он может быть своеобразной исповедью, раскрывающей душу героя. Необычна судьба многих известных романсов. Они были созданы в саамы светлые мгновения жизни поэтов и композиторов.
ведущий: 1823 год. Мюнхен. Русская дипломатическая миссия. Именно здесь познакомился 20-летний дипломат и поэт Фёдор Иванович Тютчев с графиней Амалией Лерхенфельд, внебрачной дочерью прусского короля Фридриха-Вильгельма 3. За год знакомства юная графиня настолько очаровала Тютчева, что молодой дипломат решил на ней жениться. Но русский дворянин показался не слишком выгодной партией для родителей Амалии, и предпочтение было отдано сослуживцу Тютчева секретарю посольства барону Крюденеру. Но ни Амалия, ни Тютчев не забыли своей юной привязанности и пронесли её через всю жизнь. С годами они встречались всё реже и реже. Одна из встреч произошла в 1870 году, когда поэт написал своё стихотворение-признание «Я встретил вас». Положенное на музыку, оно стало популярным романсом. Последняя встреча произошла в 1873 году, когда у постели, где лежал разбитый параличом поэт, появилась Амалия. Лицо Тютчева просветлело, на глазах появились слёзы. Он долго смотрел на неё, не произнося от волнения ни слова.
Звучит романс в записи «Я встретил вас» (стихи Ф.И. Тютчева, музыка неизвестного автора)
ведущий: Непостижимый, прекрасный, удивительный, пленительный, страстный, чарующий, вдохновляющий, волнующий и хрупкий. И нет конца этим эпитетам! Красивые и плавные мелодии, проникновенные слова трогают душу каждого человека.
Ведущий: Толчком для написания стихов о любви и разлуке всегда являются романтические встречи. И среди них - встреча Алексея Константиновича Толстого и Софьи Андреевны Миллер. Эта красивая и романтическая встреча подарила строки замечательного стихотворения "Средь шумного бала", написанного в 1851 году.
Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты
Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.
Ведущий:
Поэт, романист, драматург А.К. Толстой писал своей жене Софье из Дрездена: "Вот я здесь опять, и мне тяжело на сердце, когда вижу эту улицу, эту гостиницу и эту комнату, без тебя. Я только что приехал, и в три часа утра я не могу лечь, не сказав тебе то, что говорю уже двадцать лет, что я не могу жить без тебя, что ты мое единственное сокровище на земле, я плачу над этим письмом, как плакал двадцать лет тому назад...".
Двадцать лет назад он увидел ее впервые "средь шумного бала, случайно...". Началась эта романтическая история драматически. Софья, до встречи с Толстым, была замужем за нелюбимым человеком – полковником Л.Ф. Миллером. До замужества она пережила трагедию –была увлечена князем Вяземским, из-за этого увлечения один из ее братьев был убит на дуэли. Не был и Толстой счастлив, он томился службой при царском дворе, а мечтал о литературе и искусстве. История их отношений – это борьба за то, чтобы стать самими собой в любви, в жизни. "Кровь застывает в сердце, – писал он, – что я могу тебя потерять – я говорю себе: как ужасно глупо расставаться. Думая о тебе, я в твоем образе не вижу ни одной тени: все вокруг лишь свет и счастье...". Они расставались часто, его письма к ней – история двух сердец, постепенно соединившихся настолько, что можно говорить об одном человеческом сердце, об одном человеческом существе.
Музыку к этому стихотворению написал П.И. Чайковский в 1878 году, через три года после смерти А.К. Толстого. Музыка этого романса столь чистая, нежная и целомудренная, как и стихи.
Звучит романс "Средь шумного бала". (Муз. П.И. Чайковского, сл. А.К. Толстого)
Ведущий: Существует такое понятие, как «ЦЫГАНСКИЕ РОМАНСЫ». Но фактически эти произведения тоже русских авторов. Почему же их назвали и продолжают называть ЦЫГАНСКИМИ?
В последней четверти 18в. граф Орлов выписал из Молдавии в Россию цыганский хор, пение которого ему полюбилось. Но цыгане имели мало красивых, лирических песен. И тогда они стали петь произведения русских авторов и делали это так мастерски, так зажигательно и проникновенно, что слушатели воспринимали эти песни как цыганские романсы.
Послушаем романс, написанный на стихи Я. Полонского «Песня цыганки»
РОМАНС «МОЙ КОСТЕР В ТУМАНЕ СВЕТИТ…» (исполняют ученики)
Ведущий.
После Октябрьской революции новая власть объявила романс «буржуазным пережитком», мешающим строить светлое будущее, где не место всяким любовным переживаниям. И в русской культуре на несколько десятилетий он был забыт. Лишь со 2 половины 1950 годов романс как жанр был «реабилитирован» и стал постепенно возвращаться к советским слушателям.
Особенную популярность приобрели романсы, звучавшие в кинофильмах, как старые, так и новые, специально написанные для кино. Например, романс из к/ф «Дни Турбиных» «Целую ночь соловей нам насвистывал», напоминает нам бытовой романс дореволюционной России, переносит нас в ту эпоху. Также воспринимаются романсы из к/ф «Жестокий романс», написанные в жанре бытового романса. Послушайте романс из этого фильма «А напоследок я скажу», написанный композитором Андреем Петровым.
Исполняется романс «А напоследок я скажу»
РОМАНС «В лунном сиянии снег серебрится» (Слова и музыка Е. Юрьева) ( исполняют ученики)
Ведущий.
Говоря о романсе, нельзя не вспомнить о великолепных исполнителях, благодаря которым романс прочно вошел в нашу жизнь, стал любимым и узнаваемым. Это Александр Вертинский, Варвара Панина, которую Блок называл «божественной Варей Паниной», Кэто Джапаридзе - обладательница прекрасного низкого голоса, мягкого сердечного тембра, Вадим Козин, Петр Лещенко, Леонид Утесов.
Ведущий.
В заключении нашей встречи мне хочется вспомнить слова одного музыкального критика: «Русский романс есть феномен особого рода. Русский романс- это живой лирический отклик души народа».
Предлагаю вам, уважаемые зрители спеть известный городской романс всем вместе.
Ведущий.
Не забывайте песен старых,
Они о многом скажут вам,
Их пели под гармонь и под гитару,
И просто так, и просто так.
Их разнесло по свету ветром,
Но в наши годы, в наши дни,
Для радости и грусти светлой,
Друзьями к нам придут они!
РОМАНС «МОЙ КОСТЕР В ТУМАНЕ СВЕТИТ…» (исполняют ученики)
Мой костер в тумане светит,
Искры гаснут на лету…
Ночью нас никто не встретит,
Мы простимся на мосту.
Ночь пройдет и спозаранок
В степь далеко, милый мой,
Я уйду с толпой цыганок
За кибиткой кочевой…
На прощанье шаль с каймою
Ты на мне узлом стяни:
Как концы ее с тобою
Мы сходились в эти дни.
Кто-то мне судьбу предскажет?
Кто-то завтра, сокол мой,
На груди моей развяжет
Узел, стянутый тобой?
Вспоминай, коли другая,
Друга милого любя,
Будет песни петь,
Играя на коленях у тебя.
РОМАНС «В лунном сиянии снег серебрится» (Слова и музыка Е. Юрьева) ( исполняют ученики)
В лунном сиянье снег серебрится,
Вдоль по дороге троечка мчится.
Динь – динь – динь, динь – динь – динь –
Колокольчик звенит,
Этот звон, этот звон
О любви говорит.
В лунном сиянье ранней весною
Помнятся встречи, друг мой, с тобою.
Динь – динь – динь, динь – динь – динь –
Колокольчик звенел,
Этот звон, этот звон
О любви сладко пел.
Помнятся гости шумной толпою,
Личико милой с белой фатою.
Динь – динь – динь, динь – динь – динь –
Звон бокалов шумит,
С молодою женой
Мой соперник стоит.
В лунном сиянье снег серебрится,
Вдоль по дороге троечка мчится.
Динь – динь – динь, динь – динь – динь –
Колокольчик звенит,
Этот звон, этот звон
О любви говорит.
Муз. А. Обухова, сл.А. Будищева романс «Калитка».
Муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского романс «Белой акации гроздья душистые» из к\ф «Белая гвардия».
Муз. П.Булахова, сл. А. Толстого романс «Колокольчики мои, цветики степные».
Муз. П. Чайковского, сл. А. Толстого. романс «Средь шумного бала.» Муз. Б. Фомина, сл. П. Германа романс «Только раз бывает в жизни встреча».
Муз. П.Булахова, сл. Н.Н. романс «Не пробуждай воспоминаний».
Муз. и сл. Н.Листова романс “Я помню вальса звук прелестный».
Муз. Ю. Абазы, сл. И. Тургенева романс “Утро туманное”.
Муз. неизвестного автора, сл. Ф. Тютчева романс «Я встретил вас».
Муз. М.И. Глинки, сл. А.С. Пушкина романс « Я помню чудное мгновенье».
Муз. М.Шишкина, сл.Н. Языкова романс «Ночь светла».
Муз. Д.Шостаковича романс из к/ф «Овод».
Муз. А. Петрова, сл. Б.Ахмадулиной романс « А напоследок я скажу» из к\ф «Жестокий романс».
Муз. Таривердиева, сл. М.Цветаевой романс « Мне нравится, что вы больны не мной»… из к\ф «Ирония судьбы».
Предварительный просмотр:
Вечер русского романса
(Звучит романс «Калитка»)
Ведущий
Когда звучит напев старинный,
Он будто призывает нас
Уйти за ним дорогой длинной
Туда, где встретит нас романс.
Он истомит и очарует,
Заставит верить и любить,
Где сердце заново тоскует,
И вечер дивный не забыть.
Ушли элегии и стансы,
Но их настанут времена
Напевом русского романса
Моя душа покорена…
(звучит романс)
(на чуть приглушённом фоне) Итак, мы приглашаем вас в чудесное путешествие, в мир русского романса.
(после прослушивания)
Ведущий
Красивые и плавные мелодии, проникновенные слова романсов трогает душу каждого человека.
Они уносят дух – властительные звуки!
В них упоение мучительных страстей,
В них голос плачущей разлуки,
В них радость юности моей!
Взволнованное сердце замирает,
Но я тоски не властен утомить:
Душа, безумная, томиться и желает –
И петь, и плакать, и любить.
Ведущий
Но…
Не довольно ли нам пререкаться,
Не пора ли предаться любви?
Чем старинней наивность романса,
Тем живее её соловьи.
То ль в расцвете судьбы,
То ль на склоне,
Что я знаю про век и про дни?
Отвори мне калитку в былое,
И былым моё время продли.
Звучит романс «Белой акации гроздья душистые» ( слова М.Матусовского, музыка В.Баснера)
Ведущий
Удивительное это явление – романс. Услышишь его, и всё в тебе перевернётся, охватывая невыразимой нежностью, печалью, любовью. Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда желанна и приятна.
Многие из вас с удовольствием слушают романсы или сами их поют. А где же впервые появился романс?
Ведущий:
Родиной романса считается Испания. Именно здесь в 13-14 веках странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр. Слово «романс» происходит от испанского «романсе», что означает исполняемый на романском языке, т.е. на испанском, а не на латинском – официальном языке католической Испании. Как это понимать? Очень просто. В то время в Испании все церковные песнопения исполнялись на латыни, а так называемые светские песни пели на национальном языке. Поэтому произведение, написанное на романском (испанском) языке, называли романом, а стихотворения, положенные на музыку, романсами. Романс исполнялся одним солистом и обязательно с инструментальным сопровождением, чаще всего это была гитара или фортепиано. В Испании выходили сборники романсов, которые назывались «Романсеро»
Ведущий:
Романсы- пьесы для голоса с инструментальным сопровождением, распространились из Испании по всей Европе. В XVIII веке жанр романса появился и в русской музыке, став одной из замечательных страниц отечественного музыкального искусства. В настоящее время под термином «романс» подразумеваются многообразные формы камерно вокальной музыки, включающие такие разновидности, как баллада, элегия, баркарола, серенада, песня-романс, романсы в танцевальных ритмах, монологические романсы, вокальные фантазии.
Бывают и романсы без слов. Их поет инструмент-скрипка, рояль, или виолончель,- как бы подражающий человеческому голосу. Такие инструментальные романсы есть у Чайковского, Глазунова, Рахманинова, Глиэра и других композиторов.
Ведущий:
Своим происхождением романс обязан русской песне и вначале мало чем от нее отличался. Но особенно популярным романс стал с появлением семиструнной гитары, которая наиболее тонко передавала все переживания автора. Романс и семиструнная гитара стали единым целым.
Романс исполняли и под фортепьяно, в домашнем кругу в помещичьих и дворянских домах. Он стал усложненным видом «комнатной», «домашней», салонной песни, ставшей более интимной, отзывчивой в отношении передачи душевных настроений,зачастую за праздничным столом. Отсюда традиция – не столько петь романс, сколько напевать его. Красивые и плавные мелодии, проникновенные слова романсов легко запоминались, т.к. были близки к знакомым народным мелодиям и насыщены их интонациями и оборотами.
Ведущий: Музыкальное образование в России в начале 19 века считалось необходимым условием хорошего воспитания. Барышни, порой под собственный аккомпанемент, в больших и маленьких гостиных пели романсы. Пели их и на студенческих пирушках, пели юные гусары, словом, романс увлёк всех своей искренностью, очарованием, простотой и мелодической прелестью. Стихи любимых романсов вписывали в альбом – так называемые лирико-поэтические дневники, которые вели барышни и дамы в каждой семье.
Ведущий: Авторство многих романсов не установлено до сих пор. Так текст романса «Ночь светла» впервые появился в приложении к журналу «Радуга». Но поэт подписался инициалами «Л.Г.», позднее авторство приписывалось Николаю Языкову. Композитор тоже достоверно неизвестен. Это может быть и пианист московского ресторана «Яр» Яков Пригожий, и гитарист Соколовского цыганского хора Николай Шишкин, и аккомпаниатор Варвары Паниной Михаил Шишкин. Сейчас трудно сказать, кто же был первоначальным автором, а кто аранжировщиком. Но романс стал популярен.
(Звучит романс «Ночь светла» ( слова Н.Языкова? музыка М.Шишкина?)
Ведущий:
С момента появления в России, романс стал развиваться в двух направлениях – классическом и бытовом. Классическое направление основывалось на художественной литературе, а бытовое – на русской народной и городской песне. Примером бытового (городского) романса является романс «Степь да степь кругом». Слова написаны крепостным графа Шереметева Иваном Захаровичом Суриковым. В 1850 году восьмилетним мальчиком его привезли в Москву, где он помогал отцу в торговле и урывками учился грамоте у соседей. Многие его горестные стихи о народной нужде, о жизни крестьянской бедноты положены на музыку и стали песнями и романсами.
Звучит романс «Степь да степь кругом» (слова И.З.Сурикова, музыка неизв.)
Ведущий: Примером классического романса считается романс «Утро туманное» на стихи замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Содержание его воспринимали как отражение любви Тургенева к Полине Виардо, одной из замечательных женщин 19 века, великой певице. Она пела почти во всех европейских столицах, но своей славой была обязана Петербургским сезонам. В 1843 году состоялось их знакомство. Вспоминая об этом, Полина говорила: «Мне его представили, что это молодой русский помещик, славный охотник и плохой поэт». Их роман длился 40 лет, он покрыт каким-то «печальным туманом». В постоянных странствиях за певицей по Европе, Тургенев мечтал об отношениях тихих и прочных, об осёдлой семейной жизни. Но этому не суждено было сбыться. Тоской и горечью наполнен этот романс.
Звучит романс «Утро туманное» (слова И.С.Тургенева, музыка Абаза)
ведущий: Тема романсов одна – любовь; всё остальное: жизнь и смерть, вечность и время, судьба и её удары, вера и неверие, одиночество и разочарование – только в той мере, в какой связано с этой темой. Любовь – одно из самых возвышенных, благородных и прекрасных человеческих чувств. Она неповторима и вечна, как жизнь. Поэтами всех времён и народов написаны десятки сотен стихотворных строк, продиктованных чувством любви. Большинство из них переложены на музыку и стали известными романсами. Настоящей жемчужиной, соединившей гении поэта и композитора, является романс «Я помню чудное мгновенье». У этого романса удивительная история.
ведущий: Представьте себе Петербург, 1819 год. Один из шумных светских вечеров. Пушкин следил взглядом за очаровательной женщиной. Как будто тяжёлый груз давил её, а в огромных глазах затаённая грусть. Такой запомнилась поэту Анна Керн. Прошло 6 лет. Пушкин находился в ссылке в селе Михайловское. Как же велика была радость поэта, когда у Осиповых, друзей соседей по имению, он неожиданно встретил Анну Керн. Она остановилась проездом у своей родственницы, хозяйки усадьбы. Каждый вечер Александр Сергеевич слушал пение Керн, и с каждым разом росло увлечение поэта. Наступил последний день. Анна Петровна уезжала в Псков к мужу. Пушкин приехал проводить её и подарил недавно напечатанную вторую главу романа «Евгений Онегин». Когда Анна раскрыла ещё не разрезанные страницы подаренной книги, оттуда выпал небольшой листок со стихами «Я помню чудное мгновение», посвящёнными ей.
ведущий: Спустя почти 20 лет на одной из семейных вечеринок у своей сестры великий русский композитор Михаил Иванович Глинка познакомился с Екатериной, дочерью Анны Петровны Керн. Она пела. Он слушал её голос, следил за движениями рук, и что-то необычно светлое, ещё не осознанное, рождалось в душе. А вскоре у Екатерины Керн появились ноты романса Глинки на слова Пушкина. И опять они зазвучали признанием в любви.
Звучит романс в записи «Я помню чудное мгновенье» (стихи А.С.Пушкина, музыка М.И. Глинки)
ведущий: Романс – драматический монолог, который исполняется от первого лица, и позволяет автору выразить все чувства и размышления, переполняющие его. Он может быть своеобразной исповедью, раскрывающей душу героя. Необычна судьба многих известных романсов. Они были созданы в саамы светлые мгновения жизни поэтов и композиторов.
ведущий: 1823 год. Мюнхен. Русская дипломатическая миссия. Именно здесь познакомился 20-летний дипломат и поэт Фёдор Иванович Тютчев с графиней Амалией Лерхенфельд, внебрачной дочерью прусского короля Фридриха-Вильгельма 3. За год знакомства юная графиня настолько очаровала Тютчева, что молодой дипломат решил на ней жениться. Но русский дворянин показался не слишком выгодной партией для родителей Амалии, и предпочтение было отдано сослуживцу Тютчева секретарю посольства барону Крюденеру. Но ни Амалия, ни Тютчев не забыли своей юной привязанности и пронесли её через всю жизнь. С годами они встречались всё реже и реже. Одна из встреч произошла в 1870 году, когда поэт написал своё стихотворение-признание «Я встретил вас». Положенное на музыку, оно стало популярным романсом. Последняя встреча произошла в 1873 году, когда у постели, где лежал разбитый параличом поэт, появилась Амалия. Лицо Тютчева просветлело, на глазах появились слёзы. Он долго смотрел на неё, не произнося от волнения ни слова.
Звучит романс в записи «Я встретил вас» (стихи Ф.И. Тютчева, музыка неизвестного автора)
ведущий: Непостижимый, прекрасный, удивительный, пленительный, страстный, чарующий, вдохновляющий, волнующий и хрупкий. И нет конца этим эпитетам! Красивые и плавные мелодии, проникновенные слова трогают душу каждого человека.
Ведущий: Толчком для написания стихов о любви и разлуке всегда являются романтические встречи. И среди них - встреча Алексея Константиновича Толстого и Софьи Андреевны Миллер. Эта красивая и романтическая встреча подарила строки замечательного стихотворения "Средь шумного бала", написанного в 1851 году.
Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты
Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.
Ведущий:
Поэт, романист, драматург А.К. Толстой писал своей жене Софье из Дрездена: "Вот я здесь опять, и мне тяжело на сердце, когда вижу эту улицу, эту гостиницу и эту комнату, без тебя. Я только что приехал, и в три часа утра я не могу лечь, не сказав тебе то, что говорю уже двадцать лет, что я не могу жить без тебя, что ты мое единственное сокровище на земле, я плачу над этим письмом, как плакал двадцать лет тому назад...".
Двадцать лет назад он увидел ее впервые "средь шумного бала, случайно...". Началась эта романтическая история драматически. Софья, до встречи с Толстым, была замужем за нелюбимым человеком – полковником Л.Ф. Миллером. До замужества она пережила трагедию –была увлечена князем Вяземским, из-за этого увлечения один из ее братьев был убит на дуэли. Не был и Толстой счастлив, он томился службой при царском дворе, а мечтал о литературе и искусстве. История их отношений – это борьба за то, чтобы стать самими собой в любви, в жизни. "Кровь застывает в сердце, – писал он, – что я могу тебя потерять – я говорю себе: как ужасно глупо расставаться. Думая о тебе, я в твоем образе не вижу ни одной тени: все вокруг лишь свет и счастье...". Они расставались часто, его письма к ней – история двух сердец, постепенно соединившихся настолько, что можно говорить об одном человеческом сердце, об одном человеческом существе.
Музыку к этому стихотворению написал П.И. Чайковский в 1878 году, через три года после смерти А.К. Толстого. Музыка этого романса столь чистая, нежная и целомудренная, как и стихи.
Звучит романс "Средь шумного бала". (Муз. П.И. Чайковского, сл. А.К. Толстого)
Ведущий: Существует такое понятие, как «ЦЫГАНСКИЕ РОМАНСЫ». Но фактически эти произведения тоже русских авторов. Почему же их назвали и продолжают называть ЦЫГАНСКИМИ?
В последней четверти 18в. граф Орлов выписал из Молдавии в Россию цыганский хор, пение которого ему полюбилось. Но цыгане имели мало красивых, лирических песен. И тогда они стали петь произведения русских авторов и делали это так мастерски, так зажигательно и проникновенно, что слушатели воспринимали эти песни как цыганские романсы.
Послушаем романс, написанный на стихи Я. Полонского «Песня цыганки»
РОМАНС «МОЙ КОСТЕР В ТУМАНЕ СВЕТИТ…» (исполняют ученики)
Ведущий.
После Октябрьской революции новая власть объявила романс «буржуазным пережитком», мешающим строить светлое будущее, где не место всяким любовным переживаниям. И в русской культуре на несколько десятилетий он был забыт. Лишь со 2 половины 1950 годов романс как жанр был «реабилитирован» и стал постепенно возвращаться к советским слушателям.
Особенную популярность приобрели романсы, звучавшие в кинофильмах, как старые, так и новые, специально написанные для кино. Например, романс из к/ф «Дни Турбиных» «Целую ночь соловей нам насвистывал», напоминает нам бытовой романс дореволюционной России, переносит нас в ту эпоху. Также воспринимаются романсы из к/ф «Жестокий романс», написанные в жанре бытового романса. Послушайте романс из этого фильма «А напоследок я скажу», написанный композитором Андреем Петровым.
Исполняется романс «А напоследок я скажу»
РОМАНС «В лунном сиянии снег серебрится» (Слова и музыка Е. Юрьева) ( исполняют ученики)
Ведущий.
Говоря о романсе, нельзя не вспомнить о великолепных исполнителях, благодаря которым романс прочно вошел в нашу жизнь, стал любимым и узнаваемым. Это Александр Вертинский, Варвара Панина, которую Блок называл «божественной Варей Паниной», Кэто Джапаридзе - обладательница прекрасного низкого голоса, мягкого сердечного тембра, Вадим Козин, Петр Лещенко, Леонид Утесов.
Ведущий.
В заключении нашей встречи мне хочется вспомнить слова одного музыкального критика: «Русский романс есть феномен особого рода. Русский романс- это живой лирический отклик души народа».
Предлагаю вам, уважаемые зрители спеть известный городской романс всем вместе.
Ведущий.
Не забывайте песен старых,
Они о многом скажут вам,
Их пели под гармонь и под гитару,
И просто так, и просто так.
Их разнесло по свету ветром,
Но в наши годы, в наши дни,
Для радости и грусти светлой,
Друзьями к нам придут они!
РОМАНС «МОЙ КОСТЕР В ТУМАНЕ СВЕТИТ…» (исполняют ученики)
Мой костер в тумане светит,
Искры гаснут на лету…
Ночью нас никто не встретит,
Мы простимся на мосту.
Ночь пройдет и спозаранок
В степь далеко, милый мой,
Я уйду с толпой цыганок
За кибиткой кочевой…
На прощанье шаль с каймою
Ты на мне узлом стяни:
Как концы ее с тобою
Мы сходились в эти дни.
Кто-то мне судьбу предскажет?
Кто-то завтра, сокол мой,
На груди моей развяжет
Узел, стянутый тобой?
Вспоминай, коли другая,
Друга милого любя,
Будет песни петь,
Играя на коленях у тебя.
РОМАНС «В лунном сиянии снег серебрится» (Слова и музыка Е. Юрьева) ( исполняют ученики)
В лунном сиянье снег серебрится,
Вдоль по дороге троечка мчится.
Динь – динь – динь, динь – динь – динь –
Колокольчик звенит,
Этот звон, этот звон
О любви говорит.
В лунном сиянье ранней весною
Помнятся встречи, друг мой, с тобою.
Динь – динь – динь, динь – динь – динь –
Колокольчик звенел,
Этот звон, этот звон
О любви сладко пел.
Помнятся гости шумной толпою,
Личико милой с белой фатою.
Динь – динь – динь, динь – динь – динь –
Звон бокалов шумит,
С молодою женой
Мой соперник стоит.
В лунном сиянье снег серебрится,
Вдоль по дороге троечка мчится.
Динь – динь – динь, динь – динь – динь –
Колокольчик звенит,
Этот звон, этот звон
О любви говорит.
Муз. А. Обухова, сл.А. Будищева романс «Калитка».
Муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского романс «Белой акации гроздья душистые» из к\ф «Белая гвардия».
Муз. П.Булахова, сл. А. Толстого романс «Колокольчики мои, цветики степные».
Муз. П. Чайковского, сл. А. Толстого. романс «Средь шумного бала.» Муз. Б. Фомина, сл. П. Германа романс «Только раз бывает в жизни встреча».
Муз. П.Булахова, сл. Н.Н. романс «Не пробуждай воспоминаний».
Муз. и сл. Н.Листова романс “Я помню вальса звук прелестный».
Муз. Ю. Абазы, сл. И. Тургенева романс “Утро туманное”.
Муз. неизвестного автора, сл. Ф. Тютчева романс «Я встретил вас».
Муз. М.И. Глинки, сл. А.С. Пушкина романс « Я помню чудное мгновенье».
Муз. М.Шишкина, сл.Н. Языкова романс «Ночь светла».
Муз. Д.Шостаковича романс из к/ф «Овод».
Муз. А. Петрова, сл. Б.Ахмадулиной романс « А напоследок я скажу» из к\ф «Жестокий романс».
Муз. Таривердиева, сл. М.Цветаевой романс « Мне нравится, что вы больны не мной»… из к\ф «Ирония судьбы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)
Презентация литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)
Сценарий литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...
Литературно - музыкальная гостиная "Романса голос узнаю"
Встреча в литературно-музыкальной гостиной, знакомство с историей романса, что означает слово "романс"...
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Первый русский император"
Сценарий адресован педагогам дополнительного образованичя и может быть использован в работе с детьми начальных классов....
Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Вечер русского романса»
Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Вечер русского романса». Учащиеся и гости знакомятся с историей появления жанра романса, прослеживают путь его развития в России от XIX до XXI ве...
Разработка литературно-музыкального урока. Тема "Русские поэты XIX века в стихах и романсах" для 5-7 классов.
Разработка литературно-музыкального урока. Тема "Русские поэты XIX века в стихах и романсах". Рекомендована учителям: литературы, музыки и МХК....
Сценарий литературно-музыкального вечера "Высоким слогом русского романса..."
Литературно-музыкальный вечер, посвященный жанру романса в литературе и музыке....