Правовая игра к Всемирному дню ребенка
методическая разработка (10 класс) на тему

 

 

 

В 1954 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию № 836 (IX) и рекомендовала всем странам ввести, начиная с 1956 года, празднование Всемирного дня ребенка. В настоящее время этот день отмечается в 180 государствах всего земного шара.

Одной из приоритетных задач России в настоящее время является реализация государственной политики в области охраны прав детей, обеспечения максимальных возможностей для развития, воспитания, обучения, социализации личности ребенка.

За последние 10 лет российское законодательство по обеспечению прав и интересов детей получило дальнейшее распространение. Принято множество документов, направленных на защиту прав, интересов детей, включая Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства. Расширилась сфера деятельности структур, занимающихся проблемами семьи и детства, в некоторых регионах России появились уполномоченные по охране прав детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Правовая игра132 КБ

Предварительный просмотр:

«Права ребенка в России»

ПРАВОВАЯ ИГРА ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

«Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка».

                                                                                           Ф. М. Достоевский

Цели:

-  развитие гражданско-правового образования учащихся;

- формирование активной гражданской позиции и правового сознания;

- приобретение навыков правовой культуры;

- развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности;

- развитие умения  работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.

- воспитание патриотизма.

                                         

                                                         

Оборудование: мультимедиа, карточки с заданиями для команд, тексты Конвенции о правах ребенка и Конституции Российской Федерации.

Подготовительный  период:

  • Создание  команд из  числа  учащихся 9-11 классов;
  • Название, девиз команды в соответствие с  темой  правовой  игры;
  • Подготовка домашнего задания -  пиктограммы - зашифрованной  статьи  из           2 главы   Конституции Российской Федерации
  • Формирование жюри

Ход мероприятия:

Музыкальная заставка

           Вступительное  слово

       Добрый день! Сегодня мы собрались в этом зале по случаю празднования Всемирного дня ребенка.

В 1954 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию № 836 (IX) и рекомендовала всем странам ввести, начиная с 1956 года, празднование Всемирного дня ребенка. В настоящее время этот день отмечается в 180 государствах всего земного шара.

Одной из приоритетных задач России в настоящее время является реализация государственной политики в области охраны прав детей, обеспечения максимальных возможностей для развития, воспитания, обучения, социализации личности ребенка.

За последние 10 лет российское законодательство по обеспечению прав и интересов детей получило дальнейшее распространение. Принято множество документов, направленных на защиту прав, интересов детей, включая Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства. Расширилась сфера деятельности структур, занимающихся проблемами семьи и детства, в некоторых регионах России появились уполномоченные по охране прав детей.

Вед.        В зале готовы к проведению правовой игры три  команды:

 сборная  9-х классов - "Правоведы",

сборная 10-х классов - "Фемида" ,

сборная 11-х классов - "Лига справедливости".

Они будут бороться за главный приз и звание лучших знатоков  школы  по правам ребенка и Конституции Российской Федерации, которой  12 декабря 2013 исполнится 20 лет!

Определить сильнейших нам поможет уважаемое компетентное жюри.

Болельщиков попрошу поддерживать свои команды, самых активных также ждут призы!

Ведущие дети:  

1-й ведущий:  

Очень много стран на свете, это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих самый – самый важный? (Пауза)

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пеленок,

Но главней, нужней, важней для страны – ребенок!

2-й ведущий:

Я – ребенок, я – человек, я должен иметь права

На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.

Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,

Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.

Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.

Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

1-й ведущий:  Что же такое право?    

2-й ведущий:  Это установленные и охраняемые государственной властью нормы и правила, которые регулируют отношения между людьми.

1-й ведущий:  Зачем вообще нужно знать какие-то права людям?

2-й ведущий: Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни.

               Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребёнка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединённых Наций. Эта авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь.

   К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди, не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой  заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить  права детей, и была принята Конвенция «О правах ребёнка».

   Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

   Какие же права есть у всех детей? (зачитать права, записанные на экране)

Право на:

-    Жизнь

-    Имя при рождении

-    Медицинскую помощь

-    Образование

-    Отдых и досуг

-    Иметь имущество

-    Свободно выражать свои взгляды

-    Свободное перемещение

-    Заботу и воспитание родителями

-    Всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства

-    Личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

В России права ребенка отражены в Основном законе нашего государства - Конституции.

Презентация "Права ребенка"

Команды готовы к соревнованию? Начинаем игру!

Приветствие команд (3 балла)

(Оценивается  соответствие названия теме  игры,  подготовленность учащихся,  творческое представление)

Вед. Первый конкурс "Разминка" . Команды отвечают на вопросы по поднятой руке. За каждый верный ответ 1 балл.

1-й  конкурс:  "Разминка" ( 1 балл за каждый верный ответ) , 10 баллов

Вопрос. Кто является ребенком?

Ответ. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применяемому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее (статья 1 Конвенции).

Вопрос. В какой статье Конвенции изложен принцип - наилучшее обеспечение интересов ребенка?

Ответ. Этот принцип изложен в статье 3 Конвенции. Во всех действиях в отношении детей, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Вопрос. Когда отмечается день Конституции Российской Федерации?

Ответ.  12 декабря

Вопрос.  Из какого языка пришёл к нам  термин «конституция»,что он означает ?

Ответ.  Из латинского языка, означает «устанавливаю», в Древнем  Риме  этим словом   обозначали важнейшие указы  императоров

Вопрос. Какой международный документ  стал  ориентиром  и моделью для  Конституции     Российской Федерации? Когда  и кем он  был принят?

Ответ.  Всеобщая Декларация прав  человека, 10 декабря 1948 г на 3 сессии Генеральной    Ассамблеи  ООН

Вопрос. В какой статье Конституции  подтверждается принцип - право на жизнь?

Ответ. В статье 20 Конституции  говорится: каждый имеет право на жизнь.

Вопрос. В каких российских Законах отражен принцип - уважение взглядов детей?

Ответ. Уважение взглядов детей отражено в Конституции Российской Федерации, Семейном кодексе Российской Федерации и ряде других законов.

Вопрос. С какого возраста воле ребенка придается правовое значение?

Ответ. Воле ребенка законодательно придается правовое значение с 10 лет.

Вопрос. С какого возраста гражданин РФ может самостоятельно  в полной мере  осуществлять свои права и обязанности?

Ответ. С 18 лет, в некоторых случаях с 16 лет (эмансипация)

Вопрос. Кто несёт ответственность за образование ребёнка?

Ответ. Родители

Вед. Пиктограмма – это рисуночное письмо,  в котором зашифровано какое-то послание. Участники сегодняшней правовой игры «зашифровали»  некоторые  статьи 2 главы  Конституции Российской Федерации. Сейчас  они  поменяются  заданиями, и каждой команде  будет дана 1  минута, чтобы    угадать,  о какой статье,  зашифрованной  в этих рисунках, идёт речь.

2-й конкурс: "Правовая пиктограмма" ( до 3 баллов )

Музыкальная заставка

Чтобы время не терять, пока капитаны выполняют свое задание, мы проведем конкурс с болельщиками.

3-й  конкурс  капитанов ( 1 ответ - 1 балл,  9 баллов)

Капитанам предлагается  выполнить тестовые задания.

Тест для капитанов:

1.Сколько статей в нашей Конституции РФ?

а)100 статей; 

б)137 статей;

в)150 статей.

2.В Российской Федерации кто пользуется правами и свободами?

а) Все граждане  РФ;

б)Только пенсионеры;

в)Все, кто законно находится на территории РФ.

3.Защита  Отечества – это…

а)  долг и награда;

б) обязанность;

в) долг и обязанность.

4. Действующая Конституция РФ не содержит главу:

а) «Избирательная система»;

б) «Местное самоуправление»;

в) Судебная власть;

5. Какие  из нижеприведённых  строк соответствуют тексту первого куплета Государственного гимна  РФ?

а) «Одна ты на свете! Одна ты такая!»;

б) «Россия любимая наша страна»;

в) «Хранимая Богом родная земля!».

6.  Государственная Дума РФ состоит из:

а) 450 депутатов;

б) 225 депутатов;

в) 89 депутатов.

7. Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является государством:

а) православным;

б) многоконфессиональным;

в) теократическим;

г) светским.

8. Государство и его должностные лица в отношении человека и гражданина обязаны:

а) обеспечить получение бесплатного высшего образования;

б) возмещать вред, причиненный действиями должностных лиц;

в) предоставлять информацию, касающуюся гражданина, его прав и свобод;

г) компенсировать ущерб, причиненный преступлением.

9. Конституция Российской Федерации была принята в результате:

а) постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

б) указа Президента Российской Федерации;

в) всенародного референдума;

г) резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.

Вед. Помните ли вы свои детские книжки?  Определите, права героев каких историй были нарушены.

4 - й конкурс для болельщиков:  «Права героев моих детских книг»

(1 балл за правильный ответ) 10 баллов

1) Каждый человек имеет право владеть имуществом. Героя этой книги обманом лишили денег Лиса и Кот.

 (А.Толстой «Золотой ключик»)

2) Каждый имеет право на неприкосновенность жилища. В этой сказке рыжая плутовка незаконно захватила дом зайчика.

(«Заячья избушка»)

3) Каждый имеет право на дом и семью. Баба Яга в этой сказке с помощью птиц похитила ребёнка, разлучив его с родными.

 («Гуси – лебеди»)

4) Каждый имеет право на отдых и досуг. В этой сказке мачеха и сёстры нарушили это право героини, запретив ехать на бал.

(Ш.Перро «Золушка»)

5) Каждый имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. В этой сказке серый волк нарушил право на жизнь сразу семерых героев.

(«Волк и семеро козлят»)

6) Каждый имеет право свободно передвигаться и выбирать место жительства. Зелёная героиня этой сказки отправилась в путешествие благодаря помощи уток.

 (Гаршин В. «Лягушка – путешественница»)

7) Каждый имеет право на свободу мирных собраний. Звери в этой сказке воспользовались своим правом, став бродячей музыкальной группой.

(«Бременские музыканты»)

8) Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию. Герой этой сказки незаконно был посажен на несколько тысяч лет в лампу.

(«Волшебная лампа Аладдина»)

9) Каждый имеет право на труд, на выбор работы. Герой этой сказки воспользовался своим правом и устроился на работу к попу.

(Пушкин А. «Сказка о попе и его работнике Балде»)

10) Брак может быть заключен при обоюдном и свободном согласии обеих сторон. Крошечную героиню этой сказки никто не спросил, хочет ли она замуж за грызуна.

(Андерсен Г. «Дюймовочка»)

Вед. В этом конкурсе мы проверим у участников знание прав несовершеннолетних. Я буду задавать вопросы, а отвечает та команда, которая быстрее даст  ответ. Правильный ответ оценивается в 1балл. Если команда даёт неправильный ответ, отвечает 2-я команда.

5 - й конкурс "Вопросы и ответы"  (1 балл за правильный ответ) 8 баллов

1.        Нецензурная брань учащихся в школе - это невоспитанность или противоправное деяние?

          (КоАП ст.158, мелкое хулиганство).

2.        В любом ли возрасте лицо может быть привлечено к уголовной ответственности? 

          (УК ст.20, с 16, а по отдельным случаям – с 14 лет).

3.        Можно ли расценивать как шалость заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве в школе учащимися, не желающим писать контрольную работу?  

          (УК ст.20, 207, преступление).

4.        Можно ли уважать человеческое достоинство ребенка, который делает все наперекор родителям и не уважает их?

          (Конституция РФ ст.21, обязаны)

5.        С какого возраста ребенок приобретает право на уважение его человеческого достоинства?  

          (Конституция РФ, ст.17, с рождения).

6.        Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей - отец или мать?

          (СК ст.62, равенство прав родителей).

7.  Почему государство не допускает приема на работу лиц моложе 15 лет?

          (КЗОТ ст.173, необходимо получения образования).

8. С какого возраста ребенок вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав?

          (СК ст. 56, с 14 лет).

 

Вед.: - Права человека одинаково принадлежат всем людям.

«Я имею на это право!», «Почему вы нарушаете мои права?» - эти слова, к сожалению, часто произносятся невпопад, в ситуациях, когда человек явно не прав. Поэтому права не могут существовать без обязанностей.

6-й конкурс Разбор ситуаций «Права и обязанности» ( 1 балл за ответ) 5 баллов

Предлагаю вам посмотреть  несколько диалогов и дать оценку поведению участников.

Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Диалог  1.

       Мама:  Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

       Сын: А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

       Пожалуйста, помогите ребёнку разобраться, кто здесь  не прав. (ответы детей)

Диалог 2.

       Учитель: Арина, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

       Арина:  Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребёнка запрещено насилие над детьми. (ответы детей)

Диалог 3.

       Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики!

      Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом –

      рисованием. (ответы детей)

Диалог 4.

      Учитель: Петров, ты почему на литературе бегал по классу?

      Петров: Ну и что? Я имею право на свободное перемещение. (ответы детей)  

Диалог 5.

      Мама: Сынок, ты почему мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?

      Сын: Потому что Организация Объединённых Наций запрещает использовать труд детей!  (ответы детей)  

 

Вед. Какой документ очень хорошо знают герои этих сценок? (Конвенцию «О правах ребёнка»)

А чего они не знают совсем? ( они не знают, что обязаны уважать права других людей)

Вед. Попробуйте продолжить текст статьи Конституции РФ

7-й конкурс "Что ты знаешь о Конституции РФ ?" (1 балл за ответ) 12 баллов

1. Статья 2.

 Человек, его  права и свободы являются … (высшей ценностью).

2. Статья 14.

 Религиозные объединения отделены от государства и равны…( перед законом).

3. Статья 19.

 Все равны перед законом и … (судом).

4. Статья 21.

 Достоинство личности охраняется… (государством)

5. Статья 22.

 Каждый имеет право на свободу и …(личную неприкосновенность)

6. Статья 23.

 Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни,  

 личную и семейную тайну, защиту…(своей чести и доброго имени)

7.  Статья 29.

 Каждому гарантируется свобода мысли и…(слова)

8. Статья 41.

 Каждый имеет право на охрану здоровья и…(медицинскую помощь)

9. Статья 58.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к …(природным богатствам).

10. Статья 60.

Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с…(18 лет)

11. Статья 95.

Федеральное собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и…(Государственной Думы).

12. Статья 118.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только…(судом).

Вед.   В этом конкурсе нужно по подсказкам определить о каком термине идёт речь. Команде даётся 5 подсказок, ответ с 1-й подсказки - 5 баллов, со 2-й- 4 балла, с 3-й - 3 балла и т.д. Итак:

8 - й конкурс   "Термины" (до 15 баллов)

1 термин: (конституция)

- русские крестьяне считали, что так зовут жену Константина, брата Александра 1, в период междуцарствия в России;

- одно из значений - "построение";

- в биологии - индивидуальные физиологические и анатомические особенности;

- на латинском -" установление";

- в политике - Основной закон государства;

2 термин: (государство)

- имеет свою структуру;

- имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;

- появилось в глубокой древности;

- из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;

- оно различается по форме правления, по способу осуществления власти

3 термин (республика)

- возникла в Древней Греции;

- на латыни - общественное дело;

- ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;

- это форма правления;

-бывает парламентской и президентской;

Вед.   Наша правовая игра  подходит к финалу. Осталось подвести итоги и поздравить победителей!

Пока уважаемое жюри подсчитает баллы, предлагаю вам музыкальный подарок от Гальчиной Арины и Сизовой Аделины.

Песня " Я рисую мир"

Подведение итогов  игры.  Слово жюри

Вручение призов и  подарков командам и болельщикам. 

В этот день – Всемирный день ребёнка
Есть одно лишь пожелание для всех:
Пусть разливается повсюду чистый, звонкий
Счастливый, беззаботный детский смех!
Пусть в этот славный день на всей планете
Приложит каждый силы для того,
Чтоб радовались и смеялись звонко дети!
Ведь нет важнее в мире ничего!

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации.-М.: Юрид.лит., 1993.-64с

2. Конвенция "О правах ребенка"

3.Никитин А. Ф. Школьный юридический словарь.-2-е изд., доп.-М.: Дрофа,2004.-240с. 

4.Романовский В.К. Символы Российской государственности. Герб. Флаг. Гимн. Пособие для учителя – М.: Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2002.-96с. 

5.Фалькович Т. А., Шупина Т. А. По законам добра: Изучаем Конституцию Российской Федерации.- М.: 5 за знания, 2006.- 144с.

6.Элиасберг Н. И., Изучаем законы Российской Федерации - С-П.:- Союз,2004.- 80с. 

7. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий игры, праздника, акции «Всемирный день ребенка»

Цель акции: укрепление здоровья детей, развитие их физических способностей, популяризация ЗОЖ.     Используемое оборудование: кегли, обручи, цветные кубики или игрушки, флажки,...

Правовая игра "Права ребенка".

Методическая разработка правовой игры «Права ребенка».Цели:Закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных учащимися по проблеме права человека и гражданина.Развитие ...

Конспект правовой игры с обучающимися 6-7 классов "Я защищаю свои права". Презентация правовой игры.

Данное мероприятие на правлено приобщение подростков к правовой культуре через ознакомление с основными правами и свободами человека, обобщение начальных правовых знаний у несовершеннолетних....

Классный час правовой тематики, посвященный Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».

Цели: обобщить знания детей об основных правах ребенка; раз­делить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отноше...

План мероприятий Декады, посвященной Всемирному дню ребенка и Всероссийскому дню правовой помощи детям

С 22.11.2021 по 01.12.2021 в Байкальском колледже туризма и сервиса проводилась декада специалиста, посвященная Всемирному дню ребенка и Всероссийскому дню правовой помощи детям...