Правовая игра к Всемирному дню ребенка
методическая разработка (10 класс) на тему
В 1954 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию № 836 (IX) и рекомендовала всем странам ввести, начиная с 1956 года, празднование Всемирного дня ребенка. В настоящее время этот день отмечается в 180 государствах всего земного шара.
Одной из приоритетных задач России в настоящее время является реализация государственной политики в области охраны прав детей, обеспечения максимальных возможностей для развития, воспитания, обучения, социализации личности ребенка.
За последние 10 лет российское законодательство по обеспечению прав и интересов детей получило дальнейшее распространение. Принято множество документов, направленных на защиту прав, интересов детей, включая Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства. Расширилась сфера деятельности структур, занимающихся проблемами семьи и детства, в некоторых регионах России появились уполномоченные по охране прав детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Правовая игра | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
«Права ребенка в России»
ПРАВОВАЯ ИГРА ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
«Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка».
Ф. М. Достоевский
Цели:
- развитие гражданско-правового образования учащихся;
- формирование активной гражданской позиции и правового сознания;
- приобретение навыков правовой культуры;
- развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности;
- развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.
- воспитание патриотизма.
Оборудование: мультимедиа, карточки с заданиями для команд, тексты Конвенции о правах ребенка и Конституции Российской Федерации.
Подготовительный период:
- Создание команд из числа учащихся 9-11 классов;
- Название, девиз команды в соответствие с темой правовой игры;
- Подготовка домашнего задания - пиктограммы - зашифрованной статьи из 2 главы Конституции Российской Федерации
- Формирование жюри
Ход мероприятия:
Музыкальная заставка
Вступительное слово
Добрый день! Сегодня мы собрались в этом зале по случаю празднования Всемирного дня ребенка.
В 1954 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию № 836 (IX) и рекомендовала всем странам ввести, начиная с 1956 года, празднование Всемирного дня ребенка. В настоящее время этот день отмечается в 180 государствах всего земного шара.
Одной из приоритетных задач России в настоящее время является реализация государственной политики в области охраны прав детей, обеспечения максимальных возможностей для развития, воспитания, обучения, социализации личности ребенка.
За последние 10 лет российское законодательство по обеспечению прав и интересов детей получило дальнейшее распространение. Принято множество документов, направленных на защиту прав, интересов детей, включая Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства. Расширилась сфера деятельности структур, занимающихся проблемами семьи и детства, в некоторых регионах России появились уполномоченные по охране прав детей.
Вед. В зале готовы к проведению правовой игры три команды:
сборная 9-х классов - "Правоведы",
сборная 10-х классов - "Фемида" ,
сборная 11-х классов - "Лига справедливости".
Они будут бороться за главный приз и звание лучших знатоков школы по правам ребенка и Конституции Российской Федерации, которой 12 декабря 2013 исполнится 20 лет!
Определить сильнейших нам поможет уважаемое компетентное жюри.
Болельщиков попрошу поддерживать свои команды, самых активных также ждут призы!
Ведущие дети:
1-й ведущий:
Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый – самый важный? (Пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.
Про вождей и про царей знаем мы с пеленок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребенок!
2-й ведущий:
Я – ребенок, я – человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.
1-й ведущий: Что же такое право?
2-й ведущий: Это установленные и охраняемые государственной властью нормы и правила, которые регулируют отношения между людьми.
1-й ведущий: Зачем вообще нужно знать какие-то права людям?
2-й ведущий: Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни.
Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребёнка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединённых Наций. Эта авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь.
К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди, не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребёнка».
Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
Какие же права есть у всех детей? (зачитать права, записанные на экране)
Право на:
- Жизнь
- Имя при рождении
- Медицинскую помощь
- Образование
- Отдых и досуг
- Иметь имущество
- Свободно выражать свои взгляды
- Свободное перемещение
- Заботу и воспитание родителями
- Всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства
- Личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
В России права ребенка отражены в Основном законе нашего государства - Конституции.
Презентация "Права ребенка"
Команды готовы к соревнованию? Начинаем игру!
Приветствие команд (3 балла)
(Оценивается соответствие названия теме игры, подготовленность учащихся, творческое представление)
Вед. Первый конкурс "Разминка" . Команды отвечают на вопросы по поднятой руке. За каждый верный ответ 1 балл.
1-й конкурс: "Разминка" ( 1 балл за каждый верный ответ) , 10 баллов
Вопрос. Кто является ребенком?
Ответ. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применяемому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее (статья 1 Конвенции).
Вопрос. В какой статье Конвенции изложен принцип - наилучшее обеспечение интересов ребенка?
Ответ. Этот принцип изложен в статье 3 Конвенции. Во всех действиях в отношении детей, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Вопрос. Когда отмечается день Конституции Российской Федерации?
Ответ. 12 декабря
Вопрос. Из какого языка пришёл к нам термин «конституция»,что он означает ?
Ответ. Из латинского языка, означает «устанавливаю», в Древнем Риме этим словом обозначали важнейшие указы императоров
Вопрос. Какой международный документ стал ориентиром и моделью для Конституции Российской Федерации? Когда и кем он был принят?
Ответ. Всеобщая Декларация прав человека, 10 декабря 1948 г на 3 сессии Генеральной Ассамблеи ООН
Вопрос. В какой статье Конституции подтверждается принцип - право на жизнь?
Ответ. В статье 20 Конституции говорится: каждый имеет право на жизнь.
Вопрос. В каких российских Законах отражен принцип - уважение взглядов детей?
Ответ. Уважение взглядов детей отражено в Конституции Российской Федерации, Семейном кодексе Российской Федерации и ряде других законов.
Вопрос. С какого возраста воле ребенка придается правовое значение?
Ответ. Воле ребенка законодательно придается правовое значение с 10 лет.
Вопрос. С какого возраста гражданин РФ может самостоятельно в полной мере осуществлять свои права и обязанности?
Ответ. С 18 лет, в некоторых случаях с 16 лет (эмансипация)
Вопрос. Кто несёт ответственность за образование ребёнка?
Ответ. Родители
Вед. Пиктограмма – это рисуночное письмо, в котором зашифровано какое-то послание. Участники сегодняшней правовой игры «зашифровали» некоторые статьи 2 главы Конституции Российской Федерации. Сейчас они поменяются заданиями, и каждой команде будет дана 1 минута, чтобы угадать, о какой статье, зашифрованной в этих рисунках, идёт речь.
2-й конкурс: "Правовая пиктограмма" ( до 3 баллов )
Музыкальная заставка
Чтобы время не терять, пока капитаны выполняют свое задание, мы проведем конкурс с болельщиками.
3-й конкурс капитанов ( 1 ответ - 1 балл, 9 баллов)
Капитанам предлагается выполнить тестовые задания.
Тест для капитанов:
1.Сколько статей в нашей Конституции РФ?
а)100 статей;
б)137 статей;
в)150 статей.
2.В Российской Федерации кто пользуется правами и свободами?
а) Все граждане РФ;
б)Только пенсионеры;
в)Все, кто законно находится на территории РФ.
3.Защита Отечества – это…
а) долг и награда;
б) обязанность;
в) долг и обязанность.
4. Действующая Конституция РФ не содержит главу:
а) «Избирательная система»;
б) «Местное самоуправление»;
в) Судебная власть;
5. Какие из нижеприведённых строк соответствуют тексту первого куплета Государственного гимна РФ?
а) «Одна ты на свете! Одна ты такая!»;
б) «Россия любимая наша страна»;
в) «Хранимая Богом родная земля!».
6. Государственная Дума РФ состоит из:
а) 450 депутатов;
б) 225 депутатов;
в) 89 депутатов.
7. Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является государством:
а) православным;
б) многоконфессиональным;
в) теократическим;
г) светским.
8. Государство и его должностные лица в отношении человека и гражданина обязаны:
а) обеспечить получение бесплатного высшего образования;
б) возмещать вред, причиненный действиями должностных лиц;
в) предоставлять информацию, касающуюся гражданина, его прав и свобод;
г) компенсировать ущерб, причиненный преступлением.
9. Конституция Российской Федерации была принята в результате:
а) постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
б) указа Президента Российской Федерации;
в) всенародного референдума;
г) резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.
Вед. Помните ли вы свои детские книжки? Определите, права героев каких историй были нарушены.
4 - й конкурс для болельщиков: «Права героев моих детских книг»
(1 балл за правильный ответ) 10 баллов
1) Каждый человек имеет право владеть имуществом. Героя этой книги обманом лишили денег Лиса и Кот.
(А.Толстой «Золотой ключик»)
2) Каждый имеет право на неприкосновенность жилища. В этой сказке рыжая плутовка незаконно захватила дом зайчика.
(«Заячья избушка»)
3) Каждый имеет право на дом и семью. Баба Яга в этой сказке с помощью птиц похитила ребёнка, разлучив его с родными.
(«Гуси – лебеди»)
4) Каждый имеет право на отдых и досуг. В этой сказке мачеха и сёстры нарушили это право героини, запретив ехать на бал.
(Ш.Перро «Золушка»)
5) Каждый имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. В этой сказке серый волк нарушил право на жизнь сразу семерых героев.
(«Волк и семеро козлят»)
6) Каждый имеет право свободно передвигаться и выбирать место жительства. Зелёная героиня этой сказки отправилась в путешествие благодаря помощи уток.
(Гаршин В. «Лягушка – путешественница»)
7) Каждый имеет право на свободу мирных собраний. Звери в этой сказке воспользовались своим правом, став бродячей музыкальной группой.
(«Бременские музыканты»)
8) Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию. Герой этой сказки незаконно был посажен на несколько тысяч лет в лампу.
(«Волшебная лампа Аладдина»)
9) Каждый имеет право на труд, на выбор работы. Герой этой сказки воспользовался своим правом и устроился на работу к попу.
(Пушкин А. «Сказка о попе и его работнике Балде»)
10) Брак может быть заключен при обоюдном и свободном согласии обеих сторон. Крошечную героиню этой сказки никто не спросил, хочет ли она замуж за грызуна.
(Андерсен Г. «Дюймовочка»)
Вед. В этом конкурсе мы проверим у участников знание прав несовершеннолетних. Я буду задавать вопросы, а отвечает та команда, которая быстрее даст ответ. Правильный ответ оценивается в 1балл. Если команда даёт неправильный ответ, отвечает 2-я команда.
5 - й конкурс "Вопросы и ответы" (1 балл за правильный ответ) 8 баллов
1. Нецензурная брань учащихся в школе - это невоспитанность или противоправное деяние?
(КоАП ст.158, мелкое хулиганство).
2. В любом ли возрасте лицо может быть привлечено к уголовной ответственности?
(УК ст.20, с 16, а по отдельным случаям – с 14 лет).
3. Можно ли расценивать как шалость заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве в школе учащимися, не желающим писать контрольную работу?
(УК ст.20, 207, преступление).
4. Можно ли уважать человеческое достоинство ребенка, который делает все наперекор родителям и не уважает их?
(Конституция РФ ст.21, обязаны)
5. С какого возраста ребенок приобретает право на уважение его человеческого достоинства?
(Конституция РФ, ст.17, с рождения).
6. Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей - отец или мать?
(СК ст.62, равенство прав родителей).
7. Почему государство не допускает приема на работу лиц моложе 15 лет?
(КЗОТ ст.173, необходимо получения образования).
8. С какого возраста ребенок вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав?
(СК ст. 56, с 14 лет).
Вед.: - Права человека одинаково принадлежат всем людям.
«Я имею на это право!», «Почему вы нарушаете мои права?» - эти слова, к сожалению, часто произносятся невпопад, в ситуациях, когда человек явно не прав. Поэтому права не могут существовать без обязанностей.
6-й конкурс Разбор ситуаций «Права и обязанности» ( 1 балл за ответ) 5 баллов
Предлагаю вам посмотреть несколько диалогов и дать оценку поведению участников.
Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Диалог 1.
Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын: А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!
Пожалуйста, помогите ребёнку разобраться, кто здесь не прав. (ответы детей)
Диалог 2.
Учитель: Арина, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Арина: Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребёнка запрещено насилие над детьми. (ответы детей)
Диалог 3.
Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики!
Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом –
рисованием. (ответы детей)
Диалог 4.
Учитель: Петров, ты почему на литературе бегал по классу?
Петров: Ну и что? Я имею право на свободное перемещение. (ответы детей)
Диалог 5.
Мама: Сынок, ты почему мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?
Сын: Потому что Организация Объединённых Наций запрещает использовать труд детей! (ответы детей)
Вед. Какой документ очень хорошо знают герои этих сценок? (Конвенцию «О правах ребёнка»)
А чего они не знают совсем? ( они не знают, что обязаны уважать права других людей)
Вед. Попробуйте продолжить текст статьи Конституции РФ
7-й конкурс "Что ты знаешь о Конституции РФ ?" (1 балл за ответ) 12 баллов
1. Статья 2.
Человек, его права и свободы являются … (высшей ценностью).
2. Статья 14.
Религиозные объединения отделены от государства и равны…( перед законом).
3. Статья 19.
Все равны перед законом и … (судом).
4. Статья 21.
Достоинство личности охраняется… (государством)
5. Статья 22.
Каждый имеет право на свободу и …(личную неприкосновенность)
6. Статья 23.
Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни,
личную и семейную тайну, защиту…(своей чести и доброго имени)
7. Статья 29.
Каждому гарантируется свобода мысли и…(слова)
8. Статья 41.
Каждый имеет право на охрану здоровья и…(медицинскую помощь)
9. Статья 58.
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к …(природным богатствам).
10. Статья 60.
Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с…(18 лет)
11. Статья 95.
Федеральное собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и…(Государственной Думы).
12. Статья 118.
Правосудие в Российской Федерации осуществляется только…(судом).
Вед. В этом конкурсе нужно по подсказкам определить о каком термине идёт речь. Команде даётся 5 подсказок, ответ с 1-й подсказки - 5 баллов, со 2-й- 4 балла, с 3-й - 3 балла и т.д. Итак:
8 - й конкурс "Термины" (до 15 баллов)
1 термин: (конституция)
- русские крестьяне считали, что так зовут жену Константина, брата Александра 1, в период междуцарствия в России;
- одно из значений - "построение";
- в биологии - индивидуальные физиологические и анатомические особенности;
- на латинском -" установление";
- в политике - Основной закон государства;
2 термин: (государство)
- имеет свою структуру;
- имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;
- появилось в глубокой древности;
- из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;
- оно различается по форме правления, по способу осуществления власти
3 термин (республика)
- возникла в Древней Греции;
- на латыни - общественное дело;
- ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;
- это форма правления;
-бывает парламентской и президентской;
Вед. Наша правовая игра подходит к финалу. Осталось подвести итоги и поздравить победителей!
Пока уважаемое жюри подсчитает баллы, предлагаю вам музыкальный подарок от Гальчиной Арины и Сизовой Аделины.
Песня " Я рисую мир"
Подведение итогов игры. Слово жюри
Вручение призов и подарков командам и болельщикам.
В этот день – Всемирный день ребёнка
Есть одно лишь пожелание для всех:
Пусть разливается повсюду чистый, звонкий
Счастливый, беззаботный детский смех!
Пусть в этот славный день на всей планете
Приложит каждый силы для того,
Чтоб радовались и смеялись звонко дети!
Ведь нет важнее в мире ничего!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации.-М.: Юрид.лит., 1993.-64с
2. Конвенция "О правах ребенка"
3.Никитин А. Ф. Школьный юридический словарь.-2-е изд., доп.-М.: Дрофа,2004.-240с.
4.Романовский В.К. Символы Российской государственности. Герб. Флаг. Гимн. Пособие для учителя – М.: Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2002.-96с.
5.Фалькович Т. А., Шупина Т. А. По законам добра: Изучаем Конституцию Российской Федерации.- М.: 5 за знания, 2006.- 144с.
6.Элиасберг Н. И., Изучаем законы Российской Федерации - С-П.:- Союз,2004.- 80с.
7. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий игры, праздника, акции «Всемирный день ребенка»
Цель акции: укрепление здоровья детей, развитие их физических способностей, популяризация ЗОЖ. Используемое оборудование: кегли, обручи, цветные кубики или игрушки, флажки,...
Правовая игра "Права ребенка".
Методическая разработка правовой игры «Права ребенка».Цели:Закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных учащимися по проблеме права человека и гражданина.Развитие ...
Конспект правовой игры с обучающимися 6-7 классов "Я защищаю свои права". Презентация правовой игры.
Данное мероприятие на правлено приобщение подростков к правовой культуре через ознакомление с основными правами и свободами человека, обобщение начальных правовых знаний у несовершеннолетних....
Интеллектуально-правовая игра"Правовой лабиринт"
Интеллектуально-правовая игра....
Классный час правовой тематики, посвященный Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».
Цели: обобщить знания детей об основных правах ребенка; разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отноше...
План мероприятий Декады, посвященной Всемирному дню ребенка и Всероссийскому дню правовой помощи детям
С 22.11.2021 по 01.12.2021 в Байкальском колледже туризма и сервиса проводилась декада специалиста, посвященная Всемирному дню ребенка и Всероссийскому дню правовой помощи детям...
Всемирный День ребенка и Всероссийский день правовой помощи детям в РФ
Познавательная викторина...