Школьное музейное занятие "В гостях у Василисы"
план-конспект на тему

Этнографическое  занятие для учащихся младшего школьного возраста, целью которого является знакомство детей с традиционной русской культурой и  предметами крестьянского быта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_vasilisy.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУ «Шатская СОШ»

Музей «Истоки»

Открытое занятие на тему

«В гостях у Василисы»

Возраст: 8-9 лет

Продолжительность: 35 минут

Занятие проводит: Сафронова В.А.

Ноябрь 2013 год

Форма проведения: посиделки.

Цель и задачи:

- познакомить детей с музейной коллекцией предметов крестьянского быта;

- развить умение вести беседу;

- создать на занятии положительную эмоциональную атмосферу.

Методы и приемы: рассказ, сказочная история, погружение в прошлое.

Предметный ряд и оборудование: тряпичная кукла, ведра и коромысло, ухват, чугунок, печь, рубель, ступа и пест, деревянный гребень для вычесывания льна, лампа керосиновая, прялка ручная.

                                                       Ход  занятия

Ведущий.

   Здравствуйте, добры-молодцы и красны девицы!  Добро пожаловать на наши посиделки. Сегодня мы с вами побываем в гостях в доме бабушки Василисы и узнаем, как зимними вечерами собирались у нее на посиделки девушки и парни.

   Что такое посиделки? Это вечеринка для молодежи, сопровождающаяся каким-нибудь занятием, ручной работой. Проводились обычно такие посиделки зимой. Итак, вы славно потрудились, учились в школе, а теперь можно отдохнуть: делу время – потехе час, начинаем наш рассказ.

   Жила бабушка Василиса в деревенской избе, и окружали ее вещи, которые вы здесь видите. Проходите, дети, усаживайтесь поудобнее.

   Вставала бабушка Василиса раньше всех, за несколько часов до рассвета, одевалась, умывалась из рукомойника, зажигала лампаду у образов (так в старину назывались иконы) и после этого будила остальных домочадцев. На ней лежало много обязанностей. Она должна была трудиться и показывать пример другим, а ложилась, конечно. Позже всех.

   Внуки помогали бабушке управляться с огромным хозяйством, например, воды принести в ведрах на коромысле.

Может, из вас кто–нибудь попробует наносить воды на коромысле?

(2-3 ученика примеряют коромысло с маленькими ведрами и пробуют нести).

   В народе коромысло называли вьюн. А мы с вами на уроке музыки разучили русскую народную песню «Со вьюном я хожу». Давайте ее споем (дети исполняют песню, а 1 человек носит на плечах коромысло с ведрами).

   Поставим обед в печь.  Ну-ка, кто хочет попробовать?

(дети пробуют с помощью ухвата поставить чугунок в печь).

   Помогали внуки и в таком нелегком ремесле, как ткачество. Долгий путь проходило крохотное льняное семечко до того, пока рубашкой станет. Сначала его в землю сеяли. Зацветал лен красивыми голубыми цветами, а когда цветы превращались в маленькие коробочки, лен убирали. Коробочки отсекали и из них делали льняное масло. Сами стебли в речке топили и еще камнем сверху наваливали, чтобы не всплыли.

   Недели через две вытаскивали лен из воды, просушивали, а уж потом его трепали вот такой зубчатой дощечкой, которая называлась рубель, или мяли пестом в ступе так, что от бедного льна летели отбросы во все стороны.

   Получалось льняное волокно. После его вычесывали деревянным гребнем. В результате чего получалась куделька (показывают как). Ее привязывали на прялку и долгими вечерами пряли нитки.

   В полдень наступало время обеда. Василиса подавала на стол еду, и все домочадцы усаживались за столом. Кушанье подавалось на одного или двух человек в одной миске, и все ели из нее деревянными ложками. Пообедавши, все ложились немножко отдохнуть, после чего опять принимались за обычные занятия. Но в день, когда назначались посиделки, к ним начинали готовиться сразу после отдыха: девушки надевали красивые сарафаны, привязывали на голову ленты. Парни надевали вышитые рубахи.

   Бабушка Василиса доставала из-под печки березовое или осиновое полено и расщепляла его на тонкие палочки, которые называют лучинами. После вкладывала одну в светец и зажигала ее. Позже появилась керосиновая лампа. Изба освещалась при этом слабым неровным светом. А на пол баба Василиса обязательно ставила таз или чугун с водой или корыто с песком.

   А как вы думаете, для чего?

Правильно, чтобы огарки не падали с лучины на пол.

   Но вот, что-то стало смеркаться, и девушки с парнями стали собираться на вечерки (так называли посиделки). Все они пришли не с пустыми руками, каждый принес себе  работу. Кто-то из девчат принимался вышивать, а кто-то садился за прялку за ножную или ручную прясть пряжу. Кто хочет попробовать? А мы споем песню «Прялица» (дети изображают прядение и поют).

   Парни тоже не скучают, кто лапти плетет, кто веревку вьет, кто валенки подшивает. Маленькие дети залезали на печь на полати. А чтобы веселее было работать девчата запевали песню. А какие народные песни знаете вы, ребята?

Дети поют «Возле речки, возле моста», «Иван да Марья»).

   Молодцы, хорошо поете! Но на посиделках не только пели, но и загадывали загадки. А вы любите загадки?

Сейчас посмотрим, какие вы догадливые.

1.Через мост

Узкий мост (ведро)

2.Чем больше я верчусь,

Тем толще становлюсь (веретено)

3. Что из избы никогда не вынесешь? (печь)

4. Кривой бельмес

Под горшок полез (ухват)

5. Какие зубы не кусают

И не грызут (гребень).

Молодцы! Какие вы догадливые!

   На посиделках можно и поиграть девушкам и парням в игры. Давайте и мы поиграем.

Игры: «Костромушка, кострома», «Шла Матрена по дорожке»).

   Насмеявшись вдоволь, стали девчата и парни бабушку просить рассказать сказку. Бабушка Василиса сама сочиняла и очень интересно их рассказывала. Долго ее просить не приходилось, она начинала свой сказ.

   На краю деревни, посреди дороги лежала конская голова, и всем кто проходит или проезжает, приходилось ее обходить. Проходил мимо купеческий сын и вдруг слышит, голова ему говорит:

- Принеси, добрый молодец, воды мне напиться.

- Ну, вот еще, - ответил купеческий сын, - буду я об тебя руки марать. И пошел дальше своей дорогой, пнув голову ногой.

Идет мимо брезгливая хозяйская дочка, а голова ей молвит:

- Принеси мне, красавица, воды напиться.

- Фу, как от тебя пахнет, и какая ты грязная и пыльная, не хочу я об тебя свои руки пачкать.

И убежала, даже не оглянулась.

 Тут следом шла Марьюшка, неродная хозяйская дочь, падчерица. Остановилась, посмотрела на голову, а она ей молвит:

- Принеси мне, девушка, воды напиться.

   Жаль стало Марьюшке голову, спустилась она к обочине, зачерпнула воды в ладошки и стала на гору подниматься. Прошла полдороги, споткнулась о камень, упала и всю воду разлила. Вернулась обратно, зачерпнула вновь воду в ладошки и принесла голове. Попила голова и говорит:

- Не напилась я, девушка, Отнеси меня к реке воды напиться. Взяла Марьюшка голову на руки и стала с ней спускаться к реке, а у берега – заросли крапивы да осоки. Обстрекалась девушка крапивой, порезалась осокой, но голову не бросила. Принесла ее к реке, напилась тут голова вдоволь и превратилась в прекрасного парня. Подошел он к Марьюшке и говорит:

- За доброту твою, за то, что не побрезговала мною и не бросила беру тебя я, Марьюшка, себе в жены. Заколдовал меня злой волшебник, а ты сумела снять с меня злые чары.

   Справили свадьбу они веселую и зажили с тех пор в любви и согласии.

   Понравилась вам сказка бабушки Василисы? А о чем  хотела нам рассказать мудрая Василиса в этой сказке? (рассуждения ребят)

   Правильно, эта сказка о добре и зле, учит она понимать себя и других, помогать друг другу.

   Когда сумерки совсем уж покрыли землю, повеселившиеся от души ребята и девчата  стали собираться по домам. Парни проводили девушек и договорились о посиделках на следующей неделе. Ну, и нам уже пора. Надеюсь, вы теперь знаете, что такое посиделки. До скорой встречи, добры молодцы и красны девицы! Рада была с вами познакомиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно – методические принципы формирования навыков развития речи учащихся школьными музейными средствами

Важным аспектом  решения задачи модернизации российского образования является введение государственного стандарта регионального компонента. Требования времени и задачи модерниз...

Внеклассное занятие по истории для 4-6 классов (на базе школьной музейной экспозиции «Веков связующая нить»).

ВЬЮГИНОВА А.Ю. Внеклассное занятие по историидля 4-6 классов (на базе школьной музейной экспозиции «Веков связующая нить»).Тема занятия-«ПРЕДМЕТЫ МИЛОЙ СТАРИНЫ».Форма проведения занятия - БЕСЕДА...

Школьный музейно-методический комплекс "Санкт-Петербург вчера, сегодня, завтра".

Школьный музейно-методический комплекс в коррекционной школе. История создания, цели и задачи....

Школьный Музейный комплекс

Совместно с группой педагогов участвовал в создании и ежегодном обновлении экспозиций школьного Музейного комплекса, включающего в себя Этнографический зал, Зал трудовой славы, Зал боевой славы и др.,...

Формирование патриотизма у обучающихся средствами школьной музейной педагогики

  Музейная школьная педагогика является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование патриотизма детей и при правильной ее организации способствует эффективной реа...