Школьное музейное занятие "В гостях у Василисы"
план-конспект на тему
Этнографическое занятие для учащихся младшего школьного возраста, целью которого является знакомство детей с традиционной русской культурой и предметами крестьянского быта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_vasilisy.docx | 24.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МОБУ «Шатская СОШ»
Музей «Истоки»
Открытое занятие на тему
«В гостях у Василисы»
Возраст: 8-9 лет
Продолжительность: 35 минут
Занятие проводит: Сафронова В.А.
Ноябрь 2013 год
Форма проведения: посиделки.
Цель и задачи:
- познакомить детей с музейной коллекцией предметов крестьянского быта;
- развить умение вести беседу;
- создать на занятии положительную эмоциональную атмосферу.
Методы и приемы: рассказ, сказочная история, погружение в прошлое.
Предметный ряд и оборудование: тряпичная кукла, ведра и коромысло, ухват, чугунок, печь, рубель, ступа и пест, деревянный гребень для вычесывания льна, лампа керосиновая, прялка ручная.
Ход занятия
Ведущий.
Здравствуйте, добры-молодцы и красны девицы! Добро пожаловать на наши посиделки. Сегодня мы с вами побываем в гостях в доме бабушки Василисы и узнаем, как зимними вечерами собирались у нее на посиделки девушки и парни.
Что такое посиделки? Это вечеринка для молодежи, сопровождающаяся каким-нибудь занятием, ручной работой. Проводились обычно такие посиделки зимой. Итак, вы славно потрудились, учились в школе, а теперь можно отдохнуть: делу время – потехе час, начинаем наш рассказ.
Жила бабушка Василиса в деревенской избе, и окружали ее вещи, которые вы здесь видите. Проходите, дети, усаживайтесь поудобнее.
Вставала бабушка Василиса раньше всех, за несколько часов до рассвета, одевалась, умывалась из рукомойника, зажигала лампаду у образов (так в старину назывались иконы) и после этого будила остальных домочадцев. На ней лежало много обязанностей. Она должна была трудиться и показывать пример другим, а ложилась, конечно. Позже всех.
Внуки помогали бабушке управляться с огромным хозяйством, например, воды принести в ведрах на коромысле.
Может, из вас кто–нибудь попробует наносить воды на коромысле?
(2-3 ученика примеряют коромысло с маленькими ведрами и пробуют нести).
В народе коромысло называли вьюн. А мы с вами на уроке музыки разучили русскую народную песню «Со вьюном я хожу». Давайте ее споем (дети исполняют песню, а 1 человек носит на плечах коромысло с ведрами).
Поставим обед в печь. Ну-ка, кто хочет попробовать?
(дети пробуют с помощью ухвата поставить чугунок в печь).
Помогали внуки и в таком нелегком ремесле, как ткачество. Долгий путь проходило крохотное льняное семечко до того, пока рубашкой станет. Сначала его в землю сеяли. Зацветал лен красивыми голубыми цветами, а когда цветы превращались в маленькие коробочки, лен убирали. Коробочки отсекали и из них делали льняное масло. Сами стебли в речке топили и еще камнем сверху наваливали, чтобы не всплыли.
Недели через две вытаскивали лен из воды, просушивали, а уж потом его трепали вот такой зубчатой дощечкой, которая называлась рубель, или мяли пестом в ступе так, что от бедного льна летели отбросы во все стороны.
Получалось льняное волокно. После его вычесывали деревянным гребнем. В результате чего получалась куделька (показывают как). Ее привязывали на прялку и долгими вечерами пряли нитки.
В полдень наступало время обеда. Василиса подавала на стол еду, и все домочадцы усаживались за столом. Кушанье подавалось на одного или двух человек в одной миске, и все ели из нее деревянными ложками. Пообедавши, все ложились немножко отдохнуть, после чего опять принимались за обычные занятия. Но в день, когда назначались посиделки, к ним начинали готовиться сразу после отдыха: девушки надевали красивые сарафаны, привязывали на голову ленты. Парни надевали вышитые рубахи.
Бабушка Василиса доставала из-под печки березовое или осиновое полено и расщепляла его на тонкие палочки, которые называют лучинами. После вкладывала одну в светец и зажигала ее. Позже появилась керосиновая лампа. Изба освещалась при этом слабым неровным светом. А на пол баба Василиса обязательно ставила таз или чугун с водой или корыто с песком.
А как вы думаете, для чего?
Правильно, чтобы огарки не падали с лучины на пол.
Но вот, что-то стало смеркаться, и девушки с парнями стали собираться на вечерки (так называли посиделки). Все они пришли не с пустыми руками, каждый принес себе работу. Кто-то из девчат принимался вышивать, а кто-то садился за прялку за ножную или ручную прясть пряжу. Кто хочет попробовать? А мы споем песню «Прялица» (дети изображают прядение и поют).
Парни тоже не скучают, кто лапти плетет, кто веревку вьет, кто валенки подшивает. Маленькие дети залезали на печь на полати. А чтобы веселее было работать девчата запевали песню. А какие народные песни знаете вы, ребята?
Дети поют «Возле речки, возле моста», «Иван да Марья»).
Молодцы, хорошо поете! Но на посиделках не только пели, но и загадывали загадки. А вы любите загадки?
Сейчас посмотрим, какие вы догадливые.
1.Через мост
Узкий мост (ведро)
2.Чем больше я верчусь,
Тем толще становлюсь (веретено)
3. Что из избы никогда не вынесешь? (печь)
4. Кривой бельмес
Под горшок полез (ухват)
5. Какие зубы не кусают
И не грызут (гребень).
Молодцы! Какие вы догадливые!
На посиделках можно и поиграть девушкам и парням в игры. Давайте и мы поиграем.
Игры: «Костромушка, кострома», «Шла Матрена по дорожке»).
Насмеявшись вдоволь, стали девчата и парни бабушку просить рассказать сказку. Бабушка Василиса сама сочиняла и очень интересно их рассказывала. Долго ее просить не приходилось, она начинала свой сказ.
На краю деревни, посреди дороги лежала конская голова, и всем кто проходит или проезжает, приходилось ее обходить. Проходил мимо купеческий сын и вдруг слышит, голова ему говорит:
- Принеси, добрый молодец, воды мне напиться.
- Ну, вот еще, - ответил купеческий сын, - буду я об тебя руки марать. И пошел дальше своей дорогой, пнув голову ногой.
Идет мимо брезгливая хозяйская дочка, а голова ей молвит:
- Принеси мне, красавица, воды напиться.
- Фу, как от тебя пахнет, и какая ты грязная и пыльная, не хочу я об тебя свои руки пачкать.
И убежала, даже не оглянулась.
Тут следом шла Марьюшка, неродная хозяйская дочь, падчерица. Остановилась, посмотрела на голову, а она ей молвит:
- Принеси мне, девушка, воды напиться.
Жаль стало Марьюшке голову, спустилась она к обочине, зачерпнула воды в ладошки и стала на гору подниматься. Прошла полдороги, споткнулась о камень, упала и всю воду разлила. Вернулась обратно, зачерпнула вновь воду в ладошки и принесла голове. Попила голова и говорит:
- Не напилась я, девушка, Отнеси меня к реке воды напиться. Взяла Марьюшка голову на руки и стала с ней спускаться к реке, а у берега – заросли крапивы да осоки. Обстрекалась девушка крапивой, порезалась осокой, но голову не бросила. Принесла ее к реке, напилась тут голова вдоволь и превратилась в прекрасного парня. Подошел он к Марьюшке и говорит:
- За доброту твою, за то, что не побрезговала мною и не бросила беру тебя я, Марьюшка, себе в жены. Заколдовал меня злой волшебник, а ты сумела снять с меня злые чары.
Справили свадьбу они веселую и зажили с тех пор в любви и согласии.
Понравилась вам сказка бабушки Василисы? А о чем хотела нам рассказать мудрая Василиса в этой сказке? (рассуждения ребят)
Правильно, эта сказка о добре и зле, учит она понимать себя и других, помогать друг другу.
Когда сумерки совсем уж покрыли землю, повеселившиеся от души ребята и девчата стали собираться по домам. Парни проводили девушек и договорились о посиделках на следующей неделе. Ну, и нам уже пора. Надеюсь, вы теперь знаете, что такое посиделки. До скорой встречи, добры молодцы и красны девицы! Рада была с вами познакомиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно – методические принципы формирования навыков развития речи учащихся школьными музейными средствами
Важным аспектом решения задачи модернизации российского образования является введение государственного стандарта регионального компонента. Требования времени и задачи модерниз...
Личностный рост учащихся в условиях реализации программы гражданско-патриотического воспитания на базе школьного музейного комплекса
Выступление на городских педчтениях . 2 место....
Внеклассное занятие по истории для 4-6 классов (на базе школьной музейной экспозиции «Веков связующая нить»).
ВЬЮГИНОВА А.Ю. Внеклассное занятие по историидля 4-6 классов (на базе школьной музейной экспозиции «Веков связующая нить»).Тема занятия-«ПРЕДМЕТЫ МИЛОЙ СТАРИНЫ».Форма проведения занятия - БЕСЕДА...
Школьный музейно-методический комплекс "Санкт-Петербург вчера, сегодня, завтра".
Школьный музейно-методический комплекс в коррекционной школе. История создания, цели и задачи....
Школьный Музейный комплекс
Совместно с группой педагогов участвовал в создании и ежегодном обновлении экспозиций школьного Музейного комплекса, включающего в себя Этнографический зал, Зал трудовой славы, Зал боевой славы и др.,...
Из опыта работа школьного музейно-поискового отряда "Поиск".
Опыт работы поискового отряда....
Формирование патриотизма у обучающихся средствами школьной музейной педагогики
Музейная школьная педагогика является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование патриотизма детей и при правильной ее организации способствует эффективной реа...