Сценарий общешкольного мероприятия "По дорогам памяти"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Сценарий объединяет 2 важных события 2015 гда: 70-летия Победы в ВОв и открытие Года литературы в школе. Материал - метафорический путь от первых минут войны до современности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
god_literatury.docx | 34.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий общешкольного мероприятия, посвящённого
Году литературы и 70 –летию победы в Великой Отечественной войне
( 5-9 классы)
Литературно-музыкальная композиция «По дорогам памяти»
Цели и задачи:
Формирование патриотических основ мировоззрения, интереса к общественным явлениям.
Воспитание чувства гордости за советский народ.
Развитие интереса к историческому прошлому Родины, её защитникам и их подвигам.
Расширение представлений о значении искусства, а именно литературы, в общественной жизни страны.
Воспитание познавательной активности.
Воспитание толерантного, уважительного отношения к людям разной национальности.
Развитие творческих способностей учащихся, умений публично выступать.
Оборудование: Медиапректор, презентация с фотографиями поэтов времён ВОв, фотографиями-сопроводениями текста ведущих; фонограммы песен военных лет, видеоклипы из документальной хроники военного времени, звук метронома.
Вступление(мини-постановка):
Ночь на 22 июня, выпускные балы. Звучит мелодия РИО-Рита, гуляют 2 пары: (девочки в школьной форме, белые фартуки) и юноша с девушкой в обычной одежде .
Диалог 1:
- Таня, ты представляешь, что мы уже закончили школу? Мы уже взрослые! Теперь надо решать, куда поступать учиться!
- А уже решила! Пойду в медицинский, как мама. Буду людям помогать.
- А я вот ещё раздумываю…В педагогический или на архитектора? Куда лучше, как считаешь?
(Садятся на скамью и делают вид, что говорят)
Диалог 2:
- Валюш, через месяц меня в армию заберут…Ждать-то будешь?
- Конечно, Коля, буду! Я пока выучусь на швею.
- Молодец! А я как вернусь, сразу поженимся, дом начнём строить. Я ведь всему от отца научился!
- Здорово как…
Звучит объявление Левитана о начале ВОв и «Священная война», куплет и припев. Парочки встали. Смотрят как бы на репродуктор, девочки прижали ладони к лицу, испуганы.
Ведущий№ 1:
Мечты юных…В один миг оборвала их война. В один миг изменились судьбы и маршруты жизни…Всю страну ожидали тяжёлые испытания и дороги войны. Но с пути к Победе не свернул никто.
Ведущий№ 2:
Что давало силы нашему народу? Что поддержало его в лихолетье? Любовь к Родине, вера в правое дело освободителей, боль за страдания родных и близких… И слово. Великое, сильное слово поэта, писателя, корреспондента, которое не давало упасть духом, вселяло веру и надежду в Победу, согревало мечтой о любимых, о доме, о будущем. Слово, в котором хранится память о тех днях…
Слайд с фото А. Ахматовой, годы жизни и фон - Ленинград
Чтец:
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти всё готово.
Всего прочнее на земле – печаль
И долговечней – царственное слово.
Ведущий№ 1: Это мудрые строки Анны Ахматовой, которая пережила все тяготы войны со своим народом, видела разрушенный блокадный Ленинград и оставила нам в наследство свои литературные свидетельства об испытаниях, выпавших на долю советского народа.
Ведущий№ 2: А для кого-то именно война стала отправной точкой, началом литературной деятельности. Вот что мы узнали об известном поэте и барде Булате Окуджаве
Слайды, фото и годы жизни Окуджавы
Ученик:В апреле 1942 года, в возрасте 17 лет, Окуджава пошёл на фронт добровольцем. Был миномётчиком, потом радистом тяжёлой артиллерии. Был ранен под Моздоком.
К этому времени относится его первая песня «Нам в холодных теплушках не спа́лось» (1943), текст которой не сохранился.
После войны Окуджава поступил в Тбилисский государственный университет. Получив диплом, в 1950 году начал работать учителем школе № 5 в Калуге.
Кто теперь не знает знаменитые автобиографические строки известного поэта о первых днях войны?
До свидания, мальчики ( Инсценировка: По ролям раскидать 1 куплет читают девочки, а 2- мальчики) Пилотки, медиц. повязки девочкам, косынки с крестами
1.Ах, война,
что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
2.наши мальчики головы подняли -
повзрослели они до поры,
3.на пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом - солдат...
Хором: До свидания, мальчики!
Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.
1.Ах, война,
что ж ты, подлая, сделала:
вместо свадеб -
разлуки и дым,
2.наши девочки платьица белые
раздарили сестрёнкам своим.
Сапоги- ну куда от них денешься?
Да зелёные крылья погон...
3.Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведём с ними счёты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
что идёте войной наугад...
Хором: До свидания, девочки!
Девочки,
постарайтесь вернуться назад.
Расходятся в разные стороны, оборачиваются…
Песня «Эх, дороги» - инсценировка: отряд в гимнастёрках, пилотках идут, потом садятся на привал, достают кружки, хлеб, поют.
Ведущий№ 2:
Эта песня была написана уже после войны, осенью 1945 года в память о нелёгком пути советского солдата к победе. Ребята выяснили, что автором стихов стал Лев Ошанин, композитором А. Новиков (Слайды с военными дорогами, Слайд об Ошанине)
Ученик: Из-за плохого зрения Ошанина не взяли в армию, даже когда началась Великая Отечественная война, хотя бы военным корреспондентом. Поэт Б. Л. Пастернак посоветовал ему вступить в Союз советских писателей, с членским билетом которого можно было попасть на фронт даже с плохим здоровьем.
Ошанин, заручившись рекомендацией Пастернака, так и сделал. Он стал командироваться на передовую от Политуправления Красной Армии, работать в военных газетах, выступать перед бойцами. Уже 22 июня 1941 года из репродукторов на сборных пунктах звучала написанная ещё до войны песня на стихи Ошанина «В бой за Родину». В конце войны им были написаны стихи, после Победы положенные на музыку И. О. Дунаевским и ставшие песней «Ехал я из Берлина». Песня «Дороги» написана осенью 1945 года, для театрализованной программы «Весна победная»
Ведущий№ 1: Многие известные поэты и писатели, как Лев Ошанин, служили Родине на литературном поприще. Военными корреспондентами стали Константин Симонов и Александр Твардовский. Бывая на передовых лично, общаясь с солдатами, поэты не моги не восхищаться стойкостью и мужеством русского человека. Собирательным образом простого бойца, балагура и настоящего героя, стал образ Василия Тёркина из одноимённой поэмы А. Твардовского. Поэма начала печататься с продолжением в газетном варианте с 1942 года и была закончена в 1945 году.
Ведущий№ 2: Рядовой Тёркин за три года стал почти родным для солдат, а меткие выражения героя и автора стали крылатыми фразами (слайд)
- (Слайды с фото Твардовского, годы жизни, + Фото памятника Твардовскому и Тёркину в Смоленске, иллюстрации О. Верейского к поэме+ крылатые фразы из поэмы:
- Нет, ребята, я не гордый, я согласен на медаль.
- Бой идёт не ради славы, ради жизни на земле.
- Города сдают солдаты, генералы их берут.
- Не гляди, что на груди, а гляди, что впереди)
Сценка из «В. Тёркина»
Звучит гармонь, музыка из «Землянки»
4 солдата на привале, один с перевязанной головой, котелки, фляги, режут хлеб.
Один солдат шутит: Так, щи да каша – пища наша…А хлеб – всему голова..
Идёт почтальон, кричит: Полевая почта! Полевая почта!
Второй солдат: Нам есть что-нибудь?
Почтальон достаёт пачку треугольных писем из сумки, выбирает по одному письму:
- Так, Вот Иванову из Ростова (подаёт письмо, но отдёргивает руку) А сплясать?
( солдат немного сплясал под мотив «Яблочко», забрал письмо, садится, разворачивает и читает)
Почтальон: А вот Виноградову из Ленинграда (отдаёт письмо, солдат разворачивает)
Третий солдат: Ну, почта балагурит..Мне-то есть весточка?
Почтальон: А как же! И Гурову из Мурома!
Четвёртый солдат: Почта, а почта, а про нашего Тёркина продолжение не вышло? Ну-ка, посмотри!
Почтальон достаёт газету: Да вышло-вышло, держите! (присаживается к солдатам)
Все сворачивают письма, убирают в карманы, в пилотку, один говорит:
- Ну, что там дальше с Васей приключилось? Ищи скорей!
Четвёртый солдат: Вот! Глава «Смерть и воин»
Первый : Неужто погиб Вася?
Второй: Да не могёт быть такого! Ты слушай!
Четвёртый читает в главе за автора.
Инсценировка главы «Смерть и воин»
Ведущий№ 1: Вот так, воюя с врагом, болью и самой смертью шёл русский воин до самого Берлина. До победного мая. Шёл и не унывал, глядя только вперёд, как в задорной песне "Дорога на Берлин"
Ученик 1.История песни "Дорога на Берлин" весьма любопытна. Сначала поэт Евгений Долматовский написал стихотворение «Улицы-дороги». Произошло это в только что освобожденном от фашистов Гомеле. До этого наши войска уже освободили Орел и Брянск. Поэт заметил интересную особенность: последняя улица, по которой проходили наши наступающие войска, как бы указывала маршрут к следующему городу, который предстоит брать. В Орле это была Брянская улица, в Брянске — Гомельская, В Гомеле — Минская.
Ученик 2. Стихи были напечатаны во фронтовой газете "Красная армия". Песню «Улицы-дороги» солдаты "взяли на вооружение" и запели в дивизиях и полках, причем на разные мотивы, которые сами подбирали армейские запевалы. Долматовский отправил стихи в Москву Марку Фрадкину. Ответа от композитора сразу не последовало. И вдруг через год, уже в конце войны, он услышал по радио голос Утёсова, исполняющего песню вроде бы его, но не совсем. У песни каким-то удивительным образом появилось продолжение. Она звала уже не на Минск, а на Берлин!
Оказывается, Марк Фрадкин все-таки написал музыку к песне. А текст дописал... Леонид Утесов.
Из воспоминаний Леонида Утесова:
Ученик 3."Одна беда - песня скоро начала стареть. Ведь кончалась она призывом: "Вперед, на Минск!" А в июле 1944 года столица Советской Белоруссии была уже освобождена. Советские воины шли дальше на запад, и я стал прибавлять названия новых городов, взятых нашими войсками: Брест, Львов, Люблин, Варшаву и так далее, заканчивая словами "На Берлин!" Песня снова стала злободневной". С этими поправками, которые внесла сама жизнь, песня действительно привела к Победе и с тех пор стала называться «Дорога на Берлин».
Песня «Дорога на Берлин» - инсценировка – отряд марширует, девочки-регулировщицы. Столбы-шлагбаумы с улицами ( Песня может исполняться в записи - Утёсов, а дети подпевают только последние 3 строки каждого куплета) (Слайды этих городов, что упоминаются в песне)
|
Ведущий № 2 ( фон – колокольный набат): Стихи и песни, повести и рассказы о второй мировой войне уже более 70 лет хранят память о советском солдате, о подвиге народа – освободителя. Хранят они память и о невинных жертвах фашизма, о миллионах замученных, сожжённых, расстрелянных в концлагерях детях, женщинах, стариках, пленных…Хранят, чтобы бесчеловечные ужасы фашизма не повторились..
(Слайд: узники концлагеря+ цифры погибших в концлагерях и названия лагерей)
( Ученик читает стихотворение под «Реквием» Моцарта)
Чтец.. Эдуардас Межелайтис «Пепел»
Эта рыжая пыль под ногами, щебёнка
Из костей, - не осколки ль, покрытые ржой?
Это, может быть, резвые ножки ребёнка,
Что за белою бабочкой гнался межой;
Или ручки, - дитя ими тянется к маме,
Обнимая за шею, ласкается к ней...
Или был этот щебень большими руками,
Что с любовью к груди прижимала детей.
Этот пепел, который разносится с ветром,
Был глазами, смеялся и плакал порой;
Был губами, улыбкою, музыкой, светом,
Поцелуями был этот пепел седой.
Был сердцами, тревогою, радостью, мукой.
Был мозгами, сплетеньем извилин живых, -
Слово "жить" до конца, словно буква за буквой,
Точно белым по чёрному вписано в них.
Эти волосы - локоны, косы, и пряди,
Что навалены мёртвой косматой горой,
Кто-нибудь расплетал, и взволнованно гладил,
И сухими губами касался порой.
Чистый трепет сердец, вдохновенные речи,
Золотые надежды, сияние глаз...
Крематориев страшных горящие печи.
Пепел... Пепел... Лишь пепел остался от вас.
Пролетая над проволокой колючей,
Птица мягко касается краем крыла
Дикой розы, на диво багровой и жгучей,
Что на этой кровавой земле расцвела.
Боль, которой ещё моё сердце не знало,
Превратилась в колючий солёный комок
И, как пуля, в гортани навеки застряла,
Чтоб дышать я не мог и забыть я не мог.
Я тяжёлый, невидящий взгляд поднимаю
И от нёба его не могу отвести,
Всем своим существом к человеку взываю,
Человеческий пепел сжимая в горсти.
Ведущий № 1: Великая Отечественная война унесла много жизней. Но некоторых солдат ждут до сих пор…На них не пришли похоронки, об их судьбах ничего не известно спустя 70 лет после окончания войны…Ждут своих мужей и сыновей уже совсем старые жёны и матери, как в стихотворении
А. Дементьева « Баллада о матери»
Стихотворение А. Дементьева «Баллада о матери» ( фон перед чтением – песня «Алёша –в Болгарии русский солдат») Слайд из фильма «Баллада о солдате»
Ведущий№ 2: В годы ВО в погибло 27 млн. советских людей. Было подсчитано, что, если бы память каждого почтили 1 минутой, то эта минута длилась бы 38 лет…Почтим память погибших на полях сражений, без вести пропавших и невинно замученных минутой молчания. ( Метроном)
Спасибо, прошу всех сесть.
Ведущий№ 1: Литературно-музыкальным памятником в честь погибших солдат по праву считается песня « Журавли». Вот что узнали ребята об авторах стихов песни.
Песня посвящена солдатам, погибшим в Великой отечественной войне. Дагестанский поэт Расул Гамзатов написал стихотворение «Журавли» на родном языке, по-аварски. Тема журавлей была навеяна посещением расположенного в Хиросиме памятника японской девочке по имени Садако Сасаки, страдавшей от лейкемии после атомного взрыва в Хиросиме. Садако Сасаки надеялась, что вылечится, если смастерит тысячу бумажных «журавликов», пользуясь искусством оригами. Наум Гребнев — известный переводчик восточной поэзии, её классиков и фольклора. Война застала Гребнева с самого её начала, поскольку в это время он служил на границе, под Брестом. Он попал окружение, где немцы взяли в плен 130 тысяч красноармейцев, вышел одним из немногих, воевал под Сталинградом, был трижды ранен. В стихотворение «Журавли» он вложил и свой опыт войны.
(Инсценировка песни: по одному строиться в клин, выходя прямо из зрительного зала. Руки в белых перчатках на припев – как крылья)
Ведущий№ 2: Что бы мы знали о событиях прошлого, о радостях и бедах своей страны, о переживаниях своих предков, если бы не история и литература? И что бы делали солдаты и офицеры без обнадёживающих стихов Симонова «Жди меня, и я вернусь», без тёплых строк Суркова в песне «Землянка», без юморного Васи Тёркина? И как бы ни пытались с нами спорить, литература в годы ВОв тоже стала оружием с врагом и вечным памятником героям.
Чтец.А. Ахматова «Мужество»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий общешкольного мероприятия "Вечер памяти"
Представлен сценарий общешкольного мероприятия "Вечер памяти", посвященный сотруднику МВД Дмитрию Анатольевичу Замяткину, кавалеру Ордена Мужества, погибшему при исполнении служебных обязанностей. Ме...
Сценарий общешкольной линейки «Памяти павших будьте достойны!»
Сценарий общешкольной линейки «Памяти павших будьте достойны!»...
Сценарий общешкольного праздника "ЛИСТАЯ ПАМЯТИ СТРАНИЦЫ", посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
Подготовку к этому Великому праздни ку мы начали заранее. За каждым классом были закреплены категории ветеранов Великой Отечественной войны: ветераны, инвалиды, вдовы, дети войны, блокадники Ленинград...
Сценарий общешкольного внеклассного мероприятия, посвященного памяти генерала армии Героя Советского Союза Н.Ф.Ватутина
Сценарий общешкольного внеклассного мероприятия, посвященного памяти генерала армии Героя Советского Союза Н.Ф.Ватутина...
Сценарий общешкольного мероприятия, посвященного празднованию годовщины снятия блокады города Ленинграда «По страницам памяти…»
Цель мероприятия: способствовать формированию патриотического сознания, сохранению исторической памяти. Задачи:1) приобщить обучающихся к пониманию ценности человеческой жизни и значению под...
Сценарий общешкольной линейки, посвящённой дню снятия блокады Ленинграда и Международному дню памяти жертв Холокоста.
Сценарий общешкольной линейки, посвящённой дню снятия блокады Ленинграда и Международному дню памяти жертв Холокоста....
Сценарий общешкольного мероприятия "Дорогой дружбы, добра, милосердия".
Мероприятие предназначено для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)....