125 блокадных грамм
классный час (8 класс) на тему
Внеклассное мероприятие, посвященное снятию блокады Ленинграда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное мероприятие, посвященное снятию блокады Ленинграда | 36.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 Г. АРКАДАКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Устный журнал
«Сто двадцать пять блокадных грамм
с огнем и кровью пополам»
Класс: 8 «б»
Классный руководитель: Терехова М.М.
2014 – 2015 уч. год
Цели:
- формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне
1941-1945 гг., ее защитниках и подвигах; - способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;
- воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению.
Оборудование:
- мультимедийное оборудование, экран;
- презентация со звуковым сопровождением
- аудиоаппаратура;
- аудиозаписи.
Ход мероприятия
Звучит музыка из к/ф «Офицеры»
1 ученик:
Опять война, опять блокада…
А, может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: “Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне…”
И могут показаться правы
И убедительны слова.
Но, даже если это правда,
Такая правда не права!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война.
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.
2 ученик:
Мне кажется:
Когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают.
Они к Неве
По улицам идут,
Как все живые,
Только не поют.
Не потому,
Что не хотят,
А потому, что мертвые
Молчат.
Мы их не слышим,
Мы не видим их,
Но мертвые всегда
Среди живых.
Идут и смотрят,
Будто ждут ответ:
Ты этой жизни
Стоишь или нет?
3 ученик:
С первых дней войны враг двинул на Ленинград свои войска, рассчитывая захватить его быстро и беспрепятственно. Но неожиданно встретил упорное сопротивление. Все жители города поднялись на его защиту. Вокруг города были вырыты противотанковые рвы, построены надолбы, сооружены заграждения. Линия заграждений проходила в районе Красногвардейска, Слуцка, Колпина, Петергофа, Пулкова. Оборонительные сооружения строили около 500 тысяч жителей. В помощь армии были сформированы отряды народного ополчения. Всего около 340 тысяч жителей города ушли добровольцами в ряды Советской армии, народное ополчение, партизанские отряды.
4 ученик:
8 сентября 1941г. вражеские войска прорвались с юга через поселок Мга к Ладожскому озеру и захватили Шлиссельбург. Ленинград оказался блокированным с суши. Связь с ним могла поддерживаться теперь только по воздуху или через озеро, что, конечно же, значительно осложняло переброску войск и снабжение города продуктами, товарами и боеприпасами. Но попытка фашистов форсировать Неву в районе Шлиссельбурга была отбита Невской группировкой, поддержанной кораблями Ладожской военной флотилии.
5 ученик:
Город не сдавался, и немцы решили пойти в обход, взять его с тыла, заставить сдаться. Гитлер так объяснял немцам и миру непредвиденную «задержку» с Ленинградом: «Ленинград мы не штурмуем сейчас сознательно. Ленинград выжрет сам себя».
1 ученик:
Блокада города продлилась с 8 сентября 1941г. по 27 января 1944г. Это почти 900 дней.
6 ученик:
1941 год. 8 сентября, понедельник. Все дороги, связывающие Ленинград со страной, перерезаны. Город оказался в блокадном кольце, а в нем – 2 миллиона 544 тысячи жителей.
4 ученик:
В 18 часов 55 минут вражеская авиация впервые подвергла Ленинград массированному налету. Только на Московский район упало 5 тысяч зажигательных бомб. Вспыхнуло 178 пожаров.
Один из них – самый большой – охватил деревянные хранилища Бадаевских складов. Огонь полыхал здесь около пяти часов. Сгорело 3 тысячи тонн муки и 2,5 тысячи тонн сахара.
7 ученик:
Утром следующего дня город и вся страна впервые услышали по радио голос Ольги Берггольц. Передача началась ее стихами.
8 ученик:
Я говорю с тобой под свист снарядов,
Угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна…
Кронштадтский злой, неукротимый ветер
В мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежище уснули дети,
Ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом – смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
Что называлось страхом и мольбой.
9 ученик:
Голос Ольги Берггольц источал небывалую энергию. Она делала репортажи с фронта, читала их по радио. Её голос звенел в эфире три с лишним года. Её голос знали, её выступления ждали. Её слова, её стихи входили в замерзшие, мертвые дома, вселяли надежду, и Жизнь продолжала теплиться:
2 ученик:
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад,
И если завтра будут баррикады_
Мы не покинем наших баррикад.
И женщины с бойцами встанут рядом,
И дети нам патроны поднесут,
И надо всеми нами зацветут
Старинные знамена Петрограда.
Руками сжав обугленное сердце,
Такое обещание даю
Я, горожанка, мать красноармейца,
Погибшего под Стрельною в бою :
Мы будем драться с беззаветной силой,
Мы одолеем бешенных зверей,
Мы победим, клянусь тебе, Россия,
От имени российских матерей.
4 ученик:
В блокадном Ленинграде ежедневно выдавали только хлеб, а остальные продукты отпускались раз в декаду, да и то не всегда. Керосин с сентября 1941г. по февраль 1942г. гражданскому населению не выдавался, электричества не было. Хлеб состоял на 10% из воды, на 10% из целлюлозной муки и на 30% из суррогатов и заменителей. Нормы хлеба постоянно снижались:
2 ученик:
20 ноября, четверг. В городе проведено еще одно, пятое по счету, снижение норм выдачи хлеба. На рабочую карточку теперь будет выдаваться 250, на все остальные – 125 граммов хлеба.
8 ученик:
Вместо супа – бурда из столярного клея,
Вместо чая – заварка сосновой хвои…
Это б все ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не свои.
Только сердце внезапно сожмется, как ежик,
И глухие удары пойдут невпопад…
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь…
Не смолкай! Ведь на наших сердцах Ленинград!
Бейся, сердце, стучи, несмотря на усталость.
Слышишь, город клянется, что враг не пройдет.
…Сотый день догорал. Как потом, оказалось,
Впереди оставалось еще восемьсот.
7 ученик:
Наступила первая блокадная зима. Среднемесячная температура декабря 1941 года составила минус 28 градусов. Из строя вышел водопровод, не ходил городской транспорт, обессиленные люди замерзали прямо на улицах.
5 ученик:
28 декабря, воскресенье. Одиннадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева сделала в этот день первую запись в своем дневнике:
“Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 года”.
До войны девочка жила в большой веселой семье. Старшая сестра, Женя, работала конструктором на заводе. Брат Леня, дома его звали Лекой, работал на другом заводе. Братья Таниного отца, дядя Вася и дядя Леша, работали в книжном магазине. Танина мама и старая бабушка варили обед большой семье, стирали одежду, а в воскресенье пекли вкусные пирожки. Когда началась блокада, пирожки печь стало не из чего. Наступил голод. Есть хотелось всегда.
9 ученик:
Вот строчки из дневника 11-летней Тани:
1 ученик:
«Женя умерла 28 дек. в 12-30 час. утра 1941г.
3 ученик:
Бабушка умерла 25 янв. в 3 час. дня 1942г.
7 ученик:
Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942г.
3 ученик:
Дядя Вася умер 13 апр. в 2 ч. ночи 1942г.
5 ученик:
Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942г.
9 ученик:
Через пять месяцев последняя запись завершит скорбный список потерь: “Мама 13 мая в 7.30 утра 1942. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня ”. Умирающую Таню удалось увезти из блокадного Ленинграда. Но спасти ее было уже нельзя.
2 ученик:
Таня, Таня – тьме преграда,
Как набат – на всех наречьях,
В чутком сердце Ленинграда
Ты останешься навечно.
5 ученик:
В первую блокадную зиму от голода, холода, обстрелов ежедневно умирало не менее 3,5 – 4 тысяч ленинградцев.
4 ученик:
Скрипят, скрипят по Невскому полозья,
На детских санках, узеньких, смешных,
В ведерках воду ледяную возят,
Дрова и скарб, умерших и больных.
Вот женщина с лицом заиндевелым,
Упрямо стиснув почерневший рот,
Завернутое в одеяло тело
На Волковское кладбище везет…
Везет, качаясь, к вечеру добраться б!
Глаза упрямо смотрят в темноту…
Скинь шапку, гражданин!
Провозят ленинградца,
Погибшего на боевом посту!
Скрипят полозья в городе, скрипят…
Как многих нам уже не досчитаться.
Но мы не плачем – правду говорят,
Что слезы высохли у ленинградцев!
7 ученик:
Как только окреп лед, по Ладожскому озеру была проложена трасса. 13 ноября 1941года по ней отправился спешно собранный конно - транспортный батальон. Лошади не кормлены, многие еле тянут даже пустые сани. Часть повозок провалилось под лед, но первые десятки тонн муки были доставлены. Автоколонны полуторок шли по льду под постоянными бомбежками, поэтому дорогу по Ладожскому озеру сначала прозвали «Дорогой смерти», но позже появилось другое название «Дорога жизни».
4 ученик:
Мы постучали в Ладогу,
В просторы льда,
И Ладога ответила
Нам тогда:
- Давай, давай – я рядом,
И я помочь могу,
И вместе с Ленинградом
Ударю по врагу!-
Ударила, ударила,
Страдала за него,
И ей любовь подарена
Народа моего
И, с ним победу празднуя,
Вольна и велика,
Дорогой жизни названа.
И это на века!
2 ученик:
В своей “Ленинградской поэме” О. Берггольц рассказала о подвиге водителей машин.
5 ученик:
О, да! Иначе не могли
Не те бойцы, не те шоферы,
Когда грузовики вели
По озеру в голодный город.
На Ленинград, на Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочной стоят,
И дрогнут, и молчат, и ждут…
Прислушиваются осторожно:
“К заре, сказали, привезут…
Гражданочки, держаться можно!”
А было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду:
Ну, так и есть – мотор заело.
Ремонт на пять минут – пустяк!
Поломка эта - не угроза.
Но рук не разогнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь – опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб? Две тонны. Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он смочил,
Поджег их от мотора.
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре…
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам!
Видеоклип с песней А. Розенбаума «Дорога жизни»
Звучит отрывок из 7 симфонии Д. Шостаковича
2 ученик:
Несмотря на все трудности, город жил , жил и не сдавался.
Уже впервые месяцы Великой отечественной войны в Ленинграде композитор Дмитрий Шостакович начинает работать над 7-й симфонией — “Ленинградской”. “Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу - Ленинграду - и посвящаю свою 7-ю симфонию”, - написал на партитуре Шостакович летом 1941 года.
1 ученик:
9 августа 1942 года, когда по плану фашистского командования Ленинград должен был пасть - оно даже назначило на этот день парад своих войск в Ленинграде, - Седьмая симфония Шостаковича была исполнена в этом городе - измученном блокадой, но не сдавшемся врагу.
5 ученик:
Я помню блеск немеркнущих свечей
И тонкие, белей, чем изваянья,
Торжественные лица скрипачей,
Чуть согнутые плечи дирижера,
Взмах палочки - и вот уже поют
Все инструменты о тебе, мой город…
8 ученик:
В блокированном городе осталось 400 тыс. детей. Главным подвигом юных жителей была учеба.
4 ученик:
В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?..
Нам в сорок третьем выдали медали.
И только в сорок пятом-
Паспорта.
7 ученик:
Они учились! И помогали друг другу. Хотя в декабре 1941 года был разрешено временно прекратить занятия, педагоги и ученики 39 ленинградских школ решили продолжать учебу. Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бедные и изможденные лица говорили о тяжелых страданиях. Урок продолжался 20-25 минут: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, т.к. в неотапливаемых классах мерзли не только худенькие детские ручонки, но и замерзали чернила.
Ученики шатались от голода, у всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.
3 ученик:
Девчонка руки протянула,
И – головой на край стола…
Сначала думали – уснула,
А, оказалось, – умерла.
Ее ребята на носилках
Домой из школы понесли.
В ресницах у подруг слезинки
То исчезали, то росли…
Никто не произнес ни слова.
Лишь тихо, сквозь метели стон,
Учитель вымолвил, что снова
Занятья, после похорон.
9 ученик:
28 июня 1942 года в осажденном Ленинграде для окончивших школы был устроен торжественный вечер, на котором выступил писатель Александр Фадеев: «И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились. Да, они учились несмотря ни на что, а вместе и рядом с ними навеки сохранится в истории обороны города прекрасный, мужественный облик ленинградского учителя».
6 ученик:
В суровых условиях блокады и голода, бомбардировок и обстрелов рабочие Ленинграда не переставали выпускать продукцию обороны. Всего было выпущено и отремонтировано около 1500 танков, тысячи боевых и морских орудий, много боевых кораблей, 120 тысяч автоматов, 12 тысяч минометов и около 10 миллиардов снарядов и мин.
5 ученик:
С 12 по 18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при поддержке Балтийского флота прорвали блокаду Ленинграда. Знаменитая встреча произошла в 11 часов 30 минут утра 18.01.43.г. Эта операция проводилась под кодовым названием «Искра».
8 ученик:
– 11 км – прибрежная полоса у Ладожского озера. Сразу же началось строительство 33 км железной дороги, и через 3 недели уже первый поезд с Большой земли шел в Ленинград. Рядом пошла шоссейная дорога. Вся страна принимала участие в этой стройке. Школьники собирали металлолом, рабочие увеличивали норму выработки. Советские люди собирали вещи, отправляли посылки с продуктами. «Все для Ленинграда!»
Впереди еще целый год до полного снятия блокады. И лишь 27 января 1944 года блокада Ленинграда была полностью снята.
Звучит музыка Роберта Шумана «Грезы»
9 ученик:
Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло более 800 тысяч человек. В честь героических защитников Ленинграда установлены монументы, обелиски, мемориальные доски, где всегда лежат живые цветы. Пискаревское мемориальное кладбище – место массовых захоронений ленинградцев, погибших в годы блокады города, и воинов ленинградского фронта, погибших в годы Великой Отечественной войны. В братских могилах покоится главным образом гражданское население.
2 ученик:
9 мая 1960 года на кладбище открыт мемориальный ансамбль. Это памятник тем, кто пал в борьбе за свой город. Горит светильник Славы – Вечный огонь. Его доставили с Марсова поля. Торжественно-величавый вход образуют два павильона. На гладких стенах павильонов, на мраморных стенах бронзовые строчки: «Вам, беззаветным защитникам нашим, жертвам блокады Великой войны» - на одной стене «Память о вас навсегда сохранит Ленинград благодарный. Вечен ваш подвиг в сердцах поколений грядущих» - на другой.
7 ученик:
Большие прямоугольники братских могил. Их много. Они тянутся рядами справа и слева. Вдоль братских могил тянется трехсотметровая центральная аллея, в конце которой – большая фигура Матери-Родины. Вместе со всеми она скорбит о своих сыновьях и дочерях, погибших в годы войны. За статуей расположена могучая гранитная стена, у подножья которой высечены слова:
1 ученик:
Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане – мужчины,
женщины, дети.
Рядом с ними солдаты –
красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград.
Так пусть же перед жизнью
бессмертною вашей
На этом печально торжественном
поле
Вечно склоняет знамена народ
благодарный.
Родина-Мать и город-герой
Ленинград.
4 ученик:
Время – лекарь. И эту роль
Повторяет оно со всеми.
Но бывает людская боль,
Над которой не властно время…
Вот опять – через столько лет
Эта женщина в день Победы
Не венок, не цветы, а хлеб
Принесла на могилу деду.
2 ученик:
Здесь лежат ленинградцы, здесь мужчины, женщины, дети. Рядом с ними солдаты – красноармейцы.
Всех имен благородных мы здесь перечислить не сможем…
Так их много под вечной охраной гранита…
Но помни, внимающий этим камням, -
Никто не забыт и ничто не забыто!
8 ученик:
Неугасима память поколений,
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим...
Под звук метронома объявляется минута молчания
9 ученик:
Наш долг – быть благодарными людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей, быть достойными их. Будем же любить Родину так, как это делали они.
Звучит песня «Блокадникам Ленинграда посвящается»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам"
Классный час для учащихся 7 класса...
Грамма-тренажер для подготовки к интернет-экзамену
Грамма-тренажёр направлен на совершенствование навыков владения грамматикой английского языка. Грамма-тренажёр включает теоретический минимум по грамматике английског...
"125 блокадных ценных грамм"
Методическая разработка к общешкольному мероприятию "75 лет снятия блокады Ленинграда" для 8 класса по теме "125 блокадных ценных грамм"...
Классный час «Сто двадцать пять блокадных грамм»
Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение - не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать...
125 блокадных грамм
информация об освобождении Ленинграда...
Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам
Классный час посвящен годовшине снятия блокады Ленинграда...
Час памяти "Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам"
8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда и закончилась 27 января 1944 года....