Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам
классный час (8 класс)
Классный час посвящен годовшине снятия блокады Ленинграда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_po_teme_vov.docx | 18.33 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам»
Класс: 8
Классный руководитель: Матвеенко Л.В.
Цели:
• формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне
1941-1945 гг., ее защитниках и подвигах;
• способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;
• воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению
1 ученик:
Опять война, опять блокада…
А, может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: “Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне…”
И могут показаться правы
И убедительны слова.
Но, даже если это правда,
Такая правда не права!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война.
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.
2 ученик:
Мне кажется:
Когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают.
Они к Неве
По улицам идут,
Как все живые,
Только не поют.
Не потому,
Что не хотят,
А потому, что мертвые
Молчат.
Мы их не слышим,
Мы не видим их,
Но мертвые всегда
Среди живых.
Идут и смотрят,
Будто ждут ответ:
Ты этой жизни
Стоишь или нет?
3 ученик:
С первых дней войны враг двинул на Ленинград свои войска, рассчитывая захватить его быстро и беспрепятственно. Но неожиданно встретил упорное сопротивление. Все жители города поднялись на его защиту. Вокруг города были вырыты противотанковые рвы, построены надолбы, сооружены заграждения. Линия заграждений проходила в районе Красногвардейска, Слуцка, Колпина, Петергофа, Пулкова. Оборонительные сооружения строили около 500 тысяч жителей. В помощь армии были сформированы отряды народного ополчения. Всего около 340 тысяч жителей города ушли добровольцами в ряды Советской армии, народное ополчение, партизанские отряды.
4 ученик:
8 сентября 1941г. вражеские войска прорвались с юга через поселок Мга к Ладожскому озеру и захватили Шлиссельбург. Ленинград оказался блокированным с суши. Связь с ним могла поддерживаться теперь только по воздуху или через озеро, что, конечно же, значительно осложняло переброску войск и снабжение города продуктами, товарами и боеприпасами. Но попытка фашистов форсировать Неву в районе Шлиссельбурга была отбита Невской группировкой, поддержанной кораблями Ладожской военной флотилии.
5 ученик:
Город не сдавался, и немцы решили пойти в обход, взять его с тыла, заставить сдаться. Гитлер так объяснял немцам и миру непредвиденную «задержку» с Ленинградом: «Ленинград мы не штурмуем сейчас сознательно. Ленинград выжрет сам себя».
1 ученик:
Блокада города продлилась с 8 сентября 1941г. по 27 января 1944г. Это почти 900 дней.
6 ученик:
1941 год. 8 сентября, понедельник. Все дороги, связывающие Ленинград со страной, перерезаны. Город оказался в блокадном кольце, а в нем – 2 миллиона 544 тысячи жителей.
4 ученик:
В 18 часов 55 минут вражеская авиация впервые подвергла Ленинград массированному налету. Только на Московский район упало 5 тысяч зажигательных бомб. Вспыхнуло 178 пожаров.
Один из них – самый большой – охватил деревянные хранилища Бадаевских складов. Огонь полыхал здесь около пяти часов. Сгорело 3 тысячи тонн муки и 2,5 тысячи тонн сахара.
7 ученик:
Утром следующего дня город и вся страна впервые услышали по радио голос Ольги Берггольц. Передача началась ее стихами.
8 ученик:
Я говорю с тобой под свист снарядов,
Угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна…
Кронштадтский злой, неукротимый ветер
В мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежище уснули дети,
Ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом – смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
Что называлось страхом и мольбой.
9 ученик:
Голос Ольги Берггольц источал небывалую энергию. Она делала репортажи с фронта, читала их по радио. Её голос звенел в эфире три с лишним года. Её голос знали, её выступления ждали. Её слова, её стихи входили в замерзшие, мертвые дома, вселяли надежду, и Жизнь продолжала теплиться:
2 ученик:
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад,
И если завтра будут баррикады_
Мы не покинем наших баррикад.
И женщины с бойцами встанут рядом,
И дети нам патроны поднесут,
И надо всеми нами зацветут
Старинные знамена Петрограда.
Руками сжав обугленное сердце,
Такое обещание даю
Я, горожанка, мать красноармейца,
Погибшего под Стрельною в бою :
Мы будем драться с беззаветной силой,
Мы одолеем бешенных зверей,
Мы победим, клянусь тебе, Россия,
От имени российских матерей.
4 ученик:
В блокадном Ленинграде ежедневно выдавали только хлеб, а остальные продукты отпускались раз в декаду, да и то не всегда. Керосин с сентября 1941г. по февраль 1942г. гражданскому населению не выдавался, электричества не было. Хлеб состоял на 10% из воды, на 10% из целлюлозной муки и на 30% из суррогатов и заменителей. Нормы хлеба постоянно снижались:
2 ученик:
20 ноября, четверг. В городе проведено еще одно, пятое по счету, снижение норм выдачи хлеба. На рабочую карточку теперь будет выдаваться 250, на все остальные – 125 граммов хлеба.
5 ученик:
Вместо супа – бурда из столярного клея,
Вместо чая – заварка сосновой хвои…
Это б все ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не свои.
Только сердце внезапно сожмется, как ежик,
И глухие удары пойдут невпопад…
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь…
Не смолкай! Ведь на наших сердцах Ленинград!
Бейся, сердце, стучи, несмотря на усталость.
Слышишь, город клянется, что враг не пройдет.
…Сотый день догорал. Как потом, оказалось,
Впереди оставалось еще восемьсот.
6 ученик:
Наступила первая блокадная зима. Среднемесячная температура декабря 1941 года составила минус 28 градусов. Из строя вышел водопровод, не ходил городской транспорт, обессиленные люди замерзали прямо на улицах.
5 ученик:
В первую блокадную зиму от голода, холода, обстрелов ежедневно умирало не менее 3,5 – 4 тысяч ленинградцев.
4 ученик:
Скрипят, скрипят по Невскому полозья,
На детских санках, узеньких, смешных,
В ведерках воду ледяную возят,
Дрова и скарб, умерших и больных.
Вот женщина с лицом заиндевелым,
Упрямо стиснув почерневший рот,
Завернутое в одеяло тело
На Волковское кладбище везет…
Везет, качаясь, к вечеру добраться б!
Глаза упрямо смотрят в темноту…
Скинь шапку, гражданин!
Провозят ленинградца,
Погибшего на боевом посту!
Скрипят полозья в городе, скрипят…
Как многих нам уже не досчитаться.
Но мы не плачем – правду говорят,
6 ученик:
Наш долг – быть благодарными людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей, быть достойными их. Будем же любить Родину так, как это делали они.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам"
Классный час для учащихся 7 класса...
125 блокадных грамм
Внеклассное мероприятие, посвященное снятию блокады Ленинграда...
Экскурсия "Футбол в годы Великой Отечественной войны. С огнем и кровью пополам"
В преддверии празднования 70-летия Великой Победы в школе № 73 г. Воронежа была организована экскурсия "Футбол во время Великой Отечественной войны". Юные футболисты рассказали о спортивной жизни...
Методическая разработка Парламентского урока Тема: «Конституция Республики Татарстан: двадцать пять лет истории».
Тема: «Конституция Республики Татарстан: двадцать пять лет истории».Цели:углубить представления учащихся о сущности и значения Конституции, прав и свобод гражданина,формирование у уч...
Классный час «Сто двадцать пять блокадных грамм»
Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение - не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать...
125 блокадных грамм
информация об освобождении Ленинграда...
Час памяти "Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам"
8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда и закончилась 27 января 1944 года....