"За нами Родина!"
методическая разработка на тему

Белоконева Любовь Анатольевна

    Данное общешкольное мероприятие направлено на воспитание чувства сопричастности к истории своей страны, чувства ответственности за свою страну и перед своей страной, на формирование и укрепление связи между поколениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_stsenariy_9_maya.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий школьного спектакля "За нами Родина!", посвященного 70-летию  Победы в Великой Отечественной войне.

Цели: воспитать патриотизм, уважение к Родине, ее истории, формировать нравственные ориентиры.

Оборудование: мероприятие целесообразно проводить с использованием компьютерной поддержки. Когда ведущие рассказывают об исторических сражениях, на экране появляются кадры хроники, если звучит песня на экране демонстрируются пейзажи, созвучные настроению песни.

Звучат фанфары.

Выходят ведущие.

Прошло 70 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах, потому что у времени есть своя память – история.

Так давайте же перелистаем несколько страниц той далёкой войны и вспомним, как всё это было…

Да, более полувека прошло с весны 1945 года. Все меньше фронтовиков надевают награды 9 мая. На смену поколению победителей приходим мы - их наследники, их потомки. И теперь от нас, мальчишки и девчонки, зависит, будут ли потомки знать и помнить суровую правду о Великой Отечественной войне.

Войне, которая начиналась нашими тяжелыми поражениями, отчаянием, паникой, а закончилась Великой Победой. Победой, благодаря которой наша Родина стала могучей державой, без участия которой на протяжении сорока с лишним лет не решался ни один важный вопрос мировой политики.

Или мы подхватим у ветеранов эстафету памяти о Великой войне и Великой победе и, в свою очередь, передадим ее своим детям и внукам, или эта память канет в небытие.

Вы можете спросить:
А зачем все это знать и помнить? Кому это нужно? Сейчас совсем другая жизнь!

Нужно, и именно сейчас, когда многие люди не верят в то, что можно победить трудности, можно сделать Отечество сильным, а свою жизнь достойной. Именно сегодня история Великой Отечественной войны дает нам наглядный урок: из любой, даже самой, казалось бы, безнадежной, ситуации всегда есть выход!

После трагического 41-го обязательно придет победный 45-й!
Надо только не отчаиваться - верить в себя, верить в свой великий народ, любить свою Родину! Как верили и любили ее те, кто не жалел жизни за Родину!

О них - о наших героях - Слушайте!

Смотрите!

Знайте!

Помните!

 Ведущие уходят. Звучит музыка. На сцену выходят мальчики по очереди  с зажженными свечами в руках, читают стихи .

1-й чтец:

Я сегодня весь вечер буду,

Задыхаясь в табачном дыме,

Мучаться мыслями о каких-то людях,

Умерших очень молодыми,

Которые на заре или ночью

Неожиданно и неумело

Умирали,

Не дописав неровных строчек,

Не долюбив,

Не досказав,

Не доделав....

2-й чтец:

Мы были высоки, русоволосы,

Вы в книгах прочитаете, как миф,

О людях, что ушли, не долюбив,

Не докурив последней папиросы.

Звучит мелодия «Священная война» (музыка А. Александрова), на сцене появляются двое чтецов и читают строки.

3-й чтец:

В воспоминаньях мы тужить не будем,

Зачем туманить грустью ясность дней, —

Свой добрый век мы прожили как люди —

И для людей.

4-й чтец:

Мы все уставы знаем наизусть.

Что гибель нам? Мы даже смерти выше.

В могилах мы построились в отряд

И ждем приказа нового. И пусть

Не думают, что мертвые не слышат,

Когда о них потомки говорят.

Новый чемодан длиной в полметра,

Кружка, ложка, ножик, котелок...

Я заранее припас все это,

Чтоб явиться по повестке в срок.

Как я ждал ее! И наконец-то

Вот она, желанная, в руках!..

...Пролетело, отшумело детство

В школах, в пионерских лагерях.

Молодость девичьими руками

Обнимала и ласкала нас,

Молодость холодными штыками

Засверкала на фронтах сейчас.

Молодость за все родное биться

Повела ребят в огонь и дым,

И спешу я присоединиться

К возмужавшим сверстникам моим.

Ведущая:
/Занавес закрыт. На фоне музыки звучит стихотворение. Луч/
Когда это будет – не знаю,
В стране белоногих берез
Победу Девятого мая
Отпразднуют люди без слез!
Поднимут старинные марши
Армейские трубы страны,
И выйдет к армии маршал,
Не видевший этой войны!
И мне не додуматься даже,
Какой там ударит салют!
Какие там сказки расскажут,
И песни какие споют!

/Занавес открывается. На сцене современный школьный класс. Ученики готовятся к уроку. Вбегает школьница./

Шкл. Привет! Слышали, сегодня после уроков встреча с ветераном Великой
Отечественной Войны, а потом фильм пойдем смотреть.
1 – й. Опять!
2 – й. Сколько можно!
3 – й. Лучше бы дискотеку какую-нибудь придумали!
1 – й. А какой фильм?
Шкл. Сказали «А зори здесь тихие». Про войну.
1 – й. А я люблю про любовь. И чтоб все закончилось хеппи-эндом.
2 – й. Конечно, тебе какая война, тебе боевичок подавай.
3 – й. А давайте не пойдем. Зачем нам это надо?
4 – й. А я пойду.
Шкл. Конечно иди. Будешь представлять весь наш дружный класс.
4 – й. Я пойду не за класс. Я пойду за себя. У меня дедушка, мамин отец, 18-летним погиб под Берлином. А бабушкина сестра в 44-ом пропала без вести.
1 – й. Как будто ты один такой. У меня в семье до сих пор хранится похоронка на прадеда.
2 – й. А у меня прабабушка в годы войны медсестрой в госпитале работала.
3 – й. А у меня…
4 – й. Вот видите. Мы не знали этой войны, но она прошла через наши семьи. Вы помните, сколько людей погибло тогда?
Шкл. Вроде бы больше 20 миллионов.
4 – й. Вроде бы… А ты вдумайся в эту цифру. Ведь многие из них были чуть постарше тебя.
Шкл. Как страшно!
4 – й. Да, страшно. Но мы не должны забывать и страшные страницы нашей истории. Потому что забыть – значит предать. Предать тех, кто не вернулся с войны.
1 – й. Мы пойдем на встречу с ветераном?
2 – й. Да. И в кино пойдем.

/Опускается супер. На фоне супера звучит мелодия довоенного вальса. Танцуют вальс/

1 дев. Первое взрослое платье надела
Первые туфли на каблуке
Ах, этот вальс танцевать так хотелось! –
Бусы и ленты, рука в руке!
1 юн. Бал выпускной закружил нас с тобою
Вот и заря в проеме окна!
1 дев. Нет, не заря, это зарево боя!
2 дев. Это июнь – двадцать второе,
Год сорок первый – война.

/Звуки взрывов, топота ног, яркие вспышки света/

3 дев. Мы-то не знали, мы ждали рассвета…
Вмес. Трубы трубят! Трубы трубят!
3 дев. Нам показалось, что танцы все это.
А это – трубы сзывают ребят.
2 юн. Мы все до сих пор
Назывались – ребята
Так где ж это слово? –
Прощаемся с ним!
Ребятам – повестки из военкомата
А девушкам надо решать самим!

/ Уходят. На сцене Кадыркулова Алисия поет песню «До свидания, мальчики»/

/Супер поднимается. Сцена после боя. Затем выходят 3 девушки в военной форме/

1 девушка:

Я ушла из детства в грязную теплушку
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слышал
Ко всему привычный сорок первый год.

2 девушка:

Качается рожь несжатая
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы, девчата,
Похожие на парней.
3 девушка:

Нет, это горят не хаты –
То юность моя в огне.
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.

/Супер поднимается. Стол, на столе цветы. За столом сидят Соня, Рита, Лиза/

Соня:

Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего
Мы, дети страшных лет России
Забыть не в силах ничего.
Лиза: Чьи это стихи, Соня?
Соня: Это Блок. Тоненькую книжечку с его стихами мне подарил очкастый сосед по лекциям.
Рита: Наша Соня знает этих стихов уйму. Недаром она и в школе, и в университете круглой отличницей была.
Соня: Да! Я всегда вместо танцев бегала в читалку или в театр.
Лиза: Соня, почитай еще!

/Вбегают Галка и Женька с патефоном в руках/

Женя: Девчонки! Вот выпросила у Полинки патефон!

/Женя включает патефон и, схватив Галку, танцует под Рио-риту/

Соня: Ой, Женечка, какая ты красивая!
Галя: На сцену бы тебя, Женька! Вот я всегда мечтала стать певицей, носить длинные платья, иметь массу поклонников…
Женя: (дурачась) Представляю – певица Четвертачок! (целует Галю).
Галя: Фамилия, конечно, смешная! Мне ее завхоз в нашем детдоме дал, и все из-за маленького роста.
Лиза: Ой, Женька, ой! С тебя только скульптуру лепить!
Рита: Красивая! Красивые редко счастливыми бывают.
Женя: Девчонки! А я ничего не боюсь! Мне отец говорил: «Дочка красного Командира ничего не должна бояться». Я и на лошади скакала, стреляла в тире, сидела с отцом в засаде на кабанов, гоняла на отцовском мотоцикле по военному городку… А сколько я крутила романов с затянутыми в рюмочку лейтинантиками!
Лиза: А я все 19 лет живу в ожидании счастья. Подружки кто уехал учиться, кто замуж вышел, а я за больной мамой ухаживала, отцу в лесничестве помогала.
Рита: Знаете, девчата, а я ярче всего помню школьный вечер – встречу с героями – пограничниками. Я случайно оказалась рядом с лейтенантом Осяниным и сидела, боясь шевельнуться… А потом… Потом он пошел меня провожать. Я схитрила и повела его самой дальней дорогой. Я была первой из нашего класса, кто вышел замуж и не за кого-нибудь, а за красного командира-пограничника. Через год я родила мальчика. Я была самой счастливой женщиной на свете! Проклятая война!!!

/Супер опускается. Выходят современные девушки и юноши/

1. Ровесницы наши со школьной скамьи
Когда-то под пули шагнули в бои
И тяжесть войны, что бедой обожгла
На плечи вчерашних девчонок легла
2. Ровесницы наши просились на фронт
Туда, где в полнеба пылал горизонт
Спешили попасть поскорей в медсанбат
Спасали от ран умиравших солдат
3. Да, в гимнастерках и шинелях
И не на танцах, а в бою
Сжав губы и неся потери
Девчонки юность встретили свою.
4. Я сегодня думаю о многом
В сапогах солдатских, все в пыли
По лихим, не девичьим дорогам
Наши девушки в бессмертье шли
5. Они не станцевали своих вальсов
Не дождались признания в любви
Девчонками ушли на фронт сражаться
За мирный дом и за мечты свои.

/Уходят. Лучом по очереди высвечиваются Герои. Звучит реквием ( Бухендвальский Набат) Поет Пчелинцева Л.

Васк: Здесь у меня болит, сердце свербит. Так свербит… Положил ведь я вас всех пятерых положил, а за что? За десяток фрицев?
Рита: Ну зачем так? Все же понятно… Война…
Васк: Пока война – понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно почему вам умирать приходилось? Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему такое решение принял? Что ответить, когда спросят? Что ж это вы, мужики, мам наших от пуль защитить не могли? Что ж это вы их со смертью оженили, а сами целехоньки?
Благословляя на праведный бой
Женщина мужеству нас учила
И если на свете есть все – таки бог
Бог – это женщина, а не мужчина.
Рита: Меня ранило осколком в живот, что даже разглядеть было трудно, что там, потому что смешалось все – и кровь, и рваная гимнастерка, и вмятый туда, в живот, солдатский ремень. Боли почти не было, только все сильнее пекло в животе и хотелось пить. Я заплакала, но слезы потом пропали, они отступили перед тем огромным, что стояло передо мной, в чем нужно было разобраться и к чему следовало подготовиться. Я не жалела себя, своей жизни и молодости, потому что все время думала о том, что было куда важнее, чем я. Мой муж геройски погиб во второй день войны, а сейчас и мне смерть прислала повестку – ржавый и щербатый осколок. Мой сын остался сиротой, он остался один, мой маленький сын в этом огромном и страшном мире. Я думала о том, как переживет он войну, и как потом сложится его жизнь. Я знала, что рана моя смертельна и умирать я буду долго и трудно… Я застрелилась выстрелом в висок.

/детский крик «Мама-а-а-а»/

Лиза: До чего же мне хочется жить
Умирать мне, друзья, неохота
Только б жить и страдать, и любить
Снова тратить бы годы без счета

Только б жить, и любить, и гореть
А уж жизни осталось немного
Для чего ж нам пришлось одолеть
Эту трудную нашу дорогу

Жизнь, как камень, тяжелый несли
По военной тропе за плечами
И как к краю земли подошли
Не заметили как-то и сами.

Васков понравился мне сразу: когда стоял перед нашим строем, растерянно моргая еще сонными глазами. Я думала о нем и как на крыльях летела через лес. Шагнула в болото, с трудом продвигаясь вперед. Осталось пройти последний кусок, а дальше шла суша, там за час-полтора добегу до своих. Вдруг огромный белый пузырь вспучился передо мной. Это было так неожиданно, я, не успев вскрикнуть, рванулась в сторону. Земли не было. Ноги медленно, страшно медленно тащило вниз, а тропа была где-то совсем рядом, полшага от меня, но эти полшага уже невозможно было сделать.
«Помогите! На помощь!». Я долго видела майское прекрасное безоблачное небо. Хрипя, выплевывая грязь, я тянулась и тянулась к нему, тянулась и верила. Над деревьями медленно всплыло солнце, лучи упали на болото и я в последний раз увидела его свет – теплый, нестерпимо яркий, как обещание завтрашнего дня. И до последнего мгновения верила, что это завтра будет и для меня.

Женя: 
Я верила в себя и тогда, когда уводила немцев от Осяниной, не на мгновение не сомневалась, что все окончится благополучно. И даже когда первая пуля ударила в бок… Я просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет… «Расцветали яблони и груши» (песня прерывается автоматной очередью). А немцы ранили меня вслепую, сквозь листву. Я могла бы затаится, переждать, и может быть, уйти. Но я стреляла, потом, пока были патроны, стреляла лежа, не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы… И немцы добили меня в упор, а потом еще долго смотрели на мое и после смерти гордое и прекрасное лицо.

Соня: 
А я и не думала о смерти, когда бежала за кисетом нашего старшины, который он оставил на прежней стоянке. Бежала без опаски, торопясь притащила старшине махорку ту, трижды проклятую. И понять не успела, откуда свалилась на хрупкие плечи потная тяжесть, почему пронзительно яркой болью рванулось вдруг сердце.
Я могла бы детишек нарожать, а те бы внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом…

Галя: Что такое подвиг? Прощание или вера?
Что такое подвиг? Мгновенье или вечность?
Шла она неслышно от школьного порога,
Уходила девочка в бессмертную дорогу.
Реальный мир был суровым и жестоким. Я всегда жила в воображаемом мире и хотела бы забыть и вычеркнуть все… И мертвые полузакрытые глаза Сони, и затвердевшую от крови ее гимнастерку, и две дырочки на груди… Узкие, как лезвия. Но не могла. И это рождало тупой, чугунный ужас, который словно пружина сработал в тот самый момент, когда немцы прошли от меня в двух шагах. Я метнулась через поляну, наперерез диверсантам, уже ничего не видя, не соображая. Коротко ударил автомат.

(автоматная очередь)

Васков: 
Что, взяли? Взяли, да? Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро! А не прошли вы, никуда не прошли и сдохните здесь, все сдохните!

/Исполняется песня «Журавли». Затем на сцену выходят современные юноши и девушки/

1. Над страною звучит Набат
Оглянись сквозь года назад
2. Сорок первый… Горящие хаты
В бой на смерть шли тогда солдаты
3. Сорок пятый… Победные марши.
4. Те ребята ведь были чуть старше нас
5. Позабыть не имеем мы права
Те года, что овеяла слава
6. И своим мы расскажем детям
Как народ наш врагу ответил
7. Как как прошел сквозь огонь, сквозь беды

Вместе: Мы – наследники той Победы.

Чтец 1.

Слава вам, храбрые,

Слава, бесстрашные!

Вечную славу поет наш народ.

Доблестно жившие, смерть сокрушившие

Память о вас никогда не умрет!

Чтец 2.

Мы помним, чтим поклоном низким

Всех, кто войну не пережил,

И тех, ушедших в обелиски,

И тех, кто вовсе без могил.

Десятки лет легли меж нами,

Ушла в историю война.

Чтец 3.

Мы в сердце вечными словами

Погибших пишем имена.

У нас, до этих дней доживших,

О прошлом память не умрет:

Пока мы чтим за Русь погибших,

Дотоль бессмертен наш народ!

Ведущий:

От Бреста до Москвы - 1000 км.

От Москвы до берлина - 1600 км.

2600 км... Поездом - четверо суток, самолетом - 4 часа.

А дорогами войны - 4 года.

4 года!!! 1418 дней!!! 34 000 часов!!!

Гаснет свет, звучит голос Левитана:

Внимание! Внимание! Говорит Москва. Работают все радиостанции Советского Союза. Передаем приказ Верховного Главнокомандующего. 8 мая 1945 года в Берлине представителями Германского Верховного Командования подписан акт о полной и безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. Великая Отечественная война, которую вел советский народ против немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершена. Германия полностью разгромлена!

Демонстрируются кадры возвращения солдат.

Ведущий. И более 20 миллионов погибших людей. Если по каждому из них объявить минуту молчания, то страна будет молчать 38 лет!

Пусть дети повсюду встречают рассвет

Улыбкой ясной, спокойной.

Давайте же скажем все вместе - нет!

Нет, нет, нет!

Нет - грабительским войнам!!!

Выходят дети, в их руках большие нарисованные плакаты.

Ученик 1. Я нарисую яркое солнце!

Ученик 2. Я нарисую синее небо!

Ученик 3. Я нарисую свет в окошке!

Ученик 4. Я нарисую колосья хлеба!

Ученик 5. Мы нарисуем осенние листья,

Ученик 6. Школу, ручей, друзей беспокойных.

Все.

И зачеркнем нашей общей кистью

Выстрелы, взрывы, огонь и войны!!!

Ведущий.

Поднимите рисунки выше,

Чтоб все их видеть могли,

Чтоб всем был сегодня слышен

Голос юных граждан земли!

Звучит песня «Пусть всегда будет солнце».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к написанию сочинения-повествования " С нами не соскучишься" (учебник М.М.Разумовской, 6 класс)

Подготовка к написанию сочинения-повествования с использованием приёмов технологии развития критического мышления....

КВН «Путешествуйте с нами по Африке»

Козлова Т.Н. КВН «Путешествуйте с нами по Африке» Раздел: Внеклассная работа. Преподавание географии. Использование разнообразных игровых форм и методов работы на уроке и во внеклассной деятельно...

Классный час 8-9класс " Между нами девочками ( Между нами мальчиками)" по профилактике ранней беременности

Воспитывая мальчика, мы растим мужчину.Воспитывая девочку, мы растим нацию.В 14-15 лет многие подростки торопятся приобрести первый сексуальный опыт, и этот опыт далеко не всегда бывает позитивным. Ра...

Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л

Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина»  « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...

Кремлевские звезды над нами горят,повсюду доходит их свет! Хорошая Родина есть у ребят.И лучше той Родины нет! (С. Михалков) .Гражданско -патриотическое воспитание в школе.

Гражданско- патриотическое воспитание в школе - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки учащихся к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества к и...

Урок-презентация "Образ родины родины в литературе. М.Ю. Лермонтов "Родина"

В этой презентации речь идёт об одной из вечных тем в литературе (понятие родины) и анализируется стихотворение М.Ю. Лермонтова "Родина"....

Круглый стол «Добрые отношения между нами», презентация "Добрые отношения между нами"

Круглый стол «Добрые отношения между нами», презентация "Добрые отношения между нами"...