Внеклассное мероприятие "Наши пернатые друзья"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Воротнёва Наталья Андреевна

Сценарий игры «Наши пернатые друзья».

7-8 классы

Учитель биологии и экологии: Воротнева Наталья Андреевна

Цели:

1. Обобщение биологических и экологических знаний по теме «Птицы.

2. Воспитание экологической культуры школьников.

3. Развитие разносторонних  интеллектуальных и творческих способностей.

Задачи:

1. Обобщить и систематизировать знания по теме; отрабатывать навыки работы с рисунками, научить самостоятельно давать оценку своим знаниям и знаниям одноклассников;

2.Развивать мышление, умения выделять существенные признаки птиц, устанавливать связи места обитания с образом жизни и строением;    развивать умение обобщать и делать выводы;

3.Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю   развивать коммуникативные качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_igry_ptitsy.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий игры «Наши пернатые друзья».

7-8 классы

Учитель биологии и экологии: Воротнева Наталья Андреевна

Цели:

1. Обобщение биологических и экологических знаний по теме «Птицы.

2. Воспитание экологической культуры школьников.

3. Развитие разносторонних  интеллектуальных и творческих способностей.

Задачи:

1. Обобщить и систематизировать знания по теме; отрабатывать навыки работы с рисунками, научить самостоятельно давать оценку своим знаниям и знаниям одноклассников;

2.Развивать мышление, умения выделять существенные признаки птиц, устанавливать связи места обитания с образом жизни и строением;    развивать умение обобщать и делать выводы;

3.Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю   развивать коммуникативные качества.

1 ведущий. Международный день птиц отмечается с 1906 года. В этом году 1 апреля была подписана Международная конвенция по охране птиц, к которой Россия присоединилась в 1927 году. Птицы удивительные животные. Они всегда живут рядом с нами.

2 Ведущий. В апреле большинство крылатых странников, преодолевая все препятствия, возвращаются к родным гнездам.

1 Ведущий. У каждого народа складывается свое отношение к ним. В России всегда с особой любовью относились к птицам, считая их живым символом свободы, красоты, счастья. Птицы населяют не только наши леса и поля, но и былины, сказки, песни. Они - неотъемлемая часть российской природы и культуры. Не случайно некоторые дни напрямую связаны с прилетом птиц. Так на Благовещенье (7 апреля) положено было выпускать певчих птиц из клеток на волю, перед днем весеннего равноденствия пекли жаворонков. В честь появления первых грачей в середине марта (17 марта) день Святого Герасима получил название "грачевника". Птица утка считается символом семейного счастья.

2 Ведущий. Что птицы подарили человечеству? Это, прежде всего сопереживание полета. Без птиц человечество мыслило бы, более приземлено. Краски, пение, движение, вдохновение! Победу над силой тяжести. Глубокое ощущение свободы и радости. Каким скучным был бы мир без птиц!

1 Ведущий. Так давайте все вместе поможем им выжить на Земле в знак понимания их великой значимости. Мы и природа одна большая семья, а значит должны жить в мире и согласии, поэтому мы и собрались сегодня в этом зале, чтобы рассказать о тайнах птиц, о той великой их роли в природе, о том, что без птиц мы не представляем жизни на Земле!

1 Ведущий. Просим всех участников и зрителей быть очень внимательными и стать активными участниками сегодняшней встречи!

2 Ведущий. Представляем состав жюри. Уважаемые члены жюри, просим занять свои места.

1 Ведущий. Представляем команды, участвующие в познавательной игре: 1 команда «Жаворонки», 2 команда «Ястребы».

2 Ведущий. Уважаемые члены жюри оцените конкурс «Визитка -эмблема»  команд по 5 бальной шкале.

1 Ведущий. Следующий  конкурс «Разминка для эрудитов» (от каждой команды приглашается по 2 участника, которым выдаются карточки, содержащие задания  среди которых есть вопросы с проблемной направленностью). За каждый правильный ответ команда получает 0,5 балла.

Карточка с заданиями для команды №1

1.Какие виды ворон обитают в нашей местности? (Серая).                                                        2. Почему тушка мертвого клеста даже в тепле долго не разлагается?
(Клесты питаются семенами хвойных деревьев. Все тело их пропитывается смолой. Смола сохраняет тело от тления).

3. Какие птицы весной бормочут: «Куплю балахон, продам шубу», а осенью: «Продам балахон, куплю шубу»? (Тетерева)

4. Почему стрижи и ласточки в хорошую погоду летают высоко, а в пасмурную над самой землей? (Летая, ласточки ловят мошек. В ясную погоду воздух сухой и насекомые поднимаются высоко. В сырую погоду воздух тяжелый, влажный, что не дает им подняться вверх).

5.У какой водоплавающей птицы название такое же, как и  у плода цитрусовых (Утка- мандаринка).

6. Какая птица не боится лютых морозов и выводит птенцов при температуре – 60-70 градусов? (Императорский пингвин).

7. Известно, что удар лапы африканского страуса значительно сильнее удара лошадиного копыта. Почему эта птица не трогает человека, держащего в руках палку с фуражкой?
(Страус нападает только на тех противников, которые ниже его ростом, а сторожит отару как заправская собака).

8. Его боятся и человек,  и животное. Но его не боится только эта птица. О ком идет речь? Как называется такой тип межвидовых отношений (Крокодил и чибис; мутуализм).

9. Какой самый большой попугай в мире? (Ара).

10. Почему техасские ушастые совы не убивают пойманную слепозмейку, а уносят в гнездо?
(Совы держат этих змеек как санитаров, они уничтожают термитов и муравьев в гнезде).

Карточка с заданиями для команды №2

1. Почему птицы не падают с веток, когда сидят или спят? (Этому способствует строение пальцев).

2. Почему тетерева и рябчики легко перемещаются по рыхлому снегу? (Ноги четырехпалые, с большими когтями и густо оперены, что увеличивает их площадь поверхности и уменьшает давление на снеговой покров).

3. Во время операции «Буря в пустыне» предпринятой в Ираке  против Садама Хусейна американцы привозили с собой кур породы «леггорн». С какой целью?
(Эти куры очень чувствительны к химическим отравляющим веществам, ведут себя беспокойно, кричат).

4. Какая птица выводит своих птенцов в самые сильные морозы? (Клест, к этому времени в шишках хвойных созревают семена).

5. Почему у бегущего страуса не видно ног, их сравнивают с туманным пятном?
(Страус развивает скорость до 50 км/час).

6. Почему фламинго в неволе теряет свой розовый цвет.(Они питаются особыми беспозвоночными, рачками, придающие им розовый цвет).

7. Почему не слышно полета совы? (У нее рыхлое и мягкое оперение).

8. Для чего шахтеры в забой берут с собой канарейку? (Эти птицы теряют сознание при малейшей примеси ядовитых газов  в шахте).

9. Что послужило для изобретения замка для одежды? (Особенности строения пера птицы).

10. Почему пресмыкающиеся откладывают по несколько десятков яиц, а большинство птиц всего несколько штук? (У птиц очень развит инстинкт заботы о потомстве).

2 Ведущий. На очереди конкурс «Что не шаг, то птица». Приглашаются по одному участнику от команды. Необходимо называть только те виды птиц, которые обитают в нашей местности. Проиграет тот, кто остановится раньше соперника. Победитель принесет своей команде 1 балл.  

1 Ведущий.  Ребята на уроках экологии вы часто встречаетесь с понятием «экологическая катастрофа». Одна из таких катастроф произошла в 1988 году в районе американского полуострова Аляска. Огромный танкер «Эксон Валдиз» сел на мель и получил пробоину. 36 тысяч тонн нефти вылилось в океан. Побережье оказалось под толстым слоем нефти на многие километры. Пострадали несколько десятков тысяч водоплавающих  птиц. Объявляется  конкурс «Зона экологического бедствия». Командам предстоит предложить способы очистки перьевого покрова птиц от нефти и нефтепродуктов и,  ответить на вопрос: почему в результате разлива нефти погибает большое количество птиц, обитающих в прибрежных районах? Выигрывает та команда, которая первой даст правильный ответ. Максимально команды могут получить по 5 баллов (Конкурс можно провести в форме практического задания. Ответ на вопрос: нефть растворяет жир на птичьих перьях и холодная вода поступает непосредственно поступает к коже птиц, оперение намокает, что увеличивает ее вес. Кроме того, испачканные нефтью птицы не могут летать, становясь легкой добычей для хищников. Пытаясь, очистить перья, они погибают).

2 Ведущий. Объявляю конкурс «Ты мне – я тебе». Участники подготовили друг другу по 10 загадок. За каждый правильный ответ команда получает 0,5 балла.

(Варианты загадок)

1. В пестром наряде ходит, как на параде, часов не имеет, а время разумеет. (Петух)
2. Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. 
(Грач)
3. Без рук, без топоренка построена избенка.
(Гнездо птицы) 
4. В болоте плачет, а из болота не идёт (Кулик).

5. Днём спит, а ночью летает, прохожих пугает (Сова)

6. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
7. Дом построен над водой
На тростинке молодой.
Тростинка чуть сгибается,
Как люлька дом качается
(Синица- ремез).

8. В воде купался, а сух остался. (Гусь)
9. Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник.
(Дятел)
10. Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока. Называется…
(Сорока) 
11. И петь не поёт
И летать не летает.
За что же тогда
Его птицей считают? (Страус)

12. Красноватый огонёк, чуть поляну не поджёг. Он краса лесных полян, родич курицы

(Фазан).

13. Рук нет, а строить умеет. (Птица)
14.Маленькое, тепленькое, а места много.
(Гнездо)
15. Белое, круглое, долго лежало, вдруг затрещало, и неживое живым стало.
(Яйцо и птенец)

16. Увези его в корзинке
Из страны родной,
В небе он найдёт тропинки,
Что ведут домой. (Голубь)

17. У матери – двенадцать деток, все детки- однолетки (Наседка с цыплятами).

18. Мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крошки собирает, по полям ночует, коноплю ворует. (Воробей)
19. Это старый наш знакомый,
Он живет на крыше дома
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками, к болоту.
(Аист)
20. Снег на солнышке искрится,
На сосне стрекочет птица
«Цок-цок-цок! Цик-цик-цик!»
К стуже я давно привык
Семена, добыв из шишек,
Птица потчует детишек,
Те пищат среди снегов:
Не боятся холодов!
(Клест)

1 Ведущий. Молодцы ребята! Вы справились с заданием. А мы продолжаем экологическую тематику конкурсом «По страницам Красной книги». Перед вами на слайде живой символ нашей губернии – Дрофа – красавка. Самая крупная и на мой взгляд самая красивая птица  Саратовской области, обитающая по северо – восточной границе нашего района. Участникам команды  было дано задание собрать как можно больше информации о дрофе. Информацию представляет вся команда, произнося по одному предложению из подготовленного текста  по очереди. Не допускается повторение командами одной и той же информации дважды (например: в мире известны 2 популяции этой птицы в Испании и Саратовской области и т.д.)

2 Ведущий. Пока эрудиты из каждой команды готовят ответы на  не простые вопросы, мы предлагаем группам поддержки проявить себя и помочь командам набрать как можно больше очков (презентация мини - проектов «В мире птиц»). Максимальная оценка 5 баллов.

1.Ведущий.  Предлагаем музыкальную разминку, но не простую, а птичью. Первая команда покажет нам разминку страусов, а вторая разминку пингвинов.

2 Ведущий.  Все вы знаете писателя Виталия Бианки. Мне хочется зачитать вам отрывок из его рассказа: «Загадали мне загадку: «Без рук, без топоренка построена избенка». Что такое? Оказывается птичье гнездо. Поглядели – верно! Вот сорочье гнездо: как из бревен, все из сучьев сложено; пол глиной вымазан, соломой устлан; посередине вход; крыша из веток. Чем не избенка? А топора сорока никогда и в лапах не держала. Крепко я тут пожалел птицу: трудно, ох как трудно, поди, им горемычным, свои жилища без рук, без топоренка строить».  А теперь я хочу пригласить вас в «Бюро находок». Здесь находятся потерянные гнезда. Ребята, вам нужно определить, кто хозяин этих гнезд? Вы можете принести в копилку своей команде 3 балла.

E:\data\articles\53\5322\532221\full_image004.jpg                                            E:\data\articles\53\5322\532221\full_image006.jpg         

          Команда №1                                                                     Команда №2

1 Ведущий. В народе о птицах слагали легенды. Легенды всегда связаны с чем-то загадочным и таинственным. Постарайтесь угадать, о какой птице идет речь. Конкурс «Легендарные птицы». Максимально 1 балл за каждый правильный ответ. Отвечает та команда, участник которой первым поднимет руку.
1. Как известно, эти птицы «спасли Рим». Произошло это, согласно приданию, следующим образом. В ночной тьме вражеское войско галлов взбиралось на крепостные стены на Капитолийском холме. Молчали собаки, ничего не заметила стража, и только эти птицы, почуяв врага, разбудили своим тревожным гоготанием римских воинов. Дело в том, что они — птицы очень осторожные, и отдыхающая стая всегда выставляет несколько недремлющих «часовых» на случай опасности. С тех пор в Риме они  пользовались особым почетом. (Гуси)

2. Эта птица у многих народ считается символом семейного счастья и  благополучия. (Аист)

3. Пожалуй, ни об одной птице не сложено столько легенд, ни с одной не связано столько поверий, как с этой. Одни народы возвеличивали ее, другие проклинали. Китайцы считали ее символом благосостояния, полинезийцы – ночным злым богом, а у древних греков она олицетворяла мудрость. В средние века церковь объявила эту птицу «нечистым животным», слугой дьявола. Что это за птица? (Сова)
4. В одном из самых распространенных преданий об этой птице говорится, что одна женщина, погубившая своего мужа, в наказание была обращена Богом в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет с тех пор птица. Ее слезы превращаются в траву, а грустный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные люди называют ее бедной вдовушкой, а каково же настоящее ее имя? (Кукушка)

5. Символ учительства, олицетворяющий самопожертвование ради будущего поколения. (Пеликан)

6. Послушайте легенду. Именно эти птицы прилетели и выдернули клювами гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. За это Бог наградил их перекрещивающимися клювами и причислил к лику святых. Действительно, погибшие птицы долго не разлагаются и, сохраняя красоту оперения, могут пролежать долгие годы без изменения. (Клест)
 

2.Ведущий.  А чтобы наши болельщики не скучали, я предлагаю вам, из предложенных букв составить названия птиц и назвать места их обитания.

О, Л, У, В С, П, Т, А, Н, Ь, Е, О, Р.

1.Ведущий.  Наша игра заканчивается «Блицтурниром» между командами». Начинает команда, набравшая наименьшее количество очков. За каждый правильный ответ 0,5 балла.

(Примерные вопросы )

1.У этой птицы гнездо плавает? (Чомга)

2.Как называется черный дятел?  (Желна)

3. Эта крошка ест больше всех?  (Колибри).

4. Эта птица летает только в воде?(Пингвин).

5. Какая птица издает крик овцы? (Бекас).

6.Самец этой птицы часто подражает голосу кошки? (Скворец).

7.Птица очень мелких размеров, меньше воробья. Ловко лазает по деревьям, тростнику. Гнездо обычно делает из растительного пуха в виде рукавички с боковым входом. Подвешивает гнездо на тонких веточках, часто над водой. (Ремез) 

8.Крупные птицы с длинной шеей и сравнительно короткими ногами. Всю жизнь живут парами. О верности этих птиц слагают стихи и поют песни. (Лебеди) 

9.Эта птица относится к числу хищных птиц. Охотится днем. Хвост у него белый, клиновидный. Выслеживая добычу, способен подолгу парить высоко в небе. Питается зайцами, сусликами, рыбой. Занесен в Красную книгу. (Орлан - белохвост) 

10.Удивительно красивое белоснежное оперение этой птицы. Весной с наступлением брачного периода, на ее спине вырастают и сохраняются, до начала лета особые чудесные перья. Перья этой птицы шли на украшение женской одежды и ценились очень высоко. Сейчас охота на этих птиц запрещена. (Белая цапля) 

11.Основная пища этих птиц - насекомые, которых они поглощают в огромных количествах. Причем из всех пернатых только они клюют мохнатых ядовитых гусениц. Еще об этих птицах известно, что они не строят гнезд, а подкладывают свои яйца в гнезда мелких певчих птиц. (Кукушка) 

12.Это небольшая птица величиной с воробья, хвост ее в виде вилочки. Гнездо ее имеет полушаровидную форму. Оно вылепливается из комочков грязи и смачивается слюной. Питается насекомыми, которых ловит на лету. (Деревенская ласточка) 

13.Птица средних размеров. Оперение черное. В средней полосе России прилет этих птиц означает наступление весны. Кормятся на пашне, чистят ее от червей. (Грачи) 

14.Где гнездятся скворцы, кроме скворечников? (В дуплах)

15.Куда деваются из скворечников скорлупки разбитых яиц? (Птицы выносят их в клюве)

16.Какая птица поднимается вверх вертикально? (Жаворонок)

17.У каких птиц оперение нежно-розовое? (Розовый скворец, фламинго)

18.Какая птица со струнами? (Лира)

19.Какая птица носит название корабля? (Фрегат)

20.Какие птицы любят драгоценности? (Сорока, ворона)

21.Из чего делают гнезда наши ласточки? (Из грязи и слюны)

22.Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки? (Стрижи)

23.Пух этой птицы очень ценится? (Гага)

24.Какие птицы ночуют зарывшись в снег? (Тетерева, куропатки, рябчики)

25.Почему нельзя трогать яйца в гнездах? (Птицы бросают гнездо)

26. Самая крупная птица нашей планеты? (Страус).

27. У какого писателя утиная фамилия? (Гоголь).

28.Когда температура тела воробья ниже зимой или летом? (Одинаковая)

29.Самая маленькая птичка в России? (Королек).

30. Красная утка, обитающая в Саратовской области? (Огарь)

1 Ведущий. Уважаемые члены жюри, подведите, пожалуйста, итоги (Зачитывается протокол, проводится награждение участников).

(на фоне музыки зачитывается отрывок из стихотворения М. Левашова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия "Мои пернатые друзья"

Конспект коррекционного занятия «Мои пернатые друзья»   Цель. Уметь различать и узнавать существенные признаки домашних и диких птиц.   Задачи. Закреплять знания о внешнем ...

Внеклассное мероприятие по биологии "Наши пернатые друзья"

Внеклассное мероприятие по биологии "Наши пернатые друзья" для учащихся 6-8 классов...

Внеклассное мероприятие "Наши пернатые друзья"

Цель: Формирование познавательного интереса обучающихся и бережногоотношения к природе.Задачи: -  Закрепить в процессе практической деятельности теоретические знания, полученные на уроках  б...

Внеклассное мероприятие "Птицы - наши пернатые друзья"

Внеклассное мероприятие по биологии, посвещенное Международному дню птиц, для учащихся 5-7 классов....

Внеклассное мероприятие по биологии 6 класс "Птицы - наши пернатые друзья!"

Внеклассное мероприятие по биологии "Птицы - наши пернатые друзья!" расчитано для учащихся 6-7 классов в ООШ. Его можно использовать для проведения праздника "День птиц"...

Внеклассное мероприятие для 7-х классов «Птицы-наши пернатые друзья»

Природу нужно охранять не только потому, что она лучшая защита для человека, но и потому, что она прекрасна.(Жан Дорст) Праздник «День птиц» является ежегодным мероприя...

Внеклассное мероприятие "Наши пернатые друзья"

Мероприятие проводилось в начальных классах, в рамках предметной недели....