Внеклассное мероприятие по биологии 6 класс "Птицы - наши пернатые друзья!"
план-конспект занятия по биологии (6 класс) на тему

Зайнеева Лейсан Вахитовна

Внеклассное мероприятие по биологии "Птицы - наши пернатые друзья!" расчитано для учащихся 6-7 классов в ООШ. Его можно использовать для проведения праздника "День птиц"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Карасинская ООШ имени Шарафутдинова З.Т.»

Аксубаевского  муниципального  района  Республики  Татарстан.

Открытое внеклассное мероприятие

«Птицы - наши пернатые друзья!»

Разработка внеклассного мероприятия

                                                 учителя биологии и химии

                                                 Зайнеевой Л.В.

                                               

2015 год.

Внеклассное мероприятие «Птицы - наши пернатые друзья!»

Цель. Создание условий для формирования собственного жизненного опыта учащихся по взаимодействию с окружающим миром, а также формирование познавательного интереса к биологии

Задачи.

  1. Показать разнообразное значение птиц в природе и их значение для человека.
  2. Развитие кругозора учащихся, стимулирование к поиску дополнительной информации.
  3. Развитие творческих задатков школьников.
  4. Воспитание бережного отношения к окружающему миру.

Оформление: проектор, экран; презентация; выставка рисунков и плакатов.

Ход мероприятия:

Ведущий № 1: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас праздник – День птиц. Ежегодно 1-го апреля весь мир отмечает Международный день птиц. В этот день в 1906 году была подписана Международная конвенция об охране птиц. Сегодня мы поближе познакомимся с миром пернатых. А начнем мы наш праздник с такого вопроса: какие птицы обитают в нашей местности?

(ответы детей) (Слайд №2-3)

Ведущий №2: Все птицы, которых вы назвали, очень интересны и приносят неоценимую пользу. Их надо оберегать, подкармливать зимой, вешать для них весною домики. Но важно не только правильно сделать птичий домик, но и правильно его повесить.

(Слайд №3)

Скворечники, например, вешают в садах, на опушке леса и на окраинах города на высоте не менее 4 метров на толстых деревьях без сучьев внизу, чтобы до них нельзя было добраться без лестницы. Чтобы главные городские враги птиц – кошки – не могли  разорить гнездо, укрепляй домик так, чтобы кошка не могла влезть лапой в скворечник.

Ведущий № 1:Заботясь о птицах, не навреди деревьям. Ни в коем случае нельзя прибивать птичий дом гвоздями,  а надо прикреплять проволокой или вешать за прикрепленную сзади планку.

Какие бы птицы не поселились в ваших домиках, лес скажет вам спасибо.

Ведущий №2: Но вот наступила весна. Хотя в марте, зачастую, в наших краях еще лежит снег, но день уже длинный и начинается прилет птиц. Скажите, ребята, а какие птицы прилетают к нам первыми? (Ответы учащихся)

 Самыми первыми прилетают к нам грачи. Недаром в народной пословице говорится: «Грачи прилетели – на крыльях весну принести».(Слайд №4)

Первым делом, прилетев, птицы наводят порядок в своем доме. Ремонтируют старые гнезда или строят новые. А вы знаете, что гнезда бывают самые разные? Например, огромные, построенные из веток и сучьев, у аистов, и связанные из шерсти или волокон конопли, подвешенные к  камышу чудо - домики синичек-ремезов. Зимородки и ласточки-береговушки, например, роют в отвесных речных берегах норы до 1 м глубиной, а в конце  туннеля и располагается «спаленка» с гнездом. Ласточка-касатка делает под крышей чердака или сарая гнездо в виде чашки из глины и соломинок, скрепляя их своей слюной. А синички и поползни строят гнезда в дуплах деревьев. Многие птицы натаскивают в свое гнездо и шерстинки, чтобы сделать мягкий матрасик для будущих птенцов. Скворцы предпочитают теплые уютные квартирки без сквозняков. Они могут свить гнездо в подходящем дупле, но если в лесу или саду есть скворечник, то они с удовольствием поселятся в нем, и будут защищать лес и сад от вредителей.

Ведущий № 1: А сейчас мы проверим ваши знания о птицах.

У нас две команды. Команды, представьтесь, пожалуйста. 

(Команды представляются.)

Первый конкурс  «Разминка» (на знание имен птиц) (Слайд№5)

( за каждый правильный ответ на вопрос команда получает жетон)

*  Название какой другой птицы спрятано в слове «жаворонок»? (Ворон)

*  Добавьте одну букву к названию русской реки, чтобы получилось название птицы. (Иволга)

*  Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж)

*  Какая самая маленькая птичка в нашей стране? (Королек)

*  Какие птицы роют норы для гнезд? (Береговая ласточка, зимородок)

*  Птенцы, какой птицы не знают матери? (Кукушки)

*  У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов)

*  Вьют ли гнезда наши перелетные птицы на юге? (Нет)

*  Какая птица большую часть пути шагает пешком? (Коростель)

*  У каких птиц все пальцы соединены между собой перепонками? (У водоплавающих)

*  У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – до 15 см)

*  Где синицы вьют гнезда? (В дуплах)

*  Когда гуси бывают особенно злыми? (Когда появляются гусята)

*  Любимое лакомство аистов? (Лягушки) 

Второй конкурс. "Сороки - тараторки" (конкурс на знание скороговорок) (Слайд №6)

Ведущий № 2: А для следующего конкурса я приглашаю по одному участнику от каждой команды. Конкурс называется «Сороки – тараторки». Участники будут соревноваться друг с другом в проговаривании скороговорок.

*  У перепела да перепелки пять перепелят.

*  Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят.

*  Три сороки – тараторки тараторили на горке.

*  Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок  –  сорок морок.

 Ведущий №1: Птицы привлекают нас причудливым оперением, пением, движениями, полётом, и, конечно, загадочным образом жизни.

Характерное свойство подавляющего большинства птиц — способность летать. Птицы летают превосходно благодаря особенностям перьев.

Перо — чудо искусства природы.

Птиц очень много, они отличаются по величине, окраске и повадкам. Самая крупная птица мира — африканский страус, его рост достигает 2, 75 м, масса 90 кг. В нашей стране самой крупной птицей можно считать дрофу.

Самые маленькие птицы в мире — колибри.( слайды № 7-9)

Третий конкурс. "Загадки о птицах" 

Ведущий №2: Наш следующий конкурс – это загадки о птицах.

 (Ведущий говорит загадку, команды должны отгадать загадку. Та команда, которая первой дала отгадку, получает жетон.)  (Слайд №11-18)

*****

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает,

В полях ночует,

Коноплю ворует.

                                    (Воробей)

*****

Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти.

                                    (Журавль)

*****

Не король, а в короне,

Не гусар, а при шпорах,

На часы не взглядывает,

А время знает.

                                       (Петух)

*****

Каждый год я к вам лечу,

Зимовать  у вас хочу.

И еще красней зимой

Ярко-красный галстук мой.

                                     (Снегирь)

 

 *****

Днем спит, ночью летает,

Прохожих пугает.

                               (Сова)

*****

Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет.

                               (Сорока)

*****

По-над полем, над болотом,

Начинаю рано петь.

И люблю я вертолетом

В синем воздухе висеть.

                                (Жаворонок)

*****

На два, на три километра

Поднимаюсь и кружу.

С высоты огромной этой

Даже мышь я разгляжу.

                                (Орел)

Ведущий №1:Ребята, вы любите слушать пение птиц? А узнаете ли вы птиц по голосу?     (Прослушивание презентации «Голоса птиц»).

Ведущий №2: Скажите, какая птица вам больше всего запомнилась? (Ответы учащихся)


Четвертый конкурс на знание фактов из жизни птиц.(слайд №20)
Ведущий№1: А теперь конкурс «Веришь – не веришь». Я буду зачитывать командам факты из жизни птиц, а они должны ответить, правда, это или нет. Задание понятно?

*  В китайских ресторанчиках можно отведать гнездо птицы саланган, которое она делает из своей слюны. (Да)

*  Первая весенняя птица – скворец. (Нет, грач)

*  Сокол-сапсан при ловле добычи может развить скорость 300 км/ч. (Да)

*  У сов – единственных из птиц – имеются ушные раковины. Слух у них в 50 раз острее, чем у человека. (Да)

*  Птица козодой прилетает по ночам к стадам коров или коз, чтобы полакомиться молоком. (Нет, она питается мошками)

*  Синицы, живущие в Германии и Англии, понимают друг друга, но не понимают, что говорят синицы, живущие в Индии и Афганистане. (Да)

*   Оперение птиц, которые живут в клетках становится ярче. (Наоборот)

*  Есть такая водоплавающая птица – поганка. Во время опасности на воде она прячет птенцов у себя на спине, в перьях.  (Да)

*  У австралийских страусов эму яйца высиживает самец. Он же и воспитывает вылупившихся птенчиков. (Да)

*  Весной пингвины могут взлетать на высоту до двух метров. (Они не летают)

*  Пингвины могут плавать со скоростью 40 км/ч, обгоняя катера. (Да)

*  Птичка оляпка может бегать в поисках пищи по дну речки. (Да)

*  На юге Америки живет птица-хохотун. Она издает звуки, похожие на хохот человека. (Нет такой)

*  Клёсты выводят птенцов зимой. (Да) 

Ведущий №1: Человек любуется птицами. Он пишет о них стихи, песни, картины. А зачем человеку птицы?

– Могут ли птицы жить без человека?
– А человек без птиц?
– Почему?
– Совершенно верно, но, к сожалению очень много видов птиц уже уничтожено, многие занесены в Красную книгу. 
(Показ слайдов с птицами, которых уже не существует.) Поэтому мы должны заботиться о птицах, которые нас окружают. (слайд №20)

Ведущий №2. А теперь пришла пора подвести итоги. Наше жюри оценит ваше участие в празднике и лучшие знатоки птиц, а также активные участники награждаются знаками “Юный орнитолог”.

Берегите птиц – они часть живой природы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по биологии "Наши пернатые друзья"

Внеклассное мероприятие по биологии "Наши пернатые друзья" для учащихся 6-8 классов...

Внеклассное мероприятие "Наши пернатые друзья"

Сценарий игры «Наши пернатые друзья».7-8 классы Учитель биологии и экологии: Воротнева Наталья АндреевнаЦели:1. Обобщение биологических и экологических знаний по теме «Птицы.2. Воспитание экологическо...

Внеклассное мероприятие "Наши пернатые друзья"

Цель: Формирование познавательного интереса обучающихся и бережногоотношения к природе.Задачи: -  Закрепить в процессе практической деятельности теоретические знания, полученные на уроках  б...

Внеклассное мероприятие "Птицы - наши пернатые друзья"

Внеклассное мероприятие по биологии, посвещенное Международному дню птиц, для учащихся 5-7 классов....

Внеклассное мероприятие для 7-х классов «Птицы-наши пернатые друзья»

Природу нужно охранять не только потому, что она лучшая защита для человека, но и потому, что она прекрасна.(Жан Дорст) Праздник «День птиц» является ежегодным мероприя...

Внеклассное мероприятие по биологии КВН "Наши друзья"

Внеклассное мероприятие по биологии : КВН "Наши друзья"...

Внеклассное мероприятие "Наши пернатые друзья"

Мероприятие проводилось в начальных классах, в рамках предметной недели....