Музыкально-поэтическая композиция "Песни военных лет"
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс) по теме

Деревягина Нина Александровна

Мероприятие посвящено победе в Великой Отечественной войне. Здесь дети знакомятся с песнями о войне, дружбе, преданности, любви к Родине и состраданию к погибшим. Узнают какие песни были написаны во время войны, а какме уже в мирное время, познакомятся с авторами этих бесценных произведений. Тревожные мелодии о войне, стихи, инсценировки оставят в душе детей неравнодушный след, память о погибших людях во имя нашей жизни на  Земле.
Сценарий и мероприятие было подготовлено в соавторстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx20.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

               Музыкально-поэтическая композиция

                     «Песни военных лет»          

                   Общешкольное мероприятие,

                                 посвященное Дню Победы.

                                                 Цели:

  • воспитание чувства патриотизма, уважение к прошлому своего народа,  любви к Отечеству;
  • расширить представления детей о событиях Великой Отечественной    войны и судьбах людей военного времени;
  • способствовать развитию эмоционально- чувственной сферы учащихся;
  • развитие творческих способностей и талантов учащихся.

Оборудование: Плакаты, рисунки, стенгазеты, посвященные Дню Победы; записи фонограмм и минусовок песен военных лет; цветы, шары и праздничное оформление актового зала; пилотки, военные рубашки, парадная форма учащихся; косынки и повязки санинструкторов (для девочек); декорации и

атрибуты к инсценировке песни «В землянке».

                                    Ход    мероприятия

            (Звучит фонограмма песни «22 июня, ровно в 4 часа...»)

Ведущий1. Каждый год 9 Мая мы вспоминаем грозные годы Великой Отечественной войны. Это праздник «со слезами на глазах», праздник победы над страшным и коварным врагом — фашизмом.

Вся страна встала на защиту Родины. Плечо к плечу сражались против врага русские и украинцы, белорусы и казахи, узбеки и азербайджанцы... В стремлении освободить свою землю советский народ не щадил себя ни на фронте, ни в тылу. Эта война унесла 27 миллионов жизней наших соотечественников, погиб каждый восьмой житель страны. Никогда раньше в истории войн не было такого количества совершенных подвигов, такого количества примеров мужества и героизма.

Ведущий2. Хотя прошло уже больше 65 лет со дня Победы над фашизмом, мы продолжаем вспоминать эти страшные годы. «Зачем?» - спросят некоторые. Потому что мы не имеем права забывать и чтобы та смертоносная война никогда не смогла повториться. Чтобы почтить память тех, кто не дожил до этого  светлого праздника, кто отдал жизнь за нашу свободу. Сегодня мы склоняем головы в память тех, кто не вернулся с фронтов войны, а также низко кланяемся  нашим ветеранам...

                         ( звучит минусовка песни «Эх, дороги..»)

                                 Учащиеся читают стихи о войне.

 Чтец 1.  Память человеческая строго

                Дни считает, как бойцов в строю

                Знает мир, что путь ваш был нелегок

                К этому торжественному дню.

 Чтец 2.  Победа к нам приходит вновь и вновь,

                Прекрасна и юна, как в сорок пятом,

                Приходит в блеске старых орденов

                На пиджаке бывалого солдата.

 Чтец 3.  Умытая слезами — не дождем,

                Сверкая не огнем, а счастьем жизни,

                Победа к нам приходит вешним днем,

                Чтоб никогда не позабыть о том,

                Какой был подвиг совершен Отчизной!              

Ведущий 1.  Песня военных лет... вместе с Отчизной она встала в солдатский строй с первых дней войны и прошагала по пыльным и задымленным дорогам до самой Победы. Песня делила вместе с воинами горести и радости, подбадривала бойцов веселой шуткой, грустила вместе с ними о разлуке с родными. Во имя Победы песня помогала переносить голод и холод, давала народу силы выстоять и победить. Сколько их, прекрасных и незабываемых песен военных лет. И у каждой своя история, своя судьба...

Ведущий 2.  Военные песни не награждались орденами, о них не сообщалось в сводках Совинформбюро, но сколько они сделали для победы нашего народа — ваших дедушек и бабушек... В военные годы миллионы солдат оказались оторванными от родного дома, от семьи. В разлуке обострялось чувство любви к своим родным и близким. Родной дом, мать, любимая девушка, жена — все это стало святым для солдата. Это стало частицей Родины, которую он защищал. Об этой Родине шептали ему слова военных песен...

                  (звучит фонограмма песни «Священная война»).

              Выходят девочки рассказчицы и мальчик в военной гимнастерке.

Рассказчица1. На третий день войны 24 июня 1941 года на первой полосе газет «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи Василия Ивановича Лебедева-Кумача «Священная война». Газета со стихами попала к руководителю Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А.В.Александрову. Стихи потрясли композитора. И уже на другой день появилась песня. Первое исполнение песни состоялось на Белорусском вокзале 27 июня 1941 года.

Мальчик в гимнастерке (вспоминает). Мы пели «Священную войну для уходящих на фронт бойцов, и все мы испытали настоящее потрясение, которое бывает, когда соприкасаешься с художественным произведением огромной жизненной правды. Помню, солдаты, сидевшие на деревянных сундуках..., вдруг встали после первого куплета «Священной войны» и в наступившей тишине, стоя, слушали песню... Потом песню требовали повторить еще и еще, пытаясь подпевать, запомнить слова, чтобы увезти с собой вместе с прощальной улыбкой матери или жены.

Рассказчица2.(продолжает) Вновь и вновь, пять раз подряд пел ансамбль «Священную войну». Так начался путь песни, славный и долгий, С этого дня песню пели всюду: на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу.

Ведущий.  Война... Страшное жестокое время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа. До песен ли в такое время? Оказалось, что поэзия, песня были необходимы в годы войны.

                                        (девочки рассказчицы)

Сколько же было создано в военные годы песен о любви, о разлуке, о верности! Они пелись бойцами в землянках, в лесу у костра, от них становилось теплее, от них утихала боль разлуки.

  • Песням тех военных лет поверьте!

          Мы не зря от дома вдалеке

          Пели в четырех шагах от смерти

          О родном заветном огоньке...

( под минусовку девочки 5-6 классов исполняют 2 куплета песни «Огонек»).

                                (Выходят девочки рассказчицы.)

Рассказчица1. Зимой 1941-42 года по всем фронтам с молниеносной быстротой распространилась новая песня. Рассказывали, будто сложил ее молодой лейтенант в окопах под Москвой.

Рассказчица2. Песня действительно родилась в «белоснежных полях под Москвой» в ноябре 1941 года во время оборонительных сражений за столицу. Правда, когда поэт Алексей Сурков писал стихотворение «Бьется в тесной печурке огонь», он не предполагал его публиковать и тем более не думал, что оно может стать песней Это были несколько стихотворных строчек из письма жене с фронта...

Рассказчица1. Но композитор Константин Листов в начале 1942 года написал на стихи музыку. Мелодия новой песни запомналась  с первого раза. На фронтах Великой Отечественной войны «Землянку» пели по-разному. Появились десятки вариантов текста. «Землянка», подобно другим лучшим песням военной поры, стала народной песней.

                                 Чтецы (учащиеся 3-4 классов).

                          Какая музыка была!

                          Какая музыка играла,

                          Когда и души и тела

                          Война проклятая попрала...

                          Солдатам голову кружа,

                          Трехрядка под накатом бревен

                          Была нужней для блиндажа,

                          Чем для Германии Бетховен.

                          И через всю страну струна

                          Натянутая трепетала,

                          Когда проклятая война

                          И души и тела топтала...

                                                                       А.Межиров.

(Учащиеся 3-4 классов инсценируют  песню «В землянке» под фонограмму)

                                (Выходят девочки рассказчицы)

Рассказчица1. Одной из самых популярных песен военной поры стала «Катюша». Стихотворение «Катюша» было написано поэтом Михаилом Исаковским в 1938 году, когда сгущались тучи над нашими западными границами, и становилось ясно, что, защищая родную землю, вот-вот примет на себя удар воин-пограничник.

Рассказчица2. В «Катюше» оказались соединены лучшие песенные качества — музыкальность стиха и простота сюжета, близкого и понятного всем.

(Под минус, ученица 3 класса исполняет песню «Катюша»).

Чтец (читает стихотворение).  Над лесами необъятными,

                                                     Над полями перелетными,

                                                     Над разрывами гранатными

                                                     Песни-ласточки летят.

                                                     Пахнут рощи горьким порохом,

                                                     Шепчут травы тихим шорохом

                                                     И о том, что сердцу дорого,

                                                     Русским людям говорят.

Мальчик в гимнастерке.

                                               Время нас как пулеметом, косит,

                                               Но меня, пока еще живой,

                                               Песня незабытая уносит

                                               В незабвенный лес прифронтовой...

(Учащиеся старших классов инсценируют песню «В лесу прифронтовом» под фонограмму).

                                (Выходят девочки рассказчицы).

Рассказчица1. Композитор Анатолий Новиков и поэт Яков Шведов тоже написали военную песню. В начале войны они решили показать ее на радио. Песню забраковали: «что это за песня про смуглянку-молдаванку? Сейчас 1943 год, идет война... Вы же автор героических песен»,- говорили Новикову.

Рассказчица2. И только в 1944 году «Смуглянка» прозвучала на одном из концертов. Песню повторили 3 раза под аплодисменты. Самое любопытное, что концерт транслировался по радио, по тому самому радио, где в свое время отвергли эту песню о любви, о свидании, о расставании...

(Исполняется песня «Смуглянка» взрослыми участниками мероприятия под минусовую запись мелодии).

(Выходят девочки рассказчицы).

Рассказчица1.  Шли годы. Война приближалась к концу. Появились песни о предчувствии победы, о солдатах, сражающихся за рубежами Родины, о возвращении домой.

Рассказчица2.  Наши воины сражались уже на чужой земле. Они многое повидали, пережили радость победных боев, но и много, к сожалению, легло  на наших парней на той далекой земле.

(Звучит песня-минус «Алеша» ст. К.Ваншенкина, муз Э.Колмановского, исполняют и инсценируют учащиеся 2 класса).

(Выходят чтецы). (стихи Н.Веселовской)

Чтец1.      Какие песни фронтовые

                  Минувшей созданы войной!

                  В них чувства трепетно — живые

                  Встают безудержной волной.

Чтец2.      Она сильна, ей правды хватит

                  Еще на много лет вперед, -

                  Она и нас с тобой подхватит,

                  На самый гребень вознесет.

Чтец3.      И словно трепетное чудо

                  В себе услышав, осознав,

                  Что мы — причастны, мы — оттуда,

                  Где клен зеленый раскудряв,

                  Где синий видится платочек,

                  Где соловьи поют порой,

                  Где каждый Вася-Василечек

                  Не просто парень, а герой...

Чтец4.     И надо всем — как в поднебесье,

                 Посмотришь — Родина видна,

                 Что и для тех, из давней песни,

                 И для поющих нас — одна.  

Чтец5.      Песни эти с нами и поныне!

                  Никогда нам петь не надоест.

                  Как на Запад шли по Украине

                  И как с боем взяли город Брест.

Чтец6.      И что помирать нам рановато,

                  И про тех, кто дал нам закурить...

                  Вы спросите сами у солдата:

                  Мог ли он такое позабыть?...  

Чтец7        Вот человек — он искалечен,            

                  В рубцах лицо. Но ты гляди

                  И взгляд испуганно при встрече

                  С того лица не отводи.

 Чтец8       Он шел к победе, задыхаясь,

                  Не думал о себе в пути.

                  Чтобы она была такая:

                  Взглянуть — и глаз не отвести!  

    Звучит песня «День Победы» ст. В.Харитонова, муз. Д.Тухманова.

                      Исполняют все участники мероприятия.                 

                 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-поэтический час "Стрежневская осень"

Времена года – круг человеческой жизни. То быстро, то медленно течёт время, оседая в кристаллах слов. У каждого художника слова своя палитра....

Музыкально-поэтический час "Вышла из войны"

Данный урок знакомит  учащихся с творчеством поэтессы  Ресенчук М.А., с основными темами ее поэзии, воспитывает способность воспринимать прекрасное через поэзию, воспитывает любовь к родному...

Николай Шелепи - чувашский народный поэт (музыкально-поэтическая композиция)

У каждого народа своя история, язык и литература. Есть и были творческие личности, перед которыми мы преклоняем. головы. Среди известных чувашских поэтов таким почестям достоин Николай Полоруссов-Шеле...

Музыкально- поэтический вечер,посвящённый Сергею Есенину"Памятью деревни я ль не дорожу"

Сценарий музыкально- поэтического вечера собран и составлен на основе реальных произведений поэта и является продолжением его творчества в музыке. .Музыкальность песенного слога великого поэта сродни ...

Музыкально - поэтические композиции к праздникам.

Здесь представлены композиции,в которых использованы стихи и песни в исполнении учащихся нашего хора....

"Цветы мне нежно улыбались". Музыкально - поэтический вечер.

На музыкально - поэтическом вечере учащиеся познакомятся с музыкальными произведениями, легендами, стихами о цветах....

Музыкально-поэтическая композиция "Звезда Пушкина, звезда Тукая!"

Данный урок является обобщающе-повторительным.  Цель: воспитывать у учащихся высокую нравственность, эстетические вкусы, возбудить в душах детей любовь к жизни, к родной земле,...