Конспект внеклассного занятия ко Дню народного единства
план-конспект занятия (9 класс) на тему

История праздника 4 ноября "День народного единства". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «4 ноября – ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»

Цель: дать общее представление об истории праздника «День народного единства».

Задачи:

Образовательные:

  1. объяснить понятие Смутное время;
  2. познакомить учащихся с историческими личностями конца XVI – начала XVII веков;
  3. дать общее представление о событиях, происходящих в период Смутного времени.

Коррекционно-развивающие:

  1. Корригировать и развивать произвольное внимание через использование мультимедийных средств, интонационной выразительности речи.
  2. Корригировать и развивать мыслительные процессы (анализ, синтез, обобщение) посредством ответов на вопросы викторины;
  3. Корригировать и развивать связную речь через развернутые ответы;
  4. Расширять кругозор учащихся, расширять словарный запас при объяснении, рассказе, в беседе;
  5. Корригировать и развивать память при запоминании материала;
  6. Корригировать и развивать причинно-следственные связи через установление связи между событиями.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать интерес к изучению истории своей страны;
  2. Воспитывать чувство гордости и уважения к защитникам государства;
  3. Формировать чувство гражданственности и патриотизма;
  4. Воспитывать умение работать в команде;
  5. Воспитывать уважение к чужой точке зрения.

Методы: объяснение, рассказ, беседа,  демонстрация, игра.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентации, видеофильм «Минин и Пожарский», раздаточный материал.


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Вступление.

Единение – это все вместе,

Это значит, что все как один.

Значит все мы для нашей России

Как семья: кто-то дочь, кто-то сын.

И семья наша очень большая,

Чтобы дальше Россия жила

И свободою вечно дышала –

Жить в согласии, мире должна!

Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народам нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины. И все враги были побеждены благодаря единству нашего народа.

Не так давно, 4 ноября, вся Россия праздновала великий праздник – День народного единства. И сегодня мы поговорим об истории этого праздника.

  1. История праздника.

А теперь перенесемся на 400 лет назад в конец XVI - начало XVII века, когда в России началась Смута великая. Так называли страшное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний.  

1584 год… во время игры в шахматы умирает Иван Грозный. Кто же станет следующим царем? У Ивана Грозного было 8 детей (3 девочки и 5 мальчиков). Девочки и 2 мальчика умерли не дожив до года (в младенчестве). По некоторым источником третьего сына Иван Грозный убивает во время ссоры. Четвертый сын – Дмитрий, очень маленький (2 года) и не может править. Остается последний сын Федор.

Федор стал царем в возрасте 27 лет. По натуре Федор был очень мягким и нерешительным человеком, такой человек не мог самостоятельно управлять государством. Вместе с ним, правильнее сказать вместо него, страной управляли бояре (богатые люди).

в 1591 году (через 7 лет после смерти Ивана Грозного) умирает Дмитрий. В припадке эпилепсии он напоролся на нож.

В 1598 году ( через 7 лет после смерти Дмитрия) умирает и царь Федор Иоаннович. У Федора детей не было. Кто же будет новым царем?

На собрании выбрали боярина Бориса Годунова.

В это время в Российском государстве царила разруха. Из-за трех неурожайных годов в стране начался страшный голод. Люди ели кошек, собак, кору. Были даже зафиксированы случаи людоедства. Народ во всем обвинял Бориса Годунова. И в это тяжелейшее время появляется человек, назвавший себя сыном Ивана Грозного – Дмитрием. И пытается занять царский престол. На самом деле это был монах Григорий Отрепьев, за ложь его впоследствии назвали Лжедмитрием. Умирает Борис Годунов (на прогулке у него хлынула кровь из носа и ушей, царь скончался). Лжедмитрия убили. Далее был Василий Шуйский, которого насильно постригли в монахи, вскоре он умер, еще три Лжедмитрия, которых убили. Многие стремились занять царский трон. В итоге Россией стали управлять 7 бояр («Семибоярщина»)

В стране царила разруха, народные восстания. Воспользовавшись этим, войска польского и шведского королей вторглись в русские земли. Вскоре поляки были в Москве, а пустили их бояре, управлявшие Россией. Бояре хотели, чтобы Россией управлял сын польского короля Владислав.

Над страной нависла смертельная опасность. Польские войска выжигали государство Русское, разоряли, людей убивали, женщин насиловали.

 Тогда и наступил конец терпению народа. Русский народ решил объединиться в одно целое для изгнания с родной земли врагов.

В начале 1611г. было создано первое народное ополчение (войско из народа). Но ему не удалось выгнать поляков. Поляки были очень хорошими воинами, а русское ополчение было не подготовленное.

И осенью 1611 года в Нижнем Новгороде, обычный торговец мясом и по совместительству староста Кузьма Минин обратился с призывом к русскому народу о создании второго народного войска (ополчения). Кузьма был очень расчетливым и умным.

 Он призывал отдавать на создание ополчения третью часть денег.

Не следует жалеть своего имущества; да не только имущества! Не пожалейте и дворы свои продавать, и жен, и детей закладывать!»

 Сам же отдал все деньги, которые у него были, украшения жены и серебряные оправы от икон. Люди откликнулись и приносили все, что могли. Теперь стоял вопрос, кто же возглавит народное ополчение.

Выбор пал на талантливого полководца князя Дмитрия Пожарского. Дмитрий Пожарский родился под Суздалем (там и захоронен). Несмотря на то, что князь был ранен, Пожарский согласился.

Весной 1612 года народное ополчение во главе с Мининым и Пожарским двинулось в направлении Москвы. По пути из разных городов и деревень к ополчению присоединялись люди…все, кто мог держать оружие. Два месяца ополчение осаждало Москву.

4 ноября 1612 года второму народному ополчению удалось взять окрестности Кремля, а через 4 дня сдались и польские отряды в Кремле.

Москва была освобождена!

В те времена в военные походы всегда брали иконы. Народному ополчению помогала икона Казанской Божией Матери. Поэтому 4 ноября так же отмечается церковный праздник день Казанской Божией матери.

После изгнания поляков из Москвы на деньги князя Пожарского на Красной площади был построен собор Казанской Божией Матери.

В честь героев-освободителей Кузьмы Минина и князя Пожарского установлен памятник в г.Москве на Красной площади. Этот памятник был поставлен на народные деньги. (вначале его должны были поставить в Новгороде, но правительство настояло на г. Москве). На памятнике существует надпись «Гражданину Минину и князю Пожарскому.

Благодарная Россия» .

А в Новгороде вместо памятника был поставлен обелиск в память о героях-освободителях.

Намного позднее в 2005 году мэр Москвы Лужков восстановил справедливость и копия памятника была установлена в Нижнем Новгороде. С 2005 года 4 ноября – День народного единства – это государственный праздник, для всех россиян – выходной.

Вот так двое обычных людей, торговец Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский спасли нашу Родину от врагов. Они смогли объединить народ, не жалея собственной жизни сражался народ за Россию. Много крови было пролито…во имя храбрости и преданности народа, мы сегодня говорим об этой победе. Такой подвиг народа не должен быть забыт.

Завершить свой рассказ хотелось бы таким стихотворением:

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

  1. Просмотр видеофильма «Минин и Пожарский» («Школфилм»)
  2. Викторина
  • Какой праздник отмечает Россия 4 ноября?
  • Как называлось тяжелое время в России с 1598-1613гг.?
  • Кто призвал русский народ к объединению против польских захватчиков?
  • Кто был назначен главным воеводой?
  • Как называли людей, которые выдавали себя за сына Ивана Грозного Дмитрия?
  • Как отблагодарил народ героев Минина и Пожарского?
  • После какого царя в Российском государстве началось Смутное время?
  • В каком городе установлен памятник гражданину Минину и князю Пожарскому?
  • Как называлась икона, которая во время военных действий находилась при русском войске?
  • Какие войска заняли г.Москву?
  • В каком городе Кузьма Минин начал призывать народ к созданию ополчения?
  • Определите век: 1612г.
  1. Заключение

С историей не спорят, с историей живут,

Она объединяет на подвиг и на труд.

Едино государство, когда един народ,

Когда великой силой он движется вперёд.

Врага он побеждает, встав, как один, на бой,

И Русь освобождает, и жертвует собой.

Во славу тех героев живём одной судьбой,

И вместе День единства мы празднуем с тобой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню народного единства

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню народного единства, разработано в форме торжественной линейки....

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню народного единства.

Устный журнал, поэтическая композиция, коллективное мероприятие для студентов 1 курса колледжа...

Конспект внеклассного занятия "День народного единства"

Ознокомление с традициями и происхождением Дня народного единства....

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню народного Единства и Казанской иконы Божией Матери. «Славься, Русь моя святая!»

Предложенная тематика направлена на то, чтобы научить ребенка уважительно относится к своему дому, своей семье, соблюдать традиции русского народа, гордится Россией....

Внеклассное мероприятие ко Дню народного единства "Сила России в единстве народа"

Внеклассное мероприятие ко Дню народного единства "Сила России в единстве народа"...

Конспект занятия о Дне народного единства

Конспект занятия: «День народного единства; день победы народного ополчения под предводительством К.Минина и Д.Пожарского над поляками в 1612 году (по программе дополнительного образов...

Конспект внеклассного занятия: «День народного единства»

Материал предназначен для педагогов и воспитателей среднего звена...