Сценарий литературно-музыкальной композиции "Ради жизни на Земле"
методическая разработка на тему
Литературно-музыкальная композиция "Ради жизни на Земле" была разработана и подготовлена на базе детского дома №10 Кировского района Санкт-Петербурга в 2007-2008 учебном году. Воспитанники детского дома средней и старшей возрастной группы представили данную композицию на Городском конкурсе педагогических достижений "Шаг на встречу". Сценарий был опубликован в сборнике материалов конкурса в 2009 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
radi_zhizni_na_zemle_stsenariy.docx | 20.21 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сценарий.
Сцена 1.
Звучит марш «Так случилось – мужчины ушли» муз. В. Высоцкого
Под музыку взвод во главе с командиром (Николай Авдеев) обходит сцену по кругу и останавливается.
Командир: Вольно!
Звучит «Случайный вальс» муз. М. Фрадкина
Юноша-солдат встречается с любимой девушкой перед уходом на фронт
– «сцена прощания» (Юноша – Александр Волков; Девушка – Ольга Мащенко)
(некоторое время музыка продолжает звучать тихим фоном, затем постепенно замолкает):
Юноша: Когда же я увижу снова
Твои дрожащие ресницы?
Когда же я увижу снова
Твои печальные глаза?
Что ты молчишь? Скажи хоть слово!
Война велит нам разлучиться.
Что ты молчишь? Скажи хоть слово!
В огонь уходят поезда.
Девушка: Зачем назвал меня любимой
Той долгожданной ночью светлой?
Зачем назвал меня любимой
Теперь мой путь не изменить!
Любовь должна быть неделимой,
Она, как звездный свет, бессмертна!
Любовь должна быть неделимой,
Войне любовь не разделить!
Юноша: Я ухожу, чтоб возвратиться,
Смотри, уже пылает небо!
Я ухожу, чтоб возвратиться,
Над нашим счастьем поднят меч!
Девушка: Я верю, встреча повторится,
С тобою буду, где б ты ни был.
Я верю, встреча повторится,
Как тысячи счастливых встреч!
Музыка «Случайного вальса» возобновляется.
Юноша с девушкой кружатся в вальсе некоторое время и расходятся в разные стороны (кулисы), обмениваясь прощальными взглядами.
Снова звучит марш «Так случилось – мужчины ушли».
Командир строит взвод, который под звуки марша уходит за кулисы.
Сцена 2.
Свет на сцене гаснет, на экране демонстрируются кадры военной кинохроники – наступление фашистских войск, грохот орудий, гул самолётов…
Постепенно звук уводится,
изображение на экране сопровождается чтением стихотворения в микрофон (или в звукозаписи) – 1-й отрывок из поэмы Е. Исаева «Суд памяти» (Николай Авдеев)
А эти чистокровные полки,
А эти человеко-единицы
Шинельной лавой шли в пределы стран
И, метко щурясь, разносили тупо
Осколочно-свинцовый ураган,
Что был сработан на заводах Крупа.
И шли… И шли… и размножали зло,
Переступая трупы и окопы, –
И громыхало стрельбище, росло
Во все концы контуженой Европы.
Горел весь мир! И расступалась твердь,
В свои объятья принимая павших…
Сцена 3.
Экран гаснет, сцена освещена.
Звучит музыка песни «Последний бой» муз. М. Ножкина.
Участники исполняют хореопластическую композицию «Эпизод боя».
Сцена 4.
В конце композиции участники замирают в символической многофигурной скульптурной группе «Памятник».
Эпизод 1. 2 чтеца декламируют 2-й отрывок из поэмы Е. Исаева «Суд памяти» (Николай Авдеев и Михаил Королев).
Н. А. Вы думаете, павшие молчат?
Конечно да – вы скажете. Неверно!
Они кричат, пока еще стучат
Сердца живых, и осязают нервы.
М. К. Они кричат не где-нибудь, а в нас.
За нас кричат. Особенно ночами,
Когда стоит бессонница у глаз,
И прошлое толпится за плечами.
Н. А. Они кричат, когда покой, когда
Приходят в город ветры полевые,
И со звездою говорит звезда,
И памятники дышат, как живые.
М. К. Они кричат и будят нас, живых,
Невидимыми чуткими руками.
Они хотят, чтоб памятником их
Была Земля с пятью материками.
Н. А. Великая! Она летит во мгле,
Ракетной скоростью до глобуса уменьшена.
Жилая вся. И ходит по Земле
Босая память – маленькая женщина.
Эпизод 2. Звучит мелодия песни «За того парня», муз. М. Фрадкина, которая постепенно затихает. Выходят Мать и Чтец от автора (Елена Виссарионова и Евгений Лысенко) – читают стихотворение Н. Благова «Памятник».
На протяжении этой сцены скульптурная группа «Памятник» остается неподвижной.
Мать присматривается к одной из фигур, пытаясь узнать в ней черты сына.
«Автор»: Поставили гранитного навеки
С винтовкой, честь по чести, –
Как в бою.
Мать привезли из дальней деревеньки:
– Ну, узнаешь?
Мать: – Да, вроде, узнаю.
А что там вроде!…
Если б без оружья,
Да если б строгость соскоблить с лица,
Тогда бы стал похожим он на мужа,
А сын другой,
Хотя и был в отца.
Живого разве мыслимо из камня?!
А так похож
Известно – возмужал…
Да если б сын,
Да встретил мать глазами –
Да разве б он на месте устоял?
Снова звучит мелодия песни «За того парня», муз. М. Фрадкина. Мать и «Автор» уходят.
Эпизод 3. Скульптурная группа «Памятник» постепенно «оживает».
Фигуры, постепенно отделяясь от группы, начинают декламировать отрывки из стихотворения А. Твардовского «Я убит подо Ржевом»
1-ый чтец:
Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налёте.
2-ой чтец:
Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки, –
Точно в пропасть с обрыва –
И ни дна, ни покрышки <…>
3-ий чтец:
Я – где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я – где с облачком пыли
Ходит рожь на холме;
4-ый чтец:
Я – где крик петушиный
На заре по росе;
Я – где ваши машины
Воздух рвут на шоссе.
5-ый чтец:
Где травинку к травинке
Речка травы прядёт,
Там, куда на поминки
Даже мать не придет <…>
Участники «Эпизода боя», «Памятника» и чтецы соединяются в плотную группу и исполняют песню «Простите пехоте», сл. и муз. Б. Окуджавы.
Все участники выходят на поклон. Все, кроме солдат, уходят в боковые кулисы. Солдаты (участники Сцены 1, «Эпизод боя» и «Памятника») остаются на сцене.
Звучит марш «Так случилось – мужчины ушли», музыка В. Высоцкого.
Командир дает команду: Взвод! Стройся! Шагом марш!
Под музыку марша взвод уходит со сцены.
В сценарии использованы следующие материалы:
1. Песни:
«Так случилось – мужчины ушли» муз. В. Высоцкого
«Случайный вальс» муз. М. Фрадкина, сл. Е. Долматовского
«Последний бой» муз. М. Ножкина, сл. …
«За того парня», муз. М. Фрадкина, сл. …
«Простите пехоте», сл. и муз. Б. Окуджавы.
2. Стихи:
И. Уткин. «Расставание»
Е. Исаев. 2 отрывка из поэмы «Суд памяти»:
- «А эти Чистокровные полки…»
- «Вы думаете – павшие молчат…»
Н. Благов. «Памятник»
А. Твардовский. «Я убит подо Ржевом» – отрывок.
3. В скульптурной композиции «Памятник» использованы мотивы различных скульптурных композиций (в частности Монумент на Площади Победы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Жизнь и творчество А.П. Чехова»
В литературно-музыкальной композиции можно узнать о жизни А. П. Чехова. Была подготовлена к 150-летию рождения писателя....
Сценарий литературно - музыкальной композиции, посвященной жизни и творчеству Юрия Визбора "Человек с гитарой"
Сценарий литературно - музыкальной композиции, посвященной жизни и творчеству Юрия Визбора "Человек с гитарой"...
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству М.И.Цветаевой
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству Марины Ивановны Цветаевой, русского поэта. Может быть использована для проведения урока литературы по творчеству М.И.Ц...
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова.
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова....
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству Марины Цветаевой «Рябину рубили зорькою. Рябина – судьбина горькая»
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству Марины Цветаевой для проведения литературной гостиной или классного часа....
сценарий литературно-музыкальной композиции "Ради жизни на земле"
Данный сценарий использован на семинаре учителей русского языка и литературы, посвящён75-летию Победы....
сценарий литературно-музыкальной композиции "Не ушла война в забвенье – и в земле живет, и в нас»
Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств....