Методическая разработка открытого мероприятия ко Дню памяти и скорби (22 июня 2012г.)
методическая разработка на тему
Основные направления воспитания гражданско-патриотических позиций воспитанниц реализуются через подготовку и участие в традиционных тематических мероприятиях Пансиона. Одним из таких мероприятий является День памяти и скорби.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.1._metodicheskaya_razrabotka_otkrytogo_meropriyatiya.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное общеобразовательное учреждение
« Московский кадетский корпус
« Пансион воспитанниц Министерства Обороны Российской Федерации»
Литературно-музыкальная композиция
«У войны не женское лицо…»
(методическая разработка ко Дню памяти и скорби)
Москва 2012г
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Методическая характеристика темы.
2. План мероприятия.
3. Ход проведения мероприятия.
4. Литература.
Методическая характеристика темы
Актуальность данного мероприятия заключается в том, что в наше время происходит становление гражданского общества и правого государства, а оно зависит во многом от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Патриотизм в нашей стране становится важнейшей ценностью, интегрирующий социальный, духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический аспект. Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей его дальнейшей судьбе. Великая Отечественная война – особая дата в судьбе целого народа, она является историей нашей Родины, историей наших предков. Кто знает свою историю, помнит своё прошлое, того впереди ждёт будущее.
Цель: формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбе отечества.
Задачи:
Образовательные
- формирование патриотических чувств на основе культурно-патриотических ценностей русского народа;
- формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;
- изучение военной истории России.
Развивающие
- развитие познавательной деятельности воспитанниц, формирование положительной нравственной оценки подвига во имя Родины, формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества.
- побуждение стремления узнать историю своей страны;
- дальнейшее развитие творческих способностей воспитанниц, навыков хорового пения и мотивации к коллективному творчеству
Воспитательные
- воспитание высоких духовно-нравственных принципов, гражданской ответственности, любви и преданности своему Отечеству;
- сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины;
- воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям.
Педагогические технологии:
- личностно-ориентированная технология Якиманской И.С.;
- технология коллективного творческого воспитания Иванова И.П.
Подготовительная работа:
- Поиск информации.
- Разработка сценария.
- Создание презентации, подбор музыкального сопровождения,
- работа над музыкальным материалом, хореографическими и поэтическими номеров,
- художественное оформление зала, установка акустической и звуковой аппаратуры.
Время проведения: 40 минут.
Форма проведения: литературно-музыкальная композиция.
Методическое оснащение занятия: презентация «У войны не женское лицо».
Аппаратное и программное оснащение: ПК, Microsoft Power Point, мультимедийный проектор.
Дата проведения: 22 июня 2012 года.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ
I. Организационный момент:
- мероприятие проводится как коллективно-творческое дело в рамках традиционных тематических мероприятий Пансиона воспитанниц МО РФ с воспитанницами 5-11 классов в многофункциональном зале
II. Актуализация знаний учащихся:
• «А зори здесь тихие…». Б. Васильев;
• Хореографические зарисовки «Фронтовые письма»;
• Стихи о войне;
• Драматический этюд-песня «Бухенвальдский набат»;
• Минута молчания;
• Музыкальное сопровождение «Рио-рита», «Священная война», «Журавли», «Щербатый месяц»;
• Финальная песня «Птицы белые»
III. Подведение итогов мероприятия, выводы.
IV.ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Картина I Пролог
1. На сцене под фонограмму «Рио-рита» танцуют 6-8 воспитанниц, другие 2-3 воспитанницы прогуливаются, ведут разговор, читают книги… Картина мирной жизни прерывается фонограммой гула самолетов, взрывов снарядов – все останавливаются, замирают.
Голос за кадром – объявление о начале войны.
- Под фонограмму «Священная война» на сцену на смену воспитанницам мирного времени выходят воспитанницы в военной форме с ружьями, в шинелях с вещмешками.
Чтец 1.
Его зарыли в шар земной, а он был – лишь солдат.
Всего, друзья, солдат простой, без званий и наград!
Чтец 2.
Ему, как мавзолей, земля - на миллион веков!
И млечные пути пылят вокруг него с боков…
Чтец 3.
На горных скатах тучи спят, метелицы метут,
Грома тяжелые гремят, ветра разбег берут!..
Чтец 4.
Давным-давно окончен бой… Руками всех друзей
Положен парень в шар земной, как будто в мавзолей…
Чтец 5.
Давно прошла война… Но никогда не затянутся раны в сердцах людей! Уже почти никого не осталось в живых из тех героев.
Чтец 6.
И только пожелтевшие треугольники солдатских писем будут напоминанием о тех, кто подарил нам жизнь и мирное небо.
Картина II «Письма памяти»
На экране рисунки детей. Выходят воспитанницы.
Воспитанница1. Привет, мой дорогой, любимый папочка! Как ты там, на войне? Мы очень соскучились по тебе. У нас все хорошо. Вчера подрались было с Васькой, но вспомнили тебя, и стало стыдно. Больше не будем ссориться. Ты только поскорее приезжай!
Воспитанница 2. Здравствуй, милый папка! Ну что, уже, наверное, мало осталось фашистских гадов? Папка, пришли мне, пожалуйста, пистолет, гранату и нож- финку, и тогда я тоже поеду и убью проклятого Гитлера, чтобы война быстрее закончилась!
Воспитанница 3. Дорогой папочка, почему нет от тебя так долго писем? Хоть строчку напиши, мол, жив, здоров. А то мамка плачет, и бабуля с ней. А мне сон приснился вчера, будто ты меня ругаешь, что я на речку сбежала…Я учусь хорошо, стараюсь… Ты только возвращайся, ладно?
Воспитанница 4. Привет, папка! Получили письмо, что тебе дали медаль. Ты герой, я всем рассказала. А мы тоже играем в войну, тренируемся. Вдруг война надолго – приедем, поможем! Уж мы-то покажем фашистам «кузькину мать»!
Воспитанница 5. Милый, дорогой мой папочка! Получили письмо, а в нем пишут, что ты погиб. Мама плачет, а я не верю! Вот и пишу тебе. Папка, приезжай живой, слышишь? Яблоня, что ты посадил, зацвела, и соловей на ней по ночам поет – не уснешь! Тоже тебя зовет! Приезжай, я твой любимый борщ сварю, а Петька на гармошке сыграет, он, знаешь, как научился? Я знаю, это все вранье! Ты приедешь скоро, правда? Хоть во сне приснись, папочка…
- Хореографическая зарисовка «Письма памяти» в исполнении воспитанниц 8-х классов
Чтец 7. Молитва защитника.
Всемилостивый Господи! Пошли нам разум и силы!
Прекрати наши раздоры, зажги в сердцах наших российское братство!
Сильных и честных - озари и поставь на путь…
Слабым – дай бодрость, молодых – укрепи…
Всех же нас – объедини, вразуми и направь на путь истины!
Господи, спаси наше Отечество!
Картина III
Отрывок из спектакля воспитанниц по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»
1.Воспитанница: Женщина и война – понятия несовместимые. А что с войною совместимо?! У войны не женское лицо…
2.Воспитанница: В мир приходит женщина,
Чтоб свечу зажечь.
В мир приходит женщина,
Чтоб очаг беречь.
В мир приходит женщина,
Чтоб любимой быть.
В мир приходит женщина,
Чтоб детей родить.
В мир приходит женщина,
Чтоб цветком цвести.
В мир приходит женщина,
Чтобы мир спасти.
Слайд № 29,23
Воспитанница: И вот, захваченная смертельным ураганом войны, понимая, что ей не место на кровопролитнейшей войне, что у войны не женское лицо, она встала на защиту Родины – матери, на защиту солнца, земли, детей, могил предков. На защиту будущего человечества, на защиту самой жизни. И стало у войны лицо и женским, и детским, и стариковским. И заалела кровь народа. И всколыхнул Россию женский плач.
1. Фонограмма из к/ф «А зори здесь тихие» (на экране заставка из спектакля). Отрывок из спектакля: (пять воспитанниц 10х классов)
Лиза. Перед тем как лезть в дряблую жижу, она затаенно прислушалась, а потом деловито сняла с себя юбку, шагнула в болото.
Жидкое месиво цеплялось за бедра, волоклось за ней, Лиза с трудом, задыхаясь, продвигалась вперед.
Вдруг…огромный бурый пузырь вспучился перед ней, не успев вскрикнуть, рванулась в сторону. Всего на шаг в сторону, а ноги сразу потеряли опору, повисли где-то в зыбкой пустоте, и топь мягкими тисками сдавила бедра. Лиза лицом вниз упала в холодную жидкую грязь.
— Помогите!.. На помощь!.. Помогите!..
Жуткий одинокий крик долго звенел над равнодушным ржавым болотом. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему - к прекрасному синему небу…
Лиза в последний раз увидела его свет — теплый, нестерпимо яркий, как обещание завтрашнего дня. И до последнего мгновения верила, что это завтра будет и для нее...
Галя. …Немцы шли молча, пригнувшись и выставив автоматы всматривались, каждый миг, ожидая встречного выстрела. С шумом раздались кусты, и из них вдруг Галя. Выгнувшись, заломив руки за голову, метнулась через поляну наперерез диверсантам, уже ничего не видя и не соображая.
— Ма-ма..а-а-а...
Коротко ударил автомат. С десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук. Последний крик ее затерялся в булькающем хрипе, а ноги еще бежали, еще бились, вонзаясь в мох носками сапог…
Соня. Бежала без опаски по дважды пройденному пути, торопясь притащить ему, старшине Васкову, махорку ту, трижды клятую. Бежала, радовалась и понять не успела, почему пронзительной, яркой болью рванулось вдруг сердце… Нет, успела. И понять успела и крикнуть, потому что не достал нож до сердца с первого удара: грудь помешала.
В расселине, скорчившись, лежала Гурвич, и из-под прожженной юбки косо торчали грубые кирзовые сапоги. Соня тускло смотрела в небо полузакрытыми глазами, и гимнастерка на груди была густо залита кровью…
Женька. Женька не расстраивалась. Она вообще никогда не расстраивалась. Она верила в себя и сейчас, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что все окончится благополучно. И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет.
Рита. Рита знала, что рана ее смертельна и что умирать она будет долго и трудно. Пока бол и почти не было, только все сильнее пекло в животе и хотелось пить… Она не жалела себя, своей жизни и молодости, потому что все время думала о том, что было куда важнее, чем она сама. Сын ее оставался сиротой, оставался совсем один на руках у болезненной матери, и Рита гадала сейчас, как переживет он войну и как потом сложится его жизнь…
2. Под фонограмму из к\ф воспитанницы поворачиваются спиной к залу – взрыв, заставка-красный свет и голос за кадром из спектакля «А зори здесь тихие»:
Васков. Что, взяли?.. Взяли, да?.. Немчура проклятая!... Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро!.. А не прошли вы, никуда не прошли и здохнете здесь, все здохнете!.. Лично каждого убью, лично, даже если начальство помилует! А там пусть судят меня! Пусть судят!..
3. Звучит фонограмма из к\ф «А зори здесь тихие», идут слайды № 24, 117 и переход на следующую картину.
Картина IV
Воспоминания женщин-бойцов с фронта.
1. Музыкальное сопровождение на фортепиано. На экране слайды с передовой № 3, 60, 64, 22, 52, 54,55, 5,20,31,39
1. Воспитанница:
Худенькой нескладной недотрогой
Я пришла в окопные края,
И была застенчивой и строгой
Полковая молодость моя.
На дорогах родины осенней
Нас с тобой связали навсегда
Судорожные петли окружений,
Отданные с кровью города.
Если ж я солгу тебе по-женски,
Грубо и беспомощно солгу,
Лишь напомни зарево Смоленска,
Лишь напомни ночи на снегу.
2. Воспитанница:
Только что пришла с передовой
Мокрая, замерзшая и злая,
А в землянке нету никого,
И, конечно, печка затухает.
Так устала – руки не поднять,
Не до дров, согреюсь под шинелью.
Прилегла, но слышу, что опять
По окопам нашим бьют шрапнелью.
Из землянки выбегаю в ночь,
А навстречу мне рванулось пламя.
Мне навстречу – те, кому помочь
Я должна спокойными руками.
И за то, что снова до утра
Смерть ползти со мною будет рядом,
Мимоходом: «Молодец, сестра!»
Крикнут мне товарищи в награду.
Да еще сияющий комбат
Руки мне протянет после боя:
Старшина, родная! Как я рад,
Что опять осталась ты живою!
3. Воспитанница:
Мы легли у разбитой ели,
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей гнилой земле.
Знаешь, Юлька, я – против грусти.
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый.
У меня – лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом…
За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет…
Знаешь, Юлька, я – против грусти,
Но сегодня она – не в счет.
Отогрелись мы еле-еле.
Вдруг – приказ: «Выступать вперед!»
Снова рядом в сырой шинели
Светловолосый солдат идет.
С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку,
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы.
Мы хотели со славой жить.
…Почему же в бинтах кровавых
Светловолосый солдат лежит?
Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав,
Белорусские ветры пели.
О рязанских глухих садах.
…Знаешь, Зинка, я – против грусти,
Но сегодня она – не в счет.
Где-то, в яблочном захолустье,
Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
…Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала?
2. Фонограмма песни «Журавли» и слайды № 26, 27 и переход к следующей картине слайд №108
Картина V
Драматический этюд «Бухенвальдский набат». Минута молчания.
- Вокально-хоровой ансамбль поет 1й куплет песни «Бухенвальдский набат». С другой стороны сцены движется воспитанница-мать с цветами к вечному огню. Склонилась над могилой и обрыв песни фонограммой немецкой речи, лай собак - пошли воспоминания о тяжелых моментах концлагерей – идет сцена из концлагеря – немцы гонят детей (6 воспитанниц военнопленных и 4 немки). Воспоминания обрываются – хор продолжает петь 3-й куплет песни, мать уходит за кулисы.
- Стихи про мужество и память. Слайд № 108 – и музыка на минуту молчания.
Картина VI – финальная песня «Птицы белые».
1. Воспитанница: Женщина!
Все победила она:
Боль, и разлуку,
И смерть, и усталость.
Девушка, Мать, и Сестра, и Жена –
Сколько ей счастья и горя досталось!
2. Фонограмма песни «Птицы белые», слайды № 70,71,72, 96, 97, и с 99 по 107 – выход всех участников и ансамбля вокалистов. Исполнение финальной песни «Птицы белые».
Литература:
- Дереклеева Н.И. «Мы- патриоты».
- Савченко М.Ю. «Мир школьных праздников».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого мероприятия "В жизни всегда есть место подвигу"
Методическая разработка мероприятия «В жизни всегда есть место подвигу» и конференции, приуроченных к 25-летию аварии на Чернобыльской АЭС. Жанр коллективного творческого дела – конференция. Чередован...
Методическая разработка открытого мероприятия "В жизни всегда есть место подвигу"
Методическая разработка мероприятия «В жизни всегда есть место подвигу» и конференции, приуроченных к 25-летию аварии на Чернобыльской АЭС. Жанр коллективного творческого дела – конференция. Чередован...
Методическая разработка открытого мероприятия "День Семьи, Любви и Верности
Данная методическая разработка поможет провести мероприятие, классный час "День Семьи, Любви и Верности". В ней представлен не только сценарий мероприятия, но и сделана подборка слайдов, стихотворений...
Презентация к методической разработке открытого мероприятия "День Семьи, Любви и Верности"
Презентация к Методической разработке открытого мероприятия "День Семьи, Любви и Верности" содержит текстовый материал, который сопровождает презентации....
Методическая разработка открытого мероприятия "Масленица"
Методическая разработка открытого мероприятия "Масленица" содержит сценарий мероприятия, обоснованы цели и задачи, указано оборудование. Сценарий основан на традициях празднования Масленицы, будет пол...
Методическая разработка открытого мероприятия на тему: «Юмор в спорте важен – не спорьте!»
Сценарий очень интересного праздника, собранный из нескольки х вариантов и доработан!...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе «Памяти А.С. Пушкина»
Пояснительная запискаЛитературно - музыкальная гостиная « Памяти А. С. Пушкина» посвящена дню смерти великого поэта Александра Сергеевича Пушкина. Пушкин - од...