Проект "День родного языка"
проект на тему

Михайленко Наталья Александровна

Школьный проект в рамках  реализации программы "Толерантность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_rodnogo_yazyka-proekt.doc62 КБ
Microsoft Office document icon stsenariy-den_rodnogo_yazyka.doc10.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методический паспорт проекта

Тема проекта: «Международный день родного языка».

Разработчики проекта:  заместитель директора по ВР ГБОУ школы №122 Центрального района Санкт – Петербурга Михайленко Наталья Александровна

Куратор проекта: Заместитель директора по ВР ГБОУ СОШ №122 Центрального района Санкт – Петербурга Михайленко Наталья Александровна

Участники проекта: учащиеся школы, педагогический коллектив, семьи учеников, социальные партнеры.

Направление проекта:

1. Воспитание нравственно-патриотических чувств и интернационализма у учащихся посредством приобщения к народным традициям, привития бережного отношения к родному языку

2. Ознакомление школьников со всем многообразием языковой палитры

3. Изучения спектра проблем «малых» и исчезающих языков

4. Развитие навыков работы с литературой, Интернетом, умения анализировать и работать с информацией

Возраст детей, участников проекта: учащиеся школы 1-11 класс, взрослые – без ограничения

Тип проекта:

по методу: поисково-творческий;

по содержанию: нации и их культурные ценности;

по количеству участников: межгрупповой

по продолжительности: долгосрочный

Цель проекта:

Знакомство детей с традициями разных народов, воспитание уважения и любви к родному языку; создание условий для понимания ценности многообразия языков, необходимости сохранения и изучения литературы и языков разных народов;

Задачи проекта:

обучающие: дать детям представление о том, что такое “родной язык”. Знакомить традициями разных народов;

развивающие: развивать интерес к истории, традициям и культуре разных народов; развивать навыки поисковой деятельности, творческую активность; развивать коммуникативные навыки;

воспитывающие: воспитывать интернациональные чувства, как составляющую нравственно-патриотического воспитания учащихся;

Обеспечение проекта

  • Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.
  • Коллекции образцов народно-прикладного искусства разных народов.
  • Коллекция народных костюмов (для детей и взрослых)
  • Коллекция кукол народов мира.
  • Библиотека.
  • Музыкальные инструменты.

Предполагаемый результат:

Для детей: Развитие у детей интереса к родному языку, к традициям родного народа.

Для педагога: разработать планирование работы по направлениям: «Праздник родного языка», презентация работы по проекту.

Пояснительная записка к проекту

Для многонациональной России, говорящей более чем на двухстах языках, серьезной проблемой является растворение народов и народностей среди основного населения страны. Родной язык прекращают изучать в школе, на нем не говорят в семье, национальная культура теряет свое значение и статус. Для многонациональной российской культуры очень важно сохранение и развитие языкового наследия населяющих ее районов. Санкт – Петербург всегда традиционно являлся многонациональным регионом, в котором проживают более 80 народностей. Усилившийся в последние годы поток мигрантов в Санкт-Петербург коснулся и нашей школы № 122. Контингент учащихся ежегодно пополняется детьми из разных государств: Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и т.д. Немалые трудности при вхождении в другую культуру испытывают переселенцы. Одним из направлений деятельности педагогического коллектива является адаптация и социализация детей из семей мигрантов, приобщение детей к истокам народной культуры, культуры других народов, развитие творческой активности детей, участие родителей в жизни школы.

Целью использования проекта является погружение учеников в поисково-творческую работу по исследованию, поиску традиций, изучению культуры народов разных национальностей, представителями которых являются семьи

Идея проекта заключается в следующем: все мы живем в России, чтобы любить и уважать свою Родину, надо знать ее историю и традиции. Россия - страна многонациональная, в ней живут различные народы, имеющие свои традиции, познакомить с которыми мы можем на примере семей воспитанников нашей школы, представителей 15 национальностей. Размещение школы в историческом и культурном центре Петербурга, накладывает отпечаток на всю деятельность нашего учебного заведения. Мы рассматриваем образование как методы, шансы, возможности, позволяющие ребенку попасть в другую культуру, в другую языковую среду и взаимодействовать с ней.

Наши преподаватели и учащиеся активно сотрудничают с Домом национальностей, Комитетом по образованию, АППО, землячествами и центрами детского творчества. Мы принимаем участие в совместных проектах, но есть и такие, которые основаны на работе именно с нашими детьми разных национальностей. Так на базе ЦВР Центрального района существует проект «Диалог культур», активным членом которого является кружок грузинского языка и литературы - «Литературное наследие».

Проблема: детям не понятно значения слов традиция, культура , менталитет.

Задача детей: узнать традиции семей, исследовать - какие дела, мероприятия, проводимые в школе можно назвать традицией.

Задача педагогов – участников проекта: познакомить детей с народными традициями, активизировать творческое развитие учеников при непосредственном участии родителей, беречь и сохранять традиции своих народов

Этапы проекта

Этапы проекта

Деятельность педагогов

Деятельность детей.

1 этап. Вводный

1. Постановкапроблемы: дети не знают:

что такое традиции. Откуда берутся традиции, как и из чего, складываются.

2. Провести обследование родителей с целью выяснения семейных традиций.

3. Где, кроме семьи могут сложиться традиции.

1. Вхождение в проблему.

2. В сюжетно-ролевой игре проиграть в семейные традиции.

Получение ответа на вопрос:“Почему в разных семьях разные традиции?”

3. Узнать, при помощи педагогов, какие традиции сложились в их школе.

4. Предложить учащимся провести собственное исследование, посвященное одному из ученых – представителей разных народов, занимавшихся вопросами языкознания и литературоведения

2 этап. Подготовительный

1. Совместное планирование деятельности.

2. Организация деятельности, помощь в решении поставленных задач.

3. Определение каждой группой учащихся объекта исследования

1. Распределение ролей и обязанностей.

2. Сбор информации потеме: “Почему у разных народов разные традиции, культура и родной язык?”

3 этап. Исследовательский

1. Практическая помощь в систематизации полученных сведений.

2. Выполнение проекта.

1. Формирование новых традиций, сложившихся из повторяющихся действий с определенной цикличностью.

Решение вопроса: “Хорошее, любимое дело, занятие может быть традицией?”

Анализ выявленных в результате исследования традиций, культурных и языковых особенностей, которые могут быть использованы в повседневной учебной деятельности школы

4 этап. Презентационный

1. Подготовка к презентации. Презентация.

1. Проведение традиционных мероприятий с использованием полученных в результате проектной деятельности информации.

В проекте

Разделы программы

Формы и методы работы

Внедрение традиции

Развитие речи, знакомство с художественной литературой

Изучение стихов о школе, семье, Родине. Знакомство с поэзией разных народов.

Чтение сказок разных народов. Словотворчество детей совместно с родителями, театрализованные постановки.

Конкурс чтецов

Радиогазета с чтением стихов на родном языке и их переводом на русский язык. (Перевод может быть сделан учащимися самостоятельно)

Познавательное развитие

Знакомство с уже сложившимися традициями школы.

Знакомство с традициями в семьях учеников.

Изучение народного декоративно-прикладного искусства.

Изучение традиций народов Российской Федерации.

Оформление групповых альбомов семейных традиций “А у нас традиция такая”.

Фото - выставка “Мама, папа, я – дружная семья”.

Семейная фото - выставка “Люди разных народов”.

Экскурсии в городские музеи (Музей этнографии, Музей религии и т.д.).

Создание школьной Книги памяти «У войны нет национальности»

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра “В гостях у семьи”.

 Подборка игр разных народов для использования их в игровой деятельности классов и во время уроков физической культуры. “Республика игра”.

Театрализованная деятельность

Театрализация народных сказок – совместное творчество детей, учителей и родителей учеников.

Театральные мини-представления «новый год с иностранным акцентом», «Петербургский бал»

Музыкальная деятельность

Народные праздники.

Изучение народных песен.

Песен патриотического содержания.

Неделя национальной культуры.

Фестиваль патриотической песни

Физическая культура

Изучение народных игр.

Спортивный праздник “Республика игра”.

Продуктивная деятельность, рисование

Изучение традиционных народных промыслов, способов и приемов их изготовления.

Выставки детского творчества.
Работа творческих мастерских.

Проведение ежегодного культурного фестиваля «День родного языка»

Работа с родителями

Знакомство детей с поэзией разных народов.

Словотворчество совместно с детьми, сочиняем сказку.

Участие в оформлении групповых альбомов семейных традиций “Наши традиции”.

Участие в творческих мастерских.

Участие в фото - выставках.

Участие в театральной неделе, изготовление декораций и костюмов к спектаклю.

Участие в фестивале патриотической песни.

Знакомство с семейными традициями.

Родительская конференция.

Взаимосвязь с социумом

Работа со СМИ.

Взаимодействие с музеями, театральными сообществами, Домами детского творчества, Домом Национальностей, национальными диаспорами

Выпуск газеты класса

Экскурсии



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для участия во Всероссийском конкурсе мастер-класса учителей родного языка и литературы «Туган тел» учителя родного языка и литературы МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан

Материалы для участия  во Всероссийском конкурсе мастер-класса учителей родного языка и литературы «Туган тел» учителя родного языка и литературы МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ» Алькеевского...

Выступление в РГМО в педагогических чтениях для учителей родных языков, посвященных Международному Дню родных языков по теме: «Башҡорт теле һәм әҙәбиәте дәрестәрендә яңы уҡыу-уҡытыу һәм информацион технологиялар»

Выступление в РГМО в педагогических чтениях для учителей родных языков, посвященных Международному Дню родных языков по теме: «Самообразование педагога как средство повышения его профессиональной комп...

Литературно-музыкальная композиция "Родной язык-богатое наследство", посвященная Международному Дню родного языка

Данный сценарий поможет учителям русского и татарского языка грамотно организовать и интересно провести мероприятие,посвященное Международному Дню родного языка....

Приказ о создании рабочей группы по разработке программ учебных предметов по обязательным предметным областям «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (1-4 классы) и «Родной язык и родная литература» (5-9 классы)

Данные программы конкретирзируют содержание Стандарта, дают распределение часов по разделам курсов, определяют последовательность  изучения тем и разделов с учетом  межпредметных связей, воз...

Рабочие программы и КИМы по дисциплинам "Русский язык", "Литература", "Русский язык и культура речи", "Отечественная литература", "Родной язык" и "Родная литература" для отделений Дизайн, Живопись, Реставрация, Музыканты и СКД

Рабочие программы содержат в себе тематику изучаемой дисциплины, количество часов, отведенное на данную дисциплину, а также задания для оценивания изучаемой дичциплины....