Сценарий проведения литературно-музыкальной композиции "Маленькие герои большой войны"
методическая разработка на тему
Предлагаем методическую разработку, которая посвящена событиям ВОВ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_festivalya_malenkie_geroi_bolshoy_voyny.doc | 69.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Маленькие герои большой войны»
Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями.
Р.Рождественский
4 выпускников танцуют школьный вальс, в это время звучат слова
1 ведущий: Июнь… Клонился к вечеру закат, И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят, не знающих, не ведающих горя.
Июнь. Тогда еще не знали мы, со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом в мае.
Маша: Ребята, а как вы думаете, после сегодняшнего выпускного, что будет дальше?
Саша: Что? Что? Поступим в институты, заведём семьи, будем работать на благо Советской родины.
Оля: А что, Саша, ты уже и о семье задумываешься? Не рановато ли?
Саша: Конечно, задумываюсь, а почему нет? У меня будет трое детей, а работать буду на стройке.
Маша: А я буду учителем, уж больно хорошие у нас в школе педагоги были, всю душу в нас вкладывали.
Серёжа: Ага, особенно по химии: А скажите формулу бензола? А напишите мне структуру пропаналя? А из чего состоит три метил этилен? Ужас!!!
Маша: Ужас, потому что ты, Серёжа, ничего не учил. А учителя у нас и правда были хорошие. Вот в следующем году придём на вечер встречи и расскажем им, кто где сейчас учится и какие планы строит на будущее.
Оля: Ой, ребята, хватит вам спорить, посмотрите какая прекрасная ночь, тёплая, июньская, айда гулять!
Маша: А по-моему, уже поздно, время 4 утра, хоть бы дома не попало!
Саша: Маш, тебя не поймёшь: то ты хочешь всю ночь после выпускного гулять, а то домой собираешься! Прекрати!
Выпускники уходя, в центр выходят ведущие
1 ведущий: Такою всё дышало тишиной, что вся земля ещё спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной каких-то пять минут осталось.
Казалось, было холодно цветам и от росы они слегка поблёкли,
Зарю, что шла по травам и кустам обшарили немецкие бинокли.
2 ведущий: День был с небом без границ, небом синим и бездонным.
День был светел пеньем птиц и надеждами влюблённых.
Не спешила ночи тень опуститься над землёю.
Это был последний день перед страшною войною.
- звучит объявление о начале войны, звук взрывов
Вбегают молодые люди, продолжая свой разговор.
Оля: Сашка, ты всё-таки подумай, ведь по тебе сельхозинститут плачет!
Саша: Нет, я твёрдо решил, ребята, вернусь с фронта, тогда и доучусь, ещё вторым Мичуриным стану!
Маша: Так когда?..
Саша: Завтра на призывной в 8.00. Будешь ждать меня, Маша?
Оля: Не тяни, Маша, сейчас скажи ему.
Маша: Я... решила в медсанбат...
Саша: А как же медицинский?
Маша: Всё потом будет, после войны...
Оля: До свиданья, города и хаты, -
Нас дорога дальняя зовет!
Молодые, смелые ребята,
На заре уходим мы в поход.
Саша: Мы развеем вражеские тучи,
Разметем преграды на пути.
И врагу от смерти неминучей,
От своей могилы не уйти.
Маша: Наступил великий час расплаты,
Нам вручил оружие народ.
До свиданья, города и хаты, -
На заре уходим мы в поход.
Припев «Прощанье славянки!», уходят.
Чтец: Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала, Родина.
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Пламя ударило в небо – ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» Родина…
Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Был только выбор у каждого: Я или Родина!
Песня «До свидания, мальчики»
Ведущий: Великая Отечественная война… Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о ней – мужские. Это понятно: воевали-то в основном мужчины. Но огромная тяжесть легла на плечи матерей, сестёр, жён, которые были санитарками на полях сражений, заменяли мужчин у станков на заводах и на колхозных полях. От женщины-матери идёт начало жизни, и как-то не сопоставимо это с войной, которая убивает жизнь.
Чтец: Да разве об этом расскажешь
В какие ты годы жила,
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла.
В то утро простился с тобою
Твой муж или брат, или сын.
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.
Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Сказалась: какая ты есть.
Ты шла, затаив своё горе,
Суровым путём трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.
В суровые зимы, в метели
У той, у далёкой черты,
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.
За всё ты бралася без страха
И как в поговорке такой:
Была ты и пряхой, и ткахой,
Умела иглой и пилой.
Возила, рубила, копала
Да разве же всё перечесть…
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто б отлично живёшь,
Бойцы твои письма читали,
И там, на переднем краю
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.
Ведущий: Да, у войны не женское лицо. Можно добавить - и тем более не детское.
Ведущий: Война – не детское дело. Так и должно быть. Но эта война была особенной... Она и называлась Великой Отечественной потому, что все от мала до велика поднялись на защиту Родины. Многие юные патриоты погибли в боях с врагом.
Чтец: … А нам не довелось играть в войну,
Не мы в нее – она играла нами:
На фронт мы убегали пацанами,
С вагонных крыш смотрели на страну,
Суровую, в морщинистых траншеях,
В сединах не покошенных полей,
В деревнях под молчаньем тополей
И в журавлях, сиротских тонкошеих.
Ловили нас в вокзалах оголтелых,
Гоняли с крыш, снимали с буферов.
И бегали мы так, что – будь здоров,
Хоть неизвестно, в чем душа сидела.
Ведущий: В те годы дети быстро взрослели, уже в 10 – 14 лет они осознавали себя частицей большого народа и старались ни в чём не уступать взрослым. Тысячи ребят сражались в отрядах партизан и действующей армии.
Чтец: Горнили: «К бою!» трубы полковые,
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые,
На левый фланг в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всём полку сапог не подобрать,
Но всё равно в боях они умели
Не отступать и побеждать.
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага,
Сыны полков своей страны.
Песня «Маленький трубач»
На сцену выходят с разных сторон мальчик-кавалерист и Ваня Солнцев
Мальчик-кавалерист: Эй ты, иди, откуда пришел.
Ваня Солнцев: Сам иди, не твой лес.
Мальчик: А вот и мой!
Ваня: Как?
Мальчик: Так. Здесь наше подразделение стоит.
Ваня: Какое подразделение?
Мальчик: Тебя не касается. Видишь – наши кони.
Ваня: А ты кто такой?
Мальчик: Знаки различия понимаешь?
Ваня: Понимаю!
Мальчик: Ну, так вот. Ефрейтор гвардейской кавалерии. Понятно?
Ваня: Да! Ефрейтор! Видали мы таких ефрейторов.
Мальчик: А вот представь себе, ефрейтор (показывает медаль). Видал?!
Ваня: Великое дело! А сколько тебе лет?
Мальчик: 14
Ваня: Какой же ты солдат? Толкуй! Не положено. Таких не берут.
Мальчик: А вот меня взяли. И на довольствие зачислили.
Ваня: Заливаешь!
Мальчик: Не имею такой привычки.
Ваня: Побожись.
Мальчик: Честное гвардейское.
Ваня: А меня не взяли. Сперва взяли, а потом сказали – не положено. Я у них даже в палатке один раз спал. У разведчиков. У артиллерийских.
Мальчик: Стало быть, ты им не показался, раз они не захотели тебя принять за сына.
Ваня: Как это за сына? За какого?
Мальчик: Известно, за какого. За сына полка. А без этого не положено.
Ваня: А ты - сын?
Мальчик: Я – сын. Я, братец, у наших казачков уже второй год за сына считаюсь. Они меня еще под Смоленском приняли. Меня, братец, сам майор Вознесенский на свою фамилию записал, поскольку я являюсь круглым сиротой… Ну и, стало быть, иди, откуда пришел. Прощай, брат.
Ваня: Прощай.
Ведущий: Сыны полка… Голодных и промерзших, их приводили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлебкой и часами терпеливо убеждали вернуться домой. Многим из них некуда было вернуться – война отняла у них дом, родных. И суровые командиры сами и по настоянию бывалых солдат сдавались, нарушая инструкции.
Ваня Солнцев: Дяденька! Разрешите обратиться?
Капитан Енакиев: Ну что ж, обратитесь.
Ваня: Дяденька, вы начальник?
Капитан: Да. Командир. А что?
Ваня: А вы над кем командир?
Капитан: Над батареей своей командир, над солдатами своими командир, над пушками своими.
Ваня: А над офицерами вы тоже командир?
Капитан: Над своими офицерами я тоже командир.
Ваня: А над капитанами тоже командир?
Капитан: Над капитанами я не командир. А что?
Ваня: Если над капитанами не командир, то и толковать нечего. Мне надо, дяденька, такого командира, чтобы он мог капитанам приказывать.
Капитан: Кому е именно?
Ваня: Капитану Енакиеву.
Капитан: Кому? Кому?
Ваня: Енакиеву. Он, дяденька, над разведчиками командир. Он у них самый старший. Что он прикажет, то они и делают. Ух и сердитый же их капитан. Прямо беда.
Капитан: А ты видел когда-нибудь этого сердитого капитана?
Ваня: То-то беда, что не видел.
Капитан: А он тебя видел?
Ваня: И он меня не видел. Он только приказал меня в тыл отправить и коменданту сдать.
Капитан: Постой – постой, звать-то тебя как?
Ваня: Меня-то? Ваня.
Капитан: Просто Ваня?
Ваня: Ваня Солнцев.
Капитан: Пастушок?
Ваня: Верно. Меня разведчики пастушком прозвали. А вы почем знаете?
Капитан: Я, брат, все знаю, что у капитана Енакиева в батарее делается. А скажи-ка мне, друг любезный, почему ты здесь, а не в тылу?
Ваня: А я сбежал от Биденко.
Капитан: От Биденко сбежал? Что-то мне не верится, чтобы ты да от Биденко сбежал! По-моему, ты голубь, что-то сочиняешь.
Ваня: Никак нет. Истинная правда.
Капитан: А от Енакиева ты что хочешь?
Ваня: Я хочу быть сыном полка у разведчиков. Я и разведчиком могу быть.
Капитан: Ну что ж, брат, поехали.
Ваня: Куда?
Капитан: К разведчикам!
Ведущий: Так Ваня Солнцев стал сыном полка.
Ведущий: Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что придумай их даже очень талантливый писатель, в это было бы трудно поверить. Но это было! Было в судьбах ребят – обыкновенных девчонок и мальчишек.
Чтец: Жил мальчик на хуторе Мшинском,
За дальним кордоном лесным,
Когда появились фашисты,
Он стал партизанским связным.
Ходил он, как нищий, по сёлам
С холщовой сумой на плече,
В отцовских ботинках тяжёлых
И мамином рваном плаще.
То в окна стучался немые,
То брёл к старикам на покос.
И танк подрывался на мине,
И поезд летел под откос…
Забылось негромкое имя,
Осталась лишь кличка – Связной.
Ведущий: В августе 1941 года писатель А. П. Гайдар по радио обратился к юным патриотам.
Гайдар: Ребята. Славные тимуровцы! Окружите еще большим вниманием семьи бойцов, ушедших на фронт. У вас у всех ловкие руки, зоркие глаза, быстрые ноги и умные головы. Работайте неустанно, помогая старшим, выполняйте их поручения безоговорочно и точно. Поднимайте на смех и окружайте презрением белоручек, лодырей, хулиганов. Мчитесь стрелой, ползите змеей, летите птицей, предупреждая старших о появлении врагов-деверсантов, неприятельских разведчиков и парашютистов. Родина о вас заботилась, она учила вас, воспитывала, ласкала и даже баловала. Пришел час и вам доказать, как вы ее любите и бережете
Гейка: Вы знаете, ребята, вот этот болтун (показывает на Колю) хочет убежать на фронт.
Тимур: Нельзя. Это затея совсем пустая.
Коля: Как нельзя? А почему мальчишки бегали на фронт, а?
Тимур: То раньше, а теперь крепко-накрепко всем начальникам и командирам приказано гнать оттуда нашего брата по шее.
Колька: Как по шее? Это своих-то?
Тимур: Да, своих-то. Там взрослые без нас разберутся, а мы нужны в тылу, у нас много работы. К делу.
Гейка: В саду дома № 34 по Кривому переулку неизвестные мальчишки обтрясли яблоню. Они сломали две большие ветки и потопали клумбу.
Тимур: Это дом красноармейца Крюкова. Кто это мог сделать?
Гейка: Это работал Мишка Квакин и его помощник Фигура.
Тимур: Опять Квакин. Гейка, у тебя разговор с ним был?
Гейка: Был.
Тимур: Ну и что же?
Гейка: Дал ему два раза по шее.
Тимур: А он?
Гейка: Ну и он дал мне два раза тоже.
Тимур: Эк у тебя все – «дал» да «дал». А толку что-то нет. Ладно Квакиным мы займемся особо. Давайте дальше.
Женя: В доме №25 у старухи молочницы взяли в кавалерию сына.
Тимур: Да, там на воротах наш знак уже поставлен. Кстати, кто ставил? Колокольчиков? Ты?
Коля: я.
Тимур: Так почему же у тебя верхний левый луч у звезды кривой, как пиявка? А? Взялся сделать – делай хорошо. Люди придут – смеяться будут. Так. Воды в бочки натаскать. Дров напилить. Дальше.
Сима Симаков: В доме № 54 по Пушкаревой улице коза пропала. Я иду и вижу – старуха Нюрку колотит, а Нюрка не виновата. Коза обгрызла мочалу и провалилась, как будто ее волки съели.
Тимур: Чей дом?
Сима: Красноармейца Павла Гурьева. Девочка Нюра – его дочь.
Тимур: Козу разыскать. Пойдет команда в составе 4-х человек, во главе с тобой, Сима. Задания всем ясны? Квакиным я займусь сам. За дело.
Ведущий: Мальчишки и девчонки. На хрупкие их плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горе военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
Чтец: Она была смешлива, весела,
Болтались косы в лентах за плечами,
Ее сестренкой братья величали:
Еще девчонка, мол, не доросла!
Был день ее несложен: хохочи,
Учи уроки, расцветай на воле!
И высоко над ней на волейболе
Взлетали вверх веселые мячи.
Но школа кончена. Война… И вот
Уже ей тесен мир бумажной карты,
И в мир живой она со школьной парты
Идет сестрой в сражение- на фронт.
И кладь ее не ручка, не тетрадь,
Не книжки те, которые любила, -
Она на плечи юные взвалила
Бойца в крови, чтоб от врага убрать.
И для бойцов, что вновь вернулись в строй,
Чье сердце билось тихо и устало,
Она теперь родной и близкой стала –
Не маленькой сестренкой, а сестрой.
Медсестра (пишет письмо): Дорогая мамочка! После сегодняшнего боя было много раненых. Не возможно без слез смотреть на изуродованных молодых ребят. У одного оторвало ногу, а он все кричал, что она у него болит. Но не буду плакаться. Беспокоюсь, как дела у вас. Номер моей полевой почты пока тот же. Целую вас крепко, ваша Клава.
Девушка: Прощай, мамочка! Я погибаю… Не плачь обо мне. Я погибаю одна, но за меня погибнет много (врагов). Мама! Придет наша родная Красная Армия, передай ей, что я погибла за Родину. Пусть отомстят за меня и за наши мучения. Мама, милая! Еще раз прощай, ведь больше мы с тобой не увидимся. Я погибаю… А так хочется жить! Ведь я молодая, мне всего 16 лет, а смерть глядит мне в глаза… Но эти варвары, убийцы… Они отнимают у нас нашу молодую жизнь.
Песня «Облака»
Чтец: Перед нашей Родиной мы сочтемся славою,
Все, кто кровью собственной породнился с ней.
Шла война великая, шла война кровавая
Тысяча четыреста восемнадцать дней.
Нас война отметила метиной особою,
В жизни не и не было ничего трудней,
Метиной особою, самой высшей пробою-
Тысяча четыреста восемнадцать дней.
Наградила нас она фронтовым содружеством,
Не было содружества крепче и родней.
Под огнем, под пулями закалялось мужество
Тысяча четыреста восемнадцать дней.
Сколько горя вынесло наше поколение,
Каждый день теряли мы фронтовых друзей,
Каждый день, задумайтесь, день поминовения,
Тысяча четыреста восемнадцать дней.
Как я это выдюжил, до сих пор не ведаю,
Самому мне встретилась тысяча смертей,
Только майский светлый день увенчал Победою
Тысяча четыреста восемнадцать дней.
Нами было сделано все во имя Родины,
И еще послужим мы Родине своей,
Все теперь под силу нам, если нами пройдены
Тысяча четыреста восемнадцать дней.
Ведущий: 65 лет назад закончилась Великая Отечественная война. Для мировой истории это, может быть, краткий миг, а для людей – целая жизнь. Время летит, как ветер. Годы текут, как реки. Но как утесы, как скалы, стоят герои. Бессмертен их подвиг. Потому что залогом их бессмертия стала наша память. Память нужна не только тем, кто выстоял, еще нужнее она нам – молодым, чтобы мы знали, что такое жизнь и смерть, война и мир и какой ценой он достигается.
Танец «Венский вальс»
Ведущий: Все помнится, ничто не позабыто,
Все помнится, никто не позабыт,
И днем, и ночью в чаше из гранита
Святое пламя трепетно горит.
Ведущий: Войны не хотим нигде, никогда,
Пусть мир будет в мире везде и всегда.
Да будет светлой жизнь детей!
Как светел мир в глазах открытых!
О, не разрушь и не убей –
Земле достаточно убитых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект литературно-музыкального ринга «О героях великой войны»
Конспект и презентация к литературно-мызыкальному рингу "О героях великой войны"...
Литературно-музыкальная композиция, посвященная памятной дате полного снятия блокады Ленинграда «Маленькие герои, большой войны»
сценарий посвящен маленьким героям, большой войны...
Сценарий литературной гостиной "Маленькие герои большой войны"
Сценарий праздника, посвященный детям - героям войны....
Сценарий классного часа для 6 класса «Маленькие герои большой войны»
У всенародного подвига в годы Великой Отечественной Войны немало детских лиц.Трагическое, но героическое время чеканило характеры детей и подростков решительно и жестко. В суровые дни войны Родину защ...
Литературно-музыкальная композиция " «ЮНЫЕ ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»
Цель: способствовать расширению представлений о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной войны, о мужестве, отваге и самоотверженности мальчишек и...
Сценарий исторической, литературной, музыкальной композиции, посвященной детям – героям Великой Отечественной войны «Стояли со взрослыми рядом».
Сценарий исторической, литературной, музыкальной композиции, посвященной детям – героям Великой Отечественной войны «Стояли со взрослыми рядом»....
Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне "Маленькие герои большой войны"
Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне "Маленькие герои большой войны"...