Славное прошлое Абакан
методическая разработка (9 класс) по теме
Мы собрались сегодня для того, чтобы вспомнить о вкладе абаканцев в летопись памяти Хакасии. Выяснить стоит ли новым поколениям чтить память о наших предках. Наши уважаемые участники в споре попытаются доказать «А стоит ли знать прошлое Абакана»
1941 год, 22 июня 4 часа утра – начало Великой Отечественной войны. На границе прозвучали первые выстрелы. В тылу тихо.
Хакасия послала на защиту Родины 69 421 человек. Из них вернулись 32 Героями СССР и 15 полных кавалеров Ордена Славы. Потери СССР 6,8млн. военнослужащих убитыми и 4,4млн. попавших в плен и пропавшими без вести. Общие демографические потери (включающие погибшие мирное население) – 26,6млн. человек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_vneklassnogo_meropriyatiya.docx | 33.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22»
V Открытый городской конкурс педагогического мастерства
«Уроки патриотизма»
Номинация «Звездные истории города»
Разработка внеклассного мероприятия по теме
«Славное прошлое Абакан»
Разработали: Федоренко Татьяна Николаевна, учитель 1 категории, Мельничук Татьяна Андреевна, учитель 1 категории
Абакан, 2011г.
Цель: формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, формирование нравственной позиции.
Задачи:
- развивать познавательный интерес, потребности в познании культурно-исторических ценностей, творческую активность;
- формировать способность вырабатывать и отстаивать свою точку зрения на основе этических норм, нравственной позиции;
- воспитывать гражданственность, патриотизм, уважение к нормам коллективной жизни.
Формы и методы работы: дискуссия, просмотр видеофильмов, использование мультимедийные презентаций, наглядных пособий, элементы сюжетно-ролевой игры.
Формы организации: дискуссионный клуб (по заявке класса); групповая работа.
Техническое оснащение: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, колонки.
Музыкальное сопровождение: песня «Вставай, Страна огромная!» (приложение 1 слайды 2-11), песня «Майский вальс» (приложение 1 слайды 12-19), звук метронома (приложение 1 слайд 33), песня «Мой Абакан» (приложение 4).
Исполнители: ведущий 1 (В1), ведущий 2 (В2), ведущий 3 (В3), ведущий 4 (В4), ученик 1 (У1), ученик 2 (У2), ученик 3 (У3).
Ход мероприятия
В1: Мы собрались сегодня для того, чтобы вспомнить о вкладе абаканцев в летопись памяти Хакасии. Выяснить стоит ли новым поколениям чтить память о наших предках. Наши уважаемые участники в споре попытаются доказать «А стоит ли знать прошлое Абакана»
В3: 1941 год, 22 июня 4 часа утра – начало Великой Отечественной войны. На границе прозвучали первые выстрелы. В тылу тихо.
Слайды хронология 2 – 19 (Приложение 1)
Слайды 20-21: Хакасия послала на защиту Родины 69 421 человек. Из них вернулись 32 Героями СССР и 15 полных кавалеров Ордена Славы. Потери СССР 6,8млн. военнослужащих убитыми и 4,4млн. попавших в плен и пропавшими без вести. Общие демографические потери (включающие погибшие мирное население) – 26,6млн. человек.
Слайды о ветеранах (слайды 22 – 32)
В4: Многие жители Абакана сражались в составе частей и соединений, с боями прошли по суровым дорогам Великой Отечественной. Около 20 тысяч бойцов направил Абакан в действующую армию в годы войны. Здесь сформировалась знаменитая 309 стрелковая дивизия, которая в сражении за украинский город Пирятин получила почётное наименование Пирятинская. Два города – Пирятин и Абакан с тех пор связывает прочная дружба побратимов. Более 5 тысяч абаканцев остались на полях сражений. 12 тысяч пришли с войны с ранениями и контузиями. 309 Краснознамённая ордена Кутузова II степени Пирятинская стрелковая дивизия. Боевое крещение она получила в июле 1942 года в районе города Свобода Воронежской области, участвовала в разгроме немецко-фашистских войск на верхнем Дону, битвы под Курском, освобождении Советской Украины и народной Польши. Всего в дивизии числилось 12 512 человек личного состава.
В3: Тамбасов Иван Иванович 1922 – 1943. Служил командиром орудия на линкоре. 16 апреля 1943 года в разгар боя от попадания вражеского снаряда на линкоре загорелся боеприпас. Он стал сбрасывать горящие снаряды за борт. Последний снаряд разорвался в руках героя. Отважный моряк пал смертью храбрых, но взрыв на линкоре предотвратил. Он был посмертно награждён орденом Красного знамени.
В4: Георгий Кузьмич Суворов 1919 – 1944. Служил в прославленной Панфиловской дивизии. Позже попал на Ленинградский фронт. В одной из гвардейских частей, оборонявших город, он командовал взводом противотанковых ружей. Лейтенант гвардии Георгий Суворов участвовал в боях по прорыву блокады Ленинграда. Он погиб в дни наступления при переправе через Нарву, 13 февраля 1944 года.
В3: Калягина Ирина Яковлевна родилась 1926г. Участвовала в составе первого Прибалтийского фронта, в обороне Ленинграда, старшина. Награждена орденом Отечественной войны второй степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», юбилейными. В данных 2010 года указано, что Ирина Яковлевна проживает в селе Зелёное.
В4: Я вам предлагаю сейчас обсудить данную тему в виде дискуссии. Но хотелось бы напомнить правила дискуссии:
В4: Все открыто выражают свои мысли
В3: Ко всем точкам зрения нужно относиться с уважением
В4: Слушайте других, не перебивая
В3: Не говорите слишком долго и слишком часто
В4: Один человек высказывает точку зрения всей стороны
В3: Следуйте позитивных идей и отношений
В4: Не критикуйте себя и других
В3: Несогласия и конфликты относительно идей не должны быть направлены на конкретную личность
В3: на обсуждение каждого вопроса группам отводится по 3 – 5 мин.
В4: Как вы думаете, нужно ли абаканцам знать славное военное прошлое города Абакана?
В3: Поднимите руки, кто за то, что необходимо знать прошлое?
В4: Остальные, соответственно, принимают сторону противников. Сейчас каждая сторона должна обдумать и выразить свою точку зрения. Сторонники: почему нужно знать?
В3: Противники: почему не нужно знать?
В4: Наши земляки воевали не только в Великой Отечественной войне, но и в афганской. Сейчас ученик нашего класса (У3) зачитает несколько писем солдат, домой. (Приложение 2)
Начинается обсуждение в группах.
В4: Точку зрения высказывают сторонники
В3: Точку зрения высказывают противники:
Противники выслушали сторонников и задают вопрос: «Зачем забивать голову прошлым, если нужно жить в настоящем?»
Отвечают сторонники:
Сторонники развивают этот тезис и задают ответный вопрос: «Приведите пример, кто из людей настоящего времени сделал больше для страны, чем ветераны?»
Противники отвечают и задают встречный вопрос: «А что хорошего сделал Сталин в военные годы?»
Сторонники отвечают и задают вопрос противникам: «Что хорошего сделали «герои» современности, представители неформальных молодёжных движений – скинхеды, готы (осквернители могил солдат и не только), если вы предлагаете жить настоящим?»
В2: Дискуссия прошла. «Каждый пришёл к своей точке зрения, но знайте, Вы - будущее города. На ваши плечи ложится ответственность за судьбу нашего родного города в III тысячелетии – это великое предназначение. А сейчас мы бы хотели показать вам, что думают известные люди Абакана о необходимости знания прошлого» (Видеоролик)
В1: Нужно чтить и помнить наших земляков, которые внесли огромный вклад в военных действиях Великой Отечественной войны, за то, что они позволили нам жить настоящим и помнить великое прошлое. Мы хотим посвятить им стихотворение нашего земляка погибшего во время ВОВ Суворова Георгия Кузьмича (читают У1 и У2). (Приложение 3)
В1: Давайте почтим память наших погибших земляков минутой молчания (Слайд 33)
В2: Процветает наш город Абакан. Мы вспомнили героев войны, которые защищали страну в трудный час, наших героев-земляков, тружеников тыла, героев труда, которые сейчас строят и возводят наш Абакан. Давайте вспомним поименно известных абаканцев, в честь которых названы улицы нашего славного города.
- Торосова
- К. Перекрещенко
- Ярыгина
- Доможакова
- Чебодаева
- Стофато
- Кошурникова
- Журавлева
- Попова
- Комарова
- Вяткина
- Щетинкина
- Чертыгашева
- Итыгина
- Вяткина
В2: А пока, хочется пожелать: пусть всегда будет чистым небо над нашим городом. (Звучит песня об Абакане с мультимедийной презентацией «Прогулка по Абакану» Приложение 4)
Приложение 2
Письма афганцев
Владимира Литвинова: «... Мамочка. Бежали сегодня трудный кросс: в полной форме, с оружием. Все было, как в кино про боевиков. Но в кино все просто. В жизни - гораздо тяжелее. Я пришел в числе первых, но бежал, как лошадь. Некоторые сошли с дистанции. Служба мне нравится. Как Лариса? Очень хочется домой! Здесь все нормально. Спокойно. Вы не беспокойтесь за меня. Не верьте никому, кто что-нибудь скажет про Афганистан. Здесь все по-другому. Но ведь должен кто-то и здесь служить. Зато приду домой не будет стыдно перед ребятами... Здесь все видится совсем по-другому. Часто ходим в походы, почти как в Союзе».
Сергей Милованов: «Привет из Афганистана! Здравствуй, мама! С горячим солдатским приветом к тебе Сергей. Письмо твое получил, за которое большое спасибо. Напишу немного о себе: я жив и здоров. Служба идет нормально, еще немного и приду домой, так что картошку и на меня сажайте. Мама, одним словом, все хорошо. За меня не беспокойся. Береги свое здоровье для внучат, ведь их у тебя столько будет! Погода здесь нормальная, много зелени. Я уже успел загореть, дома так ни разу не загорал. Днем солнце жарит, а ночью прохладно бывает. Вот, наверное, и все, что я хотел написать. Мама, передавай большой привет всем, кого я знаю, и кто меня помнит. До свидания. Жду ответа, Сергей. Мама, еще раз прошу, за меня не волнуйся, скоро увидимся».
Приложение 3
Стихотворение Г.К. Суворов
1
Еще на зорях черный дым клубится
Над развороченным твоим жильем,
И падает обугленная птица,
Настигнутая бешеным огнем.
2
Еще ночами белыми нам снятся,
Как вестники потерянной любви,
Живые горы голубых акаций
И в них восторженные соловьи.
3
Еще война. Но мы упрямо верим,
Что будет день – мы выпьем боль до дна.
Широкий мир нам вновь откроет двери,
С рассветом новым встанет тишина.
4
И мы с тобою сразу позабудем,
Что очень много испытать пришлось,
Захочется нам сразу жить, как людям,
Усталостью убив крутую злость.
5
Ты где-нибудь потонешь в вешних зорях
И изойдешься песней вдалеке.
Я затеряюсь в темноперых взгорьях,
В приземистом лохматом сосняке.
6
Ты будешь петь теченье жизни полной,
Закатов тихих голубую медь.
Передо мною станет, словно полночь, Как сон тайги, взъерошенный медведь.
7
Ты будешь думать о своей Ирине
Или гулять, быть может, по Москве,
Когда мне будет сниться небо сине
Или заря на скошенной траве.
8
И лишь проснусь, заждавшиеся сосны
Возьмут и солнце склонят мне на грудь.
И я приму расплавленное солнце
И озарю им свой скалистый путь.
9
Потом вперед. И где-нибудь заметив
Мелькающее пламя кабарги,
Схвачу ружье... Багровый легкий ветер
Качнет густое облако тайги...
10
Последний враг. Последний меткий выстрел.
И первый проблеск утра, как стекло.
Мой милый друг, а все-таки как быстро,
Как быстро наше время протекло.
11
В воспоминаньях мы тужить не будем.
Зачем туманить грустью ясность дней?
Свой добрый век мы прожили, как люди,
И для людей.
- http://music.lib.ru/g/gennadij_p/alb0.shtml - песня «Мой Абакан»
- http://worldofchildren.ru/scenarios-and-holidays/23-fevralya/1490-soldat-vojny-ne-vybiraet-sczenarij-ob-uchastnikax-boevyx-dejstvij-v-afganistane-i-chechne-o-moryakax-s-podvodnoj-lodki-lkurskr- - письма афганцев
- http://www.100hitov.com/home/96-vstavaj-strana-ogromnaja - песня «Вставай, Страна огромная»
- http://sovetskiepesni.narod.ru/evdoj/index.htm - песня «Майский вальс»
- http://www.9maya.ru/650-minuta-molchaniya-zvuk-metronoma-v-mp3.html - звук метронома
- http://gorod.abakan.ru/common/freemen/ - почетные граждане города Абакана
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку памяти "Люби и помни славное прошлое нашего города - Абакана!" Гильдебрандт В.А.
Урок-Памяти разработан в форме игры "Поле Чудес"составил учитель английского и немецкого языка Гильдебрандт Виктория АлександровнаМБОУ СОШ № 5г. Абакан РХ...
Девятые международные педагогические чтения. Хакасия, г.Абакан Выступление на тему «Обучение вовлечением"
Конференция в Абакане. Девятые межрегиональные педагогические чтения....
Проект "Славное прошлое Петергофской дороги" - пример организации краеведческой проектной деятельности для школьников.
В статье представлены материалы внеклассного мероприятия для школьников 13-15 лет в форме экскурсии по бывшей Петергофской дороге....
Проект "Славное прошлое Петергофской дороги" - пример организации краеведческой проектной деятельности для школьников.
В статье представлены материалы внеклассного мероприятия для школьников 13-15 лет в форме экскурсии по бывшей Петергофской дороге....
Классный час: «Славные подвиги - славные имена»
Цель данного классного часа: привлечь внимание учащихся к историческим событиям, повернувшим ход истории;напомнить о героях, которые «не щадя живота своего» защищали Родину.«Гор...
Расти, мужай, мой гордый город Абакан!
Боярский ЛевРасти, мужай, мой гордый город Абакан!Мой город солнца, света и души,Мой край родной, что Богом дан.Великих рек первотечение - там ты,Мой гордый город Аб...
Фестиваль "Абакан - поликультурный город"
Культурно - развлекательная программа для пришкольного лагеря Каждый отряд представляет национальность, представители которой проживают в городе Абакане (русские, хакасы, узбеки, немцы). Предвари...