Неделя математики
материал по теме
Материал для проведения недели математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina.docx | 24.77 КБ |
igra._sledopyt.docx | 17.83 КБ |
krossvord.docx | 52.42 КБ |
matematicheskiy_vecher.docx | 22.65 КБ |
otkrytie_nedeli.docx | 36.5 КБ |
rebusy.docx | 331.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ВИКТОРИНА (5 – 6 классы)
- На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?
- У родителей 6 сыновей. Каждый имеет сестру. Сколько всего детей в семье?
- Тройка лошадей пробежала путь 30км. Сколько пробежала каждая лошадь?
- Сколько единиц в дюжине?
- Сколько разных букв в названии нашей страны?
- Когда сутки короче: зимой или летом?
- Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка тянули-тянули и вытянули репку. Сколько глаз смотрело на репку?
- Какие два числа, если их перемножить, дают такой же результат, что и при их сложении?
- Из-под забора видно 6 пар лошадиных ног. Сколько этих животных во дворе?
- К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число?
- Чтобы дойти Ивану Васильевичу до работы требуется 1,5 часа. С работы, торопясь домой, он возвращается по той же дороге за 90 минут. Чем вы объясните такую разницу?
- Сколько лет двадцатилетнему человеку было 4 года назад?
- Каким по счёту является “Ь” в названии последнего месяца осени?
- Кто окажется тяжелее первый людоед , который весил 48 кг и на ужин съел второго или второй , который весил 52 кг и съел первого?
- Какое число надо увеличить в 15 раз, чтобы получить 15?
- Две монашки пошли в церковь, и прошли 60 вёрст. Сколько вёрст прошла каждая , если они шли с одинаковой скоростью?
- Вот вам три пилюли - сказал доктор - принимайте по одной через каждые полчаса. Вы покорно согласились. На сколько времени хватит вам этих пилюль?
- Шла старушка в Москву, а навстречу ей три старушки. Сколько человек шло в Москву?
- Что легче: пуд ваты или пуд железа?
- Сколько горошин может войти в один пустой стакан?
ВИКТОРИНА (7 -8 кл.)
- Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый?
- Спутник делает один оборот за 1ч.40мин., а второй оборот за 100 мин. Как это может быть?
- Из Москвы в Волгоград вышел поезд со скоростью 60км/ч, а из Волгограда в Москву вышел поезд со скоростью 70км/ч. Какой из них будет дальше от Москвы в момент встречи?
- Результат при умножении.
- Число, умноженное на единицу.
- Четыре единицы времени.
- Единица с 6-тью нулями.
- Числа, используемые при счёте.
- Числа при вычитании.
- Самое маленькое натуральное число.
- Народное название числа 13.
- Одна сотая часть числа.
- Третий месяц летних каникул.
- Другое название независимой переменной.
- Наименьшее четное натуральное число.
- Сколько козлят было «многодетной» козы?
- Треугольник, у которого две стороны равны?
- Сумма длин всех сторон многоугольника?
- Какой вал изображен на картине Айвазовского?
- Соперник нолика.
- Часть прямой, ограниченная двумя точками?
- Число, обратное 2.
- Результат вычитания.
- Как называется отрезок, выходящий из вершины треугольника и делящий противоположную сторону пополам?
- Число, противоположное 5.
- Прямоугольник, у которого все стороны равны.
- Одна сотая часть метра.
- 50 разделите на половину.
- Как называется прибор для измерения отрезков?
- Как называется результат умножения?
ВИКТОРИНА (9 класс)
- Сколько секунд в одной минуте?
- Назовите наибольшее трёхзначное число?
- Назовите модуль числа -4.
- Как называется дробь, в которой числитель больше знаменателя?
- Чему равен развернутый угол?
- Назовите целое число, большее -1, но меньшее 1.
- Последний месяц учебного года.
- Наибольшее двухзначное число.
- Число, обратное 5.
- Название графика функции прямой пропорциональности.
- День недели, предшествующий пятнице.
- Одна десятая дециметра.
- Сколько сторон у квадрата?
- Число противоположное -7.
- Единица измерения углов.
- Какие прямые пересекаются под прямым углом?
- Первый месяц зимы.
- Как найти неизвестный множитель?
- Как называются равные стороны в равнобедренном треугольнике?
- Число, на которое данное число делится без остатка.
- Фигура, образованная двумя лучами с общим началом.
- Сколько отрицательных множителей должно быть в произведении, чтобы оно было отрицательным числом?
- 1/60 часть градуса?
- Друг игрека.
- Как называется значение зависимой переменной?
- Угол, равный 180.
- Число, обращающее уравнение в верное равенство.
- Как называется результат деления?
- Сколько месяцев в году?
- Как называется прибор для измерения длины отрезков?
- Назовите наибольшее однозначное число.
- Число, на которое нельзя делить.
- Назовите модуль числа -2.
- Первый месяц года.
- Треугольник, у которого две стороны равны.
- Число противоположное -4.
- Первый месяц осени.
- На какое наибольшее целое число делится без остатка любое целое число?
- Высшая оценка знаний в школе.
- Наименьшее четное число.
- Равенство с переменной.
- Что является графиком функции y=kx+b?
- Объем килограмма воды?
- Сумма длин всех сторон многоугольника?
- Часть прямой, ограниченная двумя точками.
- Как найти неизвестное делимое?
- Свойство вертикальных углов.
- Сколько отрицательных множителей должно быть в произведении, чтобы оно было положительным числом?
- Одна сотая часть километра.
- Не учебный день недели.
- 1/60 часть минуты.
- Самая низкая оценка в школе.
- Количество высот в треугольнике.
- Наибольшее пятизначное число.
- Угол, равный 90 градусов.
- Как называется результат вычитания?
- Сколько часов в сутках?
- Как называется инструмент для проведения окружности?
- Наибольшее двухзначное число.
- Модуль числа 15.
- Как называется дробь, в которой числитель меньше знаменателя?
- Чему равен прямой угол?
- Число, не относящееся ни к положительным, ни к отрицательным?
- Одна седьмая часть недели.
- Первый месяц нового учебного года.
- Название графика линейной функции.
- Наименьшее целое положительное число.
- Треугольник, у которого все стороны равны.
- Число, обратное 3.
- Как называется луч, выходящий из вершины и делящий его пополам?
- Одна десятая дециметра.
- Что следует за вторником?
- Число, противоположное 9.
- Что тяжелее 1 кг ваты или 1 кг железа?
- Первый месяц лета?
- В каком случае произведение равно нулю?
ВИКТОРИНА (10 – 11 классы)
- Как найти неизвестное вычитаемое?
- Отрезок, соединяющий две соседние вершины треугольника.
- 1/180 часть развернутого угла.
- Самый короткий месяц года.
- 20 умножить на половину.
- Угол, меньший 90 градусов.
- Если у четырёхугольника отрезать один угол, то сколько у него их останется?
- Знак математического действия из четырех букв
- Записать из одной или нескольких цифр
- Часть прямой, которая ограничивается двумя точками.
- Многоугольник, в котором имеется четыре вершины
- Старинная мера длины из четырех букв
- Часть прямой, которая ограничивается с одной точкой
- Упражнения, выполняемые с помощью рассуждений
- Число разрядов в классе.
- Как называют числа, которые перемножают?.
- Чему равно произведение m 1?
- Как называют результат умножения?.
- Сколько сантиметров в одном квадратном дециметре.
- Что означает, решить уравнение?
- Что называют процентом?
- Какой угол называют развернутым?
- Место, занимаемое цифрой в записи число
- Натуральный корень уравнения Х2= Х
- Как называют сотку?.
- Отрезок, который соединяет точку окружности с центром
- Единица массы драгоценных камней
- Как называют равенство двух отношений?
- Как называют первое число при делении?
- Чёртова дюжина в квадрате.
- Наименьшее четырёхзначное число, составленное из цифр 6, 1, 4, 3. Цифры не должны повторяться
- Единица массы, равная 1000 кг.
- Прямоугольник, все стороны которого равны.
- Наименьшее четырёхзначное число
- Мера длины в прежней России – это расстояние от плеча до конца среднего пальца вытянутой руки.
- Нахождение всех корней уравнения
- Самое маленькое натуральное число
- Единица длины, равная длине первой фаланги большего пальца руки
- Единица массы, равная 100 кг
- Одна из характеристик вектора
- Выдающийся древнегреческий математик (III в. до н. э. ), автор сочинений «Начала»
- Наука о числах и операциях над ними
- Утверждение, не требующее доказательства
- Русская мера длины, равная 2 м 13 см.
- Произвольная линия
- Местоположение точки на прямой
- Стоимость одного изделия или единицы товара
- Четная тригонометрическая функция
- Сторона прямоугольного треугольника, лежащая против прямого угла
- Отношение длины линий на плане или карте к длине линии на местности
- Утверждение, требующее доказательства.
- Результат сложения однородных величин.
- Вторая степень числа
- Связь между величинами, выражения условными знаками
- Прибор для измерения и построения углов
- Чему равен диаметр окружности, если радиус равен 50? .
- Как называется отношение противолежащего катета к гипотенузе в прямоугольном треугольнике?
- Как называется ломаная, если у нее концы совпадают?
- Чему равна площадь прямоугольника?
- Чему равна десять в третьей степени ?
- Как называется зависимость переменной уот переменной х, при которой каждому значению переменной х соответствует единственное значение переменной у?
- Что означает приставка «Би»?
- Чему равен угол в квадрате?
- Сколько земли в дыре глубиной 2м, шириной 2м, длиной 2м?
- Как называется абсолютная величина числа?
- . Шоколадка стоит 10 рублей и еще половина шоколадки? Сколько стоит шоколадка?
- Какое число делится на все числа без остатка?
- Какую часть часа составляет 20 мин?
- Чему равно произведение: 13*15*0*0,1?
- Что легче: 1кг ваты или 1кг железа?
- Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала 5 км. Сколько километров проехал ямщик?
- Чему равняется 1% метра?
- Специфическая единица измерения объема нефти?
- Наука, изучающая свойства фигур в пространстве?
- Чему равен один фунт?
- Может ли угол параллелограмма быть равным 2000? .
Предварительный просмотр:
ИГРА «СЛЕДОПЫТ»
- У отца шесть сыновей. Каждый сын имеет сестру Петух, стоя на одной ноге весит 5кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах?
- К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число?
- Из Москвы в Волгоград вышел поезд со скоростью 60км/ч, а из Волгограда в Москву вышел поезд со скоростью 70км/ч. Какой из них будет дальше от Москвы в момент встречи?
- Чему равно произведение: 13*15*0*0,1?
- Напишите наименьшее четырёхзначное число, составленное из цифр 6, 1, 4, 3. Цифры не должны повторяться.
- Шла старушка в Москву, а навстречу ей три старушки. Сколько человек шло в Москву?
- Самое маленькое натуральное число.
- Какое число надо увеличить в 15 раз, чтобы получить 15?
- Кирпич весит 2 кг и еще полкирпича. Сколько весит кирпич?
- Мальчик лёг спать в 8 часов вечера, поставив будильник так, чтобы он прозвенел в 9 часов утра. Сколько времени проспит мальчик?
- В каждом из 4 углов комнаты сидит кошка. Напротив каждой из этих кошек сидят три кошки. Сколько всего в этой комнате кошек?
- Сколько всего детей у этого отца?
13. В мастерской по пошиву одежды от куска сукна в 200 м ежедневно, начиная с 1 марта, отрезали по 20 м. Когда был отрезан последний кусок?
14. В клетке находятся 3 кролика. Три девочки попросили дать им по одному кролику. Каждой девочке дали кролика. И все же в клетке остался один кролик. Как так получилось?
15. 6 рыбаков съели 6 судаков за 6 дней. За сколько дней 10 рыбаков съедят 10 судаков?
16. На одном дереве сидело 40 сорок. Проходил охотник, выстрелил и убил 6 сорок. Сколько сорок осталось на дереве?
17. Два землекопа за 2 часа работы выкопают 2 м канавы. Сколько нужно землекопов, чтобы они за 100 часов работы выкопали 100 м такой же канавы?
18. Два отца и два сына разделили между собой 3 апельсина так, что каждому досталось по одному апельсину. Как это могло получиться?
Предварительный просмотр:
Кроссворд 1. Юный математик (5 класс)
По горизонтали: 1. Мера времени. 2. Наименьшее четное число. 3. Очень плохая оценка знаний. 4. Ряд чисел, соединенных знаками действий. 5. Мера земельной площади. 6. Число в пределах десяти. 7. Часть часа. 8.Знаки, которые ставятся тогда, когда нужно изменить порядок действий. 9. Наименьшее четырехзначное число.10. Единица третьего разряда. 11. Столетие. 12. Арифметическое действие. 13. Название месяца.
По вертикали: 7. Весенний месяц. 8. Прибор для вычислений. 14. Геометрическая фигура. 15. Малая мера времени. 16. Мера длины. 17. Предмет, преподаваемый в школе. 18. Мера жидкостей. 19. Денежная единица. 20.Вопрос для решения. 21. Некоторое количество единиц. 22. Название месяца. 23. Первый месяц года. 24.Последний месяц школьных каникул.
Ответы:
По горизонтали: 1. Час. 2. Два. 3. Единица. 4. Пример. 5. Ар. 6. Четыре. 7. Минута. 8. Скобки. 9. Тысяча. 10. Сотня. 11. Век. 12. Деление. 13. Июль.
По вертикали: 7. Март. 8. Счеты. 14. Квадрат. 15. Секунда. 16. Метр. 17. Арифметика. 18. Литр. 19. Рубль. 20. Задача. 21. Число. 22. Май. 23. Январь. 24. Август.
Кроссворд 2. Любителям математики (6 класс)
По горизонтали: 3. Знаки, которые ставятся тогда, когда нужно изменить порядок действий. 4. Одна из точек, расположенных на координатном луче, имеющая большую координату. 8. Выдающийся советский математик, который в шестилетнем возрасте заметил, что 12 = 1, 22 = 1 + 3, 32 = 1 + 3 + 5, 42 = 1 + 3 + 5 + 7 и т. д. 9. Числа, которые перемножают. 10. Единица измерения отрезков учащимися в тетради. 13. Основная единица массы. 14.Неограниченная геометрическая фигура, которая не имеет краёв.
По вертикали: 1. Необходимая часть текста задачи. 2. Единица измерения объёма жидкости, которая используется в Англии и США (4л. ). 5. Прямоугольник, у которого все стороны равны. 6. Одно из измерений прямоугольного параллелепипеда. 7. Число, которое иногда получается при делении. 11. Число, которое делят.12. Отрезок, соединяющий вершины треугольника.
Ответы:
По горизонтали: 3. Скобки. 4. Правее. 8. Колмогоров. 9. Сомножители. 10. Сантиметр. 13. Килограмм. 14. Плоскость.
По вертикали: 1. Вопрос. 2. Галлон. 5. Квадрат. 6. Длина. 7. Остаток. 11. Делимое. 12. Сторона.
Кроссворд 3. Любителям геометрии (7 класс)
По горизонтали: 1. Луч, делящий угол пополам. 4. Элемент треугольника. 5, 6, 7. Виды треугольника (по углам).11. Математик древности. 12. Часть прямой. 15. Сторона прямоугольного треугольника. 16. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны.
По вертикали: 2. Вершина треугольника. 3. Фигура в геометрии. 8. Элемент треугольника. 9. Вид треугольника (по сторонам). 10. Отрезок в треугольнике. 13. Треугольник, у которого две стороны равны. 14. Сторона прямоугольного треугольника. 17. Элемент треугольника.
Ответы:
По горизонтали: 1. Биссектриса. 4. Сторона. 5. Прямоугольный. 6. Остроугольный. 7. Тупоугольный. 11. Пифагор. 12. Отрезок. 15. Гипотенуза. 16. Медиана.
По вертикали: 2. Точка. 3. Треугольник. 8. Вершина. 9. Равносторонний. 10. Высота. 13. Равнобедренный. 14. Катет. 17. Угол.
Кроссворд 2 . Юный счетовод (6 класс)
По горизонтали: 1. Квадрат простого числа, большего 70. 3. Число, цифры которого образуют арифметическую прогрессию с суммой, равной 14. 6. Куб целого двузначного числа. 8. Квадрат целого числа большего 80. 9.Число, цифры которого образуют арифметическую прогрессию с суммой, равной 25. 11. Число 9 по горизонтали, записанное в обратном порядке. 14. Число 1 по вертикали минус число 4 по вертикали. 15. Наименьшее четырёхзначное число, не содержащее нулей. 16. 211. 17. 550, умноженное на кубический корень из числа 6 по горизонтали.
По вертикали: 1. Число 15 по горизонтали, умноженное на 5. 2. Число, у которого сумма двух первых цифр равна сумме двух последних цифр. 4. Разность чисел 6 и 1 по горизонтали, умноженная на 9. 5. Разность чисел 2 и 4 по вертикали минус 41. 7. Удесятерённое число 2 по вертикали увеличенное на 238. 8. Число 11 по горизонтали минус 2. 10. Сумма чисел 5 по вертикали и 12 по вертикали. 11. Число 4 по вертикали, записанное в обратном порядке. 12. Корень квадратный из числа 1 по горизонтали, умноженный на 43. 13. Разность чисел 1 по горизонтали и 12 по вертикали.
Ответы:
По горизонтали: 1. 732 = 5329. 3. 5432. 6. 183 = 5832. 8. 852 = 7225. 9. 34567. 11. 76543. 14. 5555 – 4527 = 1028.15. 1111. 16. 211 = 2048. 17. 550 * 5832 = 9900.
По вертикали: 1. 1111 * 5 =5555. 2. 2433. 4. (5832 – 5329) * 9 = 4527. 5. 4527–2433 – 41= 2053. 7. 2433 * 10 + 3139 = 5192. 11. 7254. 12. 5329 * 43 = 3139. 13. 5329 – 3139 = 2190.
Кроссворд 4. Любителям геометрии (8 класс)
По горизонтали: 1. Многоугольники, имеющие равные площади. 3. Четырёхугольник, площадь которого равна квадрату его стороны. 6. Четырёхугольник, площадь которого равна произведению его основания на высоту. 7.Многоугольник, площадь которого равна половине произведения его основания на высоту. 9. Длина катета равнобедренного прямоугольного треугольника, площадь которого равна 8 кв. ед.
По вертикали: 2. Четырёхугольник, площадь которого равна произведению его смежных сторон. 4. Длина стороны квадрата, площадь которого равна 64 кв. ед. 5. Чему равен периметр прямоугольника, если его площадь равна 8 кв. ед. , а одна сторона в 2 раза больше другой? 8. Площадь параллелограмма, острый угол которого равен 30°, а высоты, проведённые из вершины тупого угла, равны 4 и 5.
Ответы:
По горизонтали: 1. Равновеликие. 3. Квадрат. 6. Параллелограмм. 7. Треугольник. 9. Четыре.
По вертикали: 2. Прямоугольник. 4. Восемь. 5. Двенадцать. 8. Сорок.
Кроссворд 6. Любителям геометрии (10 класс)
По горизонтали: 3. Четырёхугольник. 4. Отрезок, соединяющий основание наклонной с основанием перпендикуляра, проведённого из второго конца наклонной. 6. Число, кратное 100. 9. Прибор для измерения углов. 10. Часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной линией. 13. число, составленное из единицы с нулями. 14. Единица измерения. 15. Точное предписание, которое задаёт вычислительный процесс. 16. Дробная часть десятичного логарифма.
По вертикали: 1. Координата. 2. Многогранник. 5. Четырёхугольник. 7. Тригонометрическая функция. 8. Число, на которое умножают. 11. Число, на которое делят. 12. Координата.
Ответы:
По горизонтали: 3. Трапеция. 4. Проекция. 6. Четыреста. 8. Угломер. 10. Многоугольник. 13. Миллион. 14. Сантиметр. 15. Алгоритм. 16. Мантисса.
По вертикали: 1. Ордината. 2. Пирамида. 5. Прямоугольник. 7. Котангенс. 8. Множитель. 11. Делитель. 12. Абсцисса.
Кроссворд 5. Весёлая математика (9 класс)
По горизонтали: 1. Учёный, который обессмертил предмет своей одежды. 4. То, что приходится делать в уме, если нет калькулятора. 7. Любимое действие друзей-товарищей. 9. Учебник, напичканный задачками. 11. Ну, очень трудный вопрос! 13. Учёный, прозревший после удара по голове. 15. Математическое действие, воспетое в песне Шаинского. 16. Близкий родственник квадрата. 17. Школьная крыса. 21. От сих до сих. 24. Богатый родственник квадрата. Богаче квадрата в шесть раз. 25. Барабанные звуки перед началом сражения.
По вертикали: 1. То, чем богаче родственник из 24. 2. Приведённый в чувства ромб. 3. Путь к ответу. 5.Зловещее место в Бермудах. 6. Что бывает даже у Солнца, а не только у простого ученика. 8. Проблеск света в тёмном царстве. 10. Что бывает даже у простого ученика, если очень постараться. 12. Учёный, который любил купаться в ванной. 13. Подруга ошибки. 14. Дорога, которую мы выбираем. 19. Дырка от бублика. 20. Забор для математических действий. 22. Привычное место непослушного ребёнка.
Ответы:
По горизонтали: 1. Пифагор. 4. Вычисления. 7. Любимое действие друзей товарищей. 9. Математика. 11.Шарада. 13. Ньютон. 15. Умножение. 16. Прямоугольник. 17. Биссектриса. 21. Отрезок. 24. Куб. 25. Дробь.
По вертикали: 1. Площадь. 2. Квадрат. 3. Решение. 5. Треугольник. 6. Затмение. 8. Луч. 10. Пять. 12. Архимед.13. Неточность. 14. Прямая. 19. Круг. 20. Скобки. 22. Угол.
Кроссворд 6. Функции (10–11 классы)
Ответы: Чётная, периодическая, нечётная, монотонность, экстремумы, возрастающая, знакопостоянство, нули, убывающая.
Предварительный просмотр:
Математические знаки: цифры
Цель: стимулирование мотивации к изучению математики.
Задачи: рассказать учащимся о многообразии математических знаков и их практическом применении; развивать логическое мышление, умение самостоятельно решать поставленные задачи; формировать ответственное отношение к классному коллективу.
Оборудование: наборы цифр (арабских, римских), таблица единиц времени, часы (с римским и арабским циферблатами), календари на 2012 год, «волшебные термометры», алфавит, энциклопедии, толковые словари, иллюстрации «Из истории Древнего мира», карта Древнего мира, маркеры.
I. Организационный момент
Минисценка "В аптеке"
Ребёнок. Здравствуйте. Дайте мне, пожалуйста, таблетки.
Аптекарь. Но мы не продаём детям лекарства. Мальчик, сходи вместе с родителями к врачу. Он выпишет тебе лекарства, и тогда родители смогут купить, что тебе необходимо. А что у тебя болит?
Ребёнок. Ничего не болит. Я просто хочу быть самым умным. Я хочу лучше всех считать, решать задачи, знать математику.
Учитель. Как вы думаете, ребята, есть лекарства для ума?
Учащиеся отвечают.
Учитель делает вывод:
— Человек сам развивает свой ум. А чтобы развить ум, нужно много читать, заниматься, искать ответы в энциклопедиях, книгах.
II. Сообщение темы и целей занятия.
— Именно энциклопедии и книги помогают нам в работе по проекту «Математическая мозаика». На сегодняшнем занятии мы узнаем об истории возникновения и применения в нашей жизни математических знаков — цифр.
III. Основная часть.
Беседа.
— В течение тысячелетий люди использовали пальцы рук для обозначения числа. С помощью руки можно было показать до 5 единиц. Для выражения большего количества использовались обе руки, а иногда и обе ноги. Сейчас мы пользуемся числами: измеряем время, определяем дату, звоним по телефону, ходим в магазин. Мы встречаемся с числами на каждом шагу и так к ним привыкли, что не замечаем, насколько важны они в нашей жизни.
Но пальцев не всегда хватало, и тогда люди придумали математические знаки — цифры, которыми стали обозначать числа. Первые написанные цифры появились 5 тысяч лет назад. Каждый народ придумывал свои математические знаки для обозначения чисел. Сегодня мы знаем 2 вида цифр.
— Какие?
— Арабские и римские.
— Об арабских цифрах нам расскажет ....
Сообщение учащегося. Цифры, или символы наших чисел, имеют арабское происхождение. Арабской культурой, в свою очередь, они были I заимствованы из Индии. Промежуток между VIII и 1 XIII веками стал одним из блестящих периодов в 1 истории науки мусульманского мира. Мусульмане имели тесные связи как с азиатской, так и с европейской культурой. Они смогли извлечь из них всё I самое выдающееся. Из Индии они заимствовали I систему исчисления и некоторые математические 1 методы.
Современные цифры не совсем точно воспроизводят индийские, поскольку арабы видоизменили I их, приспосабливая к своему письму. Исходя из авторитета арабской культуры современные числовые Iсимволы называют арабскими цифрами.
— Спасибо. А теперь мы убедимся на практике, что человек с самого рождения во всём связан с числами. Перед вами наборы с разными видами цифр.
Выберите арабские цифры и с их помощью выложите год своего рождения.
Практическая работа. Проверка итогов работы.
—А кто из вас может составить сегодняшнюю дату?
—Каким набором цифр мы не пользовались? (Набором римских цифр.)
—Об истории римских цифр нам расскажет ....
Сообщение учащегося. Следующий этап в истории числа осуществили древние римляне. Они |изобрели систему исчисления, основанную на использовании букв для отображения чисел. Они при- |меняли в своей системе буквы I, V, X, L, С, D и М.
Каждая буква имела различное значение, каждая цифра соответствовала номеру положения буквы. Для того чтобы прочесть римскую цифру или написать её, нужно следовать нескольким основным правилам.
1. Буквы пишутся слева направо, начиная с самого большого значения. Например, XV — 15, DLV — 555, MCLI - 1151.
2. Буквы I, X, С и М могут повторяться до трёх раз подряд. Например, II — 2, XXX — 30, СС — 200, МССХХХ — 1230.
3. Буквы V, L, D не могут повторяться.
4. Цифры 4, 9, 40, 90 и 900 следует писать, комбинируя буквы IV — 4, IX — 9, XL — 40, ХС — 90, CD - 400, СМ — 900. Например, 48 это XLVIII, 449— CDXLIX. Значение левой буквы уменьшает значение правой.
5. Горизонтальная линия над буквой увеличиваетеё значение в 1000 раз.
— Где вы встречались с римскими цифрами?(Нациферблате часов, при обозначении века.)
— При помощи римских цифр обозначаются разделы и главы в книге (демонстрирует), порядковый номер монарха: царь Пётр I, царица Екатерина II.
Арабскими цифрами пользоваться нам просто и привычно. А будет ли нам так же удобно пользоваться римскими цифрами? Давайте проверим. Попытайтесь выложить количество ваших лет римскими цифрами.
—Ребята, в каком веке мы живём?(Двадцатом.)
—Давайте обозначим все вместе наш век римскими математическими знаками.
—Что такое век?(100 лет.)
—Давайте составим таблицу единиц времени.
Век1 год 1 мес. 1 неделя 1 день
100 лет 12 мес. 4 недели 7 дней 24 часа
— Мы составили таблицу единиц времени. Для чего она нужна?(Для составления календаря.)
—А вы пользуетесь календарём?
—Посмотрите на календарь. Что интересного вы заметили?(Много цифр, цифры повторяются.)
—Сколько недель прошло после Нового года?
—Сколько дней имеет самый короткий месяц?(Февраль, 28 дней.)
Творческая физкультминутка «В мастерской скульптора».
— Я предлагаю вам побыть в роли скульпторов римских математических знаков:
-скульптурная композиция «Римские единички»: (I) ребята становятся прямо, руки вдоль туловищ;
-скульптурная композиция «Римские галочки»: (V) дети в паре друг напротив друга, взявшись за руки, носки обуви соприкасаются;
-скульптурная композиция «Римский легион» (М = 1000) (в паре).
Минутка познания.
— Совершим небольшое путешествие в историю цифр древних государств. О математических знаках народа майя, которые жили в Америке, расскажет ... .
Сообщение учащегося. Цифры майя — позиционная запись, основанная на двадцатеричной системе исчисления (по основанию 20), использовавшаяся цивилизацией майя в доколумбовой Мезоамерике.
Цифры майя составлялись из трёх элементов: нуля (знак ракушки), единицы (точка) и пятёрки (горизонтальная черта). Например, 19 писалось как четыре точки в горизонтальном ряду над тремя горизонтальными линиями.
— Каждая цифра имеет не только математический символ, но и имя. Про имена цифр от 10 до 20 нам расскажет ....
Сообщение учащегося. Кириллическая система исчисления — славянская система алфавитной записи чисел, основанная на кириллице. Разновиность греческой системы исчисления. Она использовалась в России до 1700-х годов, пока Пётр не заменил её арабскими цифрами. В настоящее время используется в некоторых церковных книгах, §написанных на старославянском языке.
В качестве цифр используются графемы кириллицы. Отдельная буква соответствовала каждой цифре (от 1 до 9), каждому десятку (от 10 до 90) и каждой сотне (от 100 до 900). Числительные писались и произносились слева направо, за исключением числительных от 11 до 19 (например, 17 — сем-на-дцать).
Постановка проблемы. Поиск решения в форме игры-драматизации «Спор из цифр».
—Чтобы записать любое число, какие цифры нам нужны? Назовите их.(0, 1, 2, ... , 9.)
—Как вы думаете, кто из них важнее?
—У нас с вами возник спор. Точно так же заспорили между собой и цифры. Чем это закончилось, мы сейчас узнаем.
Инсценировка «Спор цифр».
— А как теперь вы можете ответить на вопрос: какая цифра важнее?
IV. Заключительная часть. Обобщающая беседа.
—Каждая цифра в математике важна так же, как и каждая буква в языке. А кроме того, буквы и цифры — очень дружны. И вы в этом можете убедиться. Возьмитележащие на партах алфавиты и обведите те буквы, номера которых я назову.(Составляем слово «цифра».)
—Найдите в толковом словаре значение слова «цифра». Прочитайте.
—Вспомните пословицы, где встречаются цифры.(Семеро одного не ждут. Не имей 100 рублей, а имей100 друзей...)
—В названиях каких сказок присутствуют числа?(«Волк и семеро козлят», «12 месяцев»...)
V. Рефлексия.
—Наше занятие начиналось с посещения мальчиком аптеки. Что он просил и для чего?
—А чем история закончилась, хотите узнать?
—Аптекарь предложил мальчику «волшебный термометр» и сказал: «Измеряй им температуру на протяжении всего учебного года». В начале года обычнотяжело учиться — температура поднимается. Чем ближе конец учебного года, тем больше знаний у каждого. Учиться становится легко, и температуранормализуется.
—А теперь на своих термометрах отметьте вашу температуру.
—Надеюсь, что температура у всех нормальная, так как вы хорошо работали и много узнали.
А если тема нашего занятия вас увлекла, заинтересовала, к следующей нашей встрече, где мы продолжим работать по проекту «Математическая мозаика», вы можете подготовить свои сообщения (стихи, загадки, статьи) о математических знаках.
Неделя математики в школе закончилась. Всем понравилось. Математические знаки теперь все знают и не боятся их использовать.
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТИЕ НЕДЕЛИ МАТЕМАТИКИ
ОБЪЯВЛЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ
дата | МЕРОПРИЯТИЕ | ОТВЕТСТВЕННЫЕ |
Пн | ОТКРЫТИЕ НЕДЕЛИ МАТЕМАТИКИ | |
Вт | ИГРА «СЛЕДОПЫТ» | |
Ср | ВИКТОРИНА | |
Чт | КОНКУРС «КЕНГУРУ» | |
Пт | РЕБУСЫ. МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КВН | |
Сб | ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ НЕДЕЛИ |
НА СТЕНДЕ: МАТЕМЕТИЧИСКИЕ ГАЗЕТЫ (О МАТЕМАТИКЕ И МАТЕМАТИКАХ),
ВЫСКАЗЫВАНИЯ О МАТЕМАТИКЕ
Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.
Б. Паскаль
В математических вопросах нельзя пренебрегать даже самыми малыми ошибками.
И. Ньютон
Метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвидеть - и далее подтвердить это, - что, следуя этому методу, мы достигнем цели.
Г. Лейбниц
Первое условие, которое надлежит выполнять в математике, - это быть точным, второе - быть ясным и, насколько можно, простым.
Л. Карно
Математике должно учить в школе еще с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни.
И.Л. Лабочевский
Много из математики не остается в памяти, но когда поймешь ее, тогда легко при случае вспомнить забытое.
М.В. Остроградский
Задача заключается не в том, чтобы учить математике, а в том, чтобы при посредстве математике дисциплинировать ум.
В. Шрадер
Правильному применению методов можно научиться только применяя их на разнообразных примерах.
Г. Цейтен
...Математика - это цепь понятий: выпадет одно звенышко - и не понятно будет дальнейшее.
Н.К. Крупская
Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому.
Д. Пойа
Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!
Д. Пойа
Трудность решения в какой-то мере входит в само понятие задачи: там, где нет трудности, нет и задачи.
Д. Пойа
Умственный труд на уроках математики - пробный камень мышления.
В.А. Сухомлинский
Инсценировка «Геометрический съезд» Геометрический съезд
Кривая. Зовусь я линия кривая. Прошу вас Параллели! Попарно и равны, и параллельны. |
ТРЕУГОЛЬНИК И КВАДРАТ (сценка)
Жили-были два брата:
Треугольник с квадратом
Старший — квадратный
Добродушный, приятный
Младший — треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать квадрат:
— Почему ты злишься, брат?
Тот кричит ему: — Смотри,
Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!
Но квадрат ответил: — Брат!
Я же старше, я — квадрат:
Я сказал еще нежней:
— Неизвестно, кто нужней!
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя сказал:
— Приятных я тебе желаю снов!
Знать, ложился — был квадратным,
А проснешься без углов!
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он — нет квадрата,
Онемел, стоял без слов...
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов.
Предварительный просмотр:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математика.План недели математики
Предлагаю вашему вниманию план недели математики...
Сценарий внеклассного мероприятия по математике (в рамках Недели математики) "Ее зовут Королевой"
Сценарий математического вечера – «Ее зовут Королевой» - это сценарий праздника Математики в школе. Это конкурсы, соревнования, дружеские шаржи, сценки, фокусы, которые соединяют «Веселые минутки» (пе...
Сценарий внеклассного мероприятия по математике (в рамках Недели математики) "Бросайка"
Сценарий математического соревнования – «Бросайка» - это сценарий праздника Математики в школе. Это конкурсы, соревнования, которые соединяют «Веселые минутки» ( танцы, сценки), игры с болельщиками. В...
Внеклассные мероприятия по математике к неделе математики
В папке представлены разработки внеклассных мероприятий по математике для 6-9 классов, которые можно провести в рамках предметных недель в школе. Мероприятия очень интересны и познавательны, и актуаль...
Неделя математики в школе, как средство развития познавательного интереса учащихся. Сценарий открытия недели математики.
Цель:Стимулирование познавательного интереса к учебной дисциплине «математика»...
Неделя математики Открытие недели
Неделя математики Открытие недели...
Неделя математики Открытие недели
Неделя математики Открытие недели...