Сценарий школьного праздника, посвящённого 170-летию со Дня рождения Н. А. Римского- Корсакова
план-конспект урока (5 класс) по теме
Сценарий написан в былинном стиле. В нём чередуются станицы жизни композитора и фрагменты его опер-сказок. Под музыку из опер- сказок на сцене "оживают" Снегурочка с подружками, купец Садко и ладья с индийскими гостями, Царевна-Лебедь и другие герои...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_rimskiy.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«К 170-летию со дня рождения Н.А.Римского-Корсакова»
Сценарий мероприятия для средней школы
Слайд 1. (С портретом)
БАЯН: Как взошли по поднебесью часты звёздочки,(Под мелодию гуслей)
Освещали они землю Новгородскую,
И горели они разгоралися,
Ярким заревом воспламенялися.
Народился в эту ночь в граде Тихвине
Не купец, не богатырь – а желанный сын,
И пророчили ему звёзды ясные
След оставить на земле в людской памяти…
На высоком берегу реки Тихвинки, (Слайд 2- Дом)
Во прекрасном, во саду возвышался дом,
Вырастал там мальчик, названный Никою,
:Восхищался красотой, что была кругом!
-Слайд 3,4 (фон деревни и цветы)
- А цветы к нему в ладони склонялися,
И росою его руки омывалися,
Раздавалось во садах птичье пение,
Разливая в сердце негу-наслаждение.
Распевались голоса да за околицей
Чаровали всех распевами длинными.
И под эти да напевы прекрасные,
Зарождалися в нём образы разные
-Слайд 5: (Опера «Снегурочка»)
Чтец1.«Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель, Весна, не было лучше царства Берендеев с их чудным царём, не было лучше миросозерцания, чем поклонение Яриле - Солнцу… Ни одно сочинение до сих пор не давалось мне с такой лёгкостью и скоростью как «Снегурочка»!
Н.А.Римский-Корсаков
-Слайд 6 (Фон Берендеева государства)
(Звучит Пляска птиц из Вступления к опере «Снегурочка»)
На её фоне:
Чтец 2: -Из леса выбегает дочь деда Мороза и Весны – Снегурочка! Родители разрешили ей пожить среди людей в Слободке у Бобыля и Бобылихи. Радуется Снегурочка, что вырвется из холодного леса, в котором прожила всю жизнь, вдали от людей. Радуется и плачет…
«Плакала Снегурочка,
Зиму провожая,
Шла за ней печальная,
Всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала, трогая березы,
Выросли подснежники - Снегурочкины слезы!»
Зато теперь она может слушать чудесные песни пастушка Леля, ходить с подружками в лес по ягоды…
-Слайд 7: (Заповедный лес)
Звучит фрагмент арии: “С подружками...” Снегурочка и «подружки» изображают то, о чём поёт Снегурочка (после движений Снегурочки и девочек - перестраиваются в круг, танцуют под мелодию Сцены в заповедном лесу)
Баян: (Под мелодию гуслей)
Вы ж играйте, мои гусельки, играйте,
И напевами рассказ сопровождайте…
Пробегали года - да зимы с вёснами,
Подрастал Николай до отрочества.
Отправлял его отец во Петров во град
Научить морскому делу, офицерскому.
-Слайд 8 (Фотография в период учёбы)
Долгих шесть годков да проучился он,
В кругосветное отправился плаванье
Проплывая по морям у разных берегов,
Видел много стран и тихих гаваней…
-Слайд 9 ( с морем):
Видел море он спокойным и бушующим,
Восхищался он морскою пучиною
( Он опишет их не раз, в скором будущем,
Музыкальной увлекаясь картиною)
(Музыкальный фрагмент «Море и Синдбад»)
Баян: (Под мелодию гуслей)
Вы играйте, мои гусельки яровчатые,
Пойте, пойте нам о Римском, о – Корсакове…
Полюбилась из искусств ему музыка,
В жизни ей решил отдать предпочтение.
И опять его путь во Петров, во град,
Посвятить себя её изучению.
Там сторонников его кружок собрался,
Он для всех «Могучей кучкой» назывался
-Слайд 10 (Портреты членов кружка: Балакирев, Чайковский, Даргомыжский, Кюи, Бородин…)
Вы играйте, мои гусельки яровчатые,
Пойте, пойте нам о Римском, о – Корсакове…
И сбывались все мечты его желанные,
Дирижёром он стал и композитором,
А сюжеты своих опер гениальных,
По былинам и по сказкам записывал…
Как вернулся он из плаванья дальнего,
Зародилась мысль в голове его,
Написать картину музыкальную,
О купце, о новгородском, о Садко.
- Слайд 11 (У моря)
Под звучание мелодии «Океан-море синее»- Вступления к опере «Садко» выплывает ладья. В ней - Садко.
Чтец 3: В Великом Новгороде жил гусляр Садко. Он ходил по честным пирам, веселил купцов да бояр.
А однажды пошёл Садко к Ильмень - озеру, и стал играть там на гуслях. Взволновалось озеро и пошли волны. Из пены вышел царь Озёрный и решил отблагодарить его за прекрасную музыку.
По наставлению царя, купил Садко невод, бросил в озеро и вытащил три рыбины - золоты перья. Продал их купцам новгородским и стал купцом богатым. И скупил все товары новгородские и решил скупить их по всему свету. Построил корабль, набрал дружину и отправился в путь.
На обратном пути в ладье оказываются купец и индийский гость
(Звучат фрагменты оперы «Садко» - «Песня индийского гостя» с обыгрыванием))
Баян: (Под мелодию гуслей)
И писалася им опера прекрасная,
Где гусляр Садко играл чудно так,
Что под музыку его царь пустился в пляс
И не мог остановить своих ласт никак!
Тут позволю я вам, гусельки, притихнуть,
Чтоб привлечь к словам моим внимание:
Здесь поблизости, в именье, в Смердовицах,
Он заканчивал чудесное созданье.
Здесь на озере лесном, что в Смердовицах
Древний камень водой омывается
И последние той оперы страницы
Молчаливой он хранит в своей памяти
-Слайд12 ,(с фотографией Смердовицкого озера)
Вы играйте, мои гусельки яровчатые,
Пойте, пойте нам о Римском, о – Корсакове…
Полюбились, полюбились композитору
Замечательные пушкинские сказки,
О царе, о Гвидоне, о Лебеди,
Где Добро и Зло, коварство и ласка.
-Слайд13: (Фон к сказке о царе Салтане)
ЗВУЧИТ ИНТРОДУКЦИЯ К СКАЗКЕ
Чтец 4: -Особенно благодатным материалом для Римского – Корсакова стала «Сказка о царе Салтане». В ней есть такие необыкновенные эпизоды, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». И только музыке оказалось под силу воссоздать чудесный мир пушкинской сказки. Композитор эти чудеса описал в звуковых картинах, да так ярко, что, слушая музыку, мы живо представляем себе волшебный город Леденец, «с златоглавыми церквями, с теремами и садами», а в нём Белку, могучих богатырей и прекрасную Царевну-Лебедь.
И решил написать Римский-Корсаков
О Салтане нам оперу-сказку.
Раскрывал он в ней множество образов,
И они зазвучали прекрасно!
Чтец 5: -Одним из знаменитых эпизодов является «Полёт шмеля» из этой оперы. Вы помните, как Царевич Гвидон тайком попал в царство Салтана, оборотясь то в комара, то в шмеля? В музыке мы слышим, как шмель жужжит, в своём полёте набирает высоту, кружится на одном месте.
Звучит фрагмент из оперы «Полёт шмеля»
Выходят на сцену Ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха. Изображают по тексту.
- Шмелем князь оборотился,
Полетел и зажужжал,
Судно на море догнал…
Чуду царь Салтан дивиться,
А царевич хоть и злиться,
Но жалеет он очей,
Старой бабушки своей:
Он над ней жужжит, кружится,
Прямо на нос к ней садиться,
Нос ужалил богатырь:
На носу вскочил волдырь!
И опять пошла тревога6
«Помогите, ради Бога!
Караул! Лови, лови!
Да дави его, дави…
Вот ужо!Пожди немножко,
Погоди!» А шмель в окошко.
Да спокойно в свой удел
Через море полетел.
Чтец5-а : -
А вот ещё одна героиня оперы - сказки!
Чтец 6 :-За морем царевна есть
Что не можно глаз отвесть
Днем свет божий затмевает
Ночью землю освещает
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит…
-А сама-то величава
Выступает, будто пава.
А как речь-то говорит-
Словно реченька журчит!
Молвить можно справедливо:
Это диво, так уж диво!
-Слайд 14: (Море и Царевна-Лебедь)
Звучит фрагмент: «Ария Царевны- Лебедь»
Море волнуется из него появляется Царевна-Лебедь, медленно машет крыльями . танцует
Баян: Вы ж играйте, мои гусельки, играйте,
И напевами рассказ сопровождайте…
Были оперы те сказки гармоничными,
А попозже создавались сатиричные,
И сатиру на бездарность тех, кто правил
В «Золотом петушке» он нам оставил
Чтец 7 :-: «Завершает творческий путь Римского-Корсакова опера «Золотой петушок», сочиненная им в период с октября 1906 по август 1907 года. Пушкинский сюжет послужил композитору для создания сатирической оперы, беспощадно обличающей самодержавие. Последние Месяцы жизни композитора были отравлены борьбой с царской цензурой, покушавшейся даже на пушкинские стихи.»
(Фрагмент оперы-сказки: Тема Додона (со словами).
Выходят Додон, Звездочёт.
Додон, жалуясь Звездочёту, изображает всё, о чём поёт. Сбоку появляется петух, выкрикивая словами: «Кири-ку-ку.
Царствуй лёжа на боку»
Чтец 8 : «Додон ленив, труслив, но претендует на большой ум, величие и смелость! Интонации его вокальной партии грубы, просты, отрывисты, будто лишен он живого человеческого чувства…»
А позже в оркестре маняще и обольстительно звучит ария Шемаханской царицы. Изысканно, изящно с восточным колоритом!
Слайд 15«Шатёр» появляется Шемаханская царица, "вся, сияя, как заря".
Звучит Ария Шемаханской царицы. Царица танцует под её звуки.
Чтец 9: -Эта ария подобна светлому идеальному миру покоя, гармонии, возвышенности.
Как причудливый восточный узор вьется ее мелодия, перекликаясь с гобоем и английским рожком.
-Слайд 16. с портретом композитора и его годами жизни.
Баян: (Под мелодию гуслей)
Как всходило в поднебесье солнце красное,
Освещало оно землю да русскую,
И горели оно да разгоралося,
Ярким светом своим да наполнялося,
Жил и радость творил на родной земле
Не купец, не богатырь, а желанный сын,
Как пророчили ему звёзды ясные -
След оставил на земле в людской памяти…(Слайд 17)
Сценарий составила Чикалева С.М.- учитель музыки МОУ «Большеврудская СОШ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий школьного праздника, посвященного Дню защитника отечества "С давних пор до наших дней"
Каждый год 23 февраля наша страна отмечает День Защитника Отечества. В нашей школе был создан экспедиционный отряд «Навигатор» - который занимается историей нашего Отечества, нашего города...
Сценарий литературного праздника "130 лет со дня рождения К. И. Чуковского".
Сценарий составлен для младших школьников с нарушением слуха. Предполагается, что праздник является итоговым мероприятием в системе совместного планирования работы по чтению, развитию речи, ознакомлен...
Сценарий школьного праздника "Парад школьных звезд"
Ежегодно, в нашей школе в конце мая проходит школьный праздник, на котором чествуют и награждают победителей и призеров предметных олимпиад и конкурсов различных уровней. Праздник проводит...
Сценарий школьного праздника «День Матери – праздник любви и благодарности»
В России День матери отмечается в последнее воскресенье ноября с 1998 г. на основании Указа Президента. В этот день по традиции поздравляют всех мам, а на государственном уровне чествуют женщин,...
Сценарий школьного праздника "Праздник детской моды"
Сценарий праздника с демонстрацией работ учащихся, конкурсов....
Сценарий школьного праздника, посвящённого 170-летию со Дня рождения Н. А. Римского- Корсакова
Сценарий написан в былинном стиле. В нём чередуются станицы жизни композитора и фрагменты его опер-сказок. Под музыку из опер- сказок на сцене "оживают" Снегурочка с подружками, купец Садко и ла...
сценарий школьного праздника "Вечер встречи школьных друзей"
Сценарий вечера встречи выпускников...