Муха-Цокотуха методическая разработка
методическая разработка на тему

Ювженко Наталья Александровна

В помощь педагогам, учителям, воспитателям сценарий музыкальной сказки "Муха-Цокотуха"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сценарий сказки Муха-Цокотуха88 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклорный ансамбль «Коляда» основан в сентябре 2005 году. Художественным руководителем ансамбля является Наталья Александровна Ювженко, педагог дополнительного образования 1 квалификационной категории  МОУ ЦДО детей.

Музыкальная сказка «Муха-Цокотуха» в постановке фольклорного ансамбля «КОЛЯДА».

1.Общие сведения. В показе «Муха-Цокотуха» может принимать 15 и более детей 9-12 лет.

2. Цель. Способствовать сохранению и утверждению исконных народных традиции, обеспечить к ним доступ для нынешнего поколения; дать идейно – художественное воспитание и музыкально-эстетическое образование средствами народно-песенного искусства и театрального искусства. Сказка ориентирована на  показ для начальной школы .

3.Задачи:

  • Обучающая: дать детям начальные представления о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;
  • Воспитывающая: привить бережное отношение к культурным традициям своего народа; обеспечить знание традиционного русского поэтического и музыкально-поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте;
  • Развивающая: на фольклорной основе сформировать и развить исполнительско-творческие навыки и умения каждого ученика.

4. Методы работы:

Творческий метод: выбор сказки и работа со сценарием, изготовление и пошив необходимых костюмов, декораций .

Системный метод: занятии выстроены на достижении и целостности и единства всех составляющих компонентов программы.

Метод сценического движения: направлен на умение держаться и двигаться на сцене, на умелое владение своим телом, голосом во время исполнения, раскрепощённость перед зрителем.

5. Формы работы:

Форма учебных занятий – беседы, показ учителя, анализ;

Форма практических занятий – разучивание сценария, танцевальных движений, вокальных партий; репетиции.

Форма-итог – спектакль (показ музыкальной сказки). Каждое выступление воспитывает у ребёнка не только чувство ответственности, но и сознание того, что он делает великое дело: сохраняет песню, несёт радость людям.

6. Планируемый результат.  Воплощение сценического образа, умение правильно брать дыхание, эмоциональное исполнение, полное раскрепощение исполнителя, владение певческим, игровым и танцевальным материалом, ощущение ансамбля.

8.Материально-техническая база: актовый зал, музыкальный центр, музыкальные инструменты (трещотки, колокольчики, ложки), костюмы, декорации.

9. Используемая литература:

    Гилярова Н.Н. Хрестоматия по народному творчеству(1-2 год обучения);

    К.Чуковский – сказка «Муха-Цокотуха»;

    DVD – диск караоке «Народные песни»

Действующие лица:

Муха

Комар

Паук

Распорядитель

Гости (хор):

  • Тараканы
  • Блошки
  • Пчела
  • Бабочка (она же и дирижёр)
  • Божьи коровки
  • Кузнечик

  • Светлячки (без слов)
  • Козявки
  • Букашки
  • Сороконожки (без слов)

СЦЕНА 1

Перед сценой стоит  стол с угощениями, кулисы украшены народными платками. Под музыку «Ой, при лужку, при лужке», в зал  вбегают все участники спектакля и выстра -иваются на сцене полукругом.

ТАРАКАН(1): Тараканы, тараканчики, букашечки, козявочки, светлячки  и паучки, я собрала вас, чтобы сообщить….Вы слыхали?..

 (На мотив «Ах, Самара – городок» исполняет песню)

Муха, Муха - цокотуха, позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла!  

Вот что нужно искать!

(Появляется Муха)

А вот и Муха! (Муха показывает денежку и делает поклон)

ТАРАКАН(2):(с грустью) Везёт же некоторым!..

ТАРАКАН(1) Ничего… И нам повезёт! А ещё вы слыхали?..(На мотив «Ах, Самара – городок» продолжает петь)

У канавки две козявки

продают ежам булавки,

А ежи – то хохотать,

всё не могут перестать:

МУХА: Обошла я весь базар.

                Сторговала самовар!

ГОСТИ:

Уморилась, уморилась,

Уморилася.

РАСПОРЯДИТЕЛЬ: Вот так она и сходила на базар и там купила этот замечательный, наш фирменный – а главное, выигрышный самовар! Это тысячная покупка в нашем заведении! Прошу – аплодис-менты!

ГОСТИ: Ура!Браво!

РАСПОРЯДИТЕЛЬ:  А сейчас наш хор исполнит гимн в честь Мухи. Дирижёр, выводите хор на сцену!

(На сцене выстраивается Хор во главе – Бабочка-дирижёр. Запевают на мотив «Солдатушки, бравы, ребятушки» песню):

ГОСТИ:

Муха – цокотуха нас

Нынче пригласила!

Самовар она купила,

Всех нас чаем напоила

Наша Муха -цокотуха!

Все её мы поздравляем.

Море счастья ей желаем!

В ней души не чаем!

МУХА: Я для дорогих гос-тей много припасла сластей!

ТАРАКАН(1) Тараканы! ГОСТИ: Прибегали!

ТАРАКАН(1) Все стаканы!

ГОСТИ: Выпивали!

ТАРАКАН(1) И все пирожные надкусывали!

ГОСТИ: Нынче Муха-цокотуха именинница!!!

БОЖЬИ КОРОВКИ:

Тараканы прибегали,

Все стаканы выпивали.
А букашки по три чашки

С молоком и крендельком!..

ГОСТИ: Нынче Муха-цокотуха именинница!!!

 «Эх, вы глупые козявки,

нам не надобны булавки!

Мы булавками сами утыканы».(Всеобщий хохот)

ТАРАКАН(1):

Муха, Муха-цокотуха, позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла!

ТАРАКАН(3):Знаем! Слышали! А что дальше – то было, вы не слышали?!.

ГОСТИ: А что было?

ТАРАКАН(1) А вот что! Пошла Муха на базар…(Муха идёт за кулисы) И купила…(Таин-

ственно) Сам..А-а, не знаете!

ГОСТИ: Самосвал?

ТАРАКАН(1): Нет!

ХОР: Самолёт?

ТАРАКАН(1): Нет! Са – мо –вар!

ХОР:(перебивая друг друга):Самовар! Самовар? Как самовар? Какой самовар? Вот это да!

ТАРАКАН(1):Пошла Муха на базар и купила самовар.

ГОСТИ: Настоящий самовар!!!

МУХА: (проходя с самова-ром мимо гостей, ставит

его на стол) Приходите, Тараканы, я вас чаем

угощу!..

СЦЕНА 3

РАСПОРЯДИТЕЛЬ:(вслед Божьим коровкам): Кыш вы!..

А сейчас – подарки Мухе –

цокотухе!

БЛОШКА: 

Муха! Ты прими от Блошки эти славные сапожки!

(Даёт Мухе сапоги.)

БУКАШКИ:

А сапожки не простые –

В них застёжки золотые!

МУХА: Спасибо тебе, Блошка, прекрасные сапож-ки!

ПЧЕЛА:

Пришла сегодня к Мухе

С подарком и пчела…

Я Мухе-цокотухе

Мёду принесла.

Попробуй-ка! Мёд натуральный, чистый,

И сладкий и душистый!

(Даёт Мухе баночку с мёдом).

МУХА: Спасибо, спасибо!

              Подарок на диво!

БАБОЧКА:

Я бабочка – летунья,

И ловкая плясунья.

Я порхала по лугам,

Прилетела в гости к вам.

Муху щедрую хвалю!

И свой танец ей дарю.

(Исполняется вальс на музыку «Живёт моя отрада».Все гости двигаются по кругу, а в центре кружатся Муха с Бабочкой.Затем распоря-дитель принимает из-за кулисы кем – то прине-сённый букет цветов).

РАСПОРЯДИТЕЛЬ: (читает записку, спрятан-ную в букете):

Муха счастья завтрашнего дня

Прилетела Крыльями звеня!

Выбери меня, выбери меня,

Муха счастья завтрашнего дня!

Подпись… Не подписано.

ГОСТИ: (исполняют  на мотив «Коробейники» пес-ню):

Повезло же Мухе,

Шустрой Цокотухе!

Денежку нашла она!

Всех теперь сзывает,

Чаем угощает,

Новый показать

всем хочет самовар!

ТАРАКАН(1):Пойдёмте

пить чай!

СЦЕНА 2

Все рассаживаются за столом.

РАСПОРЯДИТЕЛЬ: Как

Вы решились на такую крупную покупку?

МУХА:Сейчас я спою про то как всё было.(На мотив песни «Бывали дни весёлые) исполняет песню):

Я по полю шла,

По пригорку шла.

ГОСТИ:

Уморилась, уморилась,

Уморилася.

МУХА:Денежку нашла,

                Да насилу подняла

ГОСТИ:

Уморилась, уморилась,

Уморилася.

МУХА:Я насилу подняла,

              На базар снесла.

ГОСТИ: 

Уморилась, уморилась,

Уморилася.

Муха, вы что-нибудь

хотите сказать Гостям?

МУХА: ( на мотив  песни «Ехали цыгане» запевает):

Милые друзья мои,

Любезные подруги!

Меня утешили, пришли

Вы к Мухе – цокотухе!

А что в сердцах, в речах – огня,

Даже небу жарко!

Вашей дружбы для меня

Лучше нет подарка!

С нею горя не боюсь,

Да никакой прорухи.

В дружбе вечной вам клянусь,

Эх, не будь я муха – цокотуха!

В дружбе вечной вам клянусь,

Эх, не будь я муха – цокотуха!

Всех прошу за стол садиться,

Чаю вкусного напиться!

(Все садятся за стол).

БОЖЬИ КОРОВКИ:

Ах, тут и яблочки печёные,

Тут и булочки слоёные,

Тут и пряники медовые, рассыпчатые!

Очаровательно! Замечательно!

 Прелестно! Чудесно!

ПЧЕЛА:

 Бабочка – красавица,

 Кушайте варенье!

 Или вам не нравится

 Наше угощенье?

БАБОЧКА:

Что вы! Угощенье – просто загляденье!

Так бы и смотрела – ничего не ела!

КОЗЯВКИ: Просто объеденье это угощенье!

КУЗНЕЧИК:

Наедимся до упаду

Шоколаду, мармеладу!

ПЧЕЛА:

Тут бы справиться с блинами, карамелью, леденцами!

БУКАШКИ:

Да всего бы мы не съели

И до будущей недели.

ТАРАКАН(1):

Ах, какие пирожки,

Прянички да крендельки!

ТАРАКАН(2):

Ай, да Муха – цокотуха!

Ай, да щедрая подруга!

ТАРАКАН(1):

Для друзей, для гостей

Не пожалела ты сластей!

ГОСТИ: (на мотив  песни «Ехали цыгане» запевают):

 

Для гостей не пожалела

Цокотуха ничего,

Припасти она сумела

Столько вкусного всего!

С Цокотухой всё возможно,

Даже вот такой банкет!

Сколько тортов и пирожных,

Шоколадок и конфет!

Сцена4

Появляется Паук

ПАУК:( Исполняет песню на мотив «Цыган Ян»).

Насекомым,

С пауком незнакомым,

Очень скромно о себе я скажу:

Эй вы, крохи!

С Пауком шутки плохи!

Мухи, блохи –

Я ни с кем не дружу,

Мухи, блохи –

Я ни с кем не дружу,

Никого не люблю,

Всех переловлю!

Мухи, блохи –

Я ни с кем не дружу,

Никого не люблю,

Всех переловлю!

( начинает всех  ловить  и ловит Муху, а все остальные спрятались, присев накорточки).

МУХА: (исполняет песню на мотив «Тонкая рябина»).

Дорогие гости, помогите!

Паука-злодея прогоните!

Я кормила вас,

Я поила вас,

Не покиньте меня

В мой последний час!

ПАУК:(продолжает петь):

Но жуки-червяки,

испугалися,

По углам, по щелям

разбежалися?

Тараканы под диваны,

А Козявочки под лавочки,

А Букашки под кровать –

Не желают воевать!

И никто даже с места не сдвинется:

Пропадай, погибай, именинница!

А Кузнечик, а Кузнечик,

Ну, совсем как человечек,

Скок, скок, за кусток и молчок!

МУХА: (исполняет песню на мотив «Калитка»):

Я не у спела

Спрятаться за дверь…

Мне так везло,

Но больше не везёт.

Я среди тех, кого ждёт погибель,

Кто духом пал

И не верит ни во что.

Я из тех, кто перед смертью еле дышит.
Но, как ни трудно петь, я пою,

Ведь кто-нибудь услышит.

БОЖЬИ КОРОВКИ:

Ах, злодей- то каков!

Не шутит.

Руки, ноги он Мухе верёвками крутит!

БЛОШКА: 

Муха криком кричит,

Надрывается,

А злодей –то стоит

Ухмыляется!...

Сцена5

БАБОЧКА:

Вон откуда-то летит

Маленький Комарик!

И в руке его горит

Маленький фонарик!

ГОСТИ:

Слышен звон Комора издалёка,

Комариное пение звон..

Может быть, это Мухе подмога,

Ведь сюда приближается он!

КОМАРИК:(появляется из зала).

 

Где разбойник? Где Злодей?

Не боюсь его когтей!(Комарик с Пауком сражаются, а гости поют на мотив песни «Пчёлочка злотая»).

ГОСТИ:

Сегодня самый лучший день!

Сегодня самый лучший день!

Сегодня самый лучший день!

Сегодня битва с Пауком.

Сегодня самый лучший день!

Сегодня битва с Пауком.

КУЗНЕЧИК:

Что там? О, подлетает к Пауку, саблю вынимает…
И ему на всём скаку

Голову срубает!

(Паук падает за кулисы).

БОЖЬИ КОРОВКИ:

Он Муху за руку берёт!

И за собой её ведёт.

Сцена6

КОМАРИК:

Я злодея зарубил?

Я тебя освободил?

И теперь, душа - девица,

На тебе хочу жениться!

(Комарик припадает на колено, Муха берёт его за руку).

РАСПОРЯДИТЕЛЬ:

Эй, букашки!

Эй, козявки!

Вылезайте из-под лавки!

ГОСТИ:

Слава, слава Комару –победителю!

РАСПОРЯДИТЕЛЬ:

Эй, не спите светлячки!

Зажигайте огоньки!

ГОСТИ:

То-то стало весело, то-то хорошо!

РАСПОРЯДИТЕЛЬ:

Эй, Сороконожки,

Бегите по дорожке,

Зовите музыкантов,

Будем танцевать!

Веселися, народ!

Муха замуж идёт!

За лихого удалого,

Молодого Комара!

Славьте,славьте Комара – победителя!

Нашей Мухи-цокотухи избавителя!

Молодого, удалого и

бесстрашного!

ГОСТИ:

Лихой Комарик,

 Победитель Паука!

Да будет он воспет и в прозе, и в стихах!

Мы все поём ему хвалу!

Ну, а Паук – лежит поверженный в углу!

МУХА:(Комарику):

Сейчас от смерти я

была на волосок,

Но появился ты.

Твой подвиг так высок!

Меня ты спас, о, мой герой!

И ничего  теперь

Не страшно мне с тобой!

(Гости исполняют заключительную песню на мотив песни «Топится в огороде баня»):

Муху спас Комар геройски,

Паука в помине нет,-

СочинилКорней Чуковский

Замечательный Сюжет,

Разнеслось по белу свету,

И сегодня знает мир:

Если ты нашёл монету,

Нужно всех позвать на пир.

Муха-цокотуха  -

Ангел во плоти!

Лучше Цокотухи

Подруги не найти!

Муха –цокотуха

И герой Комар,-

Вы нашли друг друга!

Хвала вам!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Муха – Цокотуха (сказка - опера)

Сценарий выступления на экологическом слёте...

Сценарий кукольного спектакля по ПДД "По дороге к мухе-цокотухе"

Театральное представление "По дороге к Мухе-Цокотухе", представленное учащимися 2 класса для повторения и закрепления правил дорожного движения. А еще для хорошего время препровождения в группе п...

Мюзикл "Муха-Цокотуха" по мотивам произведения К.Чуковского

Детская музыкальная сказка в современной интерпритации. Много песен, танцев, пластических зарисовок....

Методическая разработка «Особенности постановки детской оперы в школе», на примере оперы М.И.Красева «Муха-Цокотуха» (из опыта работы)

В методической разработке"Особенности постановки детской оперы в школе" представлен опыт постановки оперы с детским хоровым коллективом. Исполнителями в опере были дети 3-5 классов.В работе представле...

Методическая разработка спектакля "Муха цокотуха"

Спектакль музыкальный расчитан для детей 1-4 кл....

Приложение №1(сценарий) к методической разработке «Особенности постановки детской оперы в школе», на примере оперы М.И.Красева «Муха-Цокотуха» .

В приложении №1(сценарий) к методической разработке «Особенности постановки детской оперы в школе», на примере  оперы М.И.Красева «Муха-Цокотуха»  предложен сценарий оперы.В нём я добавила н...

Приложение №2(танцевальные номера ) к методической разработке «Особенности постановки детской оперы в школе», на примере оперы М.И.Красева «Муха-Цокотуха» .

В клавире оперы "Муха-Цокотуха" не было танцевальных намеров, которые так и напрашивались под музыку оперы.Пришлось мне разработать их , что очень нравилось детям при постановке оперы....