Сценарий классного часа Все мы вместе, в этом наше богатство....
методическая разработка (8 класс) по теме

данная разработка представляет внеклассное мероприятие по воспитанию толерантности и межнациональному миру среди учащихся среднего звена школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа № 10

город Балаково Саратовская область

                  Мы разные –

 в этом наше богатство,

 мы вместе – в этом наша сила

                                                                                    Сценарий внеклассного мероприятия

                                                                                    для  обучающихся 8 класса

                                                                                    разработали

                                                                                    учащиеся Лапшина Кристина,  

                                                                                    Мелехина Екатерина и

                                                                                    классный руководитель 8 класса

                                                                                    Чеверда Татьяна Ивановна

                                                     2013 – 2014 год.

Урок проводится в рамках недели толерантности, в январе 2014 года.

Урок создан по технологии современного массового постановочного урока и рассчитан на массовую аудиторию учащихся  6 - 9 классов.

Для проведения урока задействуются учащихся 8 класса.

Форма урока: массовый постановочный урок

 Цель :  воспитание толерантности, гражданственности,  патриотизма.  развитие терпимости  друг к другу.

Задачи: формирование у обучающихся знаний о межнациональной проблеме в России, о межнациональных отношениях в нашем городе;

  • развитие умений находить информацию, анализировать, применять ее по назначению, использовать программу “Power Point” для наглядного оформления найденной информации и применения ее на уроке, развитие умений доносить информацию, умений держаться на публике, работать в команде, ставить четкие цели и распределять обязанности в рабочей группе.
  • совершенствование таких качеств у учащихся как самостоятельность, дисциплинированность, собранность, работоспособность, умение сотрудничать, умение работать в творческой группе, сплочение классного коллектива, формирование таких качеств как толерантность, гражданственность и патриотизм.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, микрофоны, музыкальная аппаратура, сцена, реквизит.

Структура урока:

Урок состоит из 3 блоков:

1 - Другие нации. Посвящен блок  отношениям с представителями различных национальностей и народов. Направлен он на формирование толерантного отношения учащихся к другим культурам, обычаям и народам.

2 - Другие поколения. Посвящен отношениям между различными поколениями, поднимает проблему “отцов и детей” и проблему “старшие – младшие”. Направлен блок на воспитание уважительного отношения к представителям других поколений, бережного отношения к младшим. Второй блок, плавно переходящий в третий, поднимает проблему семейного благополучия.

3 – Другие отношения. Посвящен этот блок, памяти павшим за сохранение жизни и свободы на Земле, в стране,   отношениям между людьми с одинаковыми,   различными и ограниченными возможностями. Направлен блок на взаимоотношения между обычными людьми, и людьми, страдающими от тяжелых недугов и имеющими ограниченные возможности для жизни и деятельности, на  милосердие и сострадание.

Звучит песня “ Мой адрес – Советский Союз …”

Классный руководитель: Когда-то, не очень давно, мы с вашими  бабушками и дедушками, с родителями жили в одной такой большой и многонациональной стране Советский Союз.  Тогда вопрос о толерантности не стоял так остро. Прошло это время. Всё течет и все меняется.

   Наша Родина – Россия. Её ещё называют Российской Федерацией. Она объединяет в своём составе республики, края, области. Широки и необъятны  просторы. Но главное её богатство – люди. Издавна  Россию населяли  разные народы. Разные народы живут и сейчас.  Все живущие именуются соотечественниками, россиянами. Ведь у  них одна Родина, одно Отечество – Россия. Русский язык является государственным. На нем говорят, пишут, читают. Но в нашей стране все народы сохраняют и свой родной язык, традиции. В нашем городе Балаково проживают более 100 национальностей. У каждого из них  есть ценности, которые помогают человеку не только жить, но и стать лучше. А самая главная ценность – это дружба и такое понятие как толерантность.

"Теперь, когда мы научились летать по

                                               воздуху, как птицы, плавать под водой,

                                                  как рыбы нам не хватает только одного:

                                                     научиться жить на земле, как люди».

                                                                 Б. Шоу.

И сегодня, в этот олимпийский год, как никогда, к нам пришло время учиться жить и быть толерантными людьми.

  Давайте поразмышляем с вами: что же такое толерантность? Класс разбит на группы. Это и будет первым вопросом для каждой из групп. На столах лежат совершенно разные по смыслу и отдельно написанные друг от друга  слова, соединив которые, по вашему мнению,  необходимые слова  в единое целое вы можете получить определение. Ведущие заняты целевым обходом. Через 2-3 минуты каждая группа зачитывает определение.

Набор слов на столах учащихся: 1. чужому, жизни, чувствам,  верованиями, толерантность, идеям,  это,  мнениям,  образу,  поведению, терпимость, к,  обычаям.

2. Это, собственное,   чужой, мировоззрение, толерантность, готовность, принимать, права, признание, вероисповедание, чувства, поведение, на,  образ, мыслей,

Предполагаемые ответы:  1. толерантность – это терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

2. Толерантность — это готовность принимать чужой образ мыслей, чувства, вероисповедание, поведение, признание права на собственное мировоззрение.

Классный руководитель: Второе задание. Для чего нужна толерантность?

Предположительные ответы уч-ся:

  1. Ерахтин Артемий.  Толерантность нужна для того, чтобы:  понять и принять взаимоотношения друг к другу. Не дело людям,  «грызть» своих же, как волки – нам нужна любовь,  взаимное понимание и  уважение. У нас есть речь. Мы владеем языками и можем общаться, обмениваться опытом, договориться с помощью вербального и невербального общения. Важно понять каждому, живущему на Земле человеку, что его роль должна  быть направлена на развитие мира, свободы, равенства.
  2. Бобков Андрей. Чтобы было приятно общаться с прохожими и незнакомыми соотечественниками, гражданами из других стран. Для этого надо воспитывать в себе любовь и признание. Принятие культур других народов, жизни  в мире и согласии, развитие науки, изучение неизведанного. А ещё,  мы можем соревноваться на спортивных площадках, футбольных полях, в бассейнах, спартакиадах и олимпиадах.
  3. Сушкова Яна. В 1995 г. ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, включающих уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, гармонию в многообразии, направленность на достижение мира и содействие замене культуры войны культурой мира. Думаем, что именно для этого и нужна толерантность, но с условием, что это осознанное решение каждого человека.
  4. Наумова Анна. Необходимо помнить, что изначально это был термин «симпатия». После того как «симпатия» стала означать в массовом сознании узкий смысл эмоционального и индивидуального отношения,  этим термином стала «эмпатия», которая означает симпатию в ее первоначальном значении.

Замечательно поработали наши команды, и мы дадим им право на отдых, мы переходим ко 2 блоку.

  Звучит музыка “Музыка исцеляющая душу”, приглушенный свет в зале, световой акцент только на экран.

1 ведущая, в украинском народном  костюме, Лапшина Кристина: Однажды, (слайд № 5, родители и маленькая девочка), когда я была маленькой и жила в Томске, я спросила у мамы: «А какой я национальности?” Мама мне ответила: “На этот вопрос не так  - то просто ответить: дедушка твой  русский, с Волги, из города Балаково, (слайд № 6, 7),  а  наши корни – цыганские.  Вольный ветер степей, запах костров, конечно, они уже  давно ушли в прошлое». (Слайды  цыганских костров,№ 8, 9).

Когда я обратилась с этим вопросом к отцу, он мне ответил: “ Мы носим  русскую фамилию, и хотя я считаю себя русским, корни нашей семьи уходят  в далёкую Украину и Казань, твоя бабушка украинка,  а  другая бабушка  татарочка. Славиться своими песнями Казань и  Украина – прекрасные, певучие  народы, с богатой историей.

2 Ведущая, в русском народном костюме,  Мелехина Екатерина,  (слайд “Красное сердце” № 10),  берет в руки  сердечко красного цвета и говорит: «Красный цвет любви и горячего сердца. Красный – цвет крови, кровного родства. Так как во мне бежит кровь русского народа, а у моих одноклассников – и русская и других  разных народов, то и  я в родстве с ними. Я  уважаю, понимаю и принимаю культуру и обычаи этих народов,  этих стран (вешает красное сердечко на доску).

Мартынов Максим в грузинском национальном  костюме с сердечком оранжевого цвета).  Мелехина Екатерина переводит текст. Слайд № 11.

Гамарджбатт!    (Здравствуйте!)  Мобрдзандитт Сакартвело !  

Добро пожаловать  в Грузию!)  

Слайд № 12, 13.

(Ме ра мамгеребс?

Удзиро зеца замбахис пери

Ту милхинс вмгери

Ту севдианоб маинца вмгери  

Перевод: 

Что заставляет меня петь?

Бездонный небосвод, ромашковое поле.

Если радостно мне - пою,

Если грущу - все равно пою,

Потому, что вспоминаю Грузию  свою.

Я живу в России,  я уважаю Грузию.

Максим вешает сердечко на доску.

Слайд № 14

1 ведущая: Россия! Сколько теплоты и нежности в твоём имени! Ты гостеприимна, величава!  В нашем городе проживает более ста национальностей. Все национальности встречаются друг с другом вместе на празднике города, на фестивалях искусств, в национальной деревне Саратова,  где показывают своё мастерство в исполнении песен, танцев. Не отстает от них и молодое поколение. Слайды № 15, 16. 17,18,19

Филатова Анна читает стихи о России и толерантности. Держит и прикрепляет фиолетовое сердце

Пусть будет небо голубое,

 А солнце - ясным!

 Пусть человек не будет злым,

 И станет мир прекрасным.

 Выйдите люди, из своих квартир!

 Слова мои хорошо слышны?

 “Люди, доброта и толерантность спасёт мир!”

 И вы мне поверить должны!

Сердечко толерантности и  добропорядочности всем важны!

(Вешает фиолетовое сердечко). Слайд № 18

Ведущий 2. Музыка – самое толерантное явление. Язык нот - один для всех народов без исключения. К  нам в гости пришли сегодня представили двух диаспор, украинской и татарской. Они готовы разделить сегодня с нами праздничное настроение, которое как цветок распускается не лепестками, а сердцами. (Представители украинской диаспоры прикрепляют сердечко  зеленого цвета).

Ведущий 1. Дорогi   друзi!  Ласкаво просимо Вас. Зелений колiр вашого серця означае дружбу та поваження.  Зеленый цвет - цвет уважения и дружбы.  Зеленый цвет – цвет спокойствия, развития, мудрости. Слайд № 19,20,21.22,23

(Выступление украинской диаспоры).

Ведущий 2. Встречайте, у нас в гостях Гузель Инсапова, руководитель татаро-башкирского культурного центра « Мирас».  

Рахматулин  Вадим произносит слова на татаро-башкирском языке и вручает сердечко белого цвета. Белый цвет символ чистоты и честных помыслов.

Слайды № 19, 20, 21,22,23,24,25,26,27,28

 (выступление культурного центра «Мирас»)

Ведущий 1. Пословица  гласит: « Если дружба велика – будет Родина крепка». Благодаря этой дружбе наша страна не раз смогла защитить себя от врага. Сейчас в мире непростая обстановка. Во многих точках планеты идёт война, гибнут люди, страдают дети. Но мирные  жители не виноваты в проведении той политики, которая приводит к национальным распрям. Им нужна помощь. Я думаю, что самое время прикрепить серединку в виде окружности желтого цвета. Желтый – цвет солнца и жизни, цвет радости. Прикрепим же солнышко на  своё место. Пусть оно всех согревает. Спасибо. Слайд № 29.

Ерахтин Артем.  Слайд № 30.  Выходит с синим сердечком. Синий цвет – цвет чистого неба, цвет доверия и безоблачных отношений. У меня есть младшая сестренка. Мы часто не задумываемся о том, что невольно можем кого-то обидеть даже  словом. Я очень хочу, чтобы никто не обижал  наших сестер и братьев маленьких или  подростков. Пусть дети растут в мире и радости на всей  Земле. Будем же толерантными людьми! Прикрепляет сердечко.

Слайд № 31. Яромчук  Виктория и Сушкова Яна. Яна держит сердечко – наполовину черное – наполовину белое.

Выходят на сцену, в руках у Вики  свеча. Однажды я листала старый семейный альбом. Там (слайд “ фронтовик”) я нашла фотографию молодого парня в форме. Как я узнала потом, это мой прадед. И он навечно, в годы  Великой отечественной войны  остался молодым бойцом, потому, что он не вернулся с фронта. Он погиб, как и много таких же молодых парней, в жестоких и кровавых боях. А если бы все люди всегда были толерантными, возможно и не было бы войн на земле. Как вы думаете?

  А сколько молодых парней ушло в « последнюю осень» в период  афганской и чеченской войны,  ушли, чтобы пройти  все горячие точки, а некоторые прошли все, чтобы   погибнуть в Беслане, освобождая заложников.

Сушкова Яна. Мы отдаем свое сердечко, оно наполовину черное наполовину белое, потому, что черный цвет – цвет траура, это память с болью в сердце. А белый цвет – это наше светлое будущее, мы должны помнить, какой ценой завоёвано это счастье. Вика гасит свечу, Яна прикрепляет сердечко.  Мы призываем: Люди! Будем же толерантными! Слайд № 31.

Чернушевич Светлана.  Слайд № 32

Семья, здоровье  – это самое главное, что должно быть  у любого человека. Но,  из-за необдуманных поступков, можно лишиться и того и другого.  Не секрет, что в  нашем городе есть  малютки и дети-отказнички. Все, как могут,  помогают им. Но никто не заменит им любовь родителей.  Будем же благоразумными, толерантными, будем осознанно совершать свои поступки.

Бобков Андрей и Рябчиков Алексей  выходит к доске с розовым сердечком. Слайд № 33.

Андрей: Я счастливый человек. У меня есть семья. Есть мама, папа и маленький брат. Но, к сожалению, между нами часто возникает непонимание. У меня много друзей и интересов, вне семьи. Я люблю проводить время с друзьями, но родители не понимают меня. Они часто придираются ко мне, им кажется, что если я буду все время сидеть дома, то я стану лучше, умнее. Но ведь это не так. Я не понимаю их. Я грублю и отстаиваю свою точку зрения. Но в то же время мне не хочется, что бы между нами были конфликты. Я люблю свою семью. Думаю, что точно также в Таджикистане, Армении, Узбекистане, Чувашии  и в других странах все дети любят свою семью и хотят, чтобы все были счастливыми, все были вместе. Слайд № 34

Слайд № 35. Чувашия.

Рябчиков Алексей.  Корни моей семьи связывает дружба с чувашским народом. Мы  прикрепляем  своё сердечко для счастья всех семей на планете. (Слайд “Розовое сердце”№ 33.) Розовый цвет – цвет надежд и нежности , доброты, понимания (вешает сердечко).

Я знаю, хочу, чтобы мы все  со своими  родителями понимали друг друга, чтобы в мире все взрослые  люди, держась за руки, сохраняли толерантность и в семье и на планете.  Слайд № 35, 36.

Наумова Анна.  Слайд № 37, 38.  Я знаю, что вместе с нами есть дети и люди с ограниченными возможностями.  Есть  пожилые люди, которых почему – то решили пристроить в дома престарелых. Они ничем не отличаются от нас и могут  дарить радость,  любовь, пользу стране также как и все остальные. Будем же толерантными людьми! Будем думать о своих поступках раньше, чем сделаем неверный шаг!

Рябчиков Алексей.  Если люди умеют договориться, или приветствуют друг друга с чистым сердцем, они пожимают руки. Мы предлагаем придумать каждой группе свой метод скрепления  толерантных, дружеских отношений. Пусть каждая группа возьмется за руки, своим способом, но самым крепким, самым верным.

Слайды №  39, 40, 41, 42, 43

Дети не разжимают руки, пока не получат возможность это сделать.

Рефлексия. Классный руководитель. . В мире много цветов – (слайд № 44 “Радуга”) есть цвета жизни, окрашивающие наши дни в яркие краски радости, чистоты, дружбы, родства. Есть краски скорби, ненависти и пустоты. Каким цветом раскрасить свою жизнь выбирает сам человек. Наши души тоже раскрашены разными красками, и какими,  зависит от того, как мы воспринимаем мир, как относимся к другим людям. Мы все разные, но если мы будем уважать друг друга, будем терпимыми, то наша жизнь станет ярче, а небо безоблачным. И не важно,  кто твои соседи  - немцы или русские, узбеки или киргизы. Мы живем вместе, это наша страна, это наша жизнь, которая у нас одна.  

(слайд №45).

   Посмотрите на соседа слева, взгляните друг другу в глаза и скажите “Я уважаю тебя, стараюсь понять и принимаю тебя”, теперь соседу справа “Я уважаю тебя, стараюсь понять и принимаю тебя”. Не торопитесь разжимать руки, ведь пока вы все вместе, вы сильнее и можете окрасить мир в те цвета, которые должны быть и можете составить формулу толерантности.

Слайд № 46. Толерантность – это… ученики называют слово и разжимают руки!

Ерахтин А. *  сотрудничество…

Богдашов В. * уважение человеческого достоинства;

Филатова А * милосердие;

Карпенко А. * уважение прав других;

Сушкова Яна -*принятие другого,  таким, какой он есть;

Бобков Андрей * сострадание;

Рябчиков Алексей * прощение;

Рахматулин Вадим * уважение мнения других;

 Мартынов Максим   * чуткость, любознательность;        

Чернушевич Светлана    *доброжелательность;        

Наумова Анна * доверие, гуманизм;

Лапшина Кристина        * любовь;

Мелехина Екатерина * терпение;

Татьяна Ивановна * взаимоуважение.

Ведущая 1.

В белоснежном платье, как снежинка,

То ли в гости, то ли в отчий дом,

Шла девчонка вьющейся тропинкой

И несла букет живых цветов.

Ведущая 2.

 Стройная, как тополь серебристый,

Весела, как звонкий ручеек,

Что-то нежно ей шептали листья,

Улыбался каждый лепесток.

Классный руководитель:

Шла и пела голосом счастливым

Вторила ей музыка весны,

И кругом светлее становилось

От сверкавшей платья белизны.

Спасибо.

Текст песни Весёлая песня о дружбе   - Есть друзья, а для них, у друзей нет выходных. МР3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час для учащихся 9 класса «Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила»

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей с...

Классный час « Мы разные в этом наше богатство, мы вместе в этом наша сила». для 9 класса.

Данный классный час разработан для  учащихся  9 класса. В нем поднимаются проблемы взаимоотношений людей разных национальностей в пределах нашей многонациональной родины.  Классный час ...

Классный час "Все мы разные, и в этом наше богатство. Все мы вместе, и в этом наша сила" для учащихся 10 класса.

Классный час "Все мы разные, и в этом наше богатство. Все мы вместе, и в этом наша сила" для учащихся 10 класса. Предлагаемый классный час - это своего рода презенация увлечений. Его цель - не только ...

Классный час «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила!»

Классный час:  «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила!»...

Сценарий классного часа для учеников 6 класса Этих дней не смолкнет слава!

Расширить представление учащихся  об Отечественной войне 1812 года.·          Формировать положительную нравственную оценку подвига во имя Родин...

Сценарий классного часа к Дню Знаний. «Конституция в нашей жизни»

Дата: 2 cентября 2013 г.Время: 45 минутУчастники: ученики 11 класса, глава администрации Золотостепского поселения Соловьев Сергей НиколаевичЦель: распространение знаний о  Конституции РФ, правов...