Материалы к открытому занятию-празднику «А мы Масленицу дожидали»
план-конспект урока по теме

Начинкина Татьяна Яновна

Тема занятия - «Знакомство с древними идеями и образами на основе анализа произведений народного творчества»
Вид занятия- праздник
Тип занятия- комбинированный
Форма организации занятия - групповая
Возраст обучающихся-  8– 10 лет
Количество обучающихся-    15 человек
Цель занятия: дать детям представление о том, как в старину проводили Масленицу.
Задачи: развивать творческие способности детей, воспитывать интерес к русскому народному творчеству, формировать чувство единения, радости от совместной деятельности взрослых и детей.
Оборудование праздника: русские народные костюмы, кукла Масленицы, театральный реквизит и костюмы персонажей сказки, реквизит для игр на улице: «,бревно-доска», платки, колокольчик, кушак, канат, мишень, обруч с лентами, мешки.
Методы проведения:
словесно-наглядные и практические: (исполнение песен, беседы, загадки, постановка вопросов, рассказ, беседа, объяснение);
зрительно-двигательный (показ педагогом танцевальных движений, действий игры с наглядным материалом, проигрывание мизансцен при подготовке к спектаклю.);
совместная практическая работа: (совместные действия воспитанника с педагогом и родителями, вовлечение в игровую деятельность);
проблемно-поисковые.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение  средняя школа №125 отделение дополнительного образования детей

творческое объединение «Русские традиции и обряды»

Материалы к открытому занятию-празднику

«А мы Масленицу дожидали»

Место проведения: ГБОУ СОШ №125

Дата проведения: 02.03.2011

Возраст обучающихся: 8-10 лет

Автор: Начинкина Т.Я.

педагог дополнительного образования

Санкт Петербург

2011 год

Содержание:

1.        Аннотация………………………………………………………………………… 3 стр.

2.        План – конспект………………………………………………………………….. 4 стр.

3.        Список литературы……………………………………………………………….10 стр.

4.        Самоанализ……………………………………………………………….……….……11стр.

1.        Аннотация.

Дата занятия-   02.03.2011 г.

Тема занятия - «Знакомство с древними идеями и образами на основе анализа произведений народного творчества»

Вид занятия- праздник

Тип занятия- комбинированный

Форма организации занятия - групповая

Возраст обучающихся-  8– 10 лет

Количество обучающихся-        15 человек

Цель занятия: дать детям представление о том, как в старину проводили Масленицу.

Задачи: развивать творческие способности детей, воспитывать интерес к русскому народному творчеству, формировать чувство единения, радости от совместной деятельности взрослых и детей.

Оборудование праздника: русские народные костюмы, кукла Масленицы, театральный реквизит и костюмы персонажей сказки, реквизит для игр на улице: «,бревно-доска», платки, колокольчик, кушак, канат, мишень, обруч с лентами, мешки.

Методы проведения:

словесно-наглядные и практические: (исполнение песен, беседы, загадки, постановка вопросов, рассказ, беседа, объяснение);

зрительно-двигательный (показ педагогом танцевальных движений, действий игры с наглядным материалом, проигрывание мизансцен при подготовке к спектаклю.);

совместная практическая работа: (совместные действия воспитанника с педагогом и родителями, вовлечение в игровую деятельность);

проблемно-поисковые

Материально-техническое оснащение -аудиоаппаратура

Дидактический материал-подборка музыкальных фрагментов

 План-конспект занятия.

План праздника

I.        В зале звучит музыка: организованный заход детей в зал (2 мин.).

II.        Концертная программа: (15мин.)

1.приглашение на праздник 30 сек.

2.вынос масленичной куклы 30 сек.

3. инсценировка сказки 14 мин.

III.        Игры на улице(25мин.)

IV.        Чаепитие

Конспект праздника

Ход праздника:

I.Организованный заход детей в зал.

II.Концертная программа:

1ый Ведущий

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

                                Водились русские блины;            А.С.Пушкин                                            

2ой Ведущий

От души вас поздравляем        И сердечно приглашаем:

Все заботы бросьте,                 Приходите в гости,

Прямо к нашему крыльцу      К нам на Масленицу.

Убедитесь сами:                      Угостим блинами,

На сметане пышками,            Пирогами пышными,

Февралю - помашем,              Марту - "здравствуй" скажем.  

МУЗЫКА НАИГРЫШИ    

1-ый Ведущий

 Едет Масленица дорогая  Наша гостьюшка годовая  

Вынос куклы

2-ой Ведущий

Дорогая наша гостья Масленица,

Авдотьюшка Изотьевна,

Дуня белая, Дуня румяная.

1-ый Ведущий

Коса длинная, триаршинная,

Платок беленький, новомодненький,

2-ой Ведущий

 Брови черные, наведенные,

Шуба синяя, латки красные,

Лапти частые, головастые,

Портянки белые, набеленные.

Спектакль  «Масленица»  

Арлекин            Сказка о Буратино, Пьеро, Мальвине,

о русской масленице и о вкусных блинах с маслицем.

ТАНЕЦ    МЕНУЭТ

Распространитель новостей        

 На седмице пред постом к нам весна стучится в дом!

 На Руси пекут блины - и румяны и вкусны!

ТАНЕЦ КАДРИЛЬ                

Сцена 1

Арлекин          Подумаешь, а вот у нас в далёкой стране Италии, все кушают конфеты!

                                  Я возьму себе конфету ! Может ту ,нет лучше эту!

 Да здравствуют пирожные!

 Любые! Всевозможные!

Слоёные, песочные, хрустящие и сочные…

Буратино   Нет в детстве большей радости  ,увидев эти сладости поближе ним подсесть и всё что видишь съесть…

Пьеро               Мальвина заболела! Мальвине плохо! Она тоскует и плачет!

Арлекин и Буратино Что такое? Что случилось? Что с Мальвиной приключилось?

Пьеро        Мальвина тоскует, Мальвина рыдает! Не ест и не спит, не шалит не играет!

                          И горькое горе Мальвиночку точит-Не знает сама ,чего куколка хочет!

Мальвина      Мне скучно и грустно, мне все надоели! В театр не хожу я уже две недели!

                                   Не знаю сама я чего же хочу…

Пьеро                 Быть может тебе обратиться к врачу?

Мальвина       К какому врачу? Ну,  какой вы зануда! Я чуда хочу! Понимаете !? Чуда?

Арлекин            Мальвина не дуйся ,Мальвина не плач! Я завтра куплю надувной тебе мяч!

Мальвина        Не хочу-у-у!

Пьеро               Ей с каждой  секундой становится худо,ей хочется съесть необычное блюдо!

                                 Чтоб было и вкусно и сытно и сладко…

Арлекин и Буратино  Цветная капуста ? Компот ? Шоколадка?

Мальвина       Не хочу-у-у!

Буратино     Попробуй наш тортик! Отведай конфет!

Мальвина     Ах,  нет, нет, нет, нет!

Какой Буратино ты скучный и гадкий!

Я знать не желаю твои шоколадки!

От них ведь толстеют и дырки в зубах!

Оставьте меня, мне  так грустно !Ах, ах!

Сцена 2

  Распространитель новостей            

  Свежие весенние новости! Кому Свежие  весенние новости!

  К нам весна уже спешит! Улыбнитесь, малыши!

Мальвина   Ах, это ,наверное, сказано мне! Хочу я узнать всё о вашей весне!

                               Мне ,пожалуйста ,газету - в  ней найду я все ответы.

                                Так, о чём идёт тут речь? Скоро будет Масленица.

                               Нужно всем скорее печь блины с маслицем…

  Распространитель новостей         Дарит людям всем весна хорошую погоду,

                                                                                                   и встречается блинами это время года.

Арлекин                Но где же достать это блюдо весны?

Буратино             Как печь нам блины ,чтобы были вкусны?

Пьеро                       Я лучше вам ниточку бус подарю,

                                          Я вас, дорогая Мальвина, люблю!

Мальвина        Оставьте, Пьеро! Ваших бус мне не  нужно!

                                     Хочу я с блинами торжественный  ужин

                                      Мечтала всю жизнь я о сладких блинах!

                                      И если не съем, то умру сразу, ах!

Арлекин            О, как эта речь нам , друзья, неприятна !

Буратино         И как же испечь нам блины - непонятно!

 Пьеро    Я самый несчастный из самых несчастных! О сколько на свете загадок ужасных!

                     О, где же достать нам такие блины, чтоб были румяны, чтоб были вкусны?

ТАНЕЦ  БЛИНЫ               Стоп кадр  

  Распространитель новостей       Друзья , посмотрите на эту картину .

                                                                                 Танцуют все куклы ,смеётся Мальвина!

                 Все снова довольны! Все веселы ,рады! Вот праздник весенний как праздновать надо!

ТАНЕЦ  БЛИНЫ                выстраиваемся на поклон

  Распространитель новостей       Масленица гостьюшка ,проводы зимы

                                                                                              К песне, к шутке, к радости приглашаем мы

                                                                                        Масленица 7 деньков, оставайся с нами 7 годков!

Музыка  КАДРИЛЬ          

Выстраиваемся на поклон

 Поклон             музыка  КАДРИЛЬ       Уход со сцены

             

III.Игры на улице

1. Поединок на бревне. Двое участников, в руках которых мешки с легким наполнителем (синтепон), пытаются сбить друг друга на землю. Побеждает та сторона, чей игрок сумеет удержаться на бревне. Если победил участник атакующей стороны — часть городка «передается» нападающим. «Защитник» будет сражаться до тех пор, пока не станет побежденным. «Нападающие» же сменяют друг друга, если каждого из них постигает неудача.

2. Бросание снежков по мишени. Двое участников бросают снежок в цель — заранее приготовленный щит с нарисованной мишенью. Побеждает тот, кто сделал лучший бросок (в десятку или как можно ближе к ней).

3. Жмурки с колокольчиком. Обоим участникам завязываются глаза. «Защитнику» вручается колокольчик, «нападающему» — жгут, которым он должен осалить соперника. По сигналу «защитник» убегает, а «нападающий» старается его достать. Обе стороны могут подсказывать: команда атакующей кричит: «Бей!», команда их соперников кричит: «Огонь!»

4. Бой «петухов». Чертится круг. В кругу два участника, прыгающих на одной ноге. Одна рука за спиной, другая держит ступню поджатой ноги. Задача: толкать соперника плечом. Проигрывает тот, кто потеряет равновесие или выйдет из круга.

5. Кто кого. Двое участников становятся спиной друг к другу. По сигналу они должны вытолкнуть соперника за черту.

6.Традиционное соревнование, которое проводится во время Масленицы. Нужно определить черту, за которую нельзя переступать. Команды выстраиваются на одинаковом расстоянии от этой черты (2—3 м). Побеждает та команда, которая перетянет канат за черту соперников. Когда первый из участников ступит на недозволенную территорию, игра объявляется законченной.

7. Заря-заряница

Играющие участники встают в один круг. Все держатся за ленты на обруче, и идут вправо. Водящий («заря-заряница») ходит вне круга навстречу общему движению.

Заря-заряница  Красная девица  

 По небу ходила  Ключи обронила

Месяц видел  Солнце скрало!

Водящий на слова «Солнце скрало!» останавливается. По команде « Раз, два, три – не воронь, беги как огонь!» двое, напротив кого он остановился, отпускают ленты и бегут навстречу друг другу по кругу. Кто вперёд прибегает, тот становится в общий круг и берёт ленту, того, кто ещё бежит по кругу; тот кто не успел –становится ведущим-«зарею».. И игра продолжается.

        

        

        

Список литературы.

1. Аникин. В. П. «Русский фольклор» (песни, сказки, былины, прибаутки, загадки, игры, гадания, сценки, причитания, пословицы и присловья). М.: «Художественная литература», 1985.

2. Бондаренко. Э. О. «Праздники христианской Руси». Калининград: 1993.

3. Духовно-нравственная культура, учебно-методическое пособие. СПб: АППО, кафедра истории педагогики, 2007

 4. Забылин. М. «Русский народ: его обычаи, обряды, преданья, суеверия, и поэзия, собранные М. Забылиным» М.: 1998.

5.        Котова И.Н., Котова А.С. «Русские обряды и традиции». СПб: «Паритет», 2003.

 6. Мерзлякова С.И. «Фольклор – музыка - театр». М.: «Владос», 2003

 7. Осадчая О.О. «Православная культура». СПб: АППО, кафедра истории педагогики, 2006

8. «Развивающие игры, сказки, забавы». СПб: АППО, кафедра истории педагогики, 2008

9.Сергей Овсянников «Зрелищность и выразительность театрализованного представления» СПб 2003 год.

 10.К.С. Станиславский «Работа актёра над образом и над собой» полное собрание Сочинений в 8 т. – М,., 1954 – Т.2.

 11. «Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях». СПб: АППО, кафедра истории педагогики, 2005

Самоанализ занятия – праздника «А мы Масленицу дожидали».

   Перед проведением праздника проводилась огромная предварительная работа. Использовались разнообразные методы и приемы:

словесно-наглядные и практические, зрительно-двигательные, проблемно-поисковые (при подготовке спектакля), совместная практическая работа.

Все методы  и приемы сочетались между собой, развивая при этом художественно-речевые и творческие способности детей. Ребята выразительно исполняли свои роли, отвечали на вопросы, отгадывали загадки, пели песни, танцевали, принимали участие в играх с проговариванием слов.

 При подготовке учитывались индивидуальный и дифференцированный подход, особенности развития каждого ребенка. Больше уделялось внимания  воспитанникам с речевыми нарушениями при заучивании и повторении песен, стихов, диалогах по сценарию. В зависимости от этого планировались занятия и подбирались соответствующие задания. Игровая форма занятий помогла детям, плохо знающим русский язык, преодолеть и этот барьер. А общая праздничная атмосфера создала радостное настроение всем участникам и гостям праздника.  

При распределении ролей были сложности. Все девочки хотели быть Мальвиной, а мальчики – Буратино. Это напряжение удалось снять  с помощью театральных игр на создание доброжелательных отношений. В результате дети с радостью согласились играть предложенные им роли.

Музыкальный и литературный материал соответствовал тематике праздника. Сочетание форм работы были групповыми и индивидуальными. Соблюдалась логическая последовательность.

 Характер взаимодействия детей и педагога был доверительным, доброжелательным. Наблюдалась заинтересованность ребят на протяжении всего праздника.

 Для исполнения песенного, танцевального и игрового творчества, эмоционального восприятия использовались диски с записями русской народной музыки.

Большую помощь в подготовке и проведении праздника оказали родители.(пошив костюмов и изготовление реквизита к спектаклю, участие в играх.).

Педагог дополнительного образования

Начинкина Т.Я.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия: Праздники и обряды казаков.

Конспект открытого занятия по трудовому направлению: Праздники и обряды казаков....

Открытое занятие - праздник "Хеллоуин - праздник в англоговорящих Странах".

Открытое занятие - праздник  "Хеллоуин - праздник в англоговорящих Странах"....

Конспект открытого занятия "Праздник Алфавита"

Предназначен для повторения и совершенствования знаний об английском алфавите...

Открытое интегрированное занятие "Праздник скоморохов"

Первый год обучения. Открытое интегрированное занятие по русскому народному творчеству «Праздник скоморохов»...

Занятие-праздник "Масленица"

Воссоздание целостной  картины традиционного  народного празднования Масленицы и Масленичной недели...

Открытое занятие «Праздник «Светлое Христово Воскресение»

Данное занятие посвящено православному празднику Пасхе. Возраст детей – 7-15 лет. Данный материал будет полезен учителям общеобразовательных школ, воспитателям дошкольных учреждений, педагогам в...

Сценарий занятия-праздника «Масленица гостьюшка, проводы зимы»

Проведение праздника и подготовка к нему развивает у ребят  интерес к фольклору, древним русским обычаям и праздникам, навыки коммуникации и интерес к общим подвижным играм,поднима...