Дети и война
материал по теме
Сценарий внеклассного мероприятия к празднику 9 мая, основан на краеведческом материале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_i_voyna.docx_stsenariy.doc2003.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
«ДЕТИ И ВОЙНА»
Цели и задачи:
- Ознакомить с героическими страницами истории России.
- Способствовать формированию положительной нравственной оценки подвига во имя Родины, воспитанию чувства патриотизма.
- Формировать потребности знать и помнить исторические события, стимулировать интерес к чтению художественной и исторической литературы, связанной с военной тематикой.
- Воспитывать уважение к людям старшего поколения, к участникам Великой отечественной войны и труженикам тыла.
Предварительная работа: сбор краеведческого материала у тех людей, кто в годы войны были детьми, подростками и участниками В.О.В. (встречи с ветеранами, запись интервью, бесед с ними и их родными и т.д.)
Оформление:
1.Выставки фотодокументов, книг, рисунков на стендах;
2.Стенд с краеведческой информацией о ветеранах;
3.Плакат с изображением георгиевской лентой и звёзды из цветного картона.
4.Различные звукозаписи и другой реквезит для мероприятия.
Песня «Журавли» (в конце песни выходят 2 ведущие)
1вед: Был летний вечер. Воскресенье.
Вся ликовала молодёжь,
В прощальном вальсе плыли пары…
Стоял вопрос «куда пойдёшь?»
2 вед: Шёл 41-й по планете,
Июнь к концу уж подходил…
Двадцать второго, рано утром,
Войну нам Гитлер объявил.
1 вед: Вернее, без оповещенья
Упали бомбы на людей.
Все замерли и испугались,
Не за себя, а за детей.
2 вед: Но вскоре в очереди встали
И стар и млад в военкомат.
Костюм сменили на шинели
И взяли в руки автомат,
Чтоб защитить свою Отчизну,
Село родное и семью.
Мужчины круто поменяли
Размеренную жизнь свою.
И на четыре долгих года
Они, покинув край родной,
Ушли по фронтовым дорогам,
Изгнать фашистов чтоб долой.
Песня «Священная война» (В конце песни выходит ребёнок с чемоданом и читает стихотворение)
Новый чемодан длиной в полметра,
Кружка, ложка, ножик, котелок…
Я заранее припас всё это,
Чтоб явиться по повестке в срок.
Как я ждал её! И наконец-то
Вот она, желанная, в руках!...
…пролетело, отшумело детство
В школах, пионерских лагерях.
Молодость девичьими руками
Обнимала и ласкала нас.
Молодость холодными штыками
Засверкала на штыках сейчас.
Молодость за всё родное биться
Повела ребят в огонь и дым,
И спешу я присоединиться
К возмужавшим сверстникам моим.
1Вед: Сначала наши отступали
И со слезами на глазах,
Родную землю оставляли
На гитлеровских сапогах.
Но вот собравшись с новой силой,
И дух поднявши боевой,
В боях тяжёлых победили
Солдаты наши под Москвой.
Не уступили в Сталинграде,
Закрыв фашистам путь на юг,
Блокаду сняли в Ленинграде,
В себя поверили не вдруг.
Потом прошли бойцы с боями
От Курска, Тулы и Орла
Сценка: (выходят дети переодетые в своих героев, занимают определенные позиции)
Связист(надевает наушники):
Алло, Юпитер!? Я – Алмаз!
Почти совсем не слышу вас…
Мы с боем заняли село,
А как у вас? Алло! Алло!
Медсестра(перевязывает раненого):
Что вы ревёте как медведь?
Пустяк осталось потерпеть.
И рана ваша так легка,
Что заживёт наверняка.
Лётчики над картой:
Пехота-здесь, а танки-тут.
Лететь до цели семь минут.
Понятен боевой приказ,
Противник не уйдёт от нас.
Автоматчик:
Вот я забрался на чердак.
Быть может, здесь таится враг.
За домом очищаем дом,
Врага повсюду мы найдём.
2Вед: Пока мужчины воевали,
В тылу сраженья тоже шли:
Их жёны, дети отдавали,
Что сделать, вырастить смогли.
Весь хлеб для фронта, обувь фронту,
Снаряды, танки всё туда.
Сами ж не ели и не спали,
Им было просто некогда.
И дети быстро так взрослели,
И жёны старились от горя.
1Вед: Война круто изменила жизнь страны. Мирные заботы сменились заботами об укреплении военного могущества Родины.
2Вед: К началу октября 1941 года в армию ушли десятки тысяч кировчан. За годы войны защищали нашу Родину более 600 тысяч кировчан, почти каждый четвёртый житель области.
1Вед: В тылу остались женщины, старики и дети. Теперь они должны были учиться жить без мужчин.
2 Вед: На такое тяжкое время выпало ваше детство и юность.
Песня «Катюша» дети парами исполняют танец. (в конце песни ребята(мальчик и девочка) готовятся к сценке: рассаживаются и достают письма ,свёрнутые треугольниками)
Сценка: Чтение писем.
М: Здравствуйте, мои дорогие. Пишу в одной квартире, в одном городе, где наша часть заняла оборону. Это письмо я пишу под аккомпанемент нашей артиллерии, которая посылает гадам «гостинцы». Сегодня четыре месяца, как идёт война…
Д: Дорогой мой, любимый! Хорошо представляю себе весь ужас того положения, в котором ты оказался. Утешаю себя одной мыслью, что твои страдания -- страдания всего нашего народа, война есть война. Целую тебя крепко, верю, что ты вынесешь все невзгоды.
М: Здравствуйте, дорогие! Жив, здоров, у меня всё по старому. Выполняю вашу волю: уничтожаю фашистов и освобождаю территорию для нас с вами, для тысяч граждан, уехавших из родных мест.
Д: Здравствуй, мой милый! Скоро буря и дождь пройдут и опять будет светить солнце, настанет время, когда можно будет смеяться и быть счастливыми. Но иногда невольно наполняются глаза слезами, высыхают они только тогда, когда забываешь обо всём от тяжёлой работы.
М: Не горюй, родная! Будем все вместе. Взойдёт и наша звезда когда-нибудь. Не кланяйся, не лей слёз, пусть наши враги не видят их, держи голову выше. Верь, будет ещё счастье!
1Вед: Сыновья и мужья уходили на фронт, а матери, жёны ждали ежедневно, ежечасно. Зимой и летом, весной и осенью.
2Вед: С затаённой тревогой поджидали почтальона. По нескольку раз в сутки перечитывали фронтовые письма.
1Вед: И даже получив похоронные извещения – продолжали ждать.
На фоне песни «Землянка» звучит стихотворение К. Симонова.
Жди меня и я вернусь,
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди,
Жди когда снега метут,
Жди , когда жара,
Жди когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придёт,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждёт.
Жди меня, и я вернусь.
Не жалей добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать.
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин душе…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спиши.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: -Повезло.-
Не понять не ждавшим им
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Песня «Майский вальс» - ребята приглашают ветеранов на медленный танец и сами в парах танцуют.
Выходят мальчик и девочка и читают стихотворения вятских поэтов.
Просыпалась деревенька на заре
Просыпалась наша деревенька
В сенокос на утренней заре
Разбудила мать меня раненько,
Петухи ещё молчали во дворе.
Как на праздник, мама провожала,
И сама нарядная была.
- Сенокос ведь, Саня, - мне сказала
И рубашку белую дала.
- Ты смотри, сынок, там, ой, смотри,
Ведь в лугах-то кочки да бугры,
Очень острая в твоих руках коса,
Не запнись, себя побереги.
Ты теперь в дому за мужика…
Нежно гладила мои вихры
Ласковая мамина рука.
В маминых глазах была печаль,
Затерялся на войне отцовский след:
От отца полгода писем нет.
Мне мамулю было очень жаль,
Сердце разрывалося в груди.
- Мама, мама, плакать погоди,
Ты ещё немножко подожди,
И письмо придёт наверняка.
Я ж теперь в дому за мужика.
Сенокоса славные денёчка
До сих пор забыть я не могу.
Женщины все в беленьких платочках,
Словно как ромашки на лугу.
Шёл я на участке с ними вместе,
На косьбе дистанцию держал.
Матери и милые невесты,
Я косил, от вас не отставал,
Был я молод и не уставал.
(Александр Скорняков)
Первые борозды
В ту пору мне минуло десять,
Ещё грохотали бои,
Когда захотелось мне взвесить,
Испробовать силы свои.
И помнится мне, как впервые
Я шла, налегая на плуг.
Пусть борозды были кривые,
Пусть не было твёрдости рук,
Пусть всё получалось неловко,
Но с гордостью,
Под вечер частицу сноровки
Я с поля с собой унесла.
(Иван Смоленцев)
2Вед: Во время войны остро ощущалась нехватка рабочих рук, ведь те, кто раньше стоял за станком, сеял и убирал хлеба, водил поезда и машины, теперь защищали свою родину, своих жён, детей и матерей. И дети солдат понимали это и вставали на рабочие места своих отцов.
1Вед: «Я был самый старший в семье, ходил в ночное поле пахать. Однажды уснул на бороне, да и свалился в борозду. Следом машина шла, да и засыпала меня. Хорошо тётенька комбайнёр заметила, что меня нет на бороне, кинулись искать, так и откапали…»
2Вед: Отцы ушли на фронт и наравне со стариками и женщинами стали трудиться дети.
Вы пахали, боронили, сеяли, метали стога во время сенокоса. Ездили с хлебными обозами в заготконторы. Хлеб требовался фронту. Мешки для зерна шили большие и пока такой мешок несли с телеги, поднимались по длинным сходням в склад, не раз у вас подкашивались ноги и вы падали, но снова и снова вставали и продолжали нести свою тяжёлую ношу.
1Вед: (читает стихотворение)
Русской женщине
...Да разве об этом расскажешь
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..
В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.
Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все - без конца и без счета -
Печали, труды и заботы
Пришлись на тебя на одну.
Одной тебе - волей-неволей -
А надо повсюду поспеть;
Одна ты и дома и в поле,
Одной тебе плакать и петь.
А тучи свисают все ниже,
А громы грохочут все ближе,
Все чаще недобрая весть.
И ты перед всею страною,
И ты перед всею войною
Сказалась - какая ты есть.
Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.
В холодные зимы, в метели,
У той у далекой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.
Бросалися в грохоте, в дыме
Советские воины в бой,
И рушились вражьи твердыни
От бомб, начиненных тобой.
За все ты бралася без страха.
И, как в поговорке какой,
Была ты и пряхой и ткахой,
Умела - иглой и пилой.
Рубила, возила, копала -
Да разве всего перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто б отлично живешь.
Бойцы твои письма читали,
И там, на переднем краю,
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.
И воин, идущий на битву
И встретить готовый ее,
Как клятву, шептал, как молитву,
Далекое имя твое...
Песня «Баллада о матери» ( во время песни немая сцена – девочка в роли матери перед экраном, с фотографией у груди, изображает движениями рук, то что видит сына на экране)
Сценка (2 девочки – во время сценки разговаривают, работают и собирают посылку)
Входит девочка, обращается к Саше: |
Ниночка - Саша, Саша, а почему во время войны жить еще больше хочется? Саша - Да от того Ниночка, что мало ты еще пожила, добра повидала, радости… детство твое больно рано закончилось. Семь лет тебе, в первый класс пошла , а уже какая взрослая. Сегодня в поле больше всех колосков собрала. Наш первый класс благодарность от совхоза получил. Что замерзла небось? (накидывает платок на плечи девочке) Ниночка - Сильно замерзла, и кушать хочется. (кутается в платок) Саша - На тебе сухарик. Ешь. Ниночка - Я братику унесу. Знаешь, Саша, мы с мамой вчера на фронт посылочку собирали. А мне так хочется письмо написать дяде солдату. Что бы он получил наш гостинец, съел ягодки, и воевать лучше стал. Ты меня научишь? Саша - Конечно! Ниночка - А вдруг он папку встретит. Знаешь, мой папка обязательно вернется!.... Только мама по ночам все плачет почему – то и плачет. Саша - Пойдем Ниночка письмо напишем. Ниночка - А Победа будет? А когда будет? А фашисты такие страшные!!! 2Вед: Тяжёлое это было время для вятских деревень в военном тылу. На трудодни в колхозе ничего не давали. Вы голодали. 1Вед: «Нас у матери на то время осталось шестеро. Один брат умер, скорее от недоедания, чем от болезни. Не было у нас не только хлеба и картошки, но и зимней одежды, дров. На продукты менялось всё что было в доме, старшая сестра ездила обменивать вещи на хлеб на станцию Балезино» (из рассказа Зыкина Василия Александровича) 2Вед: «Не помню, уже сколько полагалось хлеба по карточкам. Кажется матери 600гр. Мы голодные и худые ждали мать у окон дедовой избы. Мама приходила вечером, уставшая, заиндевевшая от мороза. Мы тянулись к сумке за хлебом. Дед топил маленькую печку для обогрева избы на ночь, разогревал приготовленную похлёбку из картофельных очисток, доставал травяные лепёшки, которые он пёк, добавляя немного муки». Читается стихотворение вятских поэтов Туесок Собирала девочка малину. Дорожила ягодкой любой, Зная, как в военную годину Холодно и голодно зимой. Руки занемели от крапивы, Солнце раскалилось добела, Девочка, снеся всё, терпеливо Ягодку за ягодкой брала. В сердце вдруг ударило морозом: Папка не вернётся на порог. Вперемешку с ягодою слёзы Падали в отцовский туесок. (Иван Смоленцев) Песня «Смуглянка» исполняется танец. 1Вед: В войну дети учились в школе, а после уроков шли на работу в поле. В свои малые годы работали на тракторах и лошадях, запрягали коров и быков, так как все мужчины были на фронте. Не было книг, тетрадей. Писали на газетах сажей и марганцовкой. На класс выдавали только один учебник, а в классе сидело по сорок учеников. Портфелём служила сумка, сшитая из кухонной клеёнки. В обязательном порядке несли поленья дров в школу. На уроках сидели смирно, на переменах мало двигались, экономили силы. 2Вед: Но были в то страшное военное лихолетье и минуты радости. В свободные минуты играли, забывая о войне. У мальчиков любимой игрой была - игра в войну, а девочки играли с тряпичными куклами. А зимой, как и все нынешние дети катались на лыжах и санках, играли в салочки и прятки. 1 вед: Дети войны. Вы рано и быстро повзрослели. Недетская это тяжесть войны, а Вы хлебнули её полной мерой. Вы учились читать по сводкам совинформбюро и по серым листам похоронок. 2Вед: Дети военных, огненных лет! Вы провожали на фронт отцов и старших братьев. Вы делили со страной и радость побед, и горечь поражений. 1Вед: Дети войны, вы ждали отцов, мечтали о вкусной и сытной еде, о новых учебниках, тетрадях, мечтали хорошо жить!!! 2Вед: А о чём мечтают дети сегодня? Выходят дети и рассказывают о своих мечтах. А в конце все вместе: У нас мечта одна Пусть будет на планете, Мир добрый, как весна! Песня «Солнечный круг» ( все дети исполняют песню) 2Вед: От Москвы до Берлина – 4тыс.км. Поездом – 3ое суток Самолётом – 4 суток с пересадками А дорогами войны – 4 года 1Вед: 4 долгих года шёл наш солдат до полной победы над врагом. 1418 дней тяжёлой работы в тылу. 2вед: 27 млн сыновей и дочерей потеряла наша Родина в этой битве. 1Вед: Каждый день мы теряли – 14тысяч 104 человека. 2Вед: Каждый час погибало 588 человек. 1Вед: Каждую минуту – 10 человек. 2Вед: Каждые 6 секунд – 1 человек. 1Вед: Потери Советского Союза в войне составили: 1710 городов, 70 тысяч сёл и деревень, 1 тысяча 135 заводов, 65 тысяч км железнодорожных путей, 37 млн гектар посевных площадей. 2 Вед: Нет в России семьи такой, Где б не памятен был свой герой И глаза молодых солдат С фотографий увядших глядят. ( Лента памяти: раздаются звёздочки на которые ветераны записывают имена погибших своих родных в В.О.В. Звёзды приклеиваются на ленту памяти и зажигаются свечи. Во время этой работы звучит песня «Хотят ли русские войны») 1Вед: Вновь скупая слеза сторожит тишину. Вы о жизни мечтали, уходя на войну Сколько юных тогда не вернулось назад, Не дожив, не дожив, под гранитом лежат. Глядя в вечный огонь – тихой скорби сияние – Ты послушай святую минуту молчания. (дети выносят с разных сторон свечи и останавливаются) Объявляется минута молчания. 2 Вед: Война – жесточе нету слова Война – печальней нету слова Война – святее нету слова. 1Вед: Уважаемые ветераны, поздравляем Вас с наступающим праздником – Днём победы. Желаем крепкого здоровья, благополучия, успехов и удачи. Предоставляется слово …………………………… (вручаются подарки)
От Совета ветеранов слово предоставляется ………………………….. 2 Вед: На этом торжественная часть закончена и мы приглашаем вас на чаепитие. Песня « День победы» ( дети вручают цветы). Чаепитие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Дети ветеранам войны"
Проект составлен для того, чтобы оказывать помощь ветеранам Великой Отечественной войны, участникам тыла,нуждающимся в помощи и одиноким пенсионерам....
презентация "Дети - герои войны"
творческая работа учащихся, может использоваться на классых часах или на уроках "Боевой славы" , "Уроках мужества"....
Конференция "Дети и война"
Читательская конференция по повести В.Богомолова "Иван" даёт большие возможности расширить рамки произведения и дать бодее широкую картину того, что дети и война - понятия несовместимые....
Презентация к конференции "Дети и война"
Данная презентация сделает урок ярче, эмоциональнее и расширит знания учащихся по данной тематике...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ "Дети и Война".
Цель:воспитание патриотизма , любви к своей Родине , к её защитникам, чувства ответственности человека за происходящее вокруг....
Говорят: доверчивы, как дети. Говорят: нет горя у детей (дети и война)
Вероятно, многие люди вспоминают свое детство как счастливую пору познания мира и самого себя, общения с добрыми и заботливыми родителями, перед ними возникают картины семейных и школьных праздников, ...