Исследовательская работа по направлению "Великая отечественная война" секция "Дети и война"
материал по краеведению по теме
Оглавление
Введение…………………………………………………………………3
§ 1. Военное детство…………………………………………………….5
§ 2. Мои земляки – дети войны…………………………………………7
Заключение………………………………………………………………11
Список использованных источников и литературы………………….13
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detstvo_opalyonnoe_voynoy.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Казённое Общеобразовательное Учреждение
«Борщенская средняя общеобразовательная школа»
Большесолдатского района Курской области
Исследовательская работа по направлению
«Великая Отечественная война»
Секция «Дети войны»
Тема:
«Детство, опаленное войной»
Автор:
Стещенко Ольга Александровна,
обучающаяся 11 класса
кружок «Поиск»
МКОУ «Борщенская СОШ»
Руководитель:
Стещенко Марина Сергеевна
учитель истории, руководитель
кружка «Поиск»
2012-2013 учебный год
Оглавление
Введение…………………………………………………………………3
§ 1. Военное детство…………………………………………………….5
§ 2. Мои земляки – дети войны…………………………………………7
Заключение………………………………………………………………11
Список использованных источников и литературы………………….13
Введение
Актуальность работы.
Каждый год становится всё меньше и меньше тех, кто имел непосредственное отношение к военным действиям, тех, кто участвовал в боях, трудился на благо Победы в тылу. Но живы ещё другие свидетели войны, кто в военные годы были детьми, нашими сверстниками.
У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.
Сегодня многие ветераны войны - это и есть те ребята, которые пережили годы бомбежек, голода и страха... Со слезами на глазах они вспоминают свое военное детство, и, несмотря на то, что некоторые моменты уже стерлись из памяти, тот период они запомнили на всю жизнь и вряд ли забудут. Они могут рассказать нам про свою войну, какой они её знают и помнят. Работая над данной темой, я поняла самое главное, что все уходит в прошлое: страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к Великой Отечественной войне, слушая рассказы не только о боевых, но и о трудовых подвигах в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Это я и хочу показать в своей работе.
Людям, потерявшим детство, моим землякам, я посвящаю свою исследовательскую работу "Детство, опаленное войной".
Проблема исследования: Тема детей и войны является одной из самых малоисследованных в истории. И это не случайно: сражение, битвы и ратные подвиги испокон веку считались уделом взрослых мужчин. Детям предназначалось иное: учиться, играть, а ещё помогать по дому. Война – это страшное зло, искалечившее не только жизни взрослых людей, но и лишившее детства самую юную часть населения нашей страны.
Цель исследования: выявить влияние событий Великой Отечественной войны на жизнь и быт детей.
Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать научно-историческую литературу по данной теме.
2) Изучить деятельность и образ жизни детей военного времени.
При выборе методов исследования я использовала встречи и беседы с тружениками тыла, изучала художественную и научную литературу, архивы школьного историко- краеведческого музея «Боевой и Трудовой Славы».
Методы исследования:
- интервьюирования
- аналитический
- работа с документами и периодической печатью.
Исследовательская работа включает в себя:
- Неопубликованные источники – архивные документы школьного историко-краеведческого музея «Боевой и Трудовой Славы». В качестве источника я использовала личные интервью с участниками событий военных лет.
- Периодическая печать – районная газета «Народная газета» дает богатый материал об участниках Великой Отечественной войны, но в большей степени это статьи о боевых подвигах наших земляков.
- Литература представлена энциклопедиями по Великой Отечественной войне,
§ 1. Военное детство
Мы ведь дети войны,
Счастья детства не знали,
Нам его не дано,
Счастье наше украли.
Нас не надо жалеть,
Мы из камня и стали,
Наша гордость жива,
И душа не устала.
Люди, дайте вздохнуть,
Не губите нам старость,
Нам от детства беды,
На две жизни досталось.
С каждым годом всё меньше остаётся живых свидетелей тех трагических событий, и тем дороже для нас каждое их воспоминание. Конечно, все они сейчас – эти люди преклонного возраста. Но детское восприятие трагедии той страшной войны, стойкости духа нашего народа представляет особую ценность для молодого поколения ХХI века.
Во время сбора информации были выделены основные темы исследовательской работы. Из воспоминаний ветеранов я узнала, какая тяжелая учесть легла в военные годы не только на плечи взрослого населения, но и детей. Дети войны совмещали учебу с работой на полях, фермах нашего родного края. Организовывая тимуровские отряды, дети помогали семьям военнослужащих, писали на фронт письма, собирали посылки.
С первых дней войны вместе с взрослыми вступали в бой с фашистами школьники фронтовых и прифронтовых районов, городов и сел ближнего и дальнего тыла: они дежурили в госпиталях, заботились о престарелых и семьях фронтовиков, выращивали овощи.
Буквально с первых дней войны, когда обозначилось резкое сокращение трудовых ресурсов в области сельскохозяйственного производства, потребовалось принятие самых энергичных мер для восполнения убыли рабочей силы в сельском хозяйстве за счет вовлечения в него женщин, стариков и подростков, эвакуированного населения, временного привлечения рабочих, служащих, учащихся. На протяжении всех лет войны включалось все большее число подростков школьного возраста (от 12 до 16 лет).
Труд колхозного крестьянства в годы войны - поистине подвиг. Мобилизация практически не оставила в деревнях трудоспособных мужчин. Три четверти трудодней, выработанных в военные годы в колхозах, приходились на женщин, остальные - на стариков, подростков, инвалидов-фронтовиков.
За цифрами государственных поставок - дни и ночи непосильного труда сельских жителей от мала до велика. А сами они жили или, лучше сказать, выживали, мизерной выдачей по трудодням, да скудной помощью пришедшего в упадок личного подворья. Но в каждой семье воевал отец или сын, брат или муж, или все разом, и желание своим трудом хоть как-то облегчить их фронтовую участь было в те годы едва ли не самой главной двигательной силой сельского хозяйства. А вместо мужчин в колхозах оставались женщины, трудились и за себя, и за отцов, мужей, братьев. А дети старались помогать матерям, вставали к станку или трудились на колхозных полях. Рядом со старшими братьями и сестрами трудились и самые юные граждане нашей страны - пионеры и школьники, их посылали туда, где нужна была помощь старшим.
Я узнала, что самоотверженно трудились колхозники весной 1943 года, ведь фронту нужен был хлеб, поэтому все усилия жителей села были направлены на восстановление хозяйства.
. Многие колхозы не только справлялись с выполнением плана весеннего сева, но и значительно превышали его. Колхоз имени Капустино Извековского сельсовета выполнил план на 135 процентов, колхоз «Колос» Розгребельского сельсовета – на 133. По состоянию на 10 октября 1943 года в районе было уже восстановлено 60 молочнотоварных ферм с поголовьем коров более 1240 голов и 20 овцеводческих ферм с численностью овец в 178 голов. Подводя итоги 1943 сельскохозяйственного года, было отмечено, что труженики района проделали большую работу, выполнив в целом государственный план сдачи хлеба, молока, мяса.
Посильный вклад в развитие сельского хозяйства в годы Великой Отечественной войны внесли педагоги и учащиеся Борщенской школы. В летнее время они работали на совхозных полях и огородах. Ученики были разбиты на звенья, каждое из которых прикреплялось к определенному участку, и соревновались между собой.
Село в годы войны было лишено значительной техники и тягловой силы. На фронт ушли специалисты - механизаторы, молодежь. На селе остались женщины, старики и дети. Помощь школ сельскому хозяйству в годы войны приобрела важное народно-хозяйственное значение.
Вывод: война обрушилась на детей так же, как и на взрослых, - бомбежкой, голодом, холодом, разлуками. Но и в эти годы дети были первой заботой народа. Выживут – выживет страна, её история, её будущее. Многие из тех, на чью долю выпало военное детство, продолжали учиться. Кто-то работал на заводе или в колхозе. Кто-то оказался на линии фронта, а кто-то и за ней, в лагерях смерти…
§ 2. Мои земляки – дети войны
В суровые дни войны делалось все возможное, чтобы защитить, уберечь детей от страданий, но порой дети все-таки оказывались на фронте, приписывая себе года. В тылу они заменяли взрослых, работая на заводах, фабриках, на полях и фермах. Дети вынесли то, что, казалось бы, не всегда под силу взрослому человеку, вели себя как герои и как герои погибали. Они выдержали испытание войной и вместе с взрослыми победили. Дети военной поры, рано повзрослев, все-таки оставались детьми.
Несмотря на суровое время, они ходили в школу, учились. Не было бумаги – писали на газетах, не было чернил – писали сажей, свекольным соком, не было ручек, перьев – писали карандашами, заточенными палочками. В классах было холодно. Но, несмотря на всё это, каждое утро дети шли в школу, писали, читали, учили стихи…
Село Борщень - это место, где я росту и учусь. Здесь рядом со мной живут замечательные люди. Собирая материал для своей работы, я встречалась с некоторыми из них, и никто не отказывался меня принять и выслушать. Мои земляки тоже совершали подвиг во имя Победы над врагом. Они трудились в своем далеком от фронта поселке, помогая солдатам, чем могли. Сейчас это пожилые люди, живущие рядом со мной. Они вспоминают трудные военные годы со слезами на глазах. А ведь пройдет некоторое время, и этих живых свидетелей не будет. Поэтому я считаю, их нужно окружить особой заботой, любовью и вниманием.
Я хочу показать своим ровесникам, как проявлялась любовь к Родине, стойкость в испытаниях у тружеников тыла в те далекие военные годы, лучшие качества человека: патриотизм, чувство долга, ответственность, самоотверженность. Я думаю, что именно этих качеств так не хватает многим современным школьникам.
В нашем селе есть люди, которые во время Великой Отечественной войны защищали нашу Родину от врагов и трудились в тылу. В первый год войны много посевных площадей осталось неубранными, и весной школьники собирали колосья. Во время уборки, на очистке зерна, вручную работали женщины и девушки.
Вместе с родителями дети выходили на поля: сажали и убирали картофель, серпами жали пшеницу. Те, кто был постарше садились за штурвалы комбайнов, заменяли ушедших на фронт мужчин. Работали на тракторах – пахали, бороновали землю. Много приходилось работать детям. Бригадир ходил по домам и собирал детей – подростков на работу. Посильное участие в сельскохозяйственных работах принимали и младшие школьники. Они занимались в основном сбором колосьев на полях после механизированной уборки хлебов, вели борьбу с сорняками и вредителями сельскохозяйственных культур. В каникулы все дни были заняты работой на колхозных полях или собственных огородах. Многое выпало на долю детей военного времени, они рано повзрослели, позабыв на долгое время любимые игры…
Шевченко Зинаида Ильинична. Родилась 1 июня 1933 года, в селе Бобрик. «Когда началась война, Зинаиде Ильиничне было всего восемь лет. Несмотря на такое тяжёлое время, она посещала школу, как и все дети. Бушевала война. Повсюду на русской земле расползлись немецкие варвары. Пришли фашисты и в село, где проживала Зинаида Ильинична. Немцы грабили, убивали, жгли дома, беспощадно убивали скот, сгоняли людей в подвале, а сами жили в теплых домах, так как за окнами была суровая зима. Женщин и детей заставляли работать, били плетьми, подгоняли розгой. В 1943 году Зинаиде Ильиничне исполнилось 11 лет. Пришла весна, затем лето, осень, много работы было в поле. Она работала на волах и коровах, пахала, сеяла, возила сено, молотила хлеб, сортировала его. Всё шло на фронт. В стране был голод. Людям приходилось делить маленький кусочек хлеба на десять человек, чтоб каждый мог съесть, хоть крошку. А когда приходила весна, люди питались корнями растений. Умирало очень много народа. Вот так прошло детство, юность и молодость Зинаиды Ильиничны. В годы войны ей небыло присвоено никаких наград. Но когда закончилась война, ей присвоили первую медаль «Победитель 80 годов», вторую медаль «Коммунистического труда», третья «Ветеран труда». В день Победы она находилась на поле, вместе со своими односельчанками они занимались прополкой свеклы. Долгожданная победа, омытая кровью и потом советского народа, мы гордимся своим достижениям, это наша Победа».
Туинова Елена Васильевна. Родилась в 1928 г.
« В семье было пятеро детей. Рано отец оставил свою семью. Воспитывала их мать. Трудное было детство – вспоминает Елена Васильевна. В 1941 году началась война. Ей в это время исполнилось 13 лет. Это было самое страшное время. Во время оккупации Курской области немцы побывали и в их родной деревне Аннино-Гусиновка. Приходили, отбирали еду, сами и корову доили.
Был в деревне полицейский, который выслуживался перед немцами. У него была кличка «Рябый». Он был очень жестокий и страшный человек. Все его очень боялись, вспоминает Елена Васильевна. В 1943 году оккупационный режим был ликвидирован. Немцев гнали с нашей родной земли. Уходили они из нашей деревни, когда пришли наши части, взят был этот полицай «Рябый». И так его после и никто не видел и не известно, где он девался. Елена Васильевна вспоминает, что в это время она вместе с взрослыми и своими сверстниками работали, копали окопы. Она гордится тем, что и её часть детского труда помогла вести борьбу с фашистской нечестью. За свой труд она награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945г, она является ветераном Великой Отечественной войны». Елена Васильевна всегда и везде трудилась честно и добросовестно. И сейчас продолжает помогать по- хозяйству. Она говорит, что самое главное, чем она довольна и счастлива, что у неё хорошие внуки. Елена Васильевна не только растила внуков, но ещё и помогает растить правнуков. Внуки и правнуки говорят, о том, что их бабуля самый дорогой для них человек, самая лучшая. Она всегда даёт правильные и нужные советы.
Будяков Григорий Сергеевич родился 7 февраля 1924 года. «До войны учился в школе. Когда началась война, школу закрыли, в то время мне было 17 лет. В 1942 году в числе других селян был угнан в Германию. Сначала нас собрали в деревне, а потом отправили в Б-Солдатское, оттуда во Льгов, где мы были посажены в тюрьму. Немцы, ехавшие в отпуск, конвоировали пленных. Нас эшелоном повезли в Германию. Вагон, в котором я находился, отцепили и оставили в Чехословакии в Праге. Там меня перевели в лагерь. Я работал на железной дороге, ремонтировал пути после бомбёжек. В лагере нас кормили как скот брюквой, поэтому погибло много пленных. Я остался жив только потому, что подружился с некоторыми местными жителями. Они иногда приносили мне еду. В лагере были люди разных национальностей: белорусы, украинцы, поляки и другие.
Освободили меня 1 апреля 1945 года русские войска. Здесь же я был призван в армию. Но в боях участия, ни принимали. После учёбы я был направлен служить на границу с Японией. По дороге туда мы попали под бомбёжку. Мои вещи и документы были уничтожены. Я чудом остался жив. Служил я до 1947 года. За это время был автоматчиком, пулемётчиком и сапёром. Так для меня закончилась война».
Заключение
9 Мая 1945 года всеобщим торжеством советского народа была отмечена его великая победа над фашистской Германией.
Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы, из художественных и документальных фильмов. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы должны с уважением относиться к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняться перед ними. Нам есть чему у них поучиться.
Выполняя исследовательскую работу, я сделала следующие выводы:
1. Война - это не только человеческие жертвы, потери в бою, это, прежде всего искалеченное детство. Во все времена, во всех войнах были убитые и пленные, но ни в одной войне так не страдали дети.
2. В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг - несмотря на голод, холод и страх, дети продолжали учиться, помогали раненым в госпиталях, отправляли посылки на фронт, работали в полях. Дети встали к станкам вместо родителей, тяжким трудом приближая победу. Их жизнь может служить примером для современного молодого поколения.
Результаты работы:
- изучила литературу, архивные документы,
- встречалась с ветеранами труда,
Практическое значение работы: На уроках истории, литературы и географии мы изучаем историю нашей Родины, родного края. Немало времени педагоги уделяют изучению материала, связанного с Великой Отечественной войной. А тема «Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны» чаще всего остается в стороне. Занимаясь в кружке «Поиск», мы больше всего старались собрать материал об участниках Великой Отечественной войны. Но в ходе сбора информации мы узнали, что есть и такая категория ветеранов, как «дети войны». Меня заинтересовала данная тема, я взяла ее для своей работы. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в военные годы мы почти ничего не знали. Но в ходе работы над исследованием я узнала много о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. Теперь с этой информацией я должна познакомить как можно больше людей. В этом заключается практическое значение моей работы. Я считаю, что данную работу можно использовать на уроках истории, классных часах, посвященных Великой Отечественной войне и труженикам тыла.
Список используемых источников и литературы
Неопубликованные источники
1. Текущий архив музея Боевой и Трудовой Славы МКОУ «Борщенская средняя общеобразовательная школы».
Интервью с участниками или очевидцами событий
1. Интервью с Шевченко З.И., участником событий жизни района в 1941-1945гг.
2. Интервью с Туиновой Е.В., ветераном труда и войны 1941-1945 гг.
3. Интервью с Будяковым Г.С., участником событий жизни в 1941-1945 гг.
Периодическая печать
«Народная газета» 2012год.
Литература
1. Великая Отечественная война 1941-1945г. Энциклопедия. М.:Современная энциклопедия, 1995. – 520-527 с.
2. Всемирная история: Вторая мировая война. Под ред. А.Н.Бадан, И.Е.Войнович и др. М.: АСТ, 2000. – 589-592 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа по теме "Отечественная война 1812 года в русской поэзии"
В настоящее время нередко можно встретить школьника, который обладает лишь поверхностными знаниями о событиях и главных действующих лицах Отечественной войны 1812 года. Большинству учащихся изве...
проектно-исследовательская работа .О назначении единого главнокомандующего в войне 1812 года
В работе рассмотрены проблемы и три ключевые фигуры. Сформулированы две основные версии и позиции по данному вопросу....
Исследовательская работа «Памятники Великой Отечественной войны, посвященные Курской битве» на немецком языке
Каждый год в нашем городе проводится конкурс проектов-исследований "Шаг в будущее". Конкурс проводится по всем дисциплинам. В этом году к конкурсу добавились номинации, посвященные 70-летию Великой би...
Исследовательская работа «Памятники Великой Отечественной войны, посвященные Курской битве» (на русском языке)
После выступления с данной проектной работой на немецком языке мне поступило предложение о переработке данного проекта на русский язык. Так как материал можно будет использовать и на уроках исто...
поисково -исследовательская работа по истории .Тема: Советско-японская война 1945г
Данная тема посвящена героям В О войны. Очень много литературы, документальных и художественных фильмов посвящено борьбе советского народа с фашистской Германией. Очень мало литературы посвящено совет...
Исследовательская работа «Наши земляки-участники Первой мировой войны»
Актуальность данной работы заключается в том, что чем дальше от нас уходят события далеких лет, тем меньше мы знаем и помним о них. В 2014 году отмечалось 100-летие начала Первой мировой войны. Из рас...
Исследовательская работа «Наши земляки-участники Первой мировой войны»
титульный лист к исследовательской работе "Наши земляки участники первой мировой войны"...