Конкурс "Читаю я и вся моя семья"
методическая разработка на тему

В этом материале содержится разработка конкурсного мероприятия с приложениями: электронное приложение и аудиозапись.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_konkurs_chitayu_ya_i_vsya_moya_semya.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Анжеро-Судженского городского округа

«Основная общеобразовательная школа №36»

 

Читаю я и вся моя семья

Конкурс литературного чтения

Материал для сборника сценариев библиотечных мероприятий,

реализующих «Концепцию духовно-нравственного развития

и воспитания личности гражданина»

Автор:

Филиппова Людмила Александровна,

библиотекарь

МБОУ «ООШ №36»

Читаю я и вся моя семья

Конкурс литературного чтения

Цели:

Прививать любовь к чтению художественной литературы.

Развивать познавательную активность детей.

Способствовать возрождению традиции семейного чтения.

 Задачи:        

Изучить читательскую ситуацию в семьях, круг детского чтения.

Расширить социальное партнерство, привлечь детей и родителей к чтению.

Вовлечь  родителей в решение проблемы детского чтения и развития активной читательской среды детей.

Оказать семье информационную помощь.

Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге.

Оборудование:  компьютер, проектор, карточки с заданиями, жетоны.

Электронные приложения: 

  1. Памятки для родителей:

           о детских книгах в Интернете и другие полезные ссылки;

           советы родителям.

  1. Презентации участников конкурса.
  2. Анкета для родителей  
  3. Анкета для родителей

 

1. Есть ли у вас дома библиотека, и что она собой представляет?

-         несколько книжных полок;

-         книжный шкаф;

-         стеллажи с книгами;

-         другое

2. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?

-         да;

-         нет;

3. Часто ли вы читаете ребенку книги?

-         каждый день;

-         каждый вечер перед сном;

-         когда попросит;

-         иногда.

4. Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего ребенка

5. Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных вами ребенку произведений:

6. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?

-         да;

-         нет;

-         иногда;

 7. Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?

-         да;

-         нет;

-         не знаю;

8. Имена каких поэтов и писателей знает ваш ребенок?

9. Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?

-         да;

-         нет;

-         не знаю;

10. Выписываете ли вы детские журналы? Какие?

11. Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать?

12. Читает ли ваш ребенок детские книги самостоятельно?

- да;

- нет.

  1. Положение о конкурсе  

Положение о конкурсе литературного чтения

«Читаю я и вся моя семья»

  1. Организатор конкурса:

библиотекарь МБОУ «ООШ №36»   Филиппова Л.А.

  1. Цели конкурса:

Прививать любовь к чтению художественной литературы.

Развивать познавательную активность детей.

Способствовать возрождению традиции семейного чтения.

  1.  Задачи конкурса:        

Изучить читательскую ситуацию в семьях, круг детского чтения.

Расширить социальное партнерство, привлечь детей и родителей к чтению.

Вовлечь  родителей в решение проблемы детского чтения и развития активной читательской среды детей.

Оказать семье информационную помощь.

Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге.

  1. Участники конкурса:

К участию в конкурсе приглашаются учащиеся 4-х  классов и их родители.

  1. Сроки проведения конкурса:

Конкурс проводится 31 марта 2012г.

  1. Условия и порядок проведения конкурса

Конкурс-викторина проходит среди учащихся 4-х классов и их родителей в  виде внеклассного мероприятия.

Программа конкурса:

Разминка.

Домашнее задание «Визитная карточка семьи».

Литературная викторина «Всезнайка».
Конкурс для родителей и детей «Дела семейные».

Домашнее задание «Наши таланты».

Конкурс пословиц «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка».
Тест, посвященный различным терминам, относящимся к книжной отрасли.

  1. Награждение.

 Присуждается три призовых места. Семьи награждаются дипломами, благодарственными письмами, сладкими призами.

IX.  Конкурсная комиссия

  1. Предварительная работа:
  1. Анкетирование родителей «Чтение дома».
  2. Разработка положения конкурса «Читаю я и вся моя семья».

3 . Составление и оформление памятки для родителей «Как привить любовь к чтению».

4. Оформление выставки художественной литературы «Эту книгу советует друг».

4. Подготовка заданий для конкурса.

5. Подборка музыкального оформления к конкурсу.

5. Подготовка грамот для награждения.

  1. Аудиозаписи  песни Г. Гладкова «Читайка», песни «Тот, кто любит читать».

Ход мероприятия

Команды и их болельщики занимают  свои места. Звучит запись песни «Читай, мой друг»

Библиотекарь: Уважаемые взрослые! Дорогие дети!

Я рада вас приветствовать. А начнем мы нашу встречу с загадки:

Склеена, сшита, без дверей,

А закрыта,

Кто её открывает,

Тот много знает.

Вот именно книга и собрала нас всех сегодня здесь на конкурсную игру «Читаю я и вся моя семья». Не только в саду, в школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению.

(Стук в дверь)

Вот кто-то к нам

Стучится в дверь,

И двери открываются.

Ты хочешь верь

Или не верь –

Сюрпризы начинаются.

(Входит мальчик «Читайка»)

Читайка:   Здравствуйте, дети! Здравствуйте  родители! А что вас привело сюда? Да, действительно.

Книга поможет

Узнать обо всем:

Про одежду и дом,

Про собаку и кошку.

Про всех понемножку.

В веселых стихах,

О разных часах;

О числе и  о счете

Тоже прочтете.

О мудрости древней

Про лето в деревне.

Веселые стихотворения

Про изобретения,

Про случаи в школе

И про добычу соли.

Всего и счесть.

Советую вам прочесть.

Звучит запись песни Г.Гладкова «Читайка

Дорогие дети, уважаемые взрослые, я думаю вы много читаете и поэтому для  вас все сегодняшние конкурсы будут по плечу. А я очень люблю умных и начитанных, глядишь и сам что-нибудь новенькое узнаю.

Библиотекарь: Дорогие гости! Читайка будет сегодня моим помощником. А сейчас я представляю участников, а впрочем они сами и представят себя и расскажут  нам о своих любимых книжках.

Эти семейные команды познакомят нас с миром своих увлечений, и мы убедимся, что они любят не только читать, но и применять полученные знания в жизни. А чтобы оценить все качества участников, нужны судья. Я с удовольствием объявляю имена авторитетного жюри.

И так, кажется все предусмотрено.  Команды готовы? Жюри на месте? А вы уважаемые болельщики, готовы? Начинаем! Да, чуть не забыла. Читайка не просто мой помощником, за каждый правильный ответ он будет команды поощрять жетонами.

Я объявляю первый конкурс для участников команд «Визитная карточка семьи». Участники расскажут о своих семьях и своих любимых книгах (презентации семей).

Библиотекарь: С участниками мы познакомились, а теперь второй конкурс «Разминка».Участники команд по очереди дают ответ и если он правильный получают жетон от Читайки. Начали:

1. Когда руки бывают местоимениями? (Когда они вы-мы-ты)

2. Какое слово в русском языке имеет пять «о»? (Опять)

3.Помещение для стрельбы по мишеням? (Тир)

4.С какой птицы надо ощипать перья, чтобы сразу получилось, утро, день, вечер? (С утки)

5. Какое вы знаете слово, состоящее из половины буквы? (Поле)

6. Кто говорит на всех языках? (Эхо)

7. Что находится между горой и долиной? (Буква и)

8. Другое название компьютера? (ЭВМ)

9. Что любят деньги? (Счет)

10. Что надо сделать, когда назвался груздем? (Залезть в кузов)

11. Кем станет казак, если будет терпеть? (Атаманом)

12. Чем долг красен? (Платежом)

 (Жюри подводит итог конкурса)

Библиотекарь: А теперь следующее задание. Это было домашнее задание – «Наши таланты». Сейчас участники команд покажут свои таланты в декламации стихов, отрывков из произведений, а кто-то  продемонстрирует свои актерские способности. Слово командам.

Библиотекарь: Следующий конкурс называется «Дела семейные» (дети садятся за один стол, взрослые – за другой. И тем и другим даются одинаковые вопросы. За каждый совпавший ответ жетон. Ответы записываются на листочках.

ВОПРОСЫ

  1. В какое время дня любит читать книги ваш ребенок?
  2. У ребенка любимая книга.
  3. Любимое блюдо вашего ребенка.
  4. Любимый предмет в школе у вашего ребенка.
  5. Любимый писатель вашего ребенка.
  6. Увлечение вашего ребенка.

Библиотекарь: А теперь конкурс Всезнаек.  (Команды получают карточки с заданием)

КОНКУРС ВСЕЗНАЕК (Задание 1 команде)

  1. Какой герой русской сказки «и от бабушки ушел, и от дедушки ушел»? (Колобок)
  2. Продолжите строки Н.А. Некрасова: «Откуда дровишки?» (Из леса, вестимо)
  3. Какие цветы собирала падчерица в сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» (Подснежники)
  4. Назовите титул знаменитого фантазера и выдумщика Мюнхаузена.(Барон)
  5. Из какого города был родом былинный богатырь Илья? (Муром)
  6. В каком месяце происходили события, описанные в сказке Ю.К. Олеши «Три толстяка» ( В июне)

КОНКУРС ВСЕЗНАЕК (Задание 2 команде)

  1. Как называлась оригинальная музыкальная группа из одноименной сказки братьев Гримм (Бременские музыканты)
  2. В какой сказке говорится об опасностях, которым подвергаются несовершеннолетниеграждане, отправляющиеся без сопровождения родителей в гости к бабушке? (Красная шапочка)
  3. От чего никогда не отказался бы Винни-Пух? (От горшочка меда)
  4. Как звали тетушку Тома Сойера из романа М.Твена? (Тетя Поли)
  5. Назовите мальчика-луковку – героя сказки Дж. Родари. (Чиполлино)
  6. Как звали маленького мальчика из сказок Ш. Перро и братьев Гримм (Мальчик-с пальчик)

КОНКУРС ВСЕЗНАЕК (Задание 3 команде)

  1. Как звали сказочного доктора, героя К.И. Чуковского? (Айболит)
  2. Назовите имя самого знаменитого жителя Цветочного города, героя сказки Н.Н. Носова. (Незнайка)
  3. Каким был стойкий солдатик из сказки Х.К. Андерсена? (Оловянным)
  4. Кого ловил Дуремар на болоте в сказке А.К. Толстого «Золотой ключик…»? (Пиявок)
  5. В какой сказке Х.К. Андерсена героиня прошла тестирование на принадлежность к королевскому роду? (Принцесса на горошине)
  6. Какое лекарство лучше всего помогало Карлсону при болезни? (Сладости)

В это время – игра со зрителями. «Ни минуты на раздумье»

  • Место, где продают лекарства? (Аптека)
  • Кто говорил волшебные слова: «Сим-сим, откройся»? (Али-Баба)
  • Кто путешествовал в Страну чудес? (Алиса)
  • Как звали доброго доктора, который лечил зверей? (Айболит)
  • Как звали мальчика, который говорил: «Это мы не проходили, это нам не задавали»? (Антошка)
  • Рук и ног у него нет, тем не менее всех трясет и качает? (Ветер)
  • Какая птица считается самой умной? (Ворон)
  • Назовите домик для птиц? (Скворечник)
  • Кто автор книг о Робинзоне Крузо? (Даниэль Дефо)
  • В каком произведении С. Михалков описал человека большого роста? (Дядя Степа)
  • Как звали мальчика, которого унесли гуси-лебеди? (Иванушка)
  • Кто говорил слова «Сивка-Бурка»? (Иван-царевич)
  • Кто взял в плен Гулливера? (Лилипуты)
  • Где сидел джин в сказке про Алладина? (В лампе)
  • Кто автор строчек: «Торопышка был голодный, проглотил утюг…» (Незнайка)
  • Где жил Чебурашка? (В телефонной будке)
  • Как звали старика, который совершал чудеса с помощью волос из своей бороды? (Хоттабыч)
  • Промежуток времени в 60 мин. (Час)

Библиотекарь: Конкурс «Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка». На листочке написан ряд слов, одно из них лишнее. Вам нужно составить пословицу или поговорку.

1.Написано, что, топором, не вырубишь, пером, ручкой, того. (Что написано пером, не вырубишь топором)

2. Семь, ребенок, глаз, нянька, дитя. (У семи нянек дитя без глаза)

3. Смотреть, конь, медведь, дареный, зуб. (Дареному коню в зубы не смотрят)

Библиотекарь: А теперь вы выполните тест, который посвящен различным терминам, относящимся к книжной отрасли. Вам нужно подчеркнуть тот ответ, который вы считаете правильным.

ТЕСТ

  1. Книгочей – это …
  • библиотекарь
  • любитель чтения
  • продавец книг
  1. Папирус – это …
  • ткань
  • дерево
  • травянистое растение
  1. Титульный лист – это ..
  • начальная страница книги
  • середина книги
  • последняя страница книги
  1. Антикварная книга – это …
  • новая книга
  • авторская книга
  • старинная книга

Библиотекарь: Уважаемое жюри!

         Вам слава и почет,

         Все мы любим точный счет.

А пока жюри подводит итоги, мы послушаем стихотворения о книге, которые прочитают ребята вашего класса.

1.Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Обязательно читать

Должен научиться…

2. В каждом доме, в каждой хате,

В городах и на селе

Начинающий читатель

Держит книгу на столе.

3. Мы дружны с печатным словом,

Если б не было его

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали б ничего.

4. Книгу всем понятную,

Умную, занятную

Мальчики и девочки –

Все читать хотят.

5. Книг заветные страницы

Помогают людям жить,

И работать, и учиться

И отчизной дорожить.

6. Книжек в мире много разных,

Интересных и смешных,

Приглашаем вас, ребята

Прочитать побольше их.

7. Книга – учитель,

Книга – наставница,

Книга – близкий товарищ и друг,

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук.

8. Книга – советчик,

Книга – разведчик,

Книга – активный борец и боец,

Книга – нетленная память и вечность,

Спутник планеты Земля, наконец…

9.Книга - ценность поколений,

Книга - мудрости печать.

Что ж, наверное, от лени

Стали меньше мы читать.

10.Но такое происходит

Не всегда и не везде.

Чтение в потребность входит,

Например, в моей семье.

11.Мы читаем очень много.

Мы - родители и я.

В этом наша путь - дорога:

Просвещение всегда!

12.Каждый книгу выбирает

Ту, что сердце позовёт.

Скучно нам и не бывает,

Скука здесь не проживёт.

13. Вся семья моя читает.

Это всё не просто так.

Книга душу согревает.

Вот, что точно не пустяк.

14. Я к вам обращаюсь, взрослые, дети!

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Библиотекарь: Вот и закончился  наш конкурс. Пусть наши совместные старания дадут добрые всходы, пусть каждый ученик вашего класса будет уметь и любить читать, пусть каждый день будет связан с увлекательным путешествием в мир книги. А я хочу вручить  всем памятки, которые помогут вам в этом путешествии  

О детских книгах в интернете и другие полезные ссылки:

http://lib.ru/TALES/ - тексты детских сказок (без иллюстраций)

http://detstvo.ru/library/ - библиотека детских электронных книг по жанрам

http://babykniga.ru/article/references_for_the_summer_to_2_11_grade.php - Списки литературы для чтения летом для всех классов

http://danilova.ru/phpbb/viewforum.php?f=673&sid=15748dc9c344949b60e9209985d6acad - очень много хороших тем про книги для детей.

http://www.7ya.ru/pub/book/ - статьи на тему детских книг – как привить ребенку любовь к чтению, что читать ребенку и как читать

http://www.chitaikin.ru/index.htm - сайт, посвященный детской литературе, как появилась книга, печатное дело, как появился алфавит и другие интересные статьи, а также подборка сказок зарубежных и русских авторов.

http://www.eka-mama.ru/forum/part12/topic293108/ - хорошая тема про книги - впечатления и отзывы о прочитанных с детьми книгах, на первой странице большой список рекомендованной литературы для разных возрастов.

http://www.nanya.ru/beta/views/275.html - много статей по книжной теме, а также про развитие ребенка в целом

http://kidpix.livejournal.com/?skip=100 – очередное сообщество любителей детских книг, можно посмотреть иллюстрации к книгам

http://dumpz.ru/showthread.php?t=26398 – большая хорошая тема про книги с иллюстрациями

http://obzor-knig.livejournal.com/ - обзоры книг для детей и их родителей

http://www.semya-rastet.ru/razd/spisok_knig_dlja_chtenija/ - Подборка лучших книжек (разбивка по возрасту)

Жюри подводит итоги и вручает грамоты. Звучит запись песни «Тот, кто любит читать».

Литература

  1. Гурович,  Л. М., Береговая,  Л. Б. Ребёнок и книга  [Текст] / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая   – М. : Просвещение,  1992.
  2. Нежданова,  Л. И., Киченко,  Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения [Текст] /  Л. И. Нежданова, Е. А. Киченко – М.: Просвещение, 1996 г.
  3. Курганский, С. М. Сашины именины: сценарий конкурса читающих семей [Текст] / С. М. Курганский  // Классный руководитель. Научно-методический журнал. – 2006. - №7. - С.120.
  4. Пырьева, Е. В. Читаем всей семьей: конкурсная программа для читающих семей [Текст] / Е. В. Пырьев // Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для библиотек. – 2005. - №2. – С. 45.
  5. Кучина,  В. В. Соревнование Всезнаек [Текст] / В.В. Кучина  // Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для библиотек. – 2006. - №3. – С. 22.
  6. Лысенко, Л. В. Библиографический калейдоскоп: игра, посвященная книгам и библиотекам [Текст] / Л. В. Лысенко  // Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для библиотек. – 2006. - №6. – С. 24.
  7. Дереклеева, Н. И. Родительские собрания [Текст] /Н. И. Дереклеева – М. : Вако, 2004.
  8. Интернет-ресурсы:

http: //festival.1september.ru

http: //pedsovet.su


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекторий для родительского собрания "Православная семья как оптимальный тип социальной структуры (воспитательное влияние семьи на ребенка)"

В статье рассмотрены  проблемы семейного воспитания в русле современной действительности, где православная семья представляется  оптимальным типом социальной структуры....

Урок-мастерская "Две семьи. Семья Ростовых в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" и семья Мармеладовых в романе Ф.Н. Достоевского "Преступление и наказание."

Учителям словесности на современном этапе обучения литературе особенно при подготовке к новым формам аттестации (ЕГЭ) нужно отойти от традиционного репродуктивного метода преподавания, от вопросно-отв...

Проект областной профильной смены лагеря-похода с круглосуточным пребыванием для многодетных семей, семей с детьми – инвалидами и приемных семей "Лето с рюкзаком"

Семейный лагерь-поход - это эффективная форма организации летнего отдыха, способствующего развитию творческих способностей взрослых и детей, формированию толерантного сознания членов семей и социально...

«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» г. Ноябрьска

О работе службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» ...

Программа работы с неблагополучными семьями"СЕМЬЯ- это семь Я"

краткая характеристика и способы работы с неблагополучными семьями....