Литературно музыкальная композиция "Пушкинский бал"
материал (10 класс) по теме
В фое играет ансамбль скрипочей. Дамы и ковалеры собираются в холе. Распорядитель бала приглашает семейства в зал. Ведущие начинают вечер. Участники вечера играют в фанты, танцуют польку полонез , вальс мазурку, читают поэзию....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Литературный музыкальный вечер | 58.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пушкинский бал 2012 год.
В зале расставлены столы, стулья. На столах зажжены свечи и погашен свет. Распорядитель балла объявляет семейства под произведение М.И. Глинки «Руслан и Людмила».
Распорядитель бала: Приглашаются семейство_____________________.
Распорядитель бала: Приглашаются семейство ____________________
Распорядитель бала: Приглашаются семейство _____________________
Распорядитель бала: Приглашаются семейство.______________________
Распорядитель бала: Приглашаются семейство.______________________
Распорядитель бала: Приглашаются семейство.______________________
Входят и усаживаются за столы семейства.
На сцене появляются ведущие.
В1. Дорогие Друзья! Сегодня мы с вами совершим путешествие в славное прошлое нашей великой Родины – России.
В2. Побываем в изысканном и утонченном 19 веке. Посетим великосветский пушкинский бал.
В1: 19 век-золотой век в истории России. Он дал миру одаренных прославленных писателей и поэтов, художников и музыкантов, исторических деятелей. Это век побед, исканий передовой русской молодежи.
В2: 1812 год – Отечественная война переросла в войну за освобождение Европы. Именно она явилась причиной распространения либеральных идей, идей отмены крепостного права, изменения государственного строя России.
В1: Бездействие и нерешительность властей в реформировании общества, подталкивали передовую молодежь к созданию тайных организаций и кружков.
В2: Такие образованные, романтически настроенные молодые натуры не могли не блистать ораторским искусством, страстным, пламенным словом, в котором выражали свои передовые идеи, воспитывали идеалы, прославляли любовь к Родине и служению своему Отечеству.
В1: Среди них были и члены тайных организаций: Кондратий Рылеев, Вельгельм Кюхельбекер, Владимир Раевский, Александр Бестужев, Александр Одоевский, Иван Пущин.
В2: Александр Сергеевич был другом и соратником декабристов, верил в их идеалы и воспевал их в своей лирике. Ну и конечно, каждый из нас помнит слова великого поэта
В1: «Увижу ль, о друзья! Народ не угнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством Свободы просвещенное
Взойдет ли прекрасная Заря».
В2: Или другие не менее знаменитые строки.
«Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия воспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена».
В1: Стихи Пушкина стали орудием литературной пропаганды в руках членов тайных обществ, получили огромное распространение и создали Пушкину славу поэта-борца за свободу. Иван Иванович Пущин был лучшим другом и соратником Александра Сергеевича и именно ему посвящено следующее стихотворение.
(Аника читает стихотворение, посвященное Пущину)
В2: Но сегодня наш бал – это не только воспоминание о Пушкине как о поэте – борце, о молодых аристократах, сознательно вступивших на путь борьбы за свободу народа, но и воспоминание о них, как о людях, живших в блистательном 19 веке, прекрасно знающих тонкости светских раутов. Мы приоткроем еще одну страничку их жизни и отправимся на великосветский Пушкинский бал.
Распорядитель балла: Друзья Людмилы и Руслана!
Простите дерзкий наш пассаж.
Строфой великого романа
Мы начинаем вечер наш.
Свет выключен, проецируются картины балов на стены.
Звучит песня из мультфильма «Анастасия» и все танцуют вальс.
В1: Уважаемые гости! Конечно во времена Александра Сергеевича на балах не выбирали короля и королеву, но отдавая дань европейским традициям проведения молодежных балов, мы внесли в церемонию проведения пушкинского бала изменения.
В2: На нашем празднике будут выбраны король и королева бала, которых выберет наше уважаемое жюри
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В1: Дорогие дамы и господа!
Осень в России - пора, когда, покинув свои деревенские усадьбы, дворяне съезжались в Москву и Петербург, открывались двери гостиных и начинался сезон приемов и балов.
В2: Бал это совершенно особое событие в жизни человека 19 века. Для юной девушки, которую только начинали вывозить, это повод для волнений – там ее увидят в красивом бальном платье, и будет много света, и она будет танцевать.
В1: Непременной чертой женской красоты, обаяния были грациозность, умение владеть собой. Многие светские красавицы покоряли мужские сердца именно этим: очаровательными танцевальными па, легкостью движений, изяществом.
В2: Бальный сезон начинался поздней осенью, когда столичные дворяне возвращались из своих усадеб, а дворяне поместные, окончив полевые работы, целыми обозами тащились в Москву со своими взрослыми дочерьми – «на ярмарку невест». Подъезжали кареты к празднично освещенному подъезду. В вестибюле сбрасывали шубы и по ярко освещенной лестнице поднимались в зал, где при входе гостей встречала хозяйка. И вот уже музыка и праздничное сияние…
В1: Глухая полночь. Строем длинным,
Осеребренные луной,
Стоят кареты на Тверской
Пред домом пышным и старинным
Пылает тысячью огней
Обширный зал; с высоких хоров
Ревут смычки; толпа гостей;
Гул танца, с гулом разговоров
Звучит полонез из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин».
В2: В 19 веке, в эпоху жизни А.С. Пушкина, полонезом открывались торжественные танцевальные вечера и придворные балы.
Распорядитель бала: Итак- полонез!
Пары танцуют полонез (обученные).
В1: В 19 веке в обществе существовали жесткие правила поведения, которые были несопоставимы с пылом молодости. Поэтому танцы и игры на балах были единственным спасением. Где можно было объясниться в любви, назначить свидание. Обменяться мимолетной нежностью.
В2: Вот что пишет Александр Сергеевич о балах
Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма.
О вы, почтенные супруги!
Вам предложу свои услуги;
Прошу мою заметить речь:
Я вас хочу предостеречь.
Вы также, маменьки, построже
За дочерьми смотрите вслед:
Держите прямо свой лорнет!
Не то … не то, избави боже!
Я это потому пишу,
Что уж давно я не грешу.
Увы, на разные забавы
Я много жизни погубил!
Но если б не страдали нравы,
Я балы б до сих пор любил.
В2: А.С. Пушкин, как и большинство молодых людей, считал своим долгом быть влюбленным во всех молодых и хорошеньких девушек. Многим из них он посвящал свои стихи.
Распорядитель бала: Поговорим о поэзии А.С. Пушкина.
Звучит «Лунная соната». На сцену с разных сторон выходят юноши и девушки занимаю на сцене определенную позу.
Каждый чтец. Начиная читать стихотворение оживает, заканчивая- возвращается в позу. Музыка усиливается, чтецы уходят со сцены.
Появляются ведущие. Звучит вальс.
В1: 19 век – век вальса. Отсутствие фигур, простота поз и движений, пленительность мелодий делают его любимым танцем.
В2: Однообразный и безумный,
Как вихрь жизни молодой,
Кружится вальса вихрь шумный,
Чета кружится за четой.
Так описал вальс А.С. Пушкин в своем знаменитом стихотворении.
В1: На частных балах после Отечественной войны 1812 г. вальс стал одним из любимейших танцев. В особую моду его ввел Венский конгресс, на котором решалась судьба Европы. Днем дипломаты решали важные проблемы послевоенного устройства, а вечерами вели активную светскую жизнь и танцевали на балах, где вальс был коронным танцем. Много людей съехалось тогда в Вену: короли и императоры, целые европейские дворы, журналисты и писатели, великосветские красавицы, и все с упоением вальсировали. Естественно, что участвовавшие в Конгрессе русские привезли вальс в Петербург.
В2: Многие в 19 веке неодобрительно относились к «сближению молодых особ во время вальсирования». Вертер Гете считал «вальс танцем настолько интимным, что клялся, что не позволит своей будущей жене танцевать его ни с кем, кроме себя». Сейчас же вальс всеми любимый танец.
Распорядитель бала: объявляется вальс!
(Звучит вальс Свиридова. Бальные пары танцуют вальс).
В1: В 19 веке часто проводили благотворительные балы. И наш Бал не исключение. Наша школа и мы, Дамы и господа, всегда стараемся протянуть руку помощи тем, кто в ней нуждается. Уже традиционно сенью проходит акция «Цветик-семицветик». И сегодня Вы можете принять в ней участие, оказав посильную благотворительную помощь больным детям и детям, попавшим в сложную жизненную ситуацию. Сбор средств проводится в фойе нашей школы.
В2: Устраиваемые балы были довольно разнообразны: костюмированные, балы с концертами . В Париже, Вене, Лондоне у известных петербургских портных заказывали по нескольку бальных платьев. Которые потом служили не только предметом обсуждения в обществе, но и законом престижа и самоутверждения.
В1: Фасоны бальных платьев для дам молодых и средних лет в конце 19 века отличались не значительно. Журнал « Парижские моды» предлагали различные фасоны платьев.
В2: (Читают) Для первого бала принято одевать молодую девушку в легкий, простой, белый костюм, с маргариткой или розовым бутоном в волосах и голубым или розовым поясом из лент. Драгоценностей, ни каких, кроме разве нитки жемчуга. Прическа должна быть простая, без взбитых локонов и, в особенности, без фальши в волосах. Корсаж не должен быть слишком декольте.
В1: (Читают) Мужчины должны являться во фраке и белом галстуке при следующих обстоятельствах: на званные обеды, балы, рауты, в ложи в театра и повсюду, где дамы бывают в открытых платьях.
В2: Давайте и мы полюбуемся наряда наших красавиц.
(Девушки под музыку обходят один круг.)
Оцениваются фасон платья, аксессуары и манера поведения.
Распорядитель бала: Приглашаем глав семейств на соискание почетного звания «Король бала» и «Королева бала».
- Семейство
- Семейство
- Семейство
- Семейство
- Семейство
- Семейство
В2: Глядя на этих очаровательных девушек не вольно вспоминается стихотворение А.С. Пушкина. « Я помню чудное мгновенье…». Он посвятил его Анне Керн. В первый раз он её увидел на балу в Петербурге. Хотя это была мимолётная встреча, Пушкин надолго запомнил нежный голос и милые черты.
В1: В начале 1825 года А.С.Пушкин видит ее во второй раз и страстно влюбляется.
В2: Знаменитое творение поэта позднее будет переложено на музыку.
Стихотворение (поет Оксана Войтенко)
В1: Но не смотря на то, что 19 век – век вальса, по всей Европе организуются специальные классы, где обучали искусству различного танца. Большой успех выпал танцу полька. Она стала излюбленной как на общественных балах, так и на скромных ученических и домашних вечерах.
В2: Полька прочно вошла в танцевальное творчество многих народов. Танец видоизменялся, приобретая национальную окраску, но всегда в ней осталось сочетание подвижности и силы мужского танца с кокетливой грациозностью женского.
В1: В этом танце светские барышни могли вести себя легко и непринужденно.
Распорядитель бала: Полька господа.
В2: В отличие от великосветских, домашние балы и музыкальные вечера допускали некоторые вольности.
В1: Молодежь играла, пела, веселилась.
В2:Очень популярны были различные игры. Особое место занимала игра в фанты. Именно в ней молодые люди проявляли свою смекалку и находчивость, могли покорить остальных своей образованностью или великолепным чувством юмора. Давайте попробуем возродить эту традицию.
Распорядитель бала: Тяните фанты господа.
Фанты: …..
В1: Кроме фантов молодежь 19 века любила играть в Ручеек. Эта простая по своей сути игра привлекала многих, в том числе и А.С. Пушкина. В ней молодые люди могли поделиться своими мыслями и проявить внимание к особо понравившемся представителям противоположного пола.
В2: Предлагаем и вам поучаствовать в этой веселой игре ...
Распорядитель бала: Ручеек господа .
(Затихает музыка. Гости рассаживаются по своим местам)
Распорядитель бала: А сейчас пока уважаемые судьи подводят итоги нашего вечера. Я предлагаю тур Вальса.
(Танец Вальс)
Распорядитель бала : Тур Полонеза.
Распорядитель бала: Тур польки.
В2: Мы приглашаем на сцену Почетных гостей
(вручение подарков)
В1: А сейчас настало время вернуться в нашу эпоху.
В2: Мы думаем, что этот бал 19 века и А.С. Пушкин надолго останутся в вашей памяти, затронув струны вашей души.
(Звучит мелодия вальса.)
Распорядитель бала: И снова музыка играет,
Вас всех на танец приглашает,
Звучит друзья для вас,
Прощальный вальс.
(все пары танцуют вальс)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция "Военной песни негасимый свет..."
Материал может быть использован к Дню защитника Отечества или 9 Мая...
Литературно-музыкальная композиция к Дню Победы
Литературно-музыкальная композиция в сопровождении презентации. Достаточно важный момент в представлении - это перестроения. Доступна и интересна любой возрастной группе учащихся....
Литературно-музыкальная композиция "Память сердца"
Всё дальше и дальше уходит от нас в глубь прошлого Великая Отечественная война. Всё меньше её живых свидетелей и участников. Придёт время - и мы будем узнавать о событиях и людях военных лет только из...
Литературно-музыкальная композиция "Человек поднялся в небо"
Литературно-музыкальная композиция "Человек поднялся в небо" разработана в рамках проведения недели, посвященной Дню космонавтики....
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...
Методическая разработка сценария открытого занятия педагога доп.образования Гончарука В.Е. – литературно-музыкальное путешествие по музыкальным образам «Музыкальный калейдоскоп»
Разработка сценария тематического направления в области театрального искусства....