Сценарий урока – экскурсии «Посиделки» (для учащихся старших классов)
методическая разработка (5 класс) по теме
Сценарий урока – экскурсии «Посиделки»
(для учащихся старших классов)
Экскурсанты заходят в специально оформленную «под избу» комнату. Там сидят девушки за прялками, с пяльцами (каждый занят своим делом).
Поют песню, которую можно петь на «посиделках». Песня звучит тихо, задушевно. Горит лучина. По окончании песни одна из девушек заводит рассказ о
«посиделках» ( почему девушки собрались, что делали?). После этого рассказа запевается песня. Рассказ о посиделках должен быть составлен так, чтобы в нем
прозвучала мысль о том, что какую-то из девушек должны выдать замуж. Поется песня (свадебная). После песни звучит рассказ об обряде «свадьба».
Во время рассказа о свадьбе звучат песни, свадебные припевы.
Пос
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posidelki.doc | 79.5 КБ |
verbnoe_voskresene.doc | 49.5 КБ |
maslenitsa.doc | 56 КБ |
russkaya_yarmarka.doc | 46.5 КБ |
yarmarka_stsenariy.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока – экскурсии «Посиделки»
(для учащихся старших классов)
Действующие лица :
Девушки 5-7 человек, одетые в народные костюмы .
(Каждой из действующих лиц можно дать имя или при распределении ролей называть их первая, вторая и т. д. или ведущая)
Текст сценария можно распределить на несколько человек. Можно во время проведения праздника петь частушки под музыку или без аккомпанемента. Все на усмотрение постановщика данной народной картинки. Главное, чтобы зрители были активными участниками действия.
Место проведения :
- интерьер русской избы (музей СЮТур «Русская изба »)
-стол, лавки, прялки, пяльца, ткацкий стан и др. предметы для женского рукоделия.
Экскурсанты заходят в специально оформленную «под избу» комнату. Там сидят девушки за прялками, с пяльцами (каждый занят своим делом). Поют песню, которую можно петь на «посиделках». Песня звучит тихо, задушевно. Горит лучина. По окончании песни одна из девушек заводит рассказ о «посиделках» ( почему девушки собрались, что делали?). После этого рассказа запевается песня. Рассказ о посиделках должен быть составлен так, чтобы в нем прозвучала мысль о том, что какую-то из девушек должны выдать замуж. Поется песня (свадебная). После песни звучит рассказ об обряде «свадьба». Во время рассказа о свадьбе звучат песни, свадебные припевы.
После этого обряда можно сказать несколько слов о посиделках в святки и закончить этот рассказ хороводом.
После хоровода все приглашаются к чаю.
За чаем также могут звучать лирические застольные песни (о девичьей гордости, о несчастной любви и т.п.).
Ход урока – экскурсии
Здравствуйте, гости дорогие! Мы очень рады видеть вас всех сегодня здесь. Располагайтесь поудобнее, а мы сделаем все возможное, чтобы вам сегодня было интересно и нескучно.
Вот уже прошел ровно год, как мы прозанимались в кружке экскурсоводов- фольклористов. За время наших занятий в этом кружке мы познакомились с различными формами проведения экскурсий. Это может быть: рассказ о каком- либо архитектурном сооружении, посещение и осмотр заповедника, с показом красочных слайдов, да и многие другие формы. А вот основными темами наших экскурсий являются материалы об истории культуры прошлого, о традициях и обрядах наших предков. Мы изучали историю христианских праздников.
Перед нами встал вопрос, а как же передать все те знания, которые мы приобрели на этих занятиях Вам, и сделать это как-то необычно, чтобы было интересно всем, независимо от возраста, профессий, увлечений. И вот мы решили устроить наши сегодняшние посиделки, на которых мы вам сейчас все покажем и расскажем. Так давайте же вместе посидим, побеседуем…
(звучит песня)
- Позарастали стежки-дорожки,
Где проходили милого ножки.
Позарастали мохом- травою, 2 раза
Где мы гуляли милый с тобою.
- Мы обнимались, слезно прощались,
Помнить друг друга мы обещались.
Нет у меня с той поры уж покою 2 раза
Верно гуляет милый с другою
- Если забудет, если разлюбит,
Если другую мил приголубит,
Я отомстить ему поклянуся 2 раза
В речке глубокой я утоплюся.
- Птички- певуньи правду скажите
Весть про милого вы принесите
Где ж милый скрылся, где ж пропадает- 2 раза
Бедное сердце плачет – страдает.
- Позарастали стежки-дорожки,
Где проходили милого ножки.
Позарастали мохом- травою, 2 раза
Где мы гуляли милый с тобою.
Собирались в давние времена молодые девушки на посиделки, вечеринки, девичники. Собравшись в какой-нибудь избе, девушки садились за работу: они пряли, вязали, вышивали или шили. Девушки умело сочетали работу с песнями, хороводами, плясками, а в святки – гадали. Но наши посиделки не святочные, и поэтому гадать сегодня мы не будем, а расскажем Вам несколько о другом.
Каждая девушка готовилась к счастливой жизни, к большой и светлой любви, но вместе с тем, в душе у каждой девушки таилась тревога горькой жизни в замужестве. Посиделки можно считать грустным местопрепровождением, но это было не так. Девушки на посиделках вели разные беседы за работой, но главным, конечно, были разговоры о свадьбе, потому что в основном на посиделках были девушки возраста 15-20 лет, девушки «на выданье». Они обсуждали различные вопросы, связанные с женской долей. А как Вы знаете, с женской долей связано много: это и слезы, это и смех, это и радость, это и горе.
Так же на посиделках девушки могли и плакать, и смеяться одновременно:
В песнях радость, в песнях горе,
В песнях и веселице.
Только в песнях нахожу
Сердечку утешение.
Уж ты верба- вербушка,
Золотая вербушка,
Не расти, верба, во ржи,
Расти в поле на межи.
Ветер вербу не берет
Соловей гнезда не вьет.
Как бы кустушек не мил,
Соловей гнезда не вил.
Соловейка Ванюшка,
Канарейка Марьюшка.
Походи-ка, погуляй,
Хороводы набирай.
Заводится хоровод:
- Возле саду, саду,
Возле саду, саду
Саду зеленого,
Саду зеленого
- Там ходят гуляют,
Там ходят гуляют
Две красны девчонки,
Две красны девчонки
- Они собирают,
Они собирают
Себе по цветочку,
Себе по цветочку
- Они совивают,
Они совивают
Себе по веночку,
Себе по веночку
- Они укладают,
Они укладают
Себе на головку,
Себе на головку
- Возле саду-саду,
Возле саду саду
Саду зеленого,
Саду зеленого
После хоровода: - Вы сейчас увидели, какой девушки завели красивый хоровод. Много имеется видов хороводов. Это и «Капустонька», который вы сейчас видели, это и «Ручейки», это и «Плетень», кстати, очень сложный хоровод, но у нас с вами все еще впереди, мы и его выучим и покажем Вам. Но особое внимание хочется обратить на костюмы, которые вы видите на девушках. Посмотрите, как эти костюмы преобразили их, какие они сидят нарядные и красивые. Ведь, правда? А вы знаете, но если говорить честно, то когда мы первый раз увидели рубаху, это вызвало у нас улыбку, а у многих даже смех. И это была наша естественная реакция, потому что до того, как мы стали посещать наш кружок, мы очень многого не знали. Но вот прошел год, и наше отношение к этому изменилось. А однажды мы и сами примерили на себе эти рубахи, и знаете у нас появилось какое- то чувство радости, торжественности. Было такое впечатление, что мы действительно оказались в том времени, когда девушки носили эти костюмы. И вам, наверно, тоже захотелось узнать об этом побольше. Вот сейчас послушайте наш рассказ…
(Идет рассказ о костюме, в частности, о юбках, паневе.)
Девушки на выданье надевали на праздники по нескольку юбок, « чтобы толще казаться»- полнота для них была все равно что красота. Ведь деревенская мода всегда соответствовала укладу крестьянской жизни. И та же полнота означала для крестьянской девушки здоровье, а здоровье – это и дети, и работа до седьмого пота.
Худобу на Руси издревле относили к большим изъянам женской внешности. «Тело» обретали своеобразно: женщину укладывали на несколько дней в постель, потчевали хлебной водкой, заботливо кормили, строго наказывали не выходить.
Полным хватало двух- трех нижних юбок, отличавшиеся худобой натягивали стеганную на вате «споднюю» юбку.
Древнее юбки была на Руси панева. Это тоже, что юбка, только полы, как правило, были не сшиты.
Панева вполне представляла свою хозяйку, откуда она родом, замужняя или вдова и почему надела она паневу.
Деревенские портнихи были очень изобретательны в отделке панев. Они додумались даже до «плиссированных» панев: сшитую паневу складывали по клеткам ( «глазкам») в «ласки», «гранки» и, перевязав веревочкой, клали под горячий деревенский каравай. Получалось «плиссе», складки которого долго не расходились.
Панева была бабьей одеждой. Девичий наряд, как правило, состоял из рубахи с шерстяным поясом, а поверх- фартук или армяк. В канун совершеннолетия, на именины девушки или в праздник на нее при всех родных подруги надевали паневу. Девушку, надевшую паневу, можно было сватать и собирать ей приданное.
В последний раз – и теперь окончательно – паневу на девушку надевали во время свадьбы. Паневу поддевали на кнут, поднимали выше головы и опуская на невесту, приговаривали: « Вот тебе гроза и воля, и вся твоя судьба». Невеста с громким плачем отвечала: «На что девичью красу снимаете, бабью сухоту надеваете».
После этого выводят невесту и запевают величальную для невесты:
- Ой куры, куры
Младые куры, не поите куры рано поутру
- Не будите куры меня молоду,
Ой, ладо, ладо меня молоду
- А я молода всю ночь не спала,
Ой, ладо, ладо всю ночь не спала
- Всю ночь не спала, Ивана ждала
Ой, ладо, ладо Ивана ждала
- Приехал Иван с Москвы с дороги,
Ой ладо, ладо с Москвы с дороги
- Он вошел во сад, во сад, в огород
Ой, ладо, ладо, во сад в огород
- Во сад, в огород, винограду рвать
Ой, ладо, ладо винограду рвать
- Сорвал веточку, виноградочку
Ой, ладо, ладо виноградочку
- Виноградушка, что Татьянушка
Ой, ладо, ладо ненаглядная.
Сам обряд свадьба был очень интересный и состоял из нескольких обязательных ритуалов: 1) сватовство
2) сговор, смотрины
3) варка пива
4) неделя гулянья
После того, как произошел сговор, жених со своими друзьями целую неделю гуляет. А вот для невесты эта неделя – неделя слез. Вот об этом мы расскажем подробнее.
Русская свадьба в старину.
Окручивая невесту, девичью косу ее разделяли стрелою (символ любви), а гребень, которым коса расчесывалась, обмакивали в мед или вино (символ дождя). Как метафора молнии, которую Перун сверлит тучи, проливает дожди и снимает с неба облачные покровы, стрела, которую на другой день брака, когда просыпалась молодая, приподнимали с нее покров. Символическое значение имело также и покрывало, которым окручивали голову невесты, или ее фата; она обозначала тот облачный покров, под которым являлась прекрасная богиня весны. Покрытие головы сделалось признаком замужества, и последним строго запрещалось выказывать хотя один волосок из-под платка или клички – быть простоволосою. Этот обычай – покрытие головы девушки платком имел такое важное значение и силу, что девушка становилась иногда беспрекословно женою того, кто, чувствуя к ней склонность, набрасывал на голову ей покрывало.
Завязкою к предбрачным обрядам считалось гадание и сватание. Укажем на несколько видов гадания, тесно связанных со свадебными обрядами, существовавшими на Руси в старину и существующие доселе в некоторых патриархальных уголках ее. Мать завязывает дочери глаза, водит ее взад и вперед по избе и затем пускает идти, куда она хочет. Если случай приведет девушку в большой угол или к дверям, - это служит признаком близкого замужества, а если к печке – то оставаться ей дома, под защитою родного очага. Большой угол потому предвещает свадьбу, что там стоят иконы и оттуда достают образ, которым благословляют жениха и невесту. Двери же, как и ворота, обозначают скорый отъезд из родного дома. Поэтому, если башмачок, брошенный девицей через левое плечо, ляжет носком к дверям, то быть ей вскоре просватанной.
Сватать, являлась с предложением к родителям невесты, старается усесться на лавку так, чтобы половицы из-под ее ног шла прямо к двери, видя в этом залог успеха своего сватания. Когда уже ударено по рукам, невесту благословили, все присутствующие после некоторого молчания, придающего особенную торжественность обряду, помолились и свадебный поезд хочет двинуться, невеста, желающая, чтобы вышли замуж поскорее и ее сестры, должна потянуть за скатерть, которую покрыт стол, потянуть за собой в дорогу, как бы расстилающую белою скатертью и своих сородичей.
- Дорогие девушки,
Я вам не подружка
Я сегодня – девушка,
А завтра- молодушка.
(запеваем частушки)
Выхожу и запеваю
Песню изначальную
Для кого веселую
Для кого печальную.
Коль гармошка заиграла
Значит, надо выходить
И самим повеселиться,
И людей повеселить.
Дальше идут другие частушки (из них – мол)
Говорят, что я горда,
Пусть себе утешаться,
Лучше с гордостью любить,
Чем на шею вешаться.
Я немножечко волнуюсь,
Ты сердечушко молчи.
Тайну девичью не выдай,
Потихонечку стучи.
Ой, ребята-кавалеры,
Отодвиньтесь от нас.
Мой миленок всех пониже
Мне не видно из-за вас.
Если я тебе не пара,
Если я не хороша,
Так какую ж тебе надо,
Окаянная душа.
Не глядите на меня,
Глаза поломаете,
Я не с вашего села,
Да вы меня не знаете.
До свиданья, до свиданья
До свиданья три раза,
А еще раз до свиданья,
Ваши карие глаза.
САРАТОВСКИЕ ПРИПЕВКИ.
Мой миленочек большой,
Да любит меня, маленьку,
Подожди мой дорогой,
Я встану на заваленку.
Ах, на небе облака
Снеговые, белые
Ах, какие стали мы
Насчет любови смелые.
Мы с миленочком сидели,
Он молчит и я молчу
Хоть люблю его, но первая
Признаться не хочу.
Вы, ребята, не гордитесь,
Что нас много – вас полно!
Но ухаживать за вами
Мы не будем все равно!
Когда закончились частушки – сразу запевают «Курилку»
Курилка, курилка
Ножки долгоньки,
Ножки долгоньки,
Живот короток.
Не помри же ты, курилка,
Не заставь меня плясать-
Не заставь меня плясать
Всю беседу целовать,
Тундари…,- да!
(играем 2 раза, к игре привлекаем наших зрителей, гостей)
Обязательным свадебным обрядом для невесты была баня. Да, баня и слезы в бане. Как говорит великая русская пословица: «Поплачь за столом, а то будешь плакать за углом».
- По обычаю девушка-невеста должна оплакивать свою свободу, прощаться с девичьей жизнью, должна оплакивать за всю жизнь вперед. Хотя в замужней жизни женщинам приходилось проливать не меньше слез, сколько бы они не плакали в невестах, но все равно девушки плакали и обязательно на виду у всех.
Девушки сильно плакали в бане, причитали. По содержанию причитания девушка прощалась с родительским домом, с подружками, плакали, что покидают девичью волю. Иногда было так, что девушка не могла плакать, тогда к этой невесте приглашали плачею. Женщина- плачея могла вызвать слезы у других. Невеста начинала плакать, что означало хорошую, счастливую жизнь в замужестве.
- Утро свадебного дня начиналось для невесты с бани, невеста вместе с самой близкой своей подругой шла в баню. Остальные девушки собирались вокруг бани и слушали, как плачет невеста. В некоторых областях существовали суеверия и приметы, связанные с баней…
- После сватовства и рукобития (окончательного сговора о свадьбе), невеста начинала шить и вышивать рубаху жениху. В рубаху в виде вышивки, вшивалась заговоренная нитка. Заговор на нитке был разный: оберегал жениха от дурного сглазу, от измены жене, чтобы мужская сила не покидала мужа… Так вот, когда невеста выходила из бани, она надевала на себя, на голое тело эту рубаху. Это примета означала, что в будущем муж будет привязан к своей жене, одним словом невеста завораживала жениха. После этого она рубаху снимала и дарила ее жениху.
- А в Орловской области была другая примета, чтобы приворожить жениха, невеста не одевала на себя женихову рубаху. Был вот какой обряд… Девушка- подружка, которая была с невестой в бане или крестная мать собирала в бане с невесты пот (ваткой или тряпочкой). Эти капли пота собирали в баночку. Когда наступала брачная ночь для невесты и жениха в специально приготовленном месте, кроме брачной постели, готовили кувшин с напитком для жениха. Так вот в этот напиток и выливала крестная невесты или сваха собранные с невесты капельки пота бане. Эта примета обозначала также большую привязанность друг к другу, особенно мужа к жене.
- А я хочу добавить о приданном. Невеста, кроме рубахи для жениха, должна была вышить не менее 40 рушников для подарков новой родне. Подарки жениху: рубаху, порты. И семье подарят: свекровке – 3 исподки и на сарафаны, платок – все это свекровке. Скатертей, платовья. Деверю – рубаху, порты. Полотенце каждому.
Девицы – красавицы, душеньки- подруженьки,
Разгуляйтесь, девицы, разлуляйтесь милые,
Заведите песенку, песенку заветную
Заманите молодцев к хороводу нашему!
- Из- под дуба, из- под вяза,
Из- под вязова коренья,
Вот те калина, вот те малина.
- Из- под вязова коренья,
Бежит зайка – горностайка
Вот те калина, вот те малина.
- В зубах несет везеницу
Небывалу небылицу
Про душу красну-девицу
Барыню, барыню, сударыню барыню.
- Девка, стоя на плоту
Моет шелкову фату
Она мыла колотила
Фату в воду опустила
За фатой в воду скочила
Башмачки оборонила
И чулочки замочила
Барыня, барыня, сударыня барыня.
- Да не жаль мне башмачков,
А жаль шелковых чулков
Мне ли эти башмачки
Сударь- батюшка купил
А белы шелковы чулочки
Мил сердечный подарил
Мил сердечный подарил
Ко мне три года ходил
Барыня, барыня, сударыня барыня. ( 2 раза)
Сегодня мы совершили несколько своеобразную экскурсию в давнее прошлое наших бабушек и дедушек и рассказали вам об одном из обрядов – обряде свадьба.
Много свадебных обрядов существовало на Руси, и в различных областях России они несколько отличались друг от друга, но, несомненно, обряд «свадьба» - самый интересный, самый торжественный, праздничный и, не побоюсь этого слова, самый красивый обряд. Отголоски из давнего прошлого дошли и до наших сегодняшних дней. Так, сегодня молодые пары придерживаются старых традиций и обычаев.
Много, очень много существует разных знаков и символов, связанных с женитьбой. Но самый главный из них, все- таки кольца, которыми обмениваются сочетающиеся браком – залог верности и любви, нерушимости союза. Происхождение свое обручальное кольцо ведет от тех времен, когда у некоторых кочевых народов существовал такой обычай : мужчина дабы не дать своей возлюбленной сбежать от него , связывал ей ноги у щиколоток обручами из душистой соломы. Впоследствии ненадежные соломенные «кандалы » были заменены на кожаные…
Цивилизованные римляне придали обычаю чисто условный характер: стали «метить » своих избранниц, надевая на палец им кольцо – сначала сделанное из железа , потом из золота.
Христианская религия подхватила и канонизировала традицию. И с тех пор обмен кольцами составляет основу церемонии бракосочетания.
Как это не горько, но сейчас многие молодые люди не знают много из истории прошлого. Не знают корней, корней не только обряда, о котором мы сейчас рассказали, но и об истории христианских праздников, да и вообще простой крестьянской жизни. И вот, чтобы восполнить этот пробел, мы начинаем серию наших экскурсий, посвященных историю прошлого, традициям предков.
Сегодня мы совершили первую экскурсию, посвященную этой теме и рассказали вам об обряде «свадьба ».Это была наша первая экскурсия , и может что – то у нас сегодня не получилось , но мы только учимся и у нас все впереди. Наши экскурсии своеобразны и несколько отличаются от других . Своеобразие их в том , что мы пытаемся создать атмосферу той жизни , о которой мы говорим , девушки одевают костюмы , которые носили их сверстницы в давнем прошлом, поют те песни , играют в те игры , которые были модны тогда. Но на этом мы не остановимся. Вторым шагом в нашем начинании будет наша вторая экскурсия , посвященная истории христианских праздников. Если хотите, если вы с нами солидарны, если все сегодня понравилось, то можете быть ее участниками
Милости просим!
На этом посиделки не закончились. Еще издавна гостей не отпускали просто так , их приглашали к столу . Мы же приглашаем вас к чаю.
«Праздник идет - гостей приведет.»
«По гостям, коли любо гуляй, да и сам ворота отворяй!»
«Гость невольный человек: где посадят , там и сядет»
«Что поставят , то и кушай , а хозяина в доме слушай !»
«Мил гость , что недолго гостит»
Во время чаепития девушки приглашают играть гостей в игру «Сиди, сиди ящер»
Сиди, сиди ящер,
В ореховом кусте,
Грызи, грызи ящер,
Каленые ядра
Дам тебе ящер,
Красную девку,
Алую ленту
(спрашивают):
- Кто сидит ?
- Ящер.
-Что грузет ?
Ядра.
-Кого хочет?
-Девку.
-Которую ?
(Ящер называет имя девушки, участвующей в хороводе, вызванная бросает ему платок и садится возле него , так Ящер вызывает к себе всех девушек , затем они снова становятся в хоровод и пляшут ).
Насиделся , Ящер,
В ореховом кусте,
Насмотрелся Ящер,
На красных девок.
Отдай же, Ящер ,
Алую ленту,
Алую ленту-
Девки Надежи!
(Ящер раздает по принадлежности платки, хоровод пляшет и поет,
пока он всем не раздаст платки)
Предварительный просмотр:
Сценарий праздника «Вербное воскресенье»
Действующие лица:
(одеты в народные костюмы, рубахи, в костюмы скоморохов)
- Ведущий
-1-ый скоморох
-2-ой скоморох
-1-ый лотошник
-2-ой лотошник
Материалы к мероприятию:
фрагменты ярмарочной площади (прилавки с товарами , русская народная музыка)
Оформление:зал оформлен в виде ярмарочной площади
Вербное воскресенье или «Вход Господень в Иерусалим » - воскресенье перед Пасхой.
В России традиционно в это воскресенье проводились ярмарки по продаже всех товаров , необходимых для Пасхи : расписных яиц, вербных херувимов , свечей , полотенец и т. д. При подготовке к празднику дети изготавливают вербных херувимов, открытки, закладки православной тематики, разнообразные пасхальные сувениры.
1скоморох: Здравствуйте, дорогие жители,
Собственных детей родители!
Прежде всего, как водится,
Давайте с вами знакомиться!
2 скоморох: Мы – скоморохи и лицедеи,
Пляшем как можем,
Поем как умеем.
Мы все скоморошьего происхождения
Очень древнего года рождения!
Дали зарок до скончания века
Веселить и радовать человека!
1 скоморох Мы танцоры и певцы,
Удальцы и молодцы.
Голосом пляшем,
Ногами поем,
В общем и целом
Прекрасно живем!
По ярмаркам и праздникам гуляем
Всех гостей от души потешаем!
Вместе: Вот вам русские потешки, скоморошьи пересмешки.
- Ехала деревня
Мимо мужика
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
- Лошадь ела кашу
А мужик овес
Лошадь села в сани
А мужик повез!
1.А вот веселые загадки:
Не горьки, ни кислы, ни сладки.
Кто сейчас их все отгадает.
Тот от нас награду получает.
- Загадка первая,
Просьба не слушать,
Которые нервные!
«В печь несут – жидко, горячо!
Из печи несут – твердо, холодно!»
- Угадай вторую
Самую смешную :
2 хвоста , 8 ног, посредине гривенник .
Кто это ?
- Ну ладно загадка третья
На нее хоть кто-то ответит:
«Носить легко, а
Сосчитать трудно».
Ведущий: Молодцы, скоморохи! Ну, а пригласили ли вы на ярмарку песельников да игрецов?
1 и 2 скоморохи вместе: А как же!
1 скоморох Наши артисты – не заморские куплетисты, а обуховские певуньи!
2 скоморох Фольклорный песенный ансамбль «Параскева».
(выступление ансамбля)
Ведущий: А кто из вас, ребята, знает как называется этот день – Вербное воскресенье – по церковному календарю? (Вход Господень в Иерусалим).
Это последнее воскресение перед Пасхой.
Когда Иисус Христос со своими учениками подошел к Иерусалиму, у городских ворот собралась большая толпа людей. Все они слышали, как Иисус исцелял больных, накормил голодных, все они надеялись, что Иисус Христос и есть тот царь, который спасет их народ от врагов. Некоторые люди снимали свои верхние одежды и расстилали их, как ковры, по дороге, а другие резали ветки деревьев, махали ими и бросали на дорогу. Торжественно въехал Иисус Христос в святой город Иерусалим и, радостно встретила его толпа. Но он знал, что через несколько дней, в этом самом городе он должен пострадать и умереть за людей. Так как у нас в России самой первой распускается верба, потому и называется воскресенье перед Пасхой Вербное воскресенье.
(дети из литературоведческих кружков читают стихи)
С.Есенин «Пасхальный благовест»
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.
Скрылась за рекою
Бледная луна,
Звонко побежала
Резвая волна.
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.
К.Бальмонт «Вербы»
Вербы овеяны
Ветром нагретым,
Нежно взлелеяны
Утренним светом.
Ветви пасхальные,
Нежно печальные,
Смотрит веселыми
Шепчутся с пчелами.
Светло-печальные
Песни пасхальные,
Сердцем взлелеяны,
Вечным овеяны.
А.Блок «Вербочки»
Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Принесли домой?
Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький
Не задуй огня.
В воскресенье вербное
Завтра встану первая
Для святого дня.
А.Фет
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Проносится весна.
(выступление «Параскевы»«… Как на горке на горе»)
Ведущий В вербное воскресенье в столицах и небольших городах устраивались детские базары, где торговали преимущественно детскими игрушками. Особо любимыми были дудочки и свистульки. Каждый ребенок покупал за копеечку, за три или за пять копеек глиняную свистульку. А уж, что ж за свист стоял – можно вообразить! А лучше всего – самим устранять постоянную свистопляску, но не шумно, но немного по-старинному волшебную:
(Скоморохи помогают раздать зрителям свистульки)
Ведущий: Ну, а после свиста снова просим мы артистов пригласить нас всех в хоровод! (скоморохи и участники «Параскевы» помогают всем вдоль Клумбы).
Хороводная игра.
Ведущий: Народ наш раздобрел, повеселился, а теперь за кошелек схватился: зачем монеты он припас? Надо потратить, не хранить про запас!
1 Лотошник Тары –бары –растабары!
Есть хорошие товары!
Не товар, а сущий клад –
Разбирайте нарасхват! (уходит с коробом к зрителям.)
2 Лотошник Есть ниточки, есть катушечки
Подходите покупать, девки –душечки!
Иголки не ломки, румяна, помада.
Кому что надо?
Булавки, иголки
Цветные приколки
За один пучок
Плати пятачок! (уходит к зрителям).
Ведущий: Ну, что у лотошников за товар! И тот хорош, и другой хорош – выбирай какой хошь! Торгуют они честно – всей Москве известно! Лотошник покупателю рад – у него весь товар нарасхват. Они товар не только продают, а даром отдают: за гадалки и шутки, за песни –прибаутки! Отдают с потехой, с шуткой и со смехом!
Скоморохи: Подходи ребята! Подходите к лавкам и лоткам!
Своим уменьем, смекалкой, весельем и ловкостью зарабатывайте нашу «валюту»!
- Повсюду ярмарка – распродажа
Здесь все, что вам нужно, лишнее даже!
Товары все, как один хороши –
Для дела, для тела, для глаз, для души!
- Эй народ, шевелись, суетись,
Кучей всей у столов не толпись,
Налетай на товар, поворачивайся,
Но не думай, что за так, а расплачивайся.
- Ближе подходите, слушайте, смотрите,
Раз взглянул, на второй купил.
На третий нас поблагодарил!
(Во время торговли желающие могут остаться возле сцены и послушать выступление фольклорного ансамбля).
На ярмарке работают:
- Аллея игр
- Настольные игры: «бирюльки», «мозаика»
- Игры и фокусы с нитками
- Столик «Загадки». Викторина по русским народным сказкам
- Ближе к окончанию праздника –ярмарки ведущий приглашает всех участников к сцене.
Ведущий: Праздник наш к концу пришел, победителей нашел!
Кто же в этот день сегодня отличился ото всех?
Кто набрал наибольшее количество «игринок»?
Наши победители – на память награждаются символом праздника – вербным ангелочком!
Те, у кого меньшее количество – награждается (помогают собрать игрушки и вручить призы старшие кружковцы или скоморохи). Ну а для тех, кто ничего не купил, никак не участвовал, просто для здоровья устраиваем старинный обряд: вербохлест! (старшие участники бегут за детьми и небольно хлещут их).
Вербохлест,
Бей до слез!
Верба рясна
Бьет напрасно!
Верба бела
Бьет за дело!
Ведущий: Не болейте, дети взрослых почитайте, друг друга не обижайте!
Спасибо вам за участие и за работу!
Предварительный просмотр:
Сценарий «Праздник Масленица»
Действующие лица:
(одеты в народные костюмы, рубахи, сарафаны, в костюмы скоморохов)
-семь дней масляничной недели являются семью действующими лицами (первая, вторая, третья и т.д.)
-масленица
-1-ый парень
1-ая девущка
-2-ой парень
-2-ая девушка
-1-ый скоморох
-2-ой скоморох
Материал к мероприятию:
Праздник проводится для детей разного возраста на улице, на подготовленной для праздника площадке. Площадка украшена яркими разноцветными лентами, в центре-ярмарочное колесо, «столб» с сувенирами. Игровые площадки (описание игр ниже).
Звучит русская народная музыка.
Оформление: в виде ярмарочной площади, на столах стоят самовары с чаем и блюда с блинами.
Материалы для беседы о празднике
Масленица – древний обрядовый праздник, длившийся неделю и начинавшийся за 8 недель до весеннего полнолуния. Как известно, Масленица – это прощание с зимой и встреча с весной. Значение его так велико, что это позволило ему стать одним из немногих русских народных календарных праздников, традиции которого, пусть и в очень усеченной форме, но сохранились до сих пор.
Сущность праздника в том, что Масленица, представляет собой границу между старым и новым. Масленичные обряды и обычаи выявляют идеи противостояния холода, мрака, смерти свету теплу жизни. Великое переходное состояние – время опасное: все как бы выворачивается наизнанку, балансирует между нормой и антинормой. Отсюда, кстати, отмена некоторых запретов в поведении людей на Масленицу поэтому, все в это опасное время объединяются и помогают друг другу. Живые поминают умерших обрядовой поминальной пищей – блинами. Молодые навещают старших, старшие – привечают молодых. Идею единения выражает и форма круга – круговое катание на лошадях, круговая пляска, и складчина – от каждого двора – по полену, по веточке в общий костер. У молодых на Масленицу – ещё одна обязанность: демонстрацией своей жизненной силы помочь природе обновиться. Этой идее обязаны своим возникновением многие масленичные обычаи, которые со временем стали развлечением. Таковы: взятие и разрушение снежной крепости – оплота зимы, состязательные игры, в которых надо было показать ловкость, быстроту, силу, выносливость, кулачные бои, катание на санях. К рождению нового надо было подготовиться и путем очищения. Очищались огнем, сжигая старый хлам, остатки скоромной пищи, чучело Масленицы, наряженное в женское тряпье с блином или сковородой в руке. Очищались водой, моясь в Чистый понедельник – первый день Великого поста – в бане. Перемывали посуду, выкуривали масленичный дух испарениями уксуса с раскаленного камня, «полоскали рот» после обилия скоромных кушаний. Очищались духовно и поклоном, прося друг у друга прощение за вольные и невольные обиды в вечер Прощеного воскресения – последнего дня Масленицы.
Эти идеи – память о предках, единение с ними, друг с другом, с природой, стремление к духовной чистоте определяют собой внутренний многослойный драматический сюжет обрядов и обычаев не только праздника Масленицы, но и всего календарного периода, включающего в себя как части единого целого Масленицу, Великий пост, Пасху.
Православная церковь особенно поддерживала прощальную часть Масленицы, это находилось в соответствии с учением Христа о прощении ближних, о смирении и любви к ним: «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный…» (Евангелие от Матфея, ч.6, 14-15). Законы нравственности – любви и прощения – едины во все времена. Перед проведением праздника Масленицы необходимо вместе с детьми провести подготовительную работу: сделать чучело Масленицы, праздничные шесты с изображением солнца, весны; подготовить маски, костюмы.
Если есть горки, придумать и сделать «Ледянки» или «катушки - рогошки», клеенки облитые водой и подмороженные, или захватить на праздник сынки, лыжи. Участвуют в празднике театральный и фольклорный песенный коллектив, для игр и соревнований привлекаются зрители. Праздник проводится в дни, определяемые календарем, а не раньше или позже, в противном случае лучше дать ему другое название, например, Проводы зимы, Веснянки, Встреча весны и т.п.
ХОД ПРАЗДНИКА
(в предлагаемом сценарии в один день «Прощеное воскресение» проводится и разыгрывается весь недельный праздник)
Начало праздника: на площадку, где подготовлены все необходимые атрибуты, выходит одна девушка. Звучит песня «Воротечки» группы «Иван Купала».
1 девушка : Звал – позывал честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор.
1 парень: Душаль моя Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться!
(По очереди выбегают дети, наряженные скоморохами в масках, с шестами):
1-ый: Я – понедельник, называют меня «встреча», потому что Масленицу встречаю.
2 –ой: Я – вторник, называют меня «заигрищ», потому что игрища начинаю, ряженных вожу по домам.
3-ий: Я – среда, называют меня «лакомкой», потому что очень много сладостей едят.
4-ый: Я – четверг, называют меня «широким четвергом», потому что самый веселый и ненасытный день.
5-ый: Я – пятница, называют меня «тещин вечерок», потому что мой папа ходит к бабушке на блины.
6-ой: Я – суббота, называют меня «посиделками», потому что все родные в гости друг к другу ходят, долго сидят, много едет и беседуют.
7-ой : Я – воскресенье, «прощенный день», потому что все друг у друга прощения просят да приговаривают: «Да не зайдет солнце во гневе вашем. Простите меня!»
Все: Так приезжай к нам, Масленица, на широкий двор на горках покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться! Приезжай, приезжай, приезжай!
(звучит песня «А мы Масленицу сустречали…» («Иван Купала»)).
Появляется Масленица – нарядная девушка выезжающая на тройке «скоморохов».
1 парень: Наша Масленица годовая,
Наша гостюшка дорогая,
Она пешею к нам не ходит,
Все на кониках разъезжает!
1 девушка: Масленица – кривошейка,
Встречаем тебя хорошенько,
Сыром, маслом, блином,
И румяным пирогом!
2 парень Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.
Ой блины, блины, блины,
Ой блиночки мои!
2 девушка Тин-тинка, подайте блинка,
Оладьишка - прибавишка,
Последний кусок
Мочальный усок!
(Масленица встает в середину, все дети выстраиваются вокруг неё.)
1 девушка (с поклоном) Расскажи-ка, Масленица, как блиночки пекла?
Как блиночки пекла,
Сколько сдобья клала?
Масленица Растворила я блины
На холодной на воды
Никто не покупает.
Никто даром не берет.
За рекой огонь потух,
У свиньи живот распух,
Свинья рыло замарала,
Три недели прохворала.
Скоморохи (оценивают) Ну уж и хозяюшка!
Ура! Ай да Масленица!
Давай нас блинами угощай.
Масленица Погодите, не спешите, и блиночки заслужите.
Отгадайте мои загадочки. Кто отгадает – блин получает!
Загадки
- Пол железный, половик нетканый (блины на сковороде)
- Что я делала? «На плешь капнула, вставила, попарила, вынула, поправила»
(блины пекла)
- Кому самый первый блин предназначался? Кому отдавался?
(Первый блин – на помин души усопших родственников. Первый блин надо отдать нищему, прохожему или положить на окно птицам, т.к. они считались вестниками между «тем» и «этим» светом )
Масленица: А пословицы про меня знаете? Кто знает – блин получает!
(«Не все коту Масленица – будет и Великий пост»
«Масленица объедуха, деньгам приберуха»
«У богатого не житье, а Масленица»
«Хоть последнюю рубаху заложи, а Масленицу проводи»
«Блин не клин, брюхо не расколит»
«Блины брюхо не портят»
«Великий пост всем прижмет хвост»)
Масленица Ну, а кто меня порадует шутками и прибаутками, играми и забавами?
( Дети поют песни, частушки, разыгрывают сценки)
Скоморохи Пришла маслена неделя –
Была у кума на блинах.
У кума была сестрица,
Печь блины то мастерица!
Напекла их кучек 6,
Семерым их не поесть.
А сели четверо за стол,
Дали душеньке простор,
Друг на друга поглядели,
И блины –то все поели!
Частушки:
- Девки, масленка идет
Кто нас покатает,
У Петруни за двором
Кобыла пропадет.
2.Я на масленой катался
Трое саней изломал,
Ворона коня замучил,
А милашку покатал.
3. Не целуй меня на улице,
Поцелуй меня в сенях!
Не целуй меня в сенях-
Целуй на маслену в санях.
Масленица :
И поете хорошо, и пляшете, а какие игры знаете?
Я приехала не только на горах покататься, но и посмотреть, как умеете драться!
Ну-ка, удалые молодцы, кулачные бойцы , кто кого поборет не в схватку, тому 2 яйца в смятку!
(Устраиваюся игры – соревнования для мальчиков )
ИГРЫ:
- Бой петухов ( вытолкнуть соперника из круга, стоя на одной ноге и держа руки за спиной )
- Кто первый съест блин с тарелки без рук
- Бег в мешках
- Игры с санками
- Пройти по веревке с завязанными глазами
Масленица (раздает победителям угощение - пряники или леденец на палочке)
- Чья сноровка не плоха , получайте петуха!
(все дети в конце игр получают блины )
1 парень
Честная наша, Масленица! Пора нам прогуляться !
Сладко ты нас накормила, славно потешила!
Весело тебя было встречать, да трудно со двора провожать!
1 девушка :
Прощай, Масленица, прощай красная.
Наступает великий пост, дадут нам редьки хвост!
2 парень:
Ай, Масленица, обманщица! До поста довела, а сама удрала!
Масленица, воротись,еще раз покажись!
2 девушка:
Масленица - ерзовка ,
Обманула нас плутовка !
Оставила нас на кислый квас, На постные щи, на голодные харчи!
Масленица:
Простите, прощайте , люди добрые ! (отдает вместо себя чучело)
Сожгите зиму лютую, простите обиды давние, попросите прощения друг у друга!
( звучит финал оперы Римского – Корсакова «Снегурочка »)
Масленица кланяется всем и уходит.
Дети сжигают чучело, и пока оно горит, кланяются друг другу и просят прощения.
Предварительный просмотр:
Сценарий праздника
«Русская ярмарка»
Ярмарка проводится одновременно с выставкой на которой представлены работы детей и устраивается продажа детских работ.
Гости собираются перед залом, где проходит представление. В начале представления звучит фонограмма русских народных песен или выступление детского песенного коллектива.
Эпизод 1.
Появляются Фома и Ерема.
Ерема: Здорово, брат Ярема!
Фома Здорова, брат Ерема!
Ерема Куда путь держишь?
Фома На ярмарку иду! А ты бывал ли на ярмарке?
Ерема Бывал!
Фома А кого ты на ярмарке видал?
Ерема Видал, как на цепи водили безрогую, безхвостую корову. Глаза у нее узенькие, а лоб широкий.
Фома Да ведь это медведь!
Ерема Какой там медведь? Я прежде медведя знавал. Он не такой: медведь старый, хвост длинный, рот большой.
Фома Да ведь это волк!
Ерема Все ты, брат, говоришь не в толк! Я прежде волка знал: волк маленький, глазки косые, ушки длинненькие, с горки на горку попрыгивает да от собак убегает!
Фома Да это заяц!
Ерема Какой заяц! Я прежде зайца знал: заяц беленький, хвостик черненький, с ветки на ветку переметывает да почирикивает!
Фома Да ведь это горностай! И байки сказывать-то перестань! Время ярмарку открывать!
(звучит музыка)
Фома и Ерема раскрывают двери в зал.
Фома Ну что у лотошников за товар! И тот хорош, и другой хорош – выбирай который хошь! Торгуют они честно – всему городу известно!
Ерема Лотошник покупателю рад, у него весь товар нарасхват! Добрый товар сам себя хвалит! Пять рублей деньги небольшие, а удовольствия на три короба!
И товар хорош,
И цена веселая!
Хошь не хошь,
Доставай последний грош!
Лотошники зазывалы:
Тары –бары –растабары!
Есть хорошие товары!
Не товар, а сущий клад –
Забирайте нарасхват!
Вот орешки,
Хороши орешки!
Вкусные, на меду!
Сколько хочешь накладу!
Сами мы Рязанские,
А сельди астраханские!
Давай покупай,
Выбирай –забирай!
Кому пирожки!
Кому пирожки!
С пылу, с жару,
Гривенник за пару!
Становитесь в ряд,
Выбирайте все подряд:
Дудки, хлопушки,
Бубны, побрякушки!
Красиво, приятно,
Для детей занятно!
Есть ниточки,
Есть катушечки!
Подходите покупать,
Девки –душечки!
Иголки не ломки,
Нитки, тесемки,
Румяна, помада,
Кому чего надо?
Булавки, приколки,
Стальные иголки!
За один пучок
Плати пятачок!
Эпизод 2.
После того, как гости и зрители достаточно походили и посмотрели выставку кружковцев, появляются девушки, поющие русскую хороводную песню.
Ерема: Ну и песня! Вот так песня!
Фома Фольклор!
Ерема Чего?
Фома Фольклор, говорю!
Одна из девушек: Фольклор – это народная мудрость, народное творчество. Он возник давно, когда человечество еще не имело письменности. В песне, сказке люди выражали свои чувства и мысли, а с помощью обрядовых заклинаний и песен они так бы разговаривали с природой. Правда, в последнее время люди уже забыли этот язык и почти не понимают из –за этого окружающий мир и природу.
Вот вы знаете русские песни?
Фома и Ерема или дети из зала поют современные песни.
- Нет, не то! А вот вы послушайте, настоящую русскую песню
/или свадебный обряд/
Ерема Это только песни – фольклор?
Фома Вот чудак! Все, что хочешь – и песни, и стихи, и сказки, и небылицы…
Ерема А ты сам-то небылицы знаешь?
Фома А как же! Про себя могу рассказать: звать меня Фома, величать опять же Фома. Когда мой отец еще не родился, дед на свет еще не появился, а мне уже было 7 лет. Вырос я маленько- здоровенный стал. Здоровенный стал – меду захотел. А мед-то в дупле на дереве! Рукой достаю – рука не лезет, ногой достою – нога не лезет. Ну что делать? Влез сам, сижу, мед ем. Поел, а вылезти-то не могу. Дупло больно узкое. Ну что ж, сбегал домой, взял топор, разрубил, так и вылез.
Ерема Ты про Фому, а я про Ерему. Меня Еремой звать, Еремой величать. Фома – тот весь Фомой, а Ерема как раз наоборот, весь в Ерему. Хочешь сказку слушать? Ну давай я песню спою. Хочешь кушать? Ложись спать. Хочешь спать? Садись, поешь.
Фома Частушки будем петь, скороговорочки, бычка поведем на веревочке! Кто не знает, тот узнает да научится! А ребята послушают да с нами поиграют. Эка невидаль – быль! Ты скажи чего не было!
Ерема Коль не любо – не слушай, а врать не мешай!
Фома Кто расскажет небылицу …
Ерема Тот получит заморскую птицу! (сувенир)
«Повстречались под вечер два приятеля. Один другого спрашивает:
- Что сегодня делал? – Рукавицы искал.
- Нашел? – Нашел.
- Где же они были? – Да за поясом. А ты куда шагаешь?
- За семь верст. – Киселя хлебать?
- Нет, комара искать. – Это которого же комара?
– Да того, который за нос меня укусить хочет. – Да он же при тебе.
- Где это при мне? – Да на носу у тебя.»
1. Сидит милый у ворот,
Широко разинув рот
И ни кто не разберет
Где ворота, а где рот.
2. Ехала деревня мимо мужика
Вдруг из под собаки лают ворота.
Выскочила палка
С бабкою в руках
В шелковых ботинках
В кожных чулках.
Фома Подумаешь, удивил! Ворота из под собаки лают. Это всякий знает, не то бывает. Нет ли чего поинтересней?
Ерема Частушачками не желаете побаловаться?
(Исполняются на школьную тему)
Фома А вот теперь послушай песенку и скажи, где у нее конец. Скажешь – будешь молодец.
«Шел я как-то через мост – глянь, ворона мокнет! Взял ворону я за хвост, положил ее на мост – пусть ворона сохнет. А че ей мокнуть?
«Шел я снова через мост – глянь, ворона сохнет! Взял ворону я за хвост, положил ее под мост – пусть ворона мокнет!
Фома Шел я снова через мост – глянь, ворона мокнет! Взял ворону я за хвост, положил ее на мост – пусть ворона сохнет.
Ерема А вот шел я через мост – глянь, ворона сохнет, взял ворону я за хвост…..
Вместе Эта сказка без конца – ланца –дрица уца –ца!
Чур –чура – чур –чура, Начинается игра!
Проводится игра «Бояре, а мы к вам пришли»
В.П. А теперь, добры-молодцы, я вас испытать хочу. А ну держись да не смейся, говори – да не сбейся, говори чисто, быстро –«Карл у Клары украл кораллы».
/Фома и Ерема повторяют, предлагают детям проскороговорить скороговорки/
Ерема А вот я другую игру знаю. (обращается к мальчику). Скажи: поп (…) – Твой отец клоп!
Фома: (обращается к девочке) Скажи баня – Тебя любит Ваня!
(обращается к детям)
Ерема Гляди – у тебя под ногами грязь!
Не кланяйся, я не князь!
Фома Сколько будет 100 и 100? Двести! У тебя голова в тесте!
Ерема Сколько будет от 5 вычесть 2? – Три. – Нос подотри!
Фома Хватит над детьми смеяться! Что у нас дальше по фольклору-то?
Фома А теперь давай-ка посчитаемся, кому дольше водить, кому сказку говорить.
/Предлагает детям посчитать. Конкурс считалок/ - Словом, оба начинаем!
Ерема Без присказки и сказка не пойдет! Жил-был старик с мужем, а старуха с женой. Детей у них не было, а только семеро ребят, все по лавочкам сидят, кашу маслену едят.
Фома Жили они богато, да таровато, денег скласть некуда, да мешка купить не на что. В одном кармане вошь на аркане, в другом блоха на цепи.
Ерема Старуха была красавица, из навоза брана, веником разрисована. За окошко глянет – птицы дохнут, собаки лают.
Фома Было у них скота много – два кота дойных, да две кошки подойных. Была у них медная посуда – крест да пуговица. Был огород – репей да луковица. Хлеба много, а есть нечего.
Ерема Дети плачут, а женка ревет, а старик говорит:
- Эй, народы, у меня каково в избе весело: ребята ругаются, женка ревет, а плясать некому!
В.П. Вам бы только потешаться! Хихоньки да хахоньки – доходишки махоньки. Вот послушайте да посмотрите лучше сказочки настоящие.
/инсценированная сказка/
В.П. А вот и еще к нам сказочный гость пожаловал.
Лесовик Здравствуйте, люди добрые!
Я пришел к вам издалека.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем.
Догадались, откуда я пришел! Это нетрудная загадка. А вот трудные я вам загадаю, а вы покумекайте.
- У родителей и деток вся одежда из монеток
- Родилась в воде, а живет на земле (лягушка)
- Рук нет, а строить умеет (птица)
- Никто не пугает, а вся дрожит (осина)
- Маленький горшочек, да каша вкусная (орех)
Ну, а еще я вам падарочки принес – игрушки, да не простые, а старинные. Все они из дерева сделаны. Кто из вас знает, какие детские забавы проводили с этими игрушечками? Что воспитывали эти игрушки?/достает малечину –калечину, кубарь и покидайчик/ Фома и Ерема показывают, как с ними играли дети и вызывает по 2-х детей на поединок.
Переход к чаепитию.
Конкурсная программа.
- «Что сие значит или переведите с русского на русский».
Длань –
Десница –
Ужо, ужатко –
Сиречь
Предварительный просмотр:
Русская ярмарка
Сценарий праздника для кружковцев
Одновременно с ярмаркой проводится выставка детских работ.
Звучит фонограмма с записями русских народных песен.
ХОР: А мы ярмарку начинаем,
Всех гостей к себе приглашаем!
Мы с радостью да приглашаем,
Товарами своими удивляем!
Эпизод 1 Появляются Ерема и Фома
Ерема: Здорово, брат Фома!
Фома: Здорово, брат Ерема!
Ерема: Куда путь держишь?
Фома: На ярмарку еду. А ты бывал ли на ярмарке?
Ерема: Бывал.
Фома: А кого ты на ярмарке видал?
Ерема: Видал, как на цепи водили безрогую, бесхвостую корову. Глаза у нее узенькие, а хвост широкий.
Фома : Да, ведь это медведь!
Ерема: Какой там медведь? Я прежде медведя знавал. Он не такой. Медведь серый, хвост длинный, рот большой.
Фома: Да, ведь это волк!
Ерема: Все ты, брат говоришь не в толк! Я прежде волка знал. Волк маленький, глазки косые, ушки длинненькие, с горки на горку прыгает, да от собак убегает!
Фома Да, это заяц!
Ерема: Какой заяц. Я прежде зайца знал. Заяц беленький, хвостик черненький, с елки на елку перелетает, да, почирикивает!
Фома: Да, ведь это горностай! И байки сказывать перестань!
Время ярмарку открывать.
Звучит музыка. Фома и Ерема раскрывают дверь в зал.
Фома: Ну, что у лотошников за товар!
И тот хорош, и другой хорош – выбирай который хошь!
Торгуют они честно, всему городу известно!
Ерема: Лотошник покупателю рад, у него товар нарасхват!
Добрый товар сам себя хвалит!
Пять рублей – деньги небольшие, а удовольствия… на три короба!
И товар хорош
И цена веселая!
Хошь, не хошь,
Доставай последний грош.
ЛОТОШНИКИ-ЗАЗЫВАЛЫ:
Становитесь в ряд,
Тары-бары-растабары!
Есть хорошие товары!
Не товар, а сущий клад!
Забирайте нарасхват!
Вот орешки,
Хороши орешки!
Вкусные, на меду!
Сколько хочешь накладу!
Сами мы рязанские,
А сельди астраханские!
Давай покупай,
Выбирай-забирай
Кому пирожки?
Горячие пирожки?
С пылу, с жару,
Гривенник за пару!
Выбирайте все подряд:
Дудки, хлопушки,
Бубны, побрякушки!
Красиво, приятно,
Для детей занятно!
Есть ниточки,
Есть катушечки!
Подходите покупать,
Девки-душечки!
Иголки не ломки,
Нитки, тесемки,
Румяна, помада,
Кому чего надо?
Булавки, приколки,
Стальные иголки.
За один пучок
Плати пятачок!
Эпизод II
После того, как гости и зрители походили и посмотрели выставку кружковцев появляются девушки, поющие русскую хороводную песню.
Ерема: Ну, и песня, Вот так песня!
Фома: Фольклор!
Ерема: Чего???
Фома: Фольклор говорю!
Одна из девушек: Фольклор – это народная мудрость, народное творчество. Он возник давно, когда человечество еще не имело письменности. В песне, сказке люди выражали свои чувства и мысли. А с помощью обрядовых заклинаний и песен они как бы разговаривали с природой. Правда, в последнее время люди уже забыли этот язык и поэтому почти не понимают окружающий мир и природу.
Вот вы знаете русские песни?
(Фома и Ерема или дети из зала поют современные песни)
- Нет, не то! А вот послушайте настоящую русскую песню /как в старину пели заклинания или как пели во время свадебного обряда/.
Ерема: Фольклор – это только песни?
Фома: Вот чудак! Все, что хочешь – и песни, и стихи, и сказки, и небылицы…
Ерема: А ты сам-то небылицы знаешь?
Фома: А как же! Про себя могу рассказать: звать меня Фома, величать опять же Фома. Когда мой отец еще не родился, дед на свет еще не появился, а мне уже было 7 лет. Вырос я маленько – здоровенный стал. Здоровенный стал – меду захотел. А мед-то в дупле на дереве. Рукой достаю – рука не лезет, ногой достаю – нога не лезет. Что делать? Влез сам в дупло. Сижу, мед ем. Поел, а вылезти не могу. Дупло больно узкое. Что ж, сбегал домой, взял топор, разрубил. Так и вылез!
Ерема: Ты про Фому, а я про Ерему. Меня Еремой звать, Еремой величать. Фома - тот весь Фомой, а Ерема как раз наоборот, весь в Ерему. Хочешь сказку слушать? Ну, давай песню спою. Хочешь кушать – ложись спать. Хочешь спать? Садись, поешь.
Фома: Частушки будем петь, скороговорочки, бычка поведем на веревочке!
Кто не знает, тот узнает, да научится! А ребята послушают, да с нами поиграют. Эка невидаль – быль! Ты скажи чего не было!
Ерема: Коль не любо – не слушай, а врать не мешай!
Фома: Кто расскажет небылицу-
Ерема: тот получит заморскую птицу (ребята рассказывают небылицы)
«Повстречались под вечер два приятеля. Один другого спрашивает:
-Что сегодня делал?
-Рукавицы искал
- Нашел?
- Нашел
- Где же они были
- Да за поясом. А ты куда шагаешь?
- За семь верст.
-Киселя хлебать?
- Нет, комара искать
- Это, которого же комара?
- Да того, который за нос укусить меня хочет.
- Да, он же при тебе.
- Где при мне?
- Да на носу у тебя!»
Сидит милый у ворот,
Широко разинув рот.
И никто не разберет
Где ворота, а где рот.
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг, из под собаки лают ворота.
Выскочила палка с бабкою в руках
В шелковых ботинках,
В кожаных чулках.
Фома: Подумаешь, удивил! Ворота из - под собаки лают. Это всякий знает, не то бывает. Нет ли чего поинтересней?
Ерема: Частушками не желаете ли побаловать?
(ребята исполняют частушки)
Фома: А вот теперь, послушай песенку и скажи, где у нее конец. Скажешь – будешь молодец!
«Шел я как-то через мост. Глянь – ворона мокнет.
Положил ее на мост – пусть ворона сохнет. А че ей мокнуть?
Ерема: Шел я снова через мост. Глянь - ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост, положил ее на мост – пусть ворона мокнет!
Фома: Шел я снова через мост. Глянь - ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост, положил ее на мост – пусть ворона сохнет!
Ерема: А вот шел я через мост. Глянь – ворона сохнет Взял ворону я за хвост, положил ее на мост…
Ерема и Фома вместе: эта сказка без конца - ланца, ланца, у-ца-ца
Чур-Чура, чур-чура, начинается игра!
(игра «Бояре»)
Василиса Прекрасная: А теперь, Добры молодцы, я вас испытать хочу.
А ну, держись, да не смейся, говори – да, не сбейся. Говори чисто, быстро:
«КАРЛ У КЛАРЫ УКРАЛ КОРАЛЛЫ»
(Фома и Ерема повторяют, предлагают ребятам повторить скороговорки)
Ерема: А я вот другую игру знаю. (обращается к мальчику)
«Скажи ПОП(…..) – Твой отец клоп!
Фома: (обращается к девочке)
«Скажи – БАНЯ (…) Тебя любит Ваня!
Ерема: Гляди, у тебя под ногами грязь.
(………) Не кланяйся – я не князь!
Фома: Сколько будет сто и сто? («Двести»)
У тебя голова в тесте!
Ерема: Сколько будет – от пяти вычесть два («Три»)
– Нос подотри!
Фома: Хватит над детьми смеяться. Что у нас дальше по фольклору-то?
Ерема: А теперь, давай-ка посчитаемся, кому дальше водить, кому сказку говорить.
(конкурс считалок)
Ерема: Без присказки и сказка не пойдет. Жил-был старик с мужем, а старуха с женой. Детей у них не было, а только семеро ребят, все по лавочкам сидят, кашу маслену едят.
Фома: Жили они богато, да таровато, денег класть некуда, да мешка купить не на что. В одном кармане вошь на аркане, в другом блоха на цепи.
Ерема: Старуха была красавица, из навоза брана, веником разрисована. За окошко глянет – птицы дохнут, собаки лают.
Фома: Было у них скота много: два кота дойных, да две кошки помойных. Была у них медная посуда – крест, да пуговица. Был огород – репей, да луковица. Хлеба много, а есть нечего.
Ерема: Дети плачут, женка ревет, а старик говорит: «Эй народы, у нас каково в избе весело: ребята ругаются, женка ревет, а плясать некому!»
Василиса Прекрасная: Вам бы только потешиться! Хихоньки, да хахоньки – доходишки махоньки. Вот послушайте, да посмотрите сказочки настоящие!
(инсценированная сказка)
Василиса Прекрасная: А вот еще один сказочный гость к нам пожаловал.
Лесовик: Здравствуйте, люди добрые! Я пришел к вам издалека
Дом со всех стон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом-
Чудеса увидишь в нем.
Догадались, откуда я пришел? Это нетрудная загадка.
А вот трудные я вам загадаю, а вы покумекайте.
- У родителей и деток вся одежда из монеток (Черепаха)
- Родилась в воде, а живет на земле? (Лягушка)
- Рук нет, а строить умеет? (Птица)
- Никто не пугает, а она вся дрожит? (Осина)
- Маленький горшочек, да каша в нем вкусная? (Орех()
А еще я вам подарочки принес. Все они из дерева сделаны. Это игрушки, да не простые, а старинные. Кто из вас знает, какие забавы проводили с этими игрушками? (Фома и Ерема показывают, как играть в эти игрушки)
ЧАЕПИТИЕ
Хлебом-солью вас встречаем,
Самовар на стол несем.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сем.
Пейте чай, друзья по-русски:
С медом, сахаром вприкуску!
Конкурсная программа
Переведите с русского на русский:
ДЛАНЬ -
ДЕСНИЦА –
УЖО, УЖАТКО –
СИРЕЧЬ –
ГРОШЬ –
АЛТЫН –
- Почему мы так говорим?
- «Подложить свинью» - это выражение связывают с военной тактикой древних славян: дружина клином (наподобие свиной головы) врезалась в строй противника, рассекая его на две части, и затем уничтожала.
- «Откладывать дела в «долгий ящик». В Кремле находился специальный ящик, в котором наши предки могли оставить жалобы и просьбы царю. Из-за того, что просьбы рассматривались очень долго и медленно этот ящик прозвали «долгим».
- «Дело – табак». Поговорка идет от обычая бурлаков подвешивать к шее кисет с табаком. Когда вода доходила до шеи, т. е. становилось тяжело, опасно, кричали «Табак»
- «Куда ни кинь – все клин». Раньше в крестьянской общине земля распределялась между крестьянами небольшими участками.
При распределении обычно кидали жребий. Поговорка объясняет, что как ни кинь жребий, достанется только узкий клин земли, а большого хорошего участка не получишь.
- «Недосол на столе, пересол на спине». Если в еде мало соли, можно добавить, соль всегда на столе. А если еда пересоленная, то уже ничем не поможешь. Во времена крепостного права за пересол повара могли подвергнуть физическому наказанию розгами по спине.
- Этот конкурс для знатоков одного из малых жанров фольклора – пословицы и поговорки. Многие из них очень популярны, но все знают, что мы употребляем их в своей речи в сокращенном варианте.
Каждому участнику дается одна из половинок пословицы, начало пословицы или конец. Задача – объединить две половинки пословицы.
(или предлагается продолжить поговорки):
- «Голод не тетка – (пирожка не сунет»)
- Чудеса в решете – (дыр много , а вылезти некуда»)
- «С миру по нитке - (голому – рубаха»)
- «С кем поведешься – (от того и наберешься»)
- «Молодо-зелено – (погулять велено»)
- «Не было у бабы хлопот - (так купила порося»)
- «Не все коту масленица – (так бывает и Великий пост»)
- «Чужую беду руками разведу – (а к своей ума не приложу»)
- «Поговорка – цветочек, (пословица – ягодка»)
IY Конкурс «Юности честное зерцало»
Придумать иллюстрации к своду правил
Y. Фольклорный костюм (Рисунок)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовые задания на уровень знаний по предмету «Физическая культура» для учащихся старших классов
Тестовые задания на уровень знаний по предмету «Физическая культура» используются в школе для определения уровня знаний учащихся старших классов....
Мероприятие для учащихся старших классов.
Патриотическое воспитание молодежи - одно из главных направлений работы классных руководителей. ...
Методика обучения броску в прыжке одной рукой учащихся старших классов
В работе рассмотрены характеристики выполнения броска в прыжке одной рукой, основы методики обучения и совершенствования броска...
Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов на уроках информатики через использование проектной технологии
Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов на уроках информатики через использование проектной технологии 9обобщение педагогического опыта)...
Экскурсия учащихся старших классов на строительство Богучанского алюминиевого завода
Материалы по краеведению из экскурсии на строительство Богучанского алюминиевого завода...
Основные формы и методы работы с учащимися старших классов в классе домры.
Статья к материалам II Всероссийской научно-практической конференции «Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства» Сургутский музыкальный колледж....
Мастер-класс "Организация проектной деятельности с учащимися старших классов, имеющих трудности в подготовке к ЕГЭ"
Одной из задач, стоящих перед каждым учителем, является подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ. Поэтому каждый педагог ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные на его взгляд методы, формы и техно...