Мы шли к любви и милосердию в немилосердной той войне.
творческая работа учащихся по теме

Сценарий составленый по воспоминаниям и письмам красным следопытом школы ветеранов и медсестер 308 стрелковой-120 Гвардейской дивизии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_na_4_rayonnyy_konkurs_ekskursovodov.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА  НА   4 РАЙОННЫЙ   КОНКУРС  ЭКСКУРСОВОДОВ  «ПОМНИМ,  ХРАНИМ,  ДОРОЖИМ»,  ПОСВЯЩЕННЫЙ  68 – ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ  НАРОДА  В ВЕЛИКОЙ  ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ  1941  -  1945  годов.

 

ВОЕННО  -  ПАТРИОТИЧЕСКИЙ КЛУБ  «ПАМЯТЬ»  МОУ  «ООШ № 22» ГОРОДА  САРАТОВА.

                                                   АПРЕЛЬ,  2013 ГОД.

                                   «Мы шли к любви и милосердию в немилосердной той войне».

                                                               АВТОРЫ  -  СОСТАВИТЕЛИ:

:

                                                             ЧЕМОДАНОВА ДАРЬЯ, 8 «а» КЛАСС;

                                                              МАМЫКИН ГЕРМАН, 8 «а» КЛАСС;

                                                              МАСНЕВА  ДАРЬЯ,  8 «а» КЛАСС.

 

                                                             -  1  -

-1-

Звучит мелодия песни «Алые маки».

1 ведущий:

Здравствуйте, дорогие друзья. Мы, члены военно – патриотического клуба «Память», рады приветствовать в этом  зале. Сегодня мы расскажем вам о ценнейших реликвиях  нашей  клуба, которые являются экспонатами комнаты Боевой Славы. Это письма, дневники, воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны.

2 ведущий:

              Письма, дневники, воспоминания…Это исторические свидетельства, которые остаются нам от предшествующих поколений. Они рассказывают нам о великих событиях и потрясениях, происходивших как в жизни отдельных людей, так и целых народов.

1 ведущий:

              Вы можете возразить: о каких великих событиях может идти речь, если все эти документы написаны для узкого круга людей. И с одной стороны вы будете правы: ведь они носят личный характер. А с другой – они являются отражением  чувств и мыслей целого поколения людей. Читаешь такие письма, воспоминания, дневники и, сопереживая, становишься свидетелем далёких исторических событий.

1 чтец:

             Я не напрасно беспокоюсь,

              Чтоб не забылась та война:

              Ведь эта память – наша совесть.

              Она как сила нам нужна.

2 чтец:          А я хочу себе представить

 Из нынешнего далека,

                             Как шли вы Родину прославить,

                           Нас заслоняя от врага

                    .        Хочу представить в круговерти,

                           Где ни спасенья, ни наград,

                          Что думается перед смертью,

                         Когда о ней не говорят

                        Когда поймёшь в разгаре боя,

                        Где роты первых полегли,

                        Что вся земля перед тобою

                        А за тобою нет земли.

                        Когда средь дыма, стона, грома

                       Поймёшь, не видя ничего:

                                                     

-2-

                      Нет за спиной земли огромной,

                      Но вся у сердца твоего.

                      Она, приняв судьбу солдата,

                      Незащищённая на вид –

                      Сама в руке твоей гранатой,

                      Готовой вырваться дрожит.

2 ведущий:

                   Мы хотим вас познакомить с ценнейшими документами нашей комнаты Боевой Славы: письмами и воспоминаниями ветеранов Великой Отечественной войны, написанные ими красным следопытам школы в шестидесятые годы прошлого столетия.

Они  и сегодня несут в себе заряд неистребимой любви к Родине, к своим соотечественникам. Они учат нас стойкости, мужеству и товариществу.

 

1 ведущий:

                  Письма и дневники медсестёр  308 стрелковой – 120 Гвардейской дивизии, в которой служил выпускник нашей школы Герой Советского Союза Пётр Тихонович Пономарёв. Сколько крови и смерти видели эти молодые девичьи сердца. Сколько страха пришлось пережить вчерашним школьницам, по зову сердца ушедшим на войну. Но страха особого не было. Очевидно, в 16 – 17 лет так и должно быть. Только сердце сжималось в кулак, но слёз не было. Надо было доползти во что бы то ни стало до батальона самой и спасти раненого. И они доходили.

( далее идёт сценка, составленная по письмам медсестер и их воспоминаниям)

1 медсестра:

                   Что ты делаешь, Нина?

2 медсестра:

                  Пишу домой маме. Вот послушайте: «Здравствуй, дорогая мамочка. Вот пишу тебе письмо. У меня всё хорошо. Не переживай за меня. Как ваши дела? Очень скучаю по вам. Люблю вас. Знаете, я очень полюбила наш батальон, свой взвод. Бойцы прекрасно к нам относятся. Люблю бывать среди них. Очень много пожилых бойцов, они зовут меня дочкой. Навсегда остался в памяти первый бой за волжскую твердыню. Налетели самолёты. Мне кричат,  чтобы я замаскировала свой красный крест на санитарной сумке. Нет, этого я не сделаю. Могу перевернуть сумку обратной стороной, но замазывать красный крест на белом грязью, нет. Мой первый раненый. Разрыв, крики. Бегу туда. Ранен боец. Слепое ранение в живот…Живот сразу как – то вздулся. Самой большой повязкой придерживаю, бог знает что! Голова кружится, тошнит. Не успела окончить перевязку, как боец умер. А дальше прямое попадание в миномётный расчёт. Два убиты, один тяжело ранен. Перевязываю. Совсем мальчишка. Беззвучно плачет: «Сестричка, дорогая, ведь я умру?» Успокаиваю его, через силу улыбаюсь… Умер. И так каждый день. Знаешь, мама, я всё вынесу, но только чтобы не умирали больше мальчишки, не плакали беззвучно мужчины от переносимых страданий.  Ваша Нина».

         Вы знаете, девочки, я просила маму: только не надо плакать. И моя мама не плакала. Она стояла, как каменная. Она держалась, она боялась, чтобы не зареветь. Но разве ей не было меня жалко? Я же была маменькиной дочкой. Меня дома баловали. Они меня с отцом не пускали, а я только одним жила: на фронт.

                                                               

-3-

3 медсестра:

                   А какие у нас девчата! Вот Верочка Горбунова, самая младшая из нас, а в первом же бою вынесла и доставила в медсанбат 26 раненых.

Вера Горбунова:

                   И я, девочки, помню своего первого раненого, Ваню Раскова. Высота 151 и 4.

Наш первый бой, который мы приняли под Самофаловкой, не успев дойти до Сталинграда. По нашим позициям бьют минометы, нас обстреливают с самолётов. Немцы летят совсем низко над землёй. Был убит командир роты птр, и Ванечка Расков  поднимает в атаку роту. Он бежит по склону высоты, увлекая за собой бойцов. И тут разрыв снаряда. Ваня делает ещё несколько шагов и падает. Я ползу к нему. Подползаю…  А у него осколком снаряда пол лица снесено и ранен в грудь. Перевязываю, кладу на плащ                                                          

 – палатку и ползу с ним. А немцы опять начали обстрел. Несколько раз я закрывала его собой. Не знаю, что помогло мне тогда, но я доползла  к своим. Как он сейчас? Выжил ли?

2 ведущий:

               Иван Расков впервые встретился со своей спасительницей на первом слёте ветеранов дивизии, который проходил в стенах нашей школы в 1975 году.

1 медсестра:

               А я тоже на всю жизнь запомнила своего первого раненого. Подползаю к нему, а у него рука перебита, Надо срочно ампутировать. А у меня ни ножа, ни ножниц. Сумка на боку телепалась, вот они и выпали. Что делать? И я перегрызла эту розовую мякоть, забинтовала. Плачу, а он пришел в себя и говорит: не плачь, сестра, мы ещё повоюем. Вынесла его с поля боя. И опять крики. Снова немецкие самолёты утюжат наши позиции. Они, как говорят у нас, «по земле пешком ходят», мы даже видели лица фашистских летчиков, которые охотятся за каждым бойцом, расстреливают раненых. Хотелось прижаться, уйти в землю. И я прыгнула в окоп. Присела и почувствовала страшную усталость. Мелькнула мысль: а что, если вот так закрыть глаза, посидеть немного – ведь никто не видит. Но -  нет, нет! Я этого не сделаю. Вот так лежит где – нибудь раненый мой брат и ждёт, когда его перевяжут. И, если там такая же сестра, как я, не выдержала, решила отдохнуть…Нет, нет, это только минутная слабость. Бойцы вновь поднимаются в атаку. И опять крики: «Сестра – а – а , осторожнее! Сестра, перебежками!» Но я махнула рукой – бегаю во весь рост – минуты дороги».

      2 ведущий:

                      4 ноября уцелевшие в смёртной битве полки 308 стрелковой дивизии покидали Сталинград. В батальоне, где служили Нина Кокорина, Сашенька Иванова, Вера Горбунова, Надежда Бузыцкая из 19 медсестер осталось четверо.

                         

4 медсестра:

                 Я, девочки, тоже на всю жизнь запомнила свой первый бой, что был под Самофаловкой, у станции Котлубань. Я лежу в кустах полыни в отрытой собственными руками небольшой ямке. Сверху, вероятно, всё хорошо видно, не спрячешься никуда. Я поднимаю голову на знакомый немного ноющий звук. Мне хорошо видно стеклянные линзы защитных очков немецкого лётчика. Самолёт летит низко – низко, и я тычусь лицом в сухое, жесткое дно окопчика. Мне страшно. Всё моё тело трепещет от смертного ужаса, само вжимается в землю. Сейчас я бы хотела стать невидимой. Рядом с моим

-4-

 плечом рваные звёзды – след от крупнокалиберных пуль. Фашист промазал всего каких – нибудь 25 сантиметров.

                 Самолёт опять заходит со стороны солнца. Накатывает грохот взрывов, ослепляя меня даже сквозь закрытые веки. Мне хочется ещё глубже втиснуться в окоп. По нас он бьёт бомбами. Какая –то свирепая сила подбрасывает меня и швыряет на землю. Я словно проваливаюсь в чёрную яму. Кругом крики, стоны. Голоса идут со всех сторон: «Сестра - а - а, сестричка - а - а!» Мне становится тоскливо и одиноко: почему именно я одна среди стольких мужчин должна встать и идти на помощь? Разве я сильнее, бесстрашнее их? А самолёт опять заходит со стороны солнца.

- Сестра – а !

- Да, иду. Миленькие, хорошенькие мои. Подождите, я сейчас всех вас перевяжу, всех вынесу, укрою.

И я ползу…

1 чтец:

           Вы ушли из  детства

           В грязную теплушку,

           В эшелон пехоты

           В санитарный взвод.

           Дальние разрывы

           Слышал и не слышал

           Ко всему привычный

           41 год.

2 чтец:

          Вы пришли из школы

          В блиндажи сырые

          От «Прекрасной Дамы»

          В «мать» и «перемать»,

          Потому что имя,

          Ближе, чем «Россия»,

          Не могли сыскать    

1 ведущий:

         В нашей комнате Боевой Славы из года в год бережно хранится ещё один документ:

Фотокопии писем майора  Дмитрия Петракова, написанных  им  дочери Людмиле осенью 1942 года, перед первым боем дивизии в районе станции Котлубань, и перед последним боем, в котором он пал смертью храбрых. Строки этих писем поражают своей горячей любовью  к дочери, «маленькой черноглазой Миле», и к Родине, которую ушел защищать майор Дмитрий Петраков. Эту любовь и уверенность в правоте своего дела  воин завещает нам, его потомкам.

 ( Начинает звучать песня «Письмо отца» в исполнении Малинина и демонстрируются кадры с письмами Петракова и его фотографиями.)

             

                  Я читаю письмо,

                  Что уже пожелтело с годами.

                   На конверте в углу

                   Номер почты стоит полевой.

                                                       

-5-

                   Это в 42-ом

                   Мой отец написал моей маме

                   Перед тем, как идти

                   В  свой последний решающий бой

Припев:  

             Дорогая моя,

             На передней у нас передышка,

             Спят в окопах друзья,

             Тишина на крутом берегу.

             Дорогая моя,

             Поцелуй ты крепче сынишку.

             Знай, что вас от беды

             Я всегда берегу.

Чтец:

       Моя черноглазая Мила! Посылаю тебе василёк. Представь себе: идёт бой. Кругом   рвутся вражеские снаряды, кругом воронки. И здесь же растет цветок. И вдруг очередной взрыв… Василёк сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастёрки. Цветок рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной, и если бы я его не подобрал, его бы затоптали. Мила! Папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком. Что тебе не понятно, мама объяснит.

! ведущий:

          Мы приходим в комнату Боевой Славы и смотрим на фотографии. На одной из них ветераны 308 стрелковой дивизии стоят около монумента «Девочка с цветком». Это на Солдатском Поле, у станции Котлубань. Задумчивы и суровы лица ветеранов. Маленькая Мила с цветком в руках  застыла около письма отца. Она всё ещё ждет его с войны.

(Звучит 2 куплет «Письма отца»)

          Я читаю письмо.

          И как будто всё ближе и ближе

          Тот тревожный рассвет

           И биенье солдатских сердец.

          Я читаю письмо

          И сквозь годы отчетливо слышу

          Я сейчас те слова,

          Что сказал перед боем отец

Дорогая моя,

На передней у нас передышка

Спят в окопах друзья,

Тишина на крутом берегу.

Дорогая моя,

Поцелуй ты крепче сынишку.

Знай, что вас от беды

Я всегда берегу.

                                                         -  6  -

2 чтец:

            11 сентября 1943 года майор Петраков был смертельно ранен в бою. В считанные минуты перед боем он успел написать письмо домой. Были в этом письме и строчки, обращенные к дочери:

«Добрый час, Мила! Пишу тебе, моя дочка, письмо. Моя кудрявая Мила, как поживаешь? Мама твоя писала про тебя, что ты рыбачишь очень хорошо. А осенью, может быть, пойдешь в школу. Это очень хорошо»

Текст письма он украсил рисунком: кудрявая девочка решает первую в своей жизни задачу. 2 + 2 = 4  И под рисунком написал:  «кого – то ждут в школе?» К письму Петраков подшил свою маленькую фотокарточку. На ней он идет в атаку. Это была последняя весточка «папы Димы»

 

1 ведущий:

                Письма… Фронтовые письма.. Это наиглавнейшие исторические документы эпохи. Они не только рассказывают нам о былых событиях. Они повествуют о людях, творящих историю. Письма – это память о них, об их делах, об их жизни. Они – память о наших соотечественниках. В них сосредоточены заветы нам, их потомкам.

 

Чтец:

        Говорят, что в третьем тысячелетье

        Изменилось всё на огромной планете:

        Изменились законы, изменились понятья,

        Увлеченья, пристрастия, виды занятий,

       Что другая растёт молодёжь и что ей

        Никакого нет дела до дедовских дней
       Будто ей наплевать на историю в целом,

        Что ей память чужда, в ней душа оскудела,

        Что стоят равнодушно у Красной стены

         Внуки, правнуки светлых героев войны.

         Только это неправда, жуткая ложь!

         Помнит нынешняя молодёжь.

         Помнит и никогда не забудет,

         Потому что без памяти жизни не будет

Чтец:

        Зовёт нас история, очи суровы:

        Откуда вы, кто вы,

        На что вы готовы? –

        В ответ поднимаются сильные руки:

        Всю землю большую берём на поруки.

        Родная планета, цвети, зеленей!

        Мы любим тебя в переливах огней!

        Мы сделаем всё

        Ради жизни твоей,

        Ради завтрашних дней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О любви и о войне Рассказы Н.Ф. Иванова «Тот, кто стреляет первым» («Семь нот о любви») как цикл новелл.

Исследовательские материалы к урокам по творчеству Н.Ф. Иванова.   Одним из замечательных писателей современности, книги которого хотелось бы рекомендовать для изучения в школе, я...

Первая мировая война "Сестры милосердия".

Презентация рассказывает о подвигах сестер милосердия в Первой мировой войне....

«Белые голубки» России - сестры милосердия в Первой Мировой Войне (1914-1918)

Многие российские женщины на той, «забытой» войне становились сестрами милосердия....

"О любви, добре и милосердии".

Мероприятие способствует развитию духовно - нравственных качеств обучающихся и усвоению понятий: «ДОБРОТА», «ЧУТКОСТЬ», «МИЛОСЕРДИЕ», «СОСТРАДАНИЕ»...

"Праздник добра, любви и милосердия"

Сценарий концерта "Праздник добра, любви и милосердия"(Всемирный День Инвалидов)...

Пьеса «Провинциальные анекдоты», Гоголевские традиции в пьесе А. Вампилова «Провинциальные анекдоты». Утверждение добра, любви и милосердия.

Пьеса «Провинциальные анекдоты», Гоголевские традиции в пьесе А. Вампилова «Провинциальные анекдоты». Утверждение добра, любви и милосердия....

Родительское собрание «Мудрость родительской любви. Воспитание милосердия»

Цель родительского собрания: Выявить особенности взаимоотношений детей и родителей, проанализировать родительское поведение и акцентировать внимание на положительных формах проявления любви ...