Мы шли к любви и милосердию в немилосердной той войне.
творческая работа учащихся по теме
Сценарий составленый по воспоминаниям и письмам красным следопытом школы ветеранов и медсестер 308 стрелковой-120 Гвардейской дивизии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_na_4_rayonnyy_konkurs_ekskursovodov.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОТА НА 4 РАЙОННЫЙ КОНКУРС ЭКСКУРСОВОДОВ «ПОМНИМ, ХРАНИМ, ДОРОЖИМ», ПОСВЯЩЕННЫЙ 68 – ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 - 1945 годов.
ВОЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКИЙ КЛУБ «ПАМЯТЬ» МОУ «ООШ № 22» ГОРОДА САРАТОВА.
АПРЕЛЬ, 2013 ГОД.
«Мы шли к любви и милосердию в немилосердной той войне».
АВТОРЫ - СОСТАВИТЕЛИ:
:
ЧЕМОДАНОВА ДАРЬЯ, 8 «а» КЛАСС;
МАМЫКИН ГЕРМАН, 8 «а» КЛАСС;
МАСНЕВА ДАРЬЯ, 8 «а» КЛАСС.
- 1 -
-1-
Звучит мелодия песни «Алые маки».
1 ведущий:
Здравствуйте, дорогие друзья. Мы, члены военно – патриотического клуба «Память», рады приветствовать в этом зале. Сегодня мы расскажем вам о ценнейших реликвиях нашей клуба, которые являются экспонатами комнаты Боевой Славы. Это письма, дневники, воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны.
2 ведущий:
Письма, дневники, воспоминания…Это исторические свидетельства, которые остаются нам от предшествующих поколений. Они рассказывают нам о великих событиях и потрясениях, происходивших как в жизни отдельных людей, так и целых народов.
1 ведущий:
Вы можете возразить: о каких великих событиях может идти речь, если все эти документы написаны для узкого круга людей. И с одной стороны вы будете правы: ведь они носят личный характер. А с другой – они являются отражением чувств и мыслей целого поколения людей. Читаешь такие письма, воспоминания, дневники и, сопереживая, становишься свидетелем далёких исторических событий.
1 чтец:
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она как сила нам нужна.
2 чтец: А я хочу себе представить
Из нынешнего далека,
Как шли вы Родину прославить,
Нас заслоняя от врага
. Хочу представить в круговерти,
Где ни спасенья, ни наград,
Что думается перед смертью,
Когда о ней не говорят
Когда поймёшь в разгаре боя,
Где роты первых полегли,
Что вся земля перед тобою
А за тобою нет земли.
Когда средь дыма, стона, грома
Поймёшь, не видя ничего:
-2-
Нет за спиной земли огромной,
Но вся у сердца твоего.
Она, приняв судьбу солдата,
Незащищённая на вид –
Сама в руке твоей гранатой,
Готовой вырваться дрожит.
2 ведущий:
Мы хотим вас познакомить с ценнейшими документами нашей комнаты Боевой Славы: письмами и воспоминаниями ветеранов Великой Отечественной войны, написанные ими красным следопытам школы в шестидесятые годы прошлого столетия.
Они и сегодня несут в себе заряд неистребимой любви к Родине, к своим соотечественникам. Они учат нас стойкости, мужеству и товариществу.
1 ведущий:
Письма и дневники медсестёр 308 стрелковой – 120 Гвардейской дивизии, в которой служил выпускник нашей школы Герой Советского Союза Пётр Тихонович Пономарёв. Сколько крови и смерти видели эти молодые девичьи сердца. Сколько страха пришлось пережить вчерашним школьницам, по зову сердца ушедшим на войну. Но страха особого не было. Очевидно, в 16 – 17 лет так и должно быть. Только сердце сжималось в кулак, но слёз не было. Надо было доползти во что бы то ни стало до батальона самой и спасти раненого. И они доходили.
( далее идёт сценка, составленная по письмам медсестер и их воспоминаниям)
1 медсестра:
Что ты делаешь, Нина?
2 медсестра:
Пишу домой маме. Вот послушайте: «Здравствуй, дорогая мамочка. Вот пишу тебе письмо. У меня всё хорошо. Не переживай за меня. Как ваши дела? Очень скучаю по вам. Люблю вас. Знаете, я очень полюбила наш батальон, свой взвод. Бойцы прекрасно к нам относятся. Люблю бывать среди них. Очень много пожилых бойцов, они зовут меня дочкой. Навсегда остался в памяти первый бой за волжскую твердыню. Налетели самолёты. Мне кричат, чтобы я замаскировала свой красный крест на санитарной сумке. Нет, этого я не сделаю. Могу перевернуть сумку обратной стороной, но замазывать красный крест на белом грязью, нет. Мой первый раненый. Разрыв, крики. Бегу туда. Ранен боец. Слепое ранение в живот…Живот сразу как – то вздулся. Самой большой повязкой придерживаю, бог знает что! Голова кружится, тошнит. Не успела окончить перевязку, как боец умер. А дальше прямое попадание в миномётный расчёт. Два убиты, один тяжело ранен. Перевязываю. Совсем мальчишка. Беззвучно плачет: «Сестричка, дорогая, ведь я умру?» Успокаиваю его, через силу улыбаюсь… Умер. И так каждый день. Знаешь, мама, я всё вынесу, но только чтобы не умирали больше мальчишки, не плакали беззвучно мужчины от переносимых страданий. Ваша Нина».
Вы знаете, девочки, я просила маму: только не надо плакать. И моя мама не плакала. Она стояла, как каменная. Она держалась, она боялась, чтобы не зареветь. Но разве ей не было меня жалко? Я же была маменькиной дочкой. Меня дома баловали. Они меня с отцом не пускали, а я только одним жила: на фронт.
-3-
3 медсестра:
А какие у нас девчата! Вот Верочка Горбунова, самая младшая из нас, а в первом же бою вынесла и доставила в медсанбат 26 раненых.
Вера Горбунова:
И я, девочки, помню своего первого раненого, Ваню Раскова. Высота 151 и 4.
Наш первый бой, который мы приняли под Самофаловкой, не успев дойти до Сталинграда. По нашим позициям бьют минометы, нас обстреливают с самолётов. Немцы летят совсем низко над землёй. Был убит командир роты птр, и Ванечка Расков поднимает в атаку роту. Он бежит по склону высоты, увлекая за собой бойцов. И тут разрыв снаряда. Ваня делает ещё несколько шагов и падает. Я ползу к нему. Подползаю… А у него осколком снаряда пол лица снесено и ранен в грудь. Перевязываю, кладу на плащ
– палатку и ползу с ним. А немцы опять начали обстрел. Несколько раз я закрывала его собой. Не знаю, что помогло мне тогда, но я доползла к своим. Как он сейчас? Выжил ли?
2 ведущий:
Иван Расков впервые встретился со своей спасительницей на первом слёте ветеранов дивизии, который проходил в стенах нашей школы в 1975 году.
1 медсестра:
А я тоже на всю жизнь запомнила своего первого раненого. Подползаю к нему, а у него рука перебита, Надо срочно ампутировать. А у меня ни ножа, ни ножниц. Сумка на боку телепалась, вот они и выпали. Что делать? И я перегрызла эту розовую мякоть, забинтовала. Плачу, а он пришел в себя и говорит: не плачь, сестра, мы ещё повоюем. Вынесла его с поля боя. И опять крики. Снова немецкие самолёты утюжат наши позиции. Они, как говорят у нас, «по земле пешком ходят», мы даже видели лица фашистских летчиков, которые охотятся за каждым бойцом, расстреливают раненых. Хотелось прижаться, уйти в землю. И я прыгнула в окоп. Присела и почувствовала страшную усталость. Мелькнула мысль: а что, если вот так закрыть глаза, посидеть немного – ведь никто не видит. Но - нет, нет! Я этого не сделаю. Вот так лежит где – нибудь раненый мой брат и ждёт, когда его перевяжут. И, если там такая же сестра, как я, не выдержала, решила отдохнуть…Нет, нет, это только минутная слабость. Бойцы вновь поднимаются в атаку. И опять крики: «Сестра – а – а , осторожнее! Сестра, перебежками!» Но я махнула рукой – бегаю во весь рост – минуты дороги».
2 ведущий:
4 ноября уцелевшие в смёртной битве полки 308 стрелковой дивизии покидали Сталинград. В батальоне, где служили Нина Кокорина, Сашенька Иванова, Вера Горбунова, Надежда Бузыцкая из 19 медсестер осталось четверо.
4 медсестра:
Я, девочки, тоже на всю жизнь запомнила свой первый бой, что был под Самофаловкой, у станции Котлубань. Я лежу в кустах полыни в отрытой собственными руками небольшой ямке. Сверху, вероятно, всё хорошо видно, не спрячешься никуда. Я поднимаю голову на знакомый немного ноющий звук. Мне хорошо видно стеклянные линзы защитных очков немецкого лётчика. Самолёт летит низко – низко, и я тычусь лицом в сухое, жесткое дно окопчика. Мне страшно. Всё моё тело трепещет от смертного ужаса, само вжимается в землю. Сейчас я бы хотела стать невидимой. Рядом с моим
-4-
плечом рваные звёзды – след от крупнокалиберных пуль. Фашист промазал всего каких – нибудь 25 сантиметров.
Самолёт опять заходит со стороны солнца. Накатывает грохот взрывов, ослепляя меня даже сквозь закрытые веки. Мне хочется ещё глубже втиснуться в окоп. По нас он бьёт бомбами. Какая –то свирепая сила подбрасывает меня и швыряет на землю. Я словно проваливаюсь в чёрную яму. Кругом крики, стоны. Голоса идут со всех сторон: «Сестра - а - а, сестричка - а - а!» Мне становится тоскливо и одиноко: почему именно я одна среди стольких мужчин должна встать и идти на помощь? Разве я сильнее, бесстрашнее их? А самолёт опять заходит со стороны солнца.
- Сестра – а !
- Да, иду. Миленькие, хорошенькие мои. Подождите, я сейчас всех вас перевяжу, всех вынесу, укрою.
И я ползу…
1 чтец:
Вы ушли из детства
В грязную теплушку,
В эшелон пехоты
В санитарный взвод.
Дальние разрывы
Слышал и не слышал
Ко всему привычный
41 год.
2 чтец:
Вы пришли из школы
В блиндажи сырые
От «Прекрасной Дамы»
В «мать» и «перемать»,
Потому что имя,
Ближе, чем «Россия»,
Не могли сыскать
1 ведущий:
В нашей комнате Боевой Славы из года в год бережно хранится ещё один документ:
Фотокопии писем майора Дмитрия Петракова, написанных им дочери Людмиле осенью 1942 года, перед первым боем дивизии в районе станции Котлубань, и перед последним боем, в котором он пал смертью храбрых. Строки этих писем поражают своей горячей любовью к дочери, «маленькой черноглазой Миле», и к Родине, которую ушел защищать майор Дмитрий Петраков. Эту любовь и уверенность в правоте своего дела воин завещает нам, его потомкам.
( Начинает звучать песня «Письмо отца» в исполнении Малинина и демонстрируются кадры с письмами Петракова и его фотографиями.)
Я читаю письмо,
Что уже пожелтело с годами.
На конверте в углу
Номер почты стоит полевой.
-5-
Это в 42-ом
Мой отец написал моей маме
Перед тем, как идти
В свой последний решающий бой
Припев:
Дорогая моя,
На передней у нас передышка,
Спят в окопах друзья,
Тишина на крутом берегу.
Дорогая моя,
Поцелуй ты крепче сынишку.
Знай, что вас от беды
Я всегда берегу.
Чтец:
Моя черноглазая Мила! Посылаю тебе василёк. Представь себе: идёт бой. Кругом рвутся вражеские снаряды, кругом воронки. И здесь же растет цветок. И вдруг очередной взрыв… Василёк сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастёрки. Цветок рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной, и если бы я его не подобрал, его бы затоптали. Мила! Папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком. Что тебе не понятно, мама объяснит.
! ведущий:
Мы приходим в комнату Боевой Славы и смотрим на фотографии. На одной из них ветераны 308 стрелковой дивизии стоят около монумента «Девочка с цветком». Это на Солдатском Поле, у станции Котлубань. Задумчивы и суровы лица ветеранов. Маленькая Мила с цветком в руках застыла около письма отца. Она всё ещё ждет его с войны.
(Звучит 2 куплет «Письма отца»)
Я читаю письмо.
И как будто всё ближе и ближе
Тот тревожный рассвет
И биенье солдатских сердец.
Я читаю письмо
И сквозь годы отчетливо слышу
Я сейчас те слова,
Что сказал перед боем отец
Дорогая моя,
На передней у нас передышка
Спят в окопах друзья,
Тишина на крутом берегу.
Дорогая моя,
Поцелуй ты крепче сынишку.
Знай, что вас от беды
Я всегда берегу.
- 6 -
2 чтец:
11 сентября 1943 года майор Петраков был смертельно ранен в бою. В считанные минуты перед боем он успел написать письмо домой. Были в этом письме и строчки, обращенные к дочери:
«Добрый час, Мила! Пишу тебе, моя дочка, письмо. Моя кудрявая Мила, как поживаешь? Мама твоя писала про тебя, что ты рыбачишь очень хорошо. А осенью, может быть, пойдешь в школу. Это очень хорошо»
Текст письма он украсил рисунком: кудрявая девочка решает первую в своей жизни задачу. 2 + 2 = 4 И под рисунком написал: «кого – то ждут в школе?» К письму Петраков подшил свою маленькую фотокарточку. На ней он идет в атаку. Это была последняя весточка «папы Димы»
1 ведущий:
Письма… Фронтовые письма.. Это наиглавнейшие исторические документы эпохи. Они не только рассказывают нам о былых событиях. Они повествуют о людях, творящих историю. Письма – это память о них, об их делах, об их жизни. Они – память о наших соотечественниках. В них сосредоточены заветы нам, их потомкам.
Чтец:
Говорят, что в третьем тысячелетье
Изменилось всё на огромной планете:
Изменились законы, изменились понятья,
Увлеченья, пристрастия, виды занятий,
Что другая растёт молодёжь и что ей
Никакого нет дела до дедовских дней
Будто ей наплевать на историю в целом,
Что ей память чужда, в ней душа оскудела,
Что стоят равнодушно у Красной стены
Внуки, правнуки светлых героев войны.
Только это неправда, жуткая ложь!
Помнит нынешняя молодёжь.
Помнит и никогда не забудет,
Потому что без памяти жизни не будет
Чтец:
Зовёт нас история, очи суровы:
Откуда вы, кто вы,
На что вы готовы? –
В ответ поднимаются сильные руки:
Всю землю большую берём на поруки.
Родная планета, цвети, зеленей!
Мы любим тебя в переливах огней!
Мы сделаем всё
Ради жизни твоей,
Ради завтрашних дней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О любви и о войне Рассказы Н.Ф. Иванова «Тот, кто стреляет первым» («Семь нот о любви») как цикл новелл.
Исследовательские материалы к урокам по творчеству Н.Ф. Иванова. Одним из замечательных писателей современности, книги которого хотелось бы рекомендовать для изучения в школе, я...
Первая мировая война "Сестры милосердия".
Презентация рассказывает о подвигах сестер милосердия в Первой мировой войне....
«Белые голубки» России - сестры милосердия в Первой Мировой Войне (1914-1918)
Многие российские женщины на той, «забытой» войне становились сестрами милосердия....
"О любви, добре и милосердии".
Мероприятие способствует развитию духовно - нравственных качеств обучающихся и усвоению понятий: «ДОБРОТА», «ЧУТКОСТЬ», «МИЛОСЕРДИЕ», «СОСТРАДАНИЕ»...
"Праздник добра, любви и милосердия"
Сценарий концерта "Праздник добра, любви и милосердия"(Всемирный День Инвалидов)...
Пьеса «Провинциальные анекдоты», Гоголевские традиции в пьесе А. Вампилова «Провинциальные анекдоты». Утверждение добра, любви и милосердия.
Пьеса «Провинциальные анекдоты», Гоголевские традиции в пьесе А. Вампилова «Провинциальные анекдоты». Утверждение добра, любви и милосердия....
Родительское собрание «Мудрость родительской любви. Воспитание милосердия»
Цель родительского собрания: Выявить особенности взаимоотношений детей и родителей, проанализировать родительское поведение и акцентировать внимание на положительных формах проявления любви ...