"О любви, добре и милосердии".
план-конспект занятия (5, 6, 7 класс) на тему

Мероприятие способствует развитию духовно - нравственных качеств обучающихся и усвоению понятий: «ДОБРОТА», «ЧУТКОСТЬ», «МИЛОСЕРДИЕ», «СОСТРАДАНИЕ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_lyubvi_dobre_i_miloserdii_20.02.2017.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                        20.02.2017    Швидкая И.А.

Сценарий открытого внеклассного  мероприятия ОДНКНР:

 «О любви, добре и милосердии»        

Цель:  Способствовать развитию духовно - нравственных качеств обучающихся и усвоению понятий: «ДОБРОТА», «ЧУТКОСТЬ», «МИЛОСЕРДИЕ», «СОСТРАДАНИЕ»

Задачи:

-  воспитывать духовно – нравственные качества личности ребёнка (доброта, милосердие, бескорыстие, способствовать исправлять негативные проявления в своём поведении; учить отзываться на чужую боль)

- формировать у обучающихся потребность в доброжелательном отношении к окружающим, развивать навыки проявления сострадания и сочувствия; воспитывать способность к совершению добрых дел во благо других людей;

- способствовать созданию благоприятных условий для атмосферы и взаимопомощи в коллективе класса;

- развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

Методические приемы. Игровые ситуации, беседа-диалог, просмотри фильмов

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, шкатулка, шарики воздушные.

Возраст детей от 5 – 14 лет

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

 Выступление иерея Константин – настоятеля прихода в честь Сергия Радонежского с. Убинское, Новосибирской области

(Презентация. Слайд 2)

Учитель: Ребята, посмотрите на слайд - как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? (Ответы детей)

 -  Сегодня мы поговорим о добре, любви и милосердии. Как прекрасно, что человек живёт не один на свете, что рядом с нами есть люди. Каждый должен это понимать, чувствовать, ценить.

- Какие качества вы больше всего цените в людях? (Ответы детей)

Учитель:

Милосердие - это одно из самых красивых слов на свете. Как вы думаете, от какого слова произошло слово “милосердие”? (Ответы: оно образовано из двух слов: «милое» и «сердце», милость, милый, помиловать, милостыня…)

- Что же означает это слово МИЛОСЕРДИЕ? (Ответы: милость к людям, к животным, к растениям – ко всему, что нас окружает).

- Ребята, а как  можно охарактеризовать «милое сердце»? Какое оно? (красивое, тёплое, ласковое, доброе, замечательное)

-Какие слова «идут рядом с милосердием?  

(Слайд 3)

Учитель:  Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой, надо отложить свои дела, забыть  обо всем, кроме того, что ты должен помочь.  Милосердный человек никогда не пройдёт мимо нуждающегося в помощи. Он всегда приходит на помощь в трудную минуту.

Милосердие – это доброжелательное и заботливое отношение к людям.

Милосердие - это сочувствие, мягкосердечность, любовь на деле, готовность делать добро каждому.

Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие. (Сергей Ожегов. Толковый словарь русского языка)

(слайд 4)  ЗАБОТА О БЛИЖНИХ

Учитель:

- Ребята, как вы думаете, где ребёнок учится любить окружающий мир, учится быть добрым, заботливым, быть милосердным? (Ответы детей)

- Если оглядеться и посмотреть внимательно вокруг, трудно не заметить, что рядом с нами живут люди, которым необходимо и дорого самое обыкновенное человеческое внимание и доброта, взаимоподдержка и помощь. Это семья – наши родные и близкие. Ведь когда с тобой рядом крепкая опора твоих родных и друзей, то любое дело тебе по плечу.

- Как можно проявить заботу о близких людях? Чем им можно помочь? (Ответы детей)

 - Милосердиедоброта, искренность, сострадание, сопереживание… В последнее время мы часто стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем.

Просмотр и обсуждение социального  ролика  «Бусы из бирюзы»

Учитель:

- Что вы можете сказать о взаимоотношениях родных людей – сестёр?

- Почему старшая сестра вернула подарок? Какие качества её характеризуют?

- А могла младшая сестра поступить по-другому?

Учитель:

 - Главное - научится  сопереживать, сочувствовать другому. Ведь неумение сопереживать, опустошает человеческую душу.

 Доброта, милосердие, любовь…  Какие старые слова! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна.

Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Доброта живет в доме, где ты родился, где тебя любят. Мне особо хотелось бы сказать об отношении к родителям, к пожилым людям, нужно относиться уважительно, бережно. Они прожили долгую жизнь, накопили большой опыт, многое знают и умеют. Прислушивайтесь к их советам, выполняйте просьбы, старайтесь помогать, чем можете. Сколько радости ваш труд принесет родным! Им всегда будет приятна ваша забота.

Будьте ласковыми, добрыми, внимательными сыновьями и дочерьми, достойными, добрыми людьми. Проявляйте любовь и благодарность, оберегайте их покой, будьте добрыми помощниками.

Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создает основу человеческого счастья. Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым.

Добрая минутка: «Продолжи предложение»

- Какому доброму поступку будет рада ваша мама (бабушка)? Начинайте предложение со слов: «Мой(я) мама (папа) будет рад(а), если я…»

- «Моя  младшая сестрёнка (братишка) будет рада (или рад), если я…»

- «Учитель  будет рад, если я…»

(слайд 5)  О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ:

Учитель:

Жизнь человеку дается только один раз и нужно ее прожить так, чтобы не было разочарований от прожитого дня, месяца, года. Каждый из нас хочет быть счастливым. Народная мудрость гласит «Птица рождена для полета, а человек для счастья». Вот только  “Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других”. Если хочешь, чтобы люди к тебе хорошо относились, значит - ты сам в первую очередь должен быть честным, внимательным, отзывчивым, милосерднымдобрым.

  В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – добротаДобрый человек любит природу и охраняет её. Добрый человек – любит животных и помогает им. 

 Доброта слабых делает сильными, сильных великодушными, а весь мир чище и ярче.

Дети читают по ролям стихотворение “Милосердие” Ольги Май:

Маленький мальчик стоял у витрины 
И по слогам объявленье читал. 
В нём сообщал продавец магазина, 
Что он забавных котят продавал. 

Мальчик несмело вошёл и с порога 
Скромно спросил, сколько стоят они. 
Цену узнав, прошептал: «Это много...» , 
Ручки засунув в карманы свои. 

Он потихоньку извлёк всё, что было, 
Да, это мало, хоть долго копил. 
Детское сердце невольно заныло ...
С горечью в голосе он попросил: 

«Дяденька, можно хотя бы глазочком 
Только на ваших котят посмотреть. 
Были бы деньги, купил бы я точно, 
Но накопить мне никак не успеть» . 

И продавец неспеша открывает 
Крышку в огромной коробке, и вот 
Восемь котят из неё выбегают, 
Ну, а девятый за ними ползёт, 

Хочет успеть за друзьями своими, 
Но не угнаться за ними ему. 
А всё потому лишь, что ножки больные, 
Так он родился ...себе на беду. 

Мальчика словно водой окатили, 
Глазки свои отвести он не смел, 
Даже сказать что-то был он не в силах, 
Лишь на хромого котёнка смотрел. 

Но через силу, с огромным волненьем, 
Еле, чуть слышно он вдруг проронил: 
«Были бы деньги, то я, без сомненья, 
Котёнка хромого у вас бы купил» . 

А продавец посмотрев с изумленьем, 
Грустно ответил, кивнув на него: 
«Знаешь, котёнок больной, к сожаленью, 
Родился таким, не излечишь его. 

Но, если ты хочешь, котёнка хромого 
Можешь себе и без денег забрать. 
Никто и копейки не даст за такого, 
Я и не думал его продавать» . 

Мальчик ответил серьёзно и строго: 
«Деньги у мамы могу я занять, 
Я заплачу за котёнка хромого, 
Чем же он хуже здоровых котят? 

Стоит он так же, как стоят другие, 
Полную цену я вам заплачу, 
Будем с ним жить мы, как братья родные, 
Сильно котёнка купить я хочу! » 

Это сказав, он неловко нагнулся 
И под штанину зачем-то полез. 
Взглянув на него, продавец ужаснулся : 
Вместо ноги он увидел протез ...

Слёзы в глазах, в горле ком, дрожь по телу.. . 
Всё стало ясно теперь продавцу. 
Мальчика крепко обнять захотелось, 
Он протянул свои руки мальцу. 

«Знаешь, мой мальчик, чего я хотел бы? 
Чтоб остальные котята нашли 
Тоже заботливых и милосердных, 
Добрых хозяев, таких же, как ты!»

Учитель:

- Кто проявил милосердие?

- Как вы думаете, ребята, а мальчик сам нуждался в милосердии?

- Что вызвало возмущение ребёнка? Почему?

- Ребята, как вам кажется, мальчик – это сильная личность? (Да, преодолевая собственную беду, он оказался милосердным к другому, более слабому существу)

(слайд 6) 

- Каждый конкретный случай подскажет вам, как поступить, главное - внутренняя  готовность «не проходить мимо» и «пусть чутье будет вашим учителем», как говорил у Шекспира Гамлет.

Проявляйте участие к бездомным животным, помогайте им выжить!!!

(слайд 7)  О ЛЮДЯХ, НЕСУЩИХ ДОБРО В НАШУ ЖИЗНЬ,
посвятивших себя служению другим людям. Сёстры милосердия

Учитель:  Милосердие – традиционная черта россиян. В нашей стране люди всегда стремились оказать помощь нуждающимся. Более 150 лет назад начали создавать благотворительные фонды, открывать дома престарелых, детские приюты… Появились первые СЁСТРЫ МИЛОСЕРДИЯ. Медицинские сёстры, а чаще просто «сестрички»… Сестры милосердия  ухаживали за больными, сиротами, обездоленными, осуществляют патронажный уход на дому. 

- Как вы думаете легко быть сестрой милосердия? (ответы детей) 

(слайд 8)  

Учитель: 

 Первыми сестрами милосердия в России были барышни из высшего сословия, умеющие ПИСАТЬ, СЧИТАТЬ, ЧИТАТЬ НА НЕСКОЛЬКИХ ЯЗЫКАХ, ОБЛАДАЮЩИЕ ГЛУБОКОЙ ЛЮБОВЬЮ К РОССИИ И РОССИЯНАМ, ОВЛАДЕВШИЕ МЕДИЦИНСКИМИ ЗНАНИЯМИ И ВЫСОКО ЧТИВШИЕ СВОЮ ПРОФЕССИЮ - сестры милосердия. 

Также сестра милосердия должна была отличаться «НАБОЖНОСТЬЮ, МИЛОСЕРДИЕМ, ЦЕЛОМУДРИЕМ, ОПРЯТНОСТЬЮ, СКРОМНОСТЬЮ, ДОБРОТОЙ, ТЕРПЕНИЕМ И БЕЗУСЛОВНЫМ ПОВИНОВЕНИЕМ ПОСТАНОВЛЕНИЯМ»!!!

Учитель:   

Представители Царского Дома участвовали в движении сестёр милосердия. Во время первой мировой войны императрица Александра Фёдоровна и четыре Великие Княжны стали сёстрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь.

Великая княгиня Елена Павловна открыла в Санкт-Петербурге Крестовоздвиженскую общину сестёр милосердия, которых готовили для работы в военных госпиталях.

Первая община сестер милосердия имела целью «попечение о бедных больных, утешение скорбящих, приведение на путь истины лиц, предавшихся пороку, воспитание детей бесприютных и исправление детей с дурными наклонностями».

В наше время Российский Красный Крест - неотъемлемая часть международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца, объединяет многие благотворительные организации, оказывают помощь нуждающимся.

(слайд 9)  

 Фонд Чулпан Хаматовой «ПОДАРИ ЖИЗНЬ» привлекает артистов, музыкантов и волонтёров длоя участия в благотворительных акциях, вечерах, мероприятиях, проводимых для больных детей в помещении Российской Детской Клинической Больницы.

(слайд 10)

Известная в России и за рубежом благотворительная организация фонд «Справедливая помощь» создана врачом и правозащитником Елизаветой Глинкой. Фонд оказывает поддержку умирающим онкологическим больным, малообеспеченным людям и бездомным, а также детям, пострадавшим от боевых действий.

(слайд 11)  ПОДВИГ ПРАСКОВЬИ ЩЕГОЛЕВОЙ

Учитель:

- Не может стать добрым тот, кто любит только себя. Ребенок приходит в этот мир и ему еще предстоит сделать свой выбор: быть добрым или злым, любить только себя или весь окружающий мир, быть жестоким или милостивым…

А чтобы полюбить других, нужно научиться откликаться на чужую беду, научиться оказывать бескорыстную помощь другому.

 - В тяжёлые годы войны, люди оказывали помощь окружающим. Отдавали свою жизнь, чтобы спасти другого человека. Пожертвовать своей жизнью может не каждый, только очень сильный люди.

Во время голодной окопной жизни было ИСКЛЮЧЕНО, чтобы при виде раненого пройти мимо. Помогали, тащили на себе, подвозили. И после войны сохранились самые добрые, самые горячие чувства взаимопомощи, взаимовыручки. Люди делились всем. Тысячи детей, оставшихся без родителей, были усыновлены и удочерены. И всё это благодаря любви к Отчизне, благодаря стойкости и мужеству нашего народа.

Подвиг Прасковьи известен далеко за пределами села Семилуки, где она проживала всю свою жизнь. В её честь названа одна из улиц села, открыт памятник, снят фильм «Прасковья», написаны книжки…

В середине 2000-х в Семилуках была создана инициативная группа по канонизации Прасковьи Щёголевой. Группа, в которую затем вошли известные люди (в том числе председатель областного совета ветеранов Иван Шматов), направила обращение митрополиту Воронежскому и Борисоглебскому Сергию с просьбой возбудить ходатайство перед Священным Синодом о причислении нашей землячки к лику святых. Так как достоверных свидетельств того, что Прасковья Щёголева была крещёной и православной, не нашлось, поэтому обращение было отклонено и ходатайство в Священный Синод не было отправлено.

  Был ли у Прасковьи выбор?

  Наверное, был. Она вместе с детьми могла бы убежать до прихода немцев и спрятаться, а могла б совсем не подходить к горящему самолету, где без ее помощи наверняка бы сгорел летчик. Могла и выдать его, указав направление, куда он пошел прятаться. Смотришь, за это фашисты могли детям и ей паек из суррогатных продуктов. Но Прасковья поступила так, как поступила, как подсказывала ей совесть. 

 Прасковья Ивановна Щеголева награждена орденом Отечественной войны первой степени, Александр Степанович Щеголев – медалью "За отвагу".

(слайд 12. В жизни по- разному можно жить)  

Учитель: В течение всей жизни каждый день с Вами будут происходить различные события, вы будете общаться с разными людьми, будете попадать в различные ситуации, возможно и тяжёлые жизненные обстоятельства будут встречаться на вашем пути.

Все жизненные обстоятельства – это испытание для человека, проверка его мыслей, желаний и поступков. Как Вы себя поведёте – зависит только от Вас. Что Вы выберешь, какой дорогой идти дорогою добра или зла?

(слайд 13) Ученица читает стихотворение: Добро и зло ведут свой спор 

Добро и зло ведут свой спор
Как свет со тьмой всегда воюют
Такой у них уж уговор
Ведь Бог и дьявол существуют

Как параллельные миры
Они нас всех сопровождают
И каждые свои дары
На перебой нам предлагают

Ожесточенная борьба
За наши души происходит
У всех у нас своя судьба
И каждый путь ее проходит

А по пути своей судьбы
Нас искушенья поджидают

И не без внутренней борьбы
Пороки люди побеждают

Но дьявол очень уж хитер
Так просто сразу не сдается
Искусный он всегда актер
Вновь всех запутать удается

Тогда одно спасенье храм
Что нам господь предоставляет
И очищает он всех там
Грехи заблудшим отпускает

Вновь возрожденная душа
Свой путь по жизни продолжает
А дьявол снова не спеша
Ее как прежде искушает.

Учитель: - Кого можно назвать самым милостивым человеком в мире?

Господь наш Иисус Христос, Сын Божий явил высочайший образ такой жертвенной любви.

 

 (слайд 14, 15)  

 Все мы знаем Иисуса Христа. Он исцелял больных, кормил голодных, жертвовал личным временем и силами, чтобы оказать помощь. И вот, когда Он узнал, что скоро умрет, даже знал, кто его предаст. Он захотел в последний раз собраться со своими друзьями-учениками, поужинать с ними. Захотел в последний раз подарить любовь тем, кто его окружает. Иисус Христос всегда пребывал в радости.

(слайд 16 милосердие начинается с тебя)  

Учитель:  Сегодня к нам в гости пришла ДОБРОТА. Она хочет провести с вами игру. 

ИГРА  «Как жить?» (дети достают из шкатулки Милосердия пожелания и читают их, а остальные запоминают) 

Учитель:   Может быть, Вам покажется, что выполнить всё это очень трудно, но в духовной жизни всё происходит постепенно. Начните с маленьких добрых дел, и со временем вам будут под силу большие добрые дела.

 Самый красивый и дорогой из драгоценных камней – бриллиант. Но делают бриллиант из алмаза, который, когда его только найдут, совсем не кажется красивым. Чтобы алмаз превратить в бриллиант, требуется долгая работа по его очистке и огранке. И когда эта работа закончена – прекрасный камень сверкает, переливаясь гранями. Так же и душа наша – требует много трудов, чтобы она засияла святостью, добротой, любовью и милосердием.

Чем раньше Вы начнёте идти по дороге добра, тем легче будет идти, и тем больших успехов сможете достичь.

Подведение итогов:

Учитель:

  О доброте, любви и милосердии можно говорить долго и пусть ОНИ шагают по нашей планете, согревая наши души и сердца верой, надеждой и любовью. Я надеюсь, что всё услышанное, увиденное  тронуло ваши сердца. Думаю,  многие  из вас не станут больше смеяться над слабыми, а, наоборот,  по возможности предложат им свою помощь, подарят капельку тепла, заботы, внимания, любви. 

НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ МИЛОСЕРДНЫМ ЧРЕЗВЫЧАЙНО СЛОЖНО, НО НЕОБХОДИМО.

«Cейчас время осуждения, неприязни, зависти... Жалейте друг друга, несмотря ни на Кто он, Что он. Я уже боюсь сказать "любите", слишком высоко – жалейте». 
                                                                                     
Игумен Никон (Воробьёв).

Фильм - ПОДАРОК для детей «Твори добро» исп. Шура..

Подходит к концу наше мероприятие. Благодарим всех участников, всех гостей за их отзывчивость, доброту и теплоту, частички которой они подарили! А сейчас ребята пожелают Вам добрых ласковых тёплых слов!!! 

Выступление детей:

  В доме добрыми делами занята,

 Тихо ходит доброта

 Утро доброе у нас

 Добрый день и добрый час

 Добрый вечер,

 Ночь добра

 Было доброе вчера

 И откуда спросишь ты

В доме столько доброты

 Доброта нужна всем людям,

 Пусть побольше добрых будет.

 Говорят не зря при встрече:

 «Добрый день» и «Добрый вечер».

 И не зря ведь есть у нас

 Пожелание «В добрый час».

 Доброта — она от века

 Украшенье человека…

Иногда люди слишком жестоки,

Равнодушные к бедам других,

Не приемлют чужие пороки,

Совершенно не видя своих.

Но давайте мы будем добрее,

Милосердие - вот наш девиз!

Доброты ничего нет добрее,

Без неё так безрадостна жизнь!

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей

Но зло творится без труда

Добро творить трудней.

Рождает зверя зверь

Рождает птица птицу

От доброго — добро

От злого — зло родится.

Добро, коль не было б оно мало

Гораздо лучше, чем большое зло.

Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые — щедро больным помогают,
Добрые — дарят тепло и уют,
Добрые — в ногу со слабым шагают
И никакого спа-си-бо не ждут.
(Генрих Акулов)

Дарите людям доброту,
Заботу и любовь,
И пониманье и мечту –
Дарите вновь и вновь!

Пусть о награде мысли нет
И никогда не будет,
Ответный сердца тёплый свет
Тебе подарят люди.

И жизнь изменится твоя,
Удачливее станет,
Когда потоком на тебя
Волна любви нагрянет!
Дарите людям доброту…      (Зоя Буцаева)

Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу
Не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
А. Дементьев

Доброта непременно спасает весь мир
Доброта непременно спасает весь мир
Помогает расти всем на свете
Чтобы людям гармонию, мир обрести
Свое сердце в добре вы согрейте

Милосердие вдруг в твоем сердце зажглось
И оно разнеслось несомненно
Все познают его, если в сердце твоем
Оно даже зажглось на мгновенье

Много сил и усердия нужно вложить
Чтоб Добро сбереглось и Терпение
Только Истина в том, чтобы в сердце хранить
Истину, Доброту и Терпение

Использованная литература:

Шполянский М., Максимов Ю.В., Фомин А.В.. «Азы православия для детей». – М.:  ООО «Издательство «Новая мысль», 2015.

Использованные Интернет – ресурсы:

https://yandex.ru/images 

http://www.maam.ru/detskijsad/-poseli-dobro-v-svo-m-serdce-koncertnaja-programa-dlja-pozhilyh-lyudei-posvjaschenaja-nedele-dobra.html 

https://infourok.ru/scenariy_vneklassnogo_meropriyatiya_miloserdie-575741.htm 

http://bigslide.ru/obschestvoznaniya/15477-dobro-i-miloserdie-sergiya-radonezhskogo.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Урок добра и милосердия"

Данный классный час реркомендую давать в 5 классе....

классный час "Добро и милосердие Сергия Радонежского"

Задачи:1.Рассказать учащимся о святом Сергии Радонежском; исследуя основные жизненные этапы жизни Преподобного Сергия ответить на вопросы: за какие дела Сергия Радонежского считают выдающимся деятелем...

Классный час " Добро и милосердие Сергия Радонежского "

Описание жизни Сергия Радонежского....

Разработка классного часа в 8 классе «Профессии добра и милосердия»

Тема:  Профессии добра и милосердияЦель: способствовать осознанному выбору учащимися своей будущей профессии, а также им правильные ценностные ориентации в выборе профессии. Задачи классного...

УРОКИ ДОБРА И МИЛОСЕРДИЯ ПО РАССКАЗУ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ»

Анализ рождественского рассказа Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке"....

« Твори добро!» ( внеклассное мероприятие духовно – нравственной направленности в рамках проведения акции «Олимп добра и милосердия»

laquo; Твори добро!»( внеклассное мероприятие духовно – нравственной направленности в рамках проведения акции «Олимп добра и милосердия»...