Внеклассное мероприятие в 4 классе "Праздник Пасхи" (интегрированное Музыка и ОРКСЭ)
презентация к уроку по теме
На данном мероприятии обучающиеся знакомятся с обычаями, символами праздника; играют в пасхальные игры, поют пасхальные песни. На данном мероприятии учащиеся узнают историю своего края, своих предков, происходит нравственное и духовное воспитание подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
внеклассное мероприятие Музыка и ОРКСЭ | 28.74 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Ход мероприятия
Слайд№1.
Вступительное слово учителя
Душа моя, ликуй и пой
Наследница небес
Христос Воскрес, Спаситель твой
Воистину Воскрес!
Звучит пасхальный колокольный перезвон.
Слайд№2
Ученица читает стихотворение «Под напев молитв пасхальных….»
Под напев молитв Пасхальных
И под звон колоколов
К нам летит весна из дальних ,
Из полуденных краев.
В зеленеющем уборе
Млеют темные леса ,
Небо блещет, точно море ,
Море- точно небеса,
И в саду у нас сегодня ,
Я заметил, как тайком
Похристосовался ландыш
С белокрылым мотыльком.
Учитель: О празднике светлом, народном звонят российские колокола! Сегодня мы поговорим с вами о происхождении самого светлого и красивого праздника на Руси – Пасхе. Идет пасхальная неделя. И мы собрались с вами, чтобы славить Пасху величавую- главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник.
Мы уже с вами говорили о том ,что история Христа не заканчивается Его казнью. После распятия Христос вернулся к жизни- воскрес.
Как о воскрешении Христа рассказывает Библия?
Слайд№3.
После смерти Христа Его тело положили в гроб – так иудеи называли высеченную в скале пещеру для погребения усопших. Враги Христа приставили стражу, они боялись, что ученики украдут Его тело и скажут, что Он воскрес.
На 3 день к гробу пришли жёны мироносицы, которые хотели по еврейскому обычаю помазать тело умершего Христа. Они увидели ангелов, которые сказали: «что вы ищите Живого между мёртвыми? Его нет здесь: Он воскрес».
Женщины рассказали об этом ученикам Христа – апостолам, но они не поверили и побежали к пещере. Они нашли пустой гроб и плащаницу – в которую завернуто было тело Умершего.
Слайд№4.
Христос несколько раз являлся апостолам и женам-мироносицам. Только тогда они смогли поверить в Его воскрешение. Все, кроме Фомы, которого не было.
Фома сказал: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего а раны от гвоздей…. не поверю». Через 8 дней Христос явился Фоме и велел ему потрогать свои раны.
Слайд№5.
Тогда Фома поверил, что Христос - воскресший Бог. Христос сказал: «блаженны не видевшие и уверовавшие».
Слайд№6.
О воскрешении Христа апостолы рассказали людям, и все поверившие в Его воскрешение стали называть себя христианами.
В честь воскресения Христа русский народ назвал свой еженедельный праздник - воскресеньем, особо торжественно отмечается то весеннее воскресенье , которое так и называется - Пасха Христова.
Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка означает «переход» , «избавление».
Для встречи Пасхи люди собираются в храмах. Самая торжественная часть праздничного богослужения - пасхальная полночь.
Слайд№7.
Священник несет крест, а люди с иконами и с зажженными свечами обходят вокруг храма ( это называется «крестный ход») и поют радостные пасхальные гимны.
Как же готовятся к этому великому празднику?(ответы детей)
Православные люди готовятся к светлому празднику: убирают в доме, пекут куличи, красят яйца.
Слайд№8.
Символ пасхального веселья – пасхальный кулич. Пасхальный кулич – это память о том, что Иисус Христос приходил к ученикам после своего Воскресения, вкушал с ними пищу. Если правильно приготовить, то кулич не черствеет 40 дней. Он символизирует присутствие Бога в мире и в человеческой жизни. Красота и ароматность выражает заботу Господа о каждом христианине.
Главная примета праздника – крашеное яйцо.
Сладй№9.
Почему именно яйцо? Чтобы это понять необходимо отправиться в глубь веков, к древним славянам-язычникам. В древней летописи говорится о том, что планета похожа на большое яйцо. Это большое яйцо принадлежит родительнице Земли и Неба, той, которая стала началом Богов и людей, Великой матери по имени Живана. Мир, который имеет форму яйца, состоит из Верхней и Нижней части – желтка. Желток – это мир всего живого: людей и животных. Нижняя часть яйца – мир мёртвых людей, ночная страна. Когда в ночной стране ночь, у нас – день.
Из глубины веков в пасхальное воскресение попадают к нам на стол крашеные яйца-писанки. Какие же обряды и легенды связаны с расписным яйцом?
Сладй№10.
На Пасху принято красить яйца разными красками, но среди разноцветных яиц обязательно должны быть ярко красные. Почему? История сохранила нам несколько преданий. Вот одно из них:
-После воскресения Иисуса Христа ученики Его и последователи разошлись по разным странам, повсюду возвещая радостную весть. Мария Магдалина дерзнула прийти с этой вестью к самому римскому императору Тиверию. Она принесла в подарок простое куриное яйцо. Конечно, выбрала она яйцо со смыслом. Яйцо всегда было символом жизни. Но когда Мария стала говорить о том, Иисус Христос также вырвался из смертельных оков и воскрес, император только рассмеялся: «Это также невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное!» И не успел Тиверий закончить фразу, как яйцо в руках Марии Магдалины стало совершенно красным. С тех пор в память об этом событии, символизирующим нашу веру в воскресшего Иисусу, мы и красим яйца.
Способов украшать яйца очень много. Их красили луковой шелухой или корой деревьев. Яйца, окрашенные в один цвет, называют крашенки.
Слайд№11.
Если на этом фоне были пятна, полоски, крапинки другого цвета – это были крапанки. Ещё были писанки – яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.
Слайд№12, 13.
Самые распространённые орнаменты на писанках : – солнечные знаки (круги, сочетания кругов, волнистые линии) -растительные мотивы ( цветы, листья, ветки, букеты, гирлянды) - бесконечные спирали, прямые и волнистые линии – символизируют движение.
Слайд№14.
Среди вас тоже много умельцев, руками которых создана выставка.
- И какой праздник без игр!
Слайд№15.
Одна из любимых игр- «Долба-долба». Ребята делятся по парам. Каждый берёт в руку по варёному пасхальному яичку. По команде судьи «Долба!» яйца бьются друг о друга. Нужно нанести удар так, чтобы разбить яйцо соперника. Победитель забирает яйцо побеждённого.
Слайд№16.
Следующая игра «Карусели».Дети бегают по кругу, взявшись за руки, сначала медленно, потом всё быстрее.
Слайд№17.
Игра «Кат-кат, покатай-ка». Наклонно устанавливается желоб. Игроки берут яички и выстраиваются в очередь друг за другом. По команде судьи «Кат-кат» игроки по очереди скатывают по желобу яйца. Судья определяет, чьё яйцо дальше укатилось, и чьё яйцо сумеет сбить скатившееся ранее яйцо.
Слайд№18.
В одну из игр, которая называется «Выкрутасы», мы поиграем. На ровной поверхности – на столе или на полу - игроки по команде судьи раскручивают пасхальные яйца. Выигрывает тот, чьё яйцо дольше прокрутится. Судья может засекать время по секундомеру, чтобы потом сказать рекордный срок кручения яиц.
Проводится игра с детьми.
Слайд№19.
Учитель: У крестьян существовало много примет и поверий, связанных с Пасхой. Знаете ли вы пасхальные приметы?
(ответы детей)
1.В деревне пастухи верят, что пасхальное яйцо помогает отыскать заблудившуюся скотину.
2.На Пасху деды расчёсывают волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове.
3. Девушки на Пасху желают: “Дай Бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади!”
4.Ежели на Пасху девица ушибёт локоть, значит, её вспомнил милый.
5.Считается, что ежели девица встанет на топор в Пасху, будет она крепкой и ладной
Учитель: Вспомним ещё некоторые приметы на Пасху:
(Детям раздаются карточки, с написанными началом фразы, им надо завершить фразу.)
1.Если пойдёт дождь на Пасху….(весне дождливой быть)
2.На Пасху небо ясное и солнце греет…(к хорошему урожаю и красному лету)
3.На Пасху бросать и лить что-то за окно нельзя….(Христос под окнами ходит)
Слайд№20.
Учитель: К числу оригинальных пасхальных обычаев русского народа относится хождение волочебников. Слово это означает “поющие под окнами”. В русских деревнях на Пасху совершался обход дворов, напоминающий святочное колядование. Волочебники славили хозяев, поздравляли их с Пасхой, пели песни, играли на волынках и ждали подарков. Им выносили яйца, сало, молоко, пироги, деньги. Ребята, как вы думаете, от какого русского слова образовано слово “волочебники”?
( “Волочить”, волочить ноги )
Название свое обряд волочения получил от песенного зачина, в котором употребляется глагол "волочить", то есть "брести", "идти". Многие благочестивые волочебники связывали этот обряд с церковной традицией и говорили, что они символизируют хождение по земле апостолов во главе с Христом от Пасхи до Вознесения.
Послушаем и мы волочебников.
1 мальчик ( встаёт):
– Ну–те, братцы – товарищи!
Собирайтесь до кучечки!
Пройдёмте в тое село,
Поздравим их с праздником,
С Христовым днём,
С красным яйцом!
2 мальчик:
– Не гуси летят, не лебеди –
Христос воскрес на весь свет!
Идут – бредут волочебники,
Волочебники – полуночни
“Челом здоров , хозяинушка!
Чи спишь – лежишь аль спочиваешь?”
3 мальчик:
– Нам по чарке поднесёшь,
Своё счастье сбережёшь!
Не жалей, не береги,
По яичку одели!
Да пожалуй – ко яичко
Ещё красненькое,
Что на красном блюде
И при добрых людях!
Учитель: Давайте поможем волочебникам и исполним вместе с ними старинную песню волочебников.
(исполнение песни)
Шумят, гремят волочебники!
А к чьему двору, ко богатому –
Ко богатому – Николаеву….
Учитель: Пасхи в старину не бывало без качелей. Загодя вкапывали столбы, навешивали верёвки, прикрепляли доски. Качались все желающие! Качели или качули были чрезвычайно любимы и популярны на Пасху. Качаясь, девицы распевали “качульные” песни – пасхальные частушки.
Слайд№21.
«Качельные частушки»
1.Вот и Пасха пришла,
Кто нас покачает?
Как у нонешних ребят
Верёвок не хватает!
2.Подкачнуся высоко
И увижу далеко,
Где мой братка гуляет,
Червоное яйко катает?
3.На горе стоят качели,
Пойду покачаюся.
Нынче лето отгуляю,
Зимой повенчаюся!
4.Раскачайте, раззыбайте,
Я скажу вам жениха:
Сане – то Кузеньку,
Тане – то Витеньку!
5. На святой неделюшке
Повесили качелюшки.
Сначала покачаешься,
Потом и повенчаешься!
В Пасху повсюду звучала музыка. В храме во время богослужения звучало краткое песнопение, посвящённое празднику. Его поют прихожане вместе с церковным хором. Как оно называется? ( тропарь). Послушаем сейчас тропарь «Христос воскресе».
Слайд№22.
Слушание тропарь «Христос воскресе»
Учитель: В эти дни не только в церквах звучат особые песнопения. В концертных залах можно услышать произведения, сочинённые композиторами специально для этого торжественного праздника. Послушаем одно из таких произведений С.В.Рахманинова «Светлый праздник»
Слайд№23.
Слушание «Светлый праздник»
Учитель: Пасху празднуют не только православные христиане, но и представители других «ветвей» христианства. Подобные праздники есть и в других религиях. Празднуют Пасху и многие неверующие, ведь она — начало весны, пробуждение природы. Это праздник мира, добра и благоденствия. Ни на какой праздник, так весело и радостно не звучат, во всех храмах, колокола. Звон колоколов знаменует нам о духовной радости верующих, о победе над врагами для нашего спасения.
Пусть праздник Пасхи вызывает у людей страны и мира только добрые и приятные воспоминания. Пусть всегда будет щедрым пасхальный праздничный стол, а колокольный звон церквей будет радостным и торжественным.
1-й ученик.
На Руси обрядов много,
А сегодня праздник Бога:
Пасха-_ Бога воскресение,
Его второй день рождения,
2-й ученик.
Повсюду благовест гудит,
Изо всех церквей народ валит,
Заря глядит уже с небес…
Все. Христос Воскрес! Христос Воскрес!
3-й ученик.
С полей уж снят покров снегов,
И руки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес…
Все. Христос воскрес! Христос Воскрес!
4-й ученик.
Вот просыпается земля
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Все. Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Слайд№24.
Исполнение песни «Христос воскрес» Слова И. Рутенина
Поселились птицы в гнёздах,
Снег растаял как свеча.
Пахнет сладким духом воздух,
Золотого кулича.
Дождик солнечный закапал
В этот день святых чудес,
И меня, целуя, мама
Говорит: «Христос воскрес!»
Воистину воскрес!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по французскому языку "Стили музыки"
Цели урока:Познавательная:познакомить учащихся с произведениями великих композиторов, а также с историей французской песни.Обучающая:совершенствовать навыки монологической речиВоспитательная:при...
Презентация к внеклассному мероприятию "Цветы в легендах, поэзии, музыке"
Презентация к внеклассному мероприятию "Цветы в легендах, поэзии, музыке"...
Внеклассное мероприятие Ролевая Игра по теме «Музыка» для учащихся 9 класса (нестандартный урок)
Внеклассное мероприятие Ролевая Игра по теме «Музыка» для учащихся 9 класса (нестандартный урок)...
Внеклассное мероприятие: Лекция-концерт "Вечер гитарной музыки"
Лекция-концерт для обучающихся струнно-щипкового отделения младших классов....
Презентация к внеклассному мероприятию "Природа в поэзии и музыке"
В презентации представлены слайды с фото живописных природных мест, поэтический материал....
Внеклассное мероприятие: «Путешествие в музей через музыку П. И. Чайковского»
Познакомить учащихся с периодом высшего расцвета творчества композитора П.И. Чайковского. Дать представление о музыкальном наследии, результатах его творческого труда. Познакомить детей с внутренним м...
Внеклассное мероприятие по изобразительному искусству и музыке для учащихся 5-6-7 классов. Познавательная викторина « МУЗЫКА ЦВЕТА»
Активизировать познавательную деятельность учащихся,формировать способность общаться с искусством вне урока- вот основная цель мероприятия....