Внеклассное мероприятие: «Путешествие в музей через музыку П. И. Чайковского»
план-конспект по музыке
Познакомить учащихся с периодом высшего расцвета творчества композитора П.И. Чайковского. Дать представление о музыкальном наследии, результатах его творческого труда. Познакомить детей с внутренним миром П.И. Чайковского, его эпохой, с окружением, в котором композитор жил и работал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_muzey_cherez_muzyku_chaykovskogo.docx | 22.85 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие для 3 класса
«Путешествие в музей через музыку П. И. Чайковского»
«Чем больше люди окружены искусством,
тем ценнее становится жизнь».
К.Ф. Юон
( На фоне негромкой музыки звучат слова ведущего.)
В1 - Аз, буки, веди, нам дают наказ,
Аз, буки веди, слушайте рассказ
О музыке, что приглашает нас
В мир детских грёз отправиться сейчас.
Послушать сказки нянины о том,
Как под “Французскую” в пляс пустился дом.
В2 - О том, как кукла заболела и тогда
С бедою справиться всем Мама помогла.
И как Солдатики, шагая дружно в ряд,
В восторг приводят взрослых и ребят.
Где “Утренняя молитва”, “Сладкая греза” так звучат,
Что вновь и вновь их слушать каждый рад.
У - Ребята, а кто из вас когда-нибудь бывал в музее? (ответы детей).
- А что такое музей? (ответы детей).
- Учреждение, занимающееся собиранием, хранением и экспонированием предметов – памятников истории, культуры.
- А для чего люди ходят в музей?
- Чтобы узнать что-то новое.
- Совершенно верно. И сегодня мы с вами совершим путешествие в музей П. И. Чайковского, а этот музей находится в Московской области, в Городе Клину.
- Ребята, а кто такой Чайковский? – великий русский композитор.
СЛАЙД (портрет Чайковского - 1840-1893)
В1 - Петр Ильич Чайковский родился в Воткинске, в семье директора завода. В его семье любили музыку, в доме нередко проводились музыкальные вечера. Музыке он учился в Петербурге. Позже переехал в Москву и занялся педагогической работой: учил будущих пианистов и композиторов, сочинял музыку. Давно нет Петра Ильича, но память о нём будет жить вечно.
В2 - В Москве в центре города есть улица и концертный зал, которые носят его имя. В нашей стране проводится конкурс имени П.И. Чайковского, на который приезжают музыканты из разных стран мира. С нами всегда его музыка. Чайковский оставил произведения всех жанров: симфонии, концерты, оперы, балеты, романсы. Его музыка радует и волнует людей всего мира, она всегда искренна и правдива.
У - Сегодня, ребята, мы с Вами прикоснёмся к удивительному творению П.И. Чайковского “Детскому альбому”, который хранится в музее.
А что такое альбом? – Ответы. Но в детском альбоме Чайковского собраны его произведения для детей. А что же послужило поводом для создания этого альбома для ребят?
СЛАЙД - ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ
В1 - Пётр Ильич, проявлял глубокий интерес к жизни детей, умел радоваться их радостям и печалиться их невзгодам. «Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни» - писал композитор. Этот альбом он посвятил своему племяннику Володе Давыдову.
В2 - В этом сборнике, состоящем из 24 фортепианных миниатюр – вся жизнь ребёнка: его чувства, настроения, мысли, игровые сценки, страшные сказки, мечты. А также – картины русской жизни, природы, «песенки-путешествия».
У - И вот, что интересно. Сколько прошло времени, сменилось много поколений, а эта музыка не стареет. Почему? Потому, что главными ценностями в жизни являются – любовь, мама, семья, дети! Весь цикл можно разделить на небольшие пьесы.
У - Первую из них можно назвать «утренней». Малыш просыпается. В доме ещё тихо. Первые лучи солнца пробиваются сквозь занавеску. Он подбегает к окну и видит засыпанную снегом улицу.
СЛАЙД – Ребенок у окна
Р - Плавно снежинка спустилась в ладонь,
Шепчет тихонько: «Меня ты не тронь.
Дунь осторожно, и я улечу —
К синему небу подняться хочу.»
Первый пушистый и белый снежок —
Светлое зимнее чудо, дружок.
У – Ребята, а давайте мы сегодня с вами поиграем в снежинок.
Исполняется «Зимнее утро»
У - Но вот постепенно дом просыпается. В комнату заходит мама. Она помогает одеться малышу. Мама говорит ласково, певучим голосом, успокаивает, объясняет что-то.
(Мама и дочка)
В1 - Пётр Ильич всю жизнь помнил свою маму. Помнил её чудесные глаза, глубокий грудной голос, который проникал в душу. Это она познакомила его с миром музыки. И малыш отвечает маме своей любовью.
В2 - В пьесе «Мама» Пётр Ильич Чайковский нарисовал портрет, в котором отобразил нежную женщину, обладательницу мягкого и спокойного нрава. Трогательная и искренняя музыка произведения наполнена особым очарованием, светлой умиротворённостью и сердечностью.
Р - Мама, очень-очень я тебя люблю
Так люблю, что ночью в темноте не сплю.
Вглядываюсь в темень, зорьку тороплю.
Я тебя всё время мамочка, люблю!
Вот и зорька светит вот уже рассвет
Никого на свете лучше мамы нет.
Звучит пьеса «Мама».
У – И вот все собираются в столовой для завтрака, но перед завтраком нужно обязательно произнести молитву:
(Стол, накрытый скатертью, кружки, подсвечник, книжка)
Р - (молится за столом):
Господи Боже! Спаси, обогрей.
Сделай нас лучше, сделай добрей
Господи Боже! Спаси, охрани!
Силу любви своей нам подари.
Исполняется «Утренняя молитва».
У - После завтрака все дети идут в игровую комнату. День ребенка полон событий и увлечений. Мальчишки играют в солдатиков. Скачут на лошадках. Какие красивые лошадки! С пушистыми хвостами, с гривами, с уздечками, седлами и поводьями.
Р - Я на лошадку свою златоглавую
Сел и помчался по дому, по комнате.
Мимо стола, этажерки и тумбочки,
Мимо кота, на диване лежащего
Мимо сидящей с вязанием бабушки
Мимо мяча и коробки с игрушками.
У - Как весело скакать по комнате с лошадкой и почувствовать, что это не комната, а зеленый луг.
(Дети скачут на лошадках)
Звучит «Игра в лошадки».
В1 - Вдоволь наигравшись, мальчики устроились в углу на ковре и стали играть с игрушечными деревянными солдатиками. В коробке лежали новенькие красивые солдатики, которые так и притягивали к себе. Они совсем как настоящие, их можно построить и отправить на парад. Вот чеканит шаг в забавном марше игрушечное войско.
В2 - Слушаешь его и представляешь себе, как деревянные солдатики шагают под музыку марша. У Чайковского не было игрушек и поэтому его любимой игрушкой был деревянный солдатик.
Р - Ать, - два – левой – правой,
Ать, - два – левой – правой,
Мы легко и весело идём
Ать, - два – левой – правой,
Ать, - два – левой – правой,
Песню деревянную поём.
У - Ребята, а что означает слово « марш»? Марш означает шествие. Под музыку людям шагать удобнее. Давайте и мы вместе с солдатиками помаршируем под эту музыку.
Звучит «Марш деревянных солдатиков»
В1 - Льётся музыка рекой,
Вьётся нотною строкой.
Снова звуков половодье
Захлестнуло всё вокруг.
И кораблики мелодий
Выплывают из-под рук.
Их волна крутая кружит,
Но сдержать не сможет, нет.
В царство кукол, в мир игрушек
Мы плывём за ними вслед.
В2 - А любимая игрушка девочек, это, конечно, кукла. С куклами девочки гуляют, возят их в колясочках, поют им песенки. Но иногда куклы и болеют. П. И. Чайковскому удалось глубоко проникнуть в мир детской фантазии. Это игра в «настоящую жизнь», поэтому так серьезно и эмоционально композитор рассказывает об этих сценках-событиях.
В1 - Пьеса так и называется «Болезнь куклы» -грустная мелодия, подобно вздохам передаёт печальное настроение девочки, у которой заболела кукла.
Выходит Девочка (Держит в руке куклу).
Р – Кукла Маша Заболела.
– Врач сказал, что плохо дело.
– Маше больно, Маше тяжко!
– Не поможешь ей, бедняжке.
– Нас покинет Маша вскоре.
Вот уж горе так уж горе, горе, горе, горе, горе….
Исполняется «Болезнь куклы»
В1 - Грустными интонациями мелодия передает печальное настроение, которым охвачены маленькие хозяйки больных кукол. Девочкам жалко кукол. Ведь у них доброе сердце и они, конечно, жалеют свои игрушки.
Р - Подарили куклу мне на день рожденья.
Это просто чудо, Радость и везенье.
Бросила игрушки, только с ней играю.
Обо всём на свете с Машей забываю.
Я кормлю и мою милую подружку,
Спать кладу в кроватку Машу на подушку.
Мы гуляем с куклой, делаем зарядку,
Вместе привыкаем с Машенькой к порядку.
Куклу берегу я, я её лелею,
С ней я стала лучше, стала я добрее…
В2 - Восторженная радость, неподдельное детское счастье звучит в пьесе «Новая кукла», переданной Чайковским светлыми красками в вальсовом ритме.
Исполняется «Новая кукла».
У – Ну вот и настало время повеселиться. Ребята, а кто знает, что такое «Камаринская»? — Это старинная крестьянская пляска, которую особенно любят парни. Они пляшут ее очень весело, задорно, с прыжками, вприсядку и чаще всего — под гармонь.
Исполняется «Камаринская» (ИГРА на ЛОЖКАХ)
У - После танцев хочется отдохнуть. И композитор отправляет детей в путешествие по Европе. Но путешествие это будет музыкальным.
В1 - Пётр Ильич сам любил путешествовать. Очень любил бывать в Италии, Франции. И песенки, которые вы сейчас услышите – это как бы «странички из дневника путешественника». Мелодии их были записаны во время поездки за границу.
В2 - В Старинной французской песенке оживает грустный, простой напев. Она похожа на песню задушевную, задумчивую, печальную, мечтательную.
Исполняется «Старинная французская песенка».
СЛАЙД Франция
В1 – Эта песенка танцевального характера, похожа на немецкий старинный танец лендлер. Танцевали его крестьяне в деревянных башмаках, неторопливо, с достоинством, немного чопорно, с поклонами, притопами и кружениями. В средней части очень похоже переданы звуки губной гармошки. Этот инструмент распространён в Германии.
В2 - Этот край вечнозелёный полюбил я навсегда
Ах, Неаполь, место сердцу дорогое,
Не расстанусь я с тобою
Мой Неаполь, никогда.
Здесь все вокруг моё –
И дали непроглядные, и здания нарядные
И улочки недлинные и площади старинные
И лодки на песке и сам Везувий в далеке.
У - В «Неаполитанской песенке» Чайковский использовал подлинную народную мелодию. Аккомпанемент в пьесе напоминает звучание кастаньет и перезвон гитары.
Звучит пьеса: «Неполитанская песенка»
СЛАЙД - Неаполь
У - Путешествие закончилось. Дело идёт к вечеру. Зажигаются свечи. Дети просят няню рассказать сказку.
Р - Звенят колокольцами песни – сказки,
Таинственные мелодии.
Какие созвучия, какие краски –
Совсем небывалые, вроде бы.
Травой они шуршат под ногою,
Звездой в озёрах качаются –
То вдруг обернутся Бабой-Ягою,
А то вдруг спящей красавицей.
Выход Бабы Яги
Звучит пьеса «Баба-Яга».
У - За окном уже совсем стемнело. Луна светит в окно. Дети идут спать. И уже лёжа в постели вспоминают прошедший день. Мечтают о новых путешествиях, играх, танцах. В доме тишина.
Р - Сладким сном подушки спят на диванных валиках.
Сны над городом летят на воздушных шариках.
Ветер стих. Спит луна – Завернулась в тучи.
А вокруг тишина… Сонная, дремучая.
Облаками шурша Без предупреждения
Снег пошёл не спеша Как стихотворение.
Тишина. Тишина. Белое молчание
Фонаря на углу Головой качание.
Звучит «Сладкая грёза» ……След. слайд.
У - Я думаю, ребята, что сегодня вы получили много разнообразных впечатлений от музыки П.И. Чайковского.
В1 - Концерт окончен
Музыка вдруг смолкла,
Но так ли это?
Кажется, сейчас она звучит
И будет долго, долго
Ещё звучать для каждого из нас.
В2 - Такой могучей сказочною силой
Порой бывает музыка полна
Что кажется, как солнце, негасимой,
Как океан безбрежною она…
Тот каждый день с волненьем будем ждать.
Все участники: -
Когда мы вместе дверь в страну мелодий,
Ключом скрипичным отомкнём опять.
У - И какое же путешествие без песни? Давайте вместе споем «Гимн музыке»
Песня «Гимн музыке»
У - Чайковский П.И. взрослел, а вместе с ним взрослели и произведения. Один из величайших композиторов мира, автор более 80 музыкальных произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов.
Рефлексия:
Ребята, что нового вы узнали сегодня на нашем концерте?
В каком музее мы сегодня с вами побывали?
Что вам понравилось больше всего?
Викторина
Как называется сборник, в который вошли пьесы для детей?
Кто написал музыку " Детского альбома "?
Сколько пьес в «Детском альбоме»?
Кому посвящены миниатюры?
В каких странах вы побывали?
Обратите внимание на наш эпиграф:
СЛАЙД - «Чем больше люди окружены искусством, тем ценнее становится жизнь».
Как можно объяснить эти слова?
Будучи в состоянии ценить искусство, человек получает возможность развиваться. Впустив искусство в свое сердце, мы можем видеть прекрасное, сопереживать, можем изменить свой внутренний мир в лучшую сторону.
Вот и подошел к концу наш урок, и я надеюсь, что он не прошел для вас даром, ведь путеводителем в нашем путешествии было вечно живое искусство музыки великого русского композитора – Петра Ильича (все вместе) Чайковского. И мне хочется, чтобы вы почаще посещали музейные экспозиции, концерты, спектакли. Ведь именно эти мероприятия приносят радость в нашу жизнь и делают нас счастливее. Надеюсь, что с сегодняшнего дня, желание заглянуть в музей, посвящённый композитору, будет у вас всегда.
Вам понравилось мероприятие? (если понравилось поднимают вверх розовые листочки).
А давайте, мы с вами к следующему уроку подготовим мини-музей Чайковского и нарисуем иллюстрацию к любому произведению Чайковского из «Детского альбома», которое вам понравилось.
Спасибо за внимание! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект внеклассного мероприятия «Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!»
Мероприятие, посвященно 200-летию со дня создания Царскосельского лицея, «…Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует Лицей!» ...
Конспект внеклассного мероприятия «Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!»
Внеклассное мероприятие посвящено 200-летию со дня основания Царскосельского лицея....
В рамках недели русского языка и литературы. Внеклассное мероприятие по литературе. Музей восковых фигур.
Если вы хотите провести нестандартное, приносящее массу положительных эмоций мероприятие, то эта разработка для Вас....
Внеклассное мероприятие – путешествие Н.Гумилёв-поэт, путешественник. «Муза дальних странствий»
Данное внеклассное мероприятие направлено на ознакомление учащихся с творчеством поэта –путешественника и способствует проникновению в тайны поэтического мастерства и пробудению...
Внеклассная работа в условиях внедрения ФГОС в средней школе. Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну знаний"
Это мероприятие относится к интеллектуальному направлению и подойдет для учащихся 5-6 классов...
Внеклассное мероприятие "Самые необычные музеи мира"
В музее предметы живут долго, потому что, люди здесь относятся к ним с уважением. Ведь каждый экспонат здесь – это хранитель истории. А некоторым предметам в музее так много лет, что любоваться ...
Внеклассное мероприятие по английскому языку «Через века, через года помните!» 8 класс. Учителя английского языка МБОУ «Гимназия г.Алдан» : Иванцова Т.Ю.
Урок рассчитан на обучающихся старших классов. Может быть использована для проведения урока или внеклассного мероприятия. Данная разработка предлагает решить проблему патриотического воспитания на зан...