Математическая игра для шестиклассников "Великолепная пятёрка"
материал (6 класс) по теме

Елена Анатольевна Агеева

Материалы для проведения  общешкольного (общегородского) мероприятия. Игра состоит из пяти этапов, включающих в себя элементы известных игр: брейн-ринг, дешифровщик и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nachalo.docx20.06 КБ
Файл prezentaciya.pptx1.63 МБ
Файл etap_1.docx391.31 КБ
Файл etap_2.docx176.54 КБ
Файл etap_3.docx324.54 КБ
Файл etap_4.docx23.05 КБ
Файл etap_5.docx11.62 КБ

Предварительный просмотр:

Открытие игры.

Ведущий 1:

С тех пор, как существует мирозданье,

Такого нет, кто б не нуждался в знанье.

Какой мы не возьмем язык и век -

Всегда стремился к знанью человек…

Ведущий 2: Здравствуйте! Мы рады приветствовать всех собравшихся в этом зале на  городской математической игре для шестиклассников «Великолепная пятёрка». Приветствуем всех, кто любит математику, кто учит математике, кто занимается и увлекается математикой!

Ведущий 1: Открыл наш сегодняшний праздник школьный театр моды «Силуэт», руководитель Холина Анна Аркадьевна.

Ведущий 2:Звенит звонок, а это значит, что нам всем пора на урок математики!

3. Сценка

Действующие лица: учитель и ученики класса

 Учитель: Решать задачу к доске идёт ... Трушкин.

Ученик Трушкин выходит к доске.

Учитель: Слушай внимательно условие задачи. Папа купил 1 килограмм конфет, и мама - ещё 2 килограмма. Сколько ...

Ученик Трушкин направляется к двери.

Учитель: Трушкин, ты куда?!

Ученик Трушкин: Домой побежал, конфеты есть!

Учитель: Васечкин, если у тебя есть десять рублей, и ты попросишь у брата ещё десять рублей, сколько у тебя будет денег?

Ученик Васечкин: Десять рублей.

Учитель: Да ты просто не знаешь математики!

Ученик Васечкин: Нет, это вы не знаете моего брата!

Учитель: Почему, Сидорова, уроки за тебя всегда делает отец?

Сидорова: А у мамы нет свободного времени!

Учитель: Петров, сколько будет: четыре разделить на два?

Ученик: А что делить, Мария Ивановна?

Учитель: Ну, допустим, четыре яблока.

Ученик: А между кем?

Учитель: Ну, пусть, между тобой и Сидоровой.

Ученик: Тогда три мне и одно Сидоровой.

Учитель: Почему это?

Ученик: Потому, что Сидорова одно яблоко мне должна.

Учитель: А апельсин она тебе не должна?

Ученик: Нет, апельсин  не должна.

Учитель: Ну вот, сколько будет, если четыре апельсина разделить на два?

Ученик: Четыре. И все Сидоровой.

Учитель: Почему четыре?

Ученик: Потому что я апельсины не люблю, у меня на них аллергия.

Учитель: Опять неправильно.

Ученик: А сколько правильно?

Учитель: А вот я сейчас тебе правильный ответ в дневник поставлю!

Звенит звонок. Перемена.

4. Сценка «Среднее арифметическое»

Стоит Олег задумавшись.

Лена (входя): Олег, о чем ты задумался?

Олег: Знаешь, о чем я задумался? Средние арифметическое – гениальное изобретение математики. Смотри, мы с тобой неразлучные друзья, все делим пополам, хорошее и плохое. Возьмем, например, оценки, которые получили сегодня. Ты получила «5», а я «1». Складываем, делим пополам, по тройке получили оба. Видишь, как хорошо. И отец меня не накажет. Да здравствует среднее арифметическое.

Лена: Но…?

Олег: Подожди, это не все. Ты пришла в школу на 15 минут раньше, а я на пятнадцать минут позже. Складываем, делим пополам – среднее арифметическое, все пришли вовремя!

Лена: Ты же гений! (в сторону). Ну, я тебя проучу. (Олегу).

Слышишь, Олег, ты меня просил купить тебе кроссовки в нашем магазине. Тебе мама дала денег?

Олег: Да.

Лена: Давай я сбегаю в магазин, а ты решишь несколько примеров со своим арифметическим. (уходит)

Олег: Вот здорово! Наконец-то и у меня будут кроссовки, и учитель физкультуры не будет меня ругать (делает несколько гимнастических упражнений).

Лена: (входит с пакетом) Видишь, как я быстро вернулась. Я тебе такие классные кроссовки - закачаешься!

Олег: (с нетерпением) Давай быстрее, показывай (раскрывает пакет, с удивлением разглядывает: один большой кроссовок, другой маленький). Что это?

Лена: Ты еще спрашиваешь? Это твои кроссовки. Один 26 размера, другой 44. Складываем, делим пополам, получаем твой размер. Да здравствует среднее арифметическое!

(Олег с ужасом хватается за голову и убегает)

5. Разминка.

Ведущий 1:

До начала игры остаётся совсем чуть-чуть.

Ведущий 2:

А вот интересно, готовы ребята к игре или нет?

Ведущий 1:

Давай проверим. Ребята! Сейчас мы будем начинать фразу, а ваша задача - дружно и громко закончить предложение.

Ведущий 2:

  1. Варит отлично твоя голова: пять плюс один получается… (не два, а шесть)

Ведущий 1:

  1. Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно… (не пять, а четыре)

Ведущий 2:

  1. Ходит в народе такая молва: шесть минус три получается… (не два, а три)

Ведущий 1:

  1. Говорил учитель Ире, что два больше, чем… (один, а не четыре)

Ведущий 2:

  1. Ты на птичку посмотри: лап у птицы ровно … (две, а не три)

Ведущий 1:

  1. У доски ты говори, что концов у палки… (два, а не три)

Ведущий 2:

  1. На уроках будешь спать, за ответ получишь… (два, а не пять)

Ведущий 1:

  1. Вот пять ягодок в траве. Съел одну, осталось -… (не две, а четыре)

Ведущий 2:

  1. Мышь считает дырки в сыре: три плюс две – всего… (пять, а не четыре).

Ведущий 1:

  1. Отличник тетрадкой своею гордится: внизу, под диктантом, стоит… (не единица, а пять).

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ИГРЕ «ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ПЯТЁРКА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6-Х КЛАССОВ ШКОЛ ГОРОДА КОВРОВА ПОЛОЖЕНИЕ РАЗРАБОТАЛИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МБОУ СОШ №15: Захарова Е. А., Аксёнова Н. В., Ивакина Г. В.

Слайд 2

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИГРЫ: организовать подготовку шестиклассников к олимпиадному движению в городе; с пособствовать развитию умения учащихся работать в команде; с оздать условия для выявления одарённых детей; с пособствовать популяризации предмета математики; с оздать условия для развития творческих способностей учащихся. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИГРЫ:

Слайд 3

УСЛОВИЯ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ: Состав команды: 5 человек. Сроки проведения: февраль (ориентировочная дата проведения игры 2012 года – 21 февраля). Место проведения: МБОУ СОШ №15 (ул. Сосновая,13а). Сбор и регистрация команд: с 9.30 до 10.00. Начало игры: 10.00. Для участия в игре необходимо подать письменную заявку в оргкомитет (МБОУ СОШ №15) до 07.02.2012. (форма заявки – в раздаточном материале)

Слайд 4

СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ: ЭТАП 1. ОДИН – ЗА ВСЕХ, И ВСЕ - ЗА ОДНОГО. Все команды одновременно получают одну и ту же текстовую задачу и письменно дают ответы на вопросы к ней. Максимальное время работы на этапе – 20 минут. СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ:

Слайд 5

СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ: ЭТАП 2. МИСТЕР ИКС. Основное задание: командам предлагается расшифровать фамилию учёного, внесшего вклад в развитие математики. Дополнительное задание: ответить на вопрос – чем знаменит этот человек?

Слайд 6

СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ: ЭТАП 3 ( ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТУР). ЛУЧШИЙ МАТЕМАТИК. Каждому участнику предлагается выполнить 5 заданий различной тематики. Максимальное время работы на этапе – 20 минут.

Слайд 7

СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ: ЭТАП 4 . ШАРАДЫ И РЕБУСЫ. Командам предлагается разгадать 10 ребусов или шарад. Максимальное время работы на этапе – 20 минут.

Слайд 8

СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ: ЭТАП 5 . МАТЕМАТИЧЕСКИЙ БРЕЙН - РИНГ Мини-игра, состоящая из дву х туров по 5 вопросов каждый. Ориентировочное время работы на этапе – 2 0 минут.

Слайд 9

СОСТАВ И РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ ЖЮРИ: в состав жюри входят учителя математики, сопровождающие команды школ города; итоги подводятся по каждому этапу отдельно и по результатом всей игры на основании критериев оценивания, разработанных организаторами игры.

Слайд 10

ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТ УЧАЩИХСЯ

Слайд 11

ЭТАП МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ ВРЕМЯ, ОТВЕДЁННОЕ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ЭТАПА 1 5 15 мин 2 основное задание: 5 дополнительное задание: 5 15 мин 3 50 20 мин 4 10 10 мин 5 10 ~ 20 мин ИТОГО: 85 баллов 80 мин

Слайд 12

НАГРАЖДЕНИЕ По результатам игры награждаются: команды, набравшая наибольшее количество баллов на каждом из пяти этапов игры; команда, набравшая наибольшее количество баллов по итогам всей игры («великолепная пятёрка»); пять участников, набравших наибольшее количество баллов при прохождении 3 этапа (индивидуальный тур).

Слайд 13

Б Л А Г О Д А Р И М ЗА ВНИМАНИЕ! В создании презентации использовались материалы сайта images.yandex.ru . Автор презентации: Е. А. Захарова



Предварительный просмотр:

«Один за всех и все за одного»

1 ЭТАП

Задача.

Ни один отряд зверей не распространён так широко по свету, как грызуны и ни водном отряде нет такого изобилия видов: более 1700 видов грызунов – это  всех млекопитающих.

Бобр - самый крупный грызун России, длиной до 1метра, а весом до 30кг. Внушительный зверь. В бобровой шубе ходит!

Бобры возводят плотины на лесных речках и ручьях, затапливая их и превращая в глубокие пруды.

Чтобы построить плотину, они сначала перегораживают реку стволами деревьев. На них наваливают ветки, камни и прочно скрепляют глиной. На строительство плотины длиной 7 метров у семейства бобров уходит всего неделя.

Обычно высота плотины не более 1 м 50 см, а длина не превышает 10 м. Хотя известны и такие, длина которых достигает 700м. Например, в Америке у бобров есть плотина высотой  4метра, шириной у основания – 7 метров, а длиной 652 метра.

На затопленном водой месте бобры строят жилища – хатки. В хатках семья бобров чувствует себя в полной безопасности; все входы и выходы находятся под водой. Хатки могут возвышаться над прудом на 3 метра, а в ширину достигать 12 метров.

Откуда же бобры берут столько материала для строительства? С помощью своих крепких зубов они валят деревья, растущие на берегах их ручья или пруда.Дерево диаметром 5см бобёр валит за 5 минут. Ведь деревьев и веток им нужно много.

Бобры усердно очищают реки от разлагающегося ила, выгребая его на берег. В воде становится больше кислорода, поэтому в бобровых запрудах всегда много рыбы. Так что бобр ещё и рыбовод. В старину считали, что и питается он рыбой. Но на самом деле  его пища – осиновая кора (до 100 кг в год) и болотные травы (около 230 кг в год). На зиму бобры запасают ветки под водой, иногда до 80 м3.

Бобр – отличный пловец и ныряльщик. Задние лапы у него с перепонками между пальцев. Это и есть толкательный аппарат во время нахождения в воде. Под водой зверь может пробыть 5 минут, преодолевая при этом расстояние 600 метров.

Ответьте на вопросы:

1.Определите  количество видов млекопитающих, обитающих на земле.

2.Сколько времени потребовалось бы семье бобров, чтобы построить плотину длиной 4 метра?

3.Успеют ли бобры построить за месяц   плотину длиной 50 метров?

4.Выразите  высоту плотины, находящейся в Америке,  в сантиметрах.

5.Восколько раз высота  американской плотины больше высоты обычной плотины?

6.Сколько процентов высота надводной части хатки составляет  от её ширины?

7.Сколько  деревьев  диаметром 5 см бобёр может свалить за полчаса?

8.Бобрята рождаются маленькими, но быстро растут. На сколько процентов  бобрёнок массой 3 кг легче, чем взрослый бобёр?

9.Какое количество коры и трав требуется бобру на год?

(ответ выразите в тоннах).

10.Чему равна скорость бобра в воде? (ответ выразите в ).

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ОТВЕТ

«Великолепная пятёрка»

«Один за всех и все за одного» (командный тур).

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

4250

4

нет

430см

2

25%

6

90%

т

7



Предварительный просмотр:

1.

15  + 9  =

2.

23  – 19  =

3.

11  + 8  =

4.

2  × 1  =

5.

3 ÷ 1 =

6.

3  – 1  =

7.

2  × 1  =

8.

4  – 2  =

9.

1  + 3 =

ВЫПОЛНИТЕ ДЕЙСТВИЯ И РАСШИФРУЙТЕ, КТО ЭТО?   ЧТО ВЫ О НЁМ ЗНАЕТЕ?

        

1

2

3

4

5

6

7

8

9

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

3

24

4

20

2

3

11

1

20

1

4

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

2

2

25

4

1

19

19

1

7

10

14

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ь

Ъ

Ы

Э

Ю

Я

11

1

8

1

2

7

5

15

4

2

3

Ответ: Магницкий Леонтий Филиппович



Предварительный просмотр:

1.

               ________________________

6.

   ____________________________

2.

              ________________________

7.

  ____________________________

3.

________________________

8.

     Первую находим, вычисляем,

     Много формул для неё мы знаем.

     На второй же митинги, парады,

     Погулять по ней всегда мы рады. ___________________

4.

      ________________________

9.   Три части слова находи подряд:

       Когда ликуешь, говоришь: – Я …

       За этим словом назови союз,

       А третьей частью будет слово …

       (Бывает он у старика, есть у кота,

       Его ты обнаружишь у кита).

       А целое на ум должно прийти,

       Когда окружность циркулем захочешь провести.  ________________

5.  Читаем мы направо смело -

     Геометрическое тело.

     Прочтём же справа мы налево -

     Увидим разновидность древа.   ___________________

10. В начале - двойка. Далее - мужчина,

     Высокого он титула и чина.

     А слово целиком - обозначенье,

     Дробящее на дозы обученье.         ___________________

Ответы:

1

Минус

2

Два

3

Угол

4

Дробь

5

Куб-бук

6

Координата

7

Отрезок

8

Площадь

9

Радиус

10

Параграф



Предварительный просмотр:

«Великолепная пятёрка»

«Лучший математик» (индивидуальный тур)

Задача 1. Баба Яга варит волшебное зелье: к 1кг 500 г мёда она добавила 100 г растёртых волчьих когтей, 100 г дёгтя и 300 г слёз кикиморы. Сколько процентов слёз кикиморы содержит это варево? (5 баллов).

Задача 2. Старые часы отстают на 20 секунд в час. Сколько времени они покажут через сутки после того, как стрелки установили на 12 часов? (6 баллов).

Задача 3. Ужасный вирус пожирает память компьютера. За первую секунду он управился с половиной памяти, за вторую секунду – с одной третью оставшейся части, за третью секунду – с четвертью того, что ещё сохранилось, за четвёртую – с одной пятой остатка. И тут  его настиг могучий Антивирус. Какая часть памяти уцелела? (7 баллов).

Задача 4.У  Миши 100 мышей, некоторые из них белые, некоторые – серые. Известно, что хотя бы одна мышь серая, а из любых двух мышей хотя бы одна – белая. Сколько серых мышей у Миши? (8 баллов).

Задача 5. Плот проплывает путь от А до В за 40 часов, а катер – за 4 часа. За сколько часов проплывёт катер путь от В до А? (9 баллов)

Решения и критерии оценивания задач индивидуального тура.

  1. Общий вес зелья: 1500г+100 г +100 г +300 г =2000 г. Следовательно, слёзы кикиморы составляют   100% = 15% смеси.

Ответ: 15%.

Баллы

Критерии оценки выполнения задания

5

Правильно найден общий вес зелья, правильно применено правило нахождения процентного отношения, получен верный ответ.

4

Допущена описка, ответ дан с учётом этой описки.

1

Дан верный ответ без пояснений

0

Другие случаи, не соответствующие указанным критериям.

  1. За сутки (24 часа) часы отстанут на 20  24 = 480 сек. = 8 минут. Значит, через сутки

вместо 12 часов они покажут на 8 минут меньше: 11 часов 52 минуты.

Ответ: 11 часов 52 минуты.

Баллы

Критерии оценки выполнения задания

6

Правильно найдено, на сколько за сутки отстанут часы, правильно выполнен перевод единиц, получен верный ответ.

5

Допущена вычислительная ошибка при нахождении времени отставания часов, ответ дан с учётом этой ошибки.

1

 Дан верный ответ без пояснений.

0

Другие случаи, не соответствующие указанным критериям.

  1. Обозначим всю память за 1 (единицу).Тогда после первой секунды осталась  , после второй секунды: , после третьей секунды:  после четвёртой:  Итак, уцелела  памяти.

Ответ:

Баллы

Критерии оценки выполнения задания

7

Ход решения верный, все шаги выполнены, получен верный ответ.

6

Ход решения верный, правильно выполнены первый и последующие шаги, но при вычислении допущена ошибка или описка, ответ получен с учётом ошибки (описки).

1

 Дан верный ответ без пояснений.

0

Другие случаи, не соответствующие указанным критериям.

  1. Если бы у Миши было хотя бы 2 серых мыши, то,  объединив их в пару, мы получили бы, что в этой паре нет белой мыши, что невозможно по условию. Значит, у Миши ровно 1 серая мышь (по условию хотя бы одна серая мышь есть).

Ответ: 1 серая мышь.

Баллы

Критерии оценки выполнения задания

8

Обоснованно получен правильный ответ

7

Обоснование верное, но неполное, получен правильный ответ.

1

 Дан верный ответ без пояснений.

0

Другие случаи, не соответствующие указанным критериям.


  1. Путь примем за 1 единицу.

1)1  : 40 =  (пути) – проплывает плот за 1 ч.

2) 1 : 4 =  (пути) – проплывает катер по течению за 1 ч.

3) (пути) – проплывает катер за один час против течения.

4) 1:  = 5(ч.)

Ответ: катер проплывает путь от В до А за 5 часов.

Баллы

Критерии оценки выполнения задания

9

Ход решения верный, выполнены все его шаги, получен правильный ответ.

8

Ход решения верный, все его шаги выполнены, но допущена одна ошибка в вычислениях, с её учётом дальнейшие шаги выполнены правильно.

1

 Дан верный ответ без пояснений

0

Другие случаи, не соответствующие указанным критериям.



Предварительный просмотр:

Вопросы и ответы для этапа «Математический брейн-ринг»

1. Каков был рост Дюймовочки в сантиметрах? (2,54 см)

2. Какая мера длины произошла от римской меры "двойной шаг"? (миля)

3. Человек, который хотел быть и юристом, и офицером, и философом, но стал математиком. Он первым ввел в математику прямоугольную систему координат. (Декарт)

4. Три курицы за три дня снесут 3 яйца. Сколько яиц снесут шесть куриц за 6 дней? (двенадцать)

5. Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он весит стоя на двух ногах? (3 кг)

6. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки)

7. Шла старуха в Москву. Навстречу ей 3 старика. Сколько человек шло в Москву? (одна старуха)

8. Кирпич весит 1 кг и еще полкирпича. Сколько весит кирпич? (2 кг)

9. Ученый, который нашел отношения длины окружности к диаметру. (Архимед)

10. Витя Верхоглядкин - отличный хоккеист. Недавно принял участие в матче за честь школы. Игра продолжалась два периода по 30 мин. Третью часть матча Витя подбирал себе коньки, клюшки и одевался в хоккейную форму, две трети матча он сидел на скамье запасных. Остальное время Витя играл. Сколько шайб он забросил?

(Нуль шайб, т.к. он не играл весь матч)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая игра "Математический поезд"

Эта игра расчитана на учащихся 5-8 классов. Для проведения игры привлекаются учащиеся 9 класса в качестве консультантов....

Математическая игра "Путешествие по математическим станциям" для учащихся 5 классов

Математическая игра "Путешествие по математическим станциям" содержит увлекательные задания на каждом этапе игры. Вы остановитесь на станциях: "Разминочная", "Вычислительная", "Кроссвордная", "Историч...

Математическая игра "Математический бой".

Математическая игра для 7 класса, проводимая в рамках "Недели математики"...

Математическая игра для учащихся 6-7 классов "Математическая регата"

Уважаемые коллеги.Предлагаю Вашему вниманию презентацию к игре "Математическая регата". Данная игра может быть проведена для учеников 6-7 классов в рамках декады математики. В игре принимают участие 3...

Математическая игра для шестиклассников "Великолепная пятёрка"

Материалы для проведения общешкольного (общегородского) мероприятия. Игра состоит из пяти этапов, включающих в себя элементы известных игр: брейн-ринг, дешифровщик и др....

Математическая игра "Математический калейдоскоп" (5 классы)

Цель игры: развивать интерес к математике, расширить умственный кругозор обучающихся, повысит их общую культуру....