Математическая игра для шестиклассников "Великолепная пятёрка"
материал (6 класс) по теме
Материалы для проведения общешкольного (общегородского) мероприятия. Игра состоит из пяти этапов, включающих в себя элементы известных игр: брейн-ринг, дешифровщик и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nachalo.docx | 20.06 КБ |
prezentaciya.pptx | 1.63 МБ |
etap_1.docx | 391.31 КБ |
etap_2.docx | 176.54 КБ |
etap_3.docx | 324.54 КБ |
etap_4.docx | 23.05 КБ |
etap_5.docx | 11.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытие игры.
Ведущий 1:
С тех пор, как существует мирозданье,
Такого нет, кто б не нуждался в знанье.
Какой мы не возьмем язык и век -
Всегда стремился к знанью человек…
Ведущий 2: Здравствуйте! Мы рады приветствовать всех собравшихся в этом зале на городской математической игре для шестиклассников «Великолепная пятёрка». Приветствуем всех, кто любит математику, кто учит математике, кто занимается и увлекается математикой!
Ведущий 1: Открыл наш сегодняшний праздник школьный театр моды «Силуэт», руководитель Холина Анна Аркадьевна.
Ведущий 2:Звенит звонок, а это значит, что нам всем пора на урок математики!
3. Сценка
Действующие лица: учитель и ученики класса
Учитель: Решать задачу к доске идёт ... Трушкин.
Ученик Трушкин выходит к доске.
Учитель: Слушай внимательно условие задачи. Папа купил 1 килограмм конфет, и мама - ещё 2 килограмма. Сколько ...
Ученик Трушкин направляется к двери.
Учитель: Трушкин, ты куда?!
Ученик Трушкин: Домой побежал, конфеты есть!
Учитель: Васечкин, если у тебя есть десять рублей, и ты попросишь у брата ещё десять рублей, сколько у тебя будет денег?
Ученик Васечкин: Десять рублей.
Учитель: Да ты просто не знаешь математики!
Ученик Васечкин: Нет, это вы не знаете моего брата!
Учитель: Почему, Сидорова, уроки за тебя всегда делает отец?
Сидорова: А у мамы нет свободного времени!
Учитель: Петров, сколько будет: четыре разделить на два?
Ученик: А что делить, Мария Ивановна?
Учитель: Ну, допустим, четыре яблока.
Ученик: А между кем?
Учитель: Ну, пусть, между тобой и Сидоровой.
Ученик: Тогда три мне и одно Сидоровой.
Учитель: Почему это?
Ученик: Потому, что Сидорова одно яблоко мне должна.
Учитель: А апельсин она тебе не должна?
Ученик: Нет, апельсин не должна.
Учитель: Ну вот, сколько будет, если четыре апельсина разделить на два?
Ученик: Четыре. И все Сидоровой.
Учитель: Почему четыре?
Ученик: Потому что я апельсины не люблю, у меня на них аллергия.
Учитель: Опять неправильно.
Ученик: А сколько правильно?
Учитель: А вот я сейчас тебе правильный ответ в дневник поставлю!
Звенит звонок. Перемена.
4. Сценка «Среднее арифметическое»
Стоит Олег задумавшись.
Лена (входя): Олег, о чем ты задумался?
Олег: Знаешь, о чем я задумался? Средние арифметическое – гениальное изобретение математики. Смотри, мы с тобой неразлучные друзья, все делим пополам, хорошее и плохое. Возьмем, например, оценки, которые получили сегодня. Ты получила «5», а я «1». Складываем, делим пополам, по тройке получили оба. Видишь, как хорошо. И отец меня не накажет. Да здравствует среднее арифметическое.
Лена: Но…?
Олег: Подожди, это не все. Ты пришла в школу на 15 минут раньше, а я на пятнадцать минут позже. Складываем, делим пополам – среднее арифметическое, все пришли вовремя!
Лена: Ты же гений! (в сторону). Ну, я тебя проучу. (Олегу).
Слышишь, Олег, ты меня просил купить тебе кроссовки в нашем магазине. Тебе мама дала денег?
Олег: Да.
Лена: Давай я сбегаю в магазин, а ты решишь несколько примеров со своим арифметическим. (уходит)
Олег: Вот здорово! Наконец-то и у меня будут кроссовки, и учитель физкультуры не будет меня ругать (делает несколько гимнастических упражнений).
Лена: (входит с пакетом) Видишь, как я быстро вернулась. Я тебе такие классные кроссовки - закачаешься!
Олег: (с нетерпением) Давай быстрее, показывай (раскрывает пакет, с удивлением разглядывает: один большой кроссовок, другой маленький). Что это?
Лена: Ты еще спрашиваешь? Это твои кроссовки. Один 26 размера, другой 44. Складываем, делим пополам, получаем твой размер. Да здравствует среднее арифметическое!
(Олег с ужасом хватается за голову и убегает)
5. Разминка.
Ведущий 1:
До начала игры остаётся совсем чуть-чуть.
Ведущий 2:
А вот интересно, готовы ребята к игре или нет?
Ведущий 1:
Давай проверим. Ребята! Сейчас мы будем начинать фразу, а ваша задача - дружно и громко закончить предложение.
Ведущий 2:
- Варит отлично твоя голова: пять плюс один получается… (не два, а шесть)
Ведущий 1:
- Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно… (не пять, а четыре)
Ведущий 2:
- Ходит в народе такая молва: шесть минус три получается… (не два, а три)
Ведущий 1:
- Говорил учитель Ире, что два больше, чем… (один, а не четыре)
Ведущий 2:
- Ты на птичку посмотри: лап у птицы ровно … (две, а не три)
Ведущий 1:
- У доски ты говори, что концов у палки… (два, а не три)
Ведущий 2:
- На уроках будешь спать, за ответ получишь… (два, а не пять)
Ведущий 1:
- Вот пять ягодок в траве. Съел одну, осталось -… (не две, а четыре)
Ведущий 2:
- Мышь считает дырки в сыре: три плюс две – всего… (пять, а не четыре).
Ведущий 1:
- Отличник тетрадкой своею гордится: внизу, под диктантом, стоит… (не единица, а пять).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИГРЫ: организовать подготовку шестиклассников к олимпиадному движению в городе; с пособствовать развитию умения учащихся работать в команде; с оздать условия для выявления одарённых детей; с пособствовать популяризации предмета математики; с оздать условия для развития творческих способностей учащихся. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИГРЫ:
УСЛОВИЯ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ: Состав команды: 5 человек. Сроки проведения: февраль (ориентировочная дата проведения игры 2012 года – 21 февраля). Место проведения: МБОУ СОШ №15 (ул. Сосновая,13а). Сбор и регистрация команд: с 9.30 до 10.00. Начало игры: 10.00. Для участия в игре необходимо подать письменную заявку в оргкомитет (МБОУ СОШ №15) до 07.02.2012. (форма заявки – в раздаточном материале)
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ: ЭТАП 1. ОДИН – ЗА ВСЕХ, И ВСЕ - ЗА ОДНОГО. Все команды одновременно получают одну и ту же текстовую задачу и письменно дают ответы на вопросы к ней. Максимальное время работы на этапе – 20 минут. СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ:
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ: ЭТАП 2. МИСТЕР ИКС. Основное задание: командам предлагается расшифровать фамилию учёного, внесшего вклад в развитие математики. Дополнительное задание: ответить на вопрос – чем знаменит этот человек?
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ: ЭТАП 3 ( ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТУР). ЛУЧШИЙ МАТЕМАТИК. Каждому участнику предлагается выполнить 5 заданий различной тематики. Максимальное время работы на этапе – 20 минут.
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ: ЭТАП 4 . ШАРАДЫ И РЕБУСЫ. Командам предлагается разгадать 10 ребусов или шарад. Максимальное время работы на этапе – 20 минут.
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ: ЭТАП 5 . МАТЕМАТИЧЕСКИЙ БРЕЙН - РИНГ Мини-игра, состоящая из дву х туров по 5 вопросов каждый. Ориентировочное время работы на этапе – 2 0 минут.
СОСТАВ И РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ ЖЮРИ: в состав жюри входят учителя математики, сопровождающие команды школ города; итоги подводятся по каждому этапу отдельно и по результатом всей игры на основании критериев оценивания, разработанных организаторами игры.
ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТ УЧАЩИХСЯ
ЭТАП МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ ВРЕМЯ, ОТВЕДЁННОЕ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ЭТАПА 1 5 15 мин 2 основное задание: 5 дополнительное задание: 5 15 мин 3 50 20 мин 4 10 10 мин 5 10 ~ 20 мин ИТОГО: 85 баллов 80 мин
НАГРАЖДЕНИЕ По результатам игры награждаются: команды, набравшая наибольшее количество баллов на каждом из пяти этапов игры; команда, набравшая наибольшее количество баллов по итогам всей игры («великолепная пятёрка»); пять участников, набравших наибольшее количество баллов при прохождении 3 этапа (индивидуальный тур).
Б Л А Г О Д А Р И М ЗА ВНИМАНИЕ! В создании презентации использовались материалы сайта images.yandex.ru . Автор презентации: Е. А. Захарова
Предварительный просмотр:
«Один за всех и все за одного»
1 ЭТАП
Задача.
Ни один отряд зверей не распространён так широко по свету, как грызуны и ни водном отряде нет такого изобилия видов: более 1700 видов грызунов – это всех млекопитающих.
Бобр - самый крупный грызун России, длиной до 1метра, а весом до 30кг. Внушительный зверь. В бобровой шубе ходит!
Бобры возводят плотины на лесных речках и ручьях, затапливая их и превращая в глубокие пруды.
Чтобы построить плотину, они сначала перегораживают реку стволами деревьев. На них наваливают ветки, камни и прочно скрепляют глиной. На строительство плотины длиной 7 метров у семейства бобров уходит всего неделя.
Обычно высота плотины не более 1 м 50 см, а длина не превышает 10 м. Хотя известны и такие, длина которых достигает 700м. Например, в Америке у бобров есть плотина высотой 4метра, шириной у основания – 7 метров, а длиной 652 метра.
На затопленном водой месте бобры строят жилища – хатки. В хатках семья бобров чувствует себя в полной безопасности; все входы и выходы находятся под водой. Хатки могут возвышаться над прудом на 3 метра, а в ширину достигать 12 метров.
Откуда же бобры берут столько материала для строительства? С помощью своих крепких зубов они валят деревья, растущие на берегах их ручья или пруда.Дерево диаметром 5см бобёр валит за 5 минут. Ведь деревьев и веток им нужно много.
Бобры усердно очищают реки от разлагающегося ила, выгребая его на берег. В воде становится больше кислорода, поэтому в бобровых запрудах всегда много рыбы. Так что бобр ещё и рыбовод. В старину считали, что и питается он рыбой. Но на самом деле его пища – осиновая кора (до 100 кг в год) и болотные травы (около 230 кг в год). На зиму бобры запасают ветки под водой, иногда до 80 м3.
Бобр – отличный пловец и ныряльщик. Задние лапы у него с перепонками между пальцев. Это и есть толкательный аппарат во время нахождения в воде. Под водой зверь может пробыть 5 минут, преодолевая при этом расстояние 600 метров.
Ответьте на вопросы:
1.Определите количество видов млекопитающих, обитающих на земле.
2.Сколько времени потребовалось бы семье бобров, чтобы построить плотину длиной 4 метра?
3.Успеют ли бобры построить за месяц плотину длиной 50 метров?
4.Выразите высоту плотины, находящейся в Америке, в сантиметрах.
5.Восколько раз высота американской плотины больше высоты обычной плотины?
6.Сколько процентов высота надводной части хатки составляет от её ширины?
7.Сколько деревьев диаметром 5 см бобёр может свалить за полчаса?
8.Бобрята рождаются маленькими, но быстро растут. На сколько процентов бобрёнок массой 3 кг легче, чем взрослый бобёр?
9.Какое количество коры и трав требуется бобру на год?
(ответ выразите в тоннах).
10.Чему равна скорость бобра в воде? (ответ выразите в ).
Ответы:
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ОТВЕТ |
«Великолепная пятёрка»
«Один за всех и все за одного» (командный тур).
Ответы:
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ | 4250 | 4 | нет | 430см | 2 | 25% | 6 | 90% | т | 7 |
Предварительный просмотр:
1. | 15 + 9 = |
2. | 23 – 19 = |
3. | 11 + 8 = |
4. | 2 × 1 = |
5. | 3 ÷ 1 = |
6. | 3 – 1 = |
7. | 2 × 1 = |
8. | 4 – 2 = |
9. | 1 + 3 = |
ВЫПОЛНИТЕ ДЕЙСТВИЯ И РАСШИФРУЙТЕ, КТО ЭТО? ЧТО ВЫ О НЁМ ЗНАЕТЕ?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | Й |
3 | 24 | 4 | 20 | 2 | 3 | 11 | 1 | 20 | 1 | 4 |
К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф |
2 | 2 | 25 | 4 | 1 | 19 | 19 | 1 | 7 | 10 | 14 |
Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ь | Ъ | Ы | Э | Ю | Я |
11 | 1 | 8 | 1 | 2 | 7 | 5 | 15 | 4 | 2 | 3 |
Ответ: Магницкий Леонтий Филиппович
Предварительный просмотр:
1. ________________________ | 6. ____________________________ | |
2. ________________________ | 7. ____________________________ | |
3. ________________________ | 8. Первую находим, вычисляем, Много формул для неё мы знаем. На второй же митинги, парады, Погулять по ней всегда мы рады. ___________________ | |
4. ________________________ | 9. Три части слова находи подряд: Когда ликуешь, говоришь: – Я … За этим словом назови союз, А третьей частью будет слово … (Бывает он у старика, есть у кота, Его ты обнаружишь у кита). А целое на ум должно прийти, Когда окружность циркулем захочешь провести. ________________ | |
5. Читаем мы направо смело - Геометрическое тело. Прочтём же справа мы налево - Увидим разновидность древа. ___________________ | 10. В начале - двойка. Далее - мужчина, Высокого он титула и чина. А слово целиком - обозначенье, Дробящее на дозы обученье. ___________________ |
Ответы:
1 | Минус |
2 | Два |
3 | Угол |
4 | Дробь |
5 | Куб-бук |
6 | Координата |
7 | Отрезок |
8 | Площадь |
9 | Радиус |
10 | Параграф |
Предварительный просмотр:
«Великолепная пятёрка»
«Лучший математик» (индивидуальный тур)
Задача 1. Баба Яга варит волшебное зелье: к 1кг 500 г мёда она добавила 100 г растёртых волчьих когтей, 100 г дёгтя и 300 г слёз кикиморы. Сколько процентов слёз кикиморы содержит это варево? (5 баллов).
Задача 2. Старые часы отстают на 20 секунд в час. Сколько времени они покажут через сутки после того, как стрелки установили на 12 часов? (6 баллов).
Задача 3. Ужасный вирус пожирает память компьютера. За первую секунду он управился с половиной памяти, за вторую секунду – с одной третью оставшейся части, за третью секунду – с четвертью того, что ещё сохранилось, за четвёртую – с одной пятой остатка. И тут его настиг могучий Антивирус. Какая часть памяти уцелела? (7 баллов).
Задача 4.У Миши 100 мышей, некоторые из них белые, некоторые – серые. Известно, что хотя бы одна мышь серая, а из любых двух мышей хотя бы одна – белая. Сколько серых мышей у Миши? (8 баллов).
Задача 5. Плот проплывает путь от А до В за 40 часов, а катер – за 4 часа. За сколько часов проплывёт катер путь от В до А? (9 баллов)
Решения и критерии оценивания задач индивидуального тура.
- Общий вес зелья: 1500г+100 г +100 г +300 г =2000 г. Следовательно, слёзы кикиморы составляют 100% = 15% смеси.
Ответ: 15%.
Баллы | Критерии оценки выполнения задания |
5 | Правильно найден общий вес зелья, правильно применено правило нахождения процентного отношения, получен верный ответ. |
4 | Допущена описка, ответ дан с учётом этой описки. |
1 | Дан верный ответ без пояснений |
0 | Другие случаи, не соответствующие указанным критериям. |
- За сутки (24 часа) часы отстанут на 20 24 = 480 сек. = 8 минут. Значит, через сутки
вместо 12 часов они покажут на 8 минут меньше: 11 часов 52 минуты.
Ответ: 11 часов 52 минуты.
Баллы | Критерии оценки выполнения задания |
6 | Правильно найдено, на сколько за сутки отстанут часы, правильно выполнен перевод единиц, получен верный ответ. |
5 | Допущена вычислительная ошибка при нахождении времени отставания часов, ответ дан с учётом этой ошибки. |
1 | Дан верный ответ без пояснений. |
0 | Другие случаи, не соответствующие указанным критериям. |
- Обозначим всю память за 1 (единицу).Тогда после первой секунды осталась , после второй секунды: , после третьей секунды: после четвёртой: Итак, уцелела памяти.
Ответ:
Баллы | Критерии оценки выполнения задания |
7 | Ход решения верный, все шаги выполнены, получен верный ответ. |
6 | Ход решения верный, правильно выполнены первый и последующие шаги, но при вычислении допущена ошибка или описка, ответ получен с учётом ошибки (описки). |
1 | Дан верный ответ без пояснений. |
0 | Другие случаи, не соответствующие указанным критериям. |
- Если бы у Миши было хотя бы 2 серых мыши, то, объединив их в пару, мы получили бы, что в этой паре нет белой мыши, что невозможно по условию. Значит, у Миши ровно 1 серая мышь (по условию хотя бы одна серая мышь есть).
Ответ: 1 серая мышь.
Баллы | Критерии оценки выполнения задания |
8 | Обоснованно получен правильный ответ |
7 | Обоснование верное, но неполное, получен правильный ответ. |
1 | Дан верный ответ без пояснений. |
0 | Другие случаи, не соответствующие указанным критериям. |
- Путь примем за 1 единицу.
1)1 : 40 = (пути) – проплывает плот за 1 ч.
2) 1 : 4 = (пути) – проплывает катер по течению за 1 ч.
3) (пути) – проплывает катер за один час против течения.
4) 1: = 5(ч.)
Ответ: катер проплывает путь от В до А за 5 часов.
Баллы | Критерии оценки выполнения задания |
9 | Ход решения верный, выполнены все его шаги, получен правильный ответ. |
8 | Ход решения верный, все его шаги выполнены, но допущена одна ошибка в вычислениях, с её учётом дальнейшие шаги выполнены правильно. |
1 | Дан верный ответ без пояснений |
0 | Другие случаи, не соответствующие указанным критериям. |
Предварительный просмотр:
Вопросы и ответы для этапа «Математический брейн-ринг»
1. Каков был рост Дюймовочки в сантиметрах? (2,54 см)
2. Какая мера длины произошла от римской меры "двойной шаг"? (миля)
3. Человек, который хотел быть и юристом, и офицером, и философом, но стал математиком. Он первым ввел в математику прямоугольную систему координат. (Декарт)
4. Три курицы за три дня снесут 3 яйца. Сколько яиц снесут шесть куриц за 6 дней? (двенадцать)
5. Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он весит стоя на двух ногах? (3 кг)
6. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки)
7. Шла старуха в Москву. Навстречу ей 3 старика. Сколько человек шло в Москву? (одна старуха)
8. Кирпич весит 1 кг и еще полкирпича. Сколько весит кирпич? (2 кг)
9. Ученый, который нашел отношения длины окружности к диаметру. (Архимед)
10. Витя Верхоглядкин - отличный хоккеист. Недавно принял участие в матче за честь школы. Игра продолжалась два периода по 30 мин. Третью часть матча Витя подбирал себе коньки, клюшки и одевался в хоккейную форму, две трети матча он сидел на скамье запасных. Остальное время Витя играл. Сколько шайб он забросил?
(Нуль шайб, т.к. он не играл весь матч)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математическая игра "Математический поезд"
Эта игра расчитана на учащихся 5-8 классов. Для проведения игры привлекаются учащиеся 9 класса в качестве консультантов....
Математическая игра "Путешествие по математическим станциям" для учащихся 5 классов
Математическая игра "Путешествие по математическим станциям" содержит увлекательные задания на каждом этапе игры. Вы остановитесь на станциях: "Разминочная", "Вычислительная", "Кроссвордная", "Историч...
Математическая игра "Математический бой".
Математическая игра для 7 класса, проводимая в рамках "Недели математики"...
Математическая игра для учащихся 6-7 классов "Математическая регата"
Уважаемые коллеги.Предлагаю Вашему вниманию презентацию к игре "Математическая регата". Данная игра может быть проведена для учеников 6-7 классов в рамках декады математики. В игре принимают участие 3...
Математическая игра для шестиклассников "Великолепная пятёрка"
Материалы для проведения общешкольного (общегородского) мероприятия. Игра состоит из пяти этапов, включающих в себя элементы известных игр: брейн-ринг, дешифровщик и др....
Математическая игра "Математический калейдоскоп" (5 классы)
Цель игры: развивать интерес к математике, расширить умственный кругозор обучающихся, повысит их общую культуру....
Математический конкурс "Математик - бизнесмен"Математическая игра для 5–6 классов
Математическая игра для учащихся 5-6 классов...