Классный час "Дети и война"
классный час (5 класс) на тему
Сценарий классного часа для средней школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_deti_voyny.docx | 31.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Общебразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
Номинация
«Методические разработки по гражданскому образованию»
Классный час на тему
«Дети и война»
Аудитория -5-6 классы.
Разработала – Куликова Светлана Витальевна,
учитель истории и обществознания,
МБОУ «СОШ №31».
Г.Череповец
2013г.
Цель:
- способствовать формированию гражданского самосознания у обучающихся;
Задачи:
Образовательная:
- познакомить обучающихся 5-6 классов с темой « Дети войны»;
Развивающая:
- развитие навыков социальной восприимчивости и доверия;
- умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию
Воспитательная:
- воспитание уважения к истории своего народа,
- воспитание уважения к подвигам героев и участников Великой Отечественной войны
- вызвать сочувствие к жертвам фашизм;
- воспитание гражданственности и патриотизма
Оборудование:
- ноутбук,
- мультимедийный проектор,
- экран,
- колонки
Пояснительная записка.
При проведении классного часа можно использовать презентации «Дети войны», «Фотомонтаж», они не содержат текста, только иллюстративный материал. Их можно использовать на разных этапах проведения классного часа. Музыкальные композиции позволят сделать восприятие более красочным. Каждая композиция имеет свою эмоциональную окраску, что позволит учителю самостоятельно отобрать последовательность их использования. Если есть возможность вместо презентаций использовать фильмы, можно показать их.
Ход мероприятия.
Ведущий. Минуло уже более шестидесяти лет с того незабываемого и трагического дня, когда люди нашей страны услышали страшное слово «война».
Но в памяти человеческой роковая дата 22 июня 1941 года осталась не просто датой, а рубежом – началом отсчета долгих 1418 дней Великой Отечественной войны.
А что вы знаете об этой войне, которую. ваши прабабушки и прадедушки по праву считали ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ?
Видеоролик на песню «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача).
Ученик 1. Его я узнал не из книжки –
Жестокое слово – война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство врывалась она.
Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной.
В те дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной.
В читальнях, притихших и тесных,
На отмелях книжных морей,
При свете коптилок железных
Шуршали листы букварей.
/Презентация «Дети войны»/Используется как иллюстративный материал/.
Ведущий. Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в загородном лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
Ученица1.
В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. (Т. С. Ивлева, полиграфист.)
Ученица2.
И вдруг война, страшная война. А мне – 14 лет, жизнь только начиналась. Снаряды, бомбы, трупы, кровь, плен, тогда и смерти в глаза не раз смотрела. Почти три года была узницей фашистских лагерей, а шла война, и так хотелось мстить за всех погибших и за слезы матерей, детей. Я испытывала страх и ужас, в плену прошла моя юность. (Ю. Н. Никитина.)
Ученик 2.
Война застала нашу семью, семью военного врача, под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было девять с половиной лет. Я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведроту при штабе 4-й армии. Я выполнял задание по разведке, но в начале 1942 года попал под обстрел, был ранен и слегка контужен. Меня отправили на лечение в тыл…
(Ю. Г. Подтыкайлов, инженер-механик.)
Ведущий. Сыны полков. Юные партизаны, разведчики, танкисты. Разными путями они попадали на войну. Освобожденные из плена. Братья и сестры погибших. Сироты или счастливые дети живых родителей… Они не знали, как сложится их жизнь через год, месяц, день или час. Но храбрость и этих до срока возмужавших сердец, недетская сила мозолистых рук были связаны в едином порыве, принесшем нам Победу.
Видеофильм «Гавроши войны».
А какие еще испытания выпали на долю нашего народа? Кто-нибудь из вас слышал о страшном слове ОККУПАЦИЯ?
Ведущий. Погибали дети не только на фронтах, но и в оккупированных фашистами городах, и в блокадном Ленинграде.
Что чувствовали и переживали дети?
Ученица3. Я родилась в Ленинграде, поэтому и блокада Ленинграда была мне предначертана судьбой. Зимой 1941–1942 г. не стало отопления, света, воды, и стены дома промерзли на 20–30 см. В ту пору на окнах была светомаскировка, которая скрывала свет иногда горевшей свечи и помогала маме убедить меня, ребенка, что это ночь (даже если это день), а ночью никто не кушает, надо терпеть. Блокадный паек – 120 граммов хлеба из смеси опилок и муки. А есть очень хотелось, и чувство голода – это одно из устойчивых воспоминаний моего детства… (Л. Т. Шепелева, профессор, доктор исторических наук.)
/Отрывок из симфонии Д.Шостаковича/
Ведущий. За время блокады были разрушены 22 школы, 393 - пострадали частично, в руинах лежали детские сады, ясли. Подверглись разрушению дворцы, парки, памятники, музеи, театры, библиотеки и многие другие здания. Враги не щадили культурное и историческое наследие нашего народа. Рушились и жилые дома.
В городе не работал водопровод, не было тепла и света, продукты были на исходе, приближалась зима.
Несмотря на открытие трассы по льду озера, порция хлеба в период с 20 ноября по 25 декабря на день оставалась самой низкой - 125 грамм. Выпекали его из мякины, отрубей, целлюлозы (древесные опилки) и клали немного муки. От голода люди погибали и их хоронили в братских могилах, где не указаны были ни имена, ни фамилии людей.
Ученица4.Девочка с куклой
Мы расчищали снежные завалы
С лопатами на Невский вышли мы
Проворно ледяное покрывало
Весна с блокадной сдернула зимы
Зашевелился Невский, оживая
Как раненый, что исцеленья ждет.
Свалилась глыба снежная с трамвая:
-Слыхали? Скоро он опять пойдет!
-Какое счастье, мы остались живы!
День воссиял над грудой старых труб.
И тут весна внезапно обнажила,
Сгребая снег , замерзший детский труп.
Казалось, будто солнце вновь потухло.
Немая сцена снова душу обожгла:
В обнимку с целлулоидною куклой
Сном непробудным девочка спала
Ее под простынею на машине
Везли. Капель звенела по весне.
Я вижу эту девочку поныне,-
Она живой является во сне.
Перед глазами явственно и крупно
Предстанет озаренный богом рай
И девочка протягивает куклу
И, улыбаясь, просит: «Поиграй!».
Ведущий. 11-летняя школьница Таня Савичева жила на Васильевском острове со своей семьей. Во время блокады она вела дневник.
Ученица5.
Девочки нет, но остался дневник.
Детского сердца слезы и крик.
Танин дневник – это боль Ленинграда.
Но прочитать его каждому надо
словно кричит за страницей страница
Вновь это все не должно повториться.
Ведущий. «Дневник Тани Савичевой» содержит 7 страшных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде.
Сегодня «Дневник Тани Савичевой» выставлен в Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербург), его копия - в витрине мемориала Пискаревского кладбища, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время 900-дневной фашистской блокады (1941-1943 гг.), и на Поклонной горе в Москве.
Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия - трагические «визиты смерти» в родной дом.
И когда читаешь это, цепенеешь:
«28 декабря 1941 года Женя умерла в 12.30 ночи»
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942»
«Умерли все».
«Осталась одна Таня».
Ведущий. Самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, материнскую ласку, хлеб – у них отняли Родину и свободу.
Может быть вы знаете, что такое концлагерь?
А кто ребята из вас слышал о малолетних узниках концлагерей?
Звучит мелодия Shigeru umebayshi.
Ученик 3. Стихотворение «Дети в Освенциме». Наум Коржавин.
Мужчины мучили детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились – мучили детей.
И это каждый день опять,
Кляня, ругаясь без причины.
А детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
Они представить не могли
Того, что могут быть убиты:
По древней логике земли
От взрослых дети ждут защиты.
А дни все шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы;
Но их все били. Так же. Снова.
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин идеи были:
Мужчины мучили детей.
(И по приказу, точно в срок,
вконец измучив, убивали,
и подводя всему итог,
на склады туфельки сдавали.)
Ведущий: Всего в лагерях на территории Восточной Европы погибли 12 миллионов узников.
Четыре страшных года длилась Великая Отечественная война. Враг нашего народа и всего человечества был разбит. Заплатили люди нашей страны за эту победу невероятной ценой – более 20 миллионов погибших, десятки миллионов искалеченных судеб.
9 мая 1945 года. День Победы над фашистской Германией.
Почему именно эта дата передается из поколения в поколение как памятная дата? Что же значит для нас эта дата – 9 мая?
Ученик 4.
Мы здесь не потому, что дата,
Как злой осколок, память жжет в груди.
К могиле Неизвестного солдата
Ты в праздники и будни приходи.
Он защитил тебя на поле боя,
Упал, ни шагу не ступив назад.
И имя есть у этого героя –
Великой Армии простой солдат./ М. Исаковский/
Ведущий:
Сколько могил Неизвестного солдата в нашей стране? Много. Солдаты погибли за нашу мирную жизнь, за мирную жизнь будущих поколений. И наш долг – помнить об этом, не допустить войны и принесенного ею горя.
Минувшая война была страшна еще и тем, что фашисты не щадили никого: убивали детей и женщин, сжигали целые деревни, пытались уничтожить всю нашу нацию.
Родину защищали все, от мала до велика.
Ведущий. Как много их погибло на войне, простых школяров. Как много мы с вами им должны. Хотя бы своей памятью.
Если мы посвятим каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать больше 20 миллионов минут, это почти сорок лет поминальных мгновений.
Ученик 5.И в День Победы, нежный и туманный,
Когда заря, как зарево, красна,
Вдовою у могилы безымянной
Хлопочет запоздалая весна.
Она с колен подняться не спешит,
Дохнет на почку и траву погладит,
И бабочку с плеча на землю ссадит,
И первый одуванчик распушит.
Старшеклассник.
Неугасима память поколений
И память тех, кого мы свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
А. Фатьянов
Минута молчания./ Метроном, скрипка и фортепиано/
Ведущий. Идут годы, сменяются десятилетия. Но этому подвигу, подвигу народа в Великой Отечественной войне, суждено остаться в истории.
Наша Победа не померкнет никогда. Все меньше остается ветеранов среди нас. Многие ушли, не ощутив заботы о себе.
А что каждый из нас может сделать для тех кто пережил эти страшные годы?
Окружим же заботою тех, кто еще с нами.
Ребята, давайте помнить всегда о тех, кто дал нам великий праздник – День Победы.
Литература и использованные материалы.
1.Петренко В. До и после Освенцима.- М.: Фонд «Холокост», 2000.
2.Холокост. Энциклопедия. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2005.
3. Барышников Н. И. Блокада Ленинграда в концепциях финских историков// Материалы Пятой ежегодной научной конференции «Санкт-Петербург и страны северной Европы», Санкт-Петербург, СПбГУ, 2003
4. Герхарт Хасс. Германская оккупационная политика в Ленинградской области (1941—1944 гг.) «Новая и новейшая история» № 6, 2003 г.
5. Дмитриенко В.П., Есаков В.Д., Шестаков В.А. Ичтория Отечества.XX век. 11 кл.: Пособие для общеобразоват. Учеб. Заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 608 с.
6. Доценко В. Д., Флот. Война. Победа. С.-Пб, Воениздат. 1995 с 182
7. Журавлева Г., Лидия Каменчук: «Воробья ели мы, трое ребятишек, и солдатик»// Черногорский рабочий. – 2004. – 27янв. – с. 2.
Ресурсы Интернет
- Официальный сайт Центра и Фонда «Холокост»: www.holocf.ru
- Раздел официального сайта ООН, посвященный Международному дню памяти жертв Холокоста /www.un.org/russian/holocaustremembrance/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Дети войны"
В работе использован краеведческий материал....
Классный час «Афганская война»
Мероприятие построено на основе воспоминания воина- интернационалиста, стихотворений и песен об афганской войне....
Классный час "Солдат войны не выбирает"
Каждому человеку необходимо испытывать чувство национальной гордости за свою Родину. А настоящие мужчины обязаны заботиться о чести своей армии, а через нее – и чести Отечества. Примером м...
Классный час "Отечественная война 1812 года" для 7-9 класса
Классный час "Отечественная война 1812 года" посвящён 200-летию победы русского народа над Наполеоном. Цели занятия:развитие у детей чвства патриотизма и гордости за своё Отечество;формирование а...
Методическая разработка классного часа "Народная война против армии Наполеона""
Цель: Создание условий для формирования активной жизненной позиции обучающихся, их гражданского становления.Задачи:1. Приобщить обучающихся к изучению героической и...
Классный час «Отечественная война 1812года»
На классном часе мы поговорим ещё о грозной опасности, с которой столкнулась наша страна в начале XIXвека, Отечественная война 1812 года., выясним, что значит «Отечество» из словаря Даля. ...
Презентация к классному часу "Дети войны"
Дополнительный материал к классному часу "Дети войны"...