Классный час "Дети войны"
классный час по краеведению (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Классный час «Дети войны»
Разработала и провела: учитель истории
Белянова Т.Н.
Цели: Познакомить учащихся с пионерами-героями Кубани;
Провести исследование с целью выявления жителей хутора,
родившихся до или во время войны;
воспитывать патриотизм, любовь и гордость к малой родине.
Оборудование: Плакаты: - «Никогда не простим, никогда не забудем»
«Вместе с сыновьями на подвиг шли их матери»
«Шла война народная»
«Вставай страна огромная, вставай на смертный бой»
«Кубанские пионеры-герои»
«Все для фронта, все для победы»
Краткие биографии пионеров-героев Кубани;
фотографии.
Содержание:
1.Вступительное слово учителя:
В историческом развитии многих народов земли есть мгновения национального триумфа, всеобщей радости, единения и ликования.
Такие чувства вызываются замечательными открытиями, крупными достижениями, великими победами.
Особое место в истории мировой цивилизации занимает победа прогрессивных сил планеты над чудовищем, имя которому фашизм.
Более 50-ти государств встало на борьбу с этим злом. Но решающий вклад в дело победы внес именно наш, русский народ.
Мы никогда не должны забывать о великом патриотическом порыве наших дедов, отцов и матерей.
Тема войны очень большая. Можно много говорить о патриотизме людей, о подвиге солдат, но сегодня я хочу поговорить с вами о ваших ровесниках, детях 40-х годов. Вы услышите также стихи, написанные в годы войны о детях.
Я хочу, чтобы, слушая мой рассказ, вы представляли себя на месте этих детей и спросили у себя «А смог бы я делать то, что делали эти дети, вынести то, что вынесли они?»
Так как вы думаете, что же делали дети, когда их отцы сражались на фронтах, в партизанских отрядах, а матери работали в тылу, чтобы обеспечить солдат всем необходимым?
- Ответы учащихся.
Выступление девочек – чтецов.
1. Когда близка осенняя пора
И ближе финишная лента,
Когда вокруг одна лишь детвора,-
Хочу вложить я в память лепту.
2. Но, осознав историю Земли
И сверхбезумный век двадцатый,
Они поймут, как выстоять смогли
Их предки, русские солдаты.
3. О всех солдатах,
Спасших мир землян,-
Какого зверя уложили!
О них, по ком колокола звонят,
О тех счастливчиках, что живы.
4. Да, живы мы …
В том нашей нет вины:
В госпиталях и медсанбатах
На жизнь, чтоб не было войны,
Судьба нам выдала мандаты.
5. Сквозь даль, через века
Я в этот час,
С тоской взирая на зарницы,
Кричу, прошу и умоляю вас:
«Не забывайте нас, счастливцы!»
Учитель: Конечно же, никто не остался в стороне. Детская жизнь, детские радости остались в июне 1941 года. Дети пришли на смену своим отцам.
Начало войны совпало на Кубани с периодом массовой уборки урожая. 120 тысяч учащихся края участвовали в уборке первого военного года. Работа была организована почти круглосуточно. Отдыхали с 12 ночи до 3-х утра.
Впервые минимум трудодней устанавливался и для подростков с 12 лет. То есть им устанавливали взрослую норму и спрашивали за работу как со взрослых.
Пришедшие на заводы женщины и подростки, заменившие мобилизованных мужчин, в кратчайшие сроки осваивали профессию и работали в полторы – две смены, выполняя фронтовой заказ.
- Показ фотографии.
На фотографии вы видите, что подросток не достает до станка и поэтому стоит на ящике.
Так же учащиеся работали в госпиталях, организовывали концерты, ухаживали за ранеными. За годы войны учителя и школьники нашего края собрали 112 т. лекарственного сырья, необходимого для лечения раненых и больных воинов. Собирали средства на строительство танков и самолетов.
Героический труд советских людей во время Великой Отечественной войны стал результатом осознания народом патриотического долга защиты своей Родины от поработителей, стремление к победе над врагом. Молодежь, подростки, даже дети в критическую военную пору стали действенной силой. Это их тяжким трудом выстоял и выковал оружие Победы советский тыл.
Вы провели опрос среди жителей хутора и выяснили, кто из них был ребенком во время войны. Давайте познакомимся с результатами ваших исследований.
- Краткие сообщения учащихся. (Приложение №1)
Как вы видите, ваши бабушки, дедушки, если и не помнят тех тяжелых лет, война все равно оставила на них свой след. Почти никто из них не смог учится в школе, очень рано пришлось идти работать.
Учитель: С сентября 1942 года начался период оккупации на Кубани. Кубанские школьники участвуют в партизанских отрядах, собирают разведданные и вносят свой вклад в победу над оккупантами.
- Послушайте стихотворение Александра Твардовского «Рассказ танкиста», написанный в 1941 году. Читает Харенко Юля.
- Можем ли мы назвать поступок мальчика героическим?
- Ответы детей.
На героической Малой земле подростки воевали в качестве связистов, в батальоне морской пехоты, были разведчиками у партизан. Многие из них погибли. За мужество эти дети были удостоены почетного звания «Пионеров-героев».
Чтец. Вспомним всех поименно
Горем вспомним своим
Это надо не мертвым
Это надо живым.
- Перекличка кубанских пионеров – героев.
- Послушайте стихотворение Сергея Михалкова «Десятилетний человек», написанный в 1942 году.
- Как вы думаете, откуда и куда шел этот десятилетний человек?
- Ответы детей.
С января 1943 года началась первая наступательная операция по освобождению Кавказа. С нетерпением ждали кубанские жители своих освободителей. 2 февраля был освобожден Усть-Лабинск, 13 февраля – Краснодар.
- Послушайте стихотворение Сергея Васильева «Наташа», написанный в 1942 году.
В том же 1943 году и особенно в 1944 г., когда фронт отдалился от границ края, началось восстановление оборудования эвакуированных заводов, вывезенных в глубокий тыл страны. И здесь пригодились детские руки. Одним из главных факторов, определявших результаты восстановительных работ, был беспримерный трудовой героизм кубанцев. За успехи в восстановлении народного хозяйства края 19 января 1944 года по указу Верховного Совета СССР государственных наград – орденов и медалей были удостоены 199 человек, младшим из которых было по 15 лет, а старшим – за 60.
Кубанцы 1944 года жили и строили для будущих поколений, они думали о будущем страны и сражались за него. Их опыт и подвиги – драгоценная часть исторического наследия нашего края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый тематический классный час: «Война в Афганистане. 1979-1989 г.г. Память и боль».
15 февраля 2009 года – памятное событие в истории Советской Армии и его боевых традиций. Двадцать лет назад в 15:00 – 15 февраля 1989 года – последний солдат Ограниченного контингента Советских войск ...
Классный час "Войны священные страницы навеки в памяти "
Разработка классного часа посвещена Великой отечественной войне.Рассчитана на учащихся старших классов. В разрабртке классного часа использованы стихотворения автора Иосифа Уткина .песни военных лет ,...
Классный час "Война на дорогах"
Классный час о правилах дорожного движения....
Классный час "Война 1812 года", 5 класс
Сформировать представление о войне 1812 года у учеников 5 класса...
Классный час Война 2012 года
Классный час Война 2012 года...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. Классный час. Война 1812г.
Презентация подготовлена для проведения урока мужества "Герои прошлых лет... Война 1812г."...
Презентация для классного часа "Войны и люди на войне"
Презентация для классного часа разработана для учащихся 5-6 классов на военную тематику...