Методическая разработка классного часа "Народная война против армии Наполеона""
классный час (6 класс) по теме
Цель: Создание условий для формирования активной жизненной позиции обучающихся, их гражданского становления.
Задачи:
1. Приобщить обучающихся к изучению героической истории Отечества, краеведческой и поисково - исследовательской деятельности.
2. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины, гордость за героические подвиги русского народа в период Отечественной войны 1812года.
3. Развивать долговременную память, монологическую речь, умение находить из разных источников необходимый материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnaya_voyna.zip | 48.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский конкурс «Недаром помнит вся Россия… »
Методическая разработка классного часа для обучающихся 6 класса
«Народная война против армии Наполеона»
Капля Лариса Рафаэлевна
учитель математики
Место работы: ГКОУ РО школа-интернат VIII вида г. Донецка
Классный час
«Народная война против армии Наполеона»
Цель: Создание условий для формирования активной жизненной позиции обучающихся, их гражданского становления.
Задачи:
1. Приобщить обучающихся к изучению героической истории Отечества, краеведческой и поисково - исследовательской деятельности.
2. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины, гордость за героические подвиги русского народа в период Отечественной войны 1812года.
3. Развивать долговременную память, монологическую речь, умение находить из разных источников необходимый материал.
Оборудование:
Репродукции картин:
1. Портрет М.И. Кутузова Д. Доу, 1829;
2. Смирнов А. Портрет Г.Курина, 1813;
3. Смирнов А. Портрет В. Кожиной, 1813;
4. Портрет Д.В. Давыдова. Д. Доу;
5. Портрет И.С. Дорохова. Д. Доу.;
6. «Рубикон. Переправа через реку отряда Д. Давыдова». С.Л. Кожин.
Предварительная работа:
Обучающимся было дано задание: подготовить выступления по теме: «Дубина народной войны».
Ход мероприятия:
1. Вступительная часть.
Учитель. Указом президента РФ Д.А. Медведевым 2012 год объявлен годом истории. Именно в этом году вся страна отмечает 200-летие Бородинского сражения. Пожалуй, не найдётся в стране человека, который бы совсем ничего не знал об этом историческом событии.
Но мало, кто знает, что огромный вклад в победу русской армии над французами внесло крепостное крестьянство – основное население страны. Подвигам партизан в Отечественной войне 1812 года и посвящается классный час.
Ведущий. Начиная войну с Россией, Наполеон предполагал, что ему, как и на Западе, будет противостоять только регулярная армия. Но расчеты Наполеона не оправдались. С первых дней война стала для народа отечественной. Крестьяне добровольно везли в отступавшую русскую армию все, что имели: продовольствие, овес и сено. А враг не мог добиться у них хлеба и фуража ни за деньги, ни силой.
Жители сел и городов при приближении французов уходили в леса или районы, отдаленные от военных действий, забирали свое добро, продовольствие, угоняли скот, жгли стога сена и хлеба, чтобы они не достались врагу. Повсюду, где появлялись наполеоновские захватчики, вспыхивало пламя партизанской войны. Партизанские отряды (и армейские, и народные) наносили большой урон врагу потому, что нападали внезапно, ночами и на рассвете, из лесов и засад, были неуловимы, а главное сражались отважно, они сражались на своей земле.
Героизм народа проявлялся по - разному.
II часть. « Дубина народной войны».
Выступление обучающихся с показом репродукций картин.
Обучающийся 1. Крестьянина Семена Силаева из Смоленской губернии французы заставляли показать им путь на город Белый. А он уверял их, что дорога болотистая, мосты сожжены и пройти невозможно. На него наводят заряженные ружья - он стоит на своем. Предлагают золото – не помогает. Так и ушли французы ни с чем. Город был спасен. А пройти было легко: все болота в то лето высохли.
Обучающийся 2. Еремей Васильевич Четвертаков был рядовым солдатом драгунского кавалерийского полка. В одной из кровопролитных битв с французским драгунами эскадрон, в котором находился Четвертаков, попал в окружение. Прокладывая себе дорогу саблями и пистолетным огнем, малочисленный русский эскадрон вырвался из окружения, но в самый последний момент под Четвертаковым была убита лошадь. Упав, она придавила всадника. Так Четвертаков был взят в плен. Через три дня он бежал.
В деревне Задково, на свой страх и риск начал создавать партизанский отряд. Учил крестьян ездить верхом, обращаться с оружием. Четвертаков создал настоящую «партизанскую школу». К октябрю 1812 г. в отряде Четвертакова было почти 4 тысячи человек. Четвертаков организовал охрану окрестных сел, наладил разведку. Отряд громил не только мелкие шайки мародеров, но и крупные воинские соединения. Однажды целый французский батальон не решился начать сражение с крестьянами.
М. И. Кутузов наградил «спасителя Гжатского уезда», знаменитого «Четвертака» (таким было партизанское прозвище героя) знаком отличия Военного ордена - Георгиевским крестом (высшей наградой солдат русской армии).
Обучающийся 3. В Подмосковье сражался отряд под командованием крепостного крестьянина Герасима Курина. Его отряд был одним из самых больших в подмосковных лесах: 5300 пеших и 500 конных воинов. Герасим был сильным и волевым человеком. Крестьяне его уважали и слушались во всем. Они бросали свои дома, брали в руки вилы, топоры, ножи и шли к Герасиму воевать с «проклятым французом»
В результате семи столкновений с наполеоновскими войсками Курин захватил в плен много французских солдат, 20 повозок, 40 лошадей, 85 ружей, 120 пистолетов, 400 сумок с патронами, 3 пушки, обоз с хлебом. За свои самоотверженные действия Герасим Курин получил из рук самого М. И. Кутузова Георгиевский крест. Это был редчайший случай награждения невоенного человека, да еще крепостного мужика.
В память о Г. Курине названа улица в Москве, а в Павловском Посаде установлен памятник.
Обучающийся 4. Что особенно поражало французов, так это участие в партизанском движении женщин. Прославилась в народе Василиса Кожина (старостиха Василиса) – жена старосты одной из деревень Смоленской губернии. Женщина она была властная и строгая. Прямо на глазах Василисы занявшие хутор французы зарезали ее мужа. Василиса поклялась отомстить врагам за его смерть. Наделенная незаурядным умом и решительностью, она смогла организовать партизанский отряд, состоявший из подростков и женщин. Вооруженные лишь вилами, косами и топорами, они нападали на вражеские отряды, уничтожали обозы, захватывали пленных и передавали их регулярной армии.
Василиса Кожина держала партизанский отряд в своем полном подчинении и сама решала, что делать с пленниками. Однажды, не задумываясь, зарубила косой пленного французского офицера, высокомерно отказавшегося повиноваться распоряжениям "крестьянки".
О подвигах Василисы Кожиной говорил весь русский народ, дошла молва и до русских генералов. Фельдмаршал М.И.Кутузов, который был много наслышан о Кожиной, захотел сам лично увидеть героиню. Также наслышан о ней был и император Александр I.
За свой героизм сразу же по окончании боевых действий Василиса Кожина была удостоена денежной премии и награждена медалью.
В честь Василисы Кожиной названы улицы в Москве и Сычевке; станция в Смоленской области и деревня в Тверской области.
Учитель. Чем дальше продвигалась вражеская армия, тем больше ожесточался русский народ, тем упорнее он защищался. « Можно без преувеличения сказать, что многие тысячи врага истреблены крестьянами», - писал М.И.Кутузов. Ни днем, ни ночью не было покоя французам. При слове «партизан» французские генералы вздрагивали от страха и ужаса.
Ведущий. М.И.Кутузов понял, какую огромную пользу приносит русской армии развернувшаяся партизанская война. Он стал использовать партизанские методы нападения на французов.
М.И.Кутузов приказал сформировать несколько небольших конных отрядов из солдат и крестьян. Их задачей было неожиданно появляться в тылу врага и наносить ему удары с тыла. Кутузов объединил силы армейских и крестьянских отрядов и руководил их действиями.
А чтобы отряды действовали согласованно с русской армией, во главе отрядов ставил офицеров.
Первый из отрядов в составе 50 гусар и 80 казаков возглавил гусар Денис Васильевич Давыдов. Одним из самых крупных отрядов (4 кавалерийских полка) командовал генерал Иван Семёнович Дорохов.
Обучающийся 5. Русский военачальник, генерал, в 1812 году полковник, командир Ахтырского гусарского полка Денис Васильевич Давыдов был человеком искренним, верным, честным. Лихой наездник, умница, красавец и поэт. Его любили все. Друзей никогда не подводил и не бросал в беде. Он был бесстрашен, любил Отечество беззаветно и готов был умереть за Родину. Он всегда находился там, где было труднее всего его бойцам. Не раз он совершал беспримерные подвиги.
В одной из вылазок он умудрился взять в плен 370 французов, отбив при этом 200 русских пленных, телегу с патронами и девять телег с провиантом.
Обучающийся 6. Одним из выдающихся подвигов Давыдова за это время было дело под Ляховым, где он вместе с другими партизанами взял в плен двухтысячный отряд французов; затем под г. Копысь он уничтожил французское кавалерийское депо, рассеял неприятельский отряд под Белыничами и, продолжая поиски, занял Гродно.
Наполеон ненавидел Давыдова люто и приказал при аресте расстрелять Дениса Васильевича на месте. Ради его поимки выделил один из лучших своих отрядов в две тысячи всадников при восьми обер-офицерах и одном штаб-офицере. Давыдов, у которого было в два раза меньше людей, сумел загнать отряд в ловушку и взять в плен вместе со всеми офицерами.
Быстрые его успехи убедили М.И.Кутузова в целесообразности партизанской войны, и он не замедлил дать ей более широкое развитие и постоянно присылал подкрепления.
Обучающийся 7. Вместе с М.И. Кутузовым Денис Васильевич разработал план ведения партизанской войны против французской армии. Партизаны освободили десятки сел и деревень в Подмосковье и в Смоленской губернии. Рейды партизан в тылу врага нанесли огромный ущерб французам. Только за время пребывания в Москве в боях с партизанами Наполеон потерял почти 30 тысяч лучших солдат.
Наградами за кампанию 1812 года Денису Давыдову стали ордена Св. Владимира 3 степени и Св. Георгия 4 степени. За бой при подходе к Парижу, когда под ним было убито пять лошадей, но он вместе со своими казаками всё же прорвался сквозь гусар к французской артиллерийской батарее и, изрубив прислугу, решил исход сражения — Давыдову присвоили чин генерал-майора.
Обучающийся 8. Иван Семёнович Дорохов учился в Инженерном кадетском корпусе. В самом начале войны 1812 года Дорохов, отрезанный со своею бригадою от 1-й армии, решился, по собственной инициативе, идти на соединение со 2-ю армией. Несколько дней он находился среди французских колонн, но успел от них ускользнуть.
В день Бородинского сражения командовал бригадой 3-го кавалерийского корпуса, состоящего из 4 кавалерийских полков. Успешно руководил контратакой бригады на Багратионовых флешах. За проявленную отвагу был произведен в генерал-лейтенанты.
С сентября месяца он командовал партизанским отрядом и причинил много вреда французам, истребляя их отдельные команды. Первым известил Кутузова о движении французов на Калугу. Крупной операцией отряда Дорохова явился разгром французского гарнизона в городе Верея 19 сентября 1812 года. Позднее И.С.Дорохов был награжден золотой шпагой, украшенной алмазами, с надписью: «За освобождение Вереи».
В честь И. С. Дорохова назван поселок Дорохово в Рузском районе Московской области.
III часть. Значение партизанского движения в Отечественной войне 1812г.
Ведущий. Да, русский народ проявлял чудеса храбрости, мужества и смекалки.
Когда корпусу Дохтурова пришлось переправляться через реку Прорва, чтобы преградить путь наполеоновской армии, на которой не было мостов, крестьяне разобрали свои избы, связали из бревен плоты, и корпус двинулся на помощь защитникам Малоярославца.
А еще крестьяне помогали армии тем, что строили военные дороги, мосты, укрепления. Перевозили на своих лошадях и волах миллионы пудов боеприпасов, продовольствия и других грузов для армии, тысячи русских (да и французских) раненых воинов.
Почти полмиллиона крестьян записались в народное ополчение, повинуясь зову сердца и разума, шли и шли русские люди в армию Кутузова, пополняя ее ряды. Рабочие заводов Тулы, Брянска, Урала отливали пушки, ядра, выпускали ружья и сабли. Десятки тысяч шинелей, сапог, полушубков доставляли с фабрик для русских солдат и офицеров. Нелегко было накормить многотысячную армию, но ей отовсюду везли хлеб и мясо, вино и сухари...
Сотни тысяч рублей жертвовали русские люди на оборону. И не только богатые — ремесленники, крестьяне несли свои трудно заработанные копейки, из которых слагались миллионы. Всего за время Отечественной войны 1812 года россияне собрали 100 миллионов рублей для снабжения армии и ополченцев оружием и продовольствием. «Какой полководец не поразит врагов с таким мужественным народом? Я счастлив предводительствовать русскими», — писал Михаил Илларионович Кутузов.
Учитель. Французская армия не могла больше находиться в Москве. Она была измучена постоянными ударами партизан, голодом и наступившими холодами. Французы оставили Москву и двинулись обратно к реке Неман.
Так в декабре 1812 года закончилась Отечественная война русского народа против армии Наполеона. Благодаря мужеству и героизму русских людей, отваге и выносливости солдат и офицеров, военному таланту полководца М.И. Кутузова над армией Наполеона была одержана великая победа.
IVчасть. Викторина «Герои партизанского движения».
Инициатор создания подвижных конных партизанских команд, поэт-партизан, русский военачальник, генерал. В 1812 году полковник, командир Ахтырского гусарского полка.
(Д.В. Давыдов)
Командир крупного отряда войсковых партизан (4 кавалерийских полка). Генерал. Крупной операцией отряда является разгром французского гарнизона в городе Верея 19 сентября 1812 года.
( И.С. Дорохов)
Старостиха хутора Горшкова Сычёвского уезда Смоленской губернии. Командовала партизанским отрядом, состоявшим из подростков и женщин.
(Василиса Кожина)
Рядовой солдат драгунского кавалерийского полка по прозвищу «четвертак». За подвиги награждён Георгиевским крестом. Он создавал «партизанскую школу», командовал партизанским отрядом.
(Е. Четвертаков)
Руководил крестьянским партизанским отрядом в Московской губернии. За самоотверженные действия получил Георгиевский крест из рук самого Кутузова.
(Г. Курин).
V. Заключительная часть.
Образы защитников Отечества неоднократно вдохновляли писателей и поэтов. Классный час мы закончим стихотворением В.Коротича « Идя на подвиги».
Звучит стихотворение "Идя на подвиги" в исполнении обучающегося.
Идя на подвиги,
Не алчут орденов,
Не бредят
Благодарностью державы,
Не узнают примерный вес чинов,
Достойных стать
Эквивалентом славы.
Идя на подвиги,
Не ведают о том,
Насколько щедрость родины огромна,
И называют чрезвычайно скромно
Все то, что станет подвигом потом.
Список использованной литературы:
- Детская Энциклопедия 8. Из истории человеческого общества. – М.: Издательство
« Педагогика», 1975.
2. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 18-19 вв. – М.: Олма- Пресс Образование, 2003.
3. Школьная энциклопедия «Руссика». Новое время.19 в. – М.: Олма- Пресс Образование, 2003.
4. Сироткин В.Г. Отечественная война 1812 года: Книга для учащихся старших классов средней школы. – М.: Просвещение, 1988.
5. Что такое. Кто такой: В 3 т. Т.1.- М.: Педагогика-Пресс,1990.
6. www.ru.wikipedia.org/wiki/ Герои Отечественной войны 1812 года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа для младших школьников «Отечественная война 1812 года и памятники Москвы»
разработка посвящена 200-летию Отечественной войны 1812 года...
Классный час "Война против беззащитных"
Классны час по теме "Тероризм"...
Методическая разработка классного часа "Жвачка - за и против"
В современном мире жевательная резинка стала одним из самых популярных продуктов, как среди взрослых, так и среди подрастающего поколения. А знаем ли мы что это за продукт? Чем он полезен или опасен? ...
Методическая разработка классного часа «Надо помнить об этой войне», посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Для всех нас, Великая Отечественная война – история. Но ее должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины, наших родных и близких....
Методическая разработка классного часа "Надо помнить об этой войне" , посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
Методическая разработка классного часа "Надо помнить об этой войне" , посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне...
Методическая разработка классного часа «Мы за здоровый образ жизни". Номинация «Мы против наркотиков!»
В наше время проблема наркомании приобрела характер социального бедствия. Детская и подростковая наркомания это вич нашего времени, современная «мода на наркотики» с каждым годом делает за...
Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"
Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...