Дети страшной той войны
методическая разработка по теме

Потапова Дарья Сергеевна

Сценарий воспитательного мероприятия о жизни детей в годы Великой Отечественной войны

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_strashnoy_toy_voyny.doc53.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Дети страшной той войны»

Вед 1: Тебе сейчас 10 или немногим больше, Ты родился и вырос на мирной земле, Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышали орудийного грома.

Вед 2: Ты видишь, как строят новые города, но не подозреваешь, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны,  но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как весёлый утренний сон.

Вед 1: Вспомним безмятежный детский сон счастливый,

Вед 2: Первый солнца луч неторопливый,

Вед 1: Запах яблок, зреющих в саду,

Вед 2: Вспомним самый страшный день в году.

Вед 1: Год 1941, Время отбивало последние минуты мирной жизни страны – двадцать второе июня… четыре часа…

НА ЭКРАНЕ «ПЕРВЫЕ МИНУТЫ ВОЙНЫ» - д/ф

ФОНОГРАММА «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА» 

(А. Александровна, Лебедева-Кумача)

1Шло детство, поспевала клубника…

Нам день обещал тишину.

И было нелепо и дико,

Что вдруг объявили войну.

2Мы ждали гостей. Наша мама,

Начав хлопотать у стола,

Смотрела так пристально и прямо

И слез удержать не могла.

3И болью огромного роста

Набат подымался, как крик.

И было нам, детям, непросто

Понять этой скорби язык.

4Война надвигалась столико.

Родной закручинился кров…

На блюдце забытом клубника

Сочилась, как алая кровь.

Вед1: Война не пощадила никого, она обрушилась на детей также, как на взрослых, - бомбами, голодом, холодом.

Вед2: В жестокой слепоте своей она соединила несоединимое: дети и кровь, смерть…

Вед1: Но дети в это страшное время были не только жертвами, они становились воинами, храбро шли защищать свою Родину, своих матерей, братьев и сестёр.

Вед2: Они отдали своё детство за победу

Вед1:.Война поставила ребёнка на одну ступень со взрослыми, и дети не только выживали сами, но и растили своих братьев и сестёр, помогали своим семьям, своему колхозу помогали своей стране выжить.

Вед2: Работали дети наравне со взрослыми от зари до зари: и коров доили, и сеяли, и сено косили.

Видео «Дети войны»

Под музыкальную заставку дети встают в форме клина

Чтец1: к вам, кому еще нет и шестнадцати.

Чтец2: к вам, кто не знает, что такое война…

Чтец3: Обращаемся.

Чтец4: Чтобы помнили…

Чтец5: Чтобы поняли…

Чтец1: Об этом могут рассказать они сами.

Чтец2: Те, кто видел ту войну.

Чтец3: Те, кто выжил в ту войну.

Чтец4: Те, кто еще живы.

Чтец5: Те, кому тогда не было 16…

Чтец1: Тем, чье детство опалено огнем Великой Отечественной войны, посвящается…

Чтец2:       Мы – маленькие очевидцы,
                  Последние из могикан,
                  Нам до сих пор тревога снится,
                 И до сих пор отбой не дан.

Чтец3 Дети войны–
           И веет холодом,
           Дети войны–
           И пахнет голодом…
Чтец4: Дети войны–
           И дыбом волосы–
           На челках детских–
           Седые полосы!
Чтец5: Земля омыта
           Слезами детскими,
          Детьми советскими
          И не советскими!
Чтец1: Какая разница,
           Где был под немцами:
           В Дахау, Лидице
           Или в Освенциме?
Чтец2: Их кровь алеет
           На плацах маками,
           Трава поникла–
           Где дети плакали!
Чтец3: Дети войны–
            И боль отчаянна!
            О, сколько надо им
            Минут молчания!

Вед1: Каждый день мы теряли 9168 детей
Вед2:   Каждый час – 382 ребенка
Вед1: Каждую минуту – шестерых детей
Вед2: Каждые 10 секунд – одного ребенка

Вед1: Неугасима память поколений

           И память тех, кого мы свято чтим.

          Давайте, люди, встанем на мгновенье

          И в скорби постоим и помолчим.
                                                 
МИНУТА МОЛЧАНИЯ

Вед 1: Дети войны… Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине…

Вед 2: Вспомним всех поименно,

С горем вспомним своим…

Это нужно не мертвым,

Это нужно живым!

На экране портреты пионеров героев

Вед 1: Лёня Голиков из деревни Лукино Новгородской области стал партизаном в 1941 году. Он участвовал в 26 боевых операциях. Лёня вёл разведку, взрывал с товарищами мосты, уничтожил 78 фашистов. Однажды, находясь в засаде, он подорвал гранатой немецкую легковую машину, в которой ехал гитлеровский генерал, и захватил важные документы – карту оборонительных сооружений и чертёж новой мины. Они были переданы командованию. В январе 1943 года в бою Лёня погиб.

Вед 2: Марат Казей родился в белорусской деревне Станьково. Он стал разведчиком партизанской бригады. В мае 1944 года Марат попал в засаду. Он стрелял до последнего патрона, а потом подорвал себя и врагов гранатой.

Вед1: Валя Котик в 11 лет стал подпольщиком. Он распространял листовки, добывал оружие. В феврале 1944 года при освобождении города Изяславля юный партизан пал смертью храбрых.

Вед2: Ленинградскую пионерку Зину Портнову война застала в Белоруссию. Поступив на работу в офицерскую столовую, Зина передавала партизанам через сестрёнку ценные сведения. Затем её переправили в партизанский отряд. Однажды фашисты схватили юную разведчицу. Во время допроса в витебском гестапо она сумела застрелить начальника гестапо и дежурного офицера. Зина бежала, но гитлеровцы снова схватили её. Она выдержала все пытки и ничего не сказала врагам.

Вед 1:        В те рассветы

Осенние ветры свистели, как стрелы

В те рассветы

Горела в обветренных реках вода.

В те рассветы

Мальчишек фашисты вели на расстрелы.

Те рассветы забыть?

Никогда. Никогда!

Видео «Дети Ленинграда»

1.Блокада… Далеко так это слово

От наших мирных, светлых дней.

Произношу его и вижу снова

Голодных умирающих детей.

2.Как опустели целые кварталы,

И как трамваи мерзли на путях.

И матерей, которые не в силах

Своих детей на кладбище нести.

3.Опять война, опять блокада…

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить!»

4.Нет, надо!

Чтоб снова на планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Что вдруг забудется война:

Ведь эта память - наша совесть.

Она, как силы нам нужна.

Фонограмма « Реквием» (В. Моцарт)

Вед 2:        «Ленинградские дети»… когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Вед1: Это звучало, как пароль: «Ленинградские дети». В осажденном городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и вставали…

5Я к ним подойду. Одеялом укрою,

О чем-то скажу, но они не услышат…

Спрошу, не ответят…

А в комнате трое,

Нас в комнате трое,

Нас в комнате трое, но двое не дышат.

Я знаю, не встанут, Я все понимаю

Зачем же я хлеб на три части ломаю?

 Вед 1: Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь- дистрофия.

Вед2: А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

6Девочка руку протянула

И головой - на край стола.

Сначала, думали: уснула,

А оказалось, умерла.

Никто не обронил ни слова,

Лишь хрипло сквозь метельный стон

Учитель вымолвил, что снова

Занятья после похорон.

        Фонограмма « Реквием» (В. Моцарт)

Вед1:  Эта тонкая тетрадка стоит многих толстых книг,

            Пионерка - ленинградка, потрясает твой дневник!

            Таня Савичева, Таня, ты в сердцах у нас жива.

             Затаив на миг дыханье, слышит мир твои слова.

Вед2: Ленинград в тисках блокады, у ворот ликует враг.

           Рвутся бомбы и снаряды, дует ветер, давит мрак.

           От коптилки не согреться и ни крошки, ни глотка,

           И выводит кровью сердце на страницах дневника.

Видео «Дневник Тани Савичевой»

Вед 2:        Будьте бдительны, люди.

Люди, вслушайтесь в дневник-

В нем звучит сильней орудий,

Тот безмолвный детский крик:

Вед 1: «Савичевы умерли. Умерли все.

Осталась одна Таня»

        Фонограмма «Бухенвальдский набат»

Вед 1: Прошла война, прошла страда.

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

Вед 2:        Пусть память верную о ней

Хранят об этой муке

И дети нынешних детей

И наших внуков внуки!

1: По рассказам и книжкам я знаю войну,

Что сиротами сделала многих детей.

Что заставила плакать седых матерей.

По рассказам и книжкам я знаю войну.

2: По рассказам и книжкам я вижу войну.

Вижу стены, разорванный бомбами дом.

Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.

По рассказам и книжкам я вижу войну.

3:  По рассказам и книжкам я слышу войну

Слышу грохот орудий и раненых крик.

Слышу вздох партизан, замеревших на миг.

По рассказам и книжкам я слышу войну.

4: Я не знаю войны, да зачем она мне?

Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.

Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде

Знали б лишь о прошедшей войне.

Видео «Мама не плач»

Вед 1:         Дети! Им лучше всех на свете!

Дети… за счастье их все в ответе.

Скажите, что было б на свете,

Если б исчезли все дети?

Черные, белые, желтые дети?

Мирно должны жить на нашей планете.

Вед 2:         Да будет светлой жизнь детей!

Как светлый мир в глазах открытых!

О, не разрушь и не убей-

Земле достаточно убитых!

Вед1: На этом литературно-музыкальная композиция, посвящённая детям войны завершается!

Вед2: Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Это страшное слово "война"....." Литературно-художественная постановка

Чтоб знали, чтоб помнили, чтобы чтили...Чтобы ни у одного из наших детей не повернулся язык сказать " подумаешь, война...Это же было давно!"............

Литературная гостиная «Дети страшной той войны…»

Работа «Литературной гостиной» – это способ реализации творческого потенциала, увлекательная форма погружения в художественный мир произведения, прозаического или поэтического, стимул для более глубок...

Литературно-музыкальная композиция "Дети страшной той войны".

Литературно-музыкальная композиция "Дети страшной той войны" для учащихся 6-7 классов. Цели: воспитание патриотизма на основе осмысления прошлого страны, ыормирование любви к мирной жизни, формировани...

Дети страшной той войны, дети гнева и печали ...

Стендовая выставка, посвящённая 70летию годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов...

Разработка классного часа о детях Великой Отечественной войны «И помнить страшно, и забыть нельзя»

Классный час  по теме «И помнить страшно, и забыть нельзя» о детях войны.На классный час приглашена Батракова Аза Константиновна – Заслуженный учитель РФ, Почетный  гражданин Кстовского райо...

Литературно-музыкальная композиция "Дети страшной той войны"

Литературно-музыкальная композиция, посвященная очередной годовщине Великой победы....

Урок литературы "Дети страшной той войны"

Аннотация.Нравственные проблемы, поднимающиеся писателями в произведениях художественной литературы актуальны всегда. Книги, рассказывающие о детях, переживших страшную войну должны знать современные ...