"Это страшное слово "война"....." Литературно-художественная постановка
классный час (11 класс) по теме

Задружная (Ковальчук) Наталия Ильдусовна

Чтоб знали, чтоб помнили, чтобы чтили...Чтобы ни у одного из наших детей не повернулся язык сказать " подумаешь, война...Это же было давно!".........

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   Это страшное слово «война»……….

Звучит «Хотят ли русские войны»

                                                                             Я только раз видала рукопашный.

                                                                            Раз - наяву. И тысячу - во сне.

                                                                            Кто говорит, что на войне не страшно,

                                                                           Тот ничего не знает о войне.

Шум леса

Я зарастаю памятью.
Как лесом зарастает пустошь.
И птицы-память по утрам поют,

И ветер-память по ночам гудит,

Деревья-память целый день лепечут.
Но в памяти моей такая скрыта мощь,

Что возвращает образы и множит...

 Шумит, не умолкая, память-дождь,

И память-снег летит и пасть не может.

Ведущий:

Памяти павших во время Великой Отечественной Войны, а также ныне живущим ветеранам посвящается

Чтец:

Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то два часа осталось?

Песня «О героях былых времен»

Со Дня Победы прошло 65 лет, но время не властно над памятью людей разных поколений.

Все дальше уходят эти годы…. Мы родились и выросли в мирное время.

Мы никогда не слышали воя сирен, извещающего о  воздушной тревоге, не слышали взрывов, пулеметных и автоматных очередей, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, мы не получали похоронок  и не знаем, что такое окопы под непрерывной бомбежкой, у нас мы не стояли в очереди за краюхой хлеба, не знаем, что такое нетопленное жилище зимой, невозможность помыться, мы не знаем, что такое голод и отсутствие воды, мы многого не знаем…

Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать также просто, как утренний сон.

Мы можем судить об этом только по кинофильмам, кадрам кинохроники и художественным произведениям.

Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам

 О горьком победном пути,

Поэтому должен хотя бы наш разум

 Дорогой страданья пройти.

 И мы разобраться обязаны сами

В той боли, что мир перенес.

Конечно, мы смотрим иными глазами –

Но  такими же, полными слез.

«Ла кримоза » Моцарт

Для нас война – история.

Для ветеранов война – это жизнь!

 Именно им мы обязаны счастьем жить на земле.

И тем, кто остался на полях сражений, умер от ран после войны, людям, выстоявшим, пережившим и не забывшим войну, наша сегодняшняя дань памяти.

А может, не было войны…
И людям все это приснилось:
Опустошенная земля,
Расстрелы и концлагеря,
Хатынь и братские могилы?

А может, не было войны.
У деда моего с рожденья шрамы,
Никто от пули не погиб,
И не вставал над миром гриб,
И не боялась гетто мама?

А может, не было войны,
И у станков не спали дети,
И бабы в гиблых деревнях
Не задыхались на полях,
Ложась плечом на стылый ветер?

А может, не было войны?
Не гнали фрицев по этапу,
И абажур из кожи - блеф,
А Муссолини – дутый лев,
В Париже не было гестапо?

А может, не было войны?
И “шмайсер” - детская игрушка,
Дневник, залитый кровью ран,
Был не написан Анной Франк,
Берлин не слышал грома пушек ?

А может, не было войны,
И мир ее себе придумал?
“Но почему же старики
Так плачут в мае от тоски?”-
Однажды ночью я подумал.

А может, не было войны,
И людям все это приснилось?

Танцевальная площадка. Звучит Рио-Рита. Танцуют пары. Шутки. Смех. Резко прерывается музыка. Все пары застывают.

Звучит Объявление Левитана о начале войны и "Священная война". 

 картинки замедленного немого кино.

пары распадаются. Юноши берут вещмешки, прощаются и уходят. Девушки надевают темное: платки, кофты, телогрейки и т.д. Они с грустью и тревогой смотрят вслед уходящим солдатам. Гаснет свет. Звучат пулеметные очереди. Рокот самолетов. Взрывы и выстрелы.

Грозные годы… Как они изменили судьбы, обагрили кровью и слезами, сделали короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушили светлые мечты семнадцатилетних, которые прямо с выпускного бала ушли “из детства в эшелон пехоты, в санитарный взвод”…

Они хотели вернуться в теплые дома, чтоб посмотреть в добрые, полные тоски и печали глаза своих матерей. Очень хотели… но бросались на амбразуры вражеских пулеметов, гибли под пулями, принимали мучительную смерть во вражеском тылу.

Фоном песня из к/ф «Белорусский вокзал» “Здесь птицы не поют…”

Ах, война, что ж ты сделала, подлая?
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры…

Песня «Путь дорожка фронтовая»

Он: "Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями.
Как больно, милая, как странно,
Раздваиваясь под пилой.
Не зарастёт на сердце рана,
Прольётся чистою слезой.
Не зарастёт на сердце рана!
Прольётся пламенной смолой.
Она: Пока жива, с тобой я буду,
Душа и кровь неразделимы!
Пока жива, с тобой я буду,
Любовь и смерть всегда вдвоём!
Ты понесёшь с собой повсюду,
Не забывай меня, любимый!
Ты понесёшь с собой повсюду,
Родную землю, отчий дом.
Он: Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
Она: За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернёмся оба: я и ты.
Он: Но если я безвестно кану
В холодный свет луча дневного?
Но если я безвестно кану
за звёздный пояс, в млечный дом?
Она: Я за тебя молиться стану,
Не забывай меня, любимый,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим

Звучит “Реквием” Моцарта  фоном на весь блок

 Нечеловеческая сила в одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила, земное сбросила с земли
И никого не защитила, в дали обещанная встреча,
И никого не защитила, рука, зовущая в дали".

Вед: Освенцим, Дахау, Бухенвальд……. Гетто. Лагеря смерти. Миллионы замученных стариков, женщин и детей….Над ними ставили нечеловеческие опыты, морили голодом, душили в газовых камерах, сжигали в печах…. Миллионы зверски уничтоженных, но непокоренных человеческих душ.

………..И мы кричали...

Дети! Товарищи! Люди!

Что этот пепел остудит!?

Слёзы, залившие все берега?

Люди! Родные!

Не проглядите врага!

Если вам нужно — вот сердце в груди!

Я буду в упряжке с плугом ходить.

Пусть будет в дырявом опорке нога...

Но только сюда не пускайте врага!

Если вам вместе со сладкою речью

В сердце нацелят лживой картечью,

Национальную сунут фантастику,

Не проглядите фашистскую свастику!

С неё истекает кровавая тьма,

Пепел сожжённых, как бахрома.

Пусть будет ваш взгляд на грядущее зорок...

Мой номер Освенцимский -

ШЕСТЬДЕСЯТ ПЯТЬ ТЫСЯЧ СЕМЬСОТ СОРОК

Звучит «Бухенвальдский набат», участники мезонсцены исполняют песню а-капелла.. исполняет «Мультикейс» и участники постановки

фоном «Журавли» М.Бэрнеса.

 Солдат. Это он остановил захватчиков у стен Москвы, Ленинграда и Сталинграда. Остановил и погнал вспять: через Курск и Орел, через Днепр, Буг, через Кенигсберг и Варшаву — к Берлину.

Туго ему приходилось, солдату. Ведь он вовсе не был былинным богатырем, которому ничего не страшно. Не был он похож и на плакатного героя. Он был обыкновенным человеком наш солдат. С обычным сердцем, которое хотело жить…..

Звучит песня  «О той весне»

Как много общего в жизни наших ветеранов. Молодыми ушли они на фронт. Страна доверила им свою судьбу, вручила оружие. Вы самоотверженно, не щадя своей жизни, боролись за наш мирный день. Вы были отважны и мужественны, а в минуты затишья вдруг появилась гармошка, и песням не было конца.

Песня военных лет…

Стихи и песни вели в бой. Они и стали оружием, разящим врага. Они помогали народу выстоять и победить. И помогли! И победили!

Прошли годы… Страна залечила военные раны, но песня военных лет звучит и сегодня, потрясая сердца. Они нисколько не постарели. Они и сегодня в строю. Сколько их прекрасных и незабываемых? И у каждой своя история, своя судьба.

Исполняется «Землянка»

Девушки сороковых годов.
Ваши слезы, слезы сокровенные,
Тяжелей сибирских зимних льдов…
Непосильны вам воспоминания…
Но, вернувшись в прошлое на час,
Вопреки всем ранам, всем страданиям
В прежних превращаетесь девчат…
Вы не плачьте…
А запойте лучше вы,
Воскресите юность в песне той:
Выходите на берег с “Катюшею”…
На высокий берег на крутой.

Исполняется песня “Катюша”.

.Песням тех, военных лет – поверьте!
Мы не зря от дома вдалеке
Пели в четырех шагах от смерти
О родном заветном огоньке.

Исполняется песня «Огонек”.

Ей руки генералы целовали,
Встав на колени и глаза закрыв.
Без рук ее морщинистых едва ли
Они бы танки бросили в прорыв.
Святое и единственное право,
Возможность испытания любви
Предоставляла женщине держава:
“Родных детей на смерть благослови!”


 «Синенький платочек»

на фоне песни «День Победы»

И вот настал тот день, великий день Великой Победы. С каждым годом он приобретает особую значимость. Вот уже прошло почти 65 лет с того последнего военного дня, но не тускнеет от времени память о подвигах нашего народа. День Победы –это всегда праздник “с сединою на висках”, праздник радости со слезами на глазах; праздник, на котором кроваво красные гвоздики напоминают о цене этой великой Победы.

Стихотворение «Победа»

Ведущий: на фоне  “Реквием” Моцарта

Течет река времени. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения.

Люди!
Покуда сердца стучатся, -
помните!
Какою ценою завоевано счастье, -
помните!

Почти 27 миллионов советских людей погибли.

1710 городов и около 70 000 сел и деревень были полностью разрушены.

Язык цифр скуп. Но вы все же вслушайтесь и представьте... Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать 27 миллионов минут, а это более 40 лет поминальной молитвы.

Помните!
Через века, через года —
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда —
Помните!
Покуда сердца стучатся —
Помните!
Какой ценой
Завоевано счастье,
Помните!

Звуки метронома.

«Журавли»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-художественная композиция «Просто парень сам собой он обыкновенный…»

Литературно-художественная композиция «Просто парень сам собой он обыкновенный…» посвящена  70-летию выхода в свет произведения А.Т. Твардовского «Василий Теркин»....

Программа литературно-художественной мастерской "К истокам"

В период перехода школы на ФГОСы возникла необходимость всё большей и большей организации внеурочной и внешкольной деятельности. Увлечь и привлечь школьника к творчеству - задача первостепенной важнос...

Развитие литературно-художественных способностей учащихся средствами гимназического альманаха (на примере издания альманаха "Лира")

Статья даёт представление о том, как с помощью школьного альманаха можно развивать литературно-художественные способности учеников....

Прочитайте с детьми эти книги! "Серебряный век русской поэзии". Литературно-художественное издание. - М.: ОЛМА Медиа Групп.- 2013.- 448 с.: с ил.

В конце девятнадцатого - начале двадцатого века Россия переживала мощный взлёт культуры, "русский культурный ренессанс", позже названный "Серебряным веком". Но Серебряный век - не просто хронологическ...

План анализа литературно-художественного произведения

План анализа литературно-художественного произведения...

Сценарий литературно-художественной композиции «Дворянский бал в честь победы над Наполеоном»

Мероприятие в рамках реализации программы внеурочной деятельности по литературе "Литературное общество "Чайка". Посвящено 200-летию победы над Наполеоном в войне 1812 года....