Шишков и Карамзин: полемика об истории русского языка.
учебно-методический материал (11 класс) по теме

Мисикова Инна Геннадьевна

  Известно, что начало XIX века было ознаменовано затянувшимся спором между “классиками” и сентименталистами. Сутью этого спора стал прежде всего вопрос о языке художественной литературы. Именно об этой литературной полемике и пойдёт речь в этом сценарии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий спектакля.22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Шишков и Карамзин:

полемика об истории русского языка.

                                          Автор сценария:

Мисикова Инна Геннадьевна,

                                                                учитель русского языка

                                              и литературы

                                                                    МБОУ Фёдоровской СОШ

                                                             Неклиновского района

                                                         Ростовской области.

Действующие лица: литераторы: А.С. Шишков, Н.М.Карамзин, К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, хозяйка салона: Е.А.Карамзина, лакей.

Ведущий 1: Господа! Мы рады приветствовать вас в нашем литературном салоне. Сегодня мы попытаемся окунуться в атмосферу начала XIX века. В это время русские литераторы начинают поиски новых путей в литературе и в связи с этим появились два литературных общества: Дружеское литературное общество в Москве и Вольное общество любителей словесности, наук и художеств в Петербурге.

Ведущий 2: Известно, что начало XIX века было ознаменовано затянувшимся спором между “классиками” и сентименталистами. Сутью этого спора стал прежде всего вопрос о языке художественной литературы. Именно об этой литературной полемике и пойдёт сегодня речь. Для этого  собрались сегодня в литературном салоне Екатерины Андреевны Карамзиной – известнейшие представители мира литературы.

(Уходят ведущие)

Лакей: Адмирал Александр Семёнович Шишков!

Карамзина: Министр народного просвещения, глава цензурного ведомства, президент Российской академии, писатель.

Лакей: Князь Пётр Андреевич Вяземский!

Карамзина: Замечательный русский поэт и литературный критик.

Лакей: Константин Николаевич Батюшков!

Карамзина: Блестящий офицер и замечательный русский поэт! И, конечно, Николай Михайлович Карамзин, хозяин дома, историк, писатель и поэт.

(Уходят лакей и Карамзина)

Карамзин: На правах хозяина дома я сейчас и начну нашу литературную беседу. Постоянные нападки Ваши, Александр Семёнович, заставили меня собрать сегодня всех вас здесь. Я хочу, чтобы вы честно и открыто высказали своё мнение по поводу творчества современных литераторов и моего в том числе.

Шишков: Я уже высказывался откровенно и не раз о том, зачем искать чего-то нового, если ещё сам великий Ломоносов ясно определил, каким должен быть язык российской литературы! Он же писал о пользе церковнославянских слов, кои, по-моему, как раз и сообщают языку богатство, разум, силу, красоту! Его стихи – тому живой пример, образец высокого искусства! Ах, нет ничего прекраснее поэзии Ломоносова! Когда я вспоминаю его “Вечернее размышление…”, мне всегда хочется плакать:

Лице свое скрывает день;
Поля покрыла влажна ночь;
Взошла на горы чёрна тень;
Лучи от нас склонились прочь; 
Открылась бездна, звезд полна;
Звездам числа нет, бездне – дна.

Карамзин: Благодарю Вас, сударь! Однако, признаюсь, слог стихотворения тяжёл…

Шишков: Слог прекрасен! Церковнославянский язык есть корень и основание российского языка! Вы же вносите путаницу в речь! Вы смешиваете стили!

Вяземский: Да стихи-то от этого только выигрывают: они становятся мелодичными, изящными, непринуждёнными и меткими! А в стихах Карамзина много словесной красоты и лёгкости!

Шишков: Послушайте, почему же тогда именно мне, а не Николаю Михайловичу, поручено государем составление российской грамматики, русского словаря и правил стихотворчества?!

Вяземский: Потому что именно ваше ведомство является оплотом политической и литературной реакции! Даже юный гений Пушкин, племянник Василия Львовича, уже понимает суть происходящей полемики; недаром он сказал:

Угрюмых тройка есть певцов:
Шишков, Шихматов, Шаховской.
Уму есть тройка супостатов:
Шишков наш, Шаховской, Шихматов.
Но кто глупей из тройки злой?
Шишков, Шихматов, Шаховской.

Шишков: Да что же это, господа? Оскорбление? Какой-то юнец!.. Да ваши каверзные пародии несносны, господа!  Да, Шаховской – достойный вам соперник! Комедия его о графе Пронском – пародия на “Бедную Лизу”! Мне особенно нравится то место, где граф говорит крестьянке: “Добрая женщина, ты меня трогаешь”, - а та ему отвечает: “Что ты, барин, перекрестись! Я до тебя и не дотронулась”! А ведь это Вы, Николай Михайлович, придумали это смешное слово “трогать”!

Карамзин: Это же хорошо, что язык моих произведений лёгок, изящен, доступен!

Шишков: Чудесно! Значит теперь вместо высокого обращения к полководцу “Герой! Вселенная тебе дивится!” надо сказать запросто: “Ваше превосходительство, вселенная вам удивляется”!

Карамзин: Ну зачем так утрировать?

Шишков: Я не утрирую! В Вашем старании удалить нынешний язык от языка древнего я вижу лишь в стремлении отвлечь читателя от нравоучительных духовных книг, от слова, от языка, от разума и привязать к одним светским писаниям.

Карамзин: Я думаю за сентиментализмом – будущее! Пусть Вас не устраивает мой слог. Но что по этому поводу думают наши гости?

Вяземский: Позвольте мне! Вот свежий номер журнала “Меркурий”. Издатель его, Макаров, пишет: “Удержать язык в одном состоянии невозможно: такого чуда не бывало от начала света. Надо писать, как говорят, и говорить, как пишут. Неужели уважаемый Шишков для удобнейшего восстановления старинного языка хочет возвратить нас и к обычаям и к понятиям старинным? Это нецелесообразно и невозможно: обычаи и понятия народа изменились, и он хочет сочинять и производить слова по нынешним понятиям”.

Шишков: Какая начитанная молодёжь! Подумаешь, в журналах пишут! И всё равно все должны согласиться, что только классицизм является самым современным, прогрессивным литературным направлением! Трагедия, ода, историческая поэма – вот ведущие жанры!!!

Батюшков: Но литературный язык – язык живой! И современные поэты…

Шишков: Современные? Вот превосходная современная эпическая поэма Шихматова “Пётр Великий”:

Спрягаются страны далёки
Рукою росского царя,
В безводныхпролиялись реки,
Связуют дружбою моря.
Надменны высоты кремнисты, 
И чужды жизненных даров,
Ложатся в персть, вняв глас Петров,
Исчезли блата топки, мшисты…

Батюшков: Реки “пролиялись”? Высоты “надменны”? “Блата”? Как, Вы говорите, назван сей дивный труд? “Пётр Великий”? Пусть он переименует свою полудикую поэму в “Пётр Большой”, “Пётр Длинный”… Но зачем же “Пётр Великий”?

Шишков: В конце концов это дерзко!

Вяземский: Ах,( к Шишкову) Александр Семёнович! Молодёжь Вас всё равно переспорит. Так было всегда: новое сменяет старое. При всём уважении к классицизму, вынужден признать, что свою роль в литературном процессе, он уже сыграл.

Батюшков: Заслуги этого направления несомненны. Но, согласитесь, что на сегодняшний день классицизм как творческий метод себя изжил.

Вяземский: Но и сентиментализм не удовлетворяет нынешних литераторов! Именно он заставил литераторов “спуститься на землю” и обратить внимание на переживания простого человека! Впервые человеческая личность была представлена “изнутри”: в мыслях, чувствах, настроениях!

Карамзин: Прибавьте к этому ещё и обращение к обыденной жизни, и проявление авторской индивидуальности, и разработку нового художественного языка…

Вяземский: Господа! Я думаю, сейчас самое время отвлечься от нашего спора и послушать  стихотворение Василия Андреевича Жуковского:

Озарися, дол туманный;
Расступися, мрак густой;
Где найду исход желанный?

Где воскресну я душой?
Ах! зачем я не с крылами?
Полетел бы я к холмам.
О предел очарованья,
Как прелестна там весна!
Верь тому, что сердце скажет;
Нет залогов от небес;
Нам лишь чудо путь укажет
В сей волшебный край чудес.

Карамзин: Спасибо! Хочу отметить, что с появлением Жуковского в печати его стихи  понятны, звучны. Никто ещё не говорил стихами на Руси так просто и ясно!

Ведущий 1: Спор может продолжаться бесконечно.  Но ни Жуковский, ни Батюшков ещё не знали, что они явились основоположниками нового литературного направления в русской литературе – романтизма.

Ведущий 2: Развитие жизни требовало от литературы нового идейного содержания и новых художественных форм. Романтикам предстояло победоносно завершить борьбу с классицизмом, и в этом несомненна заслуга Жуковского! И без Жуковского мы не было  бы Пушкина!!!

Ведущий 1: Спасибо всем участникам спора, которые помогли нам  сегодня окунулись в атмосферу начала XIX века, попробовали прочувствовать и понять литературную ситуацию того времени!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку в 8 классе "Страницы истории русского языка"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 8 классе предполагает знакомство учащихся с этапами становления русской письменности, с распространением книжности на Руси...

Элективный курс по русскому языку "По страницам истории русского языка"

,      Элективный курс «По страницам истории русского языка» предусмотрен для учащихся 10-11-х классов в рамках организации профильной подготовки учащихся. Данный курс рассчитан на...

Методическая разработка интегрированного открытого урока по общеобразовательным учебным предметам «История», «Русский язык и литература» для преподавателей истории, русского языка и литературы Н.М.Карамзин "Путешествие к самому себе..."

Разработка интегрированного открытого урока с мультимедийной поддержкой для преподавателей истории, русского языка и литературы.  Н.М.Карамзин "Путешествие к самому себе..."...

Программа курса дополнительного образования "Русская словесность. Культура речи. История русского языка". 9 класс

Программа курса дополнительного образования "Русская словесность. Культура речи. История русского языка". 9 класс...

Презентация к уроку русского языка "Реформы орфографии в истории русского языка"

Материалы презентации будут полезны при  закреплении раздела "Орфография" на уроках при углубленном изучения русского языка в 7 - 10 классах....

Презентация "Из истории русского языка"(о происхождении названий русских падежей)

Презентация "Из истории русского языка"(о происхождении названий русских падежей)...


 

Комментарии

Мисикова Инна Геннадьевна

Этот спектакль был представлен на районном фестивале русского языка в селе Покровское 16 мая 2013 года.