Шишков и Карамзин: полемика об истории русского языка.
учебно-методический материал (11 класс) по теме
Известно, что начало XIX века было ознаменовано затянувшимся спором между “классиками” и сентименталистами. Сутью этого спора стал прежде всего вопрос о языке художественной литературы. Именно об этой литературной полемике и пойдёт речь в этом сценарии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий спектакля. | 22.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Шишков и Карамзин:
полемика об истории русского языка.
Автор сценария:
Мисикова Инна Геннадьевна,
учитель русского языка
и литературы
МБОУ Фёдоровской СОШ
Неклиновского района
Ростовской области.
Действующие лица: литераторы: А.С. Шишков, Н.М.Карамзин, К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, хозяйка салона: Е.А.Карамзина, лакей.
Ведущий 1: Господа! Мы рады приветствовать вас в нашем литературном салоне. Сегодня мы попытаемся окунуться в атмосферу начала XIX века. В это время русские литераторы начинают поиски новых путей в литературе и в связи с этим появились два литературных общества: Дружеское литературное общество в Москве и Вольное общество любителей словесности, наук и художеств в Петербурге.
Ведущий 2: Известно, что начало XIX века было ознаменовано затянувшимся спором между “классиками” и сентименталистами. Сутью этого спора стал прежде всего вопрос о языке художественной литературы. Именно об этой литературной полемике и пойдёт сегодня речь. Для этого собрались сегодня в литературном салоне Екатерины Андреевны Карамзиной – известнейшие представители мира литературы.
(Уходят ведущие)
Лакей: Адмирал Александр Семёнович Шишков!
Карамзина: Министр народного просвещения, глава цензурного ведомства, президент Российской академии, писатель.
Лакей: Князь Пётр Андреевич Вяземский!
Карамзина: Замечательный русский поэт и литературный критик.
Лакей: Константин Николаевич Батюшков!
Карамзина: Блестящий офицер и замечательный русский поэт! И, конечно, Николай Михайлович Карамзин, хозяин дома, историк, писатель и поэт.
(Уходят лакей и Карамзина)
Карамзин: На правах хозяина дома я сейчас и начну нашу литературную беседу. Постоянные нападки Ваши, Александр Семёнович, заставили меня собрать сегодня всех вас здесь. Я хочу, чтобы вы честно и открыто высказали своё мнение по поводу творчества современных литераторов и моего в том числе.
Шишков: Я уже высказывался откровенно и не раз о том, зачем искать чего-то нового, если ещё сам великий Ломоносов ясно определил, каким должен быть язык российской литературы! Он же писал о пользе церковнославянских слов, кои, по-моему, как раз и сообщают языку богатство, разум, силу, красоту! Его стихи – тому живой пример, образец высокого искусства! Ах, нет ничего прекраснее поэзии Ломоносова! Когда я вспоминаю его “Вечернее размышление…”, мне всегда хочется плакать:
Лице свое скрывает день;
Поля покрыла влажна ночь;
Взошла на горы чёрна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна, звезд полна;
Звездам числа нет, бездне – дна.
Карамзин: Благодарю Вас, сударь! Однако, признаюсь, слог стихотворения тяжёл…
Шишков: Слог прекрасен! Церковнославянский язык есть корень и основание российского языка! Вы же вносите путаницу в речь! Вы смешиваете стили!
Вяземский: Да стихи-то от этого только выигрывают: они становятся мелодичными, изящными, непринуждёнными и меткими! А в стихах Карамзина много словесной красоты и лёгкости!
Шишков: Послушайте, почему же тогда именно мне, а не Николаю Михайловичу, поручено государем составление российской грамматики, русского словаря и правил стихотворчества?!
Вяземский: Потому что именно ваше ведомство является оплотом политической и литературной реакции! Даже юный гений Пушкин, племянник Василия Львовича, уже понимает суть происходящей полемики; недаром он сказал:
Угрюмых тройка есть певцов:
Шишков, Шихматов, Шаховской.
Уму есть тройка супостатов:
Шишков наш, Шаховской, Шихматов.
Но кто глупей из тройки злой?
Шишков, Шихматов, Шаховской.
Шишков: Да что же это, господа? Оскорбление? Какой-то юнец!.. Да ваши каверзные пародии несносны, господа! Да, Шаховской – достойный вам соперник! Комедия его о графе Пронском – пародия на “Бедную Лизу”! Мне особенно нравится то место, где граф говорит крестьянке: “Добрая женщина, ты меня трогаешь”, - а та ему отвечает: “Что ты, барин, перекрестись! Я до тебя и не дотронулась”! А ведь это Вы, Николай Михайлович, придумали это смешное слово “трогать”!
Карамзин: Это же хорошо, что язык моих произведений лёгок, изящен, доступен!
Шишков: Чудесно! Значит теперь вместо высокого обращения к полководцу “Герой! Вселенная тебе дивится!” надо сказать запросто: “Ваше превосходительство, вселенная вам удивляется”!
Карамзин: Ну зачем так утрировать?
Шишков: Я не утрирую! В Вашем старании удалить нынешний язык от языка древнего я вижу лишь в стремлении отвлечь читателя от нравоучительных духовных книг, от слова, от языка, от разума и привязать к одним светским писаниям.
Карамзин: Я думаю за сентиментализмом – будущее! Пусть Вас не устраивает мой слог. Но что по этому поводу думают наши гости?
Вяземский: Позвольте мне! Вот свежий номер журнала “Меркурий”. Издатель его, Макаров, пишет: “Удержать язык в одном состоянии невозможно: такого чуда не бывало от начала света. Надо писать, как говорят, и говорить, как пишут. Неужели уважаемый Шишков для удобнейшего восстановления старинного языка хочет возвратить нас и к обычаям и к понятиям старинным? Это нецелесообразно и невозможно: обычаи и понятия народа изменились, и он хочет сочинять и производить слова по нынешним понятиям”.
Шишков: Какая начитанная молодёжь! Подумаешь, в журналах пишут! И всё равно все должны согласиться, что только классицизм является самым современным, прогрессивным литературным направлением! Трагедия, ода, историческая поэма – вот ведущие жанры!!!
Батюшков: Но литературный язык – язык живой! И современные поэты…
Шишков: Современные? Вот превосходная современная эпическая поэма Шихматова “Пётр Великий”:
Спрягаются страны далёки
Рукою росского царя,
В безводныхпролиялись реки,
Связуют дружбою моря.
Надменны высоты кремнисты,
И чужды жизненных даров,
Ложатся в персть, вняв глас Петров,
Исчезли блата топки, мшисты…
Батюшков: Реки “пролиялись”? Высоты “надменны”? “Блата”? Как, Вы говорите, назван сей дивный труд? “Пётр Великий”? Пусть он переименует свою полудикую поэму в “Пётр Большой”, “Пётр Длинный”… Но зачем же “Пётр Великий”?
Шишков: В конце концов это дерзко!
Вяземский: Ах,( к Шишкову) Александр Семёнович! Молодёжь Вас всё равно переспорит. Так было всегда: новое сменяет старое. При всём уважении к классицизму, вынужден признать, что свою роль в литературном процессе, он уже сыграл.
Батюшков: Заслуги этого направления несомненны. Но, согласитесь, что на сегодняшний день классицизм как творческий метод себя изжил.
Вяземский: Но и сентиментализм не удовлетворяет нынешних литераторов! Именно он заставил литераторов “спуститься на землю” и обратить внимание на переживания простого человека! Впервые человеческая личность была представлена “изнутри”: в мыслях, чувствах, настроениях!
Карамзин: Прибавьте к этому ещё и обращение к обыденной жизни, и проявление авторской индивидуальности, и разработку нового художественного языка…
Вяземский: Господа! Я думаю, сейчас самое время отвлечься от нашего спора и послушать стихотворение Василия Андреевича Жуковского:
Озарися, дол туманный;
Расступися, мрак густой;
Где найду исход желанный?
Где воскресну я душой?
Ах! зачем я не с крылами?
Полетел бы я к холмам.
О предел очарованья,
Как прелестна там весна!
Верь тому, что сердце скажет;
Нет залогов от небес;
Нам лишь чудо путь укажет
В сей волшебный край чудес.
Карамзин: Спасибо! Хочу отметить, что с появлением Жуковского в печати его стихи понятны, звучны. Никто ещё не говорил стихами на Руси так просто и ясно!
Ведущий 1: Спор может продолжаться бесконечно. Но ни Жуковский, ни Батюшков ещё не знали, что они явились основоположниками нового литературного направления в русской литературе – романтизма.
Ведущий 2: Развитие жизни требовало от литературы нового идейного содержания и новых художественных форм. Романтикам предстояло победоносно завершить борьбу с классицизмом, и в этом несомненна заслуга Жуковского! И без Жуковского мы не было бы Пушкина!!!
Ведущий 1: Спасибо всем участникам спора, которые помогли нам сегодня окунулись в атмосферу начала XIX века, попробовали прочувствовать и понять литературную ситуацию того времени!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку в 8 классе "Страницы истории русского языка"
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 8 классе предполагает знакомство учащихся с этапами становления русской письменности, с распространением книжности на Руси...
Элективный курс по русскому языку "По страницам истории русского языка"
, Элективный курс «По страницам истории русского языка» предусмотрен для учащихся 10-11-х классов в рамках организации профильной подготовки учащихся. Данный курс рассчитан на...
Методическая разработка интегрированного открытого урока по общеобразовательным учебным предметам «История», «Русский язык и литература» для преподавателей истории, русского языка и литературы Н.М.Карамзин "Путешествие к самому себе..."
Разработка интегрированного открытого урока с мультимедийной поддержкой для преподавателей истории, русского языка и литературы. Н.М.Карамзин "Путешествие к самому себе..."...
Презентация к интегрированному открытому уроку по общеобразовательным учебным предметам «История», «Русский язык и литература» для преподавателей истории, русского языка и литературы по теме "Н.М.Карамзин "Путешествие к самому себе..."
Презентация к интегрированному уроку для преподавателей истории, русского языка и литературы "Н.М.Карамзин "Путешествие к самому себе..."...
Программа курса дополнительного образования "Русская словесность. Культура речи. История русского языка". 9 класс
Программа курса дополнительного образования "Русская словесность. Культура речи. История русского языка". 9 класс...
Презентация к уроку русского языка "Реформы орфографии в истории русского языка"
Материалы презентации будут полезны при закреплении раздела "Орфография" на уроках при углубленном изучения русского языка в 7 - 10 классах....
Презентация "Из истории русского языка"(о происхождении названий русских падежей)
Презентация "Из истории русского языка"(о происхождении названий русских падежей)...
Комментарии
Сценарий спектакля.
Этот спектакль был представлен на районном фестивале русского языка в селе Покровское 16 мая 2013 года.