Моя семья
материал (5 класс) по теме

Сценарий праздника "Моя семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_semya.doc170.86 КБ

Предварительный просмотр:

                           МОЯ СЕМЬЯ

(Сценарий праздника для детей, родителей, бабушек и дедушек)

ЦЕЛЬ:    Образовательная: познакомить учащихся  с историей и традициями казачества.

Воспитательная: формирование у детей любви к родине, ее традициям, обычаям, культурным ценностям, воспитание познавательного интереса учащихся к предмету «Кубановедение», воспитание взаимопонимания и уважительного отношения друг к другу в семье.

Ведущая Вы хотите увидеть себя в зеркале, но не в простом зеркале, а в зеркале истории своей семьи, своего народа?

( В руках ведущей появляется кукла)

   Сегодня у нас в гостях  вот такая милая девочка. Давайте дадим ей имя и сделаем это так, как делали все родители на Руси в давние времена. Тогда регистрация новорожденных производилась только церковью, и священник на выбор предлагал несколько имен святых, которые значились в специальной книге – святцах.

( Смотрим, какое имя можно выбрать кукле)

А вы представляете, как волновались ваши родители, когда выбирали вам имена? Они вложили в них всю свою любовь и большие надежды. Поэтому и назвали вас Александрами – «настоящими мужчинами», Алексеями – «защитниками», Викторами – «победителями».

Внимание! Конкурс.

Я попрошу «настоящих мужчин», «защитников» и «победителей» подойти ко мне.

(Конкурс «Кто больше расскажет пословиц о родине, семье»)

Сколько есть еще замечательных имен! Вот Михаил – «равный Богу», Лариса – «подобная чайке». А Петр – «каменная глыба». От мужественных воинов – викингов пришли к нам имена Игорь, Олег и Ольга. Даже такое русское имя Иван – древнееврейское слово, которое переводится как «Бог помиловал».

Внимание! Конкурс.

А вы можете сказать, как зовут ваших бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек и прапрадедушек и т.д. ( Детям помогают их родители. За ответ дается жетон.)

2. Всех жителей городов, станиц, поселков Краснодарского края можно назвать одним словом - «кубанцы». А еще мы - земляки. Так называют людей, у которых одна земля, общая малая родина.

   Каждому из нас необходимо знать историю и обычаи не только своего рода, но и своего народа. Наш край – казачий край.

 Внимание! Конкурс.

Что вы можете рассказать о традициях казаков, о воинской службе, об отношении казака к женщине, жене, детям?

                                                    Права и обязанности казака

     Право вступления в казачье общество (Круг, объединение, земляче ство) имеет любой православный казак по отцу или матери, а главное, осоз нающий себя казаком и живущий по принципам казачества,   служащий   всей  душой  и   помыслами  народу  своему.

       Правом присутствия на кругах и сходах, правом быть избранным на любую должность, правом свободно излагать и отстаивать свои взгляды на развитие казачьей общины, так и всего казачества, традиционно обладают православные казаки.

     Казак имеет право посещать круги и сходы вместе с отцом, совер шеннолетним старшим братом или родственником, крестным отцом или наставником, свободно выбранным им самим или матерью с 10-летнего возраста (в виде исключения с 8 лет). Возраст устанавливается на Кругу.

   Основанием для вступления в любое казачье общество служит лич ное заявление вступающего с последующим поручительством трех членов  сообщества: от товарища вступающего, совета стариков, от члена  Атаманского правления". За казачку поручается уважаемая женщина из казачьего объединения. Кроме поручительства обязательно благословление священника.

Прием производится простым большинством голосов.

Вступающий в сообщество обязан соблюдать обычаи и традиции, придерживаться принципов казачьей нравственности:

  - почитать каждого старика отцом своим, престарелую казачку - мате рью;

- пожилые люди должны относиться к тем, кто моложе, как к детям своим:

- почитать каждую казачку -- сестрою своею, чьи честь и достоинство следует нести выше собственной головы, каждого казака - братом;

- каждого ребенка беречь и любить как собственного.

        Оскорбление одного казака есть оскорбление всех. В случае обиды
или нужды казак обязан приходить на помощь немедленно, средствами без просьбы со стороны нуждающегося.

        Вера в Бога есть дар. Поскольку все казачьи обычаи связаны с право славием, то член казачьего общества обязан их выполнять вместе с братьями своими. За нарушение этого правила, за оскорбление отеческого обычая  должно следовать строгое наказание и даже исключение из общества.

        Казачество всегда было символом российской государственности.
Традиционно, не претендуя ни на какую власть, казак всегда придерживался
существующего в стране порядка, был оплотом стабильности, поэтому член
любого казачьего объединения должен быть безупречным гражданином,
примером в быту и службе.

        Казак понимает свою жизнь как служение Богу, исполнение его запо ведей,  служение Отечеству и народу. Нельзя служить в полсилы - лю бое дело, порученное атаманом, Советом стариков, правлением или Кругом, казак должен выполнить безупречно.

        Казак обязан по первому зову являться на Круги и сходы в предпи санное для каждого отдельного случае одежде. Обязан иметь и по приказу атамана надевать в праздничные, храмовые и иные праздники, отмечаемые его обществом, национальную одежду со всей ее атрибутикой и деталями, такую, как было принято в той области, откуда он ведет родословную.        

        Казак обязан высоко нести казачью честь, беречь достоинство каза чества, его обычаи и традиции. Следовать постоянно христианским запове дям любви к ближнему, законопослушания, веротерпимости, трудолюбия и  миролюбия.

        Самым тяжким наказание казака считается исключение из казачьего
общества.

Отношение к женщине - казачке

        Женщины пользуются таким уважением и почитанием, что в наде лении ее обязанностями и правами мужчин не нуждается,

       Разговаривая с женщиной на Кругу или сходе, казак обязан стоять, при разговоре с женщиной преклонных лет - сняв шапку.

      Казак не имеет права вмешиваться в женские дела.

     Казак обязан оберегать женщину всеми силами и средствами, защи щать ее, отстаивая ее честь и достоинство - этим он обеспечит будущее сво его народа.

     Казачки могут создавать любые объединения внутри общества, не
противоречащие принципам православия и уставу общества, в которые ка зак старик или атаман не имеет права вмешиваться без просьбы женщин.

   По просьбе атамана или Атаманского правления казачка может принимать участие во всех делах своего общества, где пользуется всеми права ми.

  Интересы женщины-казачки на Кругу представляет ее  крестный, муж, брат или сын.

   Одинокая казачка, девушка или вдова   пользуется личной защитой   атамана,  членов Атаманского правления или Совета стариков.   Казачка вправе выбрать себе ходатая из своих станичников, хуторян или Совета стариков. В иных случаях ее интересы на кругу представляет атаман

     Казачки имеют право обращаться непосредственно к атаману с
просьбой, жалобами, предложениями или выходить на Круг через Совет
стариков.

   Казачки могут находиться на Круге в качестве почетных гостей по
специальным вопросам.

                                                 Наказ казаку

Всем будущим казакам следует узнать нашу науку - науку побеждать. Помни и знай свое славное прошлое, своих дедов и прадедов, про должай их дело с усердие.

   Будь терпелив   в трудах и не унывай от неудач.

  Люби Кубань родную и землю русскую.

 Почитай мать родную и  отца   своего, заботься о них. Меж собой живите ладно, песни пойте складно.

                                   Наказ казачке

Уважай и люби родителей своих: отца-батюшку, родную матушку. Навек запомни - ближе их нет никого.

Будь всегда к людям приветлива, добра, ласкова и они отзовутся на добро твое.

Будь трудолюбива» Помни пословицу давнюю: "Делай как лучше, как хуже - само сробиться."

Никогда не унывай. Знай: "Счастье-долюшка у веселых чаще гостит".

Береги обычаи сторонушки кубанской.

Меж собой живите ладно, песни пойте складно.

Внимание! Конкурс.

3.  Гордо звучало слово « мужчина», «казак». А как воспитывали настоящего казака?

 Рождение какого ребенка было особой радостью для семьи?

Конечно, мальчика. Если рождался мальчик, то это считалось прибытком, наделяли земельный участок, а рождение девочки считали убытком, а девочку разорительницей.

Что было первыми пеленками для ребенка?

Первыми пеленками для ребенка были отцовские рубашки, так как они имели обереговое значение.

Кто и как определял судьбу годовалого мальчика?  

В один годик крестный сажал мальчика на коня на шелковый пла ток и провозил вокруг церкви 3 раза. Если ухватился за гриву, быть казаком, расплачется - казака не будет, а упадет - быть убитому в бою. Эту весть крестный держал в тайне.                                  

    В какое время переходил мальчик на мужскую половину дома?

Это происходило в семь лет.

С какого времени было нельзя наказывать мальчика?

Когда казачонок в семь лет переходил на мужскую сторону дома, наступало время для запрета ругать его женщинам.

С какого времени казачонок становился защитником семьи?

Когда исполнялось казачонку семь лет, он становился защитником семьи. Уезжая из дома, отец всегда наказывал сыновьям, чтобы они берегли женщин и защищали дом. В семье старались поддерживать эту роль для воспитания настоящего защитника.

 Зачем отцу давали на крестины «горькую кашу»?

Отец ел кашу и не морщился, чтобы сыну или дочке меньше горь кого досталось.

 Каких имен больше в святцах, женских или мужских?

В святцах 900 имен мужских, а женских 280. К мужчинам на Руси

были серьезные требования на чистоту веры.         

Какие поступки должен был совершить каждый мужчина, чтобы стать настоящим

мужчиной?

а) построить дом; б) посадить дерево; в) воспитать из сына настоя щего мужчину.

Кто рубил лес для избы?        

В самые лютые морозы шли в лес отец с сыновьями. Старший ме тил деревья, младший - рубил, да так, чтобы верхушки деревьев падали на восток, где начинается жизнь. Если крона падала на за пад, то это дерево брали только на дрова.

 Кто и как выбирал место для строительства нового дома?

Мужчина, будущий хозяин дома, заводил на земельный удел коня. Там, где далее других конь ел траву или даже ложился отдохнуть, делали разметку и забивали калитку для дома.

 Что клал мужчина в правый восточный угол дома (в фундамент)?

Клал в фундамент в правый восточный угол пшеницу для сытости жизни, шерсть для

тепла, ладан для благословения, деньги, золото или серебро - для благополучия.

Как советовала русская народная культура относиться мужчине - мужу к жене?        

Надо относиться мужу к жене, как к Божьему храму.        
Как должен был поступать муж, если провинилась жена?

Если жена провинилась, пожури наедине без свидетелей, а потом приласкай и пожалей.
Кто имел право в доме резать хлеб?

Только мужчина имел право резать хлеб, причем самый старший во  время пищи. Дети - мальчики начинали резать хлеб с семи лет.  

 Кто имел право первым кушать за столом?

Только мужчина - дед или муж - мог первым начать кушать за столом.

Кто начинал посев пшеницы, льна?

Селяне выбирали самого благочестивого мужчину. Он одевал новую льняную рубаху, расшитую ритуальным растительным узором, и начинал посев.

Дарили ли мальчикам и мужчинам подарки?

Девочку задаривали с младенчества подарками, а мальчикам совсем не дарили подарков, как напоминание о том, что мужчина не должен ждать подарков, а ему необходимо зарабатывать своим трудом. Мальчиков учили дарить подарки девочкам.

Сколько лет служил казак в войске?

Служба начиналась с 18 лет. 20 лет, из них 4 года в приготовительном отряде готовятся к военной службе в своей станице. Следующие 4 года была действительная военная служба на охране рубежей России. В те чение следующих лет казак ежегодно был на месячных военных сборах, потом в течение 4 лет один раз был на сборах. И последние 4 года был в запасном отряде. Казак отсутствовал всего 4 года.

Что означала шашка для казака?

Шашка была символом всей полноты прав у казака, а также обла дания им паевым земельным наделом. Вручалась казаку в 17 лет   без темляка.        

Почему в церкви казак обнажал шашку?

В церкви, в момент слушания Евангелия, шашка обнажалась напо ловину, что означало готовность казака встать на защиту христиан ства.

Когда казак снимал шапку?

Шапка снималась во время молитвы, присяги и выступления на Казачьем Кругу. Шапка, сбитая с головы, была вызовом на поединок.

Внимание! Конкурс.

(В руках у ведущей появляются куклы.)

4.  Ребята, давайте оденем наших кукол. Но сделать это будет не просто: мы должны подобрать для них одежду кубанских казаков. Перед вами лежат таблички со словами, а вы должны будете выбрать только те, которые обозначают названия одежды, обуви кубанских казаков.

(Ваганы(корыто для стирки), бурки( стеганые валенки), бешмет, батог, калюжа(лужа), кунтуш, кырпыли( деревянные вилы), кушак, манете, балахон, парочка, шлычка, чекмень, постолы ( мягкая обувь из сыромятной кожи ), пухли (сборки на рукаве кофты), халява (голенище), шурга (снежная буря) и т. д.

А теперь давайте проверим себя.

Словарь кубанского костюма

Кубанский женский костюм

1. Женская верхняя одежда

Балахон - домашнее платье казачки.

Капот - верхняя накидная одежда.

Кохточка - шилась разных фасонов: приталенная со сборкой по бедрам «басочкой», рукав длинный - гладкий или сильно присборенный с «пухлями», на высоких или узких манжетах, воротник - «стойка» или вырезанный по объему шеи. Нарядные блузки украшались тесьмой, кружевом, строчка ми, гарусом, бисером, шерстяной пряжей.

Манете - блузка свободного покроя.

Парочка - юбка и кофта.

Плахта - несшитая юбка из клетчатого домотканого полотна.

Рубаха (сорочка) - сохранила основы русского женского костюма: длинная туникообразного покроя с длинными пышными рукавами на ман жете; ворот круглый, присборенный, с глубоким вырезом на груди. Рукав соединялся со станом квадратной ластовицей. Рукава, ворот, подол украша лись вышивкой в праздничных сорочках.

Спидница - обязательная нижняя юбка, шилась из тонкой белой или светлой ткани с кружевами, часто орнаментирована вышивкой.

Стеганая (кофта) «кохта» - верхняя зимняя одежда без воротника с широкими косыми полами, образующими глубокий запах, в котором носили ребенка.

Чекмень - верхняя запашная одежда на стеганой подкладе.

Шубки - зимняя одежда мехом внутрь, крытые бархатом или шелком.

Юбки - шились пышными из 4 - 7 полос по метру шириной. Внизу ук рашались кружевом, сборками.        

2.   Женская обувь

Башмаки - обувь летняя.

Полусапожки.

Черевички - женская обувь в западных станицах.

3.   Женский головной убор

Головные уборы напоминали по форме лодочки с двумя рожками, монашеские клобуки, тиары и митры, меховые шапки с 2 и 4 симметричными рожками.

Высокие кички с сороками, наподобие большой треугольной лопаты, вышитой спереди серебром, золотом и шелком в узор.

Платки.

Плат - убрус - узкий платок, головное полотенце, старинный головной убор.

Шальник - кисейная или флеровая фата с распушенными сзади копнами.

Шали     Шлычка

4.   Аксессуары        

Базилики  - браслеты золотые и серебряные.                              
Борок - (ст. Донской) - ожерелье из жемчуга.                            

Герданы - бусы из фабричного фарфорового и стеклянного бисера.
Манисто - бусы                                                                                                                                                                     Намисто - нитки бус для украшения костюма                                                                    

Стеклярус - украшение женской одежды.                            

Кубанский мужской костюм        

1.   Мужская верхняя одежда

Бешмет (кавк.,слово) - верхняя одежда, летом на подкладе, зимой - стеганая, шили.из фабричных тканей ярких цветов (красного, малинового, сине го, розового). Застежка впереди, высокий воротник - стойка. Рукава на ман жетах. Ворот и планки украшались серебряными нитями, на груди - карманы. Застежки на крючках посредине груди. На спине отрезной с двумя - тремя парами складок от пояса вниз.

Бурка - верхняя мужская меховая одежда.

Одежда служивых казаков:

Конные казаки - синие шаровары, синий кунтуш, под который надевали кафтан красного цвета.

Одежда артиллеристов-  шаровары темно-зеленые, черкеска — зеленая, бешмет - черный,

Одежда гвардейцев - черкески красные, бешметы красные.

Одежда кавалеристов - шаровары синие, черкески синие, бешметы крас ные.

Рубаха - с прямым воротом, заправлялась в суконные шаровары. Старо веры носили рубаху поверх шаровар, подпоясывали узким кавказским ре мешком с серебряным набором.

Тулупы - шубы.

Чекмень (на Дону), Керея (у запорожцев) - суконный верхний кафтан,

шитый так же как бешмет, но с открытой грудью, при узком шалевом воро те или вороте, обшитом широкой тесьмой. Рукава широкие, схваченные манжетами, часто откидные с задним локтевым прорезом.

Черкеска - верхняя одежда ниже колен, подпоясанная кавказским ре мешком. Рукава внизу расширялись, с яркими манжетами. На груди газыри.

Шаровары - суконные, с мотнёй - вышитым прямоугольным лоскутом между штанинами, широкие штаны на учкуре.

Шубы - кожухи - зимняя верхняя одежда из дубленых белых и черных  овчин, с глубоким запахом, с небольшим воротником.

2.   Мужская обувь: Башмаки - летняя обувь. Ходаки - ноговицы. Чувяки.

Чирики - легкая обувь.

3.   Мужской головной убор:

Башлык - кавказский и кубанский покров на голову. Шьется из тонко го сукна в виде квадратного мешка с двумя открытыми сторонами и с длинными лопастями в открытом углу.

Утепленный капюшон, который надевали поверх папахи. Потом стал частью обмундирования в русской армии.

Кубанка - низкая папаха с малиновым верхом, перекрещенным галун ным кантом. Была распространена среди казаков только в конце 19 в.

Папаха - меховой высокий головной убор.

   4.   Аксессуары:

Газыри - нашивка на груди черкески для 16 патронов. Раньше служили патронажем, а потом остались как знак воинской одежды.

Внимание! Конкурс.

5. Все кубанские хозяйки – настоящие мастерицы: они знают множество рецептов и кулинарных секретов. Наверняка ваши мамы, бабушки тоже замечательно готовят. У вас было задание: понаблюдать за их работой, расспросить обо всем, а еще лучше – помочь в приготовлении какого-либо оригинального кубанского блюда. Поделитесь, пожалуйста, с нами тем, что вы узнали и чему научились.

6. Подведение итогов конкура, вручение призов победителям и участникам конкурсов.

Звучит песня «Ой, да Краснодарский край» (муз. В.Захарченко, ст. С.Хохлова)

Использованная литература

1. Словарь русских суеверий, заклинаний, примет и поверий. – Нижний Новгород, 1996.

2. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. // Составитель М. Забылин.- Ростов-на-Дону: Феникс. 1996.

3. Бондарева Н.А. С почтением к мужчине. – Спутник классного руководителя. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекторий для родительского собрания "Православная семья как оптимальный тип социальной структуры (воспитательное влияние семьи на ребенка)"

В статье рассмотрены  проблемы семейного воспитания в русле современной действительности, где православная семья представляется  оптимальным типом социальной структуры....

Урок-мастерская "Две семьи. Семья Ростовых в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" и семья Мармеладовых в романе Ф.Н. Достоевского "Преступление и наказание."

Учителям словесности на современном этапе обучения литературе особенно при подготовке к новым формам аттестации (ЕГЭ) нужно отойти от традиционного репродуктивного метода преподавания, от вопросно-отв...

Проект областной профильной смены лагеря-похода с круглосуточным пребыванием для многодетных семей, семей с детьми – инвалидами и приемных семей "Лето с рюкзаком"

Семейный лагерь-поход - это эффективная форма организации летнего отдыха, способствующего развитию творческих способностей взрослых и детей, формированию толерантного сознания членов семей и социально...

«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» г. Ноябрьска

О работе службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» ...

Программа работы с неблагополучными семьями"СЕМЬЯ- это семь Я"

краткая характеристика и способы работы с неблагополучными семьями....