Час общения: Музыкальная гостиная "Жаворонок золотой степи"
классный час (10 класс) по теме
Данная разработка часа общения составлена в форме музыкальной гостиной и посвящена творчеству казахского акына курмангазы Сагырбаеву. К данной разработке прикреплена презентация "Жаворонок золотой степи". Так же имеются музыкальные файлы с музыкой Курмангазы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Музыкальная гостиная "Жаворонок золотой степи" | 67 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Отдел образования науки и спорта акимата города Тараз
ГУ Средняя школа 2
Час общения
Музыкальная гостиная
«Жаворонок золотой степи»
(творчеству Курмангазы Сагырбаева)
Провела:
Хабибулина Л.В.,
классный руководитель
10 –Б класса
Тараз 2011 год
Музыкальная гостиная «Жаворонок золотой степи»
Цель: формирование этнокультурных знаний школьников о народе Казахстана на основе изучения музыкального наследия Курмангазы Сагырбаева;
воспитание национального патриотического сознания учащихся, на основе культурного наследия казахского народа;
Оформление: презентация «Жаворонок золотой степи», национальное убранство юрты, портрет Курмангазы Сагырбаева, домбра, национальные костюмы.
Эпиграф:
Без памяти исторической – нет традиций,
Без традиций – нет культуры,
Без воспитания – нет духовности,
Без духовности – нет личности,
Без личности – нет народа!
(звучит мелодия Курмангазы «Сары-Арка» в исполнении оркестра им. Курмангазы))
Ход мероприятия
- Вступление: ( на фоне музыки), слайд
Ведущий 1: Музыка — одно из самых древних искусств. По словам А. Стендаля, «... музыка, когда она совершенна... дает, несомненно, самое яркое счастье». Если вы хотите услышать пульс и дыхание казахской степи, если вы хотите знать, о чем поет вольный ветер бескрайних степных просторов, ощутить радость от стремительного бега летящих коней, если вы хотите понять, в чем сила казахского народа, слушайте музыку степи, восхищайтесь ею.
Ведущий 2: Традиционная музыка казахского народа - богатейшая сокровищница духовного наследия. Передаваясь из поколения в поколение, бережно сохраняясь, она приобрела огромное историческое значение. Ибо, Великая Степь веками жила одухотворенной поэзией, метким красноречием, проникновенными песнями и зажигательными кюйями. Их завещали потомкам гордые и свободные духом жырау, ақыны, өлеңші, кюйші, әнші и многие другие представители «кочевой цивилизации», так говорил Л.Гумилев.
Ведущий 3: В подтверждение вышесказанному следует привести высказывание известного русского ученого Г. Потанина, который восторгаясь богатейшими музыкальными традициями казахского народа, писал: "Мне чудится, что вся степь казахская поет". В этих словах подчеркивается важная мысль о значимости песенно-поэтического искусства в духовной культуре нации. Мне хочется чтобы вы вместе с нами окунулись в мир народной казахской песни, которая прозвучит в исполнении наших гостей. (исполняется песня)
Ведущий 4: В песне - народная мудрость, свобода его духа, широта и благородство нравов. Как говорил великий Абай: (слайд 4)
Дверь в мир открыла песня для тебя,
Песня провожает в землю прах, скорбя,
Песня - вечный спутник радостей земли.
Так внимай ей чутко и цени, любя!
- Музыкальная гостиная. (слайд 5)
Ведущий 1: Сегодня, мы хотели бы вместе с вами попасть в прекрасный мир МУЗЫКИ СТЕПИ, которую оставил в дар своим потомкам жаворонок золотой степи Курмангазы Сагырбаев. А помогут нам в этом музыковеды музея Курмангазы Елизавета и Мадина.
Музыковед 1: Мы рады видеть вас в нашей музыкальной гостиной и с огромным удовольствием познакомим вас с творчеством дедушки казахских кюев Курмангазы Сагырбаева.
(слайды 6, 7)
Курмангазы Сагырбаев родился в начале 19 века. Родина великого казахского композитора — урочище Жидели Букеевской орды. Курмангазы появился на свет в бедной юрте, в семье батрака Сагырбая. Склонность мальчика к музыке была всеми замечена тогда, когда он только-только начинал самостоятельно ездить на лошади. За домбристами родного селения, за приезжими музыкантами юный Курмангазы мог ходить из юрты в юрту, часами не переставая слушать песни и кюи. На своей маленькой—по мальчишеской руке—домбре Курмангазы старался во что бы то ни стало сыграть услышанное.
Музыковед 2: Отцовское сердце—сердце бедняка, не вылезавшего из беспросветной нужды, — разрывалось. Яркие способности сына не могли не радовать Сагырбая, тем более что дотоле роду кызыл-курт как-то не доводилось прославиться ни певцами, ни исполнителями народных мелодий. С другой стороны, бедность держала за горло и днем и ночью. Вот и приходилось повторять изо дня в день главное отцовское напутствие-предостережение: «Судьба музыканта—нищета»…
Музыковед 1: (слайд 8) Курмашу в шестилетнем возрасте чтобы помочь отцу пришлось податься в пастухи, и скитался он с овечьей отарой двенадцать лет, не получая ни гроша за свои труды. Сказать, что юноша старательно относился к своим пастушеским обязанностям было бы неправдой. Он забывал об отаре, потому что не расставался со своей домброй, всегда брал ее с собой.
Музыковед 2 : (слайд 9) Мать Курмангазы — кстати, не в пример мужнину роду. У нее в предках хватало и кюйши, и певцов, и прославленных акынов, она всегда поддерживала музыкальные наклонности сына. Рассказывают, что первым заметил его необыкновенные способности замечательный кюйши Узак.
Музыковед 1: Давайте с вами заглянем в эту юрту, и послушаем, что там происходит.
(сценка из детства Курмангазы Сагырбаева. В юрте сидят отец, мать, сын. Курмангазы наигрывает на домбре, на фоне кюя «Домбра»)
Сагырбай: Курмаш, сынок. Оставь свою домбру. Говорят, что хорошему домбристу за всю жизнь не уйти от бедности. Ты сын батрака, и ты останешься батраком и, сынок, не перечь судьбе. Твоё дело пасти скот, музыкой ты свою семью не насытишь.
Алка: Сагырбай, зачем ты так говоришь?! Ведь у каждого из нас своя дорога, и каждый должен сам пройти по ней. Сыночек мой, я сердцем чувствую, что у тебя есть талант. В моем роду было много одаренных певцов, акынов, кюйши. Ты пошёл в них, я верю, что у тебя всё получится. Не всем же кнутом перед стадом махать.
Сагырбай: Ты разве не знаешь, Алка, наш сын слишком дерзок и беспечен. Он не знает ни робости, ни страха. Курмаш лезет во все драки, особенно если дерутся дети баев. Он не хочет мириться с тем, что родился в кибитке батрака.
Алка: В том нет ничего плохого, пусть он учится защищать себя и свою честь сам. Если он научится отстаивать справедливость, тогда он будет уважаемым человеком.
(домбра звучит громче. В дом входит Узак)
Узак: Ассалаумалейкум!
Сагырбай: (встает, приветствует гостя) Ассалаумалейкум, кюйши-ага. Проходите, будьте нашим гостем. Добро пожаловать в наш скромный дом. Для нас большая честь принимать вас у себя. Алка, встречай почетного гостя.
Алка: Проходите к дастархану, Узак-ага. Вы один из лучших кюйши Букеевской орды. Мы очень рады, что вы решили остановиться в нас. Угощайтесь, пейте кумыс.
Узак: Спасибо тебе, Сагырбай. Да благословит Аллах ваш дом, Алка.
(обращаясь к Курмангазы который продолжает играть на домбре)
У тебя большое будущее, сынок. Тебе надо совершенствовать свою игру. Я могу тебе помочь. Я благословляю тебя, сынок. Алла жар болсын. Аминь.
(все участники сценки уходят)
Музыковед 1: Курмангазы уже минуло 18 лет, но он всё ещё пасет стада. Обуреваемый гневом против хозяина, он бросил байское стадо, взял скакуна и уехал из родного аула. Началась скитальческая жизнь бродячего кюиши. Вместе с Узаком он участвует во многих состязаниях, день за днём развивает своё мастерство.
(слайд 10) По-разному поведано в легендарных историях о дальнейшей жизни Курмангазы Сагырбаева, много легенд и загадок в его биографии, но вывод один — в конце концов юноша расстался с кнутом и отарой и пустился по степи в качестве странствующего музыканта.
Музыковед 2: Действительно, с легкой руки Узака молодой музыкант вскоре становится известен в степи, его повсюду приглашают, он обретает признание. Тем временем в Букеевской орде разгорелось восстание Исатая Тайманова. Певец сочувствовал восставшим, пел о них. Простить ему этого не могли, и по ложному обвинению в конокрадстве арестовали. Из тюрьмы смельчак бежал. И вскоре широкий отклик получил его кюй «Кишкентай», проникнутый горячим сочувствием к участникам народного восстания.
Музыковед 1: Считая себя младшим братом Исатая, Курмангазы создал композицию, в которой "мотивы глубокого эпического раздумья чередуются с драматической темой борьбы. В конце кюя ещё проходит тема суровой скорби и кюй завершается как бы «трагическим реквиемом павшему батыру".
(звучит музыка Курмангазы «Кишкентай», исполняет А. Енсепов)
(слайд 11) (на фоне музыки) Курмангазы посвятил свое первое произведение теме народной борьбы не случайно. С детства он испил полную чашу горести. Он вырос в обстановке сложных общественных противоречий и жизненный путь Курмангазы от колыбели до могилы и путь его к искусству отнюдь не были усыпаны цветами.
Ведущий 1: В произведениях Курмангазы отражена многообразная жизнь народа его мечта о лучшей доле. Характерен в этом отношении кюй "Балбраун" Он создал, это произведение в ритме танца и весь от начало до конца, он представляет собою радостно-взволнованное движение, напоминающее о праздничных играх, а может быть о танцах аульной молодежи. Музыка очень активна, стремительна, задорна.
(исполняется казахский народный танец Сембекова Перизат)
Ведущий 2: Второе рождение Курмангазы и наречение его именем кюйши произошли в результате длительной, упорной борьбы за право всецело посвятить себя своему призванию. Поговаривали, что губернатор Перовский, услышав пение узника, велел освободить его из заточения.
Ведущий 3: А вот восторженный отзыв казачьего писателя и известного этнографа Н. Савичева неожиданно появился в газете «Уральские войсковые ведомости»:
(слайд 12) «Словом, Сагырбаев — редкая музыкальная душа, и получи он европейское образование, то был бы в музыкальном мире звездою первой величины». Н. Савичев тогда еще не был знаком со всеми музыкальными сочинениями Курмангазы. И все же, как хорошо, что он сам слышал своего замечательного современника: «Курмангазы вдруг заиграл импровизацию. Я был поражен его игрой. Из домбры выходила чистейшая музыка, ее можно поставить наряду с произведениями образцовыми. Игра Сагырбаева происходит из того же источника — дара и вдохновения. Я бы назвал его игру вольной песней жаворонка или соловья. Сагырбаев делал перемены мотивов и переходы из тона в тон с изумительным музыкальным тактом. Последовательность музыкальных идей у него строгая…»
Ведущий 4: За бунтарские взгляды и неподчинение властям Курмангазы подвергался преследованиям и арестам. Он был вынужден подолгу жить далеко от родных мест.
Курмангазы: Я к вам из Нарына пришёл
На родине так хорошо:
Там стаи шумливых птиц
Озёра с густым камышом.
Там близкие с детства друзья,
Там милая сердцу земля.
(звучит песня «Соловей», К. Байсеитова)
Ведущий 4: Вернемся в музыкальную гостиную и послушаем, о чем ещё нам расскажут музыковеды.
(исполняется пантомима-миниатюра «Ак-Мадай» на фоне кюя «Адай»)
Музыковед 1: Память народная хранит поэтические предания в происхождении кюев Курмангазы. Рассказывают, что он однажды посетил некоего человека из рода Адай и, войдя в его кибитку, увидел висящую на кереге домбру. Сняв её, он перестроил инструмент по-своему и снова повесил на место. В это время вошла дочь хозяина, взяв домбру заметила, что кто-то трогал её. "Кто играл на моей домбре?"-, спросила она, "Не знаю, возможно, наш гость", - ответил отец, указывая взглядом на Курмангазы.
Музыковед 2: Тогда девушка присела и сыграла незнакомому композитору кюй. "Светик мой, - заговорил Курмангазы,- то, что ты сыграла, никуда не годится!" и взяв домбру из рук девушки сыграл свой кюй "Серпер" (порыв). Прославленная в своей округе домбристка Ак-Мадай была поражена мастерством незнакомца. Предание говорит также, о том, что Курмангазы, польщенный вниманием девушки, посвятил ей кюй, который в народе получил название "Адай" или "Адай и Кыз"
(исполняется кюй "Адай" группой Улытау)
Ведущий 1: Через много лет по казахской степи путешествовал великий собиратель музыкального наследия казахского народа А. В. Затаевич. Он первым записал многие кюи Курмангазы, собирал воспоминания о нем. Вот что писал Александр Викторович о кюе «Серпер»: «Несомненно, лучший из всех кюев Курмангазы, и один из лучших во всей, приведенной в настоящем труде коллекции. Маленький шедевр двухголосия со смелым использованием интервала секунды, и при всем этом - типичнейшая казахская музыка!..»
Ведущий 2: Восхищение Александра Затаевича можно распространить почти на все кюи Курмангазы, а их более пятидесяти. Среди них наиболее известные: «Кишкентай» и «Жалын» — памяти И. Тайманова и М. Утемисова. Так называемые «тюремные» кюи: «Кайран шешем», «Ертен кетем», «Турмеден кашкан», «Не кричи, не шуми».
Музыковед 1: (слайд 13) О великом Курмангазы можно говорить много и с восхищением. Кюи Курмангазы - это не только история казахского народа, но прежде всего - это поэзия. Они страстно рассказывают о его многострадальной жизни. Каждый из них - это настоящая симфония о счастливом будущем.
Музыковед 2: (слайд 14) Замечательную характеристику Курмангазы дал русский журналист – бытописатель и поэт Н. Ф. Савичев, который сказал: "Слушая казахскую народную музыку, попадаешь в мир Великой музыки степи, в мир прекрасных мелодических находок. Слушая Сагырбаева чувствуешь себя отблеском звезды первой величины". Среди самых знаменитых произведений Курмангазы — кюй «Сары-Арка» который стал вершиной его творчества, посвященный вольной степи.
(на фоне кюя «Сары-Арка»)
Музыковед 1: Поистине великая «Сары Арка» — музыка солнечная, полетная, вся светящаяся жаркой, никому не подвластной народной душою. Эта музыка еще и непостижимо прекрасна любой своей нотой, потому что она создана смелым и сильным человеком, крупным, мощным талантом.
(звучит кюй «Сары Арка» в исполнении группы Улытау)
Музыковед 2: Только в 70-е годы Курмангазы получает паспорт и чувствует себя более или менее, свободным. В 1878 году он приезжает к Дине Нурпеисовой с намерением передать ей свой новые кюй, "Возможно, что эта последняя наша встреча", - сказал он и не ошибся. В это время он сочинил кюй "Терискакпай" и "Байжума". (слайд 15)
Музыковед 1: Последний кюй Курмангазы – это "Кобик-шашкан", который он создал на основе поэмы акына Кашагана. Скончался Курмангазы в конце 19 века, в урочище Шайтани-батага на северном берегу Каспийского моря. И похоронен на Албасты-тобе, который ныне называется Курмангазы-тобе.
Заключение:
Ведущий 1: Звездой первой величины казахской музыки Курмангазы стал действительно - но много-много лет спустя. Секрет неувядающего очарования музыки Курмангазы — в могучем, мужественном характере, в нравственной несгибаемости. Музыка Курмангазы — страстная, философская, проникновенная.
Ведущий 2: Музыка Курмангазы останется с людьми навсегда, как навсегда с нами останутся Девятая симфония Бетховена, «Евгений Онегин» Чайковского, прославленная Ахматовой Седьмая симфония Шостаковича…
Ведущий 3: Творчество композитора является не только великолепным памятником передовой казахской народной культуры, но служит вечно живым источником, из которого черпают вдохновение новые и новые поколения музыкантов и исполнителей Казахстана.
Ведущий 4: Мы прощаемся с вами, и, покидая музыкальную гостиную, хочется вспомнить слова знаменитого кюйши "Дорога певца - вместе с народом, впереди его!". Эти слова Курмангазы воспринимаются ныне, как творческое завещание знаменитого музыканта своему народу.
(исполняется кюй Курмангазы, гостям участники дарят диски)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Золотые правила общения
Правила общения для детей и родителей во избежании конфликтов....
Золотые правила общения родителей и детей.
Правила, которые нужно соблюдать при общении с детьми. Этот материал можно использовать на родительских собраниях и внеклассных мероприятиях...
сденарий музыкальной сказки "Золотое руно"
Сценарий подойдет для подготовительной группы детского сада или первого класса общеобразовательной школы....
Урок по предмету искусство в 8 классе по теме: "Искусство как универсальный способ общения. Музыкально-поэтическая символика огня".
Урок по предмету искусство в 8 классе по теме: "Искусство как универсальный способ общения. Музыкально-поэтическая символика огня"....
Литературно- музыкальная композиция «Башкортостан- родной мой край, в твоих степях поет курай»
Мәктәп линейкаһында БР-һы көнөнә арнап үткәрелгән сара....
Степ-аэробика. Знакомство с направлением «степ-аэробика», рассказ о степ-платформе и занятиях на ней. Группа 1 и 2
Степ-аэробика для детей дошкольного возраста«Развитие двигательной активности средствами «Степ-аэробики»»Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – од...
Сценарий районного музыкального марафона «Золотая коллекция детских песен», посвященного 90-летию ДД(Ю)Т и 100-летию пионерской организации.
Сценарий районного музыкального марафона «Золотая коллекция детских песен», посвященного 90-летию ДД(Ю)Т и 100-летию пионерской организации....