Литературно - музыкальная композиция."Вехи войны. Смоленское сражение".
методическая разработка на тему

Николаева Нина Алексеевна

Пояснительная записка.

 

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из важнейших задач современной школы.

Смысл мероприятия заключается в формировании чувства гордости за свою Родину, свой, народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, одной из которых является Смоленское сражение. В первые месяцы Великой Отечественной войны Смоленское сражение имело значимое событие.

Мероприятие создано в опоре на хорошо известные произведения искусства. Использовались музыкальные произведения, стихи, рассказы, отражающие подвиг и героизм людей в первые месяцы войны - во время Смоленского сражения.

Важность и значимость этого мероприятия заключается в том, что события происходили на территории нашей области, нашего села.

Тем самым это способствует привитию чувства гордости за свою малую родину. А использование музыкальных и поэтических произведений дает возможность развитию творческих способностей учащихся.

В ходе подготовки данного мероприятия проводилась большая предварительная работа: конкурс стихов о Великой Отечественной войне; разучивание музыкальных произведений о войне; изучение исторических документов, посвященных событиям тех времен, изучение краеведческого материала; встречи с участниками войны.

Литературно - музыкальная композиция проводится на празднике, посвященном Дню освобождения Смоленщины от фашистских захватчиков или ко Дню Победы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vehi_voyny.smolenskoe_srazhenie.doc61.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Вехи войны. Смоленское сражение».

(литературно- музыкальная композиция)

Автор: Николаева Нина Алексеевна,

учитель математики I квалификационной категории,

МКОУ «Днепровская СОШ»,

 Новодугинский район, Смоленская область

Пояснительная записка.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из важнейших задач современной школы.

Смысл мероприятия заключается в формировании чувства гордости за свою Родину, свой . народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, одной из которых является Смоленское сражение. В первые месяцы Великой Отечественной войны Смоленское сражение имело значимое событие.

Мероприятие создано в опоре на хорошо известные произведения искусства. Использовались музыкальные произведения, стихи, рассказы, отражающие подвиг и героизм людей в первые месяцы войны - во время Смоленского сражения.

Важность и значимость этого мероприятия заключается в том, что события происходили на территории нашей области, нашего села.

Тем самым это способствует привитию чувства гордости за свою малую родину. А использование музыкальных и поэтических произведений дает возможность развитию творческих способностей учащихся.

В ходе подготовки данного мероприятия проводилась большая предварительная работа: конкурс стихов о Великой Отечественной войне; разучивание музыкальных произведений о войне; изучение исторических документов, посвященных событиям тех времен, изучение краеведческого материала; встречи с участниками войны.

Литературно - музыкальная композиция проводится на празднике, посвященном Дню освобождения Смоленщины от фашистских захватчиков или ко Дню Победы.

Звучит фонограмма песни «Первый солдат».

1-й чтец: Исстари Смоленск называли «ключом к Москве», а местность между Днепром и Западной Двиной, где расположен город, - «Смоленскими воротами».

2-й чтец: На протяжении многих веков смоленские земли были ареной ожесточенной борьбы с врагом, рвавшимся к Москве.

3-й чтец: Именно здесь, в начале июля 1941 года, развернулось крупное в первые месяцы Великой Отечественной войны Смоленское сражение.

4-й чтец:   Опять в кипенье белом

Ладони улиц тянутся ко мне.

Тот, сорок первый,

В котором он и в дыме, и в огне.

5-й чтец: Советские бойцы сражались под Смоленском, проявляя массовый героизм. Не было на Смоленщине ни одного клочка земли, где не стоял бы до последнего патрона, до последнего дыхания советский солдат.

6-й чтец:   Недаром враг, приблизившись едва,

Нарвался на удар прямой и дерзкий,

Ведь первый клич, что за спиной Москва

Здесь прозвучал, в сраженье под Смоленском.

7-й чтец:   На сталь шла сталь, на стену шла стена,

За шквалом шквал атак ожесточенных,

И образ генерала Лукина

Напоминал черты Багратиона.

8-й чтец:   Солдатскому трехгранному штыку

Был грозный залп «катюш» в подмогу придан,

 К любому партизанскому полку

Приписан был лихой Денис Давыдов.

9-й чтец:     Враг был у нас на мушке каждый день, Твоим свинцом карающим пропорот Стоял среди сожженных деревень, Сожженный, но сражающийся город.

1-й чтец: Однако силы были неравны, и 15 июля, ценой больших потерь, фашисты ворвались в южную часть Смоленска.

10-й чтец: За каждый дом, за каждую улицу, дерутся, гибнут, но не сдаются не только красноармейцы, но и милиция, отряды народного ополчения, истребительские батальоны. Даже старики, женщины и дети.

3-й чтец: Еще не взошло солнце 16 июля, а на берегах Днепра разгорелись неравные бои. Золотые купола Успенского собора, крепостные башни и стены скрылись в дыму.

5-й чтец:    Когда окружен фашистами Был город со всех сторон.

В грохот боя неистовый Ворвался церковный звон.

Священник в худой сутане,

Беззвучно творя молитвы,

Трясущимися руками

Звал верующих на битву

И дряхлые прихожане От бога не жди пощады Бойцам бинтовали раны И строили баррикады...

6-й   чтец:      Фашисты   форсировали   Днепр.   «Юнкерсы»   бомбили   берег   с   нашими защитниками. Днепр тек багровый от человеческой крови...

3-й чтец:     Ты увидел бой, Днепр, отец - река

Мы в атаку шли под горой

Кто погиб за Днепр, будет жить века

Коль сражался он как, герой.

7-й чтец:     Смертный бой гремел, как гроза

Враг напал на нас, мы ушли с Днепра Ой, Днепро, Днепро, ты течешь вдали И волна твоя, как слеза.

8-й чтец:     Но советские воины не смирились с потерей города. 17 дней и ночей они настойчиво пытались вернуть Смоленск.

9-й чтец:       Мне слышатся

Детей и женщин стоны,

К фашистам, не ступившим на поклон, Где умирал

На улицах сожженных

Последний милицейский батальон.

10-й чтец: Тысячи и тысячи девушек Смоленска спасали раненых бойцов. Сотни смолян, рискуя жизнью, подносили воинам воду, хлеб, боеприпасы, собирали оружие.

1-й   чтец:      Благодаря   Смоленским   детям   очень   многие   диверсанты   своевременно обезвреживались.

3-й чтец: Женщины города и его окрестностей сдали 25000 литров крови, которая спасла жизни многих воинов

4-й чтец: .. .Да разве ж об этом расскажешь...

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!

5-й чтец:   Армия сражалась под Смоленском почти в окружении. Единственным путем доставки армиям пополнения людьми и техникой была Соловьева переправа через Днепр.

6-й чтец: Дорога до переправы напоминала слоеный пирог; одна деревня занята нашими войсками, другая противником. Уже не осталось снарядов к пушкам, и красноармейцы шли на танки с последними гранатами. И гибли под гусеницами.

7-й чтец:       Себе дал команду «Вперед!»

Израненный мальчик

В шинели

Глаза голубые

Как лед

Расширились и потемнели.

Себе дал команду

«Вперед!»

На танки пошел

С автоматом...

Сейчас упадет

Чтоб встать

Неизвестным солдатом.

8-й чтец: В результате ожесточенных боев гитлеровцы прорвались к переправе и оттеснили советские войска за Днепр. Но бойцам вновь удается восстановить переправу под пулями и осколками.

9-й чтец: И только тысячи бойцов, автомашин, санитарных повозок начали переправляться на левый берег Днепра, как донесся чей-то возглас: - «Воздух!» Через несколько секунд, на месте парома, лишь сворачивались кровавые воронки.

10-й чтец:     Переправа, переправа!

Пушки бьют в кромешной мгле

Бой идет святой и правый Смертный бой не ради славы

Ради жизни на земле.

1-й чтец: Итак, изо дня в день, почти две недели. Люди теряли счет дням, и казалось: если есть на ад на земле, то он здесь, на переправе у смоленского селенья Соловьеве.

2-й чтец:       У Соловьевой переправы –

По обе стороны - дубравы...

Под каждым крепышом - дубком —

Уснул солдат глубоким сном.

3-й чтец:         У Соловьевой переправы –

Овраги, ямы да канавы,

А в них малина, земляника, -

Узнай, кровинка чья, поди-ка

4-й чтец:        У Соловьевой переправы –

До веток вымахали травы,

А в травах гнезда

И птенцы, под ними - дети и отцы.

Как будто на них вся Россия сошлась.

2-й чтец: Но не покорилась древняя земля! По всей Смоленщине уже в июле 1941 года действовало 54 партизанских отряда.

Песня «Ой туманы, мои...» (муз. В. Захарова, слова Исаковского)

3-й чтец: Встречали незваных гостей смоленские партизаны не только на старой Смоленской дороге, а на всех больших и малых дорогах, на каждом проселке.

5-й чтец:        Нет, твой враг не похвалится

Тыловой тишиной,

Нет, не только страдалицей

Ты встаешь предо мной,

Земляная, колхозная,

Гордой чести верна,

 -Партизанская грозная

Сторона!

За Починками, Глинками

И везде, где ни есть,

Потайными тропинками

Ходит зоркая месть

Ходит, в цепи смыкается

Обложила весь край,

Где не ждут, объявляется

И карает...

7-й чтец: План гитлеровцев окружить и уничтожить в районе Смоленска войска Западного фронта провалился. Впервые в истории второй мировой войны фашисты вынуждены были перейти к обороне. Немцы накрепко застряли в «Смоленских воротах».

8-й чтец: Героическая стойкость воинов в других местах Смоленщины, не допустила вражеского прорыва на Москву с любого направления.

Рудня, Рославль, Ельня, Вязьма, Духовщина, Ярцево, Сычевка...

9-й чтец: Кровопролитные бои шли и у села Андреевского, нынче это наше село Днепровское.

Песня «Баллада о солдате» (В.П Соловьев - Седой )

3-й чтец: В боях за Ельню, родилась Советская гвардия - здесь советские войска прорвали оборону, разгромили противника и освободили город Ельню - первый во всей Европе горд, освобожденный Советской Армией.

2-й чтец:         Идут вперед неустрашимо

Бойцы - товарищи мои

И Ельня - город мой родимый

Опять в кругу своей семьи.

4-й чтец:   В огне Смоленского сражения гитлеровцы испытали на себе первые залпы ракетной артиллерии, вошедшей в историю войны под названием легендарных «катюш».

5-й чтец:        И на море и на суше -

По дорогам фронтовым Ходит русская «катюша» Ходит шагом боевым.

6-й чтец:        Подчистую немцев косит

Подчистую, гадов, бьет, -И фамилии не спросит

И поплакать не дает.

7-й чтец:        Немцам главный штаб прикажет

Чтобы шли они вперед

А «катюша» слово кажет,

Как метлою подметет.

8-й чтец:        Налетит «катюша» вихрем -

Чем ее остановить?

И задумал Гитлер «тигров» На «катюшу» натравить.

9-й чтец:        Но такие им гостинцы

Приготовила она

Что осталось от зверинца Только химия одна.

10-й чтец:         У красавицы «катюши»

                           Все выходит в аккурат

                            - Словно рыбу, немцев глушит –

Про «катюшу» говорят.

1-й чтец:        Говорят и после смерти

Слышат немцы грозный шквал

И что даже на том свете

Лезут прятаться в подвал.

2-й чтец: Горела земля под ногами захватчиков. Битва за Смоленск и Смоленское сражение, длившееся с 10 июля по 10 сентября, сорвали попытку врага с ходу прорваться к Москве. И пока фашисты бились на смоленской земле, Москва готовилась к защите. Москвичи не забудут этого.

5-й чтец:           Город мой! Про тебя скажет каждый, Кого не спроси,

Это летопись битв

Это повесть о судьбах Руси!

Это каменный щит –

Что хранил ее сердце Москву!

                          С чем тебя я сравню?

                           Как  еще назову!

       Звучит песня «Первый солдат». ( Алексей Бодренков.)

Когда еще не было русской державы,

Дымились леса на заре.

И прежде чем встали московские главы,

 Смоленск возвели на Днепре.

Не раз было небу от пламени жарко,

Ключ - город в осаде пылал,

И прежде чем выступил Минин с Пожарским,

Атаки Смоленск отбивал.

Не раз и не два заслонял он собою

Просторы великой страны.

 И прежде чем быть Бородинскому бою,

Был бой у смоленской стены.

Мы знаем, как с ним тяжело расставаться, -

Дрались мы на каждой горе.

И прежде чем к Волге фашистам прорваться,

Их много легло на Днепре.

От каждого камня здесь мужеством веет,

Дней наших и дней старины.

И если ты хочешь быть духом сильнее,

Побудь у Смоленской стены.

Используемая литература.

1 .Город - герой Смоленск. Московский рабочий. 1988

2..Никифоров А.Н Край наш Смоленский, Московский рабочий, 1976

З.В краю Смоленском. Московский рабочий  1976

  1. Рыленков Н. И, Стихотворения М.: «Россия», 1988.
  2. Симонов К.М.   Стихотворения и поэмы Ленинградское отделение, 1990

б.Дудин М. А. Собрание сочинений: В - 4-х т. Т.1. Переправа. Стихотворения и поэмы,

1935 - 1962, - М.: Современник, 1987.

7.Русская советская поэзия Москва «Художественная литература», 1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)

Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "История войны"

Каждый год наша страна отмечает годовщину Великой Победы. Тема Великой Отечественной войны – неисчерпаемый источник для воспитания подрастающего поколения. Современные школьники могут «открывать...

театрализованная литературно-музыкальная композиция " Нет войне!"

Данная композиция предназначина для проведения тематического вечера посвященного 67 годовщине Победы в ВОВ. Все стихи в данной компазиции авторские....

Литературно-музыкальная композиция "Дорогами войны"

Это сценарий праздника, посвященного Дню Победы....

Литературно-музыкальная композиция "У войны не женское лицо"

Литературно-музыкальная композиция "У войны не женское лицо" . Автор - Рогунцова О.Н....

Литературно-музыкальная композиция "Дети войны".

Литературно-музыкальная композиция расчитана на учащихся 14-17 лет.Целью данного мероприятия является воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.В процессе   композиции школьники знакомятся ...