Литературно-музыкальная композиция "Дети войны".
методическая разработка (9 класс) по теме

Ловкис Юлия Владимировна

Литературно-музыкальная композиция расчитана на учащихся 14-17 лет.Целью данного мероприятия является воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.В процессе   композиции школьники знакомятся с историей героического подвига своих ровесников.Ребята узнают о примерах героизма,отваги и мужества юных граждан своей страны.Учащиеся проживают эмоционально и чувственно те моменты, которые заставляют задуматься о своём собственном "Я". Данная композиция способствует формированию правитльного мировоззрения , стремления быть настоящими гражэданами и патриотами своего Отечества.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Звучит песня «Я люблю тебя ,Россия» в исполнении Л.Зыкиной.

1Вед.- Россия, Русь – куда я ни взгляну…

         За все твои страдания и битвы

         Люблю твою, Россия, старину ,

         Твои леса, погосты и молитвы,

         Люблю твои избушки и цветы,

         И небеса, горящие от зноя,

         И шепот ив у омутной воды,

         Люблю навек, до вечного покоя…

2Вед.; Перед войной год за годом наша Родина крепла и хорошела. Люди распахивали поля, строили новые города. заводы, фабрики, растили и учили детей , радовались своим успехам, жили размеренной , спокойной жизнью…

 Хореографическая постановка «Русская душа».

 Объявление о начале войны. (Голос Левитана).

Звучит песня «Вставай, страна огромная». Звук микшируется.

 

1Вед.:22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена нападением фашистской Германии.

 Звучит песня «Прощание славянки».

2Вед: Коротким было золотое детство

         Недотянувши даже до усов
        Мы , не согнувшись, приняли наследство

         В тот горький день из рук своих отцов.

 

1Вед.: Не из романтики в мечтах о славе

           Я бросил куртку , а шинель надел

           Я книжку недочитанной оставил

           И не доделал много нужных дел.

               Звучит песня «Москвичи» .

 

Чтец: Вышел мальчик из дому

В летний день, в первый зной.

К миру необжитому

Повернулся спиной.

Улыбнулся разлуке,

На платформу шагнул,

К пыльным поручням ручки,

Как слепой протянул.

Невысокого роста

И в кости не широк,

Никакого геройства

Совершить он не мог.

Но с другими со всеми,

Не окрепший ещё,

Под тяжелое бремя.

Он подставил плечо:

Под приклад автомата,

Расщепленный в бою,

Под бревно для каната,

Под Отчизну свою.

Был он тихий и слабый,

Но Москва без него

Ничего не смогла бы,

Не смогла б ничего.

На фоне песни   «За того парня».

Чтец. Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли-

Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили

И ушли, за солдатом - солдат…

До свидания, мальчики!

                                      Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы , будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат

И себя не щадите,

                             И всё-таки

Постарайтесь вернуться назад.

Звучит песня «Орлёнок».

1Вед.   Война взломала даже демографию

            И в сорок- трижды проклятом году!

            В школярские, ребячьи биографии

            Внесла немыслимую чехарду.

 2 Вед. Измерив жизнь иными величинами

            Во взрослый мир вошли мы напрямик,

            Став чуть ли не матёрыми мужчинами,

            О юности не вспомнив и на миг.

Звучит песня А.Флярковского «Комсомольское слово».

 На фоне песни .

Чтец Юноша прямо стоит на допросе.
Молча стоит он - ни слова в ответ.
Немец-фашист докурил папиросу
И подает комсомольский билет:

- Вот и билет твой, но я предлагаю -
Ты откажись, отрекись от него.
Жизнь сохранить я тебе обещаю.
Жизнь! Что на свете дороже всего!

Что в нем хорошего? - Книжка, не боле.
Книжку сожги, и допросу конец. -
Нет! Не сожгу!- отвечал комсомолец -
Сердце пусть лучше сожжет мне свинец!

- Сжечь не согласен? Ты в этом уверен?
Брось тогда в прорубь своею рукой.
- Нет! Я и в прорубь бросать не намерен -
Пусть лучше сам я умру под водой.

- Ладно, по твоему будет!- на этом
Длинный и нудный окончен допрос.
Немцы бойца с комсомольским билетом
Гонят босого на лютый мороз.

Там он облитый водой ледяною
К сердцу билет свой рукою прижал,
Словно билет под холодной водою
Жаркому сердцу остыть не давал.

Так он стоял, насмехаясь над КАТом.
Долго по телу струилась вода.
Так и остался стоять он у хаты,
Словно бы вылитый весь изо льда.

Так и стоит, как живой перед нами,
Правой рукой прижимая билет.
Он не расстанется больше с друзьями
И простоит еще тысячи лет.


На фоне песни «Офицеры» из к\ф «Офицеры» .

 
1Вед.-Что толкало на это вчерашних мальчишек и девчонок?

Скорее всего, для каждого поколения приходит рано или поздно тот час, когда оно должно взять на себя ответственность «за  Россию, за народ и за всё на  свете».

2Вед.-И на таком душевном переломе юноши и девушки обрели высшее мужество, которое привело к победе через четыре казавшихся бесконечными года войны. За свои идеалы они боролись, они дрались, шли на смерть.

 Монолог Любы Шевцовой из произведения  Фадеева А. «Молодая гвардия» .

Под музыку выходит девочка в роли Любы Шевцовой в платье босиком,   со свечой в руке.

Люба Шевцова.

Для того, чтобы сломить- меня били электрическими проводами. Было очень

Больно, чтобы не заплакать я прикусила губы. Я  искусала их  в кровь…В крови были не только мои губы. В крови был весь деревянный топчан, на котором меня били…Как я могла говорить, когда молчала Улька Громова, которой на спине выжгли пятиконечную звезду, молчал Ваня Земнухов, который не произнёс ни слова со дня его ареста, молчали все. Меня расстреляли последней, надеясь выведать у меня шифр радиопередатчика. Ребят не стало 31 января. Меня же мучили ещё до 7 февраля. Перед расстрелом мне удалось отправить моей маме записку «Прощай , мама, твоя дочь уходит в сырую землю!». Ротенфюрер СС, ведший меня на расстрел, хотел поставить меня на колени и выстрелить в затылок, но я не стала на колени и приняла пулю в лицо…

По окончании монолога девочка ставит горящую свечу на стол с портретом Любы Шевцовой .

Исполняется Танец – реквием.

 На фоне песни А.Пахмутовой «О тревожной молодости».

Чтец Мы были серыми, как соль.

А соль- на золото ценилась.

В людских глазах застыла боль.

Земля дрожала и дымилась.

Просили, плача : «Мама, хлеба!»

А мама плакала в ответ.

И смерть обрушивалась с неба,

Раскалывая белый свет.

Да, мало было хлеба, света,

Игрушек, праздников, конфет.

Мы рано выучили это

Безжалостное слово-«Нет!».

Так жили мы , не зная сами,

Чем обделила нас война.

И материнскими глазами

В глаза смотрела нам страна.

Мы были бережно хранимой

Её надеждой в горький час-

И свет, и соль земли родимой,

И золотой её запас.

Показ слайдов  «Дети войны» на фоне песни  Мзиури «Ленинградские мальчишки».

Чтец: Крест-накрест синие полоски

На окнах съёжившихся хат.

Родные тонкие берёзки

Тревожно смотрят на  закат.

И пёс на тёплом пепелище,

До глаз испачканный в золе.

Он целый день кого-то ищет

И не находит на селе…

Накинув старый зипунишко,

По огородам, без дорог.

Спешит, торопится мальчишка

По солнцу- прямо на восток.

Никто в далёкую дорогу

Его теплее не одел,

Никто не обнял у порога

И вслед ему не поглядел.

В нетопленной, разбитой бане

Ночь скоротавши, как зверёк,

Как долго он своим дыханьем

Озябших рук согреть не мог!

Но по  щеке его ни разу

Не проложила путь слеза.

Должно быть, слишком много сразу

Увидели его глаза.

Всё видевший, на всё готовый,

По грудь проваливаясь в снег,

Бежал к своим русоголовый

Десятилетний человек.

Он знал, что где-то недалече,

Быть может, вон за той горой,

Его , как друга, в тёмный вечер

Окликнет русский часовой,

И он, прижавшийся к шинели,

Родные слыша голоса,

Расскажет всё, на что глядели

Его недетские глаза.

1Вед.: До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали   только родные, одноклассники и друзья.

Пришёл час- они показали, каким огромным может стать детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.

2 Вед.: Мальчишки. Девчонки. На  их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями , что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах её маленьких ребят- обыкновенных мальчишек и девчонок.

На фоне презентации дети  рассказывают о пионерах –героях.

Марат Казей

Лёня Голиков

Зина Портнова

Вася Коробко

Саша Бородулин

Валя Котик

Звучит песня «Мальчишки». На фоне песни.

Чтец:

Как, разве кончилась война?

А я победный залп не слышал.

И мама ждёт ещё, она

Встречать меня из дома вышла.

Не знают ничего друзья –

С такими трудно новостями…

Не встречусь с ними больше я,

 И не прижмусь к любимой маме.

И молодость моя навек

Со мной останется в могиле...

Прервался жизни быстрый бег.

Не умер я – меня убили.

1Вед.  У времени есть своя память-история .И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи.

2 Вед. Мы  не имеем права забыть ужасы этой войны. Чтобы она не повторялась вновь. Мы обязаны всё помнить. Прошу всех встать.

(Минута молчания , включается метроном.)

                                             

Чтец .Тихо. Слышите: словно где-то

Бьется  сердце нашей планеты..

Это,  власть  утверждая над  всеми,

По планете шагает Время

Тихо. Слышите?

Это не грозы, это жизнь ускоряет бег.

И по рельсам, взметнувшись к звездам,

Громыхает наш новый век!

И вдруг: постой, не  греми!

Видишь Алый гранит и пламя

Задержись… Удели мне миг.

Это я говорю тебе, Память.

Ну, постой, взгляни, обелиск

Имена прочитай и даты:

Это здесь бои пронеслись,

 Бушевала  война  когда-то.

Чтец Здесь когда-то, за строем строй,

Прошагали тогда солдаты:

Сорок первый, сорок второй,

Сорок третий, четвёртый и пятый…

Знаю- звёздам не снишься ты,

Знаю- делаешь Землю краше

Только к этому камню опустись с высоты

Задержись, поклонись, положи цветы.

Самый скромный букет из ромашек.  

   

Чтец. И у вечности миг заняв.

Здесь, у камня в траве примятой,

Перед памятью шапку снял

Оглушительный век двадцатый.

Всесильно  Время – мощными руками.

Всё может сокрушить и возвести

Бессильно время, если встретит Память.

Святую Память на своём пути.

Песня «Поклонимся великим тем годам» в исполнении И. Кобзона.

1Вед.:Давно умолк войны набат,

         Цветут сады в родном краю,

         Но будет вечно спать солдат

         Что смертью храбрых пал в бою.

2Вед.:Он сохранил тебе и мне

          И человечеству всему

          Покой и счастье мирных дней…

 Песня «Аист на крыше» в исполнении школьного хора.

 1Вед.:Без малого четыре года

         Гремела грозная война.

         И снова русская природа

         Живого трепета полна.

         И вот, дорогою обратной,

         Непокоряемый навек,

         Идёт, свершивший подвиг ратный,

         Великий русский человек.

         

(Звучит песня «День победы»).

 

       

   



Предварительный просмотр:


   
Валя Котик

   Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников.
   Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.
   Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.
   Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...
   Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.
   Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник. И сегодня пионеры отдают герою салют.

Марат Казей 
   
   ...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.
   За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске...
   Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.
   Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.
   За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

Вася Коробко


   Черниговщина. Фронт подошел вплотную к селу Погорельцы. На окраине, прикрывая отход наших частей, оборону держала рота. Патроны бойцам подносил мальчик. Звали его Вася Коробко.
   Ночь. К зданию школы, занятому фашистами, подкрадывается Вася.
   Он пробирается в пионерскую комнату, выносит пионерское знамя и надежно прячет его.
   Окраина села. Под мостом - Вася. Он вытаскивает железные скобы, подпиливает сваи, а на рассвете из укрытия наблюдает, как рушится мост под тяжестью фашистского БТРа. Партизаны убедились, что Васе можно доверять, и поручили ему серьезное дело: стать разведчиком в логове врага. В штабе фашистов он топит печи, колет дрова, а сам присматривается, запоминает, передает партизанам сведения. Каратели, задумавшие истребить партизан, заставили мальчика вести их в лес. Но Вася вывел гитлеровцев к засаде полицаев. Гитлеровцы, в темноте приняв их за партизан, открыли бешеный огонь, перебили всех полицаев и сами понесли большие потери.
   Вместе с партизанами Вася уничтожил девять эшелонов, сотни гитлеровцев. В одном из боев он был сражен вражеской пулей. Своего маленького героя, прожившего короткую, но такую яркую жизнь, Родина наградила орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени.

Саша Бородулин 

   Шла война. Над поселком, где жила Саша, надрывно гудели вражеские бомбардировщики. Родную землю топтал вражеский сапог. Не мог с этим мириться Саша Бородулин, пионер с горячим сердцем юного ленинца. Он решил бороться с фашистами. Раздобыл винтовку. Убив фашистского мотоциклиста, взял первый боевой трофей - настоящий немецкий автомат. День за днем вел он разведку. Не раз отправлялся на самые опасные задания. Немало уничтоженных машин и солдат было на его счету. За выполнение опасных заданий, за проявленное мужество, находчивость и смелость Саша Бородулин зимой 1941 года был награжден орденом Красного Знамени.
   Каратели выследили партизан. Трое суток уходил от них отряд, дважды вырывался из окружения, но снова смыкалось вражеское кольцо. Тогда командир вызвал добровольцев - прикрыть отход отряда. Саша первым шагнул вперед. Пятеро приняли бой. Один за другим они погибали. Саша остался один. Еще можно было отойти - лес рядом, но отряду так дорога каждая минута, которая задержит врага, и Саша вел бой до конца. Он, позволив фашистам сомкнуть вокруг себя кольцо, выхватил гранату и взорвал их и себя. Саша Бородулин погиб, но память о нем жива. Память о героях вечна!
   
   


    
   
Зина Портнова
   
   Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.
   ...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.
   Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...
   Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.


   
Леня Голиков 
   
   Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.
   Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...
   Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.
   Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...
   2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.
   
   



Предварительный просмотр:

,

Лёня Голиков

Валя Котик

Марат Казей

Вася Коробко

Саша Бородулин

Зина Портнова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)

Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "История войны"

Каждый год наша страна отмечает годовщину Великой Победы. Тема Великой Отечественной войны – неисчерпаемый источник для воспитания подрастающего поколения. Современные школьники могут «открывать...

театрализованная литературно-музыкальная композиция " Нет войне!"

Данная композиция предназначина для проведения тематического вечера посвященного 67 годовщине Победы в ВОВ. Все стихи в данной компазиции авторские....

Литературно-музыкальная композиция "Дорогами войны"

Это сценарий праздника, посвященного Дню Победы....

Литературно-музыкальная композиция "У войны не женское лицо"

Литературно-музыкальная композиция "У войны не женское лицо" . Автор - Рогунцова О.Н....

Литературно - музыкальная композиция."Вехи войны. Смоленское сражение".

Пояснительная записка. Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из важнейших задач современной школы.Смысл мероприятия заключается в формировании чувства гордости за свою Родину, ...