Урок-презентация "Эхо афганской войны"
презентация к уроку (8 класс) по теме
Подрастающему поколению необходимо знать о событиях афганской войны. И память эта будет жива, пока мы об этом помним, говорим и поем.
Пожалуй, на земле никогда не наступит такое время, когда слово «солдат» станет ненужным и незнакомым. Войны на нашей планете не прекращаются с древних времен. А путь войны всегда страшен.
Пока память человеческая жива, люди будут ценить Мир. Поэтому нужно помнить те трагедия и разрушения, которые несут войны. Презентацию пришлось урезать, уменьшить формат рисунков и убрать музыкальное сопровождение, так как файл был большего размера, при необходимости могу предоставить занятие в полном объеме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_szhataya_zip-papka.zip | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ «НА КАЛИНКЕ»
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
«ЭХО АФГАНСКОЙ ВОЙНЫ».
Подготовила: воспитатель
Сайфулина Тамара Фидарисовна
СУРГУТ 2013
Тема занятия: «Эхо афганской войны».
Участники занятия: воспитанники 2 группы третьего отделения социальной реабилитации, возрастная категория – воспитанники 13-16 лет.
Тип занятия: комбинированное.
Цель: формирование у воспитанников патриотизма и глубокого уважения к истории нашей страны, на примере выполнения интернационального долга советскими солдатами и офицерами в Демократической Республике Афганистан в 1979 – 1989 гг.
Задачи:
- способствовать развитию интереса воспитанниками к истории своей Родины;
- воспитание чувство долга, патриотизма, любви к Родине, своему народу;
- формирование представления о воинском долге и верности Отечеству;
- формирование у воспитанников уважительного отношения к участникам афганской войны;
- развивать личностные качества: наблюдательность, активность, интерес к изучаемому материалу.
Методы и приемы:
Наглядные:
- стенгазета, посвященная афганским событиям;
- художественная литература об Афганистане;
Словесные: вопросы детям поискового характера, объяснения, пояснения, беседа, обобщения.
Практические: практическая продуктивная деятельность детей.
Оборудование и материалы:
- ноутбук;
- телевизор;
- кабель USB;
- музыкальный центр
- фонограммы песен: «Зажгите свечи» группа «Мишель», «Афганистан» группа «Спринт», «Пароль -Афган» группа «Голубые береты»; «Метроном»;
- журнальный столик со стаканом воды, кусочком хлеба, свечи;
Демонстрационный материал:
слайды
Организация занятия: занятие проводится в групповой комнате.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Структурная часть | Содержание | Количество минут |
1 часть | Группа «Голубые береты» - песня «Пароль – Афган». (Слайд 1) Ведущий. Здравствуйте дорогие воспитанники, коллеги и гости Центра! Мы с вами встретились не просто так, чтобы узнать, по какому поводу, нужно отгадать кроссворд. Кроссворд:
Ведущий. Вместе мы справились с заданием и узнали, что наше занятие посвящено Афганистану, а точнее афганской войне. Вы познакомитесь с событиями этой войны, встретитесь с ее участниками, выслушаете их воспоминания, что они испытали, что они делали на афганской войне. Ведущий. «Чтобы не забыть – надо знать и помнить!». И память эта будет жива, пока мы об этом помним, говорим и поем. Пожалуй, на земле никогда не наступит такое время, когда слово «солдат» станет ненужным и незнакомым. Войны на нашей планете не прекращаются с древних времен. А путь войны всегда страшен. (Слайд 2 – цели и задачи мероприятия). Ушла в историю Афганская война. Никем и никому не объявленная, героическая и трагическая, она оказалась в 2 раза длиннее, чем Великая Отечественная война. Ученик: Афганистан – ты стих души моей О верности Святой солдатской чести, О памяти той круговерти дней, Где всё смешалось: ложь и правда вместе. Тогда, в 1979 г. родина послала своих солдат на защиту южных рубежей, не подчиниться приказу они не могли. Всем воинам, отдавшим свои жизни во имя воинской чести посвящается. Песня «Зажгите свечи» - Группа «Мишель». Вносят зажженные свечи на подносе, ставят на стол. Ведущий. Афганская война 1979–1989 гг. — вооружённый конфликт между афганскими правительственными и союзными советскими войсками, стремившимися сохранить в Афганистане прокоммунистический режим, с одной стороны, и мусульманским афганским сопротивлением — с другой. Каждый из полумиллиона наших солдат, прошедших через эту войну, стал частью Афганистана. А Афганистан стал частью каждого воевавшего там. Глупцы называли Афганистан «школой мужества». Глупцы были мудрецами: своих сыновей они предпочитали в эту школу не отправлять. | |
Историческая справка. (Слайд 2, 3) Воспитанник Зина. Афганистан – государство Среднего Востока, его площадь 655 тыс. км. С 1979 по 1989 гг. Афганистан является ближайшим соседом СССР. Исторически с Афганистаном у нас складывались добрые отношения. Южный сосед первым в мире признал Советскую Россию. В последующем по просьбе афганских руководителей на территории дружественного нам государства силами советских специалистов сооружались электростанции, оросительные комплексы, хлебозавод и др. объекты. Однако по социальным, культурным, правовым проблемам население Афганистана оставалось «на задворках» цивилизации. В стране господствовали феодальные отношения, и большая часть населения оставалась бедной, забитой, неграмотной. Население страны – свыше 15 миллионов человек. Страну населяют: афганцы (или пуштуны), таджики, узбеки и хазары. Ведущий. После государственного переворота, совершенного в апреле 1978 г. в Афганистане разгорелась гражданская война. В 1979 г. правительство Афганистана обратилось к СССР с просьбой ввести в страну войска. (Вопрос: какие события произошли к этому времени в Афганистане?) (Ответы. В 1978 году, после апрельской революции, образовалась Демократическая Республика Афганистан. В образовавшейся республике происходили междоусобицы, то есть одни группы населения воевали с другими.) Политика СССР. (Слайд 4, 5) Там за рекой, есть горный перевал, Ведущий. 25 декабря 1979 года в 15.00 часов наши войска, верные воинской присяге, отправились на чужую землю защищать интересы своего народа и выполнять “интернациональный долг”. Именно в ту пору мы узнали, как опасна профессия вертолетчика, что слово “дух” может означать не только что – то возвышенное, но и немытое, бородатое существо с “калашниковым” наперевес. Военный жаргон обогатился новыми терминами: “зеленка”, “вертушка”, “груз–300”, “груз–200”… (Слайд 6) Официально провозглашеная главная цель советского военного присутствия в ДРА формулировалась однозначно – оказание помощи в стабилизации обстановки и отражении возможной агрессии извне. Им предписывалось защищать местное население от банд, а также распределять продовольствие, горючее и предметы первой необходимости. Наше правительство надеялось, что ввод войск будет носить кратковременный характер. (Слайд 7) Всего лишь час до вылета нам дан, Группа «Спринт» песня «Афганистан». (Слайд 8, 9) Воспитанник Леша Время выбрало нас. Закружило в афганской метели. Нас позвали друзья в грозный час – Мы особую форму надели. Ведущий. Верность, доблесть, отвага и честь – Эти качества не напоказ. У Отчизны героев не счесть, Время выбрало нас.) (Слайд 10) Воспитанник 2 Гоша. Наша молодость была недлинной, (Слайд 11) Ведущий. Служба советских войск в Афганистане была нелегка. Это и резко меняющиеся погодные условия, бой и короткие передышки. Действуя в суровых и непривычных природно-климатических условиях Афганистана, вдали от Родины, советские военнослужащие с честью выдержали военные испытания, отстояв интересы Отечества. Широкой рекой текли в Афганистан современные средства ПВО (противовоздушной обороны), стрелковое и тяжелое вооружение, средства минной войны. Но главное – деньги. За каждое ухо советского солдата, как за скальп во время покорения Америки щедро платили. Убийство из засады стало самым прибыльным бизнесом для простого афганца. Мальчишка 20-ти неполных лет, (Слайд 12,13, 14) Воспитанник 3 Лера Р. Я не знаю, кому и зачем это нужно, Кто послал их на смерть не дрожащей рукой, Только так бесполезно, так зло и ненужно Опускали их в вечный покой. (Слайд 15, 16) Ведущий. Проводится физминутка «Стойкий оловянный солдатик» Наклонитесь все вперед, (Наклоны) А потом наоборот. Влево, вправо наклонитесь, Наклонитесь, не ленитесь! На одной ноге постой-ка, (Стоим на правой ноге) Будто ты солдатик стойкий. Руки ты прижми к груди, Да смотри, не упади! (Шагаем на месте) А теперь постой на левой, (Стоим на левой ноге.) Руки вверх, руки в бок, И на месте - скок, скок, скок! Носом вдох, а выдох ртом. Дышим глубже, а потом… Марш на место не спеша. Эх, зарядка хороша! Ведущий. Письма с фронта. Заслушайте, что писали солдаты домой. 1) С конца февраля до конца марта здесь постоянно идут дожди, затем наступает страшная жара, температура достигает до 80 градусов. 2) Поразила в Афганистане нищета. Когда приехали, зима была, снега не было, но ветер – пронизывающий до костей, злой какой-то. Мы солдаты в ватных бушлатах и то мерзли. А местные крестьяне в это время босиком ходили. Тогда же я видел, как дерево продают, на килограммы, тщательно взвешивая… 3) Как то раз поехали в рейд. Сопровождали продукты в Тиринкут. Там и узнали, что представляют собой душманы. Постоянные обстрелы на дорогах. Все время в напряжении. Однажды в садах возле рек душманы устроили засаду. Спрятались на деревьях, привязав себя к стволам. Было очень трудно определить, откуда ведется огонь. Вызвали на помощь вертолеты. Те обстреляли птурусами сады. Мы после обстрела ходили их прочесывать. Некоторые душманы так и остались висеть на деревьях… 4)Положение складывалось критическое дальше идти мы не могли, прервалась связь с соседями. Вдруг огонь со стороны духов прекратился, и в тишине посыпались бородатые. Сделав несколько выстрелов в набегающую толпу, мы вступили в рукопашную схватку. Духи, как и мы, дрались молча и с ожесточением. Только иногда раздавались стоны и крики раненых. Вот и мне пришлось применить все то, чему меня учили инструктора по рукопашному бою. Первый дух упал, не добежав до меня, сраженный выстрелом наповал. Второй получил такой удар по голове прикладом, что больше не встал. Третий вдруг остановился и стал крутить что-то над головой. Свист, и…исцарапав руки, он вырвал у меня винтовку. Я опешил на мгновение. Снова свист, я едва успеваю присесть. Невидимое для моих глаз оружие вновь завертелось над головой бородатого. Похоже, этот собирался со мной разделаться, но мне никак не хотелось расставаться с жизнью. Я схватил камень и бросился на него, но получил такой удар в лицо, что отлетел метра на четыре. Вытирая разбитое в кровь лицо, увидел духа, бегущего ко мне с ножом. Но длинная очередь прервала его бег. Я поднял голову и увидел руку Игоря. «Порядок?» - спросил он. «Вот гад, видал, чуть не убил», - ответил я. «Спасибо, выручил», - «Да ладно», ответил он. (Слайд 17) Ведущий. Молитва. И опять плачут свечи, (Слайд 18) Ведущий. Перевернем истории страницу, Затихнет вьюга тех горячих дней. Кто был в Афганистане, пусть гордится, Кто не бывал, об этом не жалей. (Слайд 19, 20, 21) Ведущий. 15 февраля 1989 года окончилась эта война, самая длительная из войн, которые вела наша страна в ХХ веке. В этот день землю Афганистана покинул последний советский солдат До свиданья, Афган, этот призрачный мир. Когда закончилась война, солдаты и офицеры с чувством выполненного долга вернулись на родную землю. (Слайд 22) Воспитанник Лера Р. За девять лет через Афганистан прошли около 600 тысяч советских воинов. Мы потеряли убитыми и умершими от ран 15053 человека, ранеными и искалеченными – 49985 человек, пленными и пропавшими без вести – 330 человек. Стали инвалидами войны – 6669 человек. Воспитанник Александра. Когда мы на землю опустимся с гор, (Слайд 23) Ведущий. Все начиналось в семьдесят девятом, Декабрь, двадцать пятого числа, День этот стал не праздничным, а скорбным, Война не мало жизней унесла. Мы головы склоняем перед теми, Того, кого сегодня с нами нет, В боях погибших, на земле Афганистана, Тех, кто ушел в неполных 20 лет… (Слайд 24, 25) Ведущий. 9 лет, 1 месяц, 19 дней, в Афганистане каждый день погибало 4 человека. (Слайд 26) Ведущий. За мужество и героизм, за с честью выполненный долг орденами и медалями СССР награждено 200 тысяч военнослужащих, в том числе посмертно – 10900. Удостоены звания Героя Советского Союза 66 военнослужащих, из них – 23 посмертно. (Слайд 27) Ведущий: За наградами мы не гонялись Ведущий. Познакомимся с Героями Советского Союза, звание которым присвоено посмертно, вот некоторые из них: (Слайд 28, 29) Задорожный Владимир Владимирович, 30 лет, старший лейтенант, родился в 1955 г., в 1972 г. после окончания суворовского военного училища был призван на службу в Советскую армию. В Афганистане с 1979 года, 28 мая 1985 года во время боя, спасая жизнь командования, накрыл собой гранату, упавшую в расположение командного пункта. Владимир Задорожный удостоен звания Героя Советского Союза посмертно. (Слайд 30) Демченко Георгий Александрович, 24 года, лейтенант, родился в 1959 году, в 1977 году призван на службу в Вооруженные Силы СССР. В Афганистане с 1983 года; в мае 1983 года взвод, которым командовал Георгий Демченко, был окружен в ущелье Ганджал отрядом боевиков, в неравном бою взвод был уничтожен врагом. Демченко подорвал себя и врагов последней гранатой, за этот подвиг лейтенанту Демченко был посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. (Слайд 31) Левченко Анатолий Николаевич, 38 лет, подполковник, родился в 1947 году, в Афганистане с 1985 года. 27 декабря 1985 года при выполнении боевого задания направил свой подбитый самолет на сильно укрепленную позицию ПВО мятежников и впервые в истории Военно-Воздушных Сил уничтожил ее огненным огнем, за этот подвиг А. Левченко присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Все трудности ребята переносили стойко, мужественно, героически. На горных заставах, в воздухе и на земле, в Герате и Кандагаре, Кундузе и Джелалабаде выполняли они свой воинский долг. Полистайте Книгу Памяти:…геройски погиб в ночном бою; вступил в бой с превосходящими силами противника и погиб; руководил боем, будучи смертельно раненым, до последнего дыхания; погиб в рукопашной схватке… Ведущий. (Слайд 32, 33) Это воинский долг, и это не обсуждается. Им всегда будет двадцать. Как мало лет он прожил… Только двадцать! Но миг победы больше, чем года. Остаться в наших душах навсегда. Печальное тире между двух дат. И верю я, что только так и стоит Жить на земле, как жил на ней Солдат. (Слайд 35) Ведущий. Воины-интернационалисты, прошедшие Афган, живут и работают среди нас. Они – наша гордость. Мальчишки, волею судьбы, оказавшиеся вдали от Родины, показали всем, что они достойные и верные сыны, надежные защитники ее интересов. (Слайд 36) Ты мне снишься ночами, Афган, Хоть прошло долгих двадцать лет… Я давно не сопливый пацан, Только твой не истерся след, След, что люди зовут Судьба. Злость прошла на своих врагов, Притупилась боль старых ран… Не успел я отдать долгов, Только помню тебя, Афган. Ведущий. (Слайд 37) Ведущий. Нельзя забывать о солдатах этой войны! Десятки тысяч солдат и офицеров, прошедших Афганистан, честно и до конца выполнили свой воинский долг. Афганцы – настоящие солдаты в самом высоком значении этого слова. Честь им, слава и низкий поклон. Давайте склоним головы перед светлой памятью тех, кто отдал свою жизнь, уйдя в бессмертие. Вспомним всех поименно, сердцем вспомним своим, это нужно не мертвым, это нужно живым! Минута молчания. (Слайд 38, 39) Война – это гибель всего родного: Кров без людей, люди без крова. Война – это кровь, эпидемия горя, Пороха дым, селенья в огне… Но вновь разгореться мы не дадим войне. Ведущий. Как закрепление материала, проведем викторину. Викторина.
Ведущий. Вижу, вы серьезно подошли к этой теме, достойно ответив на вопросы. А что может быть лучшей наградой, чем песня, ведь именно хорошая песня поддерживает настроение солдат. | ||
3 часть | Ведущий. - Взрослейте, мальчики, мужайте, А вот когда придет пора, Отчизну стойко защищайте, И никогда не отступайте, Какие б не были дела. Рефлексия. Ведущий. Наше занятие подошло к концу. Что нового вы узнали сегодня? Ответы: Домашнее задание. Пожалуйста сделайте рисунки по сегодняшнему мероприятию: какое впечатление осталось после нашей встречи, либо как вы увидели какой-то эпизод боя, встречи, по вашему усмотрению. - Вам понравилось мероприятие? Досвидания, до новых встреч, всем спасибо. | |
Длительность занятия | 40 мин. |
Источники.
- Воспитание школьника» №5, 9. М., 2001 г.
- Воспитание школьника» № 2, 6, 9. М., 2000 г.
- Вяземский Е.Е. Историческое образование в современной России. М., 2002 г.
- Главацикий М.Е. Ради жизни на земле. Ек., 1995 г.
- Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М., 2000 г.
- Из пламени Афганистана: Запись текстов песен/ Сост. и вступ. Статья П Ткаченко. –М., Сов. Россия, 1990.- 320 с.
- Варганов В. Афганистан: Прошлое и настоящее. Белгород, 1997.«Военные знания», «Советский воин», «Честь имею».
- http://www.photo-vn.ru/2001/index.htm
- http://ochevidec.net/id/2456.html...
- http://www.exotic-travel-club.ru/afganistanmap.htm...
- http://www.ruswar.com/
- http://www.ruswar.com/RusWar/Army-4/mi%2024-afghanistan-04.jpg
- http://www.ruswar.com/RusWar/Army-4/mi-24-afganistan.jpg
- http://www.ruswar.com/RusWar/Air%20Force/mi-8-afgan-2.jpg
- http://www.ruswar.com/RusWar/Air%20Force/MI-8-afghan-1.jpg
- http://www.epochtimes.ru/content/view/9769/2/
- http://news.mail.ru/incident/1374213
- http://forum.sathyasai.ru/index.php?showtopic=1913&st=20&p=31820
- http://www.ortodox.donbass.com/foto/sv_iver.htm
- http://iz.com.ua/author/shilin-dmitriy/skip/20/
- http://www.tden.ru/articles/society/017237/...
- http://afisha.ukr.net/news/0/1347/...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Афганская война в истории моего села
Обоснование проблемы:отсутствие у молодежи знаний об истории советско-афганской войны, организация встречи с участником афганской войны.Задачи урока:Общеучебная задача: познакомить школьников с послед...
Афганская война в истории моего села
Обоснование проблемы:отсутствие у молодежи знаний об истории советско-афганской войны, организация встречи с участником афганской войны.Задачи урока:Общеучебная задача: познакомить школьников с послед...
Классный час «Афганская война»
Мероприятие построено на основе воспоминания воина- интернационалиста, стихотворений и песен об афганской войне....
Урок памяти "Эхо афганской войны"
Цель урока: привлечь внимание учащихся к проблеме возвращения на Родину бывших военнослужащих, пропавших без вести или захваченных в плен при исполнении интернационального долга в Афганист...
Классный час. Урок мужества "Афганистан. Война миров. Герои афганской войны"
В рзработке дан план классного часа по теме "Афганистан. Война миров. Герои афганской войны"...
Конференция в республиканском уровне приглашением участника Афганской войны Доклад на тему: «Мои земляки – участники Афганской войны»
В нашем селении живет очень добрый человек, о котором все отзываются исключительно хорошо –Даришмагомедов Шарабудин Абдулаевич. Он готов помочь каждому, кто нуждается в помощи. Благо и профессия...
Участники Великой отечественной войны и афганской войны Монгун-Тайгинского кожууна
Участники Великой отечественной войны и афганской войны Монгун-Тайгинского кожууна...