Афганская война в истории моего села
классный час по истории (10 класс) по теме
Обоснование проблемы:отсутствие у молодежи знаний об истории советско-афганской войны, организация встречи с участником афганской войны.
Задачи урока:
- Общеучебная задача: познакомить школьников с последствиями советско-афганской войны в процессе исследования данной проблемы;
- Развивающая задача: продолжить развить навыки исследовательской деятельности в процессе изучения исторически значимых событий России;
- Воспитательная задача: воспитывать чувства сострадания и гордости за прошлое своего Отечества, любви и ответственности за его будущее.
Сопутствующие задачи: привлечь внимание молодежи к историческим событиям России; активизировать участие школьников в общественной жизни страны.
Форма проведения урока:презентация учащихся по теме исследования с использованием компьютерных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
afganskaya_voyna.doc | 25.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «История афганской войны в нашем селе»»
Цель урока:
Обоснование проблемы: отсутствие у молодежи знаний об истории советско-афганской войны, организация встречи с участником афганской войны.
Задачи урока:
- Общеучебная задача: познакомить школьников с последствиями советско-афганской войны в процессе исследования данной проблемы;
- Развивающая задача: продолжить развить навыки исследовательской деятельности в процессе изучения исторически значимых событий России;
- Воспитательная задача: воспитывать чувства сострадания и гордости за прошлое своего Отечества, любви и ответственности за его будущее.
Сопутствующие задачи: привлечь внимание молодежи к историческим событиям России; активизировать участие школьников в общественной жизни страны.
Форма проведения урока: презентация учащихся по теме исследования с использованием компьютерных технологий.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Звучит песня «Зажгите свечи»
3. Вступительное слово учителя:
Учитель: Тема нашего урока «Эхо афганской войны». 15 февраля 2011 года исполнится 22 года со дня вывода советских войск из Афганистана. Афганская война – это не простая и во многом драматичная история. Взаимоотношения между Афганистаном и Россией существуют на протяжении нескольких столетий.
Как всё начиналось?
Слайды № 2-10
Ученик: Сегодня афганскую войну называют крупнейшей внешнеполитической ошибкой Советского руководства. В гражданский конфликт различных политических сил оказался вовлеченным Ограниченный контингент советских войск, вступивших по приказу советского руководства СССР 25 декабря 1979 г. на территорию Афганистана. Тогда еще никто не знал, во что выльется этот конфликт.
Ученик: В шестидесятых годах в королевстве Афганистан развернулась гражданская война, здесь была создана коммунистическая партия, вскоре расколовшаяся на две фракции: "Хальк" ("Народ", руководитель – Нур Мухаммед Тараки) и "Парчам" ("Знамя", руководитель – сын генерала афганских вооруженных сил Бабрак Кармаль).
Правительство начало реформы, которые вызвали протесты в традиционном афганском обществе.
НДПА раскололась на две фракции, Амин штурмовал президентский дворец (14 сентября 1979 года), Тараки был убит.
Ученик: Советское правительство приняло решение ввести на территорию Афганистана войска, чтобы помочь коммунистическому правительству справиться с мятежниками, отстранить от руководства Амина и вернуть к власти Бабрака Кармаля.
Ученица: «А мальчики не в чем не виноваты,
Ни в том, что родились в 60-м
Ни в том, что на планете нет покоя
Ни в том, что не сдавались в плен без боя».
Ученица: Матери, рожавшие сыновей в мирные 60-е, не могли предполагать, что в мирные 80-е их сыновья, отправляясь на боевую операцию и возвращаясь с нее, будут буднично говорить о себе: «Уходим на войну», «Пришли с войны». Если бы мать могла, она прикрыла бы его от пуль и осколков, первой прошла бы по тропам, начиненными минами, напоила бы сына водой, умыла бы его лицо, измученное знойным ветром и пылью. Но ничего этого она не могла сделать. Могла только ждать.
Ученик: Афганская война самая долгая война в истории Советского Союза, она осталась в сердцах незаживающим ожогом памяти. Не извлеченные осколки, не долеченные раны, не вернувшиеся друзья, останутся с нами, пока ходит по земле поколение, вынесшее и выстрадавшее эту войну. Советские воины, выполняя приказ, проявили себя, как мужественные защитники интересов мира и дружбы, взаимопомощи. Они показали себя беззаветно преданными сынами родного Отечества.
Ученик: Страница 80. Год 80-й.
Афганистан, провинция Герат.
И вот сам я загорелый и усталый,
И за плечом — надежный автомат.
Вокруг друзья с такими же «игрушками»,
И так же пропылены, как и я,
И котелки позвякивают с кружками,
И очень далека наша семья.
Уж третий месяц градусов все 40
С нас выжигают европейский лоск.
И сигарета, пырхая, как порох,
дымится через обгоревший нос.
Отряд «Каскад» — специальная команда,
Названия в газетах не найти.
Забыты все привычные названия,
Бандитское подполье на пути.
За их спиной сожженные аулы,
Партактивисты в лужицах крови,
Воинственные песнопенья муллы,
Попавшие в засаду «шурави».
Я не был бы собой, когда б не верил:
Их ожидает пагубный конец.
Но нет покамест места моей вере
Летит, свистит, вонзается свинец.
Свинец американский, пакистанский,
Египетский, иранский, да и наш.
Гуляют банды но земле афганской,
Творя кровавый, страшный свой шабаш.
Ученица: Ввод советских войск в Афганистан
Ещё в июле 1979 года в Баграм прибыл батальон из 111-го парашютно-десантного полка 105-ой воздушно-десантной дивизии. Это было первое регулярное подразделение Советской Армии в Афганистане.
9-12 декабря в Афганистан прибыл первый так называемый "мусульманский батальон", подразделение спецназа Советской Армии, созданное в ходе подготовки ввода войск в Афганистан и укомплектованное бойцами со "среднеазиатской" внешностью.
Слайд №11-19
Ученик: Среди всех призванных в армию был и наш земляк Айталиев Рамазан Талапович.
Ученица: Все любят книги с добрым окончаньем.
И наша жизнь — один сплошной роман.
Ее страницы мы без содроганья
Льем, как вино, в наполненный стакан.
Лист за листом, почти без передышки,
Мелькают: годы, люди, города,
Воспоминанья прошлого, обрывки
Глав неоконченных, быть может, навсегда.
Ученик: Родился Рамазан Талапович 09.02. 1967 года в с. Левчуновка Николаевского района. В 1982 г. закончил Садовскую восьмилетнюю школу. Затем работал помощником чабана. С 1982 г. по 1984 г. учился в Волгоградском ТУ-6 на газосварщика, затем в ДОСААФе на водителя БТР. 24.10.1985 г. призван в армию. Место службы – АФГАНИСТАН.
Награждён медалями:
1. «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа»
2. «За отличие в воинской службе» II степени
3. «70 лет Вооружённых сил СССР»
Учитель: Расскажите нам, пожалуйста, о своих днях на войне, о своих чувствах и мыслях об этой войне.
Выступление участника афганской войны Айталиева Р.Т.
« Из Быково нас отправили в Волгоград на сборный пункт, откуда забрали на карантин в г. Орджоникидзе. Там я узнал, что попаду в Афганистан. Вылетели из Самарканда в Кабул на ТУ -154, затем на вертолёте в Баграм. Оттуда на ГАЗе-66 прибыли в дивизию. Служил водителем, возил почту. Служба в Афганистане началась 1 февраля 1986 г. Жили в военном городке, который состоял из казарм (модулей), военных технических парков, столовой, гарнизонного дома офицеров, магазинов. Были свет, газопровод, телевизоры, по которому транслировали программу ЦТ СССР.
Самолетами из Кабула в Баграм привозили почту. Мы получали почту на всю дивизию и развозили по частям. В специальных боевых операциях не участвовал. Но один раз мне пришлось участвовать в перестрелке в августе 1987 г. Привезли почту, начали разгружать. В это время начался обстрел нашего городка. Душманы обстреливали нас и з автоматов и пулемётов. Они были где-то на расстоянии 500 меторов, но самих их не было видно. Обстрел продолжался целый день. Мы заняли круговую оборону. К вечеру обстрел прекратился
У нас были потери среди людей и военной тезники. Была усилена охрана городка. Погибших увезли в Кабул. После боя я думал о том, как запугано местное население душманами, и что наш долг помочь этим людям освободиться от этого страха. Незадолго до моего отъезда, меня послали везти почту на вертолёте в пехотный полк. Один из наших почтовых вертолётов был подбит душманами в горах (было 2 почтовых и 4 боевых самолёта). Подбитый вертолёт с трудом долетел до пехотного полка»
Учитель: Ребята, Рамазан Талапович согласился ответить на ваши вопросы по теме нашего урока. Пожалуйста задавайте их.
Беседа учащихся с воином- интернационалистом Рамазаном Талаповичем (учащиеся задают вопросы по поводу наград, фотографий во время боя, о первых днях, об отправлении на войну и о возвращении домой)
Директор: Вручение памятного подарка о встрече и слова благодарности от администрации школы.
Слайд №23-25
Учитель истории: Ребята, когда Рамазан Талапович вернулся домой, то о нём бывший библиотекарь Максимова Л. В. написала статью в газету «Коммунар». Мы тоже написали об этой встрече и вот так представляем нашу статью.
Ученик: 15 февраля 1989 г. произошло событие, которого ждали советские люди и весь мир, - завершился вывод советского воинского контингента из Афганистана.
Слайд №26
Ученица: Колонны бронетехники 40-й армии по мосту Пяндж катили домой. Последним по мосту прошел командарм Герой Советского Союза Борис Громов и на весь мир сказал в телекамеры: « За моей спиной нет ни одного нашего солдата».
Ученик: На самом деле стало известно, что позади Громова остались сотни его подчиненных. Тридцать два утонули при форсировании горных рек в ходе боевых операций. Тела девятерых из-за плотного вражеского огня не удалось эвакуировать с поля боя.
Учитель: В честь них памятники во многих городах России. Слайды № 27-34
Ученик: Сегодня, 15 февраля 2011 года исполнится 22 года с момента вывода советских войск из Афганистана. Перевернем еще одну страницу нашей истории. Я думаю, что вы не забудете встречу с воином – интернационалистом Айталиевым Р.Т. Всю свою жизнь всеми делами и помыслами будете стараться, чтобы такое не повторилось больше никогда. Потому что нам нужна всем - правда, чтобы понять и оценить то, что случилось на афганской войне.
Ученица: Впереди нам нужна – память, чтобы помнить и знать всех, кто не вернулся оттуда. Не забывать, что каждый из них до конца выполнил свой долг и достоин нашей памяти.
Ученик: Нам нужна – человечность, чтобы матери и отцы тех, кто не вернулся, не чувствовали себя одинокими.
Учитель: Большое спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Афганская война в истории моего села
Обоснование проблемы:отсутствие у молодежи знаний об истории советско-афганской войны, организация встречи с участником афганской войны.Задачи урока:Общеучебная задача: познакомить школьников с послед...
Учебно-исследовательская работа "История моего села"
Работа выполнена к юбилею края для школьной НПК...
Исследовательская работа "История моего села"
Исследовательская работа ученицы 9 класса Буниной Веры о с.Великополье Оршанского района...
Информационно-методический бюллетень : Исследовательская работа «История моего села»
Тема исследовательской работы «История моего села». Актуальность темы, я думаю, очевидна. Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. В большой стране у каждого человек...
Великая Отечественная война в истории моей семьи, в истории моих земляков
Тема классного часа посвящена особой дате "Дню Победы". Принцип отбора материала: показать важнейшие события Великой Отечественной войны, тяжесть ратного труда, «цену победы», жизнь людей на фронте и ...
Урок внеклассного чтения в 6 классе. «Война в жизни моего села»
Знакомство учащихся с героической прошлой советских людей в годы Великой Отечественной войны...
Исследовательская работа «Афганская война в судьбе моей семьи»
Тема исследовательской работы «Афганская война в судьбе моей семьи» мною выбрана не случайно: во-первых, 15 февраля в России считается днём памяти воинов-интернационалис...