Внеклассное мероприятие "Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим…»
методическая разработка (11 класс) на тему

Платонова Ольга Юрьевна

В мероприятии  могут участвовать 5 -11 класс!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon meropriyatie-obshchee.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Чем дальше в будущее входим,

тем больше прошлым дорожим…»

Цели:  приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира. 

Задачи:

1. Возрождение духовно-нравственных ценностей.

2. Обеспечение единства воспитательных и жизненно-практических задач, создание собственного отношения к жизни. Формирование нравственных основ личности.

3. Формирование гуманистического отношения к окружающему миру.

4. Изучение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей учащихся. Формирование внутренней потребности к самосовершенствованию.

5. Расширение культурного кругозора, развитие культуры этического мышления, способности морального суждения и оценки, умения самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора.

Звучит  Колокольный звон

Э-Ведущий:

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полёты на Луну,

Вспомним старые обычаи,

Вспомним нашу старину.

Мы очень рады видеть всех вас на нашем Фестивале русских народных обычаев и традиций, на котором каждый класс представит свою страничку о русских праздниках и обычаях.

В-Ведущий: Когда в деревне в старину устраивались колядки? Совершенно верно, на Рождество. В этот праздник по селу ходили колядовщики, славя молитвами и пением Христа. Наши предки верили, что в праздник Рождества Христова играет солнце.

(Выступление учащихся 4а класса)

Дети

Коляда, коляда, накануне Рождества,

Коляда пришла, отворяй ворота!

Песня                           О.Ю

    1. Колядки, колядки

     Собрались ребятки

     По деревне пошли

     Бабку Коляду нашли.    

     Наша бабка-Коляда

     По дорожке пошла

     Да топорик нашла    

     А топорик не простой

     А топорик золотой.    

                 2.Села в снег Коляда

     Да задумалася

     Куда путь держать

     Куда топорик девать    

     Мы сказали бабке - бабке-Колядке:

     Ты снеси его купцу,

     Емельяну-молодцу.    

    3. Свой топорик Коляда

     Купцу продала

     За топорик непростой – гостинцев горой

     Наша бабка Коляда всех ребят созвала

     Все гостинцы раздала

     Спасибо тебе, бабка, бабка-Колядка!

Э-Ведущий: Друзья, какой из русских праздников получил в народных поговорках такие яркие эпитеты: «честная», «широкая», «веселая»? Верно, Масленица. Это один из самых веселых народных праздников.

                           (Выступление учащихся 4а класса)

Ой, Масленица-кривошейка,

Встречаем тебя хорошенько,

С пирогами, с блинами, с вареничками!

Песня «Ой, блины, блины, блины…»

Угощение гостей под музыку

Э-Ведущий: На масленицу устраивали веселые гулянья с играми и шутками.

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Самый ловкий» (ухваты и горшки) Музыка

В-Ведущий:

Отшумела веселая Масленица, проводил народ зиму и стал ждать весну. Но весна приходит не сразу, не вдруг. По народному календарю весну встречают несколько раз. Первая встреча весны приходится на 15 февраля. Это Сретенье. «На Сретенье зима с весной встречаются впервой», - говорили в народе. В день весеннего равноденствия – 22 марта – вторая встреча весны.

(Миляуша о Сороках)

Название "Cороки" не имеет никакого отношения к сорокам: Cорока – не перелетная птица, она всю зиму проводит с нами. Сороки – от слова "40".
Вы знаете, что раньше каждое число имело свое значение: 2 – поминальное; 3 – число круга, приносит счастье, удачу; 4 – самое устойчивое число (похоже на стульчик); четверг – четвертый день недели, считается самым стабильным (в этот день все спорится); 40 – множественное число. 40 = много. В Сороки, 22 марта, к нам из тёплых стран прилетает много птиц:
 Сколько проталинок – столько и жаворонков.
Давайте послушаем голоса птиц
. (Голоса птиц)

Дети 9 класса:

1. Высоко летаю, песни распеваю! (Жаворонок)

2. Они – глоток живой воды с утра –
Завистливые трели
(соловья).

3. Летят, курлычат песенки свои,
По небу, с юга возвращаясь,
(журавли).

4. В воде искупался –
Сухим остался!
"Сухим из речки выхожу
И тем горжусь!
Без полотенца обхожусь", –
Гогочет
(гусь).

5. Деревья он в лесу лечил,
Весь нос в работе источил,
Он столько сил за день истратил,
И вы узнали, это –
 (дятел).

6. Летом за пахарем ходит,
А зимой с криком уходит.
(Грач)

7. Могут в речке плавать сутки
Непоседливые
(утки).

Э-Ведущий: Самый главный христианский праздник – Светлое Христово воскресение или Пасха. К этому празднику во всех домах наводился идеальный порядок, к праздничному столу готовились самые вкусные блюда (самый длинный пост был завершен). А главными на столе были крашеные яйца, пасхальные куличи и творожная пасха. Как всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха заполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости. Едва ли не в каждом дворе устраивали качели для детей.

(Выступление учащихся 4а класса).

Закличка на Пасху

Над лугами и полями
Светит солнышко над нами,
Долгожданная весна
Нам день Пасхи принесла.
                                                          Аудиозапись "Колокольный звон"

Э-Ведущий: А теперь давайте золотые ворота для матушки-весны открывать!

Под музыку 1 подгруппа детей, цепочкой становятся в полукруг, повернувшись лицом к зрителям. 
Дети.
Ай, люли, ай, люли,
Наши руки мы сплели.
(Произнося эти строки, дети качают сцепленными руками вперед назад.)
Мы их подняли повыше,
Получилась красота!
(Выполняют 4 шага, одновременно поднимая руки и не разъединяя их.) 
Получились не простые,
Золотые ворота!
(Дети, продолжая ходьбу, образуют круг.
Далее 1 подгруппа детей движется по кругу против часовой стрелки, продолжая петь, а дети 2 подгруппы, цепочкой обходят детей 1 подгруппы по часовой стрелке.)
 
Ходит матушка Весна
По полям, лесам одна.
Первый раз прощается,
Другой раз воспрещается.
(Дети обеих групп останавливаются: 1 подгруппа - поднимают руки вверх, образуя воротики, а дети 2 подгруппы под звуки песни, которую поют дети 1 подгруппы, пробегают в эти "воротца".) 
Ходит матушка Весна,
Ищет детушек она.
Первый раз прощается,
Другой раз запрещается.
А на третий раз не пропустим вас.

Э-Ведущий:

Удивителен, самобытен и неповторим обряд русской свадьбы. Не то что в каждой деревне, но даже и в городе существовали свои особенности, оттенки этого поэтического и одновременно исполненного глубокого смысла действа. Остается лишь удивляться, с какой основательностью и уважением подходили наши предки к рождению новой семьи. Навсегда оставалась у молодых память о главном моменте их жизни. Мы предлагаем вам посмотреть инсценировку этого обряда, созданного народом в течение многих веков.

        

Инсценировка «Русская свадьба» (9-10 класс) 

Сценарий русской свадьбы

Действующие лица:

 невеста — Мария Ивановна;

 жених — Иван Васильевич;

отец невесты — Иван Тимофеевич;

мать невесты — Анастасия Васильевна;

отец жениха — Василий Митрофанович;

мать жениха — Варвара Филипповна;

крестные отцы и матери невесты и жениха;

две свашки (жениха и невесты);

дружка — друг жениха;

поддружье — помощник дружки;

повозники — молодые кучера (четверо);

девушки — подружки невесты (пять-шесть человек);

 Сватовство

Декорации на сцене: крестьянская изба (интерьер), стол, две скамьи (одна за столом, другая вдоль окон), сундук, прялка, на окнах простые занавески, на полу домотканые половики. Над столом, в красном углу, висят иконы, перед ними горят лампады.

Дом невесты. Мать и отец невесты сидят на лавке за столом. В углу избы стоит группа девушек-подружек. Они поют, причитают.

 Раздается стук в дверь. В избу заходят отец и крестная мать жениха. Они останавливаются у порога, крестятся на иконы и здороваются с хозяевами (кланяются).

Отец невесты. (Никита) Да проходите.

С в а т. Да нет, мы тут постоим.

Ландыш: Потерялась у нас телочка. Не заблудила ли она к вам?

Родители. Никита Анжелика. Да приблудила.

 Рустем. Серз.  А не отдадите ли вы нам ее?

Мать невесты. Анжелика. Нет, эта девка еще молодая. Пусть дома еще посидит, подрастет, а там видно будет.

 Ландыш. Мама. Отдайте ее нам. А мы вам шубу сошьем, валенки сваляем и сделаем из шерсти одеяло. А дочь ваша нам будет как родная, никто ее у нас не обидит

 Отец невесты.Никита. Ну что ж, коли обещаете нашу доченьку в чести держать, то мы согласны вам ее отдать.

Рустем и Ландыш. Согласны ли вы свадьбу сыграть через полгода, на Красную горку?

Никита и Анжелик. Согласны.

Сваты прощаются и уходят. Мать с отцом невесты выходят проводить гостей. В избу заходит невеста.

 Маша. Невеста (плачет и причитает).

Горе-горькая я да горемычная!

Отгостила я да отгуляла я

С подруженьками да со голубушками,

По всему-то да по роду-племени!

Надоела я да родному батюшке,

Надоела да надоскучила!

Просватал-то, родимый батюшка,

Не в пору да ты не во время!

Да и ты, родимая матушка,

Запросватала меня, да запоручила.

Не пожалела меня, родимая матушка,

Горе-горькую да горемычную!

Утро венчального дня. У жениха

Дом жениха. Декорации на сцене те же.

За столом и на лавках сидят жених, его родители, домочадцы. Раздается стук. Жених, одетый в свадебную рубаху от невесты, открывает дверь. В избу заходит дружка с поддружьем, повозники (кучера), кланяются родителям жениха.

Даниил.Дружка.

Сватушка любезный и свахонька любезна!

Я на ногах стою прямёхонько,

Гляжу на вас веселёхонько,

Говорю с вами резвёхонько!

Собираете ли вы своего чадо милого

          Новобрачного князя к венцу?

Родители жениха. Собираем, собираем!

Владислав С. Дружка (обращается к родителям жениха).

Дружка.

Собирайте тогда и нас

В путь-дороженьку,

На чужую дальнюю сторонушку,

Мы вперёд поедем,

Путь-дорожку топтать,

Да невесту к венцу брать!

Отец жениха.

Извольте, друженька, езжайте

За голубицей-красной девицей.

Мать жениха дает дружке в узелочке краюшку хлеба, и он вместе с повозниками выходит во двор (спускаются со сцены). Свадебный поезд отправляется за невестой (через зал). А жених со свашкой и родней на других подводах едет к церкви, где должен встретить невесту. Свадебный поезд жениха спускается со сцены и скрывается за кулисами.

Свадебный поезд едет к дому жениха (через весь зал).

Свадьба. Встреча свадебного поезда

Свадебный поезд подъезжает к дому жениха. Собравшиеся возле дома сельчане (они стоят перед входом на сцену, у ворот) радостно кричат.

Сельчане. Едут, едут!

Приехавшие Анжелика, Никита. (поют).

Мы далёко ездили,

Мы дородну (здоровую) привезли

В дому кукобницу (бережливую),

А в поле — работницу;

И бела, и румяна,

Личиком написана,

А умом насыпана.

Рустем и Ландыш. Из дома встречать молодых выходят родители жениха и становятся у ворот. Отец в руках держит расшитое полотенце с хлебом-солью, который новобрачные целуют после поклона. Молодые направляются в дом, а мать жениха, с веником в руках, идет первая и прометает дорогу перед женихом и невестой от самой улицы до крыльца дома., Входят в дом. На полу шуба из овчины мехом наружу. Жених и невеста становятся на нее, кланяются родителям в ноги. Родители благословляют молодых. Жених и невеста целуют хлеб-соль, отца, мать и садятся на лавке у стола..Гости встают ручейком,жених с невестой проходят под ручейком.

Владислав Р. И Алина Ф. Свашка жениха и свашка невесты.

Раструбились трубушки по ранней заре.

 Расплакалась девушка по русой косе:

— Ой, моя ты косонька, что тебя ждет?

Сейчас мою косоньку сваха расплетет,

Разделит мою косоньку на две косы,

Обвертит мою косоньку вокруг головы,

Наденет на головушку бабью красу,

Красуйся-ко, невестушка, отныне до веку.

Гости начинают плясать и петь.

И так далее. Затем все гости выходят в круг перед сценой и начинают петь и плясать под гармошку или под балалайку.

Частушки 10 класс ( О.Ю.)Плясовые припевки

Даша Ходи, хата, ходи, хата,

Ходи, курица мохната,

Ходи, сени и порог,

И сметана и пирог.

 

Наташа. Ой, топни, нога,

Не жалей сапога,

Тятька новые сошьёт

Или эти подошьёт.

 

Даша Гуляй, Матвей,

Не жалей лаптей:

Батька лыка надерет —

Лапти новые сплетет.

 

Наташа.Чай пила,

Самоварничала,

Всю посуду перебила —

Накухарничала.

 В-Ведущий:

А знаете ли вы, ребята, почему молодых при выходе из храма осыпали хмелем? (Хмель – это древний символ плодородия и многочадия).

А что потребно взять невесте с собою в дом жениха? (Родительское благословение и сундук с приданым).

Был такой старинный обычай – разувание мужа молодой женой. Какой смысл он в себе заключал? (Таким образом молодая супруга подчеркивала свою покорность или согласие на главенство мужчины в семье).

В-Ведущий:

На 50-й день после Пасхи праздновалась Троица. На Троицу прихожане являлись на обедню в церковь с букетами полевых цветов, а пол в храме устилается свежей травой. А вот в среду перед Троицей девушки отправлялись «заламывать» березки, а на другой день, или в субботу, с яичницей и пивом шли завивать выбранные березки.

На поляне, на лугу

Гнулася березонька.

Завивали девушки,

Лентой украшали,

Березку прославляли:

«Белая березонька,

Ходи с нами гулять,

Пойдем песни играть!»

Танец 10 класс.

Игра «Горелки» (Музыка после слов)

В-Ведущий: А кто из вас, друзья, знает первый закон русского гостеприимства? Верно! От души накормить гостей.

Алина Есть в природе нашего народа

Вечные, особые черты –

Не берут ни годы, ни невзгоды,

Ни капризы ветреные моды,

От души они, от доброты.

Гость, войди! Традиций не нарушим.

С ним чайку всегда попьем.

Всем известно русское радушье:

Хлебосольство и открытый дом!

ВАДИМ. А сколько видов каш готовили русские крестьянки в XVII веке? (Более 20).

А сколько видов пирогов пекли тогда хозяйки-мастерицы? (Не менее 50).

Видите, как богата и разнообразна русская кухня.

Э-Ведущий:

Мы гостей встречаем…

Чаем, чаем, чаем!

Первым делом угощаем…

Чаем, чаем, чаем!

Приглашаем к самоварам…

С чаем, с чаем, с чаем.

И в накладку, и в прикуску…

Чай, чай, чай.

Пейте чай, друзья, по-русски.

Чай, чай, чай.

В-Ведущий 

В 1638 году состоялось первое чаепитие в России. Когда испробовали этот напиток, то оказалось: «питье доброе, и когда привыкнешь – гораздо вкусно».

Чайная церемония.

Кристина

Гостей, всех близких привлечем
Мы ароматным нашим чаем.
От всех невзгод, от всех болезней
Что может быть его полезней?
Наш гость, сегодня не скучай,
Пей с удовольствием душистый чай!

Алина.

Чай горячий, ароматный
И на вкус такой приятный.
Он недуги исцеляет,
Он усталость прогоняет,
Силы свежие дарит,
Всем за стол присесть велит!

Кристина. Если сегодня спросить любого жителя Центральной России, Русского Севера, Сибири и Дальнего Востока, какой напиток он пьет чаще всего, ответ наверняка будет один – чай. Действительно, за последние два с половиной столетия чай так обрусел, что, пожалуй, сегодня большая часть русского населения считает его своим национальным напитком.

В народе родились многие пословицы, поговорки, присловья:

  1. “Выпей чайку – забудешь тоску”.
  2. “С чая лиха не бывает”.
  3. “Чай не пить – на свете не жить”.
  4. “Чай не хмельное – не разберет”.
  5. “Хлебца купить не на что: с горя чаек попиваем”.
  6. “Чаем на Руси еще никто не подавился”.

Частушки

 

 (Угощение гостей)

Э-Ведущий:

Наш фестиваль подошел к концу. Как быстро пролетело время, ведь оно было наполнено яркими рассказами о русских праздниках, обычаях и традициях. И мы, русские люди, должны знать и помнить традиции своего народа. Ведь не зря сказал поэт: «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим…»

Песня «Русская душа»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по физике на татарском языке "Большие гонки"

Внеклассное мероприятие по физике на татарском языке "Большие гонки"...

Авторская программма по изучению традиций,обрядов,праздников русской народной культуры на уроках по развитию речи,чтению,на внеклассных занятиях "Чем дальше в будущее входим,тем больше старым дорожим".

Данная программа разработана в целях речевого и эстетического развития умственно-отсталых школьников при обучении предметам - чтение,развитие речи, а также во внеклассной работе воспитателей и педагог...

Рабочая тетрадь к программе "Чем дальше в будущее входим, тем больше старым дорожим".

Народная культура воплощена в доступных для детей формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный и поэтому интересен для детей. Кроме того, с...

Внеклассное мероприятие «Животные» в которую входит презентация "Animals"

Внеклассное мероприятие «Животные» Ход концертаВступительное слово руководителя. I. Монтаж о домашних животныхУчастники  держат в руках картинки с изображением зверей.1: I love my cat....

внеклассное занятие по духовно-нравственному воспитанию"Всех нужнее и дороже в этом мире доброта"

Важнейшей задачей данного мероприятия является воспитание детей красотой, формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного, так и общего...

Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим

Внеклассное интегрированное мероприятие в 6 классе (Физика + марийский язык)...

Презентация на тему: «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим…»

Очень часто за событиямиИ за сутолокою днейСтарины своей не помним,Забываем мы о ней.Стали более привычныНам полёты на Луну.Вспомним            с...