"Тихая моя родина"
план-конспект урока (8 класс) на тему
Сценарий литературно - музыкального вечера, посвященного юбилею родного края, хутора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tihaya_moya_rodina.docx | 35.4 КБ |
Предварительный просмотр:
http://www.o-detstve.ru/ Портал «О детстве»
Литературно – музыкальный вечер: «Тихая моя родина».
Мало село мое родное.
На карте не ищи и в книгах не копай,
Но для меня здесь все живое
Здесь отчий дом, здесь отчий край.
Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на нашем литературно – музыкальном празднике, который посвящен самому дорогому – Родине, родному краю.
(Звучит негромко песня «С чего начинается Родина» М. Матусовского.
На фоне песни читает чтец)
Чтец 1.
Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая,
Прохладней легкий ветерок,
Душистее цветы, там холмы зеленее.
Там сладостней звучит поток,
Там соловей поет звучнее,
Там все нас может восхищать,
Там все прекрасно, там все мило,
Там дни, как молнии, летят,
Там нет тоски унылой,
Там наше счастие живет,
Там только жизнью наслаждаться!
Николай Языков.
Ведущий 1: Родина… В этом небольшом слове заключено столько глубокого смысла! Наша Родина – Россия. Великая и могучая держава со своей историей и традициями. Но у каждого человека есть еще и своя малая родина. Это место, где он родился и вырос. Сегодня мы будем говорить о нашей малой родине, о земле волгоградской, на которой нам всем выпало счастье жить. В 2013 году нашему хутору исполняется 220 лет.
Чтец 2.
Колышет ветер вербы у реки.
Поют протяжно где-то казаки.
На берегу задумчиво стою
И мысленно за ними я пою.
Шестой десяток разменяла я,
Да разве это годы? Ерунда.
«Тебе, мой милый хутор, сколько лет?»
А ты стоишь, молчишь в ответ.
Проплыли в лодке рыбаки,
По-прежнему стою я у реки.
Ответа жду: «Где твой ответ?
Ну, признавайся, сколько тебе лет?»
Родной мой хутор, стой на берегу Донца,
Казачьи песни слушай без конца
И повторяй за ними, как и я…
Любимый мой - ты родина моя!!!! Т.Миллер
Чтец 3. «Топонимы нашего края». Хутор основан казаками в 1793 году. Прежнее название хутора – Большелычанский. До 1917 года хутор входил в юрт Заполянской станицы Усть – Медведицкого округа Области войска Донского. Затем после объединения станиц Орловской и Заполянской стал входить в юрт станицы Сергиевской.
Вероятнее всего, название хутора связано со словом «лыко». В «Словаре…» В. И. Даля отмечены лексемы лычаки «лыковые, мочальные лапти» и лычага «веревка, свитая из лыка, мочала». Местные жители подтверждают, что здесь «промышляли лыком»: драли кору деревьев, вымачивали ее в реке и получали готовое сырье — «лыки», которое шло на мочалы, рогожи, кули, веревки.
Расположен на правом берегу реки Лычак, левом притоке реки Медведица.
1. Старожилы название реки связывают со словом «лыко», которое добывали в пойменных лесах и замачивали в речной воде. Этот вариант не выдерживает критики.
2. Лисяк – первое название реки и оно связано с ее характером – извивается как лиса.
3. Лисяк (лысак) – такой с голыми берегами в среднем течении и выше (лысой, без деревьев) могли увидеть реку первые поселенцы.
4. Вполне вероятно в основе названия речки лежало производное от слова лука (лучак, лучка, лучок) - извилина, изгиб, дуга, длинная излучина реки. И, действительно, речка сверху видна как большая дуга. Так что Лычак – большая дуга, извилина.
5. Но вот опять в словаре казачьих слов встречается слово «клок» (клочка, клошка) – рыболовный снаряд для приманивания сома. Рыбаки ходили на речку клочить - приманивать и ловить сома. И этот вариант наиболее вероятно является первоосновой названия речки.
Ведущий 2: Мест красивых и даже необыкновенных в России немало. Но самые любимые и дорогие сердцу каждого из нас – это места, связанные с нашей малой родиной. Какой же он, наш край? Давайте, совершим виртуальное путешествие по этой чудесной стороне.
На экран демонстрируются пейзажи родной природы, показ сопровождается казачьей песней.
Ведущий 1: Константин Дмитриевич Ушинский, известный русский педагог, писал: «Отечеством зовем мы Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное. А матерью зовем ее потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать, она защищает и бережет нас от всяких врагов…»
Ведущий 2: Милый наш хутор, малая Родина, близкий и понятный сердцу ковыльный край, частица России, основа России! Незаметная, затерявшаяся среди тысяч таких же хуторов и деревенек капелька Отчизны, текущая по реке жизни огромной России.
Чтец 4. Стихотворение «Большой Лычак – наш хуторок»
Нигде на карте не означенный
В тиши полей, в цвету садов
Живет с любовью нерастраченной
Большой Лычак – наш хуторок!
Жив дух в нем дедов - казаков
Он силы нам дает для жизни
И ждал и ждет и ждать готов
Большой Лычак – наш хуторок!
Нам только здесь легко на сердце,
Тут мама ждут с отцом домой,
И наше здесь осталось детство,
Забыть его едва ли сможем мы
В свой отчий дом вернемся вновь
Он лучше заграничной дали,
Большой Лычак – наш хуторок!
Ведущий 1: Родная земля! Сколько пришлось тебе выстрадать и пережить! Но ты сумела остаться непоколебимой наперекор судьбе! Скольких прекрасных людей вырастила ты, сколько человеческих судеб сделала счастливыми!
Ведущий 2: Великая Отечественная война была для многих испытанием на человечность, на верность Родине. Как люди выстояли в этой войне, которая началась так трагически и закончилась Победой в сорок пятом? Ответ прост: деды и прадеды так сильно любили свою Родину, что не могли не отстоять ее. С хутора Большой Лычак на войну призывалось 1429 человек. В «Книге Памяти» по Фроловскому району в погибших числится 536 солдат. В настоящее время, к сожалению, ветеранов ВО войны в живых не осталось. Наши земляки с честью выдержали все испытания, давали стране хлеб, мясо. В память о них в селе открыт памятник, над которым шефствует наша школа. Обелиск представляет собой группу солдат, уходящих на войну и бросающих последний свой взгляд на нас их потомков, и стена, где высечены фамилии, имена и отчества, тех, кто погиб на той страшной войне.
Чтец 5. Стихотворение "У обелиска”.
"У обелиска”
Победы день…
Склонимся люди низко
Наш вечный долг –
Почтим в сраженьях павших
Их имена –
На скорбных обелисках,
Почтим известных всех
И без вести пропавших
Лежат в степях они,
В селеньях и лесах
О них мы вспомним
Благодарным словом
И молча постоим,
Как на часах
К ушедшим каждый
Памятью прикован…
В огонь шагнули,
Заслонив собою
Родную землю,
Край отцов и дедов…
Счастливый день
С слезами скорбной боли –
Он прежде их,
Великий день победы
И перед ними мы
За все в ответе,
Мы никого
Не вправе позабыть,
Нам и за них
Жизнь строить на планете,
И мир беречь,
И Родину любить
Низкий поклон павшим и живым! (Г.В. Костин).
Ведущий 1: Мы гордимся своими односельчанами, геройски защищавшими нашу Родину. В канун 70-летия Сталинградской битвы мы хотим рассказать еще раз об участниках Сталинградской битвы, наших земляках Воловатовой Т.С. и Воловатове С.В.
Рассказ о ветеранах ВОВ, участниках Сталинградской битвы, Воловатовой Т.С. и Воловатове С.В. (Подготовленный ученик)
Ведущий 1: 15 февраля страна отмечает День памяти воинов – интернационалистов. И среди наших земляков есть человек, который честно выполнил свой воинский долг. Это Бочаров Михаил Александрович. Лучшие боевые качества проявили солдаты советской армии в годы войны в Афганистане. Проявляя образцы мужества и героизма, они не думали о почестях и наградах .Они выполняли свой долг и верили, что занимаются нужным делом – помогают афганскому народу отстоять право на лучшую жизнь.
Ведущий 2: Михаил Александрович вернулся домой с орденом «Красная звезда», медалями «За отвагу», и «За боевые заслуги».
Исполнение песни «Синева» об Афганистане из репертуара ансамбля «Голубые береты».
Ведущий 1: Как неразрывна связь матери со своими детьми от рождения до смерти, так и судьба хутора неотделима от судьбы Родины. Также и судьбы каждого жителя нашего хутора незримой ниточкой связаны с судьбой нашей необъятной страны. И наша малая родина – это наше село и весь наш Волгоградский край. Это люди, с которыми неразрывно связана история нашего края, хутора: сильными, смелыми и талантливыми.
Ведущий 2: Тот, кто живет на селе, живет одним – землей. У всех единый труд – земледельческий, и все говорят об одном и делают главное – то, что повелевает делать мать – земля.
Чтец 6.
Воздадим почет по праву только тем, чьи дни в трудах,
Только труженикам — слава, только им — венок в веках.
И, окончив день усталый, каждый щедро награжден,
Если труд хоть скромный, малый был с успехом завершен.
Рассказ о людях труда, передовиках. (Подготовленный ученик)
- Кузин Георгий Александрович - стаж работы 44 года. За свой труд награжден: орденом «Ленина», «Трудового Красного знамени», «Октябрьской революции».
- Попова Раиса Петровна - стаж работы 34 года. Раиса Петровна имеет награды: ордена «Трудовой славы» второй и третьей степени, Золотую медаль ВДНХ, «Большую серебряную медаль», две малые серебряные медали, три «Бронзовые медали», была лауреатом районной премии в 1978г., 1982г., в 1989г..
Чтец 7.
Вы не стыдитесь своих крестьянских рук!
То не беда, что есть на них мозоли,
Ведь человеку труд – хороший друг,
И с ним дружить – нет лучшей доли.
Для лучшей жизни все нам создают,
Их скромных дел столетья не сотрут.
Своих крестьянских рук, мой друг, не прячь
Пускай груба на пальцах стала кожа
Зато ты сердцем нежен и горяч,
А твердость рук с хорошей сталью схожа.
Ведущий 1: Наша родная, любимая школа! Лучшей школы и не найти во всем мире!!! Школьные кабинеты, залитые солнцем и счастьем, верные друзья и радость новых достижений. Любовь к родному краю начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. У самых истоков славной истории нашей школы стоят ветераны педагогического труда.
Ах, сколько грусти в слове «ветеран»!
Но сколько здесь почёта и тепла!
Ведь лишь трудом почёт людской был дан,
И в школе лучшие прошли года.
Наши слова благодарности ветеранам педагогического труда, находящимся на заслуженном отдыхе.
Рассказ о ветеранах педагогического труда (Заслуженном учителе РФ Ветютневой Л.И., Отличниках просвещения Разуваевой Л.И., Разуваевой В.И., Ахановой Л.Н.)
(Подготовленный ученик)
Ведущий 1: Наш хутор может похвастаться таким количеством учителей, которые окончили местную школу и трудятся в ней по сегодняшний день. Низкий поклон вам, дорогие учителя!
Чтец 8.
Как в святости имя свое ты хранишь,
Как добро на земле ты творишь,
Как праздник встречаешь,
Как любишь семью, -
Все вносится в светлую книгу твою.
Труд твой не измерить обычною мерой,
И это ты знаешь, учитель наш первый.
Как светится в доме твоем огонек,
Когда ты проснулся и рано ли лег?
И как интересен был в классе урок?
Насколько был добр и насколько был строг?
И как улыбался, и как говорил,
Какую картину с собой приносил?
Кого по головке погладил рукой,
Какою походкою шел ты домой?
Ничто не уходит от взора людей.
И это понятно: ты совесть детей!
Ведущий 1: Большой Лычак – казачий хутор. Жили здесь и донские, и волжские казаки, поэтому в нашем хуторе помнят, знают и чтут казачью культуру, казачьи песни, обычаи и традиции. Примером тому служат народный ансамбль «Казачьи напевы», детская фольклорная группа «Казачата».
Выступление творческих коллективов «Казачьи напевы», «Казачата».
Ведущий 2: И в самом деле, где бы мы ни были, куда бы ни забросила вас судьба – лучше, дороже и милее родных мест нет.
Чтец 12.
В жизни нам дана
Родина одна.
У меня она -
вишня у окна.
Прямо у дверей
золото полей,
дума вековая стройных тополей.
Здесь моя тропа
пролегла в хлеба, здесь моя судьба -
радость и борьба, здесь взращённый мной
колос налитой -
гордость и отрада жизни молодой.
От тебя вдали
в пламени, в пыли
годы нас вели
вглубь чужой земли,
но всегда со мной
в стороне иной был в трудах-походах
ты, мой край родной.
Видно, так и быть,
здесь мне век прожить,
до конца дружить,
до конца любить,
здесь мои друзья,
здесь моя семья,
большего не скажешь –
Виталий Бакалдин.
Ведущий 1: Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Наши корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, двести лет назад… Это наша история. Народ, не имеющий таких глубоких корней, – бедный народ.
Ведущий 2: Все мы любим наш край. Мы желаем всем здесь присутствующим счастья и мира в нашем родном краю.
Список литературы
- Митраков В.К., директор СДЮТиЭ г. Михайловка «Топонимика родного края».
- В.И. Даль «Словарь живого великорусского языка».
- Русская советская поэзия. Сборник стихов. М.: Худож. лит., 1990г.
III Всероссийский интернет-конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по творчеству Н.Рубцова "Тихая моя Родина"
Презентация подготовлена к уроку по чтению в коррекционной школе в 9 классе....
"Тихая моя родина..."
Урок-проект по литературному краеведению...
Урок-экскурсия "Тихая моя родина"
Урок по материалам экскурсии на родину С.Есенина. Рассматривается тема роли детства в формировании личности человека....
ТИХАЯ МОЯ РОДИНА (литературная композиция)
Литературная композиция построена на применении регионального компонента. Это мероприятие, воспитывающее в учениках любовь к своей малой Родине, чувство патриотизма, гражданственности....
урок литературы "Тихая моя Родина"
Тема Родины в лирике Н.Рубцова. Урок литературы в 7 классе....
Тихая моя родина
Конспект открытого урока по литературе в 7 классе....