Урок-экскурсия "Тихая моя родина"
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему
Урок по материалам экскурсии на родину С.Есенина. Рассматривается тема роли детства в формировании личности человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_tihaya_moya_rodina.docx | 30.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока-экскурсии : «Тихая моя родина…»
Быть поэтом-
значит петь раздолье.
С. Есенин
Цель: рассмотреть, откуда идут истоки есенинской лирики, познакомить с многообразием тематики, объяснить популярность стихов поэта ; показать, какую роль играет детство в формировании личности человека; содействовать эстетическому, трудовому воспитанию уч-ся, гуманному отношению к животным.
Педаг. Технологии: (гуманно-личностная; система преподавания лит-ры как предмета, формирующего человека.)
Образов. технологии: объяснительно-иллюстративное обучение.
Межпредметные связи: кино, изобразительное искусство, музыка.
Вступление
Учитель: В курсе литературы каждого класса есть разделы, посвященные родной природе, и это не случайно.
Сила ее эстетического воздействия велика. Нет ни одного значительного поэта или художника, душа которого не отозвалась бы на ее красоту. Непревзойденным певцом природы средней русской полосы является С. А, Есенин. «Чувство родины - основное в моем творчестве» ,- говорил Есенин. Поэтому тема нашего урока так и называется «Тихая моя родина». А в качестве эпиграфа мы взяли слова самого поэта: «Быть поэтом – значит петь раздолье».
DVD (изображение картин природы средней полосы России на фоне музыки)
Родина и природа. Глубоко символично, что у этих слов один корень. Для многих из нас это емкое понятие Родины связано с местом, где сделал первые шаги, познал красоту окружающего мира.
Любовь к стране, Отчизне, начинается с любви к малой родине, к родной природе.
«Лелем из Рязани» называли Есенина товарищи по перу. Сегодня мы совершим экскурсию в детские годы поэта, продолжив тем самым тему детства, начатую Толстым, Буниным, Горьким .О важности детских лет в формировании человека писал Ф. М. Достоевский: «Знайте, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, вынесенное из детства, из родительского дома».
Наша задача – постараться понять, почему Есенин всю жизнь был «нежно болен воспоминаниями детства», и в радости и печали – всегда его сердце тянулось к родному очагу, полевым тропинкам.
Чем можно объяснить присутствие в его стихах необыкновенных сравнений, сказочных образов и ярких красок? Почему его стихи любимы народом, исполняются как народные песни?
А помогут нам найти ответы на эти вопросы стихи самого поэта, воспоминания его близких, друзей, да и самого Есенина.
Провести экскурсию мне помогут ребята, которые побывали на родине поэта в селе Константиново Рязанской области.
Итак, начинаем нашу экскурсию. Представьте, что вы сидите в мягких креслах комфортабельного автобуса, за окнами проплывают живописные картины осеннего пейзажа и вы слышите красивую мелодию .
-(Песня в исполнении учениц «Отговорила роща золотая», на экране проецируются картины осеннего пейзажа.( DVD.))
Вы услышали песню на слова С. Есенина «Отговорила роща золотая» в исполнении Албаковой Дианы и Левиной Сони.
И вот мы на Рязанской земле.
Ученица: «Детство Есенина прошло на Рязанской земле в с. Константиново, которое привольно раскинулось на правом холмистом берегу реки Оки. »
Первое, что бросилось в глаза, когда мы приехали сюда, - это огромный портрет Есенина, на фоне необъятных просторов, а на горизонте сливается синь неба и реки. Рядом растут березки. И
невольно вспомнились знакомые с раннего детства Строки.
Ученица читает стихотворение С. Есенина «Берёза»: «Белая береза под моим окном, принакрылась снегом, точно серебром…».
Учитель: Всем известно, что березка – это символ России, а Россия для Есенина была началом всех начал. Даже имя ее он произносил с восхищением «Россия». Какое хорошее слово… и … роса, и сила, и «синее» что-то.
Учащиеся рассказывают о детских годах С.Есенина: Родился Есенин 3 октября в семье крестьянина Александра Никитина Есенина и крестьянки Татьяны Федоровны Титовой
Когда-то на месте крестьянской избы Есениных, которую сегодня мы видим в Константинове, возвышался на пригорке ветхий двухэтажный дом, построенный дедом поэта – Никитой Осиповичем Есениным. «В молодости, - рассказывает Екатерина Александровна,- наш дедушка Никита Осипович Есенин собирался пойти в монахи, но до 28 лет никак не мог собраться, а в 28 лет женился на 16-летней девушке. За это намерение в селе прозвали его «монах», а бабушку , его молодую жену, -«монашка». С тех пор все поколение нашего дома носило прозвище «монахи» и «монашки»…
Никита Осипович Есенин был человек незаурядный, владел для того времени довольно прилично грамотой, часто «сочинял» односельчанам разного рода прошения, «много лет он был сельским старостой... и пользовался в селе большим уважением, как трезвый и умный человек». Он открыл мелочную лавку. В 1887 году, сорока лет, он умирает, оставив свою жену-бабушку поэта-Аграфену Панкратьевну с шестью малыми детьми. Вскоре после смерти мужа она вынуждена была прикрыть мелочную лавку, основной доход ей давали жильцы, которых она охотно пускала в свой дом .
Когда первый сын Аграфены Панкратьевны – Александр- подрос, его отдали на выучку мясному делу к купцу Крылову в Москве. Позднее он стал работать там приказчиком. « Отец наш ,-рассказывает Екатерина Александровна,- был старшим сыном. В детстве он пел в церковном хоре. У него был прекрасный дискант. По всей округе возили его к богатым на свадьбу и похороны.Когда ему исполнилось 11-12 лет, бабушке предложили отдать мальчика в Рязанский собор, но в последний момент отец отказался. Ему не захотелось всю жизнь носить чёрную рясу, и вместо собора его отправили в Москву « мальчиком в мясную лавку». В 1893 году Александр Никитич Есенин женился на своей односельчанке Татьяне Фёдоровне- дочери константиновского крестьянина Фёдора Андреевича Титова, которая после свадьбы перешла жить в дом Есениных. В этом доме родился и провёл с матерью первые годы будущий поэт.
«Наши родители,- рассказывает вторая сестра Есенина( Александра) поженились очень рано. Когда отцу было 18, а матери -16 с половиной лет. Сыграв свадьбу, отец вернулся в Москву, а мать осталась у свекрови. С первых же дней они невзлюбили друг друга. И сразу начались неприятности. Полной хозяйкой была бабушка, в доме по-прежнему жили постояльцы., для них нужно было готовить. Стирать, за всеми убирать.Почти вся работа легла на плечи матери, а в награду она получала косые взгляды свекрови. По- прежнему наш отец высылал своё жалованье бабушке. Между матерью и отцом вспыхнула ссора, и они несколько лет жили порознь: Отец- в Москве, мать- в Рязани. Эта ссора тяжело отразилась на всей дальнейшей жизни матери. С особенно на детстве Сергея. Через несколько лет мать наша, имея на руках 3-летнего Сергея, ушла от Есениных. Дедушка взял Сергея к себе, но мать послал в город добывать хлеб себе и своему сыну. Мать пять лет не жила с нашим отцом, и Сергей всё это время был на воспитании у дедушки и бабушки Натальи Евтеевны. Сергей, не видя матери и отца, привык считать себя сиротою, а подчас ему было обидней и больней, чем настоящему сироте.»
« Первые мои воспоминания относятся к тому времени, когда мне было 3-4 года. (жил Есенин в доме Титовых),- вспоминал впоследствии поэт.- Помню лес, большая канавистая дорога. Бабушка идёт в Радовецкий монастырь, который от нас в 40 верстах. Я, ухватившись за её палку, еле волочу от усталости ноги. А бабушка приговаривает6 « Иди, иди, ягодка, бог счастье даст. Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по сёлам, пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе… Дедушка мне пел песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам воскресным дням он рассказывал мне библию и священную историю». Есенин однажды заметил: «Оглядываясь на весь пройденный путь, я всё- таки должен сказать, что никто не имел для меня такого значения, как мой дед. Ему я о больше всего обязан…»
Учитель: О раннем детстве Есенин вспоминает в стихотворении « Мой путь» ( читается стихотворение).
Учитель: «В детстве я рос, дыша атмосферой народной поэзии, » - писал Есенин. Вспомните, с чем сравнивал в загадках звездное небо, месяц.
(Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Хлеб пекли крестьяне в русских печах круглыми, и отрезанный кусок, или ломоть, напоминал зародившийся месяц.)
О звездном небе говорили : «после не меряно, овцы несчитаны, пастух рогат».
- Похожие сравнения мы можем найти и в стихах Есенина. Вслушайтесь в поэтические строки, «Ягнёночек кудрявый- месяц…»
-Чудесные сказочные образы, возникавшие у ребёнка в раннем детстве, нашли отражение и в стихотворении «Пороша».
Ученик: В воспитании будущего поэта принимали также трое неженатых сыновей Ф.А. Титова, которые учили его плавать, ловить рыбу, утят.
По-матерински заботилась о Есенине в доме Титовых бабушка-Наталья Евтеевна. «Бабушка любила меня изо всей мочи, и нежности её не было границ»,- признавался поэт. В долгие зимние вечера она рассказывала ему сказки, пела песни, духовные стихи. Унося его воображение в мир старины. Есенин не только слушал с интересом, но и сам начинал фантазировать. «Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые с плохим концом мне не нравились, и я их переделывал на свой лад». В доме Титовых начал одолевать Есенин грамоту. «Читать начал с 5 лет»,- указывал поэт. Так рос маленький Есенин под призором бабки и деда.
Учитель: Всё то доброе, положительное, что способствовало пробуждению у Есенина поэтической фантазии, интереса к народным песням и легендам, сказкам, любви к природе во многом было разбужено в душе поэта не без доброго влияния деда и бабки.
Мы продолжаем нашу экскурсию и перенесемся в весну на луга реки Оки, которые тоже оказали определённое влияние на формирование мировоззрения будущего поэта.
Ученик: Привольно чувствовал себя будущий поэт в константиновских лугах. «Раздольны, красивы наши заливные луга,- рассказывает сестра поэта.- Вокруг такая ширь, такой простор, что не окинешь оком. Вдали ,в дымке, синеют леса, воздух чист и прозрачен. В траве, в кустарниках поют, заливаются птицы. С весны до глубокой осени нас, ребят, манят к себе своими богатствами чудесные луга». А сам Есенин вспоминал : « Уличная моя жизнь была не похожа на домашнюю. Сверстники мои были ребята озорные. С ними я лазил вместе по чужим садам и огородам. Убегал дня на 2-3 в луга и питался вместе с пастухами рыбой, которую мы ловили в маленьких озёрах, сначала замутив воду руками, или выводками утят.»
Учитель: Неповторимая красота родной природы окружала Есенина буквально с колыбели. Подрастая, он чутко воспринимал этот радужный мир и отражал в своих стихах.
Послушайте стихотворение «С добрым утром». Обратите внимание на то, какие олицетворения и эпитеты использует автор. Назовите их.
DVD- картины восхода солнца над рекой.
Учитель: Зорко и проникновенно рисует природу Есенин. Она для него живая. Сонные березки улыбнулись навстречу солнечным лучам, растрепали, как девушки, косы, он слышит шорох сережек, подмечает нежный перламутр крапивы.
Стихи Есенина отличаются особенной любовью ко всему живому. «Я очень люблю всякое зверье,» - признавался поэт. А корни этой любви уходят также в детские годы, в приокское раздолье.
Один из сверстников Есенина,товарищ по деревенским играм и похождениям, Кузьма Васильевич Цыбин вспоминал : «Мы отправлялись через луга к дальней косе. Песчаный берег косы- наше любимое место. Помню, как однажды по пути к этой косе мы решили половить утят в одном из луговых озёрец. Поймав быстро одного за другим 3 утят. Сергей передал их мне с наказом: «Держать крепко». Не успел Есенин отойти несколько шагов. Как один утёнок, вырвавшись из моих рук, нырнул в воду и скрылся в камышах. Увидя это, Есенин взял у меня утят и начал распекать меня. Потом вдруг неожиданно подошёл к берегу и … пустил одного, затем другого утёнка в воду и долго смотрел им вслед…»
Учитель: Звери, птицы, домашние животные у Есенина наделены человеческими чувствами. Они как бы родня человека. Подтверждением этого может служить стихотворение «Песнь о собаке» .
Учитель: Это стихотворение глубоко тронуло А. М. Горького, он вспоминал о том, что Есенин читал его со слезами на глазах ,и писатель сказал Есенину, что на его взгляд, он первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных.
Как на детей одной матери-Земли смотрел Есенин на человека, природу, животных. А мы вновь обратимся к воспоминаниям сестёр Есенина, чтобы полнее понять поэтический мир поэта.
Ученик:. Наше Константиново было тихое , чистое село, утопающее в зелени село. Основным украшением являлась церковь, стоящая в центре. Стройные многолетние березы с множеством граничных гнезд служили убранством этому красивому и своеобразному памятнику русской архитектуры.
Вдоль церковной ограды росли акация и бузина.
За церковью тянулся забор, который отделял имения помещицы Л. И. Кашиной. Это была молодая, интересная и образованная женщина, владеющая несколькими иностранными языками. Она явилась прототипом А. Снегиной, ей же было посвящено стихотворение «Зеленая прическа». (Ученица читает стих).
. Имение было очень красивым окружено деревьями, кустарниками, густыми травами «Дух захватывало при виде огромных кустов, цветущей сирени или жасмина, окружающих барский дом, дорожек посыпанных чистым жёлтым песком, барыни в красивом длинном платье и ее детей в красивых соломенных шляпах, »- вспоминает она из сестер. Сергей бывал в барском доме: он дружил с Л. И. Кашиной. Из барского сада он иногда приносил домой бусы жасмина и сирени.
«И ещё вспоминаю, очень любил Есенин цветы. Весной до покоса наши луга- разноцветный ковер. Каких только цветов в них нет! Для него цветы – что живые друзья были».
Учитель: Любовь к природе, малой родине – это основа и настоящего патриотизма, и подлинной нравственности, и духовности.
Д. С. Лихачев писал : «Нравственная ответственность пред людьми – это умение трудиться. Желание проявить себя в труде с радостью и пользой. Для крестьянина нет красоты без труда. В труде выявляется сила и удаль». Слова Лихачева подтверждают пословицы : «Воля и труд дивные всходы дают». «Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах ».
Эта сторона жизни, также была хорошо знакома Есенину с раннего детства. Об этом говорят его сестры и стихи поэта.
Рассказ учащихся о жизни крестьян:
«Жизнь на селе начинается рано. Летом, задолго до восхода солнца, часа в два-три, в тишине слышится позвякивание ведер . Это бабы отправляются доить коров. Коровы у нас , переводятся за реку на все лето, до самых морозов. Рано утром розоватая вода в реке теплая как парное молоко. Разговоры баб в эту пору особенно гулко разносятся по воде. Часа через полтора- два, абы возвращаются домой. Но спать уже некогда. Нужно выгнать овец, покормить свиней, принести воды, протопить печку. Истопив печку, будят всю семью завтракать, а после завтрака все отправляются на работу в поле. Дома остаются только дряхлые старики да малые дети».
Учитель: Есенин не проходил мимо реальной жизни. Его стихи отличаются правдивостью и точностью деталей жизни крестьян.
Послушайте об этом стихотворения «Дед и «В хате.
Рассказ учащихся:
«Крестьянские дети рано приобщались к труду. Лет с шести- семи девочек приучают к работе – носить воду, нянчить детей, мети полы, а лет с девяти-десяти они ходят полоть и жать вместе со взрослыми, моют полы, копают картошку, привыкают доить коров. Мальчики ездят в ночное. Их дела мужские – на пашне возле лошади. Дел у них меньше , чем у девочек.
Сергей в раннем возрасте ездил с мальчишками поить лошадей на Оку, в ночное. «Ночью луна, - вспоминал он, -при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов».
Звучит стих «Табун».
Особенно любил Есенин сенокос – это была трудная , но радостная пора (Проецируются картины уборки хлебов, сенокоса). В эти дни село как бы вымирало, все перебирались за Оку, жили там дружной артельной семьёй в шалашах, привольно, весело, шумно. По вечерам не затихали в лугах пенсии, пляски, переливы тальянки, кругом слышались шутки, смех. Не случайно в стихах Есенина, слышится голос народных мотивов. Многие его стихи написаны как песни. «Засосал меня песенный плен»- говорил он. Не одно поколение поёт песни на слова Есенина и за столом в тесном кругу родных и близких, и у костра в походе, дополняя новым чувством и интонацией.
(Исполняется песня «Клён ты мой опавший…»).
Но самое веселое – это послеобеденное время. Шутки, смех , песни, пляски, купание молодых. Есть у нас такой обычай – молодоженов, поженившихся в течение года, считая от прошлого сенокоса, купать в озере. С шутками , со смехом подступают к молодой или молодому , хватают их, раскачивают и в чем есть бросают в воду. Барахтанье молодых в илистом, заросшем озере вызывают дружный смех, и , довольные такой шуткой, люди долго не расходятся. Конечно, такое купание неприятно, но обижаться нельзя, таков обычай – купают всех молодоженов, и, предвидя это, они всегда берут с собой запасное платье.
Часа в три-четыре бабы отправляются копнить сено. Приятно посмотреть на баб, рассыпавшихся по лугу в ярких, пестрых нарядах. На сенокос у нас одеваются по-праздничному, особенно молодежь. Раскрасневшиеся, слегка растрепанные, ловко складываются они одну копну за другою. Работая у всех на виду, нужно показать себя ухватистой. Особенно девкам на выданье. К ним пристально присматриваются будущие свекор или свекровь
Ни на какой другой работе не проводится короткий отдых так весело, как на сенокосе, и усталь нигде не проходит так быстро. Вспоминая покосное время, люди забывают, как ломило от тяжелого труда поясницу, как прилипали к спине рубахи, покрывшиеся от пота солью.
И у Сергея, испытавшего этот труд, остаются в памяти картины яркие и дорогие. Картины крестьянского труда узнаются в стихотворениях «Топи да болота» и «Русь».
Очень красив вид с горы на покосные луга в сумерки. Мерцают вдали огоньки костров, и в тихую погоду дым от них, расстилаясь по всему лугу, голубой вуалью окутывают копны.
Учитель: Есенин любит пестрые картины народной жизни и воспевает их в своих стихах. Об этом мы читаем в следующих строках :«Край любимый».
Учитель: Сила Есенинской лирики заключается в том, что чувство любви к Родине выражается в зримых , конкретных образах. Его пейзажи не мертвые, безлюдные картины. В них всегда присутствует человек. И человек этот- сам поэт, влюбленный в родной край. Его голос слышится и в стихотворении «Спит ковыль».
Учитель: Наша экскурсия подошла к концу. Мы сегодня заглянули в ту атмосферу, которая способствовала развитию творческого воображения чувствительного мальчика-Есенина. Он видел прекрасное во всем, что его окружало, вслушивался и всматривался в звуки и краски родной земли, учился любить ее у своих предков.
Заканчивая наш урок , я бы хотела пожелать вам так же подмечать красоту окружающего мира и развивать свои способности. А поэтому д/з вам будет творческая работа. Попробуйте свои силы, напишите рассказ или своё стихотворение с данными словами: топи, болота, синие небеса, хвойные леса, замирает и грустит природа, одуванчик, подорожник, суровая природа.
В заключение послушайте голос самого поэта (Звучит запись чтения стихов самим С.А. Есениным).
Всем спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"
Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"...
классный час на тему:Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя,- спроси , что ты можешь сделать для своей Родины.
План – конспект классного часа на тему: ...
Научно-исследовательский проект. Россия- родина, мой дом! (Своеобразие темы родины в творчестве поэта-земляка Ивана Александровича Извозникова)
С древних времен тема Родины стала главной темой русской литературы. Ей посвящали вдохновенные строки В.А. Жуковский и А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский и А.В.Кольцов, Н.А. Некрасов и Ф.И.Тютчев. Ни один ...
Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс
Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели: - Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта. - Сфор...
2 класс раздел "Россия - Родина моя "Здравствуй, Родина моя! Моя Россия.
Презентация к разделу Россия - Родина моя по программе Е.Д.Критской по теме "Здравствуй, Родина моя! Моя Россия."...
Русские поэты о Родине,родной природе и о себе.Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине.
Данный материал учит понимать поэтический язык; помогает ученикам осмыслить прочитанное; развивает навыки анализа поэтического текста....
Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л
Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина» « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...